Научная статья на тему 'Эффективность экскурсионного обслуживания как компонента туристической индустрии Республики Беларусь в условиях глобализации мировой экономики'

Эффективность экскурсионного обслуживания как компонента туристической индустрии Республики Беларусь в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Нина Владимировна

В статье анализируется эффективность экскурсионного обслуживания как компонента туристической индустрии Республики Беларусь в условиях глобализации мировой экономики. Эффективность экскурсионного обслуживания связана с его инновационными формами, среди которых: анимационно-досуговые мероприятия, экскурсии-шоу, квест-экскурсии в контексте культурно-познавательного, фестивального, событийного, спортивного и других видов туризма. Эффективности экскурсионного обслуживания будет способствовать разработка экскурсий различной тематики с учётом инновационных форм, дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию различных групп экскурсантов, туристов и рекреантов, совершенствование подготовки специалистов туристической индустрии Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность экскурсионного обслуживания как компонента туристической индустрии Республики Беларусь в условиях глобализации мировой экономики»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Савина Н. В.

Савина Нина Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра экономики и управления туристической индустрией, факультет коммерции и туристической индустрии, Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируется эффективность экскурсионного обслуживания как компонента туристической индустрии Республики Беларусь в условиях глобализации мировой экономики. Эффективность экскурсионного обслуживания связана с его инновационными формами, среди которых: анимационно-досуговые мероприятия, экскурсии-шоу, квест-экскурсии в контексте культурно-познавательного, фестивального, событийного, спортивного и других видов туризма. Эффективности экскурсионного обслуживания будет способствовать разработка экскурсий различной тематики с учётом инновационных форм, дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию различных групп экскурсантов, туристов и рекреантов, совершенствование подготовки специалистов туристической индустрии Республики Беларусь.

Ключевые слова: анализ, глобализация, мировая экономика, туристическая индустрия, эффективность, экскурсионное обслуживание, Республика Беларусь.

Туристическая индустрия Республики Беларусь решает сегодня ряд задач по развитию въездного и внутреннего туризма, подчеркивая их приоритетность. Экскурсионное обслуживание является основной составляющей различных видов туризма, развитие которых в условиях глобализации мировой экономики требует дальнейшего совершенствования и новых подходов к его осуществлению.

Мировые тенденции развития экономики последних десятилетий неразрывно связаны с терминами «глобализация» и «интернационализация». Автор (P. Scott, 1998), в книге «Глобализация высшего образования» доказывает, что понятия «глобализация» и «интернационализация» не являются синонимами. Дж. Юрри (J. Urry, 1998) отмечает, что глобальная сеть, новые машины и технологии сокращают время и пространство, переступая пределы социального контроля и регуляции. Глобализация стала постоянной характерной чертой общественного, экономического и культурного пространства. Она может уменьшить местный и национальный суверенитеты, особенно в экономической и финансовой сферах. Глобальные организации (ООН, Мировой банк, CNN, Гринпис, ЕС и др.), облегчают процесс глобализации. Они отмечают, что глобализация может работать в интересах социального и экономического развития многих стран третьего мира, <...>, помочь понять и принять факт, что мир испытывает перемены и полон проблем, которые могут и должны рассматриваться мировым сообществом в целом (Sadlak, 1998) [1].

Интернационализация (англ. internationalization) основана на кросскоммуникации, обменом культурным опытом между разделенными народами, предполагает существование национальных государств и отражает мировой порядок, над которым доминируют национальные государства. Глобализация и интернационализация - два взаимосвязанных процесса, которые приводят к преобразованию университетов в новые формы на основе транснационализации и регионализации [2].

Глобализация мировой экономики повлияла и на развитие туристической индустрии, позволяя туристическим предприятиям осуществлять экономию в масштабе производства туристического продукта за счет стандартизации товаров и услуг, использовать преимущества мирового маркетинга [3]. Экономика нового типа - глобальная экономика, по определению известного социолога М. Кастельса -экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты [4].

Развитие туризма как сектора мировой экономики является результатом удовлетворения человеческих потребностей, начиная с необходимости на отдых и досуг, восстановления физических сил, потребительских запросов, включая умственные потребности: новый опыт, расширение кругозора, восприятие и познание. Движущей силой глобализации является, прежде всего, внедрение 1Т-технологий в сферу туризма и развитие информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Около 68,2% информации о путешествиях потребители получают через Интернет: это, прежде всего, информация о видах отдыха, дестинациях, ценах, картографические материалы и, конечно же, посредством Интернет осуществляется бронирование. По данным социологического опроса, в основе мотивации пользования Интернет при покупке туристического или экскурсионного продукта, на 1-м месте стоит удобство (78,4%), на 2-м - отсутствие давления при покупке (66,4%), на 3-м -экономия времени (64,2%) и 4-м (51,3%) - возможность получить информацию непосредственно от туроператора [3].

Своеобразным вызовом на процессы глобализации в туристической индустрии стал Глобальный этический кодекс туризма. Письменные комментарии к Кодексу поступили, из более 70 государств-членов ВТО и различных организаций. Итоговый Глобальный этический кодекс туризма, насчитывающий 10 пунктов и разработанный по результатам длительного консультационного процесса, был единогласно одобрен в октябре 1999 г. на сессии Генеральной ассамблеи ВТО в г. Сантьяго [3; 4]. Соблюдение его принципов и правил - гарантия ответственного и устойчивого туризма, который совместим с возрастающей либерализацией условий, регулирующих торговлю услугами и на основе которых действуют предприятия туристической индустрии, включая и Республику Беларусь.

Развитию туристической индустрии в Беларуси уделяется особое внимание со стороны Президента и Правительства Республики Беларусь, выделяются значительные средства на развитие туристической инфраструктуры и подготовку соответствующих кадров. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-3 «О туризме» и его редакции регулирует отношения в сфере туризма и туристической деятельности. Отдельная глава Закона посвящена вопросам организации экскурсионного обслуживания. Она говорит о том, что экскурсии на территории Республики Беларусь могут проводить экскурсоводы и гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую их квалификацию, получившие свидетельство об аттестации (сроком на 5 лет) и бейдж экскурсовода или гида-переводчика. Ведётся Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков [6, статья 18]. Экскурсовод, согласно статье 1 Закона - это физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию для проведения экскурсий. Гид-переводчик - физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию для проведения экскурсий на иностранном языке [5].

По данным Национального агентства по туризму Республики Беларусь, в сфере туризма Беларуси (2014) работали 1032 аттестованных экскурсовода и 186 гидов-переводчиков. Туристические предприятия предлагают самые разнообразные экскурсии и экскурсионные туры: групповые и индивидуальные, от 3-часовых экскурсий до 3-дневных туров. Для иностранных туристов работают профессиональные гиды-переводчики на таких языках, как английский (110 гидов), немецкий (28), польский (21), французский (22), итальянский (22), испанский (4),

38

турецкий (4), а также китайский (1). Наиболее востребованными среди туристов являются экскурсии, проводимые на одном из государственных языков Беларуси -русском языке. На сегодня в Беларуси их насчитывается свыше 1000 предложений [7].

Особую роль в эпоху проявления глобализационных процессов в мировой туристической индустрии играют Государственные программы развития туризма в Республике Беларусь на определённый период (далее - Программа), в основном, - на пять лет. В Программе «Беларусь гостеприимная» на 2016 - 2020 годы дан анализ по выполнению мероприятий Программы за 2011 - 2015 годы и предложены мероприятия по дальнейшему развитию туристической индустрии. Отмечается, что поставленные задачи в целом решены, указываются также причины невыполнения ряда показателей в развитии туристической индустрии Беларуси [8]. Программа на 2016 - 2020 годы разработана в соответствии с приоритетами социально -экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы, состоит из подпрограммы 1 «Кадровое, научное и научно-методическое обеспечение в сфере туризма» и подпрограммы 2 «Маркетинг туристических услуг». Основным сводным целевым показателем Программы является экспорт туристических услуг [9].

Как видим, задачи, стоящие перед экскурсионным обслуживанием и их решение сопряжены с задачами и решением проблем, очерченных Государственной программой. Создание разнообразных экскурсионных программ, удовлетворяющих культурно-познавательные запросы туристов и экскурсантов, включение в маршруты новых объектов, а также качественное экскурсионное обслуживание будет способствовать развитию различных видов туризма в Беларуси и благоприятно повлияет на имидж нашей страны. Расширение включаемых в сферу экскурсионного обслуживания объектов культурного наследия, спектра предлагаемых экскурсионно-туристических маршрутов и объектов показа, насыщенность событийного календаря культурной жизни, позволит Беларуси не только эффективно использовать имеющиеся в стране туристические ресурсы, но и войти в ряд ведущих мировых центров культуры и туризма.

Таким образом, глобализация мировой экономики, как более высокая стадия интернационализации, её дальнейшее развитие, углубление повлияла и на развитие туристической индустрии. Особая роль в технологии оказания туристических услуг в целом, и экскурсионных услуг в частности, отводиться вопросам организации культурного досуга и развлечений клиентов. В этом ракурсе и следует рассматривать экскурсионное обслуживание как сервис данного вида услуг. Потребителю экскурсионных услуг становится важным не только сам факт их предоставления, но и то, как и в какой форме их предоставили. Исходя из этимологии понятия сервис (англ.8етсе=служба), экскурсионный сервис рассматриваем как систему профессионального обслуживания с целью предоставления экскурсантам, туристам, рекреантам комфортного пользования культурно-познавательными, рекреационно-развлекательными услугами, а также действия, направленные на удовлетворение не только пожеланий клиента, но и его ожиданий, которые могут даже не входить в основной спектр услуг [10].

Уровень качества экскурсионного обслуживания как вида сервиса экскурсионных услуг определяется: оперативностью работы по подбору и организации экскурсионных услуг в соответствии с запросами клиентов; вежливостью обслуживания, выраженном в радушии сотрудников предприятия, терпении при обсуждении программы экскурсионного обслуживания, маршрута экскурсии, анимационных, квестов и других развлекательных компонентов. Обязательной составляющей экскурсионного обслуживания является предоставление справочной информации по соответствию предлагаемого экскурсионного продукта (экскурсионно -досугового мероприятия) реальному содержанию, согласованностью всех частей комплексного обслуживания и их соответствии потребительским свойствам. В отношении экскурсионного продукта

39

потребительские свойства выражаются обоснованностью, комфортностью, надежностью, ясностью, простотой в эксплуатации; гибкостью, полезностью и, конечно же, эффективностью.

Эффективность экскурсионного обслуживания как компонента туристической индустрии связана с его инновационными формами. Среди них: анимационно-досуговые мероприятия, экскурсии-шоу, квест-экскурсии в контексте культурно-познавательного, фестивального, событийного, спортивного и других видов туризма. Их развитию будет способствовать разработка экскурсий различной тематики с учётом дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию различных групп туристов, качественных параметров подготовки специалистов сферы туризма, формирование навыков гармоничного диалога культур и культуры диалога, комфортного межкультурного взаимодействия через занимательную форму познания - экскурсию [11, с. 29]. В условиях глобализации мировой экономики экскурсионное обслуживание представляет собой комплекс мер, направленный на эффективно-качественную организацию, продвижение, оказание и перспективно-реализационную востребованность экскурсионных услуг с использованием инновационных форм обслуживания, обеспечивающих запросы, потребности, интересы и ожидания, формируя приятные и чудесные воспоминания клиентов предприятий туристической индустрии Беларуси -экскурсантов, туристов, рекреантов.

Список литературы

1. Вербицкая Л. А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков / Л. А. Вербицкая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://topref.ru/referat/74609.html/ (дата обращения: 08.11.2016).

2. Новиков В. С. Инновации в туризме / В. С. Новиков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/novikov91.htm/ (дата обращения: 08.11.20106).

3. Воронин И. Н., Воронина А. Б. Влияние факторов глобализации на развитие международного туризма. [Электронный ресурс]: Культура народов Причерноморья, 2009. № 176. С. 115-117. Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/voronin.htm/ (дата обращения: 09.11.2016).

4. Глобальный этический кодекс туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orexca.com/rus/global_ethic_code_tourism.php/ (дата обращения: 14.12.2016).

5. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь / Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/ (дата обращения: 12.12.2016).

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2007г. № 895 «Об утверждении положений о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, и о порядке ведения Национального реестра экскурсоводов и гидов -переводчиков Республики Беларусь» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2007. № 52. 5/29066.

7. Официальный сайт Национального агентства по туризму Республики Беларусь: портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belarustourism.by/firm/guides/ (дата обращения: 24.12.2016).

8. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 -2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 373) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011. № 37. 5/33538.

9. Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016 - 2020 годы: портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mst.by/ru/programma-razvitiya-turizma-ru/ (дата обращения: 14.01.2017).

10. Савина Н. В. Экскурсионный сервис как фактор действенного обслуживания потребителей туристических услуг // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: Матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. (Минск. 19-20 мая 2016 г.): в 2 т. Минск: БГЭУ, 2016. Т. 1. С. 341-343.

11. Савина Н. В. Синопсис экскурсионного дискурса / Н. В. Савина // Современные инновации, 2016. № 1 (3). С. 28-30.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА» Кормишова А. В.

Кормишова Аида Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления в международном бизнесе и индустрии туризма, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: проанализированы подходы к определению содержания понятия «инфраструктура туризма». В современный период плодотворным следует полагать расширенное представление содержания понятия инфраструктуры. Обоснована необходимость системного рассмотрения инфраструктуры туризма. Установлено, что различные трактовки содержания инфраструктуры туризма обусловлены авторскими аспектами его рассмотрения, отражаются на содержании развиваемой инфраструктуры, на видении проблем ее управления. Дана характеристика состояния объектов туристского интереса и обеспечивающей инфраструктуры. Выделена необходимость акцентирования внимания на межэлементных связях рассматриваемого понятия.

Ключевые слова: инфраструктура туризма, системный подход, управленческая инфраструктура, туристские ресурсы, использование инфраструктуры туризма.

Специалистами принято характеризовать содержание понятия «инфраструктура туризма» как совокупность условий создания туристского продукта [3, 4]. При раскрытии содержания понятия «общие условия производства» мнения специалистов расходятся.

Так, исследователи В. Ф. Архипова и А. С. Левизов обозначают понятие инфраструктура туризма как определенный комплекс функционирующих сооружений, имеющих производственное, социальное и рекреационное назначения и служащих для обеспечения жизнедеятельности туристической сферы [1].

В. А. Лазарев полагает, что «инфраструктура туризма выступает как некий конгломерат самостоятельных хозяйствующих субъектов, объединенных полностью или частично общей задачей предоставления услуг туристу, со своими специфическими особенностями» [6]. Нацеливаясь на определенные организационные и правовые формы организаций туризма, аналогичного мнения придерживается И. Г. Лимонина, которая выделяет туристскую инфраструктуру в качестве вида социальной инфраструктуры, состоящую из совокупности «различных учреждений и сетей, которые обеспечивают потребности туристов в процессе туристской деятельности» [7].

Различные трактовки содержания понятия «общие условия производства» обусловлены авторскими аспектами его рассмотрения, отражаются на содержании развиваемой инфраструктуры, на видении проблем ее управления. Одни подразумевают виды деятельности или объекты, обеспечивающие основной технологический процесс,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.