Научная статья на тему 'Эффективное управление человеческими ресурсами - путь к инновационному развитию региона'

Эффективное управление человеческими ресурсами - путь к инновационному развитию региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / HR-СПЕЦИАЛИСТ / КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиниева Светлана Борисовна, Федорова Алена Эдуардовна

В статье представлен анализ результатов опроса специалистов в области управления человеческими ресурсами хозяйствующих субъектов и муниципальных образований Свердловской области, проведенный в рамках работы над проектом по созданию Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление человеческими ресурсами - путь к инновационному развитию региона»

ТРУД - КАДРЫ - ОБРАЗОВАНИЕ

ГИНИЕВА Светлана Борисовна

Доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, кандидат экономических наук

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-57 е-таН: [email protected]

ФЕДОРОВА Алена Эдуардовна

Доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, кандидат экономических наук

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-57 е-таіі: [email protected]

Эффективное управление

человеческими ресурсами -путь к инновационному развитию

региона

Аннотация

В статье представлен анализ результатов опроса специалистов в области управления человеческими ресурсами хозяйствующих субъектов и муниципальных образований Свердловской области, проведенный в рамках работы над проектом по созданию Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами.

Идея создания организации, объединяющей профессионалов в сфере управления человеческими ресурсами, возникла на Международной научнопрактической конференции «Достойный труд - основа стабильного общества», прошедшей в октябре 2009 г. в Уральском государственном экономическом университете.

Руководители предприятий, директора по персоналу, представители профсоюзов, органов власти и науки пришли к выводу, что в регионе необходимо создать экспертную площадку, где могли бы обсуждаться и вырабатываться совместные решения по вопросам управления человеческими ресурсами.

В регионе существует уникальный потенциал экспертов, работающих в этой сфере. Речь идет о директорах по персоналу крупных промышленных, строительных, торговых и других предприятий, превратившихся за последние два

года в профессиональных «антикризисных» менеджеров и ставших «правой» рукой генеральных директоров; о собственниках малого и среднего бизнеса, которые не понаслышке знают о проблемах дефицита квалифицированных кадров; об уникальном потенциале научных учреждений, которым, несмотря на падение интереса со стороны «бизнеса», отсутствие поддержки со стороны государства в постперестроечный период, удалось не только сохранить, но и задать новый виток развитию вопросов экономики, организации и нормирования труда, управления в социально-трудовой сфере. Не использовать столь уникальный «кладезь» знаний и опыта, в том числе в ходе решения социально-экономических вопросов, вопросов повышения производительности труда, эффективности производств региона, экономически нецелесообразно.

Идея создания Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами была активно поддержана депутатами, исполнительной властью региона и муниципалитетов, представителями бизнеса, науки и общественного сектора. Такой широкий круг участников позволит общественному объединению стать настоящей «фабрикой решений» в вопросах, касающихся

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, HR-специалист, кадровый менеджмент, менеджер по персоналу, общественная организация профессионалов в сфере управления персоналом.

Upravlenets № 9-10 (13-14) 2010

LABOUR - CADRES - EDUCATION

менеджмента в сфере управления человеческим ресурсом, капиталом, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне региона.

Зачем профессионалы объединяются в общественные организации? В свое время бизнес начал объединяться по видам деятельности для того, чтобы попытаться создать благоприятный экономический и политический климат для отдельных отраслей экономики, как переговорная площадка и лоббистская структура, действующая в его интересах.

В рамках работы над проектом по созданию Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами нами был проведен обзор современного состояния общественных объединений в среде российских профессионалов в области управления персоналом с целью выявления проблем, наиболее волнующих Неспециалистов, целей и задач, которые они сегодня перед собой ставят (табл. 1).

Очевидно, что наиболее ценным в профессиональных объединениях является возможность обмена опытом решения прикладных задач, повышение собственной профессиональной компетентности, получение оперативного доступа к информации и базам данных. При этом некоторые общественные объединения специалистов по управлению персоналом ставят более масштабные цели, такие как:

• содействие общественному обсуждению и внесению предложений по совершенствованию законодательной и нормативной базы РФ в области управления человеческими ресурсами;

• активное влияние на формирование в регионе цивилизованного рынка кадровых услуг и услуг в сфере управления персоналом;

• совершенствование культуры кадрового рынка и трудовых отношений, управления человеческими ресурсами;

• привлечение интереса СМИ к проблематике кадрового рынка;

• внедрение инноваций в области кадровой политики в рабочий процесс предприятий.

Реализация перечисленных це-

лей позволит национальным и региональным Ассоциациям приблизить-

ся к мировому уровню общественных объединений, таких как Европейская ассоциация по управлению людскими ресурсами (The European Association for People Management), которая была основана еще в 1962 г. на основе объединения национальных ассоциаций и профессиональных организаций по управлению персоналом Франции, Германии, Швеции, Швейцарии и Соединенного Королевства, а также Всемирная федерация ассоциаций по персоналу (The World Federation of People Management Associations), основанная в 1976 г.

С целью выявления актуального круга профессиональных интересов региональных HR-специалистов нами было проведено исследование, в котором приняли участие 2 группы:

• руководители и специалисты по управлению человеческими ресурсами (УЧР) производственных предприятий Свердловской области;

• представители администраций муниципальных образований Свердловской области.

Исследование позволило ответить на два вопроса:

1 Каков наиболее приемлемый, интересный формат изучения проблем в сфере управления человеческими ресурсами (круглый стол, организация обучения специалистов-практиков (в том числе тренингов, семинаров, курсов и т.п.)?

2 Осуществление научных исследований, консалтинг.

В табл. 2-3 (по предприятиям и администрациям) по каждому из блоков УЧР представлено распределение приоритетов по формату изучения вопроса.

Данные показывают, что имеют место некоторые различия между приоритетами специалистов предприятий и представителей администраций муниципальных образований. Так, наиболее важными для себя разделами специалисты предприятий обозначили:

• социально-трудовые отношения и экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений - для обсуждения на круглых столах;

• экономику труда - для получения бизнес-образования;

• организацию и нормирование труда -для проведения исследований и консалтинга.

Ключевые СЛОВО! управление человеческими ресурсами, Неспециалист, кадровый менеджмент, менеджер по персоналу, общественная организация профессионалов в сфере управления персоналом.

Таблица 1 - Российские Ассоциации (клубы) в области управления персоналом (обзор)1

Наименование Регион

Руководство,структура

Цель, задачи

Возможности, предоставляемые членам

1. вкк -

Национальный союз кадровиков

Москва Деятельность ВКК поддержана Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Структура Союза включает:

- Комитет по образованию и сертификации;

- Комитет по региональному развитию;

- Комиссию по профессиональным стандартам;

- Комиссию по профессиональной этике;

- Комитет по трудовому законодательству;

- Комитет по международным связям

Объединение в единую профессиональную организацию специалистов в облаете кадрового менеджмента. Поддержка кадровиков в их профессиональной деятельности: формирование профессиональных стандартов; анализ актуальных проблем российского кадрового менеджмента и поиск возможных путей их решения; обобщение и распространение передового опыта в сфере управления персоналом; повышение квалификации специалистов кадровых служб. Реализация информационных, образовательных и исследовательских программ в сфере кадрового менеджмента. Представление российского кадрового сообщества на международном уровне, организация эффективного взаимодействия с международным Н1*-сообществом. Обеспечение условий для открытого профессионального диалога между членами Партнерства и органами власти и управления РФ, некоммерческими общественными организациями (в том числе профсоюзами) в целях формирования развитой правовой культуры, согласования интересов государства, бизнеса и труда. Содействие членам Союза в защите их профессиональных интересов

Члены Союза имеют право: получать информацию о деятельности Союза; участвовать на льготных условиях в мероприятиях, проводимых Союзом (конкурсах, конференциях, съездах, круглых столах, выставках); непосредственно обращаться в Союз за содействием и помощью в целях защиты профессиональных интересов; пользоваться информационными, консультационными услугами Союза; пользоваться в первоочередном порядке организационно-методической помощью в повышении квалификации; публиковать в изданиях Союза и сотрудничающих с ним изданиях работы, выполненные по поручению Союза или получившие его одобрение; вносить предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы в области трудового права и управления персоналом

2. HR-кпуб ИКТ Москва Организатор: Институт повышения квалификации ИКТ. Структура: - руководитель; - администратор; - члены; - приглашенные специалисты (докладчики) Объединение в профессиональное сообщество директоров по персоналу, Н1*-менеджеров, кадровиков и руководителей для общения, обмена знаниями, генерации идей в профессиональной среде и развития профессиональной карьеры Вносить предложения по тематике и составу приглашенных докладчиков, регламенту проведения заседаний. Обучаться со скидкой в ИКТ. Получать бесплатные online консультации на HR-страничке ИКТ. Публиковать свои кадровые вакансии и резюме на HR-страничке ИКТ. Пользоваться библиотекой ИКТ

3. Свердловская Екатерин- Организатор: кафедра экономики труда и

региональная бург управления персоналом Уральского госу-

общественная дарственного экономического университета

организация при поддержке Законодательного Собрания

«Ассоциация Свердловской области, Правительства Сверд-

руководителей ловской области, Регионального отделения

и специалистов Российского союза промышленников и пред-

по управлению принимателей Свердловской области, Феде-

человеческими рации профсоюзов Свердловской области

ресурсами» Структура:

(АРС УЧР) - президент;

- вице-президенты (по вопросам взаимодействия с властью, бизнесом, наукой);

- исполнительная дирекция;

- члены;

- приглашенные эксперты

Содействие эффективной, инновационной профессиональной деятельности в сфере управления человеческими ресурсами. Создание условий для профессионального конструктивного диалога между властью, бизнесом, наукой и некоммерческими общественными организациями. Практическое осуществление информационных, образовательных и исследовательских программ в сфере управления человеческими ресурсами. Поддержка инициатив членов Организации и содействия их реализации. Повышение эффективной занятости жителей Свердловской области.

Для достижения поставленных целей АРС УЧР:

- организует проведение съездов, конгрессов, конференций, круглых столов и научно-практических семинаров, научно-исследовательских работ по проблемам интересов членов Организации;

- содействует общественному обсуждению и внесению предложений по совершенствованию законодательной и нормативной базы РФ в области управления человеческими ресурсами;

- участвует в разработке учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами, организует проведение их обучения, переподготовки, а также создает условия для систематического повышения ими своей квалификации;

- осуществляет контакты с международными, национальными и региональными организациями, действующими в сфере управления человеческими ресурсами, представляет интересы членов Организации в указанных организациях;

- проводит мероприятия по повышению профессионального престижа руководителей и специалистов в области управления человеческими ресурсами;

Участие в обсуждении и внесении предложений по совершенствованию законодательной и нормативной базы РФ в области управления человеческими ресурсами. Бесплатное участие в круглых столах, проводимых Организацией, предполагающих обмен опытом, общение со специалистами, имеющими сходные профессиональные интересы. Приобретение деловых, профессиональных связей. Участие на льготных условиях в конференциях, семинарах, тренингах, конкурсах и других мероприятиях, проводимых Организацией и ее членами. Использование информационных, консультационных услуг Ассоциации и ее членов на льготной основе. Размещение на льготных условиях публикаций в изданиях, сотрудничающих с Ассоциацией по актуальным вопросам управления персоналом. Размещение пресс-релизов о своей деятельности в разделе «Новости членов Ассоциации» на сайте Ассоциации

ТРУД - КАДРЫ - ОБРАЗОВАНИЕ

Key words: human resources governance, HR-specialists, personnel management, a personnel manager, a public organization of experts in the sphere of personnel governance.

- совместно с региональными органами Службы занятости изучает состояние рынка труда, разрабатывает мероприятия по повышению эффективной занятости населения области;

- осуществляет комплекс мероприятий, направленных на выявление и поддержку молодых, перспективных руководителей в области управления человеческими ресурсами

4. Клуб менеджеров «Профи» Урал Организатор: компания «Персонал Парк». Клуб состоит из участников конкурса менеджеров «Ключ к Карьере» Активизация личностного роста, развитие лидерских качеств, товарищества и предпринимательства членов Клуба, необходимых для дальнейших позитивных изменений На заседаниях Клуба проводятся дискуссии и мозговые штурмы, направленные на решение вопросов в сфере бизнеса, проводятся мини-семинары и тренинги, направленные на повышение уровня знаний и навыков членов Клуба, встречи со знаменитыми людьми в сфере бизнеса и политики. Клуб принимает участие в различных общественных проектах и межклубных чемпионатах

5. Клуб специалистов по управлению персоналом (Клуб СУПЕР) Москва Организатор: компания «Персонал Парк» Содействие профессиональному росту и личному развитию каждого члена клуба; активное влияние на формирование в России цивилизованного рынка услуг в сфере управления персоналом; оказание профессиональной помощи в решении проблем, с которыми сталкиваются в своей работе менеджеры по персоналу Стать участником сообщества профессионалов. Иметь доступ к информационным ресурсам: статьям, книгам, переводам из иностранных источников, возможность просматривать архив вебинаров. Участвовать в онлайн-консультациях признанных специалистов по кадровому менеджменту, получать консультации экспертов Портала. Особые скидки от партнеров Портала

6. Санкт- Петербургский клуб консультантов и тренеров Санкт- Петербург, Москва Организован при Северо-Западном отделении Государственного информагентства РИА «Новости» Обмен профессиональным опытом, получение новой и полезной информации. Главная задача - создание среды для качественного профессионального общения, повышение квалификации участников встреч: консультантов, тренеров, Н1*-менеджеров Возможность качественного профессионального общения, повышение квалификации участников, участие в интерактивных обсуждениях, которые открыто проводятся на крупнейшем в СНГ и Балтии интернет-форуме по решению бизнес-задач

7. Южно-Российский клуб Н^менеджеров Ростов- на-Дону Организован по инициативе директора ростовского рекрутингового агентства «Служба персонала». В составе 3 департамента: - Н1*-департамент (департамент директоров и менеджеров по персоналу); - департамент рекрутмента; - департамент обучения и консалтинга. Структура: - президент; - вице-президент; - директора вспомогательных служб; - члены Создание в регионе эффективно действующего профессионального сообщества Неспециалистов. Развитие и повышение эффективности экономики через развитие специалистов в области управления персоналом и кадрового потенциала региона. Распространение опыта работы менеджеров по персоналу в сфере кадрового рынка. Внедрение и развитие стандартов профессиональной деятельности специалистов по управлению персоналом. Обеспечение бизнеса передовыми технологиями работы с персоналом Повышение квалификации, развитие профессиональных компетенций и повышение своей ценности и стоимости на рынке труда: обмен опытом с коллегами, личное и профессиональное развитие; формирование профессиональных и социальных связей в Н^отрасли и бизнес-сообществе в целом; участие в тематических мероприятиях, выездных заседаниях, выставках, конференциях; обучение в проектах Клуба. Получение скидок на услуги партнеров Клуба (консалтинговых, обучающих и рекрутинговых компаний). Специальные условия обучения в Английской школе Клуба. Корпоративное членство и корпоративная клубная карта. Возможность участия нескольких представителей Н^службы одной компании в мероприятиях Клуба. Для руководителей Н^службы - возможность персонального развития, обмена опытом всех сотрудников службы персонала компании с Н^коллегами

8. Н^клуб «Вектор» Санкт- Петербург Создан студией управленческого консалтинга НОВЕЛ ГРУПП при поддержке Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Профессиональный рост и личное развитие Н1*-менеджеров. Оказание профессиональной помощи в решении проблем в работе Н1*-менеджеров. Обмен передовым практическим Н1*-опытом в области управления персоналом Вынесение на обсуждение конкретной проблемы и получение квалифицированных путей решения от коллег из других компаний. Возможность поделиться успешным практическим опытом в области управления персоналом. Обеспечение себе профессионального и карьерного роста. Завязывание деловых связей и обмен мнениями с настоящими профессионалами

9. Клуб Н1*-менеджеров Барнаул Создан по инициативе консалтинговой компании «Макси-Персонал» Повысить культуру трудовых отношений на кадровом рынке Барнаула и Алтайского края Клуб создан для того, что бы менеджеры по персоналу могли: поддержать друг друга, получить новые знания, обменяться технологиями и их применением, обменяться идеями, послушать выступления внешних/внутренних экспертов, реализовать инновационные проекты силами Клуба, решить свои задачи, попробовать себя в качестве тренера, получить навыки публичного выступления

10. Клуб бизнес-тренеров и Н^менеджеров Влади- восток Учредители: Центр бизнес-развития «Кохинор», Учебно-консультационный центр «ЛИК» Обеспечить качественный уровень профессионального общения в области персонал-технологий в регионе Участвовать в тематических встречах и круглых столах, где происходит обмен опытом, обсуждение перспективных Н1*-проектов, обучение техникам и методикам работы с персоналом

1 Обзор подготовлен с использованием информации, представленной на сайте kadrovik.ru.

Upravlenets № 9-10 (13-14) 2010 LABOUR - CADRES - EDUCATION

Ключевые СЛОВО! управление человеческими ресурсами, Неспециалист, кадровый менеджмент, менеджер по персоналу, общественная организация профессионалов в сфере управления персоналом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение табл. 1

Наименование Регион Руководство,структура Цель, задачи Возможности, предоставляемые членам

11. Калужский кадровый клуб Калуга Создан при кадровом агентстве «КАРЬЕРА» при активном участии менеджеров по персоналу предприятий и организаций города Калуги и области Организация неформального общения членов Клуба путем проведения встреч, семинаров, дискуссий, конференций, тренингов по принятой на определенный период программе. Обмен передовым опытом работы и его распространение среди членов Клуба. Выработка новых механизмов взаимодействия основных участников рынка труда: работодателей, тех, кто ищет работу, представителей государственных органов власти и управления, провайдеров консалтинговых услуг. Проведение профессиональных конкурсов и рейтингов среди специалистов по управлению персоналом. Предоставление профессиональной помощи членам Клуба, поддержка начинающих специалистов Обмениваться передовым опытом работы, участвовать в профессиональных конкурсах, викторинах и рейтингах среди специалистов по управлению персоналом. В ходе мероприятий клуба обсуждаются вопросы применения компьютерных технологий в кадровой работе, критерии оценки и методики определения эффективности работы специалиста по управлению персоналом, технологии поиска и отбора персонала, стратегии решения конфликтных ситуаций и многое другое. Также в рамках Клуба оказывается профессиональная помощь и поддержка начинающих специалистов.

12. Профессиональный клуб менеджеров по работе с персоналом при Вятской торгово-промыш-ленной палате Киров Образован кадровым агентством «ОКО» - структурным подразделением НОУ ДПО «Учебно-деловой центр» Создание площадки для профессионального общения и обмена опытом. Содействие в профессиональном и карьерном росте участников. Знакомство с успешным опытом работы. Обсуждение наиболее актуальных вопросов в области управления персоналом Обсуждать профессиональные публикации, обмениваться информацией по обучению на семинарах и курсах, методическими материалами. Участвовать в мастер-классах и проведении презентации новых учебных программ, деловой литературы.

13. Объединение Красноярск Создано профессиональной мастерской «Неспециалистов студия» при поддержке государственной ин-

управления спекции труда по Красноярскому краю

человеческими Структура:

ресурсами - президент;

- вице-президент;

- секретарь ассоциации

Содействие творческой профессиональной деятельности специалистов в области управления человеческими ресурсами. Повышение качества управления человеческими ресурсами в Красноярском крае. Участие в программах по развитию трудовых ресурсов Красноярского края

Привлечение представителей Администрации города и края для обсуждения актуальных проблем в области управления персоналом. Расширение круга знакомств в профессиональной среде. Реализация стремления к развитию. Возможность поделиться знаниями, получить оценку профессионального сообщества для дальнейшего патентования авторских разработок и экспертизу НК-проектов. Возможность презентовать свою компанию, товар или услугу. Возможность получить достоверную информацию о товаре или услуге, в которых есть необходимость. Привлечение участников Объединения в качестве гостей, экспертов в проводимых мероприятиях. Образование единого информационного пространства для коллегиального обсуждения и принятия решений. Возможность принять участие в проектах федерального масштаба

14. Клуб кадровых решений Набережные Челны Работает совместно с кадровым агентством «С1_С-Челны» Обмен опытом, освоение прогрессивных персонал-технологий для руководителей и специалистов службы персонала Участвовать в заседаниях, посвященных кадровым проблемам. Получать актуальную информацию посредством группового проведения обзоров рынка труда и опросов ведущих руководителей компаний

15. Клуб менеджеров по персоналу Казань Организаторы: газета «Работа сегодня» совместно с Центром развития персонала «Бизнес-Инсайт» Предоставление менеджерам по персоналу возможности неформального общения, свободного обмена информацией и мнениями. Содействие расширению профессионального кругозора членов Клуба Участие в совместной работе помогает расширить профессиональный кругозор, способствует личному развитию каждого члена Клуба. Всем членам Клуба предоставляются скидки на услуги компаний-организаторов. Клуб старается активно влиять на формирование в Казани цивилизованного рынка Н^услуг

16. Н11-клуб «Ресурс» Новоси- бирск Организаторы^ консультанты по управлению компании «СЭЙВУР Консалтинг» Обмен опытом и практическими знаниями среди Н1*-специалистов Решать бизнес-кейсы, участвовать в круглых столах, получать информацию об инновационных способах управления персоналом

17. Кадровый клуб Республики Коми Сыктывкар Создан при поддержке Министерства экономического развития Республики Коми Объединение кадровиков в профессиональный союз. Содействие в защите профессиональных интересов. Оказание организационной, методической, информационной, образовательной помощи специалистам, ответственным за работу с персоналом в организациях республики. Формирование условий для диалога с представителями органов государственной власти и всеми заинтересованными лицами Участвовать в конкурсах профессионального мастерства среди специалистов, ответственных за работу с персоналом; в заседаниях и совещаниях с участием представителей власти; повышать профессиональные компетенции, обмениваясь опытом в области кадрового менеджмента

18. Тверской кадровый клуб Тверь Организован по инициативе АНО «Российский Повышение квалификации специалистов служб персонала и Возможность непосредственно в Твери повышать ква-

ТРУД - КАДРЫ - ОБРАЗОВАНИЕ

Key words: human resources governance, HR-specialists, personnel management, a personnel manager, a public organization of experts in the sphere of personnel governance.

университет бизнеса и инноваций», при поддер- неформальное общение коллег, обмен опытом лификацию, осваивать самые прогрессивные персонал-

жке руководителей отделов кадров и служб технологии, в том числе «из первых рук» - на встре-

управления персоналом более двух десятков чах с ведущими российскими учеными и специалистами-

предприятий практиками, обмениваться опытом

19. Клуб менеджеров по персоналу Ульяновск Образован на базе НП «Антикризисный ресурсный центр» Создание равноправной среды для профессионального и межличностного общения менеджеров по персоналу компаний всех форм собственности. Предоставление менеджерам по персоналу возможности неформального общения, свободного обмена информацией и мнениями, содействие расширению профессионального кругозора членов Клуба. Содействие профессиональному росту и личностному развитию каждого члена Клуба. Активное влияние на формирование в Ульяновске цивилизованного рынка кадровых и услуг в сфере управления персоналом Клуб дает возможность создать информационное поле для профессионального общения и обмена опытом, что позволяет не повторять чужих ошибок и учиться на чужом успехе

20. Н^кпуб Рязань Создан на базе консультационно-кадрового центра «Профессионал» при поддержке Правительства Рязанской области Обмен знаниями, методами и приемами работы с персоналом на предприятиях с различной формой собственности, величины, методов управления. И как следствие - повышение квалификации Н^менеджеров. Члены Клуба имеют возможность участвовать в конкурсах на звание лучшего Н11-а; сравнивать условия труда и компенсационный пакет своего предприятия с другими. Встречаться за круглым столом для обсуждения актуальных вопросов, обмена опытом и получения новой информации.

21. Клуб «Мастер Н1Ъ> Нижний Новгород Организаторы: Центр управленческих компетенций «Тактик & Практик», Нижегородский региональный ресурсный центр при Министерстве экономики Нижегородской области. Структура: - президент; - вице-президент; - исполнительный директор; - департамент научно-экспертной работы, департамент работы секторов; - координатор Внедрение и развитие стандартов профессиональной деятельности менеджеров по управлению персоналом в Нижегородском регионе. Создание в регионе эффективно действующего профессионального сообщества государственно-ориентированных Неспециалистов. Развитие региона через развитие его кадрового потенциала. Внедрение лучших технологий корпоративного управления персоналом. Развитие специалистов в области управления персоналом. Обмен опытом и информацией о лучших практиках и тенденциях кадрового менеджмента Для постоянных членов Клуба и зарегистрированных пользователей по подписке доступны презентации с мероприятий Клуба, аналитические материалы партнеров, а также материалы кадровых конференций по вопросам НК-менеджмента

22. Новгородская региональная общественная организация «Ассоциация работодателей и менеджеров по управлению персоналом» Нижний Новгород Высший руководящий орган - Общее собрание Ассоциации. Контролирующий орган - Ревизионная комиссия. Структура: - президент Правления Ассоциации; - вице-президенты; - Правление Ассоциации; - члены Активное продвижение в Великом Новгороде и Новгородской области современных технологий работы с персоналом и, в конечном итоге, достижение высокой эффективности работы руководителей, специалистов, служащих на предприятиях и в организациях, а также обеспечение более полной занятости населения региона Члены Ассоциации имеют право: принимать участие в разработке и реализации проектов, инициатив и программ, входящих в сферу деятельности Ассоциации; пользоваться льготами при посещении семинаров, форумов и других мероприятии Ассоциации; обращаться в Ассоциацию за консультационной помощью и социальной защитой; пользоваться законодательной, кадровой базами данных, электронной библиотекой и результатами научно-исследовательской деятельности в регионе. Также имеют приоритетное право участия в региональных, международных и других программах по подготовке и переподготовке кадров

23. Н1*-ассоциация СТБ-Урал Екатерин- бург Организатор: компания СТБ Профессиональное объединение специалистов кадровых служб города Проведение конференций и заседаний в виде «круглых столов» по интересующим специалистов темам.

24. Н1*-ассоциация Санкт- Петербург Создана при поддержки Администрации Санкт-Петербурга. Структура Оргкомитета Ассоциации: - президент - руководитель проекта Создание единой информационной платформы для обмена знаниями и опытом между неслужбами предприятий. Развитие профессиональных контактов кадровых служб. Представление членам ассоциации новых и перспективных НЄтєхнологий на основе опыта кадровых служб передовых компаний Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Совершенствование культуры кадрового рынка и трудовых отношений, управления человеческими ресурсами, внедрение инноваций в области кадровой политики в рабочий процесс предприятий. Организация консультаций, тренингов, круглых столов и других мероприятий, повышающих профессиональный уровень Н1*-менеджеров. Разработка совместных путей решения актуальных бизнес-задач путем обмена информацией и знаниями. Поддержка взаимных интересов членов ассоциации и государственных структур путем участия в разработке, обсуждении и реализации проектов законодательных норм регулирования кадрового рынка Членам Н1*-ассоциации предлагаются специальные ценовые условия по участию в мероприятиях партнеров. При желании члены ассоциации могут получать рассылку анонсов и другой полезной информации с портала Н1*-ассоциации

В

Upravlenets № 9-10 (13-14) 2010 LABOUR - CADRES - EDUCATION

Ключевые СЛОВО! управление человеческими ресурсами, Неспециалист, кадровый менеджмент, менеджер по персоналу, общественная организация профессионалов в сфере управления персоналом.

Наименование Регион Руководство,структура Цель, задачи

25. Ассоциация специалистов по персоналу «On-line клуб HRM»

Окончание табл. 1

Возможности, предоставляемые членам

Ассоциация специалистов по персоналу подразделяется на отраслевые гильдии, в рамках которых обсуждаются вопросы управления персоналом, приуроченные к конкретной отрасли: «Финансы», «Промышленность», «Торговля и сервис», «Информационные технологии и телекоммуникации». Высший орган управления Ассоциации - общее собрание ее членов, проводимое ежегодно. Оперативное управление осуществляет Экспертный совет, состоящий из наиболее авторитетных Неспециалистов и избираемый путем голосования членов Ассоциации. Во главе Ассоциации - Президент, избираемый общим собранием членов Ассоциации сроком на один год. Президент представляет интересы Ассоциации в бизнес-сообществе и выполняет репрезентативную функцию

Утверждение и поддержание высоких стандартов работы с персоналом. С этой целью создается единая информационная платформа для обмена технологиями решения кадровых задач между российскими специалистами по человеческим ресурсам, а также развития их связей с мировым профессиональным сообществом. Обмен информацией и знаниями по сложным бизнес-задачам. Привлечение интереса СМИ к проблематике кадрового рынка. Развитие профессиональных знаний членов Ассоциации. Поддержка и сопровождение карьеры менеджеров по персоналу. Налаживание и поддержание связей российских профессионалов с зарубежными неассоциациями

Стать участником сообщества профессионалов. Иметь доступ к информационным ресурсам: статьям, книгам, переводам из иностранных источников. Участвовать в онлайн-консультациях признанных специалистов по кадровому менеджменту

26. Уральская Челябинск Создана Уральским консультационным цен-

неассоциация тром «ЮТЭК» при поддержке Южно-Уральской

торгово-промышленной палаты и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Объединение в единую профессиональную организацию «Ассоциацию НЄменеджеров» специалистов в области кадрового менеджмента. Поддержка Ш-менеджеров в их профессиональной деятельности: анализ актуальных проблем и поиск возможных путей их решения, обобщение и распространение передового опыта в сфере управления персоналом, повышение квалификации специалистов кадровых служб (курсы повышения квалификации, курсы переподготовки), реализация информационных, образовательных и исследовательских программ в сфере кадрового менеджмента, организация взаимодействия с международными Н1*-сообществами

Получение бесплатных консультаций. Система скидок и льгот на участие в семинарах и тренингах и мероприятиях, проводимых Ассоциацией. Мастер-классы и круглые столы с участием специалистов в области управления персоналом. Р1* на рынке кадровых услуг. Прямое общение сотрудников Н^службы с коллегами, решавшими сходные задачи в рамках клуба Н1*-менеджеров. Общение со специалистами, имеющими сходные профессиональные интересы. Повышение престижа и статуса предприятия. Консультации специалистов по управлению персоналом, управлению предприятием, гостиничному хозяйству, продажам, логистике, бережливому производству и т.д. Возможность отправлять сотрудников предприятия на обучающие семинары и тренинги в плановом порядке. Поиск тренеров и преподавателей для корпоративного обучения

27. Ассоциация Москва Структура:

консультантов - конференция;

по подбору - президент;

персонала - координационный совет;

(АКПП) - исполнительная дирекция;

- экспертный совет;

- региональные и межрегиональные отделения;

- медиа-клуб

Формирование профессиональных этических стандартов. Обеспечение членов Ассоциации профессиональной информацией. Содействие повышению квалификации специалистов по профилю Ассоциации. Создание и поддержание высокой профессиональной репутации Ассоциации и ее членов. Представление и защита общих интересов участников Ассоциации в отношениях с органами власти. Участие в деятельности международных организаций, объединяющих консультантов по подбору персонала, и содействие расширению международных связей участников Ассоциации для повышения эффективности их деятельности

Общение с коллегами, экспертами, консультантами, обсуждение любых вопросов, касающихся Н1*-тематики. Возможность публиковать статьи на профессиональные темы и пресс-релизы; участвовать в конференциях, сессиях, деловых встречах, дискуссиях между членами АКПП

28. Клуб директоров по персоналу Пермь Структура: - президент; - вице-президент; - исполнительный директор; - совет клуба Разработка и осуществления кадровой политики края по дополнительному обучению персонала предприятий Возможность обмена опытом среди членов Клуба (ведущих специалистов в сфере управления человеческими ресурсами компаний края, представляющих различные отрасли крупного и среднего бизнеса) на научно-практических конференциях по управлению персоналом

Upravlenets № 9-10 (13-14) 2010

LABOUR - CADRES - EDUCATION

Представители администраций муниципальных образований выделили:

• психологию управления и экономикоправовое регулирование социальнотрудовых отношений - для обсуждения на круглых столах;

• социально-трудовые отношения, обучение и развитие персонала - для получения бизнес-образования;

• экономику труда - для проведения исследований и консалтинга.

По совокупности результатов наиболее интересным для респондентов обеих групп является формат круглого стола. В табл. 4-5 наглядно представлено, какие тематики в рамках каждого из блоков наиболее актуальны для обсуждения между представителями бизнеса и власти.

Обобщение приоритетов в профессиональных интересах специалистов предприятий отражает ситуацию в практике управления человеческими ресурсами хозяйствующих субъектов, выявляя «узкие места» кадровой работы:

• проблемы и методы «удержания» квалифицированного персонала;

• управление персоналом в условиях реструктуризации бизнеса. Антикризисное управление персоналом;

• особенности мотивации персонала в посткризисный период. Нематериальная мотивация персонала;

• направления оптимизации численности и затрат на персонал;

• трудовое право: увольнения и сокращения персонала;

• разработка оптимального «социального пакета» и мер социальной защиты работников;

• технология формирования корпоративной культуры.

Здесь очевидно влияние экономического кризиса, обострившего вопросы оптимизации количественных и качественных характеристик кадрового потенциала предприятий, использования эффективных методов управления персоналом, мотивации и социальной защиты работников в условиях кризиса.

Представители администраций муниципальных образований несколько иначе расставляют свои приоритеты в области управления человеческими ресурсами:

• создание комплексной системы работы с кадровым резервом;

Таблица 2 - Распределение ответов представителей предприятий Свердловской области на вопрос о предпочитаемом формате изучения проблем в сфере управления человеческими ресурсами, %

Доля респондентов

Раздел управления ----------------;-------------------------------

человеческими ресурсами Круглый Бизнес- Консалтинг,

стол образование исследование

I. Кадровые технологии 40 43 17

II. Экономика труда 30 65 5

III. Организация и нормирование труда 29 35 36

IV. Мотивация и стимулирование труда персонала 42 48 10

V. Обучение и развитие персонала 41 53 6

VI. Оценка, диагностика, аудит 15 61 24

VII. Экономико-правовое регулирование социальнотрудовых отношений 60 40 0

VIII. Социально-трудовые отношения 67 17 16

IX. Психология управления 53 42 5

Среднеарифметический показатель 42 45 13

Таблица 3 - Распределение ответов представителей администраций муниципальных образований Свердловской области на вопрос о предпочитаемом формате изучения проблем в сфере управления человеческими ресурсами, %

Доля респондентов

Раздел управления ------------------------------------------------

человеческими ресурсами Круглый Бизнес- Консалтинг,

стол образование исследование

I. Кадровые технологии 67 31 2

II. Экономика труда 53 31 16

III. Организация и нормирование труда 68 19 13

IV. Мотивация и стимулирование труда персонала 64 31 5

V. Обучение и развитие персонала 58 37 5

VI. Оценка, диагностика, аудит 69 21 10

VII. Экономико-правовое регулирование социальнотрудовых отношений 72 19 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VIII. Социально-трудовые отношения 51 39 10

IX. Психология управления 72 28 0

Среднеарифметический показатель 64 28 8

• командообразование: как создать команду победителей;

• условия труда и трудосбережение;

• эффективные технологии отбора персонала;

• организационная структуризация.

2 ТРУД - КАДРЫ - ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица 4 - Распределение ответов представителей предприятий Свердловской области на вопрос о наиболее актуальных темах для обсуждения на «круглых столах»,%>

Раздел (тема) управления человеческими ресурсами Доля респондентов

I. Кадровые технологии

Анализ рынка труда и эффективный рекрутмент 33

Эффективные технологии отбора персонала 16

Расчет и обоснование потребности в персонале 16

Управление текучестью кадров и трудовой адаптацией 16

Проблемы и методы «удержания» квалифицированного персонала 50

Создание комплексной системы работы с кадровым резервом 16

Управление занятостью в условиях кризиса 16

Высвобождение персонала и система аутплейсмента 16

Использование аутсорсинга и аутстаффинга персонала в российских условиях: тенденции, риски 16

Управление персоналом в условиях реструктуризации бизнеса. Антикризисное управление персоналом 50

Инновационное управление трудом 16

Управление кадровой безопасностью организации 0

II. Экономика труда

Подходы к расчету производительности труда. Зарубежный опыт 0

Оценка и выявление резервов роста производительности труда 16

Направления оптимизации численности и затрат на персонал 50

Организационная структуризация. Анализ и оптимизация организационной структуры 33

Бюджетирование затрат на персонал. Формирование системы контроллинга затрат 16

III. Организация и нормирование труда

Возобновление научной организации труда (рационализация трудового процесса, оптимизация рабочих мест) 33

Совершенствование нормирования труда. Оценка качества действующих норм 16

Разработка нормативов численности персонала 33

Условия труда и трудосбережение 0

IV. Мотивация и стимулирование труда персонала

Разработка системы материального стимулирования персонала 33

Оплата труда за результат. Рыночные системы оплаты труда 33

Особенности мотивации персонала в посткризисный период. Нематериальная мотивация персонала 50

V. Обучение и развитие персонала

Стратегия обучения и развития персонала организации 0

Создание корпоративного учебного центра (университета) 33

Управление компетенциями в системе управления предприятием. Управление развитием и обучением персонала в системе менеджмента качества (КО 9001:2000 и др.) 33

Инструменты управления карьерой сотрудников: карьерограмма, оценка (аттестация), обучение, работа с резервом 16

Оценка эффективности обучения персонала 33

VI. Оценка, диагностика, аудит

Оценка и диагностика персонала организации 0

Методика и техника социологических исследований трудовой организации 0

Формирование системы социально-трудового аудита в организации 0

Аудит кадровой документации 16

Бенчмаркинг в системе управления персоналом 0

Оценка социально-трудовых рисков 33

VII. Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений

Необходимость изменений в ТК РФ 0

Трудовое право: увольнения и сокращения персонала 50

VIII. Социально-трудовые отношения

Социальное партнерство в сфере социально-трудовых отношений 16

Разработка оптимального «социального пакета» и мер социальной защиты работников 50

Управление социально-трудовыми конфликтами 33

Технология разработки коллективного договора: согласование интересов, учет требований трудового законодательства 33

IX. Психология управления

Технология достижения успеха 0

Профессиональные навыки управления людьми: психология управления 33

Командообразование: как создать команду победителей 33

Тайм-менеджмент - эффективное использование времени 33

Технология формирования корпоративной культуры 50

Анализ и оптимизация организационной структуры;

• разработка системы материального стимулирования персонала;

• оценка и диагностика персонала организации;

• трудовое право: увольнения и сокращения персонала;

• управление социально-трудовыми конфликтами;

• профессиональные навыки управления людьми: психология управления.

Развернувшаяся в масштабах государства программа по формированию резерва управленческих кадров государственной службы поставила перед представителями администраций муниципальных образований новые задачи, для решения которых им необходимы знания технологий работы с кадровым резервом, оценки и отбора кадров, в частности, кандидатов в кадровый резерв. Установка руководства страны на сокращение государственного управленческого аппарата заставила чиновников задуматься над вопросом оптимизации организационной структуры учреждений государственной службы. Можно также отметить, что представителей администраций муниципальных образований в отличие от специалистов предприятий в большей степени интересуют социальнопсихологические аспекты кадрового менеджмента.

Примечателен тот факт, что НЯ-специалисты оставили без внимания ряд важных направлений кадрового менеджмента:

• управление кадровой безопасностью организации;

• подходы к расчету производительности труда. Зарубежный опыт;

• условия труда и трудосбережение;

• стратегия обучения и развития персонала организации;

• оценка и диагностика персонала организации;

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, HR-специалист, кадровый менеджмент, менеджер по персоналу, общественная организация профессионалов в сфере управления персоналом.

иргау1епе1з № 9-10 (13-14) 2010 LABOUR - CADRES - EDUCATION 53

• формирование системы соци- Таблица 5 - Распределение ответов представителей администраций муниципальных образований Свердловской области на вопрос о наиболее актуальных темахдля обсуждения на «круглых столах», %

Раздел (тема) управления человеческими ресурсами Доля

ально-трудового аудита в органи- респондентов

зации; I. Кадровые технологии

• бенчмаркинг в системе управ- Анализ рынка труда и эффективный рекрутмент 0

ления персоналом; Эффективные технологии отбора персонала 55

• необходимость изменений в Расчет и обоснование потребности в персонале 33

ТК РФ. Управление текучестью кадров и трудовой адаптацией 22

Реализация на предприятии Проблемы и методы «удержания» квалифицированного персонала 33

большинства из указанных на- Создание комплексной системы работы с кадровым резервом 88

правлений требует стратегиче- Управление занятостью в условиях кризиса 22

ского мышления и высокой ква- Высвобождение персонала и система аутплейсмента 11

лификации специалистов. Данные Использование аутсорсинга и аутстаффинга персонала в российских условиях: тенденции, риски 11

исследования показывают, что в Управление персоналом в условиях реструктуризации бизнеса. Антикризисное управление персоналом 33

настоящее время специалисты в Инновационное управление трудом 33

области управления человечески- Управление кадровой безопасностью организации 22

ми ресурсами выполняют функции II. Экономика труда

оперативного управления кадра- Подходы к расчету производительности труда. Зарубежный опыт 22

ми, решая в большинстве своем Оценка и выявление резервов роста производительности труда 22

лишь сиюминутные проблемы. Так Направления оптимизации численности и затрат на персонал 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и продолжаем жить по принципу Организационная структуризация. Анализ и оптимизация организационной структуры 55

«Пока гром не грянет, мужик не Бюджетирование затрат на персонал. Формирование системы контроллинга затрат 33

перекрестится»... III. Организация и нормирование труда

В этой связи особенно актуаль- Возобновление научной организации труда (рационализация трудового процесса, оптимизация рабочих мест) 22

ной становится работа АРС УЧР Совершенствование нормирования труда. Оценка качества действующих норм 44

Свердловской области, направ- Разработка нормативов численности персонала 33

ленная на формирование про- Условия труда и трудосбережение 66

фессионального, стратегического IV. Мотивация и стимулирование труда персонала

мышления специалистов в сфере Разработка системы материального стимулирования персонала 55

управления человеческими ресур- Оплата труда за результат. Рыночные системы оплаты труда 33

сами. Особенности мотивации персонала в посткризисный период. Нематериальная мотивация персонала 44

Авторы статьи согласны с мнени- V. Обучение и развитие персонала

ем, что профессиональное общение Стратегия обучения и развития персонала организации 44

- это лучший способ постоянного Создание корпоративного учебного центра (университета) 11

повышения своей квалификации, обмена опытом и, в конечном сче- Управление компетенциями в системе управления предприятием. Управление развитием и обучением персонала в системе менеджмента качества (КО 9001:2000 и др.) 11

Инструменты управления карьерой сотрудников: карьерограмма, оценка (аттестация), обучение, работа с резервом 44

те, возможность видеть дальше «собственного носа». Последнее Оценка эффективности обучения персонала 44

VI. Оценка, диагностика, аудит

является важнейшим качеством Оценка и диагностика персонала организации 55

любого профессионала, стремящегося стать кем-то большим в про-

Методика и техника социологических исследований трудовой организации 33

Формирование системы социально-трудового аудита в организации 22

фессии, чем он есть сейчас.

Аудит кадровой документации 33

К сведению: обзор актуального круга профессиональных интересов региональных Неспециалистов периодически об- Бенчмаркинг в системе управления персоналом 0

Оценка социально-трудовых рисков 33

VII. Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений

Необходимость изменений в ТК РФ 33

Трудовое право: увольнения и сокращения персонала 55

новляется с учетом новых результатов опроса. Любой специалист в сфере управления человеческими VIII. Социально-трудовые отношения

Социальное партнерство в сфере социально-трудовых отношений 22

Разработка оптимального «социального пакета» и мер социальной защиты работников 44

ресурсами может принять участие Управление социально-трудовыми конфликтами 55

в исследовании, заполнив анкету на сайте www.etr.usue.ru (раздел «Ассоциация»), Технология разработки коллективного договора: согласование интересов, учет требований трудового законодательства 44

IX. Психология управления

Технология достижения успеха 0

Профессиональные навыки управления людьми: психология управления 55

Командообразование: как создать команду победителей 77

Тайм-менеджмент - эффективное использование времени 44

Технология формирования корпоративной культуры 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.