Научная статья на тему 'Эффективность денежного вознаграждения при решении творческих задач вербальной и образной природы'

Эффективность денежного вознаграждения при решении творческих задач вербальной и образной природы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ВЕРБАЛЬНОЕ И ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVITY / REWARD / MOTIVATION / VERBAL AND FIGURATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вольф Нина Валерьевна, Тарасова Ирина Валерьевна

В работе рассмотрен вопрос о влиянии денежного вознаграждения на оригинальность решений экспериментальных творческих задач вербальной и образной природы. Сделан вывод о том, что эффект денежного вознаграждения зависит от характера выполняемого задания и может быть различным для одного и того же испытуемого при выполнении разных заданий. Повышение креативности под влиянием вознаграждения наиболее прогнозируемо для вербальной задачи и связано с возрастанием интереса к деятельности. Взаимосвязи между вознаграждением и оригинальностью образной деятельности более сложны и менее предсказуемы, так как зависят от таких индивидуальных характеристик испытуемых, как интерес к заданию и высокая способность к селекции решений. Важными компонентами успешной творческой деятельности является как внутренняя, так и внешняя мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вольф Нина Валерьевна, Тарасова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTS OF MONETARY REWARD FOR CREATIVE VERBAL AND FIGURATIVE TASK PERFORMANCE

The impact of monetary reward to creative performance of divergent tasks of verbal and figurative nature has been considered in this paper. It is concluded that the effect of monetary reward depends on the nature of the task and may be different for one and the same subject within performing various tasks. Increase of creativity under the influence of the reward is most predictable for verbal tasks and is associated with an increase of interest to task performance. The relationship between reward and originality in figurative tasks is more complex and less predictable because it depends on the subjects individual characteristics such as interest in the job and the high potential for selection of decisions. Important components of the successful creative activity are both internal and external motivation.

Текст научной работы на тему «Эффективность денежного вознаграждения при решении творческих задач вербальной и образной природы»

УДК 612.821

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ВЕРБАЛЬНОЙ И ОБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ

Нина Валерьевна ВОЛЬФ1,2, Ирина Валерьевна ТАРАСОВА1,3

1 ФГБУ НИИ физиологии СО РАМН 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 4

2 ФГБО ВПО Новосибирский государственный университет 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2

3 НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН 650002, г. Кемерово, Сосновый бульвар, 6

В работе рассмотрен вопрос о влиянии денежного вознаграждения на оригинальность решений экспериментальных творческих задач вербальной и образной природы. Сделан вывод о том, что эффект денежного вознаграждения зависит от характера выполняемого задания и может быть различным для одного и того же испытуемого при выполнении разных заданий. Повышение креативности под влиянием вознаграждения наиболее прогнозируемо для вербальной задачи и связано с возрастанием интереса к деятельности. Взаимосвязи между вознаграждением и оригинальностью образной деятельности более сложны и менее предсказуемы, так как зависят от таких индивидуальных характеристик испытуемых, как интерес к заданию и высокая способность к селекции решений. Важными компонентами успешной творческой деятельности является как внутренняя, так и внешняя мотивация.

Ключевые слова: творчество, вознаграждение, мотивация, вербальное и образное мышление.

Хотя вознаграждение широко применяется для повышения результативности деятельности в различных сферах реальной жизни, вопрос о том, положительно или отрицательно оно влияет на креативность, остается предметом дискуссий. Широко распространено мнение, что вознаграждение, предлагаемое за результат деятельности, снижает креативность [7, 8].

Считают, что проявление творческих способностей зависит от внутренней и внешней мотивации. Внутренняя мотивация определяется интересом или увлеченностью, с которым испытуемый выполняет данное задание. Внешняя мотивация создается при получении инструкции на высокую продуктивность или обещанием вознаграждения за достижение определенных результатов деятельности [19].

Полагают, что возникающая при вознаграждении внешняя мотивация уменьшает спонтанность и гибкость мышления, внутренний интерес к деятельности, которая переориентируется на результат [7-9]. Действительно, исследования, основанные на измерении внутреннего интереса в парадигме свободного выбора, когда интерес оценивается по желанию испытуемого продол-

жать предложенную в эксперименте деятельность в свободное время после ее окончания, показывают, что обещание денежного вознаграждения за результат деятельности приводит к снижению интереса к деятельности как таковой [9, 18].

В то же время согласно другой точке зрения, основанной на специально проведенных экспериментальных исследованиях, отрицательное влияние обещания вознаграждения на креативность имеет место только тогда, когда четко не определена связь между вознаграждением и необходимостью создания оригинального продукта. При осознании испытуемыми такой взаимосвязи вознаграждение приводит к повышению креативности [12, 14, 15, 17]. Основываясь на исследовании влияния вознаграждения на интерес к выполняемой деятельности в реальных производственных условиях, авторы делают вывод о возможности повышения интереса под влиянием денежного вознаграждения [13].

Противоречивость полученных результатов может быть связана с тем, что оценка интереса к деятельности осуществляется в разное по отношению к ней время: в одном случае после выполнения краткосрочной экспериментальной задачи

Вольф Н.В. - д.б.н., рук. лаборатории физиологии когнитивной деятельности

Тарасова И.В. - старший научный сотрудник лаборатории физиологии когнитивной деятельности

и получения вознаграждения, а в другом - в процессе длительного периода вознаграждаемой профессиональной деятельности. В подтверждение возможной значимости этих различий говорит тот факт, что даже в парадигме свободного выбора рассмотрение внутреннего интереса в различные периоды после выполнения вознаграждаемой деятельности дает противоположные результаты и обнаруживает связь с индивидуальными особенностями испытуемых [20].

Согласно модели саморегуляции мотивации, взаимодействие внешней и внутренней мотивации может быть как конкурентным, так и взаимно подкрепляющим. Результирующая этого взаимодействия, определяемая соотношением внешнего и внутреннего интереса к деятельности, по мнению авторов, зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности, когнитивный опыт испытуемых, контекст и характер задачи [19].

Последнее хорошо согласуется, в частности, с данными, свидетельствующими о том, что творческие задачи вербальной и образной природы отличаются по характеристикам частотно-пространственной организации электрической активности мозга, регистрируемой в ходе их выполнения [4]. Различия в нейросетевой организации разных видов творческой деятельности позволяют предполагать и их разное взаимодействие с системами подкрепления.

Настоящее исследование направлено на сравнительное изучение влияния денежного вознаграждения на эффективность решения экспериментальных творческих задач вербальной и образной природы и сопоставление этих показателей с оценками интереса и трудности задания в ходе его выполнения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 40 испытуемых-правшей (20 юношей и 20 девушек) - студенты высших учебных заведений Новосибирска в возрасте от 18 лет до 21 года. Все испытуемые дали добровольное согласие на участие в эксперименте, исследование было одобрено Этическим комитетом НИИ физиологии СО РАМН.

Для исследования вербального и образного творческого мышления использовали соответственно модифицированный вариант теста «Когнитивный синтез», взяв в качестве стимулов триады слов из отдаленных семантических полей, и «Неоконченные фигуры» Торренса.

Экспериментальные задания выполняли с двумя инструкциями: ИН1 - «создать оригинальные предложения (образы)», первая серия, и ИН2 - «если Вы создадите оригинальные предложения (образы), то получите денежное возна-

граждение», вторая серия. Инструкцию предлагали испытуемым перед началом соответствующей серии эксперимента. В каждой серии последовательно предъявляли две пробы с триадами и две с неоконченными фигурами. Порядок предъявления слов и фигур в серии менялся от испытуемого к испытуемому.

Экспериментальная проба длительностью 5 мин начиналась с 2-минутного предъявления точки фиксации, расположенной в центре монитора. Затем в центре экрана предъявляли триаду слов или неоконченную фигуру, которая находилась на экране до тех пор, пока испытуемый не даст свой вариант ответа. После подачи испытуемым сигнала об ответе с помощью нажатия кнопки на месте стимула появлялся белый экран, и испытуемый называл вслух ответ (предложение или название рисунка). Далее на экране вновь предъявлялся тот же стимул. По истечении 3 мин начиналась следующая проба с новым стимулом той же природы. Далее проводились две аналогичные пробы со стимулами другой природы.

По окончании эксперимента испытуемые рисовали на бланках с изображением предъявлявшихся неоконченных фигур все названные ими рисунки.

Показателем эффективности деятельности служили оригинальность и беглость. Оригинальность придуманных предложений определяли на основе усредненных оценок по трехбалльной системе, данных тремя экспертами. Хорошую согласованность оценок экспертов подтвердил расчет коэффициента альфа Кронбаха, который оказался равным 0,83 и 0,88 соответственно при ИН1 и ИН2. Оригинальность образов рассчитывали в баллах как 1/(^ + 1), где N - число аналогичных образов в компьютеризированной базе данных, составленной на основе тестирования 342 студентов обоего пола. Для каждого испытуемого получали среднее значение оригинальности по всем созданным образам или рисункам (суммарная оригинальность для всех созданных решений/количество решений) отдельно для каждой инструкции.

С помощью аналоговой шкалы длиной 50 мм оценивали показатели интереса и трудности выполнения вербального и образного задания при каждой инструкции. Минимальный уровень показателей равнялся 0, максимальный - 50.

Для статистического анализа применяли дисперсионный (ANOVA) и факторный анализ методом главных компонент. Для удобства представления данных по оценке оригинальности решений, измеренной в разных единицах для вербальной и образной оригинальности, их подвергли z-преобразованию.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для каждого показателя деятельности (оригинальность, беглость) был проведен отдельный ANOVA с выделением следующих факторов: ПОЛ (мужчины, женщины) х ТИП ЗАДАЧИ (вербальная, образная) х ИНСТРУКЦИЯ (ИН1, ИН2).

Обнаружено, что в зависимости от типа решаемой задачи денежное вознаграждение оказывает разный эффект на испытуемых одной и той же группы. Для оригинальности решений выявлена значимость взаимодействия факторов ТИП ЗАДАЧИ х ИНСТРУКЦИЯ: Д1,38) = 8,0361, р = 0,00731. Под влиянием вознаграждения возрастает оригинальность вербальной и не меняется оригинальность образной деятельности, изменения оригинальности вербальной деятельности в 4,5 раза превышают изменения оригинальности образной (рис. 1).

Анализ распределения испытуемых по показателю изменения оригинальности решений при ИН2 по сравнению с ИН1 (ИН2-ИН1) показал, что абсолютное большинство (87,5 %) испытуемых повышают оригинальность решений при выполнении вербальной задачи при вознаграждении, тогда как при решении образной задачи к повышению оригинальности способно только около половины испытуемых (55 %).

В отличие от оригинальности для обоих типов заданий характерно снижение беглости при обещании денежного вознаграждения. Значение фактора ИНСТРУКЦИЯ: ^(1,38) = 30,306, р = 0,000 (см. рис. 1).

В соответствии с задачами исследования в качестве основного показателя успешности творческой деятельности рассматривали оригинальность предложенных решений. Для сопоставления изменений оригинальности вербальной и образной деятельности (ИН2-ИН1) с показателями беглости и оценками испытуемыми интереса и трудности выполнения заданий при двух инструкциях был выполнен факторный анализ методом главных компонент с вращением «вари-макс». Были выделены пять основных факторов, имеющих собственные значения > 1 и отвечающих отбору по критерию «каменистой осыпи» (табл. 1). Максимальная нагрузка от изменения вербальной креативности, представленная в факторе 5, не показала ассоциации с другими переменными. Изменение образной креативности было обратно связано с уровнем беглости при выполнении обоих заданий и с интересом к выполнению образного задания при обеих инструкциях.

После редукции данных за счет проведения факторного анализа был проведен ANOVA для

1,2 —|

§ « 0,8

я ё1

0,4-

а

Вербальная задача Образная задача

* 1,2-

ИН1 ИН2

» 1515 И и

I ю-

о 8

§

И о

/ *

У ;

г

ИН1 ИН2

0,8 0,4 0

' 1510 5 0

7

ИН1 ИН2

7

ИН1 ИН2

Рис. 1. Изменения под влиянием денежного вознаграждения оригинальности (а) и беглости (б) решений задач вербальной и образной природы. Звездочками обозначены достоверные отличия от величин соответствующих показателей при ИН1

полученных для каждого испытуемого факторных значений (факторы 1-5). По показателям изменений оригинальности вербальной и образной деятельности при ИН2 по сравнению с ИН1 испытуемые были разделены на 2 группы соответственно с показателями ниже и выше среднего для каждого вида деятельности. Дисперсионный анализ проведен с выделением следующих факторов: ПОЛ х ИЗМЕНЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РЕШЕНИЙ (выше, ниже среднего) х ФАК -ТОРЫ (факторные значения для факторов 1-5) отдельно для групп, селектированных по изменениям оригинальности вербальной и образной деятельности. Испытуемые с высокими показателями изменений оригинальности имели достоверно большие суммарные факторные значения, чем испытуемые с низкими показателями (значимость фактора ИЗМЕНЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РЕШЕНИЙ: ^(1,36) = 21,8, р = 0,000 для вербальной и ^(1,36) = 6,8, р = 0,013 для образной задачи).

Выделенные группы испытуемых отличались также по выраженности различий факторных значений для разных факторов: взаимодействие ИЗМЕНЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РЕШЕНИЙ х ФАКТОРЫ для вербальной задачи ^(4, 144) = 4,0, р = 0,004, для образной -144) = 3,8, р = 0,006. Как видно из рис. 2, испытуемые с высоким и низким возрастанием оригинальности вербальной деятельности отли-

Таблица 1

Факторные нагрузки для показателей беглости и отношения к выполнению вербального и образного заданий при разных инструкциях в сопоставлении с изменениями оригинальности деятельности под влиянием

вознаграждения

Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5

Интерес для предложений ИН1 -0,011 0,675 0,218 -0,029 -0,282

Интерес для предложений ИН2 0,005 0,673 0,407 -0,258 0,167

Трудность для предложений ИН1 0,079 -0,025 0,108 0,929 0,146

Трудность для предложений ИН2 0,023 -0,087 -0,064 0,953 0,003

Количество предложений ИН1 -0,861 0,150 0,066 0,022 -0,170

Количество предложений ИН2 -0,844 0,270 -0,055 -0,207 -0,166

Изменение оригинальности предложений 0,101 -0,014 0,082 0,127 0,937

Интерес для рисунков ИН1 0,165 0,080 0,898 0,004 -0,035

Интерес для рисунков ИН2 -0,096 0,197 0,910 0,030 0,146

Трудность для рисунков ИН1 0,074 0,824 0,161 0,078 0,105

Трудность для рисунков ИН2 0,043 0,870 -0,021 -0,130 -0,080

Количество рисунков ИН1 -0,789 -0,410 -0,035 0,028 0,112

Количество рисунков ИН2 -0,873 -0,289 -0,107 -0,012 0,044

Изменение оригинальности рисунков 0,432 -0,335 0,474 0,190 -0,243

Объясненная дисперсия 3,086 2,860 2,142 1,961 1,178

Относительная дисперсия 0,220 0,205 0,153 0,140 0,084

3

Фактор

1,5-

§ 1.0"

№ и

Б

«0,5-

0 3

1

& о

©

-0,5 -1,0

3

Фактор

Рис. 2. Факторные значения для испытуемых с высоким и низким повышением оригинальности решений под влиянием денежной стимуляции. а - задачи вербальной природы; б - задачи образной природы. 1 - группа испытуемых с высоким, 2 - с низким повышением оригинальности при выполнении вербальных (а) или образных (б) творческих задач. Звездочками обозначены достоверные межгрупповые различия

чаются по факторным значениям лишь 5 фактора, что не дает дополнительной информации, так как наибольшая нагрузка в этом факторе - от показателя изменения оригинальности вербальной деятельности.

Для образной креативности группы, разделенные по успешности повышения оригинальности решений под влиянием денежного вознаграждения, различались по значениям факторов 1 и 3. Способность успешно повышать оригинальность решений при ИН2 ассоциируется с высо-

кими факторными значениями и свидетельствует о связи чувствительности к вознаграждению с низкой беглостью и высоким интересом к выполняемому заданию как при ИН1, так и при ИН2, т.е. на всем протяжении деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы контрастировать взаимосвязи между изменениями при переходе от ИН1 к ИН2 характеристик, относящихся к одному виду деятельности, для вербальной и образной задач отдельно был проведен факторный анализ, результаты которого представлены в табл. 2, 3.

Таблица 2

Факторная структура изменений отношения к заданию и показателей выполнения вербального задания при переходе от ИН1 к ИН2

Переменная Фактор 1 Фактор 2

Изменение интереса -0,168 0,775

Изменение трудности 0,787 -0,054

Изменение количества предложений -0,855 0,046

Изменение оригинальности предложений 0,040 0,829

Объясненная дисперсия 1,382 1,294

Относительная дисперсия 0,345 0,324

Таблица 3

Факторная структура изменений отношения к выполнению задания и показателей выполнения образного задания при переходе от ИН1 к ИН2

Переменная Фактор 1 Фактор 2

Изменение интереса -0,208 -0,851

Изменение трудности 0,851 0,252

Изменение количества рисунков 0,3351 -0,571

Изменение оригинальности рисунков -0,637 0,403

Объясненная дисперсия 1,287 1,29

Относительная дисперсия 0,321 0,319

Повышение оригинальности предложений оказалось связанным с повышением интереса к вербальной деятельности. При выполнении образного задания повышение оригинальности деятельности с наибольшей отрицательной нагрузкой вошло в фактор 1. Исходя из структуры этого фактора, можно заключить, что низкая способность к повышению оригинальности рисунков при ИН2 ассоциируется с повышением оценки трудности задачи при обещании денежного вознаграждения.

ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты нашего исследования показывают, что обещание денежного вознаграждения не уменьшает креативность. Она или повышается, что мы наблюдали при решении вербальных творческих задач, или остается неизменной в случае образной деятельности. Полученные результаты скорее согласуются с точкой зрения Эйзенбер-гера с соавторами [12, 14, 15], которые считают, что четкое обозначение связи между вознаграждением и таким аспектом деятельности, как оригинальность решений, приводит к повышению креативности. Согласно нашим данным, увеличение оригинальности вербальных решений ассоциируется с возрастанием внутренней мотивации, определяемой по повышению интереса к выполнению задания. Этот результат согласуется с данными по исследованию интереса в процессе вознаграждаемой профессиональной деятельности [13] и противоречит результатам, полученным в парадигме свободного выбора [9]. На этом основании можно заключить, что эффект вознаграждения на интерес к деятельности в процессе ее выполнения и после ее окончания может быть различен.

В то же время обещание денежного вознаграждения не влияет на оригинальность образ-

ной деятельности. Поскольку задачи вербальной и образной природы давались одним и тем же испытуемым, можно заключить, что эффект зависит от характера задания, а не от отношения испытуемого к денежной стимуляции. В наших предыдущих исследованиях показано, что ИН1, примененная после «свободного» творчества, когда испытуемого просили просто создавать рисунки или предложения, приводила к увеличению оригинальности как вербальной [5], так и образной [2] деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о более широких границах регуляции вербальной креативности по сравнению с образной. Возможно, это связано с большей осознаваемостью вербальной деятельности и вследствие этого большей подверженностью ее произвольной регуляции в соответствии с эксплицитно поставленной целью [6].

Выявлено, что обещание денежного вознаграждения по сравнению с инструкцией «стремиться к оригинальному решению проблемы» приводит к снижению количества решений в дивергентных задачах как вербальной, так и образной природы. Этот эффект аналогичен полученному нами ранее при инструкции «стремиться к оригинальному решению проблемы» по сравнению со «свободным» творчеством, когда испытуемые создавали рисунки или предложения без требования к их оригинальности [4]. Он может свидетельствовать о повышении критерия отбора решений с повышением мотивации к оригинальности деятельности.

Вместе с тем результаты факторного анализа, приведенные в табл. 1, показывают, что критичность при отборе решений имеет значение для повышения оригинальности образной деятельности, так как вместе с этим параметром показатели беглости с высокими нагрузками входят в фактор 1. Необходимо отметить, что повышение образной креативности связано не с изменением

показателей беглости под влиянием ИН2, а с низкими их значениями как при ИН1, так и при ИН2. Причем увеличение образной креативности ассоциируется с селекцией информации в широком смысле, так как в рассматриваемый фактор входят показатели беглости не только для образных, но и для вербальных заданий. Существенное значение для повышения образной креативности имеет также устойчивый интерес к выполнению задания на всем протяжении деятельности, что может характеризовать стабильность внутренней мотивации. Эти данные согласуются с результатами [21], которые также свидетельствуют, что наличие внутренней мотивации является положительным фактором для повышения креативности при обещании вознаграждения.

Таким образом, возможности мотивационной модуляции эффективности образной деятельности, по-видимому, определяются рядом особенностей, изначально присущих испытуемым. Этот вывод согласуется с нашими данными, показавшими также связь образной, но не вербальной креативности с такими базовыми когнитивными характеристиками испытуемых, как непроизвольное и селективное внимание [1, 3].

В соответствии с моделью саморегуляции мотивации [19] при внешней стимуляции эффективности деятельности конечный результат зависит от соотношения внешней мотивации, направленной на достижение цели, и внутренней, связанной с поддержанием интереса к процессу деятельности. Показано, что в зависимости от контекста и особенностей испытуемых выделенные мотивационные факторы могут как оказывать взаимно усиливающее действие, так и вступать в интерференционные отношения. Согласно нашим данным, лица, испытывающие положительное влияние денежной стимуляции при решении образных творческих задач, характеризуются более высокими показателями интереса на всем протяжении выполнения задания (т.е. у них более выражена внутренняя мотивация) и имеют более низкие показатели оригинальности при ИН1 по сравнению с группой, не увеличивающей оригинальность при обещании денежного вознаграждения. Интерес, испытываемый в процессе деятельности, может стимулировать опробование разнообразных стратегий в ущерб концентрации на отборе наиболее оптимальных решений и достижению максимального результата при ИН1. Обещание денежного вознаграждения меняет силу внешней мотивации, что переориентирует испытуемых с исходно высоким уровнем внутренней мотивации на достижение поставленной цели и приводит к повышению оригинальности решений образной творческой задачи.

В то же время существуют данные, свидетельствующие о том, что испытуемые, изначально ориентированные на достижение поставленной цели, могут испытывать меньший интерес в процессе деятельности [10, 11]. В нашем исследовании низкие показатели интереса были характерны для испытуемых, понижающих оригинальность под влиянием денежного вознаграждения. Имея высокие показатели оригинальности образной деятельности при ИН1, они не улучшали свои результаты при вознаграждении, возможно, за счет наличия потолочного эффекта или в силу чрезмерного влияния дополнительной мотивации [12, 16] при исходно низком пороге чувствительности к внешней стимуляции. Субъективно отсутствие ресурсов к увеличению оригинальности деятельности при вознаграждении может проявляться в оценке задания как более трудного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют, что эффект денежного вознаграждения зависит от характера выполняемого задания и может быть различным для одного и того же испытуемого при выполнении разных заданий. Повышение креативности под влиянием вознаграждения наиболее прогнозируемо для вербальной задачи и связано с возрастанием интереса к результату деятельности. Взаимосвязи между вознаграждением и оригинальностью образной деятельности являются более сложными и менее предсказуемыми, так как зависят от таких индивидуальных характеристик испытуемых как интерес к заданию и высокая способность к селекции решений. Важными компонентами успешной творческой деятельности являются как внутренняя, так и внешняя мотивация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВольфН.В., РазумниковаО.М., ОнищенкоМ.А. Связь процессов селекции информации в модифицированной задаче Струпа с эффективностью творческой деятельности // Журн. высш. нервн. деят. 2007. 57. (4). 448-454.

2. Вольф Н.В., Тарасова И.В. Связь осцилляций на частотах 0 и в ритмов ЭЭГ с эффективностью творческой деятельности // Физиол. человека. 2010. 36. (2). 15-22.

3. ОнищенкоМ.А., ВольфН.В., РазумниковаО.М. Латеральная организация ориентировочной реакции: связь с уровнем образной креативности // Асимметрия. 2009. 3. (3). 4-12.

4. Разумникова О.М., Вольф Н.В., Тарасова И.В. Стратегия и результат: половые различия в электрографических коррелятах вербальной и образной

креативности // Физиол. человека. 2009. 35. (3). 31-41.

5. Тарасова И.В., Разумникова О.М., Вольф Н.В. Связь изменений мощности с инструкцией, стимулирующей творческое мышление у мужчин и женщин // Журн. высш. нервн. деят. 2006. 56. (5). 611-617.

6. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.

7. Amabile T.M. The social psychology of creativity. N. Y.: Springer-Verlag, 1983. 245 p.

8. Amabile T.M., Hennessey B.A., Grossman B.S. Social influences on creativity: the effects of contracted-for reward // J. Pers. Soc. Psychol. 1986. 50. (1). 14-23.

9. Deci E.L., Ryan R.M., Koestner R. A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation // Psychol. Bull. 1999. 125. (6). 627-668.

10. Deci E.L. The relation of interest to the motivation of behavior: A self determination theory perspective // The role of interest in learning and development. N. Y.: Lawrence Erlbaum Associates, 1992. 43-70.

11. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. N. Y.: Plenum Press, 1985. 371 p.

12. Eisenberger R., Armeli S., Pretz J. Can the promise of reward increase creativity? // J. Pers. Soc. Psychol. 1998. 74. (3). 704-714.

13. Eisenberger R., Aselage J. Incremental effects of reward on experienced performance pressure:

positive outcomes for intrinsic interest and creativity // J. Organiz. Behav. 2009. 30. (1). 95-117.

14. Eisenberger R., Haskins F., Gambleton P. Promised reward and creativity: effects of prior experience // J. Exp. Soc. Psychol. 1999. 35. 308-325.

15. Eisenberger R., Rhoades L. Incremental effects of reward on creativity // J. Pers. Soc. Psychol. 2001. 81. 728-741.

16. HennesseyB.A., Amabile T.M. The conditions of creativity // The nature of creativity / Ed. R.J. Sternberg. Cambrige: Cambrige University Press, 1988. 11-38 p.

17. Hon A.H.Y. When competency-based pay relates to creative performance: The moderating role of employee psychological need // Int. J. Hospit. Manag. 2012. 31. (1). 130-138.

18. Murayama K., Matsumoto M., Izuma K., Matsumoto K. Neural basis of the undermining effect of monetary reward on intrinsic motivation // PNAS.

2010. 107. (49). 20911-20916.

19. Sansone C., Thoman D.B. Maintaining activity engagement: individual differences in the process of self-regulating motivation // J. Pers. 2006. 74. (6). 1698-1718.

20. Wiechman B.M., Gurland S.T. What happens during the free-choice period? Evidence of a polarizing effect of extrinsic rewards on intrinsic motivation // J. Res. Pers. 2009. 43. 716-719.

21. Zhou Y., Zhang Y., Montoro-Sanchez A. Utilitarianism or romanticism: The effect of rewards on employees' innovative behaviour // Int. J. Manpower.

2011. 32. (1). 81-98.

THE EFFECTS OF MONETARY REWARD FOR CREATIVE VERBAL AND FIGURATIVE TASK PERFORMANCE

Nina Valerevna VOLF12, Irina Valerevna TARASOVA13

1 Research Institute of Physiology SB RAMS 630117, Novosibirsk, Timakov str., 4

2 Novosibirsk State University 630090, Novosibirsk, Pirogov str., 2

3 Research Institute for Complex Studying of Cardiovascular Diseases SB RAMS 650002, Kemerovo, Sosnovyi blvd., 6

The impact of monetary reward to creative performance of divergent tasks of verbal and figurative nature has been considered in this paper. It is concluded that the effect of monetary reward depends on the nature of the task and may be different for one and the same subject within performing various tasks. Increase of creativity under the influence of the reward is most predictable for verbal tasks and is associated with an increase of interest to task performance. The relationship between reward and originality in figurative tasks is more complex and less predictable because it depends on the subjects individual characteristics such as interest in the job and the high potential for selection of decisions. Important components of the successful creative activity are both internal and external motivation.

Key words: creativity, reward, motivation, verbal and figurative thinking.

Volf N.V. - doctor of biological sciences, head of the laboratory of cognitive physiology

Tarasova I.V. - candidate of medical sciences, senior researcher of the laboratory of cognitive physiology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.