Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРТ ТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРТ ТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туберкулез / Арт-терапия / эмоциональный интеллект / здоровье / сбережение / арт-терапевтические упражнения. / tuberculosis / art therapy / emotional intelligence / health / savings / art therapy exercises.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хасанова Мохира Фархадовна

в данной статье рассматривается арт-терапия как психологический метод здоровье сберегающей технологии. Показаны особенности развития эмоционального интеллекта; оптимизации аффективных и когнитивных ресурсов пожилых людей, укрепления их психологического здоровья, изменение мировосприятия и системы отношений. Арт-терапии буквально – лечение искусством, творчеством. Арт терапия учит детей выражать свои переживания, эмоции. Атр терапия у детей предполагает создание условий для самовыражения, вызывает новые способы активности пожилого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF ART THERAPY FOR THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF THE ELDERLY PATIENTS WITH TUBERCULOSIS

this article discusses art therapy as a psychological method of health-preserving technologies. The features of development of emotional intelligence; optimization of affective and cognitive resources of older people strengthen their psychological health, change of attitude and relationships. The paper gives philosophic and methodological interpretation of the concept of art therapy, which is viewed as an innovative technology of socio-pedagogical work with children. Itdescribes interdis-ciplinary ideas of transformation of art therapy in the use of the artistic means and artistic.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРТ ТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРТ ТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

Хасанова М.Ф.

Хасанова Мохира Фархадовна - ассистент, кафедра инфекционных болезней, эпидемиологии и фтизиатрии, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается арт-терапия как психологический метод здоровье сберегающей технологии. Показаны особенности развития эмоционального интеллекта; оптимизации аффективных и когнитивных ресурсов пожилых людей, укрепления их психологического здоровья, изменение мировосприятия и системы отношений. Арт-терапии буквально - лечение искусством, творчеством. Арт терапия учит детей выражать свои переживания, эмоции. Атр - терапия у детей предполагает создание условий для самовыражения, вызывает новые способы активности пожилого человека. Ключевые слова: туберкулез, Арт-терапия, эмоциональный интеллект, здоровье, сбережение, арт-терапевтические упражнения.

THE EFFECTIVENESS OF ART THERAPY FOR THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF THE ELDERLY PATIENTS WITH

TUBERCULOSIS Hasanova M.F.

Hasanova Mohira Farhadovna - Аssistent, DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES EPIDEMIOLOGY AND PHTHISIOLOGY, URGENCH BRANCH TASHKENT MEDICAL ACADEMY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses art therapy as a psychological method of health-preserving technologies. The features of development of emotional intelligence; optimization of affective and cognitive resources of older people strengthen their psychological health, change of attitude and relationships. The paper gives philosophic and methodological interpretation of the concept of art therapy, which is viewed as an innovative technology of socio-pedagogical work with children. Itdescribes interdis-ciplinary ideas of transformation of art therapy in the use of the artistic means and artistic.

Keywords: tuberculosis, art therapy, emotional intelligence, health, savings, art therapy exercises.

УДК 338.46.0026:615-086.02

Актуальность: арт-терапия как психологический метод здоровье сберегающей технологии направлен на оптимизацию аффективных и когнитивных ресурсов пожилых людей, укрепление их психологического здоровья, изменение мировосприятия и системы отношений. Растущая популярность и профессионализация арт-терапии ведут к тому, что этот метод превращается в одну из активно развивающихся форм современной практической психологии, выполняющей задачу здоровье сбережения пожилых людей [1].

Арт-терапия в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом, социальном и, как следствие, физическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности[2].Содержательное и полноценное использование пожилыми людьми времени, отведенного на досуг, создание им условий для эффективной организации свободного времени с целью формирования интересов и духовных потребностей, гармоничного развития приносит ожидаемое восстановление утраченных сил, духовно-культурное и физическое развитие, расцвет творческих сил. [3]. Особую роль в культурно-досуговой деятельности приобретает такое средство воздействия, как искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творческого подхода к преобразованию мира и самого себя [4].

В последние годы в социальных учреждениях разных стран все более активно применяется такой инновационный здоровье сберегающий подход, как психотерапия искусством (expressiveartstherapies). Согласно международной классификации, психотерапия искусством представлена четырьмя модальностями: арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки) [5]. Исследование направлено на выявление возможностей, обобщение и углубление содержания арт-терапии в контексте культуры и технологии, актуализацию ее методов в неклинических практиках[6]. Это послужит решению организационно-технологических задач в области новаций арт-терапии с учетом особенностей

инкультурации и социализации детей востребованность изучения гуманитарных технологий в социальной педагогике связана с нарастанием негативных явлений в современном обществе, острой потребностью позитивного - адаптационного, профилактического, коррекционного - воздействия на субъектов различных социальных категорий в социализации.[7]. Развитие гуманитарно-эстетических практик в социально-педагогической деятельности с детьми отвечает ситуации усиления отрицательных факторов социокультурных процессов, в которых все более затруднено усвоение личностью общественных норм и ценностей, что приводит к ее десоциализации и дезадаптации [6]. Социально-педагогическая деятельность направлена на содействие субъекту, социальной группе в решении проблем, связанных с негативными состояниями, затруднениями в обучении, воспитании, общении, дезадаптацией детей [7]. Социальный педагог должен быть компетентен в использовании эффективных технологий работы с нуждающимися в помощи детьми. Одной из основных компетенций в подготовке социальных педагогов является готовность организовывать различные виды деятельности в решении профессиональных задач, что требует знаний, умений и опыта применения современных технологий, в том числе гуманитарно-эстетических [8]. Это связано с тем, что художественно-эстетическое соприкасается с внутренним миром личности, входит в е психоэмоциональный строй, затрагивает ценностно-смысловые уровни сознания, глубинные жизненные переживания, формируя духовный опыт. Целенаправленное влияние искусства проявляется в улучшении психического состояния, развитии познавательных, коммуникативных и творческих способностей, самореализации личности [2]. Особенно благотворно это влияние в детском возрасте. Изучение проблемы арт-терапии буквально - лечение искусством, творчеством; термин ввел в употребление А. Хилл в медицинской практике в социально-педагогической деятельности с детьми обосновано пониманием мощного положительного влияния искусства на развитие и становление личности, проявляющегося в гармонизации ее внутреннего мира и обретении духовно-нравственных ориентиров [1]. Основная цель арт-терапии - это позитивное воздействие на личность средствами искусства и творчества, развитие ее духовного здоровья [6]. Общепризнано, что арт-терапия имеет психопрофилактическую, развивающую и социализирующую направленность в активизации сущностных сил личности, благодаря чему арт-терапия используется в различных сферах и может стать эффективной технологией социально-педагогического профиля в работе с детьми. Теоретический анализ показал, что арт-терапия изучается как многогранное и глубинное по эмоциональному воздействию явление в различных сферах применения, в том числе клинической и социально[2]. Арт-терапевтическое направление развивается в практической психологии, образовании и социальной работе. Арт-терапия применяется в лечебно-реабилитационной, педагогической и социально-педагогической деятельности: как вспомогательный метод в психотерапии психодрама, художественно-творческая деятельность в лечебной и специальной педагогике сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия как здоровье сберегающее направление в педагогике искусства и дополнительном образовании, гуманитарно-эстетическом воспитании [3]. Особенностью современного этапа развития арт-терапии является усиление ее междисциплинарных связей с психологией, социологией, культурологией [5]. В общем смысле арт-терапия рассматривается в зависимости от области ее применения: как одна из форм психотерапевтической практики, совокупность арт-терапевтических методик, педагогический метод, формирующаяся технология, техника в социальной работе и социально-педагогической деятельности с детьми. Таким образом, арт-терапия - это метод оказания психологической помощи посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Арт-терапия используется как основной метод терапии, так и вспомогательный. Одним из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний [1, 2]. Работать с пожилыми людьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один -снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием общения в семье и пр. А группа дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с другими людьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют: изучению и выражению своих чувств и эмоций; формированию позитивного самовосприятия; развитию коммуникативных навыков; эмоциональному сближению; снятию психоэмоционального напряжения; развитию способностей к различным видам творческой деятельности [3]. На групповых занятиях по арт-терапии пожилые люди учатся: активизировать, память, мышление, побеждать свои страхи; общаться друг с другом.

Список литературы / References

1. Копытин А.И. Новые методы и области практического применения арт-терапии / А.И. Копытин //

2. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. - М.: Издательство Когито-Центр, 2006.

3. КопытинА.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копырина. - СПб.: Питер, 2002. 189. С. 3.

4. Шерпаева А.Ю. Проблемы релаксации в сюжетно-ролевых играх / А.Ю. Шерпаева // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегион. сб. науч. ст. / Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово, 2008. - Вып.4.

5. Чердымова Е.И. ЭкоАрт-терапия / Е.И. Чердямова, О.Л. Бабина, Э.С. Бабичева. - Самара :Арт терапия.Новые горизонты. 2013. С. 107.

6. КиселеваМ.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с, .

7. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб., Журнал Арт терапияю Новые горизонты. 2003. С. 34.

8. Эндрюс Т. Магия танца. М., 1996. С. 43-48

9. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., Ренессанс, 1992. С. 23-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.