Научная статья на тему 'Эффективность экспорта молочной продукции из Вологодской области в страны Таможенного союза'

Эффективность экспорта молочной продукции из Вологодской области в страны Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД / ЭКСПОРТ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / УЛЬТРАПАСТЕРИЗОВАННОЕ МОЛОКО / DAIRY PLANT / DAIRY PRODUCTS EXPORT / CUSTOMS UNION / UHT MILK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лагун Анна Алексеевна, Прозорова Марина Лонгиновна

Актуальность темы данного исследования заключается в определении эффективности экспорта молочной продукции предприятий переработки молока Вологодской области в страны ближнего и дальнего зарубежья. Целью исследования является определение эффективности экспорта ультрапастеризованного молока из Вологодского региона в зарубежные страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of exporting dairy products from the Vologda region to the Customs Union countries

The topicality of this research is in determining the effectiveness of exporting dairy products from milk processing plants of the Vologda region to countries abroad both near and far. The aim of the study is to determine the effectiveness of exporting UHT milk from the Vologda region to foreign countries.

Текст научной работы на тему «Эффективность экспорта молочной продукции из Вологодской области в страны Таможенного союза»

УДК 338.439.4

Эффективность экспорта молочной продукции из Вологодской области в страны Таможенного союза

Лагун Анна Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента

e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Прозорова Марина Лонгиновна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, начальник отдела учебно-методической работы e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Аннотация. Актуальность темы данного исследования заключается в определении эффективности экспорта молочной продукции предприятий переработки молока Вологодской области в страны ближнего и дальнего зарубежья. Целью исследования является определение эффективности экспорта ультрапастеризован-ного молока из Вологодского региона в зарубежные страны.

Ключевые слова: молочный завод, экспорт молочной продукции, Таможенный союз, ультрапастеризованное молоко.

Молочное скотоводство - одна из основных отраслей животноводства Вологодской области. Наибольший удельный вес в выручке сельхозпредприятий занимают доходы от реализации продукции животноводства - 91% (из них от реализации молока - 50%). В 2014 году область находилась на втором месте в Северо-Западном федеральном округе по производству молока [1].

Расширение рынков сбыта - приоритетная стратегия любого предприятия. Рынок молочной продукции Вологодской области обеспечен внутрирегиональным производством, предприятиями перерабатывающей молочной промышленности осваиваются рынки Северо-Западного, Северного и Центрального и других федеральных округов Российской Федерации [2]. Современной задачей для промышленных предприятий страны является рост экспортных поставок в страны ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому данная тема является актуальной и практически значимой [3].

Цель исследования - определить эффективность экспорта ультрапастеризо-ванного молока из Вологодского региона в зарубежные страны.

Задачи:

- выбрать из совокупности предприятий молочной промышленности региона молочный завод, производящий молочную продукцию с длительным сроком хранения и имеющий большую долю производства в Вологодской области;

- провести мониторинг условий экспорта продукции в страны Европы и Азии и выбрать перспективные страны-импортеры;

- определить расчетную цену для рынка розничной торговли определенных зарубежных стран;

- определить эффективность экспорта молочной продукции за пределы Российской Федерации.

Переработка более 80% молока сосредоточена на шести крупных молочных комбинатах области:

ПК «Вологодский молочный комбинат» (ВМК);

ОАО «УОМЗ ВГМХА»;

ОАО «Северное молоко»;

ООО МЗ «Устюгмолоко»;

ОАО «Сухонский молочный комбинат».

ОАО «ЧМК»

ОАО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н.В.Верещагина» - предприятие по переработке молока и учебно-производственная база Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина. На заводе вырабатывается широкий ассортимент цельномолочной продукции, сухое молоко, масло крестьянское, масло вологодское (табл. 1) [4].

Доля данного предприятия в общем объеме производства молочной продукции Вологодской области составляет около 30% [5]. Лидер молочной промышленности Вологодской области - Вологодский молочный комбинат - не производит продукцию длительного хранения (наибольший срок хранения - 25 суток у твердых сыров). Все вышеизложенное и явилось причиной выбора предприятия-экспортера.

ОАО «УОМЗ ВГМХА» не имеет собственной розничной торговой сети, а работает через сеть дистрибьюторов (три дистрибьютера в Вологде, по два в Москве и Ярославле, по одному в Архангельске, Мурманске и Иваново) и напрямую с несколь-

кими крупными сетями (например «Макси», «Магнит», «Аллея», «Пятерочка»). В настоящий момент число контрагентов небольшое - порядка 15, что значительно облегчает работу по принятию и распределению заказов на продукцию, которую можно встретить на прилавках магазинов Москвы, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Кирова, Ярославля, Рыбинска, Костромы, и в основном интересы конечного потребителя представлены косвенно, через посредников.

Таблица 1 - Производство основных видов продукции, т

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2012 г., %

Масло сливочное 1990 2252 2510 126,1

Цельномолочная продукция в пересчете на молоко 25665 25813 20943 81,6

Нежирная молочная продукция 5348 5215 5262 98,4

Сухое обезжиренное молоко 2280 1378 1860 81,6

Молоко УВТ-обработанное 1856 680 431 23,2

Источник: отчетность ОАО «УОМЗ ВГМХА».

В данное время загруженность производственных мощностей на предприятии составляет: максимум - 60,3% (сметана), минимум - 9,7% (молоко ультрапастери-зованное) [6].

Увеличение производства молока-сырья в Вологодской области до 489 тыс. т. (согласно стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года) позволит нарастить и объемы производства конечного продукта.

Молочная продукция, производимая на ОАО «УОМЗ ВГМХА», имеет срок хранения от 5 до 30 суток, за исключением таких позиций как сухое обезжиренное молоко и ультрапастеризованное молоко. Только эти два продукта имеют явную возможность, не теряя своих потребительских свойств, войти в линейку продукции, которая имеет перспективу продажи за пределы Российской Федерации. Сухое обезжиренное молоко в полном объеме, согласно договору, поставляется в «Группу компаний Danone в России».

Российскому производителю очень сложно преодолеть препоны, которые устанавливают европейские власти для импорта продукции. Европейцы предпочитают закупать сырье, а не продукты переработки, которые они экспортируют сами в больших объемах. Санкции и контрсанкции между Россией и Евросоюзом также существенно затрудняют экспорт молочной продукции в страны Европы. Высокие таможенные пошлины, наполненный собственный рынок, негативное отношение к России - все это делает труднодоступным этот рынок для молочной продукции, производимой в России [7].

Китайские власти в 2009 году ввели ограничения на импорт молока и молочных продуктов. Этот шаг был продиктован желанием правительства КНР переключить потребность в иностранном сырье на отечественную продукцию и поддержать продажи китайских компаний.

В настоящее время в Таможенный союз входят: Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Беларусь. Кандидаты на членство: Тунис, Сирия, Таджикистан [8].

Спрос на молоко на внутренних рынках Таможенного союза не соответствует принятым в странах медицинским нормам: в Республике Беларусь потребление на

душу населения в 2014 г. составило 281 кг в год (76% от нормы), в Казахстане -221 кг (85%), в Армении (84,6%).

Факторы, отрицательно влияющие на экспорт молочной продукции в страны Таможенного союза:

• Все страны (за исключением Республики Беларусь) находятся на значительном расстоянии от Вологодской области.

• Отсутствуют договорные обязательства с основными дистрибьютерами в странах-импортерах.

• При пересечении границы взимается таможенный тариф 15% от стоимости груза в долларах или евро.

• Высокая стоимость доставки продукции из Вологодской области по сравнению с регионами России, находящимися в Центрально-Черноземном регионе и западными регионами РФ.

Факторы, положительно влияющие на экспорт молочной продукции в страны Таможенного союза:

• При экспорте продукции в зарубежные страны производителю возвращается НДС.

• Расширение рынков сбыта и выход на международный уровень.

• Нет ограничений на ввоз продукции, отсутствуют таможенные пошлины, действуют единые стандарты и др.

Производство молока в 2014 году в Республике Беларусь составило 6 млн. 138,2 тыс. тонн (на 0,3% меньше, чем в 2013 г.), реализовано 5 млн. 319,7 тыс. тонн молока (на 1,5% меньше). Удельный вес реализованного молока в общем объеме его производства (товарность) по республике составил 86,7% (в 2013 году - 87,7%). По оценочным данным на 1 апреля 2015 года, население республики составляло до 9 481,1 тысяч человек. Цены на молочные продукты серьезно скакнули в 2015 году, опередив средний уровень инфляции в 3,4 раза.

По оценкам экспертов, рынок Еревана ежедневно может «поглотить» около 35 тонн молочной продукции, в годовом разрезе - примерно 13 тыс. тонн. На города Гюмри, Ванадзор, Раздан, Эчмиадзин и другие приходятся 3 тыс. тонн молочной продукции.

Согласно данным Национальной статистической службы Армении, в апреле 2015 года объем производства молока составил 87 тыс. тонн, увеличившись по отношению к апрелю 2014 года на 6%.

В Казахстане потребление молока и молочных продуктов увеличивается с каждым годом. Отчасти это происходит за счет роста производства, но в большей степени из-за импорта [9]. При молочной продуктивности коров 2,2 тыс. литров более 80% от общего поголовья коров в Казахстане находится в личных подворьях сельских жителей. Ожидается, что потребление натурального молока в ближайшие годы возрастет. Большое будущее и у кисломолочных продуктов, способствующих укреплению иммунитета [6].

Экспортный потенциал молочной отрасли Кыргызстана высок. Фермеры способны обеспечить молочной продукцией не только свою страну, но и соседние государства. Казахстанские производители молока 50% сырья закупают в Кыргызстане. Согласно официальной статистике в Кыргызстане отмечается ежегодное увеличение производства сырого молока и рост поголовья коров [10].

В таблице 2 представлена расчетная оптовая цена предприятия для зарубежных партнеров с учетом стоимости доставки.

Таблица 2 - Расчетные средние оптовые цены на основную продукцию экспорта за пределы РФ (без дополнительных затрат)

Страна/город Расстояние Вологда -, км* Стоимость доставки, тыс. руб. Цена на национальном рынке Расчетная оптовая цена на ультрапастеризованное молоко, руб/л

нац. валюта руб.

Беларусь/Минск 2400 120 25000 руб 85 50

Армения/Ереван 5440 272 500 драм 65 59

Казахстан/Астана 8080 404 415 тенге 93 68

Кыргызстан/Бишкек 8020 401 50 сом 61 68

* - расстояние туда-обратно

Источник: расчеты выполнены автором на основании данных оптового прайса ОАО «УОМЗ «ВГМХА» и http://www.agro.kg/, http://almaty.all.biz/moloko, http://gooper.ru/aziya/armeniya/120-ceny-v-erevane-

armeniya-produkty-zhile-srednyaya-zarplata.html, http://deal.by/Moloko

Категория «Продукты питания» входят в пятерку категорий-лидеров по объему затрат на рекламу. Ведущие компании тратят на рекламу своей продукции от 15 до 30% от общего объема продаж потребительских товаров.

На начальном этапе продвижения продукции ОАО «УОМЗ ВГМХА» необходима агрессивная рекламная кампания, стоимость которой может нивелировать прибыль от продаж, т.к. цены на продукцию в этом периоде рекомендуется держать минимальными. Завод имеет прибыль за 2015 год более 50 млн. рублей. Финансирование рекламной кампании на начальной стадии развития экспортных продаж рекомендуется осуществлять за счет прибыли предприятия.

Для того, чтобы беспрепятственно войти в национальные сети стран Таможенного союза со своей молочной продукцией, предприятию требуется оплатить вход - от 5 до 7%. Таможенный тариф составит 15%.

Таблица 3 - Расчетные розничные цены на ультрапастеризованное молоко производства ОАО «УОМЗ ВГМХА» и эффективность экспорта

Страна Оптовая цена, руб/л. Вход в сети, руб/л.. Таможенный тариф, руб./л. Расчетная розничная цена, руб/л. Эффективность, %

Беларусь 50 3 7,5 60,5 40,5

Армения 59 3,5 8,8 71,3 -

Казахстана 68 4 10 82 13,4

Кыргызстан 68 4 10 82 -

На основании вышеизложенного исследования перспективными иностранными рынками являются такие страны Таможенного союза как Беларусь и Казахстан.

Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирма стремится снизить зависимость от одного товара, который может в любое

время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к неблагоприятным последствиям.

Для завоевания рынков Таможенного союза и для того, чтобы обезопасить экспорт от потерь при реализации одного продукта, специалистам ОАО «УОМЗ ВГМХА» необходимо разработать и включить в товарную линейку предприятия продукты долговременного хранения, не производимые или производимые в странах-экспортерах в малом количестве такие как: сгущенное молоко, стерилизованное молоко, кисломолочные продукты длительного хранения и др.

Список литературных источников:

1. Кузин, А.А. Сценарные прогнозы развития сельского хозяйства Вологодской области [Текст] / А.А. Кузин, Н.А. Медведева, М.Л. Прозорова // Вестник АПК Верхневолжья. -2014. - 3 (27). - С. 9-13.

2. Вологодская область в цифрах. 2014: статистический сборник [Электронный ресурс] / Вологдастат. - Вологда, 2015. - Режим доступа: http://vologdastat. ru/bgd/cifrfakt/main.htm.

3. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //viro. edu.ru/ attachments/ article/ 4107/739_ot_28.06.2010 Strategija_soc-ekon_ razvitija_VO_do_2020.doc.

4. Медведева, Н.А. Качественная оценка риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий по промышленной переработке молока [Текст] / Н.А. Медведева, Т.Н. Агапова // Экономический анализ: теория и практика.

- 2005. - №18. - С. 2-6.

5. Медведева, Н.А. Анализ производственного потенциала и уровня риска на предприятиях по промышленной переработке молока [Текст] / Н.А. Медведева, Т.Н. Агапова // Экономический анализ: теория и практика. - 2005.

- №19. - С. 2-7.

6. Казахстан: молочный рынок [Электронный ресурс] / Пищепром и продукты питания Украины и мира, 2014. - Режим доступа: http://ukrprod. dp.ua/2013/12/29/kazaxstan-molochnyj-rynok-2013-god.html

7. Смелик, В.А. Сельское хозяйство России и подготовка кадров: прошлое, настоящее, будущее / В.А. Смелик, В.А. Ефимов, О.П. Чекмарев // Сборник научных трудов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования». - СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2015. - С. 3-13.

8. Страны таможенного союза: список [Электронный ресурс] / FB.RU. - Режим доступа: http://fb.ru/article/183198/stranyi-tamojennogo-soyuza-spisok.

9. Планирование, экономика и организация производства на предприятиях АПК (нормативно-справочные материалы) [Текст] / М.М. Максимов, П.И. Дугин, А.И. Голубева, М.П. Шаталов, В.А. Смелик и др. / под ред. М.М. Максимова. - Ярославль, 2004. - 468 с.

10. (ЕТТ) Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Киргизия и Российской Федерации [Электронный ресурс] / Группа компаний «Маршал». - Режим доступа: http://www.brok-marshall.ru.

References:

1. Kuzin, A.A. Scenario forecasts of agricultural development in the Vologda region. Vestnik APK Verkhnevolzh'ya [Bulletin of the agrarian and industrial complex of the Upper Volga], 2014, no. 3 (27), pp. 9-13

2. Statisticheskii sbornik «Vologodskayaoblast'vtsifrakh2014g.» (Statistical compilation "Vologda region in figures 2014") Available at: http://vologdastat.ru/bgd/ cifrfakt/main.htm.

3. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Vologodskoi oblasti na period do 2020 goda (Strategy of socio-economic development of the Vologda region for the period until 2020) Available at:: http: //viro.edu.ru/ attachments/ article/ 4107/739_ot_28.06.2010 Strategija_soc-ekon_razvitija_V0_do_2020.doc.

4. Medvedeva, N.A. Qualitative evaluating the risk of financial and economic activities of enterprises for industrial milk processing. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice], 2005, no. 18, pp. 2-6

5. Medvedeva, N.A. Analysis of the production potential and the level of risk at the enterprises for industrial milk processing. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice], 2005, no.19, pp. 2-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kazakhstan: molochnyi rynok (Kazakhstan: dairy market) Available at: http://ukrprod.dp.ua/2013/12/29/kazaxstan-molochnyj-rynok-2013-god.html

7. Smelik, V.A. Agriculture of Russia and training: past, present, future. Sbornik nauchnykh trudov nauchno-prakticheskoi konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava «Nauchnoe obespechenie razvitiya APK v usloviyakh reformirovaniya» [Proc. of the scientific-practical conference of the teaching staff "Scientific support for developing agro-industrial complex in the conditions of reforming"], St.Petersburg, 2015, pp. 3-13

8. Strany tamozhennogo soyuza: spisok (The countries of the customs union: the list) Available at: http://fb.ru/article/183198/stranyi-tamojennogo-soyuza-spisok.

9. Maksimov, M.M. Planirovanie, ekonomika i organizatsiya proizvodstva na predpriyatiyakh APK (normativno-spravochnye materialy) [Planning, economy and organization of production at the enterprises of agroindustrial complex (normative reference materials)], Yaroslavl', 2004. 468 p.

10. (ETT) Edinyi tamozhennyi tarif tamozhennogo soyuza Respubliki Belarus', Respubliki Kazakhstan, Respubliki Armeniya, Respubliki Kirgiziya i Rossiiskoi Federatsii (ETT) Unified customs tariff of the Customs Union of the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Armenia, the Republic of Kyrgyzstan and the Russian Federation) Available at:: http://www.brok-marshall.ru.

The efficiency of exporting dairy products from the Vologda region to the Customs Union countries

Lagun Anna Alekseyevna, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, the Economics and Management Chair

e-mail: [email protected]

The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda

Prozorova Marina Longinovna, Candidate of Science (Agriculture), Associate Professor, Head of Training and Methodological Work Department

e-mail: [email protected]

The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda

Abstract: The topicality of this research is in determining the effectiveness of exporting dairy products from milk processing plants of the Vologda region to countries abroad both near and far. The aim of the study is to determine the effectiveness of exporting UHT milk from the Vologda region to foreign countries.

Keywords: dairy plant, dairy products export, the Customs Union, UHT milk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.