ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 811.11'271:378.168:004
А. В. Баластов
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ
В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Рассмотрена проблема эффективного применения информационных технологий (в частности, мультимедиа) при обучении профессионально ориентированному общению взрослых обучающихся, так как повсеместное распространение мультимедиа и информационных технологий обуславливает необходимость поиска современных подходов к организации процесса обучения в неязыковом вузе, включая создание языковой среды на занятии при помощи информационных технологий, поэтому любому обучающему необходимо эффективно применять информационные и мультимедиатехнологии в учебном процессе неязыкового вуза.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, взрослые обучающиеся, английский язык, обучение, профессионально ориентированное общение.
Изменения, которые претерпевает система послевузовского обучения в России, кардинальные преобразования, происходящие в различных профессиональных сферах деятельности взрослых обучающихся, не могли не отразиться на их представлении о качественном образовании. В условиях информационного общества, появления совершенно новых тенденций в общественной, политической и экономической жизни страны взрослому обучающемуся для того, чтобы стать настоящим профессионалом, уже мало иметь диплом об окончании вуза. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, расширять кругозор и заниматься самообразованием. Очевидно, что современные информационные технологии могут обеспечить быструю передачу знаний и обеспечить доступ к необходимой учебной информации гораздо эффективнее, чем при использовании традиционных средств обучения.
Целью применения информационных технологий при обучении профессионально ориентированному общению взрослых в неязыковом вузе является повышение эффективности процесса обучения. Для понимания того, какую роль информационные технологии играют в вузе, необходимо рассмотреть суть данного понятия. «Информационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» [1]. Информационная технология -это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (видеографические, текстовые, ауди-
альные и сам технический носитель - в данном случае это персональный компьютер) для работы с информацией. Под средствами информационных технологий понимаются программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации.
Компьютерные технологии - это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации - это не передача знаний [2].
Специфика предмета «Иностранный язык» в неязыковом вузе предполагает овладение взрослыми обучающимися коммуникативной компетенцией, то есть способностью общения на иностранном языке на профессионально ориентированные темы. Необходимым условием современного образования является гармоничное сочетание традиционных методов обучения с использованием современных и наиболее эффективных, на наш взгляд, информационных технологий. Рассматривая групповую форму обучения, которой отводилась основная часть работы во время проведения обучения иноязычному общению в неязыковом вузе, в большинстве своем методы ориентируются на усредненного обучающегося. Появление информационных технологий позволяет сделать иноязычное профессионально ориентированное обучение взрослых более индивидуализированным. Тому или иному взрослому обучающемуся теперь не придется долго и томительно ждать остальных одногруппников или же наоборот пытаться быстро их
догонять. Применение данного дифференцированного подхода обеспечивает положительный результат в обучении профессионально ориентированному иноязычному общению, создает условия для успешной деятельности взрослых обучающихся и положительно влияет на учебную мотивацию.
При использовании информационных технологий, в частности технологий мультимедиа, взрослый обучающийся выступает в роли деятеля, является основным действующим лицом и открывает путь к усвоению знаний. Как известно, взрослые обучающиеся, которые намеренно пришли получать определенные знания (в нашем случае они пришли обучаться иноязычному профессионально ориентированному общению), с определенным уважением относятся к обучающему, обладающему данными знаниями, навыками и умениями, однако в процессе обучения может возникнуть некая неудовлетворенность занятиями. Подобная неудовлетворенность взрослых обучающихся является серьезным препятствием для организации дальнейшего обучения, и обычные «накатанные» методы работы обучающего, работающие, казалось бы, во всех случаях, оказываются фактически бесполезными, а зачастую и вредными и впоследствии становятся причиной возникновения непреодолимых трудностей или очень серьезных конфликтных ситуаций. Поэтому обучение взрослых следует строить на подобии механизма овладения языком имплементированного в электронные учебники пособия, различных вариантов мультимедиапрограмм на основе информационных технологий, которые помогут максимально «погрузить» взрослого обучающегося в искусственно созданную языковую среду [3].
Однако «погружения» в искусственно созданную языковую среду в тех либо иных случаях может оказаться недостаточно. Так, среди взрослых обучающихся, которые изучали иностранный язык в школе, затем в университете, на курсах повышения квалификации, присутствует довольно большой процент тех, кто так и остался на начальном уровне обучения иностранному языку (по европейской классификации - уровень А2-В1).
Данная ситуация возникла из-за того, что на одних занятиях у того либо иного обучающего была создана языковая среда, а у другого нет. Подобное объяснение не может казаться абсолютно истинным и единственно верным, поскольку не дает полного ответа на вопрос, как сделать так, чтобы человек эффективно воспринял специально созданную среду, которая поможет ему в изучении иностранного языка.
Повсеместное распространение мультимедиа и информационных технологий обуславливает необходимость поиска современных подходов к орга-
низации процесса обучения в неязыковом вузе, включая создание языковой среды на занятии при помощи информационных технологий, поэтому любому обучающему необходимо эффективно применять информационные и мультимедиатехнологии в учебном процессе неязыкового вуза.
Одной из эффективных технологий является использование на занятиях электронных пособий и мультимедиаучебников.
Использование мультимедиаучебников и пособий позволит:
1. Создать искусственную языковую среду на занятии.
2. Проводить занятия на более высоком эмоциональном уровне, что позволит интенсифицировать процесс обучения иноязычному профессионально ориентированному общению.
3. Повысить мотивацию к изучению иностранного языка, включая лингвострановедческий аспект.
4. Обеспечить более индивидуализированный подход в обучении.
5. Программа без субъективизма и объявления на всю аудиторию результатов позволит оценить (контрольно-оценочный блок в мультимедиаучебнике/пособии) полученные на занятии знания взрослого обучающегося.
Применение мультимедиаучебников или электронных пособий позволит при минимальных временных затратах визуализировать информацию с помощью элементов мультимедиа, которые можно изменять или дополнять по прошествии некоторого количества времени или по мере возникновения необходимости. Кроме того, занятие можно проводить в любом оборудованном компьютером с видеопроектором кабинете.
Применение мультимедиаучебников, или электронных пособий, с дидактической точки зрения позволит:
- предоставлять материал за меньшее время и на более высоком эмоциональном уровне, что приведет к интенсификации процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению и большему пониманию материала со стороны обучающегося;
- предоставить больше времени для иноязычного профессионально ориентированного общения;
- организовывать различные виды работ: индивидуальные, групповые и фронтальные.
Как отмечают многие исследователи и практики, боязнь совершить ошибку, сказать что-то не так является одним из самых основных барьеров на пути обучения иноязычному профессионально ориентированному общению. Поэтому применение мультимедиаучебников на занятиях позволит
исключить подобный страх перед совершением ошибки: компьютер безэмоционален, объективен, имеет функцию коррекции ошибки со справочным материалом и глоссарием [4].
Формы работы с мультимедиаучебниками и пособиями:
- индивидуальная;
- групповая;
- парная;
- фронтальная
- микрогруппы.
Если вышеозначенные 4 вида работы известны и достаточно изучены, то хотелось бы более пристально остановиться на микрогрупповых формах работы со взрослыми обучающимися. Как видится, данные формы работы являются достаточно эффективными, позволяющими решить разного рода трудности, связанные с содержанием обучения, они позволяют с самого начала обучения выстроить весь изучаемый материал в логической последовательности, увидеть не отдельные его «куски» и «части», а конечный результат, который станет содержанием обучения только через некоторое время. Необходимо отметить, что объединять взрослых обучающихся в микрогруппы необходимо, следуя индивидуально-личностному принципу, относительно не только их положительного или отрицательного отношения к взрослому одногруппнику, а профессий и трудностей, которые они намерены разрешить во время обучения, позиций, которые они занимают по отношению к обучающему.
Безусловно, данный вышеозначенный аспект не должен быть единственным принципом разделения взрослых на микрогруппы. По мере формирования доверительных личностных отношений между взрослыми обучающимися и обучающим возможно эффективное использование и других принципов для разделения, в том числе и абсолютно случайных. Взрослые люди могут реально оценивать свой прогресс и адекватно контролировать процесс своего обучения. Однако обучающему рекомендуется держать руку на пульсе и хотя бы изредка давать свою оценку прогресса взрослых об-
учающихся, поскольку они имеют тенденцию (в зависимости от личного, приобретенного опыта в обучении) сравнивать свои собственные оценки прогресса, успеха или провала с оценками обучающего, который является для них не только обучающим, но и профессионалом в той или иной сфере. В этом контексте слова «зачет» или «незачет», общее количество баллов или оценка являются явно недостаточными, так как взрослым обучающимся важен сам процесс оценивания, что не всегда контролирующая программа может показать.
Если взрослый человек приходит обучаться, то следует иметь в виду, что его не надо бесконечно контролировать, так как это может привести к снижению мотивации к обучению, и он будет воспринимать обучение как абсолютно чужеродный в его жизни аспект. Результаты обучения взрослого должны быть озвучены только по его собственному желанию, при этом следует указать или выдать все критерии, по которым оценка обучающим была произведена. В этом случае озвученная оценка будет играть необходимую роль в обучении иноязычному профессионально ориентированному общению, и созданные в процессе обучения личностные отношения обучающего и взрослого обучающегося не пострадают [5].
В заключение необходимо сказать, что внедрение информационных и мультимедиатехнологий в учебном процессе неязыкового вуза позволяют корректно дополнять и сочетать традиционные подходы в обучении иноязычному профессионально ориентированному общению с самыми инновационными, применять индивидуальный подход к каждому из взрослых обучающихся, объективно оценивая полученные знания, умения и навыки каждого взрослого обучающегося. Для реализации выделенных в данной статье особенностей обучения взрослых необходимо их учитывать при работе с ними, сделать предметом обсуждения на конференциях, симпозиумах и реализовать новое профессиональное самосознание, обеспечивающее эффективную работу со взрослыми обучающимися.
Список литературы
1. Баластов А. В. Практический подход в организации самостоятельной работы по иностранному языку с использованием информационных технологий // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 37-40.
2. Масяйкина Е. А. Информационно-образовательная среда как фактор развития информационной компетентности будущих педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 22-24.
3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2008. 272 с.
4. Salomon G., Perkins D. N., Globerson T. Partners in cognition: extending human intelligence with intelligent technologies // Educational Researcher. 1991. Vol. 20, no. 3. P. 29.
5. Ломов Б. Ф. Общественные отношения как общее основание свойств личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 55-60.
Баластов А. В., старший преподаватель.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.02.2014.
A. V Balastov
EFFECTIVE INFORMATION TECHNOLOGY USE IN TEACHING ADULT LEARNERS TO PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN TECHNICAL UNIVERSITY
This article deals with the problem of information technology effective usage (in particular multimedia) at adult learners professionally oriented communication teaching as multimedia and information technologies universal distribution makes it necessary to search for any new and modern approaches of the teaching process organization in technical university, including creation of language environment via information technology, so a teacher has to apply effectively information and multimedia technologies while teaching professionally oriented language at high school. Information and multimedia technologies implementation in the high school educational process will allow correctly to supplement and combine traditional approaches to teaching to foreign professionally oriented communication with the most innovative ones, will apply an individual approach to each of the adult learners, objectively assessing the acquired knowledge and skills of an individual.
Key words: information technology, multimedia, adult learners, English language training, professional oriented communication.
References
1. Balastov A. V. Practical approach to the independent work in a foreign language using information technology organization. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 5 (120), pp. 37-40 (in Russian).
2. Masyaykina E. A. Informational and educational environment as future teachers information competence factor development. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2006, vol. 10 (61), pp. 22-24 (in Russian).
3. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M.V., Petrov A. E. New teaching and information technology in education: study guide for for students of higher educational institutions. Ed. E. S. Polat. 3rd ed., Rev. and add. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 272 p. (in Russian).
4. Salomon G., Perkins D. N., Globerson T. Partners in cognition: extending human intelligence with intelligent technologies. Educational Researcher, 1991, vol. 20, no.3, pp. 2-9.
5. Lomov B. F. Public relations as a common foundation of personality traits. Personality Psychology in the writings of local psychologists. St. Petersburg, Univ Peter Publ., 2000, pp. 55-60 (in Russian).
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]