оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-152-158 УДК 339.5(045)
Эффективность действия режима параллельного импорта в условиях экономических санкций
Л. Ш.Уличкина
Финансовый университет, Москва, Россия
аннотация
В данной статье автор раскрывает понятие «параллельный импорт» и механизм его действия в российской экономике. Указываются причины и условия внедрения режима параллельного импорта. Рассматриваются правовые основы действия этого режима. Дается характеристика видов принципов исчерпания права. Приводятся примеры успешного импортозамещения в России. Также указываются сферы экономики, сталкивающиеся с определенными проблемами при импортозамещении. Рассматриваются альтернативные точки зрения экспертов на введение режима параллельного импорта. Анализируется правовая история вопроса, приводятся особенности подходов к данной теме в судебной практике. Указываются основные проблемы и преимущества внедрения режима параллельного импорта и перспективы его развития в России.
Ключевые слова: импортозамещение; санкции; импорт; промышленная сфера; отрасли экономики; нормативно-правовые акты
Для цитирования: Уличкина Л. Ш. Эффективность действия режима параллельного импорта в условиях экономических санкций. Гуманитарные науки. 2023;13(3):152-158. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-152-158
oRiGiNAL PAPER
The Effectiveness of the Parallel import Regime in the Context of economic sanctions
L. sh. Ulichkina
Financial University, Moscow, Russia
abstract
The presented article briefly summarizes the concept of parallel import, the mechanism of its action in the Russian economy. The reasons and conditions for the introduction of the parallel import mode are indicated. The legal basis of the operation of this regime is considered. The characteristics of the types of principles of exhaustion of an entitlement are given. Examples of successful import substitution in Russia are given. The spheres of the economy that face certain problems with import substitution are also indicated. Alternative expert points of view on the introduction of a parallel import regime are considered. The legal history of the parallel import issue in Russia is analyzed. The features of approaches to parallel import in judicial practice are given. The main problems and advantages of the introduction of the parallel import regime and the prospects for its development in Russia are indicated.
Keywords: import substitution; sanctions; imports; industrial sphere; economic sectors; regulatory and normative legal acts
For citation: Ulichkina L. sh. The effectiveness of the parallel import regime in the context of economic sanctions. Humanitarian sciences. 2023;13(3):152-158. Doi: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-152-158
Импорт традиционно является значительной составляющей внешнеэкономической деятельности каждой страны. При этом объем, состав и структура импорта отражают общую экономическую и политическую конъюнктуру в государстве.
© Уличкина Л. Ш., 2023
Начиная с 2014 г. в нашей стране проводится активная политика импортозамещения. Рассмотрим вкратце причины перехода к данной политике, а также ее основные промежуточные результаты.
Необходимость перехода к активной политике импортозамещения в России была
обусловлена значительными изменениями в геополитической ситуации, происходившими начиная с 2014 г. Ранее российская экономика была сильно зависима от импорта продовольствия и товаров народного потребления, особенно в сфере технологий, машин и оборудования, фармацевтической и химической продукции и пр. Принятие санкций в отношении российской экономики, а также уход многих иностранных брендов с нашего рынка послужили катализатором процесса импортозамещения.
Уже первый пакет введенных санкций показал, в каких сферах импортозамещение наиболее необходимо. В первую очередь это коснулось пищевой промышленности. Ускоренные темпы материальных вложений в развитие крупнейших агрокомплексов позволили России в кратчайшие сроки практически полностью отказаться от импорта зарубежного продовольствия. Вполне успешно идут процессы импортозамещения в фармакологии: общеизвестный факт, что Россия стала первой страной, разработавшей и внедрившей промышленное производство вакцины от коронавирусной инфекции.
Также особое внимание уделялось развитию приоритетных отраслей: современных информационных технологий, фармацевтики, машиностроения,— начали создаваться технопарки, хабы, высокотехнологичные предприятия. Была внедрена национальная платежная система «Мир», не зависящая от зарубежных процес-синговых центров, а также система быстрых платежей (СБП).
В 2022 г. процессы импортозамещения получили дополнительный импульс. Госдумой был принят ряд законопроектов, направленных на стимулирование внутреннего рынка. Постановлением правительства от 31.03.2022 № 552 введена специальная грантовая программа для производителей аналогов деталей, ранее закупаемых за рубежом. Постановление правительства от 06.03.2022 № 297 предусматривает использование упрощенной схемы при госзакупках медицинского оборудования.
В результате принимаемых мер доля отечественного оборудования в российской экономике возросла с 40% в 2014 г. до 55% в 2021 г.
Однако, несмотря на ряд довольно быстрых позитивных изменений, существуют и определенные проблемы. Наиболее сложно процесс импортозамещения проходит в промышленной
сфере. К тому же есть ряд отраслей, для которых требуются импортные комплектующие, — это автомобиле- и самолетостроение, где импортозамещение несколько тормозится.
Большие сложности имеются и в функционировании национального программного обеспечения. Несмотря на ряд беспрецедентных льгот в сфере информационных технологий, процесс создания собственного софта протекает крайне медленно. Приходится констатировать, что в данной сфере Россия пока не может достойно конкурировать с иностранными производителями.
В 2022 г. процессы импортозамещения получили дополнительный импульс. Госдумой был принят ряд законопроектов, направленных на стимулирование внутреннего рынка. Постановлением правительства от 31.03.2022 № 552 введена специальная грантовая программа для производителей аналогов деталей, ранее закупаемых за рубежом. Постановление правительства от 06.03.2022 № 297 предусматривает использование упрощенной схемы при госзакупках медицинского оборудования.
Выходом из сложившейся ситуации во многом послужит официальное введение режима параллельного импорта. Рассмотрим правовую историю данного вопроса.
Впервые понятие параллельного импорта и принципа национального исчерпания права в России законодательно было введено в 2002 г. Это было одним из условий привлечения в страну крупных зарубежных компаний и иностранных инвестиций. Поясним: принцип исчерпания исключительного права на товарный знак означает, что правообладатель больше не может контролировать и запрещать
Таблица 1 / Table 1
Сравнительный анализ стран по уровню ВВП в зависимости от принципа исчерпания прав на товарный знак / Comparative analysis of countries by GDP level depending on the principle
of exhaustion of trademark entitlements
Место в рейтинге по уровню ВВП Страна Режим исчерпывания права на товарный знак
1 США Международный
2 Китай Международный
3 Япония Международный
4 Германия Региональный (ЕС)
5 Индия Международный
6 Великобритания Региональный в составе ЕС (в настоящее время не определен)
7 Франция Региональный (ЕС)
8 Италия Региональный (ЕС)
9 Бразилия Национальный (внутреннее законодательство), международный (международные соглашения)
10 Канада Международный
11 Южная Корея Международный
12 Россия Национальный с региональным (ЕС) в совокупности
13 Испания Региональный (ЕС)
14 Австралия Международный
15 Мексика Международный
Источник/Source: составлено по URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188 / compiled according to data from URL: https://rosstat. gov.ru/folder/11188
оборот своих товаров на территории другой страны и объединения стран.
Дело в том, что в мировой юридической практике принято делить принцип исчерпания права на три вида: национальный, региональный и международный. Рассмотрим, в чем же состоит разница между ними.
Итак, национальный режим исчерпания права подразумевает, что товар подлежит свободной продаже после его первой официальной реализации на территории определенной страны (например, в России или Бразилии).
Региональный режим предполагает, что товар может продаваться без разрешения правообладателя в стране, которая входит в какой-либо союз или объединение государств (ЕС, ЕАЭС и др.) при условии, что в другой стране такого объединения разрешение на продажу уже действует. То есть, к примеру, если есть разрешение на продажу какого-либо товара только в одной из стран ЕС, то его можно продавать на всей территории Союза.
Международный — это такой режим, при котором товар может продаваться в любой стране без разрешения правообладателя после первой же продажи в любой точке мира.
Отметим, что принцип исчерпания права имеет непосредственную взаимосвязь с уровнем ВВП страны, что представлено в табл. 1.
Как следует из представленных данных, наиболее высокие показатели по уровню ВВП демонстрируют страны с международным принципом (режимом) исчерпания прав.
В России с параллельным импортом велась достаточно жесткая борьба на законодательном уровне. Он был запрещен ст. 1487 ГК РФ Ч Сначала к нарушителям прав о товарном знаке применялись как гражданско-правовые, так и административно-правовые меры воздействия, но с 2009 г. стала применяться только гражданско-правовая ответственность.
Однако новые геополитические реалии побудили законодателей изменить регулирование параллельного импорта. В 2018 г. Конституционный суд пересмотрел практику работы с параллельным импортом и предложил внедрить новые подходы. Их суть заключалась во введении обязанности для импортера осуществлять реэкспорт товара, нарушающего правила
1 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW_64629/
параллельного импорта. В судебной практике в отношении ввоза оригинального товара в отсутствие разрешения правообладателя был выработан следующий подход (постановление Конституционного Суда от 13.02.2018 № 8-П2, абз. 4 п. 75 постановления Пленума Верховного Суда от 23.04.2019 № 103):
Национальный принцип прекращения исключительного права на товарный знак применяется во взаимосвязи с регулированием принципа исчерпания прав международными договорами, участником которых является Российская Федерация, в том числе п. 16 приложения № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Региональный режим предполагает, что товар может продаваться без разрешения правообладателя в стране, которая входит в какой-либо союз или объединение государств (ЕС, ЕАЭС и др.) при условии, что в другой стране такого объединения разрешение на продажу уже действует. То есть, к примеру, если есть разрешение на продажу какого-либо товара только в одной из стран ЕС, то его можно продавать на всей территории Союза.
Суды могут полностью или частично отказать в применении последствий импорта на территории нашего государства без согласия правообладателя товарного знака конкретной партии товара, на котором товарный знак размещен правообладателем или с его согласия и который законно выпущен в оборот за пределами РФ. Такой вариант возможен в тех случаях, когда в силу недобросовестного поведения правообладателя применение по его требованию таких последствий может создать
2 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_290909/
3 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_323470/
угрозу для жизни и здоровья населения, иных публично значимых интересов.
Товар, ввозимый при параллельном импорте, не является поддельным, поэтому меры гражданско-правовой ответственности в таком случае не могут быть такими же, как и при ввозе поддельного товара, если по обстоятельствам конкретного дела это не влечет для правообладателя убытков, сопоставимых с убытками от введения в оборот поддельного товара.
Товар, ввезенный при параллельном импорте, может быть изъят из оборота и уничтожен в порядке применения последствий нарушения исключительного права на товарный знак лишь в случае его ненадлежащего качества или для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Товар, ввозимый при параллельном импорте, не является поддельным, поэтому меры гражданско-правовой ответственности в таком случае не могут быть такими же, как и при ввозе поддельного товара, если по обстоятельствам конкретного дела это не влечет для правообладателя убытков, сопоставимых с убытками от введения в оборот поддельного товара.
В марте 2022 г. правительством Российской Федерации было принято постановление № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы». Целью постановления является разрешение параллельного импорта отдельных товаров путем замены национального принципа исчерпания права на международный.
Пояснения по данным понятиям были даны выше.
Примеры товаров из списка параллельного импорта приведены в приказе Минпро-мторга от 19.04.2022 № 15324, который был зарегистрирован Минпромторгом 06.05.2022. В настоящее время в ГК РФ внесены поправки, согласно которым нормы ст. 1487 не применяются по отношению к перечню товаров (групп товаров), указанных в приказе № 1532.
Также 28 июня 2022 г. был принят Федеральный закон № 213-Ф3, ст. 1 которого устанавливает, что именно не является нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности5.
Таким образом, параллельный импорт в России был официально легализован. Это позволило продавцам ввозить продукцию из недружественных стран без разрешения правообладателя. Полный список импортозамещения включает более 50 групп товаров в разных отраслях. Следует отметить, что список товаров параллельного импорта продолжает расширяться. Минпромторг объявил о пересмотре данного списка как минимум раз в квартал.
Ряд экспертов называет данный документ легализацией так называемого «серого» импорта. Однако такая трактовка не является корректной, поскольку, согласно законодательству, разрешается ввоз не контрафактной продукции, а оригинальной, произведенной официально правообладателями. По сути, разрешение параллельного импорта — это контрмера российского правительства в ответ на западные санкции против российской экономики. Она направлена на обеспечение российского населения необходимым ассортиментом самых востребованных товаров. В настоящее время любая российская компания или частный предприниматель могут напрямую закупать товары у зарубежных производителей и ре-ализовывать их на территории РФ. При этом особо следует отметить, что введение режима параллельного импорта обусловлено, прежде всего, экономическими мотивами. Конечно, имеет место и политическая подоплека, своего рода ответ на вводимые пакеты зарубежных санкций. Однако, с нашей точки зрения,
4 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_416496/
5 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_420360/
экономическая составляющая все же играет главенствующую роль.
Единственным условием является предоставление документов о происхождении товара, чтобы доказать, что он не является контрафактным, а имеет легальное происхождение. Сокращение формальных требований к документации позволит, по мнению законодателей, в максимально короткие сроки устранить на российском рынке дефицит той продукции, с производством которой отечественные производители пока не справляются в полном объеме. Кроме того, легализация параллельного импорта даст возможность закупать продукцию в недружественных странах по более конкурентным ценам. Также упростится процедура ее ввоза и реализации.
Подобную схему использует ряд стран для удовлетворения потребностей своих граждан в товарах, по тем или иным причинам запрещенных к ввозу в страну (разумеется, речь не идет о тех, что законодательно запрещены к обороту). Такая практика используется, к примеру, в Индии, Бразилии и даже США.
Введение режима параллельного импорта довольно быстро принесло положительные результаты. Уже 15 августа 2022 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров объявил, что с мая 2022 г. объем параллельного импорта в России составил 6,5 млрд долл., а по итогам года при заданных темпах эта цифра может достичь 20 млрд долл. По словам министра, данная схема позволяет наладить альтернативные схемы поставки товаров в условиях возможного возникновения их дефицита.
Минэкономразвития, в свою очередь, сообщило, что объемы импорта в III квартале 2022 г. начали восстанавливаться именно за счет активизации параллельного импорта. То есть пока идет восстановление импорта за счет его потребительской составляющей (по итогам III квартала 2022 г., в рамках потребительского импорта в Россию уже ввезено более 1,3 млн тонн товаров). В 2023 г. ожидается восстановление темпов роста инвестиционного и промежуточного импорта.
Рассмотрим несколько альтернативных точек зрения экспертов на легализацию параллельного импорта. Ряд аналитиков соглашается с официальным подходом правительства и отмечает, что без параллельного импорта российская экономика столкнулась бы с беспреце-
дентным дефицитом. Другие эксперты считают, что фактическая легализация параллельного импорта приведет к наплыву контрафактной продукции на российском рынке. Третьи же полагают, что введение данной инициативы сулит значительные выгоды большинству производителей, по-прежнему нуждающихся в зарубежных товарах (к примеру, в комплектующих и деталях, необходимых для внутреннего производства).
Некоторые эксперты полагают, что, с юридической точки зрения, легализация параллельного импорта в России в определенной степени нарушает права иностранных производителей. Позволим себе назвать данное
Параллельный импорт в России был официально легализован. Это позволило продавцам ввозить продукцию из недружественных стран без разрешения правообладателя. Полный список импортозамещения включает более 50 групп товаров в разных отраслях. Следует отметить, что список товаров параллельного импорта продолжает расширяться. Минпромторг объявил о пересмотре данного списка как минимум раз в квартал.
предположение не вполне корректным, поскольку, как уже отмечалось ранее, в большинстве стран действуют либо региональные, либо международные принципы исчерпания права, фактически разрешающие действие режима параллельного импорта. Таким образом, разрешив параллельный импорт отдельных групп товаров, правительство РФ ни в коем случае не лишает иностранных правообладателей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а всего лишь временно ограничивает их в экономических привилегиях, которые им давали принцип национального исчерпания прав и полный запрет параллельного импорта.
При этом нельзя отрицать, что легализация параллельного импорта создаст иностранным производителям определенные неудобства. Так, как уже отмечалось выше, ранее зарубежные контрагенты выстраивали экономические отношения с российскими партнерами исключительно через дистрибьютеров, зачастую эксклюзивных, действующих в интересах иностранных производителей. На текущий момент российские компании имеют право самостоятельно выстраивать деятельность по ввозу и реализации иностранной продукции, не оглядываясь на иностранных производителей и действуя исключительно в собственных интересах.
Среди определенных трудностей для отечественных потребителей при использовании продукции параллельного импорта можно отметить следующие: возможность запрета российским компаниям реализовывать собственную продукцию-аналог; отсутствие адаптации товаров к особенностям российского рынка (например, автомобилей с правым рулем); несовместимость иностранных товаров с российскими системами бытовой техники и электроники; отсутствие возможности создать русскоязычный интерфейс такой техни-
ки; отсутствие инструкции на русском языке; отсутствие гарантийного обслуживания товаров, ввезенных по параллельному импорту; отсутствие поставок необходимых запчастей и комплектующих и т.д.
В заключение следует отметить, что в сложившихся экономических и геополитических условиях действия режима санкций в отношении нашей страны легализация параллельного импорта несет очень много преимуществ для российской экономики в целом, а также для производителей, поставщиков и потребителей. Конечно, как и любое экономическое явление, легализация параллельного импорта обладает не только положительными эффектами, но и несет определенные риски, а также имеет недостаточную правоприменительную практику.
В то же время следует сказать, что юридическая проработка данного вопроса основывалась на нормах международного права и будет в дальнейшем совершенствоваться. К тому же введение параллельного импорта является вынужденной мерой и, возможно, временной. Но пока именно его легализация позволит российской экономике пережить период турбулентности с минимальными потерями.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Людмила Шухратовна Уличкина — магистрант 2-го курса юридического факультета, Финансовый университет, Москва, Россия
Ludmila Sh. Ulichkina — 2nd year Master student, Department of Law, Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0009-0008-5950-4218
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 20.04.2023; принята к публикации 10.05.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received on 20.04.2023; accepted for publication on 10.05.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.