Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 18 (373). Экономика. Вып. 51. С. 90-97.
УДК 614.2 ББК 65.495
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ помощи КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
И. Д. Колмакова, Е.И. Никитина
ФГБОУВПО «Челябинский государстеенныйуниеерситет», Челябинск, Россия
Важной задачей развития социальной сферы страны сегодня является повышение качества медицинской помощи на основе роста эффективности деятельности медицинских организаций. В статье представлена методика оценки эффективности функционирования станции скорой медицинской помощи как бюджетного учреждения, являющегося одним из элементов системы здравоохранения крупного промышленного региона Российской Федерации. Кроме экономической эффективности, необходимый уровень которой рассматривается в качестве одного из условий функционирования учреждения, по мнению авторов, следует определять также медицинскую и социальную эффективность. В работе содержится ряд показателей для их определения: коэффициент медицинской результативности, коэффициент эффективности диагностической работы и др. В качестве интегрального показателя принят коэффициент общей эффективности (Кэ), который рассчитывается как средняя взвешенная арифметическая величина оценочных показателей экономической, медицинской и социальной эффективности, скорректированных на коэффициенты удельных весов.
Ключевые слова: скорая медицинская помощь, фективностъ, социальная эффективность.
Служба скорой медицинской помощи (СМП) имеет приоритетное значение в системе обеспечения населения первичной медико-санитарной помощью. В условиях проведения качественных преобразований социальной сферы общества и реформирования системы здравоохранения Российской Федерации роль скорой медицинской помощи неуклонно возрастает.
В распоряжении Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р содержится план мероприятий («дорожная карта»), реализация которого призвана повысить качество медицинской помощи на основе роста эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Важным условием функционирования эффективной системы оказания медицинской помощи являются оптимизация структуры системы здравоохранения и повышение эффективности работы каждого медицинского учреждения. К полномочиям РФ в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Федерации.
Цель работы — представить авторскую методику оценки эффективности функционирования станции СМП как бюджетного учрежде-
экономическая эффективность, медицинская эф-
ния. Особенность данной методики заключается в том, что помимо экономической эффективности, как главного условия функционирования медицинского учреждения, определяются также медицинская и социальная эффективность. Совершенствование организации и оказания СМП требует выявления и реализации незадей-ствованных факторов на основе повышения качества оказания медицинской помощи и оптимизации работы персонала.
Необходимо отметить, что в соответствии с планом структурных преобразований системы оказания медицинской помощи предусматривается снижение доли расходов на оказание СМП вне медицинских организаций с 6% от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2013 г. до 5,1 % в 2018 г. [1].
В работах многих отечественных исследователей содержится мнение о том, что служба СМП нуждается в оптимизации [2-7; 9-11], так как имеющиеся успехи были достигнуты в основном за счёт экстенсивных факторов развития (роста числа линейных и специализированных бригад, численности врачей и средних медицинских работников, укрепления материально-технической базы).
В настоящее время на территории Челябинской области функционируют 7 самостоятельных станций СМП и 37 отделений СМП при центральных районных и городских больницах. Каждый третий житель Челябинской области ежегодно обращается за СМП. Причинами высокой потребности населения в службе СМП являются ухудшение здоровья населения, ослабление профилактической направленности в деятельности первичной медицинской помощи, снижение доступности медицинской помощи в целом.
Проводимая в последние годы в стране реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений, в том числе и в Челябинской области, заключающаяся в сокращении коечного фонда и развитии стационарно-замещающих технологий, не оказала существенного влияния на объёмы деятельности станций и отделений СМП. Участково-территориальная сеть поликлинических учреждений характеризуется низким уровнем укомплектованности врачами-терапевтами, при этом их численность имеет тенденцию к снижению при высоком удельном весе лиц пенсионного возраста [12; 13].
В связи с этим, по нашему мнению, особенно актуальной становится проблема разработки методики комплексной оценки эффективности функционирования службы СМП как одного из элементов социально-экономической системы региона [8; 10].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) указывает на то, что при определении эффективности в сфере здравоохранения необходимо учитывать три её основные цели: «улучшение показателей здоровья населения, оперативность реагирования и соответствие потребительским ожиданиям, а также солидарность финансового участия». Соответственно эффективность здравоохранения ВОЗ определяет как то, «.. .насколько хорошо достигаются компоненты трёх основных целей по отношению к располагаемым ресурсам» [14. С. 9].
Оценка эффективности деятельности любой организации — весьма сложный процесс, так как необходимо учесть огромное количество параметров, оказывающих влияние на уровень и характер эффективности. Необходимо учесть также распределение этих параметров по разным стадиям производственного процесса и потенциальное наличие некоторых параметров, не оказывающих непосредственного влияния на результаты производственной деятельности. Сложность данно-
го процесса заключается также в необходимости учёта их косвенного воздействия на деятельность хозяйствующей организации и в субъективном характере многих факторов [15]. Перечисленное приводит к объективным трудностям в процессе разработки и применения на практике системы оценки различных сторон деятельности службы СМП, составляющих и определяющих её эффективность.
Множество и неоднозначность показателей, характеризующих общую эффективность деятельности станции СМП, весьма затрудняют разработку оценочной системы, рассчитанной на использование в повседневной практике. Поэтому для оценки мы выделили отдельные компоненты общей эффективности функционирования станции СМП, в то же время в совокупности отражающие её основные результаты. При этом мы используем принцип аддитивности, согласно которому величина оценки целого объекта складывается из суммы величин оценок отдельных его элементов. В качестве главных элементов общей эффективности, подлежащих оценке, мы рассматриваем экономическую, медицинскую, социальную эффективность. Оценка этих элементов общей эффективности базируется на результатах анализа различных показателей, отражающих специфические особенности расчёта каждого из них.
Под определением экономической эффективности деятельности станции СМП мы понимаем оценку рациональности использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов учреждения при сопоставлении с достигнутыми результатами.
Для анализа эффективности деятельности станции СМП необходимо использовать как обычные экономические показатели, так и дополнительные, отражающие специфику деятельности учреждения и оказывающие значительное влияние на уровень его экономической эффективности. Оценка этих показателей заключается в проведении сравнительного анализа их во времени — по стандартным расчётным периодам (месяц, квартал, полугодие, год).
Расчёт экономической эффективности деятельности станции СМП производится как оценка рациональности использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов учреждения при сопоставлении с достигнутыми результатами. Однако необходимость получения показателя, отражающего в наиболее пол-
ной мере результативные и затратные характеристики деятельности, вынуждает прибегнуть к поиску вариантов расчётных методик. Мы остановились на методе исчисления экономической эффективности (Э), в соответствии с которой учитываются полные затраты и стоимость ресурсов учреждения:
Р Р
Э= -Э = Р
ПЗ
РО
(1)
где Р — результаты,
ПЗ — полные затраты — себестоимость (С) и фиксированные платежи (ФП);
РО — ресурсы учреждения — сумма стоимости основных фондов (СОФ), материальных оборотных средств (СМОС) и годового фонда оплаты труда (ФОТ).
В развёрнутом варианте формула расчёта коэффициента экономической эффективности (Кэ) приобретает следующий вид:
С + ФП СОФ + СМОС +ФОТ
(2)
Анализ динамики Кэ во времени (сравнение разных расчётных периодов) обеспечивается определением индекса экономической эффективности (Иэ), который рассчитывается как соотношение Кэ за изучаемый расчётный период (КЭи) и Кэ за период, предшествующий расчётному (КЭи -1):
Кг
иэ =
^Эи
К
(3)
Эи-1
Однако по результатам анализа показателей только экономической эффективности невозможно дать истинную оценку деятельности станции СМП с учётом специфики данного учреждения. Поэтому, кроме экономической эффективности, определённый уровень которой может рассматриваться в качестве одного из условий функционирования службы СМП, по нашему мнению, необходимо определять также медицинскую и социальную эффективность.
Имеющиеся в распоряжении станции СМП материальные, финансовые, технические, информационные и кадровые ресурсы являются объективной основой оказания диагностических и лечебных услуг. Их потребление должно обеспечивать достижение определённого медицинского результата.
Медицинскую эффективность деятельности станции СМП мы рассматриваем как элемент общей эффективности функционирования службы СМП, непосредственно связанный с качеством медицинской деятельности. Показатели медицинской эффективности характеризуют степень достижения положительного результата, проявляющегося в улучшении состояния здоровья конкретного пациента, к которому был осуществлён вызов. При этом учитывается уровень использования ресурсной базы учреждения (показатели, характеризующие рациональность использования этих ресурсов, учитываются при анализе экономической эффективности).
Для создания системы оценки деятельности, пригодной для практического применения в любом учреждении службы СМП, мы предлагаем использовать показатели, отражающие основные характеристики оказания СМП с трёх основных позиций:
— рациональной (показывает рациональность использования ресурсов);
— процессной (характеризует соблюдение медицинских технологий);
— результативной (показывает степень достижения и направленность медицинских результатов).
Для расчёта медицинской эффективности предлагаем использовать показатели, характеризующие медицинскую (диагностическую и лечебную) деятельность станции СМП. При этом можно использовать основной квалиметриче-ский метод — сравнительный количественный анализ данных, отражающих фактическую деятельность оцениваемого объекта, и стандартных, нормативных средних показателей. Этот метод применим для исчисления и анализа коэффициентов, выражающих количественную оценку медицинской деятельности, осуществляемой службой СМП.
Относительным показателем, в наиболее общем виде отражающим медицинскую эффективность, является коэффициент медицинской результативности (КМр). Он рассчитывается как отношение количества пациентов с положительным медицинским результатом за отчётный период (Мрф) к общему числу пациентов, которым оказана СМП за тот же период (и):
к _ мРф
(4)
Эффективность диагностической работы отражает соответствующий коэффициент — Кдиагн. Для определения этого показателя рассчитывается отношение количества диагностических исследований, выполненных за отчётный период (Диагнф), к общему числу обратившихся за СМП за этот период пациентов (и).
Для расчёта степени выполнения соответствующего медицинского стандарта можно использовать коэффициент (Ст): точное соблюдение стандарта оценивается коэффициентом 1,0; при отклонении в ту или иную сторону эта величина уменьшается, превращаясь в доли единицы. Коэффициент Ст определяется как средняя за оцениваемый период величина (для учреждения в целом):
(5)
„ _ Диагнф „
кДиагн " -— ^Т-
Далее необходимо также оценить лечебную деятельность. Для этого вводится коэффициент эффективности лечебной деятельности — КЛеч. Данный коэффициент можно рассчитать как отношение количества медицинских манипуляций, выполненных за рассматриваемый период (Лечф), к общему числу обратившихся за скорой медицинской помощью пациентов за этот же период (и). Степень выполнения лечебных манипуляций (медицинских стандартов) оценивается посредством коэффициента Лечм. При этом необходимо введение для Леч ф условного коэффициента 0,01 с целью устранения объективно существующей разницы между количеством диагностических исследований и лечебных процедур, препятствующих вычислительным операциям с сопоставимыми величинами этих абсолютных показателей:
(6)
Диагностическая и лечебная деятельность оценивается посредством коэффициента — Кдл> который представляет собой среднюю арифметическую величину значений К
Диагн и ^Леч-
К
ДЛ
— ^Диагн
к
Леч
(7)
Социальная эффективность деятельности станции СМП рассматривается нами с позиций оценки степени и направленности её воздействия на качество жизни населения. Для повышения социальной эффективности системы здравоохране-
ния, элементом которой является станция СМП, необходима оптимизация системы СМП с целью выполнения одной из главных функций этой системы — обеспечения положительной динамики общественного здоровья через повышение уровня здоровья конкретного человека.
Поскольку полный анализ и оценка в повседневной практике всех аспектов социальной эффективности функционирования службы СМП невозможны, можно рассмотреть при оценке общей эффективности два её основных аспекта социальной эффективности:
1) доступность скорой медицинской помощи для населения;
2) роль деятельности станции СМП как поставщика рабочих мест в формировании определённого уровня качества жизни экономически активного населения.
Уровень доступности для населения приемлемой по уровню качества СМП является одним из важнейших аспектов эффективности системы здравоохранения.
В качестве основного показателя для оценки степени доступности мы взяли количество бригад СМП, которое приходится на 10000 чел., проживающих в данном регионе, в соотношении с нормативным показателем, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации:
Кр....
(8)
^ _ Б ф
кд--
КБн
где Кд — коэффициент доступности;
КБф — количество бригад СМП фактическое; КБ н — количество бригад СМП нормативное. Динамика Кд по расчётным периодам (месяц, квартал, год) оценивается посредством определения индекса доступности, который высчитывает-ся как соотношение Кд за расчётный период и Кд за период, предшествующий расчётному:
Кт...
(9)
Ид =
\Ци
К
Ди-1
где Ид — индекс доступности СМП;
Кди — коэффициент доступности СМП за расчётный период;
Кди - 1 — коэффициент доступности СМП за период, предшествующий расчётному.
Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является такой аспект социальной эффективности деятельности станции СМП, как влияние на форми-
рование определённого уровня качества жизни значительного количества людей посредством предоставления рабочих мест, т.е. повышение уровня занятости экономически активного населения.
Для определения этого показателя, названного нами коэффициент предоставления социальной поддержки (Кс), используются среднегодовые данные, которые с приемлемой степенью точности отражают динамику занятости, обеспечиваемой станцией СМП, а также относительный уровень качества жизни её работников, выражаемый размером оплаты их труда:
СЗСмп , СЗсмп
Кс = -
СЗр
ПМр
(10)
где СЗсмп — среднегодовая зарплата по станции СМП;
СЗр — средняя заработная плата в регионе;
ПМр — прожиточный минимум в регионе.
Динамика Кс во времени определяется посредством вычисления индекса социальной поддержки (Ис):
Кс п
Ис =
Кс
(11)
и-1
где КСи — коэффициент социальной поддержки за исследуемый период;
Кси - 1 — коэффициент социальной поддержки за период, предшествующий исследуемому.
После определения круга показателей производится расчёт интегрального показателя общей эффективности. Комплексная оценка эффективности деятельности станции СМП должна быть однозначной в соответствии с квалиметрическим принципом, поэтому интегральный показатель оценки должен учитывать влияние отдельных факторов на общую эффективность.
Интегральный показатель — коэффициент общей эффективности (Кэ) — можно определить как среднюю взвешенную арифметическую величину оценочных показателей отдельных компонентов эффективности и соответствующих коэффициентов весомости.
Определение коэффициентов весомости (О) осуществляется методом экспертной оценки. К экспертному опросу должны привлекаться опытные экономисты и организаторы здравоохранения. Определяется удельный вес значимости каждого показателя. Удельный вес значимости определённого показателя исследуемого объекта представляет собой количественное выражение важности, влияния, значения этого показателя на общую оценку. Выявление мнения экспертов как результатов экспертного опроса при определении удельного веса значимости показателей экономической Оэ), медицинской Ом) и социальной (Ос) эффективности позволяет охарактеризовать количественные соотношения всех главных компонентов общей эффективности в её структуре:
КэСэ + КмСм + КсСс
кэ = -
(12)
Данная методика применима для оценки эффективности функционирования станции СМП административного центра крупного промышленного региона. Проведение оценки эффективности функционирования станции СМП является перспективным направлением, способствующим достижению основной цели государственной политики в области здравоохранения — улучшению состояния здоровья населения через обеспечение доступности качественной медицинской помощи путём создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг.
Таким образом, представленная нами методика комплексной оценки эффективности функционирования станции СМП, в отличие от существующих методик, базируется на расчёте трёх составляющих общей эффективности службы СМП: экономической, медицинской и социальной. Применение данной методики нацелено на решение одной из важных задач социального развития страны на современном этапе в условиях ограничения финансовых и других ресурсов — повышение доступности и качества оказания СМП населению России в целом и её отдельных регионов.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2013 г. № 2599-р «О плане мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения"».
2. Багненко, С. Ф. Основные положения концепции развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации / С. Ф. Багненко // Скорая мед. помощь. - 2009. - № 2. - С. 50-54.
3. Боев, В. А. Оптимизация организации оказания скорой медицинской помощи городскому населению : автореф. дис. ... канд. мед. наук / В. А. Боев. - М., 2008. - 22 с.
4. Бойков, А. А. Научное обоснование совершенствования работы службы скорой медицинской помощи в крупном городе на догоспитальном этапе : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / А. А. Бойков. - СПб., 2006. - 42 с.
5. Ершова, Е. В. Вопросы разделения скорой и неотложной помощи в программе модернизации здравоохранения Челябинской области / Е. В. Ершова, Л. М. Кузнецова II Новые технологии в здравоохранении : сборник. - Челябинск, 2011. - С. 14-17.
6. Иванова, А. А. Роль организационных технологий в совершенствовании скорой медицинской помощи городскому населению Крайнего Севера : автореф. дис. ... канд. мед. наук / А. А. Иванова. - Хабаровск, 2008. - 24 с.
7. Кравчук, Д. А. Пути оптимизации работы скорой медицинской помощи на основе внедрения системы сбалансированных показателей (на примере г. Владивостока) : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Д. А. Кравчук. - Хабаровск, 2011. - 25 с.
8. Никитина, Е. И. Основные направления повышения эффективности функционирования службы скорой медицинской помощи / Е. И. Никитина II Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 3 (294). Управление. Вып. 8. - С. 66-68.
9. Осипов, А. Н. К вопросу о создании оптимальной организационной модели службы скорой медицинской помощи на примере станции СМП г. Челябинска / А. Н. Осипов, Е. В. Ершова, А. Ю. Тележкин II Скорая мед. помощь. - 2004. - № 2. - С. 20-27.
10. Колмакова, И. Д. Комплексная организационно-экономическая диагностика как инструмент оценки эффективности функционирования муниципального бюджетного учреждения здравоохранения / И. Д. Колмакова, Е. И. Никитина II Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2014. - № 15 (344). Экономика. Вып. 45. - С. 89-95.
11. Михайлова, Ю. В. Эффективность работы здравоохранения Российской Федерации / Ю. В. Михайлова, О. Б. Нечаева, Е. И. Скачкова, В. И. Назаров II Здравоохранение РФ. - 2011. - № 6. - С. 3-7.
12. Москвичёва, М. Г. Особенности заболеваемости населения, проживающего в сельской местности Челябинской области / М. Г. Москвичёва II Здравоохранение РФ. - 2009. - № 3. - С. 34-36.
13. Москвичёва, М. Г. Основные направления программы модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011-2012 годы / М. Г. Москвичёва II Новые технологии в здравоохранении : сб. науч. ст. - Челябинск, 2011. - С. 8-11.
14. Hurst, J. Performance measurement and performance management in OECD health systems [Электронный ресурс] / J. Hurst, M. Jee-Hughes II Labour market and social policy-occasional papers. - 2001. - 29 Jan. -URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/51gsjhvj7rq0.pdf?expires=1447927319&id=id&accna me=guest&checksum=00DA913A5D9531A05F0C557FF7D3F0A3
15. Лебедева, И. В. Комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения как самостоятельного хозяйствующего субъекта: методические подходы и организационные технологии : метод, рекомендации / И. В. Лебедева, В. С. Кудрин, В. Г. Лейзерман. - Оренбург, 2000. - 15 с.
Сведения об авторах
Колмакова Ирина Дмитриевна — доктор экономических наук, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. kolmirina@ mail.ru
Никитина Елена Игоревна — аспирант факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия, pilches@mail.ru
Bulletin ofChelyabinsk State University. 2015. No. 18 (373). Economy. Issue 51. Pp. 90-97.
EFFICIENCY OF AN AMBULANCE SERVICE STATIONS' FUNCTIONING AS AN ELEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF THE REFION'S HEALTH
I. D. Kolmakova
ChelyabinskState University, Chelyabinsk, Russia, kolmirina@mail.ru
E. I. Nikitina
ChelyabinskState University, Chelyabinsk, Russia.pilches@mail.ru
An important task of social development of the country today is to improve the quality of care based on the growth of the efficiency of health care organizations. The paper presents a methodology for evaluating the performance of the ambulance station as the budgetary institution, is one element of the health care system of a large industrial region of the Russian Federation. Besides economic efficiency, the required level is seen as the main condition for the functioning of the institution, according to the authors, should be defined as medical and social efficiency. The paper contains a number of indicators for their determination coefficient medical effectiveness, efficiency coefficient of diagnostic work, and others. As an integral index passed factor overall efficiency (Kg), which is calculated as average weighted arithmetic value of the performance indicators of economic, medical and social efficiency-adjusted factors specific weights.
Keywords: emergency medical care, economic efficiency, the effectiveness ofmedical, social efficiency.
References
1. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28 dekabrja 2013 g. № 2599-r «0 plane meroprijatij ("dorozhnaja karta") "Izmenenija v otrasljah social 'noj sfery, napravlennye napovyshenie jeffektivnosti zdravoohranenija"» [Order of the Government of the Russian Federation on 28 December, 2013, no. 2599-p "On the action plan ("Roadmap") "Changes in the social sphere, aimed at improving public health"]. (In Russ.).
2. Bagnenko S.F. Osnovnye polozhenija koncepcii razvitija skoroj medicinskoj pomoshhi v Rossijskoj Fed-eracii [Key provisions of the concept of emergency medical care in the Russian Federation], Skoraja medicins-kajapomoshh' [First medical help], 2009, no. 2, pp. 50-54. (In Russ.).
3. Boev V. A. Optimizacija organizacii okazanija skoroj medicinskoj pomoshhi gorodskomu naseleniju [Optimization of the organization providing emergency medical services to the urban population. Thesis]. Moscow, 2008. (In Russ.).
4. Bojkov A.A. Nauchnoe obosnovanie sovershenstvovanija raboty sluzhby skoroj medicinskoj pomoshhi v krupnom gorode na dogospital 'nom jetape [Scientific substantiation of perfection of the work of emergency medical care in a major city in the prehospital. Thesis]. Sankt-Peterburg, 2006. (In Russ.).
5. Ershova E.V. Voprosy razdelenija skoroj i neotlozhnoj pomoshhi v programme modernizacii zdravoohranenija Cheljabinskoj oblasti [Questions of separation of emergency and first aid program to modernize health care Chelyabinsk region], Novye tehnologii v zdravoohranenii [New technologies in healthcare]. Chelyabinsk, 2011. Pp. 14-17. (In Russ.).
6. Ivanova A.A. Rol' organizacionnyh tehnologij v sovershenstvovanii skoroj medicinskoj pomoshhi gorodskomu naseleniju Krajnego Severa [The role of organizational technologies to improve emergency medical care to the urban population of the Far North. Thesis]. Khabarovsk, 2008. (In Russ.).
7. Kravchuk D.A. Puti optimizacii raboty skoroj medicinskoj pomoshhi na osnove vnedrenija sistemy sba-lansirovannyh pokazatelej (naprimere g. Vladivostoka) [Ways to optimize the ambulance through the introduction of a balanced scorecard (for example Vladivostok). Thesis]. Khabarovsk, 2008. (In Russ.).
8. Nikitina E.I. Osnovnye napravlenija povyshenijajeffektivnosti funkcionirovanija sluzhby skoroj medicinskoj pomoshhi [Basic directions of increase of efficiency of functioning of emergency medical services]. Vestnik
Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2013, no. 3 (294), pp. 66-68. (In Russ.).
9. Osipov A.N. K voprosu o sozdanii optimal'noj organizacionnoj modeli sluzhby skoroj medicinskoj po-moshhi na primere standi SMP g. Cheljabinska [On the issue of creating the optimal organizational model of the ambulance service on an example of the SMP station in Chelyabinsk], Skoraja medicinskajapomoshh' [First medical help], 2004, no. 2, pp. 20-27. (In Russ.).
10. Kolmakova I.D. Kompleksnaja organizacionno-jekonomicheskaja diagnostika kak instrument ocenki jeffektivnosti funkcionirovanija municipal'nogo bjudzhetnogo uchrezhdenija zdravoohranenija [Integrated organizational and economic diagnosis as a tool for evaluating the performance of municipal fiscal health institutions]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. 2014, no. 15 (344), pp. 89-95. (In Russ.).
11. Mihajlova Yu.V. Jeffektivnost' raboty zdravoohranenija Rossijskoj Federacii [The effectiveness of Health of the Russian Federation], Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii [Health of the Russian Federation], 2011, no. 6, pp. 3-7. (In Russ.).
12. Moskvicheva M.G. Osobennosti zabolevaemosti naselenija, prozhivajushhego v sel'skoj mestnosti Cheljabinskoj oblasti [Features of morbidity of the population living in rural areas of the Chelyabinsk region], Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii [Health of the Russian Federation], 2009, no. 3. pp. 34-36. (In Russ.).
13. Moskvicheva M.G. Osnovnye napravlenija programmy modernizacii zdravoohranenija Cheljabinskoj oblasti na 2011-2012 gody [The main directions of the program of modernization of the health of the Chelyabinsk region in 2011-2012]. Novye tehnologii v zdravoohranenii [New technologies in health care]. Chelyabinsk, 2011. Pp. 8-11. (In Russ.).
14. Hurst J., Jee-Hughes M. Performance measurement and performance management in OECD health systems. Labour market and social policy-occasional papers. 2001, 29 January, no. 47. Available at: http:// www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/51gsjhvj7rq0.pdf?expires=1447927319&id=id&accname=guest&c hecksum=00DA913A5D9531A05F0C557FF7D3F0A3
15. Lebedeva I.V., KudrinV.S., Lejzerman V.G. Kompleksnaja ocenka jeffektivnosti dejatel'nosti sanator-no-kurortnogo uchrezhdenija kak samostojatel'nogo hozjajstvujushhego subekta: metodicheskie podhody i organizacionnye tehnologii [Comprehensive assessment of the effectiveness of the spa facilities as an independent economic entity: methodological approaches and organizational technology]. Orenburg, 2000. Pp. 14-17. (In Russ.).