Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА'

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ / ЭКОНОМИКА РАЗВИТЫХ СТРАН / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтерева В.А., Макарова О.Н., Кузенкова Е.С., Мартыненко О.В.

Управление торговым бизнесом - дело довольно сложное, особенно если предполагается прохождение таможни. Данная процедура направлена на переоформление импортной поступающей продукции на территорию РФ в соответствии с законодательством страны. Однако, затруднения вызывает большой объем документации, который необходим при таможенном оформлении и ошибки, допущенные в них при оформлении, затрудняют поступление товаров из-за рубежа. Как показывает практика, управлением данным процессом передается профессионалам, дабы избежать проблем с законодательством. В статье рассмотрены способы организации ввоза товаров из-за рубежа и влияние параллейного импорта на управление объемами контрафактной продукции и серого импорта. Рассмотрены проблемы разграничения параллельного импорта и контрафакта в сфере интеллектуальной собственности, а также плюсы и минусы управления параллейным импортом, в том числе и негативное влияние «серого» импорта на экономику страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARALLEL IMPORT AS A MECHANISM OF ECONOMIC MANAGEMENT

Managing a trading business is quite complex, especially if customs clearance is involved. This procedure is aimed at re-registration of imported incoming products to the territory of the Russian Federation in accordance with the legislation of the country. However, difficulties are caused by a large amount of documentation, which is necessary for customs clearance, and errors made in them during clearance make it difficult for goods to arrive from abroad. As practice shows, the management of this process is transferred to professionals in order to avoid problems with the law. The article discusses ways to organize the import of goods from abroad and the impact of parallel imports on managing the volumes of counterfeit products and gray imports. The problems of distinguishing between parallel imports and counterfeit in the field of intellectual property, as well as the pros and cons of managing parallel imports, including the negative impact of "gray" imports on the country's economy, are considered.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА»

УДК 339.564

DOI: 10.17586/2310-1172-2023-16-2-82-90 Научная статья

Управленческие вопросы параллельного импорта

Д-р экон. наук Дегтерева В.А. degvi@yandex.ru Канд. экон. наук Макарова О.Н. makolg@yandex.ru Кузенкова Е.С. kuzenkova.es@edu.spbstu.ru Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 194064, Россия, Санкт-Петербург, Политехническая, д. 29 Канд. экон. наук Мартыненко О.В. martynenko@igps.ru Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева 196105, Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, д.149

Управление торговым бизнесом - дело довольно сложное, особенно если предполагается прохождение таможни. Данная процедура направлена на переоформление импортной поступающей продукции на территорию РФ в соответствии с законодательством страны. Однако, затруднения вызывает большой объем документации, который необходим при таможенном оформлении и ошибки, допущенные в них при оформлении, затрудняют поступление товаров из-за рубежа. Как показывает практика, управлением данным процессом передается профессионалам, дабы избежать проблем с законодательством. В статье рассмотрены способы организации ввоза товаров из-за рубежа и влияние параллейного импорта на управление объемами контрафактной продукции и серого импорта. Рассмотрены проблемы разграничения параллельного импорта и контрафакта в сфере интеллектуальной собственности, а также плюсы и минусы управления параллейным импортом, в том числе и негативное влияние «серого» импорта на экономику страны

Ключевые слова: параллельный импорт, экономика развитых стран, товарный знак, управление. Scientific article

D.Sc. Degtereva V.A. degvi@yandex.ru Ph.D. Makarova O.N. makolg@yandex.ru Kuzenkova E.S. kuzenkova.es@edu.spbstu.ru Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University 194064, Russia, St. Petersburg str. Politehnicheskaya 29 Ph.D. Martynenko O.V. ovalerevna@rambler.ru St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev 196105, Russia, Saint Petersburg, Moskovsky pr., 149

Managing a trading business is quite complex, especially if customs clearance is involved. This procedure is aimed at re-registration of imported incoming products to the territory of the Russian Federation in accordance with the legislation of the country. However, difficulties are caused by a large amount of documentation, which is necessary for customs clearance, and errors made in them during clearance make it difficult for goods to arrive from abroad. As practice shows, the management of this process is transferred to professionals in order to avoid problems with the law. The article discusses ways to organize the import of goods from abroad and the impact ofparallel imports on managing the volumes of counterfeit products and gray imports. The problems of distinguishing between parallel imports and

Parallel import as a mechanism of economic management

counterfeit in the field of intellectual property, as well as the pros and cons of managing parallel imports, including the

negative impact of "gray" imports on the country's economy, are considered.

Key words: parallel import, economy of developed countries, trademark, management.

Начиная с февраля 2022 года в Российской Федерации было несколько раундов санкций и бойкотов отдельных брендов, что привело к затруднениям в обеспечении населения конкретными товарами, в частности электроникой, некоторыми лекарствами и высокоточными приборами. Однако такая ситуация также создает возможность для российских компаний использовать свои производственные возможности на конкурентном рынке. Несмотря на это, большинство производителей не в состоянии быстро адаптировать свои производственные процессы, а для некоторых продуктов требуются специальные технологии, которых нет в России, что приводит к значительному риску дефицита на внутреннем рынке. Из-за проблем, связанных с санкциями, ограничениями ресурсов и технологий, удовлетворить такой спрос чрезвычайно сложно, что делает его вопросом национальной экономической безопасности.

Когда страна не в состоянии производить определенные товары или производить их в необходимом количестве, используется импорт. Российское юридическое определение ввоза товаров в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2022 г.) «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» относится к ввозу товаров в РФ без обязательства реэкспорта [6].

Юридически импорт подразделяется на четыре вида: «белый», «черный», «серый» и набирающий популярность в современных условиях «параллельный» импорт (как показано на рис. 1). Рассмотрим подробнее каждый тип [2].

К «белому» импорту относятся товары, на которые оформлена вся таможенная документация в соответствии с таможенными правилами. Сюда входит предоставление точной информации о стоимости товаров, их количестве, коде ТН ВЭД и других необходимых данных для надлежащего таможенного оформления. Важно отметить, что до 2022 года для данного вида ввоза в РФ требовалось разрешение правообладателя на ввоз товаров в страну, в соответствии с нормами международного права [9].

«Черный» импорт предполагает прямое нарушение действующего в стране таможенного законодательства. Товары ввозятся в страну нелегально, в обход органов таможенного контроля без уплаты необходимых таможенных пошлин и других сборов.

«Серый» импорт представляет собой перемещение товаров через таможенную границу России либо без декларирования, либо с уклонением от уплаты таможенных платежей, либо с неверными сведениями о стоимости и/или количестве товаров. Это приводит к занижению таможенных платежей и их неполной уплате. По аналогии с «черным» импортом разница в том, что стоимость товаров занижается в платежном балансе, что позволяет отслеживать объемы такого импорта через реальную статистическую отчетность. Следует отметить, что страны с развитой экономикой принимают меры по предотвращению таких схем импорта.

«Параллельный» импорт - ввоз товаров, имеющих все необходимые лицензии, сертификаты качества, а также задекларированных на таможне. Стоит отметить, что от «белого» импорта «параллельный» импорт отличается лишь отсутствием официального разрешения производителя при соблюдении правил Всемирной торговой организации (ВТО), основанных на принципе исчерпания исключительных прав [7]. До 2022 года эта

Введение

Рис. 1. Классификация импорта с точки зрения законности

практика была запрещена и каралась законом под контролем российской таможни и считалась формой «серого» импорта. Однако с введением в действие Постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506 ответственность за параллельный импорт была снята [8]. В результате схема «параллельного» импорта стала полностью легальной.

Понятия «контрафакт» и «параллельный импорт» часто путают, но это не одно и то же. К контрафактной продукции в сфере авторского права и смежных прав относятся копии произведений или записей, нарушающие авторские или смежные права, и ввозимые без согласия авторов или других правообладателей. К контрафактным товарам в сфере товарных знаков относятся товары или упаковка, на которые незаконно нанесен товарный знак или сходное с ним обозначение. Параллельный импорт же это - ввоз оригинальных товаров, произведенных правообладателем без его согласия, на территорию, где товары не были введены в гражданский оборот, как уже было отмечено выше.

В то время как проблема параллельного импорта в сфере интеллектуальной собственности активно обсуждается в юридической литературе и сообществах, до сих пор нет единого понимания относительно признания контрафактной продукции. Из-за сложности темы эти понятия часто путают. Параллельный импорт сложно считать контрафактным товаром, поскольку он предполагает ввоз оригинальных товаров, произведенных правообладателем без его согласия, а не контрафактных копий.

Проблема разграничения параллельного импорта и контрафакта в сфере интеллектуальной собственности до сих пор не решена, несмотря на активные дискуссии в юридической литературе и сообществах. Параллельный импорт предполагает ввоз оригинальных товаров, произведенных правообладателем без его согласия, тогда как контрафактные товары представляют собой копии оригинальных товаров, нарушающие законы об авторском праве или товарных знаках. Однако суды и таможенные органы часто ошибочно относят все товары к контрафактным. Например, в случае с ввозом в Россию автомобиля Porsche Cayenne владелец товарного знака подал иск о том, что автомобиль является контрафактным, и потребовал его конфискации. Суды низших инстанций согласились с истцом, но Президиум ВАС вынес «революционное» решение, в котором говорилось, что, поскольку автомобиль имеет маркировку правообладателя, он не может считаться контрафактным. Это решение, казалось бы, решило проблему контрафактных товаров, когда товарный знак правообладателя применяется без его согласия, но последующие судебные решения были непоследовательными.

Некоторые суды изначально следовали решению не признавать товар контрафактным, если он произведен правообладателем. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд отказал турецкой компании в привлечении к административной ответственности и конфискации товара. Суд пояснил, что импортные запчасти для автомобилей Renault производились и реализовывались компанией с согласия правообладателя товарного знака. Следовательно, детали не содержали признаков незаконного воспроизведения товарного знака и не могли быть признаны контрафактным товаром в соответствии со статьей 14.10 КоАП РФ.

Существует распространенное мнение, что параллельный импорт оригинальных товаров может также включать в себя ввоз контрафактных товаров и серый импорт. Контроль и распространение контрафактной продукции усложнились с переходом на единое экономическое пространство, особенно в Казахстане.

Представители Федеральной антимонопольной службы предложили внедрить принцип «ex officio», который дал бы таможенным органам право приостанавливать выпуск товаров с признаками контрафакта на срок до семи рабочих дней, не требуя от правообладателя заявления, отвечающего мировым требованиям. нормы, в частности положения ст. 58 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Между тем, независимые импортеры часто используют серые схемы, включающие занижение количества и стоимости ввозимых товаров, а также конвертацию товаров в занижение таможенных и налоговых платежей.

Многие люди путают параллельный импорт и серый импорт, несмотря на явное отсутствие у них общих черт. На сегодняшних день законные владельцы или их уполномоченные лица, данные которых внесены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), обязаны самостоятельно контролировать качество ввозимой на отечественный рынок продукции, дабы более эффективно противостоять подделке оригинальных товаров. Обладатель прав интеллектуальной собственности имеет возможность на неопределенный срок прекратить таможенное оформление поддельных товаров, отправив письменное прошение об этом в специализированный государственный орган. Правда, стоит отметить, что легитимация процессов параллельного значительно сократит количество имеющихся у правообладателей инструментов. Итогом этого может стать увеличение процента поддельных товаров на отечественном рынке, что окажет негативное влияние на качество импортируемой продукции и конечного покупателя.

Влияние параллельного импорта на управление объемами контрафактной продукции и серого импорта

Как было сказано ранее, самостоятельные и независимые поставщики обладают возможностью вести свое дело нелегально: уклонятся от уплаты государственных налогов и таможенных пошлин, выплачивать сотрудникам заработную плату «в конвертах» и т.д. Помимо прочего, организации не будут тратиться на рекламные кампании, использование маркетинговых инструментов, сервисное обслуживание и многое другое. Отсутствие вышеперечисленных расходов уменьшает издержки независимых поставщиков, благодаря чему они могут снижать цены ниже позволяемого минимума для производителей и официальных продавцов.

Это все не только вредит законным владельцам и их представителям, но и нарушает права российских покупателей.

Для начала стоит сказать, что параллельные импортеры зачастую ввозят продукцию, которую нужно адаптировать для реализации на российском рынке. Но многие эксперты полагают, что поставщики не занимаются этим, так как они заинтересованы в получении сиюминутной прибыли, а не в сохранении репутации бренда или отношений с покупателями.

Кроме того, отсутствие дополнительных услуг, таких как гарантийное обслуживание и сервис, снизит цену на товар. Следовательно, покупатели получат продукцию, которая ниже по качеству, чем было ожидание. Ярким примером необходимости послепродажной поддержки является автомобильная промышленность. Официальные дилеры следуют стандартам качества, установленным производителем или правообладателем, в то время как параллельные импортеры не уделяют этому внимания.

Для достижения успеха в данной сфере необходимо соблюдать высокие стандарты качества производства и обслуживания, обеспечивать компетентность и квалификацию персонала, а также строго соблюдать требования по безопасности техники. Одним из дополнительных преимуществ здесь является обеспечение уровня услуг, таких как техническое обслуживание автомобилей у официальных дилеров, что гарантирует высокое качество и надежность. Кроме того, авторизованные дилеры предоставляют своим клиентам множество дополнительных услуг, включая специальное финансирование, программы trade-in и утилизации, что вряд ли будет предоставлено параллельными импортерами. Официальные представители заботятся о сохранении своего имиджа бренда и удовлетворенности своих клиентов.

Часто возникают разногласия между правообладателями и импортерами, касающиеся параллельного импорта. Однако, в определенных ситуациях, такой способ торговли может оказаться выгодным как для производителя, так и для импортера. Например, производитель оригинального продукта может использовать параллельный импорт для увеличения своей прибыли на конкурентном рынке. Специалисты из России проводили исследования, чтобы оценить различные варианты исчерпания прав, включая параллельный импорт.

В 2011 году Лаборатория социально-экономических исследований НИУ ВШЭ произвела анализ «Легализации эффекта параллельного импорта и его воздействия на товарные рынки России». Цель исследования заключалась в изучении возможных изменений конкурентной среды и окончательных цен на некоторые виды продукции. Исследование выявило, что товары, привезенные параллельным импортом, имеют широкий доступ и стоят дешевле, чем товары, поставляемые напрямую производителем [1].

Однако многие эксперты утверждают, что проблема параллельного импорта, как правило, касается небольших партий импортной продукции, и ее легализация может привести к увеличению распространения некачественных и контрафактных товаров. Это, в свою очередь, увеличивает риск приобретения некачественной продукции, на которую не распространяется гарантийное обслуживание. Это также усложняет задачу правоохранительным органам по выявлению контрафактной продукции. Кроме того, параллельный импорт может снизить спрос на отечественную продукцию и нанести ущерб международной репутации России, поскольку она отказывается от своих международных обязательств по защите прав интеллектуальной собственности во время запрета параллельного импорта.

Ассоциация европейского бизнеса [9] выделила несколько негативных последствий легализации параллельного импорта, помимо упомянутых ранее. К ним относятся:

- угроза добросовестной конкуренции в Таможенном союзе;

- падение внутреннего производства;

- социальная напряженность из-за безработицы в промышленном производстве;

- значительный экономический ущерб государству от параллельной продукции.

Более того, легализация параллельного импорта несет угрозу здоровью потребителей и деятельности компаний, работающих в России, которые продолжают производить и продавать товары, экспортировать в страны ЕАЭС и сохранять рабочие места [1].

Плюсы и минусы управления параллельным импортом

Кроме того, аргументы в пользу параллельного импорта слабы и не выдерживают критики. Рыночные отношения диктуют, что цена продукции определяется конъюнктурой рынка. Поэтому производитель должен поддерживать качество своей продукции и устанавливать цены в соответствии с требованиями рынка, чтобы оставаться конкурентоспособным. Если один производитель сокращает предложение, а спрос остается неудовлетворенным, их место занимает другой производитель. Более того, если качество товара не соответствует ожиданиям потребителей, он теряет свое конкурентное преимущество на рынке.

Сторонники легализации параллельного импорта утверждают, что вопрос предоставления услуг может быть решен через соглашения с правообладателями. Однако качественное оказание услуг жизненно важно для предприятий, и они не готовы отдавать их на аутсорсинг без строгого соблюдения требований, так как это может привести к имиджевым и финансовым потерям. Опрос Аналитического центра при Правительстве РФ показал, что бизнес разделяет и эту озабоченность.

На рис. 2 и 3 кратко представлены плюсы и минусы параллельного импорта.

(-

увеличение предложения брендированной продукции, — насыщение рынка товарами, которые ранее не поставлялись в

России

(-

снижение цен на товары, так как правообладатель будет лишен возможности диктовать свои цены

улучшение состояния конкурентной среды

обеспечение интересов потребителей при наличии гарантий для правообладателей

Рис. 2. Плюсы параллельного импорта

риск повышения оборота контрафактных товаров (хотя

этот вопрос может быть решен в рамках усиления _таможенного контроля)_

снижение инвестиционной привлекательности

«паразитирование» на расходах правообладателей на

рекламу

нарушение международных обязательств РФ и действующего гражданского законодательства РФ

ослабление института защиты интеллектуальной собственности

Рис. 3. Минусы параллельного импорта

Перспективы параллельного импорта

«Параллельный импорт» — это сравнительно новое явление в импортной сфере, как замечает эксперт по таможенным вопросам М.С. Нургалиев. Он утверждает, что десять лет назад термин был неизвестен широкой общественности. Обычно параллельный импорт означает импорт товаров из страны, где цены на них ниже, в страну, где цены на них выше.

Сходство данного концепта соотносится с истощением эксклюзивных прав обладателя прав. Многочисленные принципы ограничения эксклюзивных прав обладателей прав были установлены как на международном, так и на региональном и национальном уровнях.

— Когда интеллектуальная собственность вводится в оборот в одной части мира, ее обладатель не может претендовать на исключительные права в других странах, так как это противоречит международному принципу.

— Региональный принцип, с другой стороны, утверждает, что исчерпание прав происходит одновременно в регионе, который включает в себя территории нескольких государств.

— Национальный принцип, в свою очередь, позволяет владельцу контролировать только первую продажу интеллектуальной собственности в определенной стране, ограничивая его исключительные права последующими продажами.

В России, Кыргызстане и Армении приверженность национальному принципу исчерпания прав является приоритетной, в то время как региональный принцип исчерпания прав закреплен на уровне Евразийского экономического союза. Несмотря на это, только Беларусь и Казахстан привели свои законы в соответствие с нормой ЕАЭС, в то время как Кыргызстан, Армения и Россия продолжают удерживаться национального принципа исчерпания прав.

Меры, принятые ЕС для облегчения международной торговли различными товарами между сообществом и третьими странами, получили хорошую оценку компаний, занимающихся параллельным импортом. Они могут более эффективно выявлять контрафактные товары при переупаковке лекарств по сравнению с официальными дистрибьюторскими сетями, что делает их деятельность в ЕС более успешной и быстрой. В большинстве промышленно развитых стан мира системы стандартизации состоят из двух основных элементов - тематических

организаций по вопросам разработки и рассмотрения проектов отдельных групп стандартов, и управляющих или координирующих организаций [10].

Чтобы предотвратить ввоз контрафактных товаров, некоторые страны установили ограничения на местах таможенного контроля для иностранных наркотиков, призывая перевозить такие товары только через специальные таможенные посты. Правило LEVER, действующее с 1993 года, запрещает параллельный импорт в США, если существуют физические и материальные различия между импортируемыми товарами и товарами, произведенными для США. Раньше принцип международного исчерпания прав действовал вместе с параллельным импортом. В Японии в 1950-х и 1960-х годах параллельный импорт был запрещен, но сейчас он легализован на основании международного исчерпания прав. Однако правообладатели и импортеры, которые хотят запретить параллельный импорт, могут быть считаны нарушителями антимонопольного законодательства. Благодаря развитию импортозамещения и запуску параллельного импорта ситуация в корне изменилась [11].

Регион Калининградской области стал свидетелем волнующего влияния параллельного импорта на конкурентную среду и потребителей в Российской Федерации. Уникальное местоположение этого района не всегда позволяло правообладателям предоставлять права на ввоз товаров только одному поставщику, что приводило к исчезновению некоторых товаров из лицензионных соглашений для продажи на территории России. Это стало причиной появления на полках магазинов области продуктов питания, импортируемых поставщиками, которые не являются официальными дистрибьюторами правообладателя в России. В связи с этим цены на эти товары оказались значительно ниже, чем в России - на 50% и более.

Извлечение грузов, связанное с перемещением, обязует к проведению таможенных процедур [4]. В рамках обсуждения «параллельного импорта» следует отметить, что этот вид импорта все еще остается в полулегальном положении, включая в нашей стране. Однако все более часто появляются теории о том, как этот вид импорта может быть легализован и контролироваться государством. Решение Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2018 года было важным шагом в этом направлении. Суд выразил свою позицию относительно запрета на ввоз товаров в Россию без согласия правообладателя.

С учетом санкционных войн и недобросовестной торговой конкуренции, возникшей со стороны некоторых стран, Суд пришел к выводу о том, что использование одной и той же санкции за ввоз контрафактных и оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, без разрешения владельца товарного знака, является неправомерным. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что такое решение может быть обусловлено крайне сложной текущей ситуацией. Кроме того, Суд отметил, что правообладатели могут злоупотреблять своими исключительными правами на товарные знаки, запрещая ввоз определенных товаров в Россию или завышая их цены [7].

Решение проблемы параллельного импорта на практике, особенно в современном мире, требует своевременного проведения реформ модели функционирования экономики государства [3].

В данной статье вводятся и различаются две экономические концепции «параллельного» и «серого» импорта. Уточняется, что если оба вида импорта не требуют согласия правообладателя, то параллельный импорт легализуется государством-импортером [8], тогда как серый импорт считается незаконным и устраняется контролирующими органами. Выделено негативное влияние серого импорта на национальную экономику, которое заключается в занижении себестоимости импортной продукции, что негативно сказывается на отечественных производителях и позволяет недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности устанавливать более низкие цены на внутреннем рынке. С другой стороны, параллельный импорт может помочь защитить отечественного производителя и демонополизировать рынок. Однако осуществление параллельного импорта в России имеет некоторые правовые особенности, которые пока не нашли отражения в законодательстве, создавая возможности для «теневой» экономики, способной нанести серьезный ущерб всей экономике страны. В целом в статье делается вывод о том, что реализация параллельного импорта в России имеет больше преимуществ, чем недостатков, но все же существует потребность в более качественном регулировании для обеспечения экономической безопасности.

1. Аналитический отчет «Легализация параллельного импорта и ее влияние на товарные рынки России». URL: https://www.hse.m/data/20n/12/27/1261549438/AHanffmKa%209.pdf .

2. Нургалеев М.С. Понятие параллельного импорта и его актуальность в РФ // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. Челябинск, 20-23 фев. 2015 г. - Челябинск: Два комсомольца, 2015.

Выводы

Литература

С. 89-93.

3. Параллельный импорт: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/parallelnyy-import/.

4. Чеканова С.И. Регулируемое законодательством ЕАЭС и РФ перемещение драгоценных камней и драгоценных металлов: монография. - М.: Русайнс, 2018. - 150 с.

5. Чернявская, Е. КС РФ фактически узаконил «параллельный импорт»//Гарант.ру. -14 фев. 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1179531/.

6. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ // КонсультантПлюс [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ .

7. Макарова О.Н., Кузенкова Е.С., Мартыненко О.В. Управление параллельным импортом и его влияние на цены. Международный опыт // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и Экологический менеджмент». 2022. № 4. С. 107-117.

8. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» // КонсультантПлюс [сайт]. URL: https ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413173/.

9. Меморандум Ассоциации европейского бизнеса о параллельном импорте (2022 год) // Association of European Business [сайт]. URL: https://aebrus.ru/ru/media/aeb-about-parallel-imports/.

10. Алексашкина Е.И., Шпакович Д.К., Матершева В.В., Мартыненко О.В. Применение зарубежного опыта оценки деятельности системы стандартизации в Российской практике // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и Экологический менеджмент». 2021. № 1. С. 103-112.

11. Дегтерева В.А., Макарова О.Н., Кузенкова Е.С., Мартыненко О.В. Параллейльный импорт как механизм управления экономикой // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и Экологический менеджмент». 2023. № 1. С. 96-107.

12. Negreeva V.V., Soultygova M.B., Medvedeva O.E., Filimonova A.V. Contemporary condition and development prospects of international logistics in the post-sanction period // Atlantis Highlights in Computer Sciences. 2019. Vol. 1. pp. 161-165.

13. Негреева В.В., Филимонова А.В. Влияние пандемии на формирование тенденций внешнеэкономической деятельности и мировую торговлю // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., 15 мая 2020 г. / Под общ. ред. проф. В.Л. Василёнка. - СПБ.: Университет ИТМО, Издательство ООО «НПО ПБ АС», 2021. - 103-108 -https://elibrary.ru/item.asp?id=45674531

References

1. Analiticheskii otchet «Legalizatsiya parallel'nogo importa i ee vliyanie na tovarnye rynki Rossii». URL: https://www.hse.ru/data/2011/12/27/1261549438/Analitika%209.pdf .

2. Nurgaleev M.S. Ponyatie parallel'nogo importa i ego aktual'nost' v RF // Aktual'nye voprosy yuridicheskikh nauk: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. Chelyabinsk, 20-23 fev. 2015 g. - Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2015. - S. 89-93.

3. Parallel'nyi import: problemy i perspektivy [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/parallelnyy-import/.

4. Chekanova S.I. Reguliruemoe zakonodatel'stvom EAES i RF peremeshchenie dragotsennykh kamnei i dragotsennykh metallov: monografiya. - M.: Rusains, 2018. - 150 s.

5. Chernyavskaya, E. KS RF fakticheski uzakonil «parallel'nyi import»//Garant.ru. -14 fev. 2018 g. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/news/1179531/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Federal'nyi zakon «Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoi deyatel'nosti» ot 08.12.2003 № 164-FZ // Konsul'tantPlyus [sait]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ .

7. Makarova O.N., Kuzenkova E.S., Martynenko O.V. Upravlenie parallel'nym importom i ego vliyanie na tseny. Mezhdunarodnyi opyt // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i Ekologicheskii menedzhment». 2022. № 4. S. 107-117.

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.03.2022 № 506 «O tovarakh (gruppakh tovarov), v otnoshenii kotorykh ne mogut primenyat'sya otdel'nye polozheniya Grazhdanskogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii o zashchite isklyuchitel'nykh prav na rezul'taty intellektual'noi deyatel'nosti, vyrazhennye v takikh tovarakh, i sredstva individualizatsii, kotorymi takie tovary markirovany» // Konsul'tantPlyus [sait]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413173/.

9. Memorandum Assotsiatsii evropeiskogo biznesa o parallel'nom importe (2022 god) // Association of European Business [sait]. URL: https://aebrus.ru/ru/media/aeb-about-parallel-imports/.

10. Aleksashkina E.I., Shpakovich D.K., Matersheva V.V., Martynenko O.V. Primenenie zarubezhnogo opyta otsenki deyatel'nosti sistemy standartizatsii v Rossiiskoi praktike // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i Ekologicheskii menedzhment». 2021. № 1. S. 103-112.

11. Degtereva V.A., Makarova O.N., Kuzenkova E.S., Martynenko O.V. Paralleil'nyi import kak mekhanizm upravleniya ekonomikoi // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i Ekologicheskii menedzhment». 2023. № 1.

12. Negreeva V.V., Soultygova M.B., Medvedeva O.E., Filimonova A.V. Contemporary condition and development prospects of international logistics in the post-sanction period // Atlantis Highlights in Computer Sciences. 2019. Vol. 1. pp. 161-165.

13. Negreeva V.V., Filimonova A.V. Vliyanie pandemii na formirovanie tendentsii vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti i mirovuyu torgovlyu // Strategii i instrumenty upravleniya ekonomikoi: otraslevoi i regional'nyi aspekt: materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 15 maya 2020 g. / Pod obshch. red. prof. V.L. Vasilenka. - SPB.: Universitet ITMO, Izdatel'stvo OOO «NPO PB AS», 2021. - 103-108 - https://elibrary.ru/item.asp?id=45674531

Статья поступила в редакцию 11.04.2023 Received 11.04.2023

Принята к публикации 01.06.2023 Accepted for publication 01.06.2023

S. 96-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.