Научная статья на тему 'Эффективное управление территориями опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока России'

Эффективное управление территориями опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / TERRITORIES OF PRIORITY DEVELOPMENT / MANAGEMENT / INNOVATIONS / INVESTMENT / ECONOMICAL DEVELOPMENT / REGULATION OF ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченкова Елена Владимировна

В статье на базе официальных источников анализируется система управления экономическим развитием Дальнего Востока, особое внимание уделяется территориям опережающего социально-экономического развития. Рассматриваются процессы управления и взаимодействия, необходимость преобразований с целью выполнения стратегии инновационного развития России до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харченкова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE TERRITORIES OF PRIORITY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FAR EAST

In the article on the basis of official data of state information analyzes patterns of management of the social and economic development of the Russian Far East and mostly the territories of priority development of the Russian Far East. Discusses the process of structural management and interaction of institutions to fulfill the strategy of innovation development of Russia till 2020. Innovations are an integral part of the break through effect as it was in China.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление территориями опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока России»

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Аннотация. В статье на базе официальных источников анализируется система управления экономическим развитием Дальнего Востока, особое внимание уделяется территориям опережающего социально-экономического развития. Рассматриваются процессы управления и взаимодействия, необходимость преобразований с целью выполнения стратегии инновационного развития России до 2020 года.

Ключевые слова. Территории опережающего социально-экономического развития, управление, инновации, инвестиции, экономическое развитие, регулирование экономики.

Kharchenkova E.V.

EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE TERRITORIES OF PRIORITY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FAR EAST

Abstract. In the article on the basis of official data of state information analyzes patterns of management of the social and economic development of the Russian Far East and mostly the territories of priority development of the Russian Far East. Discusses the process of structural management and interaction of institutions to fulfill the strategy of innovation development of Russia till 2020. Innovations are an integral part of the break through effect as it was in China.

Keywords. Territories of priority development, management, innovations, investment, economical development, regulation of economics.

В условиях современной тенденции развития Дальнего Востока РФ, территории опережающего социально-экономического развития являются приоритетным инструментом формирования экономики региона. Дальний Восток и Байкальский регион, как особая территория Российской Федерации, от остальных регионов страны отличаются территориальным пространством, чрезвычайно низкой населенностью, слабо развитой транспортной, энергетической, социальной инфраструктурой, недостаточной степенью освоения природных ресурсов.

Сегодня Дальний Восток находится в фокусе пристального внимания со стороны федеральных и региональных государственных структур. Основными документами регулирования экономического развития Дальнего Востока являются: Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Федеральные законы «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»; «О Свободном порте Владивосток»; «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ГРНТИ 06.56.31 © Харченкова Е.В., 2017

Елена Владимировна Харченкова - аспирант Департамента менеджмента и экономики Национально исследовательского университета Высшей школы экономики (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Кантемировская ул., 3 (Russia. St. Petersburg, Kantemirovskaya str., 3). Тел.: +7 965 671 21 79. E-mail: kharchenkova.elena@gmail.com.

Основными задачами для Дальнего Востока на ближайший период являются: привлечение инвестиций и иностранных партнеров, профессиональных кадров, населения, создание новых предприятий и рабочих мест, создание социальной инфраструктуры. Т.е. создание, в целом, конкурентоспособных условий для развития экономики региона. Важное значение придается такому инструменту, как территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которые возлагается надежда обеспечения прорывного эффекта, как исторически это произошло в Китае.

Резидентам ТОСЭР предлагается широкий перечень преференций, а именно: точечные корректировки из общих правил регулирования; налоговые и иные преференции (льготная ставка по налогу на прибыль, по страховым взносам, по арендной плате, по налогу на имущество, земельному налогу); режим свободной таможенной зоны; создание инфраструктуры за счет бюджетных средств, приоритетное подключение к ней. Вполне очевидно, что это должно способствовать развитию трети территории Российской Федерации, ожидаемые эффекты вполне разумны: рост ВРП региона и его субъектов, увеличение налогового потенциала, комфортная среда для жизни, модернизация экономики. Например, к 2025 году планируется создать на Дальнем Востоке около 400 тысяч высокопроизводительных рабочих мест.

Целевая модель опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока основана на точечном отраслевом стимулировании его отдельных территорий. Ограниченность в финансовых ресурсах, так или иначе, является одной из причин выбора такой модели. Инструмент ТОСЭР сравнительно новый, хотя был модифицирован из предыдущих опытов свободных экономических зон России и в большей части «списан» с опыта Китая в привлечении инвестиций и технологий с помощью точечных территорий южных провинций, имеющих прорывной эффект и прекрасную историю успеха в привлечении инвестиций и трансферте технологий от зарубежных компаний. А новым инструментам чаще всего требуется хорошее продвижение на международном уровне и широкое освещение на мировых бизнес-платформах, так как привлечение инвестиций очень трудоемкий процесс сам по себе, но важно, чтобы о существовании инструмента и его преимуществах знали не только в России.

Реализация комплексных проектов и проектов развития территорий требует формирования эффективной системы управления [2, 3]. Модель развития Дальнего Востока сейчас выгладит примерно так, как показано на рисунке 1, она должна напрямую влиять на увеличение ВРП, увеличение числа рабочих мест, прирост населения. Для большей устойчивости модели необходим маркетинг, комплексная, продуманная система продвижения и всего проекта, и региона, и каждого субъекта в отдельности. Анализируя сайты администраций регионов присутствия ТОСЭР, мы пришли к выводу, что в управлении регионами нет единой системы продвижения.

Рис. 1. Модель развития Дальнего Востока [1]

В первую очередь, бросается в глаза отсутствие материалов на языке инвестора. Только около 40% информационных ресурсов переведены на английский язык, на китайский - около 10%, а на корейский, японский и другие языки азиатских стран переводы вообще отсутствуют. Поэтому встает вопрос, если приоритетным регионом привлечения инвестиций и технологий выступает именно Азия, почему в информационных ресурсах не прослеживается эта тенденция [4]? Данный фактор снижает возможность инвестору получить достоверную информацию о проекте и его преимуществах. Это, в свою очередь, ведет к замедлению самого проекта развития Дальнего Востока.

Социально-экономическая среда участников представлена несколькими структурами: кластерные структуры; крупный бизнес; малый и средний бизнес. Участники данных структур на сегодняшний день могут быть представлены в виде инструментов, включенных в модель развития Дальнего Востока, а именно: ТОСЭР, ОЭЗ, индустриальные, технологические, агропромышленные парки, как показа-

но на рисунках 2 и 3. При этом на федеральном уровне в структуре не представлено органа, отслеживающего инновационную составляющую проектов. Получается, что на сегодня главное - набрать как можно большее число проектов в каждом регионе, хотя изначально декларировалась полная модернизация региона за счет привлечения зарубежных технологий и создания структур для полноценного воспроизводства технологий.

Рис. 2. Система управления инвестиционным процессом на Дальнем Востоке [1]

Проведя анализ управленческой структуры и законодательных актов по развитию Дальнего Востока, необходимо отметить следующее: заявленные показатели по модернизации экономики России и Дальнего Востока очень амбициозные и должны расти ежегодно по все показателям, но управленческая структура не включает в себя элементы, отвечающие за инновационную составляющую. Все вышесказанное ставит под вопрос достижение намеченных показателей к намеченному сроку. С одной стороны, говорится о приоритетном развитии малого и среднего бизнеса, с другой стороны поддерживаются проекты стоимостью от 500 млн руб. и выше, что говорит о стратегии поддержки крупных индустриальных предприятий. Общеизвестный факт зарубежной практики, что внедрение инноваций через малый и средний бизнес значительно проще в связи с гибкостью и оперативностью решений [5], не учитывается. Также вызывает вопросы выбранная система продвижения проектов развития Дальнего Востока на зарубежных рынках. Основные форматы - это Восточный экономический форум, который, как показывает практика, требует много денег на проведение, но не достигает ожидаемого от него эффекта, а также интернет-сайты уполномоченных органов, где, как было сказано выше, даже не присутствует информация на языке стран - потенциальных инвесторов.

Рис. 3. Система управления ТОСЭР [1]

В целях обеспечения лучшего результата предлагается пересмотреть структуру с фокусом на инновации и маркетинг, необходимые для достижения требуемого результата в кратчайшие сроки:

1. На федеральном уровне: продолжить работу над корректировкой новой модели развития Дальнего Востока, а также разработкой положения, учитывающего региональные особенности создаваемых площадок с использованием инструментов маркетинга территорий; рассмотреть вопрос о принятии отдельного нормативно-правового акта о социально-экономическом развитии Дальнего Востока с учетом отражения господдержки инновационных отраслей; усилить инновационную и маркетинговую составляющую ТОСЭР для предпринимателей, потенциальных респондентов, предусмотрев для них компенсацию затрат на внедрение инновационных компонентов.

2. На уровне субъекта, региона, области, округа: продолжить работу по совершенствованию института ТОСЭР и переводу его в инновационно-практическую плоскость через создание региональных структур управления самих площадок; усилить формат общественной экспертизы инвестиционных проектов с учетом инновационной направленности и внедрения новых технологий; разработать план мероприятий по усилению кадрового потенциала инновационной направленности.

3. На уровне муниципалитетов: провести контроль действующих предприятий на предмет соответствия деятельности планируемой специализации создаваемых ТОЭР.

4. На уровне отдельных субъектов хозяйствования: оказывать содействие муниципальным образованиям в их работе по инновационной оценке действующих субъектов малого и среднего бизнеса и продвижению с помощью инструментов маркетинговых коммуникаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корпорация развития Дальнего Востока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ercd.ru (дата обращения 01.02.2017).

2. Filatotchey I., Liu X., Buck T., Wright M. The export orientation and export performance of high-technology SMEs in emerging markets: The effects of knowledge transfer by returnee entrepreneurs // Journal of International Business Studies. 2009. № 40 (6). Р. 1005-1021.

3. Xiaohua Lin, Shaw Tao. Transnational entrepreneurs: Characteristics, drivers, and success factors // Journal of International Entrepreneurship. 2012. № 10.1. Р. 50-69.

4. Kharchenkova E.V. Asian focus of the territories of priority development in the Far East of Russia //Proceedings of III International scientific conference «Modern scientific achievements: experience exchange». Morrisville: Lulu Press, 2017. Р. 150-155.

5. Медовников Д., Оганесян Т. Инновационное дао Поднебесной. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/45/innovatsionnoe-dao-podnebesnoj (дата обращения 01.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.