Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ И СУШИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ И СУШИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ / ДЕТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВОДНАЯ СРЕДА / СУША / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Максимов Николай Евгеньевич, Парчевская Ирина Ивановна, Попков Александр Иванович, Яловенко Станислав Владимирович

Выявлена сравнительная эффективность формирования новых двигательных умений у детей со спастической диплегией при их занятиях, в которых сочетаются упражнения, выполняемые на суше и в водной среде (бассейне), и при использовании физических упражнений исключительно на суше. Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента позволяет утверждать о достоверном преимуществе использования сочетания по дням освоение новых двигательных умений в водной среде (бассейне) и на суше (зале, оборудованным подсобными средствами) относительно проведения занятий только в условиях суши. По завершению педагогического эксперимента отмечено увеличение амплитудных и улучшение координационных характеристик двигательных действий как со стороны детей, сочетающих занятия в бассейне и на суше, так и в случае проведения занятий с детьми исключительно в условиях специализированного зала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Максимов Николай Евгеньевич, Парчевская Ирина Ивановна, Попков Александр Иванович, Яловенко Станислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE FORMATION OF NEW MOTOR SKILLS IN CHILDREN WITH SPASTIC DIPLEGIA WHEN PERFORMING EXERCISES IN THE AQUATIC ENVIRONMENT AND ON LAND

The comparative effectiveness of the formation of new motor skills in children with spastic diplegia during their occupations, which combine exercises performed on land and in the water medium (pool), and when using exercise solely on sushi. Analysis of the results of a pedagogical experiment allowed to assert about the reliable advantage of using a combination of days to master new motor skills in the water environment (pool) and on land (hall equipped with appropriate means) regarding classes only under sushi. Upon completion of the pedagogical experiment, an increase in amplitude and improvement of the coordination characteristics of motor actions, both from children, combining classes in the pool and on land, and in the case of classes with children solely in the conditions of the specialized room.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ И СУШИ»

ны поставить себя на его место, тем самым предвидеть его поведение.

Низкий уровень индивидуальной меры рефлексивности имеют 54% сотрудников, они, как правило, не анализируют причины своих действий, поступки осужденных, а также их последствия. В процессе принятия самостоятельного решения действуют импульсивно, в ситуации невозможности точно понять другого человека испытывают трудности в общении.

Таким образом, проведенное исследование показало, что рассмотренные составляющие перцептивного механизма, как эмпатия, идентификация и рефлексия, у большей части сотрудников, участвующих в эксперименте, развиты на низком уровне. Это обстоятельство провоцирует возникновение ошибок в восприятии осужденных сотрудниками, что приводит к недопониманию и появлению конфликтных ситуаций. Для решения сложившейся проблемной ситуации в исправительных учреждениях целесообразно применять разработанную и апробированную автором педагогическую технологию, состоящую из упражнений, направленных на формирование перцептивных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2001.

- 290 с.

2. Белинская Е.П. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования / Е.П. Белинская, И. Д. Бронин // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т. 1, № 1 (61). - С. 109-113.

3. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Ла-бунская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Д.Я. Райгород-ский. - Самара : БАХРАХ-М, 2002. - 667 с.

5. Сорокоумова Г.В. Социально-перцептивные способности как показатели профессионализма будущего юриста // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 5. - С. 180184.

REFERENCES

1. Andreeva, G.M. (2001), Social Psychology, Aspect Press, Moscow.

2. Belinskaya, E.P. and Bronin, I.D. (2015), "The problem of interpersonal perception accuracy: modern conceptual models and empirical research", Bulletin of the Kemerovo State University, No. 1 (61), Vol. 1, pp. 109-113.

3. Labunskaya, V.A. (1999), Human expression: communication and interpersonal cognition, Phoenix, Rostov-on-Don.

4. Raigorodskii, D.Ya. (2002), Practical psychodiagnosis. Methods and tests, BAHRACH-M, Samara.

5. Sorokoumova, G.V. (2016), "Socio-perceptual abilities as indicators of professionalism of the future lawyer", Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost, No. 5, pp. 180-184.

Контактная информация: Anna_Gavriczkaya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2021

УДК 373.21

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ И СУШИ

Геннадий Андреевич Гилев, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Московский политехнический университет; Николай Евгеньевич Максимов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна Парчевская, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Иванович Попков,

доцент, Московский политехнический университет; Станислав Владимирович Яловен-ко, аспирант, Московский педагогический государственный университет

Аннотация

Выявлена сравнительная эффективность формирования новых двигательных умений у детей со спастической диплегией при их занятиях, в которых сочетаются упражнения, выполняемые на суше и в водной среде (бассейне), и при использовании физических упражнений исключительно на суше. Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента позволяет утверждать о достоверном преимуществе использования сочетания по дням освоение новых двигательных умений в водной среде (бассейне) и на суше (зале, оборудованным подсобными средствами) относительно проведения занятий только в условиях суши. По завершению педагогического эксперимента отмечено увеличение амплитудных и улучшение координационных характеристик двигательных действий как со стороны детей, сочетающих занятия в бассейне и на суше, так и в случае проведения занятий с детьми исключительно в условиях специализированного зала.

Ключевые слова: спастическая диплегия, дети, физические упражнения, водная среда, суша, двигательные умения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p99-103

EFFECTIVENESS OF THE FORMATION OF NEW MOTOR SKILLS IN CHILDREN WITH SPASTIC DIPLEGIA WHEN PERFORMING EXERCISES IN THE AQUATIC

ENVIRONMENT AND ON LAND

Gennady Andreevich Gilev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State Pedagogical University, Moscow Polytechnic University; Nikolay Evgenievich Maksimov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Ivanovna Parchevskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Alexander Ivanovich Popkov, the senior lecturer, Moscow Polytechnic University; Stanislav Vladimirovich Yalovenko, the post-graduate student, Moscow State Pedagogical University

Abstract

The comparative effectiveness of the formation of new motor skills in children with spastic diplegia during their occupations, which combine exercises performed on land and in the water medium (pool), and when using exercise solely on sushi. Analysis of the results of a pedagogical experiment allowed to assert about the reliable advantage of using a combination of days to master new motor skills in the water environment (pool) and on land (hall equipped with appropriate means) regarding classes only under sushi. Upon completion of the pedagogical experiment, an increase in amplitude and improvement of the coordination characteristics of motor actions, both from children, combining classes in the pool and on land, and in the case of classes with children solely in the conditions of the specialized room.

Keywords: spastic diplegia, children, physical exercise, water medium, sushi, motor skills.

ВВЕДЕНИЕ

Патология функционирования центральной нервной системы является одной из основных причин, наблюдаемых нарушений в двигательных действиях детей при диагнозе спастическая диплегия, являющейся самой распространенной формой детского церебрального паралича (ДЦП) [3]. Коррекция двигательных нарушений, как и освоение новых двигательных умений, как правило, осуществляется с помощью физических упражнений. В основном коррекция двигательных нарушений этих детей проводится в специализированных залах, оснащенных дополнительными приспособлениями. При этом упражнения, выполняемые в водной среде, принято считать дополнительным положительным воздействием на функционирование центральной нервной системы [1]. Имеются многочисленные работы, посвященные значимости развития двигательных способностей в деле коррекции нарушений двигательного аппарата детей со спастической диплегией на ранних годах их жизни. В то же время недостаточно сведений о наиболее эффективных

методах восстановления нарушенных функций у этих детей посредством физических упражнений. Известно, что выполнение физических упражнений детьми с диагнозом ДЦП укрепляет у них мышечный тонус, тренирует вестибулярный аппарат, развивает когнитивные способности, включая устойчивость внимания, тем самым создавая предпосылки для освоения новых двигательных умений, расширения двигательных способностей [2, 3]. Анализируя литературные источники по формированию у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом спастической диплегии двигательных способностей, убеждаешься в скудности работ, направленных на сравнительную эффективность освоения новых двигательных умений и реабилитацию двигательных нарушений при использовании физических упражнений в различных условиях их выполнения.

Наблюдаемое увеличение количества детей с диагнозом спастической диплегией, необходимость ранней у них коррекции нарушенных двигательных функций, в том числе путем формирования новых двигательных умений и недостаточное апробирование использования водной среды в сочетании с занятиями на суше для освоения новых двигательных умений и коррекции двигательных нарушений определяет актуальность исследования.

Целью исследования явилось сравнение эффективности освоения новых двигательных умений детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом спастическая ди-плегия при использовании чередования по дням физических упражнений на суше с начальным обучением плаванию и выполнением физических (корригирующих) упражнений в условиях специализированного зала.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с диагнозом спастическая диплегия. Занятия с ними проходили в специализированном зале детского сада инклюзивной направленности и плавательном детском бассейне. Проведение занятий с детьми экспериментальной группы (ЭГ) ежедневно чередовались в специализированном зале и бассейне. С детьми контрольной группы (КГ) занятия проводились в том же объеме (6 раз в неделю), но только в условиях специализированного зала. Педагогический эксперимент проводился на протяжении девяти месяцев, каждое занятие продолжалось около 30 минут.

Физические упражнения на суше и в воде были направлены на овладение новыми двигательными умениями, коррекцию двигательных нарушений и развитие координационных двигательных способностей. Особый акцент уделялся дистальным областям рук и ног, восстановлению баланса между сгибателями и разгибателями мышечных групп, осуществляющих движения в суставах. В бассейне после адаптации с водной средой дети ЭГ осваивали движения в отдельных способах плавания раздельно рук, ног и в полной координации в сочетании с дыханием. Использовались различные температурные режимы воды в пределах 27-33 градусов.

Уделялось внимание выполнению движений на суше и в воде с повышенной амплитудой, развитию мелких мышечных групп. По рекомендациям отдельных исследователей, повышение двигательной активности дистальных мышечных групп способствует формированию двигательной координации и речи детей с ДЦП [4]. Упражнения для каждого ребенка подбирались индивидуально в зависимости от степени заболевания ДЦП в форме спастической диплегии.

До и после проведения экспериментального исследования, у детей обеих групп экспертным путем по 10-ти бальной системе была проведена оценка их двигательных умений. Оценивались движения туловища, рук и ног из исходных положений: лежа на животе; лежа на спине; сидя на полу; сидя на стуле, ноги на полу; при ходьбе; при беге на расстояние 10 м.; при прыжках на двух ногах. Определялся общий балл у каждого ребенка и уровень двигательных способностей, в том числе освоение новых двигательных

60

40

высокии уровень низкий уровень

среднии уровень

Рисунок 1 - Графическое изображение уровня двигательных способностей детей КГ и ЭГ в начале педагогического эксперимента

умении, координацию выполняемых движении, степень коррекции двигательных нарушений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты тестирования до начала проведения педагогического эксперимента позволили сформировать две равноценные группы по уровню двигательных способностей (КГ и ЭГ). Оказалось в каждой группе 60% и 40% детей-участников эксперимента имели соответственно низкий и средний уровень двигательных способностей. На рисунке 1 для наглядности в графическом виде представлено соотношение низкого и среднего уровня двигательных способностей детей КГ и ЭГ. Участников эксперимента с высоким уровнем двигательных способностей не было обнаружено. По завершении педагогического эксперимента у детей ЭГ и КГ выявлена существенная коррекция двигательных нарушений, свидетельствующая об улучшении координационного выполнения движений детьми со спастической диплегией. При этом освоение новых двигательных умений детьми ЭГ, чередовавшими занятия в бассейне и на суше в условиях специализированного зала, оказалось достоверно более значимым по сравнению с полученными соответствующими сдвигами у детей КГ, занятия с которыми проходили исключительно на суше в специализированном зале.

По экспертным оценкам, проведенным до и после эксперимента, уровень двигательных умений у детей ЭГ достоверно повысился с 3,41±0,09 балла до 5,86±0,11 при доверительной вероятности 0,85. У детей КГ положительные изменения двигательных способностей при той же доверительной вероятности оказались также достоверными, но с несколько меньшими сдвигами относительно испытуемых ЭГ (с 3,42±0,11 до 4,82±0,18).

По завершению педагогического эксперимента при повторном тестировании двигательных способностей оказалось, что 60% участников КГ были оценены средним уровнем двигательных способностей, а 10% - высоким уровнем. На низком уровне двигательных способностей осталось 30% детей КГ. Результаты завершающего тестирования детей КГ представлены на рисунке 2.

ю

высокий уровень низкий уровень

средний уровень

50

высокий уровень низкий уровень

средний уровень

Рисунок 2 - Графическое изображение уровня двигательных способностей детей КГ по завершении педагогического эксперимента

Рисунок 3 - Графическое изображение уровня двигательных способностей детей ЭГ по завершении педагогического эксперимента

Проведённое тестирование двигательных способностей детей по завершению педагогического эксперимента выявило существенно достоверный прирост двигательных

умений при улучшении координации движений и позитивной коррекции двигательных нарушений у детей КГ и ЭГ относительно данных, зафиксированных в начале эксперимента, а также преимущественную эффективность чередования по дням занятий физическими упражнениями в бассейне и на суше в условиях специализированного зала по отношению к занятиям, проводимых только в условиях специализированного зала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного педагогического эксперимента показали:

1. Ежедневные 30-ти минутные занятия физическими упражнениями детей старшего дошкольного возраста с диагнозом спастическая диплегия в условиях специализированного зала либо при чередовании этих занятий по дням с начальным обучением плаванию положительно отражаются на формировании у них новых двигательных умений при тенденции к нормализации двигательных нарушений, координации движений и увеличения амплитудных характеристик двигательных действий.

2. Обоснована преимущественная эффективность ежедневного чередования использования физических упражнений в условиях специализированного зала и бассейна по сравнению с занятиями, проводимыми исключительно на суше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гилев Г. А. Коррекция движений детей с детским церебральным параличом в условиях водной среды / Г.А. Гилев, С.В. Яловенко // Физическая реабилитация в спорте, медицине и адаптивной физической культуре : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «» (7, 8, 9 июня 2018 года). - Санкт-Петербург, 2018. - С. 239-242.

2. Гилев Г.А. Повышение устойчивости внимания при развитии двигательной подготовленности у детей с детским церебральным параличом / Г.А. Гилев, С.В. Яловенко, Ю.И. Чернов, Г.Р. Шамгуллина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - № 1 (18). - С. 44-49.

3. Принцип гидродинамической капсулы в процессе гидрореабилитации ребенка с отклонением в состоянии здоровья / Д.Ф. Мосунов, М.Д. Мосунова, Д.В. Григорьева, О.С. Пацек // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 56-65.

4. Мамедова Л.В. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом / Л.В. Мамедова, М.В. Мингазова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-1. - С. 76-78.

REFERENCES

1. Gilev, G.A. and Yalovenko, S.V. (2018), "Correction of children's movements with cerebral palsy under the conditions of the aquatic environment", Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference "Physical Rehabilitation in Sports, Medicine and Adaptive Physical Culture" (7, 8, June 9, 2018), St. Petersburg, pp. 239-242.

2. Gilev G.A., Yalovenko, S.V. Chernov, Yu.I., Shamgullin, G.R. (2018), "Improving the sus-tainability of attention in the development of motor preparedness in children with children's cerebral paralysis", Science and Sport: Modern Trends, No. 1 (18), pp. 44-49.

3. Mosunov, D.F., Mosunova, M.D., Grigorieva, D.V. and Pacek, O.S. (2014), "The principle of the hydrodynamic capsule in the process of the child's hydrographication with a deviation in a state of health", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (108), pp. 56-65.

4. Mamedova L.V. and Mingazova, M.V. (2015), "Psychological and pedagogical aspect of the development of shallow motility in children with children's cerebral paralysis", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 12-1, pp. 76-78.

Контактная информация: ga.gilev@mpgu.edu

Статья поступила в редакцию 04.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.