Научная статья на тему 'Эффективное управление производственными затратами предприятия для повышения результативности его финансово-хозяйственной деятельности'

Эффективное управление производственными затратами предприятия для повышения результативности его финансово-хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ / СПРОС / MANAGEMENT DECISIONS / PRODUCTIONS COSTS / THE COST PRICE / CAPACITY / DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорвина О. В., Рыбас А. Л.

Рассмотрен механизм формирования экономических результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в основу которого положен принцип эффективного управления производственными затратами. Реализация эффективного управления производственными затратами предприятия предусматривает учет сложившихся условий рыночной конъюнктуры и уровня производственной мощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление производственными затратами предприятия для повышения результативности его финансово-хозяйственной деятельности»

УДК 338.583

О.В. Сорвина, канд.техн.наук, доцент, 33-24-80, (Россия, Тула, ТулГУ) А.Л. Рыбас, д-р экон. наук, (Россия, Тула, ГНПП «Базальт»)

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЕГО ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрен механизм формирования экономических результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в основу которого положен принцип эффективного управления производственными затратами. Реализация эффективного управления производственными затратами предприятия предусматривает учет сложившихся условий рыночной конъюнктуры и уровня производственной мощности.

Ключевые слова: управленческие решения, производственные затраты, себестоимость, производственная мощность, спрос.

В условиях рыночной экономики финансово-хозяйственная деятельность любого предприятия ориентирована на достижение требуемого экономического результата. В экономических исследованиях в качестве механизма принятия производственных управленческих решений, обеспечивающих достижение наилучших результатов хозяйственной деятельности предприятия, активно используется подход, основанный на анализе безубыточности. Использование механизма анализа безубыточности деятельности предприятия позволяет определять объем производства продукции, обеспечивающий достижение требуемой величины прибыли от реализации продукции, размер зоны безопасности и оценивать риск получения убытков.

Рассматривая существующий механизм анализа безубыточности, следует указать на ограниченность его использования в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это утверждение обосновывается, во-первых, отсутствием в механизме элементов учета сложившихся условий рыночной конъюнктуры. Действительно при анализе безубыточности явно не учитывается спрос на продукцию, выпускаемую предприятием, а также его влияние на формирование цен, получение выручки от реализации и достижение требуемой прибыли. Решения, связанные с управлением производственными затратами, не взаимосвязаны с процессом ценообразования и изолированы от особенностей развития рыночных факторов. Игнорирование сложившихся условий рыночной конъюнктуры позволяет обеспечивать получение приемлемого результата использования существующего механизма анализа безубыточности только для предприятий, являющихся лидерами на товарных рынках.

Во-вторых, результаты реализации механизма анализа безубыточности предприятия формируются только для определенного уровня производственной мощности предприятия. Его изменение приводит к необходимости пересмотра всех полученных ранее результатов анализа безубыточ-

ности деятельности предприятия. Это объясняется тем, что от уровня производственной мощности предприятия зависят величина производственных затрат, а, следовательно, условия ценообразования, размеры выручки и прибыли. Поэтому любое изменение производственной мощности, связанное с обновлением рабочих машин и оборудования, расширением производственных площадей, изменением производственных запасов, наймом или увольнением производственного персонала, требует проведения анализа безубыточности деятельности предприятия с учетом новых условий хозяйствования.

Таким образом, существующий механизм принятия производственных управленческих решений, направленных на достижение наилучших результатов деятельности предприятия и основанный на оценке безубыточности деятельности предприятия, не может в полной мере удовлетворять современным требованиям рыночной экономики. Совершенствование управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия на основе формирования механизма оценки его безубыточности, который одновременно учитывает сложившиеся условия рыночной конъюнктуры и уровень производственной мощности, является актуальной проблемой.

Результативность хозяйственной деятельности предприятия характеризуется системой абсолютных и относительных экономических показателей. В работах отечественных и зарубежных экономистов в качестве основных показателей, характеризующих результативность хозяйственной деятельности предприятия, предлагается использовать такие, как величина прибыли [1], объем выручки от реализации продукции [2], уровень производственных затрат [3], рентабельность [4] и др. Рассматривая экономическое содержание вышеперечисленных основных показателей, следует обратить внимание на их взаимосвязанность. Это позволяет оценивать результативность при неполном объеме данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Реализация принципа системности в экономических исследованиях позволяет выбирать любой из перечисленных показателей в качестве критерия результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Каждый из рассматриваемых показателей результативности деятельности предприятия является комплексным результатом осуществления соответствующих аналитических процедур и формируется на основе учета значений различных первичных факторов, описывающих все многообразие условий функционирования субъектов хозяйствования. Такой подход к оценке показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия позволяет реализовать принцип комплексности в экономических исследованиях.

Результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, осуществляемой в условиях рыночной экономики, зависит от большого количества разнообразных факторов, для рассмотрения и описания которых требуется использовать их классификацию по заранее выбранному признаку. В качестве классификационного признака, по нашему мне-

нию, следует рассматривать сферу возникновения различных факторов, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия. При этом необходимо различать две основные сферы возникновения факторов результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия - внешнюю и внутреннюю. К внешним факторам, формирующимся под действием внешней среды функционирования предприятия, относятся, например, такие, как спрос на продукцию, выпускаемую предприятием; требования конкурентоспособности, предъявляемые к субъектам хозяйствования, функционирующим на рынке; уровень качества товаров и услуг, удовлетворяющий потребности потребителей и др. Факторы, количественная характеристика которых определяется особенностями финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой каждым предприятием, являются внутренними. Например, к внутренним факторам относятся: себестоимость выпускаемой продукции; производственная мощность; финансовые и экономические ресурсы, которыми располагает предприятие и др.

Рассматривая состав факторов, определяющих результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следует обратить внимание на существование факторов, которые могут относиться либо к внешним, либо к внутренним, в зависимости от сложившихся условий его функционирования. Например, в условиях конкурентной борьбы, когда на рынке действует множество конкурентоспособных производителей, цена продукции, выпускаемой предприятием, выступает в качестве внешнего фактора, зависящего от особенностей, сложившихся во внешней среде его функционирования. Наоборот, цена становится внутренним фактором результативности финансово-хозяйственной деятельности для предприятия, являющегося монополистом или лидером на рынке товаров и услуг.

Рассматривая систему показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия, а также совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на их значения, может быть разработан механизм формирования основных производственных результатов (рис. 1). Реализация представленного механизма используется для выработки управленческих решений, обеспечивающих достижение наилучших результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в зависимости от выбранного критерия.

Механизм формирования основных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, представленный на рис. 1, определяет зависимость одних экономических показателей от других. Например, объем производства продукции, производственная мощность предприятия и спрос на выпускаемую продукцию являются взаимозависимыми показателями. Для формирования производственной программы предприятия следует учитывать производственную мощность предприятия и спрос на выпускаемую продукцию. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет при формировании производственной программы предприятия отдается его производственной мощности, которая определяет объем выпуска продукции.

Цена продукции, выпускаемой предприятием Р

Спрос на продукцию, выпускаемую предприятием Б

Выручка от реализации продукции РхО

I

Прибыль от реализации продукции (Р-С)хС>

Себестоимость продукции, выпускаемой предприятием С

Производственная мощность предприятия М

Производственная программа предприятия

О

I

Пр о изв оде тв енные затраты СхО

Средства труда предприятия СТ

Предметы труда предприятия ПТ

Трудовые ресурсы предприятия

ТР

Рис. 1. Механизм формирования основных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Однако по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производственная мощность определяет объем выпуска продукции, а, наоборот, возможности ее реализации являются основой формирования производственной программы. Учитывая такую зависимость между рассматриваемыми экономическими показателями, можно сформировать аналитическое соотношение, количественно описывающее принцип разработки производственной программы предприятия:

о = шт[км • М, б], (1)

где 0 - производственная программа предприятия;

км - Уровень загрузки производственной мощности предприятия;

М - производственная мощность предприятия;

Б - спрос на продукцию, выпускаемую предприятием.

Выполнение приведенного аналитического соотношения позволяет обеспечивать либо максимальное использование производственной мощности предприятия, либо максимальное удовлетворение спроса на продукцию хозяйствующего субъекта. Достижение сбалансированности между рассматриваемыми экономическими показателями является одной из важных стратегических задач функционирования предприятия, решение которой повышает результативность его финансово-хозяйственной деятельности.

Для повышения производственной мощности предприятия необходимо наращивать объемы соответствующих видов экономических ресурсов (средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов), сдерживающих увеличение производственной программы предприятия. Это требует дополнительных инвестиционных затрат на обновление рабочих машин и оборудования, расширение производственных площадей, прирост производственных запасов, повышение квалификации персонала предприятия. Для проведения экономических исследований результативности хозяйственной деятельности предприятия зависимость его производственной мощности от различных экономических ресурсов принято описывать с помощью производственной функции. Трехфакторное уравнение регрессии, используемое для аналитического представления производственной функции, имеет вид:

М = у(СТ, ПТ, ТР), где у - вид функции (линейный, параболический, гиперболический, степенной и т.д.), используемой для построения уравнения регрессии; СТ - величина средств труда, эксплуатируемых на предприятии; ПТ - запас предметов труда, имеющийся в наличии на предприятии; ТР - объем трудовых ресурсов, находящийся в наличии на предприятии.

Необходимо обратить внимание на то, что увеличение производственной мощности сопровождается изменением себестоимости продукции, выпускаемой предприятием. Анализируя изменение себестоимости продукции, выпускаемой предприятием, в результате увеличения произведет -

венной мощности следует отметить, что себестоимость увеличивается при низкой загрузке производственной мощности. Это происходит за счет повышения косвенных затрат, таких, например, как амортизационные отчисления, расходы на хранение производственных запасов и готовой продукции, оплата труда руководителей, специалистов, служащих и др. Наоборот, высокая загрузка производственной мощности позволяет снизить себестоимость за счет распределения косвенных затрат на больший объем продукции, выпускаемой предприятием, согласно действию принципа «экономии на масштабе». Такая зависимость себестоимости продукции предприятия графически представлена на рис. 2.

Рис. 2. График изменения себестоимости продукции предприятия в результате увеличения его производственной мощности

В точке «А» кривые, характеризующие зависимость себестоимости продукции предприятия от его производственной мощности (рис. 2), пересекаются. Абсцисса точки «А» соответствует объему производства

продукции, который определяет уровни загрузки производственных мощностей км и км , обеспечивающие одинаковую себестоимость продукции предприятия СА, в результате уравновешивания роста косвенных затрат и их снижения за счет «экономии на масштабе».

Изменение себестоимости продукции предприятия в результате увеличения производственной мощности аналитически описывается следующим соотношением:

С = Ф(М), (2)

где С - себестоимость продукции, выпускаемой предприятием;

ф - вид функции, используемой для описания корреляционной зависимости между себестоимостью продукции, выпускаемой предприятием, и уровнем его производственной мощности.

В случае если спрос на продукцию, выпускаемую предприятием,

меньше имеющейся у него производственной мощности, достижение сбалансированности между рассматриваемыми экономическими показателями возможно в результате увеличения потребности в производственных результатах хозяйствующего субъекта. Стимулировать спрос на продукцию предприятия можно за счет установления цен на уровне ниже, чем у конкурентов, а также путем повышения качества производимых товаров и оказываемых услуг. Такие управленческие решения могут привести к снижению прибыли, которая рассматривается как конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. В этих условиях функционирования предприятия необходимо большое внимание уделять управлению производственными затратами, величина которых определяет размер прибыли, учитывается при установлении цен на продукцию, а, следовательно, опосредованно влияет на стимулирование спроса. Поэтому между уровнем спроса и себестоимостью продукции может быть установлена корреляционная зависимость, следующего вида:

С = , (3)

где у - вид функции, используемой для построения уравнения регрессии между себестоимостью продукции, выпускаемой предприятием, и спросом на нее.

Функция, используемая для построения уравнения регрессии между себестоимостью продукции, выпускаемой предприятием, и спросом на нее, имеет вид гиперболы. Следует обратить внимание на тот факт, что повышение качества выпускаемой продукции, обеспечение послепродажного обслуживания, интенсификация рекламных мероприятий и др. приводит к увеличению производственных затрат. Такие производственные затраты, возникающие в результате производства и реализации дополнительных единиц продукции предприятия, называются инкрементными. По своей сути инкрементные затраты являются постоянными, т.е. независящими от объема производства продукции, а, следовательно, сокращающимися в расчете на единицу выпуска при увеличении его размера. Поэтому принимая управленческие решения, связанные с осуществлением инкрементных затрат, приводящих к стимулированию спроса, необходимо обеспечить снижение себестоимости продукции предприятия. В противном случае увеличение спроса на продукцию предприятия за счет осуществления инкрементных затрат является нецелесообразным.

Эффективное осуществление инкрементных затрат приводит к смещению кривой, описывающей корреляционную зависимость себестоимости от спроса, вправо, т.е. в сторону увеличения уровня спроса.

Учитывая зависимость себестоимости продукции, выпускаемой предприятием, от производственной мощности (2), аналитическое соотношение (3) примет вид:

Б = f (М), (4)

где f - линейный вид функции, используемой для описания корреляционной связи между спросом на продукцию, выпускаемую предпри-

ятием, и уровнем его производственной мощности.

Тогда, принимая во внимание уравнение (4), аналитическое соотношение, количественно описывающее принцип разработки производственной программы предприятия (1) через уровень его производственной мощности, может быть записано следующим образом:

д=шш[км-м, 1:(м)].

Основными результатами хозяйственной деятельности предприятия, которые формируются на основе использования разрабатываемого механизма, являются:

- выручка от реализации продукции предприятия:

рп = рхд,

где Р - цена продукции, выпускаемой предприятием;

- производственные затраты предприятия:

Z=CxQ;

- прибыль от реализации продукции предприятия:

п = (р-с)хд.

Управленческие решения, принимаемые в целях разработки производственной программы предприятия и обеспечивающие достижение наилучших результатов хозяйственной деятельности предприятия, характеризуемых выручкой от реализации продукции, графически представлены на рис. 3.

Рис. 3. Графическая интерпретация принятия производственных управленческих решений, обеспечивающих максимизацию выручки

от реализации продукции

На графике (рис. 3) прямая 1 определяет соотношение между производственной программой предприятия и его производственной мощностью. Оценивая это соотношение, следует обратить внимание на угол наклона прямой 1, который количественно равен величине а. Наибольшее значение для а равно 45°. В этом случае а = (3, а уровень загрузки произ-

водственной мощности равен единице (км = 1). При этом значении производственная программа формируется, исходя из стремления полного использования производственной мощности предприятия. Однако в практике хозяйственной деятельности предприятий и организаций производственная мощность используются не полностью. Это связано с тем, что «в условиях рыночной экономики предприятию необходимо иметь стратегический резерв по мощности. Этот резерв включает в себя те мощности, которые можно использовать для реализации стратегических планов по изменению ассортимента, внедрению новых технологий и других инноваций, для осуществления некоторого маневра в ходе реконструкции и технического перевооружения» [5]. На графике (рис. 3) возможность создания резерва по производственной мощности реализуется уменьшением угла наклона прямой 1. В этом случае а < Р, а уровень загрузки производственной мощности меньше единицы (км < 1).

Прямые 2 и 3, представленные на рис. 3, описывают возможные варианты корреляционной зависимости спроса на продукцию, выпускаемую предприятием, от его производственной мощности. В случае если спрос на продукцию предприятия прирастает меньшими темпами (прямая 2), чем планируемый объем выпуска (прямая 1), то в точке «А» прямые 1 и 2 пересекаются. Такая зависимость спроса и планируемого объема выпуска продукции от производственной мощности характерна для предприятия, стремящегося увеличить долю рынка сбыта товаров и услуг. Наоборот, для одного из многих предприятий, конкурирующих на рынке товаров и услуг, увеличение уровня производственной мощности всегда будет являться определяющим фактором при формировании производственной программы. При этом уровень производственной мощности такого предприятия всегда значительно ниже, чем величина спроса на его продукцию (прямая 3).

Оценивая графическую интерпретацию механизма принятия управленческих решений, следует обратить внимание на то, что заштрихованная область на рис. 3 определяет множество возможных вариантов производственной программы предприятия в зависимости от уровня его производственной мощности. Выделенная ломанная линия на рис. 3 графически описывает количественную характеристику, соответствующую размеру производственной программы, обеспечивающей достижение наилучших результатов хозяйственной деятельности предприятия в зависимости от уровня его производственной мощности. При этом объеме производства предприятие получает максимальную выручку от реализации продукции. Выделенная ломанная линия (рис. 3) имеет точку перелома «А», которой соответствует уровень производственной мощности М 0. Предприятие,

имеющее производственную мощность меньшую М 0, использует этот

критерий для формирования производственной программы. В случае если производственная мощность предприятия превышает М 0, то критерием

формирования производственной программы является величина спроса на

продукцию.

Рассматривая выручку от реализации продукции в качестве основного результатов хозяйственной деятельности предприятия, следует обратить внимание на значения прибыли и себестоимости единицы выпускаемой продукции, а также целесообразный уровень производственных затрат для различных объемов производственной программы.

Для аналитического определения значений себестоимости продукции, выпускаемой предприятием, для различных объемов производственной программы следует учитывать зависимости себестоимости от производственной мощности (2) и цены от спроса.

Аналитическое соотношение между ценой и спросом на продукцию предприятия имеет вид:

Р = ф(0), (5)

где ф - вид функции, используемой для описания зависимости между ценой продукции, выпускаемой предприятием, и спросом на нее.

Два аналитических соотношения (2) и (5) положены в основу разработки механизма принятия производственных управленческих решений, обеспечивающих достижение наилучших результатов хозяйственной деятельности предприятия. Система выработки производственных управленческих решений имеет вид:

ГС = ф(М) [Р = Ф (Б)

Решение системы двух уравнений позволяет установить значение, соответствующее точке безубыточности и описывающее такое состояние предприятия, при котором его хозяйственная деятельность не приносит ни прибыли, ни убытков.

Графическая интерпретация экономической сущности решения системы двух уравнений представлено на рис. 4.

кр

<3кр (3

Рис. 4. Графическая интерпретация экономической сущности решения системы двух уравнений

Убыток

Точка безубыточности

Прибыль

Анализируя поведение уравнений системы, можно определить значения себестоимости и устанавливаемой цены, а также размер прибыли, приходящейся на единицу выпускаемой продукции, для различных объемов производства.

Координаты точки безубыточности соответствуют критическому объему производства продукции ди критической величине себестоимости единицы продукции С , количественно совпадающей со значением

кр

цены реализации продукции .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кривая С(м) на графике (рис. 4) определяет изменение себестоимости в результате изменения производственной мощности предприятия. Кривая Р(Б) характеризует размер устанавливаемой цены для каждого значения спроса на продукцию предприятия. Две области ограниченные этими кривыми соответствуют зоне прибыли или зоне убытков. В случае расположения части кривои С(М) над частью кривой Р(Б) формируется зона убытков. Наоборот, зона прибыли образуется, если часть кривой Р(Б) располагается над частью кривой С(М).

График, представленный на рис. 4, используется для принятия производственных управленческих решений, обеспечивающих достижение наилучших результатов хозяйственной деятельности предприятия, а, именно, снижения себестоимости и производственных затрат, максимизации выручки, прибыли или минимизации убытков. Для принятия производственных управленческих решений используется критерий разработки производственной программы предприятия (1).

На рис. 5 представлен механизм принятия производственных управленческих решений, обеспечивающих достижение наилучших результатов хозяйственной деятельности предприятия.

В зависимости от сложившегося спроса на продукцию предприятия и имеющихся в распоряжении производственных мощностей устанавливается величина себестоимости и размер цены, обеспечивающие получение наибольшей прибыли или наименьшего убытка на единицу продукции. Например, производство в объеме при обеспечении себестоимости С^

и установлении цены на уровне Р1 позволит получать максимальную прибыль с единицы продукции в размере ^ - С1). Наоборот, убыток будет наименьшим и составит ^ - С2), если при объеме производства себестоимость будет составлять С2, а цена Р2.

В случае если существующий уровень производственной мощности предприятия не позволяет осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность необходимо:

1) увеличивать уровень производственной мощности в результате реализации эффективных инвестиционных вложений;

2) повышать уровень загрузки имеющейся производственной мощ-

ности;

3) осуществлять инкрементные затраты, обеспечивающие стимулирование спроса на выпускаемую продукцию.

Рис. 5. Графическая интерпретация механизма принятия производственных управленческих решений, обеспечивающих достижение наилучших результатов хозяйственной деятельности предприятия

Оценивая основные результаты хозяйственной деятельности предприятия, которые формируются на основе использования разработанного механизма, следует указать на то, что его реализация позволяет добиться наименьших производственных затрат для соответствующего объема выпуска продукции, наибольшей выручки и прибыли. Реализация механизма принятия производственных управленческих решений, обеспечивающих достижение наилучших результатов хозяйственной деятельности, позволяет комплексно учитывать сложившиеся условия рыночной конъюнктуры и возможности предприятия, определяемые его производственной мощностью.

Библиографический список

1. Бланк И.А. Управление прибылью. - К.: «Ника-Центр», 1998. -

544 с.

2. Власов М.П. Моделирование экономических процессов / М.П. Власов, П.Д. Шимко. - Р.-Д.: «Феникс», 2005. - 409 с.

3. Леготин Ф.Я. Развитие механизмов и методов принятия решений в системе управления затратами [Электронный ресурс]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра экон. наук: спец. 08.00.05. - Екатеринбург, 2006. -35 с.

4. Тамм Б.Г., Пуусепп М.Э., Таваст P.P. Анализ и моделирование производственных систем / Под общ. ред. Б.Г. Тамма. - М.: Финансы и статистика, 1987.- 191 с.

5. Ковалев А.П. Управление имуществом на предприятии: учеб. пособие. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. - 240 с.

O.V.Sorvina, A.L.Rybas

The mechanism of formation of economic results of financial and economic activity of the enterprise in which basis the principle of efficient management by productions costs is considered. Realization of efficient management by productions costs of the enterprise provides the account of developed conditions of market conditions and a production capacity level.

Keywords: management decisions, productions costs, the cost price, capacity, demand.

УДК 330.313

Э.В. Хлынин, канд.экон.наук, доцент (Россия, Тула, ТулГУ), Н.И. Коровкина, канд.техн. наук, доцент (Россия, Тула, ТулГУ), А.Л. Рыбас, д-р экон. наук (Россия, Тула, ГНПП «Базальт»)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрены особенности реализации комплексного, системного, научного и ситуационного подходов к формированию стратегии управления процессом воспроизводства основного капитала предприятия. Реализация различным методологических подходов обеспечивает интегрированное, целеустремленное и эффективное формирование стратегического управления воспроизводством средств труда.

Ключевые слова: основной капитал, воспроизводство, стратегическое управление, методологические подходы и принципы.

Одной из важнейших проблем в достижении эффективности воспроизводства основного капитала предприятия является обеспечение встроен-ности системы управления средствами труда в существующий организационно-экономический механизм предприятия.

Стратегическое управление процессом воспроизводства основного капитала предприятия определяет перспективы его развития на длительное время. В связи с этим выработка производственно обоснованных и экономически целесообразных решений имеет большое значение, определяющее в итоге конечные финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. По нашему мнению, необходимо формировать варианты воспроизводства в тесной связи с такими проектами управляемых воздействий, которые обуславливают направления развития производства в будущем. Все это можно осуществить в процессе разработки общей стратегии развития предприятия.

Стратегическое управление процессом воспроизводства основного капитала, ориентированное на достижение общих целей развития предпри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.