Научная статья на тему '"молочный протекционизм" в российско-белорусских отношениях'

"молочный протекционизм" в российско-белорусских отношениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / "МОЛОЧНАЯ ВОЙНА" / ОГРАНИЧЕНИЕ ЭКСПОРТА / REPUBLIC OF BELARUS / RUSSIAN-BELARUSIAN RELATIONS / TRADE / DAIRY WAR / EXPORT RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова Елена Александровна, Власова Наталия Львовна, Жадан Михаил Владимирович

Несмотря на тесную интеграцию России и Беларуси, которые, безусловно, являются партнерами в экономической, политической и военной сферах, в отношениях между странами периодически возникают осложнения. В частности, в последние годы в РФ неоднократно вводились ограничения на поставки продукции отдельных белорусских предприятий, в основном мясных и молочных. 13 ноября 2018 г. Коллегия ЕЭК выступила за отмену ограничений на поставки белорусского молока в Россию. Однако в связи с выявлением в молоке нативного содержания нитратов Россия снизила предполагаемые объемы поставок молочной продукции из Беларуси в 2019 г. до 4,9 млн т (в 2018 г. 5,1 млн т). Правительству России было предложено принять меры, направленные на исполнение п. 2 ст. 53 Договора о ЕАЭС, в соответствии с которым страны обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам союза, без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. В статье рассматривается данный российско-белорусский продуктовый конфликт и пути его урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows Russia and Belarus are obviously close partners in economic, political and military spheres, however, despite their close integration complications arise in relations between the two countries from time to time. In particular, in recent years, restrictions on the import from Belarusian meat and dairy producers have been repeatedly imposed in the Russian Federation. On November 13, 2018 the EEC panel called for the lifting of restrictions on the import of Belarusian milk to Russia. However, due to the discovery of nitrate in Belarusian milk, Russia reduced the estimated volumes of dairy product imports from Belarus in 2019 to 4.9 million tons (in 2018 the number was 5.1 million tons). Russian government was advised to adhere to paragraph 2 of Art. 53 of the Treaty on the EAEU, in accordance with which countries allow free trade of goods that meet the technical regulations of the union, without presenting additional requirements and conformity assessment procedures. The article deals with the current Russian-Belarusian trade confl ict and ways to resolve it.

Текст научной работы на тему «"молочный протекционизм" в российско-белорусских отношениях»

Elena Aleksandrovna Chistyakova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of world economy and management of foreign economic activity, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Natalia Lvovna Vlasova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of world economy and management of foreign economic activity, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Mikhail Vladimirovich Zhadan,

postgraduate student of the department of world economy and management of foreign economic activity, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 339.9

Елена Александровна Чистякова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

lena.tchistyakova@yandex.ru

Наталия Львовна Власова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

^а)» nathalie888@inbox.ru

Михаил Владимирович Жадан,

аспирант кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

michael.zhadan@gmail.com

«молочный протекционизм»

в российско-белорусских отношениях

Несмотря на тесную интеграцию России и Беларуси, которые, безусловно, являются партнерами в экономической, политической и военной сферах, в отношениях между странами периодически возникают осложнения. В частности, в последние годы в РФ неоднократно вводились ограничения на поставки продукции отдельных белорусских предприятий, в основном мясных и молочных. 13 ноября 2018 г. Коллегия ЕЭК выступила за отмену ограничений на поставки белорусского молока в Россию. Однако в связи с выявлением в молоке нативного содержания нитратов Россия снизила предполагаемые объемы поставок молочной продукции из Беларуси в 2019 г. до 4,9 млн т (в 2018 г. - 5,1 млн т). Правительству России было предложено принять меры, направленные на исполнение п. 2 ст. 53 Договора о ЕАЭС, в соответствии с которым страны обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам союза, без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. В статье рассматривается данный российско-белорусский продуктовый конфликт и пути его урегулирования.

Ключевые слова: Республика Беларусь, российско-белорусские отношения, торговля, «молочная война», ограничение экспорта.

ISSN 1994-5094 ♦-

37 -♦

"dairy protectionism" in trade relations between russia and belarus

The article shows Russia and Belarus are obviously close partners in economic, political and military spheres, however, despite their close integration complications arise in relations between the two countries from time to time. In particular, in recent years, restrictions on the import from Belarusian meat and dairy producers have been repeatedly imposed in the Russian Federation. On November 13, 2018 the EEC panel called for the lifting of restrictions on the import of Belarusian milk to Russia. However, due to the discovery of nitrate in Belarusian milk, Russia reduced the estimated volumes of dairy product imports from Belarus in 2019 to 4.9 million tons (in 2018 the number was 5.1 million tons). Russian government was advised to adhere to paragraph 2 of Art. 53 of the Treaty on the EAEU, in accordance with which countries allow free trade of goods that meet the technical regulations of the union, without presenting additional requirements and conformity assessment procedures. The article deals with the current Russian-Belarusian trade conflict and ways to resolve it.

Keywords: Republic of Belarus, Russian-Belarusian relations, trade, dairy war, export restrictions.

Одним из основных трендов развития сотрудничества бывших советских республик являются процессы евразийской интеграции [2]. Наиболее динамично в ЕАЭС развивается торговля между Россией и Республикой Беларусь (РБ). Между РФ и РБ просматривается соответствие экономических структур, этапов экономического развития, уровней развития производительных сил, типов экономики (аграрный, индустриальный, постиндустриальный). Данная характеристика служит основой для развития производственной кооперации между российскими и белорусскими предприятиями, создания совместных производств, цифровизации [6]. Одинаковый тип экономики дает больше возможностей для производственной кооперации [3].

Торговля между Россией и Беларусью растет быстрее общесоюзных показателей и за первый квартал 2018 г. увеличилась на 19%. По целому ряду других направлений фиксируются гораздо более высокие темпы роста. Так, торговля между Арменией и Беларусью в первом квартале выросла на 73,9%, Беларусью и Киргизией - на 84,8%, а Казахстаном и Арменией - в 4,3 раза. Но удельный вес этих направлений в общем объеме внутрисоюзной торговли крайней незначителен, тогда как российско-белорусская торговля дает 60,5% всего взаимного товарооборота ЕАЭС. Однако развитие двусторонних отношений не лишено проблем [5]. Товарооборот между двумя странами начал снижаться в 2014 г. (табл. 1).

Белорусская сторона считает, что «основными факторами, влияющими на возникновение противоречий между Беларусью и Россией, являются:

- структурный дисбаланс взаимного товарооборота, ставящий Беларусь в уязвимое положение и

приводящий к регулярным торговым войнам между странами;

- несоответствие социально ориентированной экономической политики Беларуси и российского государственно-олигархического капитализма;

- "идеальный шторм", принуждающий элиты СНГ всерьез задуматься об издержках участия своих стран в интеграционных проектах (союзах) России и включающий в себя;

- падение цен на нефть и кризис экономики ЕАЭС 2014-2017 гг. (парад девальваций национальных денежных единиц, снижение доходов населения, промпроизводства и ВВП),

- давление США на Россию и ее союзы, санкции Запада, активизация НАТО вдоль границ ЕАЭС;

- события на Украине и последующая актуализация идеологии "русского мира", воспринимающейся частью элит СНГ как угроза суверенитету их государств и национальной идентичности» [4].

В начале февраля 2017 г. отношения между Россией и Беларусью резко ухудшились. Москва решила восстановить погранзону между двумя странами. Однако погранзона не единственное узкое место в отношениях России и Беларуси.

Одна из основ белорусской экономики - экспорт продуктов сельского хозяйства. Как известно, Беларусь является одним из основных производителей молока и молочной продукции на постсоветском пространстве. Молочное животноводство развивается в стране давно и вместе с земледелием является фундаментальным столпом белорусского агро-прома. Молочные заводы и комбинаты действуют в целом ряде городов страны. Экспорт молочной продукции занимал серьезную часть общих поставок товаров сельскохозяйственного производства

Таблица 1

Динамика внешней торговли России с Беларусью в 2010-2017 гг., млн долл. [1]

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Товарооборот 28 034 39 439 38 841 34 188 31 504 24 189 23 457 30 193

Экспорт 18 081 24 930 25 098 20 228 19 718 15 336 14 051 18 425

Импорт 9 954 14 509 13 743 13 959 11 786 8 852 9 406 11 768

Сальдо 8 127 10 422 11 355 6 269 7 931 6 484 4 644 6 656

38 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

на территорию России. Беларусь остается основным поставщиком молочной продукции в Российскую Федерацию. Как видно из табл. 2, эта группа товаров составляет 1/3 российского импорта начиная с 2014 г.

Российские аграрии часто выражают недовольство ощутимым присутствием белорусских товаров на местном рынке. Иногда это заканчивается прямыми столкновениями: например, в 2009 г. страны вели полноценную «молочную войну».

В условиях контрсанкций, введенных Россией, через Беларусь на российский рынок поступают среди прочего санкционные товары. При этом Беларусь отказывается вводить запреты на импорт продукции, аналогичной российской продукции. Например, в конце января 2017 г. Россельхознадзор ограничил поставки двух белорусских мясокомбинатов, считая, что под видом белорусской говядины на рынок поступает запрещенная украинская.

С 26 февраля 2018 г. Россельхознадзор ввел ограничения на поставки в Россию молочной продукции из Беларуси. Речь идет о запрете на ввоз и продажу пастеризованного, стерилизованного, ультрапастеризованного, консервированного и сгущенного молока, сливок и целого ряда других разновидностей молочных продуктов.

Представители белорусской стороны указали, что им неизвестны причины запретов и они готовы к консультациям с российской стороной по этому вопросу.

В рамках торговых войн последних нескольких лет продукция из Европы, США и ряда других стран попадала под запреты и ограничения в рамках ответа со стороны России на несправедливые санкционные меры, введенные против нашей страны на Западе. Однако случай с белорусскими товарами выпадает из этого ряда. Беларусь - одна из немногих стран, которая может подходить под определение политического союзника России как страна, состоящая в Евразийском экономическом союзе.

История с молочным запретом интересна тем, что в ее основе лежат неполитические причины.

В качестве обоснования запрета на импорт белорусской молочной продукции Россельхознадзор указал на выявление повторяющихся неоднократных нарушений ветеринарно-санитарных требований Евразийского экономического союза и России.

Ранее, предупреждая профильные ведомства Беларуси о нарушениях в соответствующих письмах и документах, представители Россельхознад-зора сообщали, что в 2016 г. около 53% всех случаев несоответствия продукции из Беларуси вете-ринарно-санитарным нормам приходилось на молочные продукты.

В прошлом году на молочные продукты пришлось до 63% нарушений. При этом в 2017 г. существенно выросла доля молочной продукции с остатками запрещенных и вредных веществ, достигнув показателя в 55,6%. Это обстоятельство особенно важно для российского рынка в связи с тем, что после введения санкций на европейские и американские продукты ряд белорусских молочных продуктов фактически завоевал рынок России. По некоторым оценкам, на Беларусь приходится 90% всех поставок молочной продукции в Россию.

Эксперты Центра изучения молочного рынка утверждают, что в общем импорте на рынок России таких продуктов, как сухое обезжиренное молоко, сухое цельное молоко, сухая сыворотка, доля белорусской продукции достигает 80%.

По некоторым другим категориям, например по импорту творога, белорусы обеспечивают 99% поставок. Ограничение поставок из Европы могло бы помочь как белорусскому, так и российскому производителю. Однако на деле в новых условиях вырвались вперед именно белорусы.

В последующие после введения санкций годы молочная отрасль России впервые за десятилетие стала инвестиционно привлекательной. Однако конкуренция со стороны крайне дешевых белорус-

Таблица 2

Динамика структуры импорта России в Беларусь в 2010-2017 гг. по видам товаров, % [1]

Вид товаров 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (коды ТН ВЭД 01-24) 27,0 22,4 13,7 21,0 30,3 36,4 34,4 33,1

Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) 1,2 1,5 2,2 6,2 9,9 6,2 3,1 3,0

Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) 10,7 9,5 10,8 10,3 11,7 11,8 12,0 11,9

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) 2,6 2,3 2,1 3,4 2,3 2,6 2,8 2,7

Текстиль и обувь (коды ТН ВЭД 50-67) 9,2 7,4 8,9 7,8 6,8 5,8 7,0 6,5

Драгоценные металлы и камни (код ТН ВЭД 71) 0,0 0,0 0,4 0,5 0,6 0,5 0,4 0,4

Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) 8,4 7,9 14,5 9,7 7,3 6,1 6,4 7,1

Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) 32,7 42,3 41,6 34,9 24,5 24,7 28,3 29,7

НБЫ1994-5094 ♦-

39 -♦

ских молочных продуктов не позволила реализовать открывшиеся возможности в полной мере.

Беларусь, используя собственные конкурентные преимущества, продает сухое молоко и ряд других продуктов по цене, иногда в два-три раза дешевле рыночной. Достигается это преимущество в том числе благодаря субсидированию государством сельского хозяйства братской республики. Представители российской молочной отрасли указывают на искусственное сдерживание цен на молочную продукцию внутри Беларуси.

В совокупности с ростом за последние годы уровня производства российской молочной продукции рынок нашей страны оказался перенасыщен целым рядом категории соответствующих продуктов. История с нынешними, достаточно масштабными ограничениями не первая.

За последние два года Россельхознадзор накладывал временные ограничения на поставки в Россию продукции таких белорусских производителей, как «Рогачевский МКК», «Бабушкина крынка», «Савушкин продукт», а также ряда других. Это вызывало активные возражения на самом высшем уровне руководства республики.

Однако, по всей видимости, нарушения не были устранены и достигли за прошлый год пиковых показателей. Многие эксперты и представители рынка прямо признают, что новые ограничения являются в той или иной степени протекционистской мерой, которая пойдет на пользу российскому рынку молочной продукции и отечественным производителям.

Ограничительные меры будут носить временный характер, но они позволят преодолеть существенный дисбаланс на рынке молочной продукции и усилить позиции российских компаний.

Несмотря на тесное экономическое сотрудничество в рамках ЕАЭС, партнеры России в лице Беларуси или Казахстана в той или иной форме оказывали протекцию своим производителям, иногда в нарушение ранее принятых договоренностей. Особенно в этом отличились представители Казахстана.

Однако и в Беларуси активно использовали особенности собственной экономической модели регулирования цен для усиления конкурентных преимуществ своей продукции. По всей видимости, со стороны белорусских производителей действительно наблюдалось пренебрежение вете-ринарно-санитарными нормами, что давало определенные преимущества в обеспечении дешевизны продуктов.

Новые ограничения со стороны Россельхознад-зора будут со временем отменены, но позволят навести порядок в этой отрасли и поспособствуют как развитию отечественного производства, так и повышению качества белорусской молочной продукции, когда она вернется на наш рынок.

Тесное экономическое партнерство дружественных государств в рамках Евразийского экономического союза никак не отменяет добросовестной конкуренции и защиты интересов производителей

каждой отдельной страны. По части введения защитных, вполне обоснованных и справедливых ограничений и тем более протекционистских мер Россия серьезно отстает от большинства своих экономических и политических партнеров. Однако есть и другие эпизоды. Россельхознадзор был вынужден ввести с 1 июня 2018 г. временные ограничения на поставки в Российскую Федерацию продукции, производимой несколькими казахстанскими предприятиями. Речь идет о поставках с ТОО «Тайынша-Астык», ООО «ДЕП» и ТОО «Молпро-дукт» в связи с выявлением мошеннической схемы поставок в Россию с белорусских предприятий, в отношении которых действуют ограничительные меры, продукции под видом товаров, отгружаемых в адрес казахстанских получателей. По статистическим данным о взаимной торговле между государствами ЕАЭС, в 2017 г. Республика Беларусь экспортировала в Казахстан 34,843 тыс. тонн молочной продукции. При этом Казахстан за тот же период импортировал лишь 22,797 тыс. тонн данной продукции из Беларуси. Из этого можно сделать вывод о том, что 12 тыс. тонн молочной продукции, ввезенной с белорусских предприятий, в отношении которых действуют временные ограничения, не была доставлена в адрес казахстанских получателей, а была легализована и реализована на территории России.

Тем не менее в июне 2018 г. Россия и Беларусь договорились о снятии взаимных ограничений по поставкам молочной продукции. Соответствующую дорожную карту по процедуре снятия ограничений подписали Россельхознадзор и департамент ветеринарного и продовольственного надзора РБ.

Дорожная карта подписана в рамках достигнутых ранее правительствами двух стран договоренностей и рассчитана на 2018 г. В ней прописаны мероприятия, которые будут способствовать скорейшему урегулированию ситуации по снятию взаимных ограничений на поставки продукции.

Вместе с тем представитель Россельхознадзора указывает, что РБ продолжает поставлять в Россию продукцию с многочисленными нарушениями требований законодательства ЕАЭС. С 9 июня 2018 г. ведомство ограничило поставки продукции ОАО «Витебский мясокомбинат» (из-за бактерий кишечной палочки в говядине) и витебского ОАО «Молоко» (в питьевом молоке с этого предприятия был выявлен альбендазол). Для продукции еще шести предприятий вводится режим усиленного лабораторного контроля (список опубликован на сайте ведомства).

Тем не менее с 11 июня 2018 г. Россельхознадзор снял временные ограничения на поставки продукции четырех белорусских предприятий - производителей мяса и комбикормов: ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», ООО «Вахавяк Плюс», ООО «Гродненский мясокомбинат», ООО «Бел-экотехника». С 11 июня 2018 г. Россельхознадзор сможет восстановить право экспорта молочной продукции еще для трех белорусских предприятий, если будут предоставлены документы о проведении

40 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

лабораторного мониторинга по группам риска, определенным российской службой.

Министерствами сельского хозяйства обеих стран для урегулирования ситуации с поставками белорусской животноводческой продукции на российский рынок продолжается работа по взаимной интеграции информационных систем в области ветеринарии. Кроме того, составлен и подписан план работ по обеспечению обмена электронными ветеринарными сопроводительными документами между компонентами систем «Меркурий» и «AITS - Прослеживаемость».

Российско-белорусская «молочная война» не единственный пример ограничения движения продовольственных товаров внутри ЕАЭС: Россель-хознадзор несколько раз запрещал ввоз отдельных продуктов из Армении, а Казахстан во время сильной девальвации рубля рассматривал вопрос об ограничении ввоза ряда российских товаров для защиты собственных производителей. Применение мер подобного рода объяснимо, но, если страны ЕАЭС заинтересованы в развитии интеграционных процессов, следует исключительную роль арбитра закрепить за исполнительным органом Евразийского союза - ЕЭК. Решения Комиссии должны приниматься оперативно и иметь обязательный и окончательных характер для всех стран, как это и предусмотрено уставными документами.

Таким образом, поскольку кризис на молочном рынке России системный, то его урегулирование требует системных решений. Не вызывает сомнений важность закрепления положительных тенденций сотрудничества стран и обеспечения дальнейшего наращивания российско-белорусских торговых отношений, в том числе за счет устранения взаимных барьеров, изъятия, а также создания равной конкурентной среды.

1. Динамика торговли России с Беларусью в 2010-2017 годах. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-belarusyu-v-2010- 2017-godah/

2. Мировая экономика: тенденции развития: учеб. пособие / Чистякова Е.А., Власова Н. Л., Алтухов П. Л., Асон Т.А., Бочкарев Г.И. Саратов, 2004.

3. Российско-белорусские отношения в горизонте до 2020 года: итоги форсайт-сессии / под ред. А. Д. Саулина. М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Россия - Белоруссия: проблемы на пути единения. URL: https://by-by.info/news/2018/04/27/1524830731/rossiya-belorussiya-problemy-na-puti-edineniya/

5. Соколова О.Ю., Захарова С.В., Лысенко Е.И. Показатели развития внешней торговли Евразийского экономического союза // Развитие международного торгового потенциала России: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / Л.Г. Акулова (отв. ред.). Саратов, 2016. С. 31-40.

6. Чистякова Е.А. Цифровизация в рамках ЕАЭС // Современные аспекты международного бизнеса. Саратов, 2018. С. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.