Научная статья на тему 'Эффективность федерального нацпроекта "Год литературы" 2015 Года: опыт экспертной оценки в Сибири начала 2016 Года'

Эффективность федерального нацпроекта "Год литературы" 2015 Года: опыт экспертной оценки в Сибири начала 2016 Года Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ "ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ" / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ "ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ "ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ" / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ "ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ" / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цветков Леонид Николаевич, Трофимова Раиса Афанасьевна, Синельникова Галина Ивановна

Настоящая статья представляет ключевые выводы экспертов регионов Сибири Всероссийского социологического исследования 2016 года, посвященного оценке эффективности нацпроекта «Год литературы» 2015 года. Они свидетельствуют о наличии большого проблемного поля результативности данного федерального нацпроекта в сибирских регионах России на фоне констатации ряда позитивных его итогов, связанных с активизацией работы учреждений культуры, образования, писательской общественности, гражданского общества Сибири в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Цветков Леонид Николаевич, Трофимова Раиса Афанасьевна, Синельникова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность федерального нацпроекта "Год литературы" 2015 Года: опыт экспертной оценки в Сибири начала 2016 Года»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ГОД ЛИТЕРАТУРЫ» 2015 г.

Эффективность федерального нацпроекта «Год литературы» 2015 года: опыт экспертной оценки в Сибири начала 2016 года

The Efficiency of the 2015 Federal National Project 'The Year of Literature': Expert Assessment at the Beginning of 2016 in Siberia

Получено 01.03.2016 Одобрено 20.03.2016 Опубликовано 25.03.2016 УДК 304.2 + 304.4

ЦВЕТКОВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии гуманитарного факультета Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. E-mail: docent_politech@mail.ru

ТРОФИМОВА РАИСА АФАНАСЬЕВНА

доктор социологических наук, профессор, первый проректор по учебной работе Алтайского государственного института культуры E-mail: prorektor@agaki.ru

СИНЕЛЬНИКОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

кандидат филологических наук, доцент. E-mail: garry_2005@mail.ru

Аннотация

Настоящая статья представляет ключевые выводы экспертов регионов Сибири Всероссийского социологического исследования 2016 года, посвященного оценке эффективности нацпроекта «Год литературы» 2015 года. Они свидетельствуют о наличии большого проблемного поля результативности данного федерального нацпроекта в сибирских регионах России на фоне констатации ряда позитивных его итогов, связанных с активизацией работы учреждений культуры, образования, писательской общественности, гражданского общества Сибири в целом.

Ключевые слова:

Педагогическая эффективность «Года литературы»; социокультурная эффективность «Года литературы; социальная эффективность «Года лите-

TSVETKOV LEONID NIKOLAYEVITCH

PhD, Associate Professor, Chair of Philosophy and Sociology, Faculty of Humanities Polzunov Altay State Technical University E-mail: docent_politech@mail.ru

TROFIMOVA RAISA AFANAS'YEVNA

Doctor of Sociology, Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Altay State Institute of Culture E-mail: prorektor@agaki.ru

SINELNIKOVA GALINA IVANOVNA

PhD in Philology, Associate Professor E-mail: garry_2005@mail.ru

Abstract

The article gives the key conclusions drawn by the experts from some Siberian regions within the 2016 Russian sociological survey aimed at assessing the efficiency of the 2015 national project 'The Year of Literature'. They are indicative of the framework of problems related to the efficiency of this federal national project in Siberian regions although there are some positive results connected with much more activity of education and cultural institutions, writers and the civil society in Siberia as a whole.

Keywords:

pedagogical efficiency of 'The Year of Literature'; social and cultural efficiency of 'The Year of Literature'; social efficiency of 'The Year of Literature'; social

ратуры»; социокультурная активность населения; проблемное поле «Года литературы»; идеологическое содержание «Года литературы; патриотическое содержание «Года литературы».

and cultural activities of the population; framework of problems of 'The Year of Literature'; ideological content of 'The Year of Literature'; patriotic content of 'The Year of Literature'.

Введение

Массовая десоциализация и дегуманизация обыденного сознания населения регионов России рубежа ХХ-ХХ! веков, деидело-гизация и деполитизация образования, его «болонизация», редукция системы государственного социального и политического просвещения на фоне экспансии прозападного шоу-бизнеса и его презентации в СМИ, в интернете создали к началу ХХ1 века в Сибири, других регионах России весьма проблемную ситуацию с развитием отечественной литературы, её использованием в развитии основных форм общественного сознания населения, молодежи нашей страны, в повышении культуры его жизнедеятельности в основных сферах развития общества, в том числе и прежде всего в ключевых отраслях социокультурного, духовного развития россиян.

В этой связи федеральные нацпроекты 2014-2015 гг., при всей их неоднозначной, нередко, по преимуществу, критической оценке, безусловно, помогли активизировать конструктивную деятельность по возрождению социогуманитарной активности, полноценности духовно-культурного развития населения нашей страны, ее отдельных регионов. При этом национально-культурное разнообразие и наличие национально-государственного единения, социокультурного развития российского общества на основе русской культуры, её художественной литературы, имеющей мировой авторитет и известность, безусловно, стимулировало позитивный эффект мероприятий федерального нацпроекта 2015 года «Год литературы».

Актуальность и значимость мероприятий данного нацпроекта трудно переоценить, при всей их неоднозначно состоявшейся и несостоявшейся эффективности, в главном оче-

видны, во-первых, потому, что они в значительной мере возродили интерес населения, СМИ, образования и управленческого актива русской страны, её отдельных регионов к художественной литературе, её современному проблемному состоянию, к тому классическому, социально-историческому и духовно-культурному потенциалу, который она имеет.

Во-вторых, проведение «Года литературы» в 2015 году позволило явно активизировать, расширить, возродить интерес к отечественной литературе, её русскому социокультурному объединительному ядру, основанию, которое стимулировало и стимулирует развитие художественной литературы всех коренных народов нашей страны. Это вновь стимулировало позитивное развитие, взаимовлияние доминирующих тенденций не только интернационализации социокультурных отношений в регионах России, но и позитивное развитие культурного национализма, позволяющего и требующего уважения и сотрудничества коренных народов нашей страны, их лояльного отношения к некоренным национально-этническим группам, имеющим за пределами Российской Федерации свои национально-государственные образования.

В-третьих, в данном плане обратим особое внимание и на то, что нацпроект «Год литературы» в 2015 году явно актуализировал решение задач использования отечественной художественной литературы в современном развитии всех основных форм общественного сознания населения регионов современной России: религии и морали, искусства и философии, идеологии и мифологии, науки и обыденного массового сознания людей. При этом особое значение приобрело использование произведений отечественной литературы

в развитии образования, повышении его качества, социокультурного содержания, воспитательного значения, а также в повышении социокультурного духовно-содержательного уровня работы СМИ, где вульгарно-либерально-рыночная прагматизация, «экономо-центризм» последнего 25-летия создали явно проблемную, нередко антинациональную, антигосударственную атмосферу.

В-четвертых, констатируем и тот факт, что активизация участия населения, его разных слоев, наряду с представителями литературной общественности, в мероприятиях «Года литературы», их презентации на телевидении, в интернете, также явно стимулировало возрождение полноценного развития отечественной литературы, ее роли в национально-государственном, социокультурном возрождении России.

Наконец, в пятых, нельзя не учитывать, не признать и того, что активизация внимания управленческого актива и широких слоев населения к развитию отечественной художе-

ственной литературы в нашей стране начала XXI века, проведение здесь в 2015 году «Года литературы» само по себе стало явлением, позитивным шагом к конструктивному решению проблем возрождения и полноценного развития поэзии и прозы коренных народов России, её государствообразующего этноса -русских.

Экспертные оценки всероссийского проекта НИР «Оценка эффективности нацпро-екта 2015 года «Год литературы» в России со всей очевидностью это подтверждают.1 О том же свидетельствуют данные этого проекта по регионам Сибири, что требует учитывать как позитивные аспекты данного явления нашего современного социокультурного развития, так и его проблемы, о чем свидетельствует таблица № 1, представляющая дифференциацию экспертных оценок эффективности «Года литературы» в Сибири.

1 См.: Эффективность федерального нацпроекта «Год литературы» 2015 года. Материалы Всероссийского проекта /Ред. С. И. Григорьев. М.: Изд. дом «Магистр-пресс», 2016, С. 117.

Таблица 1

Дифференциация экспертных оценок эффективности «Года литературы» в регионах Сибири на примере Алтайского и Красноярского краев I

Оценки Алтайский край Красноярский край СФО

01 - максимально высокая оценка: 5% 6% 7%

02 - в главном позитивная, положительная оценка; 7% 8% 8%

03 - противоречивая, неоднозначная оценка; 28% 25% 27%

04 - в главном отрицательная, невысокая оценка; 32% 33% 34%

05 - максимально критическая, негативная оценка; 18% 17% 13%

06 - трудно сказать; 9% 10% 10%

07 - другое 1% 1% 1%

Представленное здесь разнообразие оценок эффективности «Года литературы» 2015 года в означенных регионах Сибири, конечно, свидетельствует, прежде всего, о проблемном характере рассматриваемого явления и процесса. Об этом же свидетельствует, прежде всего, то, что доминирующие критические оценки экспертов Сибири эффективности «Года литературы» преобладают: в целом по Сибири это 47% экспертных заключений, на Алтае - 50%, в Красноярском крае - 49%.

По преимуществу позитивные оценки оказались распределенными в рассматриваемых регионах Сибири так: 15% - в целом по Сибирскому федеральному округу, 12% - в Алтайском крае и 14% - в Красноярском крае

(при 9-10% затрудняющихся с ответом на этот вопрос и около 1% тех экспертов, кто дал свои, как правило, неоднозначные дополнительные характеристики итогов «Года литературы» в Сибири 2015 г.).

Такова картина разнообразия эффективности «Года литературы» собственно экспертным сообществом Сибири.1

В этой связи существенно важно отметить и то, как эксперты оценивают доминирующее мнение по поводу эффективности «Года литературы» населения регионов Сибири в целом. Об этом свидетельствует таблица 2.

1 В СФО было опрошено 237 экспертов, представляющих основные сферы социального партнерства государства, бизнеса и «третьего сектора» (В Алтайском крае - 57 эксп., в Красноярском крае - 63 эксп.).

Таблица 2

Дифференциация экспертных оценок общественного мнения населения Сибири по поводу эффективности реализации в России «Года литературы» 2015 года

Оценки Алтайский край Красноярский край СФО

01 - максимально высокая оценка: 7% 9% 8%

02 - в главном позитивная, положительная оценка; 13% 14% 14%

03 - противоречивая, неоднозначная оценка; 17% 19% 19%

04 - в главном отрицательная, невысокая оценка; 23% 24% 26%

05 - максимально критическая, негативная оценка; 20% 19% 22%

06 - трудно сказать; 1% 2% 1%

07 - другое 9% 13% 10%

Дифференциация массовости экспертных оценок настроений, общественного мнения населения Сибири по поводу итогов эффективности нацпроекта «Год литературы» в 2015 году также свидетельствует о доминировании критического настроя. По-преимуществу критические оценки экспертами настроений людей в этой связи распределились так: в целом по Сибири -

48%, в Алтайском крае - 43%, в Красноярском крае - 43%.

Доминирующие позитивные оценки экспертами общественного мнения жителей Сибири по поводу эффективности «Года литературы» имеют следующий масштаб и дифференциацию в рассматриваемых регионах Сибири: в целом по СФО - 22%, в Алтайском крае - 20%, в Красноярском крае - 23% (при

10% затрудняющихся с ответом на данный вопрос в целом по Сибири, 9% - на Алтае и 13% - в Красноярском крае, а также от 1% до 2% тех, кто дал свои, дополнительные как правило, противоречивые, неоднозначные оценки).

Характеризуя позитивные и негативные оценки экспертов, настроения людей, мы обя-

заны обозначить и основные причины, факторы и условия, обуславливающие сегодня эти позитивные и критические оценки, то, что было в «Год литературы» успешным, а что нет.

Ранжировка массовости упоминания экспертами позитивных проектов и программ «Года литературы» 2015 года представлена в таблице 3.

Ранжировка Алтайский край Красноярский край СФО

1) Чтение художественных произведений отечественной литературы на телевидении РФ; 33% 35% 34%

2) Персональные встречи читателей с писателями по программам и проектам «Года литературы»; 22% 24% 25%

3) Литературные, литературоведческие конференции и «круглые столы» «Года литературы»; 18% 16% 17%

4) Новые публикации произведений известных писателей, классиков отечественной литературы; 12% 14% 13%

5) Организация выставок-презентаций книг в библиотеках в «Год литературы»; 10% 11% 11%

6) Проведение региональных встреч, конференций современных писателей и поэтов России; 9% 10% 10%

7) Повышение, рост масштабов информации о современном и прошлом литературном процессе в современных СМИ, на ТВ России; 7% 8% 7%

8) Активизация в последние годы в связи с подготовкой и проведением «Года литературы», обсуждения проблем ее возрождения и сохранения в России; 6% 6% 6%

9) Показ на ТВ России в 2015 г. целого ряда фильмов, снятых по произведениям отечественной классической литературы; 5% 7% 5%

10) Актуализация в 2015 г. обсуждения проблем преподавания литературы в школе, в учебных заведениях; 4% 6% 5%

11) Постановка вопросов использования художественной литературы в преподавании соци-огуманитарных дисциплин в вузах России; 3% 5% 4%

Таблица 3

Ранжировка массовости упоминания экспертами Сибири позитивных результатов программ и проектов «Года литературы» 2015 года (%)

Продолжение таблицы 3

Ранжировка Алтайский край Красноярский край СФО

12) Активизация обсуждения задач библиотерапии, участия библиотек в социальном просвещении и образовании; 2% 4% 3%

13) Другое; 3% 3% 2%

14) Трудно сказать. 17% 15% 16%

Настоящая ранжировка, как мы видим, представляет лидирующими следующие упоминания экспертов:

■ чтение художественных произведений на телевидении представителями общественности (34% экспертных оценок);

■ персональные встречи читателей с писателями и поэтами (25%);

■ литературные, литературоведческие конференции (17%).

Реже других в позитивном плане экспертами были названы такие причины позитивных результатов «Года литературы» в Сибири, как:

■ активизация обсуждения задач библиотерапии, участия библиотек в социальном просвещении, образовании (2%);

■ постановка вопросов использования художественной литературы в преподавании социальных и гуманитарных наук в вузах (4%);

■ актуализация в 2015 году обсуждения проблем преподавания литературы в школе, других учебных заведениях (5%).

Что касается проблемного поля, неэффективных мероприятий «Года литературы» в 2015 году, то в этой связи экспертами были названы причины, ранжированные нами в таблице 4.

Алтайский край Красноярский край СФО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Слабая, неэффективная организация выставок книг художественной литературы в библиотеках; 31% 32% 32%

2) Литературоведческие конференции фильмов 25% 23% 24%

3) Презентация отдельных авторов современной отечественной художественной литературы; 19% 17% 18%

4) Многие неудачные выступления писателей на ТВ с чтением произведений классической отечественной литературы; 15% 14% 14%

5) Переиздания ряда авторов отечественной художественной литературы; 13% 12% 12%

Таблица 4

Ранжировка массовости упоминания экспертами Сибири причин невысокого уровня эффективности реализации нацпроекта «Год литературы» в 2015 г.(%)

Продолжение таблицы 4

Алтайский край Красноярский край СФО

6) Региональные встречи современных поэтов и писателей; 11% 10% 11%

7) Неэффективность мер по активизации повышения качества преподавания литературы в школах, учебных заведениях; 9% 8% 8%

8) Низкая эффективность организации использования художественной литературы в вузах современной России; 7% 9% 7%

9) Ослабление внимания к развитию художественной литературы коренных народов России, ее сибирских регионов; 5% 7% 6%

10) Другое; 3% 5% 4%

11) Трудно сказать 17% 16% 16%

В данной ранжировке массовости причин проблемного характера в реализации нацпроекта «Год литературы», как мы видим, лидируют такие причины, как:

- выставка книг в библиотеках (32%);

- литературные конференции филологов

(24%);

- презентация отдельных авторов современной отечественной литературы (18%).

Аутсайдерами в этой ранжировке оказались такие упоминания экспертами негативного влияния, как:

- ослабление внимания к развитию художественной литературы коренных народов России (6%);

- низкая эффективность организации использования художественной литературы в вузах современной России (7%);

- неэффективность мер по активизации, повышения качества преподавания литературы в школах, других учебных заведениях РФ (8%).

Таков контекст причинно-следственных факторов и условий, определяющих характер экспертами Сибири эффективности «Года литературы». И мы обязаны в этой связи принять соответствующие меры.

Список литературы

1. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры /А. И. Арнольдов. М.: 1992. 173с.

2. Геворгян В. Г. Год литературы в России и современная театральная культура /В. Г. Геворгян, М. К. Найденко // Теория и история культуры. 2015. № 2. С. 16-19.

3. Глобализация и пути сохранения традиционной культурь^ОЬЬаКгаНоп and ways to preserve traditional culture: сборник статей Международной научно-практической конференции г. Кемерово, 16 ноября 2009

References

1. Arnoldov A. I. of people and world of culture / A. I. Arnoldov. M.: 1992. 173 pages.

2. Gevorgyan V. G. Year of literature in Russia and modern theatrical culture / V. G. Gevorgyan, M. K. Naydenko//the Theory and cultural history. 2015. No. 2. Page 16-19.

3. Globalization and ways of preservation of traditional culture of =Globalization and ways to preserve traditional culture: the collection of articles of the International scientific and practical conference of Kemerovo, on

года / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Чаньчуньский педагогический университет (КНР), Российский институт культурологии и др. - Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009. 327 с. : ил., табл., схем. Библ. в кн. ISBN 978-58154-0200-3; То же [Электронный ресурс]. URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274190.

4. Голубицкий Ю. Социология и литературный процесс / Ю. Голубицкий. М.: Вече, 2010. 272 с.

5. Григорьев С. И. «Творчество В. М. Шукшина в преподавании социологии» /С. И. Григорьев. М.: Русаки, 2009. 88 с.

6. Григорьев С. И. «Слово о полку Игореве» в преподавании современной социологии /С. И. Григорьев. М.: Русаки, 2010. 79 с.

7. Душица Т. Актуализация безопасности духовной культуры российского общества / Т. Душица, И. Бока-чев // Власть. 2011. № 1. С. 95.

8. Ермолинская Е. А. Мир искусства и мир детства: интеграция в современном художественном образовании детей / Е. А. Ермолинская, Е. П. Кабкова. М.: Русское слово, 2010. 176 с.

9. Зайцева А. Р. Художественные искания неофициальной литературы середины XX века : учебное пособие / А. Р. Зайцева. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 216 с. Библиогр. в кн. ISBN 978-5-4475-4095-1 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=278350.

10. Леклерк А. Русское влияние в Евразии: геополитическая история от становления государства до времен Путина / А. Леклерк ; пер. с фр. М. Петров. М. : Альпина Паблишер, 2014. 367 с. : ил. Библиогр. в кн. ISBN 978-5-9614-4399-8 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=279575.

11. Медиакультура новой России: методология, технологии, практики. Материалы Международной научной конференции / Российский институт культурологии, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Уральский научно-методический Центр ме-диакультуры и медиаобразования, Уральский Центр Б. Н. Ельцина и др. - Екатеринбург ; М.: Академический проект, 2011. - 504 с. - ISBN 978-5-904993-05-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=298282.

12. Меняйлов А. Стратегемы инициации гения в древнерусских культах / А. Меняйлов. М.: «Белые альвы», 2005. 708 с.

13. Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: научное издание / гл. ред. А. В. Паршинцев; отв. ред. В. И. Немыченков. СПб : Алетейя, 2015. 592 с. (Наука. Философия. Религия). ISBN 978-5-9906936-5-4; То же

November 16, 2009 the year / the Ministry of Culture of the Russian Federation, FGBOU VPO «The Kemerovo state university of culture and arts», Chanchunsky pedagogical university (People's Republic of China), the Russian institute of cultural science, etc. - Kemerovo: Kemerovo state university of culture and arts, 2009. 327 pages: silt., tab., schemes. Bibl. in book ISBN 978-5-8154-0200-3; The Same [Electronic resource]. - URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=274190.

4. Golubitsky Yu. Sociology and literary process / Yu. Golubitsky. M.: Veche, 2010. 272 pages.

5. Grigoriev S. I. «V. M. Shukshin's creativity in teaching sociology» / S. I. Grigoriev. M.: Hares, 2009. 88 pages.

6. Grigoriev S. I. «Tale of Igor's Campaign» in teaching modern sociology / S. I. Grigoriev. M.: Hares, 2010. 79 pages.

7. T marjoram. Updating of safety of spiritual culture of the Russian society/T. Marjoram, I. Bokachev//Power. 2011. No. 1. Page 95.

8. Ermolinskaya E. A. world of art and world of the childhood: integration in modern art education of children / E. A. Ermolinskaya, E. P. Kabkova. M.: Russian word, 2010. 176 pages.

9. Zaytseva A. R. Art searches of informal literature of the middle of the 20th century: manual / A. R. Zaytseva. M.; Berlin: Direkt-media, 2015. 216 villages of Bibliogr. in book ISBN 978-5-4475-4095-1; The Same [Electronic resource]. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=278350.

10. Leklerk A. The Russian influence in Eurasia: geopolitical history from formation of the state till Putin's times / A. Leklerk; the lane with фр. M. Petrov. M.: Alpina Pablisher,

2014. 367 pages: silt. Bibliogr. in book ISBN 978-5-96144399-8; The Same [Electronic resource]. URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279575.

11. Media culture of new Russia: methodology, technologies, practicians. Materials of the International scientific conference / the Russian institute of cultural science, the Ural state university of A. M. Gorky, the Ural scientific and methodical Center of media culture and media education, the Ural Center of B. N. Yeltsin, etc. - Yekaterinburg; M.: Academic project, 2011. - 504 pages - ISBN 978-5-90499305-4; The Same [Electronic resource]. - URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298282.

12. Menyaylov of A. Strategema of initiation of the genius in Old Russian cults / A. Menyaylov. M.: «White Alvah», 2005. 708 pages.

13. National and cultural identity in modern Russia: sources, features, prospects: scientific publication/hl. edition A. V. Parshintsev; отв. edition V. I. Nemychenkov. SPb: Алетейя,

2015. 592 pages. (Science. Philosophy. Religion). ISBN 9785-9906936-5-4; The Same [Electronic resource]. URL:http:// biblioclub.ru/index.php? page=book&id=428306.

14. Nemirovsky V. G. Dynamics of sociocultural processes in Krasnoyarsk Krai: on materials of sociological researches in

[Электронный ресурс]. URL:http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=428306.

14. Немировский В. Г. Динамика социокультурных процессов в Красноярском крае: на материалах социологических исследований в регионе в 2010 - 2012 гг.: монография / В. Г. Немировский, А. В. Немировская; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 246 с. : ил., табл., схем. ISBN 978-5-7638-2693-7; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=363947

15. Немировский В. Г. Социокультурные процессы в Сибирском регионе (Красноярский край в 2010-2014 гг.): монография / В. Г. Немировский, А. В. Немиров-ская; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет, Российское общество социологов, Красноярское региональное отделение. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. 244 с.: табл., граф. Библиогр. в кн. ISBN 978-5-7638-3140-5; То же [Электронный ресурс]. URL:http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=435607

16. Степанянц М. Культура как гарант российской безопасности / М. Степанянц // Вопросы философии. 2012. № 1.

17. Толстых В. И. Искусство и мораль /В. И. Толстых. М.: Изд. полит. лит-ры. 1973. 437 с.

18. Уральская языковая семья: народы, регионы и страны: этнополитический справочник /Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, Сыктывкарский государственный университет и др. - Изд. 2-е, испр. и доп., ил. М. ; Берлин: Директ-Ме-диа, 2015. 692 с.: ил. ISBN 978-5-4458-5741-9; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=226092.

the region in 2010 - 2012: monograph / V. G. Nemirovsky, A. V. Nemirovskaya; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Siberian Federal university. Krasnoyarsk: Siberian federal university, 2012. 246 pages: silt., tab., schemes. ISBN 978-5-7638-2693-7; The Same [Electronic resource]. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=363947

15. Nemirovsky V. G. Sociocultural processes in the Siberian region (Krasnoyarsk Krai in 2010-2014): monograph / V. G. Nemirovsky, A. V. Nemirovskaya; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Siberian Federal university, Russian society of sociologists, Krasnoyarsk regional office. Krasnoyarsk: Siberian federal university,

2014. 244 pages: tab., columns. Bibliogr. in book ISBN 9785-7638-3140-5; The Same [Electronic resource]. URL:http:// biblioclub.ru/index.php? page=book&id=435607

16. Stepanyants M. Culture as guarantor of the Russian safety / M. Stepanyants//philosophy Questions. 2012. No. 1.

17. Thick V I. Art and morals / V. I. Tolstykh. M.: Prod. it is watered. liters. 1973. 437 pages.

18. Ural language family: people, regions and countries: the ethnopolitical reference book / Academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation, Federal state budgetary institution of science Institute of language, literature and the history Komi of scientific center of the Ural office of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar state university, etc. - Prod. the 2nd, ucnp. and additional, silt. M.; Berlin: Direkt-media,

2015. 692 pages: silt. ISBN 978-5-4458-5741-9; The Same [Electronic resource]. - URL:http://biblioclub.ru/index. php? page=book&id=226092.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.