Проблемы экономики и менеджмента
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
А.М. Жемчугов
аналитик,
ООО «Корпоративные системы управления»,
г. Москва
М.К. Жемчугов
канд. техн. наук, гл. специалист, ООО «Корпоративные системы управления»,
г. Москва
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. ЕГО АКТИВЫ И СТРАТЕГИЯ
Аннотация. Эффективность предприятия чаще всего оценивается его выработкой на человека или стоимостью предприятия. Первый критерий объективен с точки зрения государства, второй -собственника. Но ни один из этих критериев сам по себе не позволяет создать эффективную систему организации и управления предприятия, построить эффективное предприятие. Необходим комплексный подход, учитывающий, к тому же, не текущие достигнутые показатели, а в перспективе 3-10-ти лет, определяемые стратегией предприятия.
Ключевые слова: эффективность, чистый продукт, капитал, финансы, прибыль, денежный поток, стоимость предприятия, нематериальные активы, цель, мотивация, культура, организация, самоорганизация, стратегия, управление.
A.M. Zhemchugov, LLC «Corporate Management Systems», Moscow
M.K. Zhemchugov, LLC «Corporate Management Systems», Moscow
EFFICIENT COMPANY. ASSETS AND ITS STRATEGY
Abstract. The effectiveness of the enterprise often is estimated by the production per person or enterprise cost. The first criterion is objective in terms of the state, the second - the owner. But none of these criteria alone can not create an effective system of organization and management of the enterprise, build an effective business. A comprehensive analysis is required, which takes into account, not the current progress indicators, but in the next 3-10 years, determined by the strategy of the enterprise.
Keywords: efficiency, clean product, capital, finance, profit, cash flow, enterprise value, intangible assets, the purpose, motivation, culture, organization, self-organization, strategy, management.
Насколько эффективно конкретное предприятие, чаще всего определяется его выработкой по чистой продукции или его рыночной стоимостью определяемой по денежному потоку. Первый критерий объективен с точки зрения государства, которому важен именно объем созданной чистой продукции. Второй критерий объективен с точки зрения собственника, которому важна прибыль и стоимость предприятия. Но ни один из этих критериев сам по себе не позволяет создать эффективную систему организации и управления предприятия, построить эффективное предприятие. Необходим комплексный подход, учитывающий и интересы государства, и интересы собственника, и интересы коллектива, собственно и интересы других заинтересованных сторон. Учитывающий и выпуск чистой продукции - суммарные объемы прибыли и средств оплаты труда (СОТ), и рыночную стоимость - способность предприятия генерировать денежные потоки. Причем,
Введение
4
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
подход, учитывающий не текущие достигнутые показатели, а в перспективе 3-10-ти лет, определяемые стратегией предприятия.
1. Эффективность предприятия
Знание эффективности предприятия необходимо в самых разных случаях: выяснения устойчивости своего положения на рынке, перспектив и направления развития предприятия, привлечения инвестиций, покупки и продажи предприятия, и т.д. Да и что бы просто знать, каким капиталом располагает собственник.
При этом очень важно в чем измерять эффективность - определить наиболее адекватный критерий эффективности, показатель эффективности. В этом качестве критерия целесообразно применять конечный результат предприятия, и это могут быть и достигнутые социально-экономические результаты деятельности, и само предприятие, которое также имеет свою стоимость на рынке.
Однако по конечному результату невозможно определить эффективность предприятия в перспективе (как бы при этом не был определен результат). Является ли, например, предприятие, выдавшее в прошлом году выработку 10 млн рублей на человека, эффективным? Здесь можно только с уверенностью сказать, что оно в прошлом году дало высокий экономический результат, но какой результат оно даст в следующем году - это еще вопрос. Например, является ли автомобиль, обеспечивший в течение года грузоперевозки объемом 1 млн тонно-километров, эффективным? Он конечно был в прошлом году эффективным, но для того, чтобы определить его дальнейшую эффективность, надо посмотреть его состояние, может его за истекший год просто разбили и он далее не сможет осилить и тысячи километров, и его целесообразнее просто списать («загнанных лошадей пристреливают, не так ли?»). Точно так и с любым предприятием. Можно все ресурсы вложить в текущую годовую выработку, исключить новые разработки, обучение персонала, минимизировать поддержку основных фондов, и т.д. А в новом году оказаться без новой пользующейся спросом продукции, с изношенным оборудованием, и т.д. Без каких либо перспектив.
1.1. Система сбалансированных показателей
Для устранения того факта, что достигнутый экономический результат ничего не говорит о перспективах предприятия была разработана система сбалансированных показателей - ССП (BSC), которая ориентируется на нефинансовые показатели деятельности, и которая говорит, что если предприятие поддерживает определенные нефинансовые показатели на должном уровне, то оно будет иметь и высокие текущие финансовые показатели, и высокие финансовые показатели в перспективе. Однако установить статистически достоверные причинно-следственные связи между финансовыми и нефинансовыми показателями на практике не удается [1, 2]. Поэтому и ССП не решает вопроса эффективности предприятия в перспективе, более того, даже текущей эффективности, и теоретически, и практически [3, 4], и мы ее далее рассматривать не будем.
1.2. Выработка на человека по чистой продукции
Отметим далее, что наиболее применяемый в наше время показатель как для
№ 1 (41) - 2015
5
Проблемы экономики и менеджмента
оценки деятельности отдельного предприятия, так и для целых отраслей, целых стран -это выработка на человека. При этом чаще всего применяется выработка по чистому продукту. «ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ (Ч.п.) - показатель объема производства
предприятия в денежном выражении за определенный период времени, характеризующий стоимость вновь созданного продукта. Ч.п. определяется либо как валовая продукция за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений, либо как сумма заработной платы, затраченной на создание продукции, и прибыли предприятия от продажи произведенного товара. Ч.п. представляет собой аналог национального дохода на уровне предприятия» [5]. Чистая продукция отличается от реализованной продукции на величину перенесенной стоимости, т. е. стоимости потребленных предприятием средств.
1.3. Стоимость предприятия
Если же говорить о самом предприятии, как результате деятельности, то «стоимость компании определяется ее способностью производить денежный поток в течение длительного времени» [6]. И метод дисконтированного денежного потока (ДДП) основанный на оценке доходов в будущем, во всем мире признан как наиболее теоретически обоснованный метод оценки рыночной стоимости действующего предприятия, хотя это весьма сложный, трудоемкий и многоэтапный метод оценки предприятия [7]. Этот метод также проверен и эмпирически, что показало его более тесную связь со стоимостью бизнеса, чем оценки по прибыли, и особенно широко метод ДДП используется в России, характеризующейся сильной изменчивостью цен [8].
Для сравнения эффективности разных предприятий по критерию рыночной стоимости можно, по аналогии с выработкой на человека, ввести рыночную стоимость на человека.
1.4. Стоимость предприятия и чистый продукт
С точки зрения государства эффективность предприятия определяется вновь созданной ценностью - чистым продуктом, при этом ему не важно соотношение прибыли и зарплаты в чистом продукте. Например, если два предприятия имеют одинаковую чистую продукцию, но прибыль первого вдвое больше прибыли второго, то никак нельзя сказать, что они имеют равную эффективность. С точки зрения собственника - для него эффективнее первое предприятие (и оно еще имеет и большие возможности развития, и вдвое большую рыночную стоимость), но он понимает, при этом, что малая оплата труда приведет к деградации предприятия и снижению прибыли. С точки зрения коллектива - для него эффективнее второе предприятие, но он понимает, что при малой прибыли предприятие просто не сможет развиваться и существовать. Поэтому собственник и коллектив должны определить оптимальное соотношение прибыли и оплаты труда, которое будет удовлетворять и собственника, и коллектив. Соответственно показатель чистой продукции может отражать эффективность предприятия, отражать его рыночную стоимость, только при определенной пропорции прибыли и оплаты труда. Собственно эту пропорцию, долю организации и активов (чистая прибыль) и долю труда (СОТ) определяет сам рынок,
6
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
нельзя устанавливать их произвольно без оглядки на конкурентов и рынок труда.
Необходимость установления такой связи, для согласования интересов собственника и коллектива, отмечал еще Чарльз Бэбидж двести лет назад [9]. А в настоящее время это и английская система договоров о производительности, и система Скэнлона и другие системы [10, 11, 12, 13].
При этом показатель чистой продукции дает больше возможностей для определения будущих результатов предприятия, поскольку, во-первых, он
определяется реальной продукцией предприятия, и, во-вторых, без учета выделяемых средств оплаты труда невозможно определить политику мотивации, максимально сближающую цель собственника и цель руководителя предприятия, цели по всей иерархии предприятия [14]. И без планов производства конкретной продукции, без мотивации на их достижение, невозможно дать сколько-нибудь достоверную оценку и результатам, и эффективности деятельности персонала предприятия, который и создает, и реализует продукцию, создает и чистый продукт, и денежный поток предприятия.
И отметим, что денежный поток достаточно тесно связан с чистой продукцией: основная разница в отсутствии в нем средств оплаты труда, и присутствии амортизации (однако последняя не очень существенна, поскольку идет, как правило, на восстановление активов), и других потоков.
Таким образом, для определения эффективности и стоимости предприятия необходимо определять (прогнозировать) «чистую продукцию» и «денежный поток» которые оно создаст в течение 5-10-ти ближайших лет, в России же пока только порядка трех лет [7], но для стабильных и предсказуемых российских предприятий этот период несомненно больше.
В связи с изложенным основной вопрос, который стоит перед собственником -это вопрос о том, как получить и как показать эффективность предприятия - как определить будущую чистую продукцию конкретного предприятия, будущие денежные потоки. И как показать объективную перспективу предприятия, и ближнюю, и среднюю, и дальнюю. И, по ее динамике, определить какие результаты может реально (но с некоторой вероятностью из-за неопределенности) достичь предприятию, определить рыночную стоимость предприятия. Проблема здесь именно в отмеченной неопределенности, сложности определения будущего результата.
2. Эффективность предприятий с разными активами
Показатель чистой продукции предприятия (на человека) наиболее удобен для сравнения эффективности разных предприятий, он не привязан к их размерам. Однако при этом показатель чистой продукции адекватен только тогда, когда предприятие не имеет основных средств: производственного оборудования, производственных и торговых площадей, он также не учитывает наличия капитала. В противном случае применяются еще и показатели условно-чистой продукции (в нее входит амортизация основных средств), фондоотдачи, и выработки с единицы используемых площадей. Но как пользоваться сразу несколькими показателями не очень то и понятно. И не очень
№ 1 (41) - 2015
7
Проблемы экономики и менеджмента
ясно как понять эффективность предприятий имеющих разные основные средства, особенно эффективность разных подразделений (дивизионов) одного предприятия.
Основным показателем эффективности предприятия является, как уже отмечалось, его чистый продукт, его выработка на человека в год. Однако является ли предприятия выдавшие выработку 5 млн руб./год на человека эффективными? Даже при одинаковых материальных затратах? Но с разными основными средствами.
Приведем упрощенный пример. В таблице 1 приведены годовые показатели (приведенные на одного человека) для четырех вариантов предприятия с разными активами: с разными капиталами, материальными активами (МА) и нематериальными активами (НМА). В первом варианте предприятие не имеет ни собственного капитала, ни других активов. Во втором предприятие имеет собственный капитал и МА, но не имеет НМА. В третьем и четвертом предприятие имеют и собственный капитал, и материальные и нематериальные активы.
Таблица 1 - Эффективность предприятия с разными активами
№ № Выручка Стоимость материалов Матер (МА) иальные активы Капитал Нематериальные активы (НМА) Чистый продукт СОТ Чистая прибыль
Стоимость Аренда Амортизац. Ставка аморт. Оборот, капитал Сумма кредита Стоим, кредита Ставка кредита Стоимость Амортизац. Ставка аморт. Общая Составляющая прибыли
Капи- тал МА НМА ННМА
1 2500 500 50 550 по 20% 1840 600 1240 1240
2 2500 500 500 25 5% 500 1975 600 1375 по 25 1240
3 3000 500 500 25 5% 500 400 200 50% 2275 600 1675 по 25 300 1240
4 3000 500 500 25 5% 500 400 200 50% 2275 900 1375 по 25 0 1240
Рассмотрим характеристики предприятия с разными активами по данной таблице 1.
В первом варианте предприятие не имеет собственных активов, оно платит за аренду 50 тыс. руб., оплачивает кредиты - 110 тыс. руб. При выручке в 250 тыс. руб. его чистая продукция - 1840 тыс. руб. И чистая прибыль (другие затраты для упрощения не учитываем) предприятия 1240 тыс. руб.
Во втором варианте предприятие имеет собственные МА, амортизация (износ) которых составляет 25 тыс. руб. (против 50 тыс. руб. аренды первого предприятия), не оплачивает, как первое, кредиты в размере 110 тыс. руб. При выручке в 250 тыс. руб. его чистая продукция - 1975 р., выше, поскольку меньше затраты на МА и нет затрат на кредиты. И его чистая прибыль 1375 тыс. руб. Чистая продукция и чистая прибыль предприятия выше за счет собственного оборотного капитала и собственных МА.
Что можно конкретнее сказать об источниках этой прибыли. 110 тыс. руб. прибыли приносит собственный капитал предприятия, 25 тыс. руб. приносят МА, поскольку амортизация ниже аренды. И остается прибыль в 1240 тыс. руб., такая же как и в первом варианте. Что является источником этой прибыли (собственно как и в первом варианте)? Эту прибыль приносят не капитал, не МА, не НМА, их приносит организация - принятые
8
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
на предприятии способы руководства, формальные организационные положения, системы координации и мотивации персонала, сформированная организационная культура (неформальная организация) - эту прибыль приносит предприятию коллектив и организация его деятельности. Это организационная прибыль, Раппопорт назвал ее управленческой прибылью, она определяет «тот ценный эффект, который организация получает не через обновление оборудования, технологий, ассортимента, а через лучшее согласование целей фирмы и ее подразделений, оптимизацию оргструктуры, освоение новых методов планирования, работы с персоналом и т.п.» [15]. Эта прибыль максимальна, когда провозглашаемые ценности, принципы и нормы деятельности предприятия разделяются коллективом, и мы имеем единую систему формальной организации и управления, и самоорганизации и самоуправления.
Организация - это также нематериальный актив предприятия, однако актив, отличный и от капитала (который везде един), и от МА, которые имеют свою рыночную стоимость, и таких НМА, как технологии, производственная документация, патенты, и прочие производственные нематериальные активы, которые могут продаваться, покупаться (переносимые НМА). Организацию же перенести невозможно - это непереносимые непроизводственные нематериальные активы (ННМА) -организационные активы. И перенос формальных организационных принципов Пригожин назвал организационной патологией [16]. А перенос неформальных принципов невозможен в принципе - невозможно «купить» культуру одного предприятия и «поставить» ее в другом предприятии.
И отметим, что организация - это не только управленческая прибыль, если у предприятия не будет организации деятельности, то не будет и собственно и самого предприятия, оно не будет функционировать вообще: без организации нет и самой деятельности.
В третьем варианте предприятие, как и во втором, имеет собственные МА, амортизация (износ) которых составляет 25 тыс. руб. (против 50 тыс. руб. аренды первого предприятия), не оплачивает, как первое, кредиты в размере 110 тыс. руб. Кроме того, оно имеет нематериальный актив (например, новую программу продукта), позволяющий ему повышать выручку на 500 тыс. руб. при тех же объема материального производства и тех же активах. При выручке в 3000 тыс. руб. его чистая продукция - 2725 р., выше, чем во втором случае, поскольку выручка предприятия больше на 500 тыс. руб., а амортизация НМА - 200 тыс. руб. И его чистая прибыль 1675 тысяч. В итоге чистая продукция и чистая прибыль предприятия выше и за счет собственного оборотного капитала, и собственных МА, и собственных НМА.
В четвертом варианте предприятие внедрило документацию на новое изделие, что позволило, как и в третьем случае, повысить выручку на 500 тыс. руб. Однако, новое изделие оказалось более трудоемким (СОТ возросли на 300 тыс. руб.). При этом чистый продукт вырос на 300 тыс. руб. (как и в третьем варианте предприятия), но это повышение СОТ свело повышение прибыли от проекта на нет. С точки зрения государства и в третьем, и четвертом варианте предприятие, внедрив проекты новой
№ 1 (41) - 2015
9
Проблемы экономики и менеджмента
техники, имеют одинаковую эффективность - дают одинаковую вновь созданную ценность (чистый продукт), однако при этом в четвертом варианте предприятие даже дает государству больше рабочих мест. Однако с точки зрения собственника НМА в четвертом варианте предприятие не принесли ему никакой прибыли. Вложенные в эти НМА средства с его точки зрения просто потеряны.
Если же при анализе конкретного предприятия окажется, что составляющая прибыли ННМА равна нулю, а тем более - отрицательна, это означает, что предприятие не работает. Можно просто пустить его активы в оборот и получать такую же, а то и большую прибыль.
Отметим что, в целом, нематериальные активы предприятий намного превышают материальные, последние составляют всего от 5 до 15% общей стоимости имущества лидирующих на рынке компаний [17].
Таким образом, эффективность предприятия по чистому продукту в целом определяется СОТ и несколькими составляющими прибыли обусловленными его активами: капиталом, материальными и нематериальными активами, организацией деятельности предприятия. И все составляющих вносят свой вклад в экономический результат предприятия, и общая эффективность предприятия определяется простой суммой всех составляющих. Эффективность организации деятельности (эффективность ННМА) для всех четырех вариантов предприятия (табл. 1) одинакова (при разной общей эффективности). Определение именно этой составляющей эффективности -эффективности организации деятельности - важно для определения эффективности именно организованного коллектива предприятия, его вклада в общую эффективность. Особенно важно это для определения эффективности деятельности разных подразделений одного предприятия (дивизионов) имеющих разные активы: капиталы, МА и НМА. Если же для них определять только общую эффективность, то в выигрыше будут те подразделения, которые имеют большие капиталы, большие МА и НМА, а не большую эффективность деятельности.
Капитал дает именно ту прибыль, которую определяет рынок (процентная ставка), МА и НМА дают именно ту прибыль, которая определяется рыночной стоимостью аренды аналогичных и амортизацией (износом) этих активов. Всю остальную прибыль дает организация деятельности предприятия - ННМА, которая и определяет то, как конкретно работает предприятие, насколько эффективна деятельность его коллектива, насколько он эффективно создает и использует активы. При этом организация, принятая предприятием стратегия, определяет направление финансовых потоков, определяет и сам выбор объема оборотного капитала, выбор привлекаемых и создаваемых активов. Правильно разработанная стратегия предприятия определяет то, что привлекаемый или создаваемый актив может дать намного большую прибыль, чем обусловленную затратами на его привлечение или создание. Но это уже составляющая прибыли создаваемой организацией (ННМА), а не самим активом.
Однако если предприятие просто не использует свои капиталы и основные средства
10
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
(пустующие помещения, неработающее оборудование), то незадействованные активы не просто лежат мертвым грузом не принося прибыли, они теряют свою стоимость.
По приведенным составляющим чистой продукции предприятия можно определять и фондоотдачу, и выработку с единицы производственных площадей, и эффективность других активов предприятия.
3. Эффективность предприятия - поддержка и развитие
Любое предприятие, как и любой живой организм, стремится не только к поддержке своего состояния, стремится к развитию и превосходству. И это не случайно, ведь более крупные предприятия, при равной эффективности и прочих равных условиях, имеют в конкурентной борьбе более сильные позиции, чем малые предприятия [17]. При этом средства на поддержку и развитие предприятие может брать только из генерируемого им денежного потока (если не считать собственников). Денежный поток - это [18]: чистая прибыль,
+ амортизационные отчисления,
+(-) уменьшение (прирост) чистого оборотного капитала,
+(-) продажа активов (капитальные вложения) ,
+(-) прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности.
Очевидно, что амортизация, входящая в денежный поток, должна идти на поддержку и восстановление материальных и нематериальных активов предприятия, замещение их новыми активами, на поддержку дальнейшего чистого продукта, стоимости предприятия. В противном случае будут уменьшаться и объемы и качество выпускаемой продукции (моральное и физическое старение оборудования, и т.д.), и объемы реализации продукции (снижение потребительских свойств продукции по сравнению с конкурентами). Отметим, что если предприятие не имеет большого оборотного капитала, больших активов (и поддерживает их за счет амортизации), задолженности, то денежный поток примерно соответствует потоку чистой прибыли.
Денежный поток направляется собственником в основном на потребление (дивиденды) и на поддержку и развитие предприятия - на поддержку и дальнейшее повышение социально-экономических результатов предприятия, его стоимости, сверх достигнутых ранее. Обозначим часть денежного потока (часть прибыли и амортизацию), направляемого на развитие как капитал развития (КР). Отметим две его составляющие: капитал направляемый непосредственно на развитие самого
предприятия (КРП) и капитал, направляемый на исследования и создание новой продукции (КНП).
КРП - это средства, направляемые на новое оборудование, новые производства, новые технологии, на дальнейшее усовершенствование организации и управления: на повышение его эффективности - этот капитал влияет на качество и объемы дальнейшего выпуска продукции, ее себестоимость.
КНП - это средства направляемые на исследования рынка, создание новой
№ 1 (41) - 2015
11
Проблемы экономики и менеджмента
продукции, замещающей устаревающую со временем и далее не пользующуюся спросом продукцию.
Таким образом, собственник вкладывает свой капитал (из денежного потока) в дивиденды и в развитие предприятия, в расширенное воспроизводство.
Любое вложение капитала в развитие (и в реализацию идей по продукции, и в реализацию идей по производству, и реализацию идей по организации) - это новый проект, и «экономическую эффективность сделанных капиталовложений Эф следует рассматривать как отношение прироста объемов производства (AQ) к объему капитальных вложений (К), вызвавших данный прирост: Эф = AQ/К» [19]. Капитал, вложенный в исследования и развитие, не переносится автоматически на стоимость предприятия, он изменяет стоимость предприятия только после реализации соответствующих проектов развития, и в зависимости от результатов этих проектов (некоторые проекты могут быть неудачными и даже уменьшать стоимость предприятия). При этом успешные проекты развития обеспечивают увеличение объемов выпуска продукции (за счет расширения и перевооружения - материальные активы), и совершенствования организации и управления, технологий, -
нематериальные активы), а проекты новой техники - увеличение потребительских свойств продукции - увеличение спроса и реализации (нематериальные активы). И эффект от вложения капитала определяется не столько стоимостью вложенного капитала для предприятия, сколько организацией, направляющей капитал и другие активы в требуемом эффективном направлении, трудом превращающим капитал в действующие активы предприятия.
Стратегия предприятия должна определить максимально-достижимые цели предприятия, оптимальным самым эффективным образом сформировать систему планов производства и реализации, проектов развития, и оптимально распределить между ними финансы предприятия - сформировать бюджеты планов и проектов. А далее и систему целей, планов и бюджетов структурных подразделений. «Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределенных денежных отношениях» [20]. При этом «Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи организации (предприятия)» [21].
Бюджет планов и проектов предприятия - это и средства на закупки из оборотного капитала, и капитал развития из денежного потока, и средства на оплату труда из чистой продукции. И все эти средства должны быть распределены оптимальным путем на производство продукции выбранной номенклатуры в заданных объемах и требуемые проекты развития, на проекты развития предприятия, проекты создания новой продукции. Все это и определяет стратегия - какие планы производства и реализации ставить, какие проекты развития проводить, и как распределить между ними финансы. Стратегия, как впервые сказал в 1962 г. Альфред Чандлер - «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [22]. А
12
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
Джеймс Куинн позднее писал: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом» [23]. Однако стратегия, сама по себе ничего не значит, она играет роль только совместно с организацией: «Под стратегией мы понимаем всеобщий план компании по
использованию ресурсов для создания конкурентного преимущества на избранных рынках. Организация связана со способностями фирмы и принятыми в ней способами руководства, координации и мотивации персонала для исполнения стратегии» [15]. Основа стратегии - это распределение ограниченных ресурсов по направлениям работ (исследования и разработки, производство, организация) по определяемым планам и проектам деятельности, определение максимально-достижимых целей [24].
Организация (ННМА) - это организация деятельности предприятия по разработке и реализации стратегии, по постановке и достижению целей.
Вложения капитала из прибыли могут, за годы, достигать весьма существенных величин. Например, если мы будем в течение 6 лет выделять из денежного потока (прибыли) на развитие по 10 млн руб./год (сверх амортизации), то через 6 лет стоимость предприятия должна увеличиться не менее чем на 100 млн руб., иначе собственнику выгоднее просто отдавать эти средства на сторону под 20%, а не вкладывать в предприятие.
4. Эффективность предприятия и его организационная культура
Эффективность предприятия, его результаты в будущем, определяются, естественно, не только предвидимыми планируемыми результатами, теми целями, которые были поставлены предприятию, но и его стабильностью, предсказуемостью результатов, достижимостью результатов, его собственными внутренними целями. А также такими факторами, как последующее состоянием внутренней среды и внешней среды, и тем, как предприятие будет реагировать на изменения внутренней и внешней среды. При этом достигаемые предприятием результаты определяются не деятельностью каждого отдельного сотрудника, имеющего свои собственные личностные особенности, личные цели, что и невозможно оценить и предсказать: «Побудительные силы, экономические или иные, которые заставляют индивида предпринять экономическое действие, находятся вне сферы экономики» [25]. Они определяются, в основном, принятыми предприятием формальными принципами организации и управления, организационным порядком, коллективными базовыми представлениями коллектива, определяющими организационную культуру
предприятия. Этот вопрос впервые систематизировал Эдгар Шейн [26], который показал, что эти базовые коллективные представления («Подсознательные, представляющиеся чем-то самоочевидным убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства (первичный источник ценностей и поступков» [26]) возникают в любой группе с достаточно стабильным составом и достаточной историей накопления группового опыта. Они могут отсутствовать только в предприятиях с высокой текучестью кадров и малосодержательной историей.
№ 1 (41) - 2015
13
Проблемы экономики и менеджмента
Эти представления обретаются группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным для членов группы (именно для членов группы, а не предприятия) и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем. «Базовые представления, согласно моей концепции, представляются членам группы настолько очевидными, что варьирование поведения в рамках данной культурной единицы сводится к минимуму. ... Сила коллективных представлений определяется тем, что они начинают работать за пределами сознания» [26]. При этом коллектив действует как единый предсказуемый субъект. И «Культура группы может быть определена как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем» [26].
Культура является сложившимся в процессе обучения или приобретения опыта отражением стремления группы к самосохранению и развитию. Таким образом, она обеспечивает стабильность, осмысленность и предсказуемость в настоящем, будучи следствием принятых в прошлом функционально эффективных решений. В этом смысле культура является механизмом социального контроля, благодаря которому могут быть заданы определенные модели восприятия, мышления и самоощущения. Сложившаяся культура определяет руководство в большей степени, чем руководство определяет культуру. Сложившаяся культура определяет деятельность в большей степени, чем формальные положения и указания руководства, ведь именно культура - это «первичный источник ценностей и поступков» [26]. Культура определяет неформальную систему организации и управления предприятия - самоорганизацию и самоуправление. И сила этой системы в том, что она действует на подсознательном уровне практически независимо от формальных положений. Однако не всегда неформальная организация соответствует формальной, Эдгар Шейн писал «Я видел организации, в которых формальная система и неформальные процессы управления практически не были связаны друг с другом» [26]. Собственно такую «культуру» можно видеть и во многих наших предприятиях, но она не направлена на достижение целей предприятия, а направлена только на достижение внутренних целей коллектива [15].
Культура по определению складывается на достижение личных целей членов группы, а для эффективного предприятия культура должна складываться на достижение целей предприятия и «Можно сказать с полной определенностью, что единственной, действительно важной, проблемой руководителя является задача создания культуры и управления ею» [26]. Организационная культура в которой личные цели группы соответствуют целям предприятия, и, с другой стороны, цели предприятия соответствуют целям группы, в которой эти цели согласованы, наиболее эффективна [27], она называется корпоративной культурой [15] При корпоративной
14
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
культуре формальные организационные положения, направленные на достижение целей предприятия, являются элементом организационной культуры, ее артефактом, что и определяет высокую эффективность такого предприятия. «Корпоративная культура побуждает работника отдавать выше требуемого от него вклада, помогать своей организации в достижении ее целей помимо и больше того, что входит в его обязанности. Благодаря этому организация получает высокую энергетику, эффективность по разным направлениям» [15]. Корпоративная культура побуждает работника не только достигать поставленные свыше цели, но и предлагать установление максимально-достижимых целей, это не только организация, но и самоорганизация [24].
Отметим, что еще Зигмунд Фрейд, а далее и другие психологи и социологи, отмечали [28, 29], что культура, если не заниматься ее поддержкой, деградирует со временем. А поскольку культура формируется на цели предприятия, то ее необходимо не только поддерживать, но и изменять при изменении целей предприятия обусловленных изменениями условий внешней среды, и «Если культура не способствует адаптации, организация либо изменит ее, либо не выживет» [26]. В проектах развития предприятия необходимо учитывать не только проекты по совершенствованию формальной организации, но и проекты поддержки и изменения культуры.
Корпоративная культура определяет два основных аспекта эффективности предприятия:
• Постановку максимально достижимых целей (предвидимых результатов).
• Достижение поставленных целей несмотря на возмущения внутренней и внешней среды.
Первый аспект определяет эффективные максимальные цели исходя из которых строится стратегия, второй аспект определяет самоорганизацию коллектива на достижение поставленных целей - обеспечивает предсказуемость результатов и минимальные риски, эффективную реализацию стратегии, достижение поставленной цели.
И корпоративная культура является ценным нематериальным активом предприятия существенно повышающим стоимость предприятия [30]. Предприятие с высокой корпоративной культурой обеспечивает и большие экономические результаты, и большие горизонты планирования, и большую стабильность и предсказуемость, меньшие риски, существенно большую, за счет совокупности всех этих факторов, рыночную стоимость. И сама корпоративная культура является ценным нематериальным активом предприятия, и ее стоимость можно измерить медом сравнения или затратным методом. По нашей практике можно сказать, что стоимость корпоративной культуры как нематериального актива предприятия может достигать половины рыночной стоимости всего предприятия.
Отметим, в заключение раздела, что приводимая выше организационная составляющая чистой прибыли определяется формальной (формальные
организационные положения) и неформальной (культура) организацией деятельности предприятия. Она максимальна, когда формальные положения становятся артефактами
№ 1 (41) - 2015
15
Проблемы экономики и менеджмента
культуры - когда на предприятии сформирована корпоративная культура, когда предприятие имеет максимальную эффективность. Составляющие чистой прибыли привносимые капиталом, МА, НМА, определяется соответствующими активами, которые дополнительно повышают эффективность и производительность предприятия.
5. Эффективное предприятие - объективный прогноз на перспективу
Что же достаточно полно характеризует эффективность предприятия? Это не только достигнутые им результаты: достигнутые чистый продукт, денежный поток, но и эффективные принципы и нормы организации и управления, принятый организационный порядок, компетенции персонала, корпоративная культура, наличие новых идей и разработок, наличие эффективного оборудования, и т.д. Предприятие как единый организм организованный и самоорганизованный на развитие. Наличие максимальных, но обоснованных и достижимых целей, наличие эффективной стратегии - планов выпуска и реализации продукции, проектов развития, распределения между ними ресурсов.
Что же является признаком эффективного предприятия? Эффективное предприятие имеет такую организацию и систему управления, такой организационный порядок, такие компетенции, такую корпоративную культуру, которые позволяют ему иметь прочное и стабильное положение на рынке, лидирующее положение. И не только в данный момент, но и в ближней, и в средней, и в дальней перспективе, когда важны не достигнутые ранее результаты, а важны инновации [31], организация и культура предприятия, его самоорганизация и самоуправление.
Таким образом, для определения эффективности предприятия необходимо решить три вопроса:
• какова в данный момент и какова будет в перспективе эффективность предприятий соответствующей рыночной ниши.
• какие цели должны быть поставлены и какая стратегия предприятия должна быть принята для практического достижения его максимальных результатов.
• какова в данный момент и какова будет в перспективе эффективность предприятия при принятой стратегии его развития, выработка и рыночная стоимость предприятия. Прогноз эффективности предприятий соответствующей рыночной ниши, складывающийся из показателей многих предприятий, усредняется и его можно прогнозировать экстраполяцией. Прогноз же результатов и эффективности конкретного предприятия, по причинам, изложенным выше, никакая экстраполяция дать не может.
Как можно спрогнозировать результат и эффективность предприятия в перспективе?
Достигнутые результаты дают здесь немного. Как отмечалось выше важно состояние, здоровье предприятия, его потенциал. Важно какие максимальные, но обоснованные и реальные цели может поставить и достигнуть предприятие, и с приемлемым риском. И эта задача по силам только предприятию с высокой корпоративной культурой, самоорганизацией коллектива на постановку и достижение высоких целей, культура, обеспечивающая стабильность предприятия, его
16
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
некритичность к внешним и внутренним возмущениям - возможность достоверно прогнозировать результаты предприятия на перспективу. А уже далее важна выработанная стратегия достижения этих целей.
И если мы имеем такое предприятие, определили и задали такие цели (предвидимые результаты) предприятия, выработали реальную стратегию достижения этих целей, то мы имеем и прогнозируемые результаты - имеем прогноз эффективности предприятия на всех горизонтах стратегии предприятия, и в ближней, и в средней, и в дальней перспективе.
Прогноз эффективности предприятия - это выработанная обоснованная и реальная стратегия предприятия на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу базирующаяся на формальной организации и корпоративной культуре. Разработав такую стратегию мы и получаем эффективность нашего предприятия.
И можно отметить, что при разработке стратегии предприятия, как в ближней, так и в средней и дальней перспективе, необходимо исходить из требуемых общих социальноэкономических целей на ближнюю и дальнюю перспективу. При этом закладывать такие максимальные общие социально-экономические цели, которые могут быть обеспечены планируемыми объемами чистой продукции и планируемыми денежными потоками во временной перспективе. И уже из них определять конкретные предметные цели по производству, новым продуктам, развитию, всех структурных подразделений всех уровней иерархии, ведущие к достижению этих общих целей (поток сверху вниз). А далее, двигаясь и снизу вверх, подтвердить и уточнить общие максимально-достижимые цели в процессе разработки стратегии - сильной стратегии, обеспечивающей самые высокие результаты [32, 33]. Собственно, какие конкретные общие цели будут поставлены, такие результаты и будут, с учетом неопределенности, получены. И результаты предприятия определяются во многом тем, какие цели будут заложены и уточнены в ходе разработке стратегии, а далее тем, как будет реализована стратегия.
Выводы
1. Наиболее адекватными критериями эффективности предприятия являются выработка на человека по чистой продукции в стоимостном выражении при заданном соотношении прибыли и средств оплаты труда, а также рыночная стоимость предприятия по денежному потоку, которая более точно определяет эффективность с точки зрения собственника. Причем эффективность определяется не достигнутыми значениями, а, в основном, обоснованными прогнозами в ближней, средней и дальней перспективе.
2. Управление по чистому продукту позволяет оптимально разработать планы производства и проекты развития, управление по денежному потоку позволяет определить и оптимально распределить прибыль предприятия, определить бюджеты планов и проектов, бюджеты структурных подразделений. Обеспечить высокие и достоверные результаты предприятия в перспективе.
3. Механизм воздействия распределяемой предприятием прибыли на экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в направлении денежных потоков, и характер направлений использования прибыли отражается
№ 1 (41) - 2015
17
Проблемы экономики и менеджмента
принятой стратегией предприятия.
4. Прибыль предприятия, основная часть генерируемого им денежного потока, имеет четыре составляющие обусловленные: капиталом, материальными активами, нематериальными активами, организацией.
5. Эффективность предприятия во временной перспективе определяется его стратегией: планируемой в к выпуску и реализации продукции (ближняя перспектива), продукцией запускаемой в производство и новыми разработками (средняя перспектива), исследованиями и новыми идеями находящихся в стадии проработки (дальняя перспектива). А также его организацией, включающей формальную организацию и систему управления предприятия, и его неформальную организацию (организационную культуру) - самоорганизацию и самоуправление (все перспективы).
6. Организация - это непереносимый нематериальный актив без которого предприятие не может существовать. Правильно построенная организация базируется на корпоративной культуре основанной на разделяемых коллективом ценностях, принципах и нормах, направленных на достижение целей предприятия. Именно такая основа выливается в высокие результаты предприятия, его стабильность и некритичность к возмущениям внутренней и внешней среды, в создание сильной стратегии предприятия обеспечивающей оптимальное выделение ресурсов на производство, на капитал, на привлечение и создание новых материальных и нематериальных активов, что и определяет, и в итоге достигаемые результаты.
7. Только качественно разработанная стратегия предприятия может показать его реальную эффективность в будущие периоды: чистую продукцию, денежные потоки, рыночную стоимость.
Список литературы:
1. Schneiderman A. M. Why Balanced Scorecards fail // Journal of Strategic Performance Measurement. - 1999. - Special Edition. - P. 7.
2. Norreklit H. The balance on the balanced в scorecard - a critical analysis of some of its assumptions // Management Accounting Research, 2000.
3. Баланс между стратегией и контролем. Заставьте работать карту показателей BSC / Н.-Г. Олве, К.-Й. Петри, Ж. Рой, С. Рой. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с.
4. Хьюберт К. Рамперсад. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации: пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 176 с.
5. Кураков Л.П. Экономика и право: словарь-справочник / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А. Л. Кураков. - М.: Вуз и школа, 2004.
6. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Мурин. - М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 2002. - 576 с.
7. Оценка стоимости предприятий: учебно-методический комплекс / Ронова Г.Н. [и др.]. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 157 с.
8. Косорукова И.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.
9. Шевчук Д.А. История менеджмента: учебное пособие (учебник, лекции) / Д.А. Шевчук, В. А. Шевчук. - М.: Эксмо, 2009 - 420 c.
10. Синк Д.С. Управление производительностью. - М.: Прогресс, 1989.
18
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
11. Карякин А.М. Управление персоналом. - Иваново: ИГЭУ, 2005.
12. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб.: Питер, 2000.
13. Жданова А.А. Организация управления капиталистической фирмой. - М.: Изд-во УДН, 1987.
14. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цель предприятия и стратегия ее достижения // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 3. - С. 25-32.
15. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.
16. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М., 1995. - 296 с.
17. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. - СПб.: Питер, 2001. -
480 с.
18. Грязнова А.Г. Оценка бизнеса: учебник / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 736 с.
19. Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебное пособие / В.П. Грузинов,
В.Д. Грибов. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.
20. Витун С.Е. Финансы организаций / С.Е. Витун, А.И. Чигрина. - Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2010. - 426 с.
21. Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов,
обучающихся по экон. специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит» / Н.В. Колчина [и др.]; под ред. Н.В. Колчиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 383 с.
22. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. - Cambridge, Mass, MIT Press, 1962.
23. Куинн Дж.Б. Стратегия перемен // Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. - СПб.: Питер. 2001. - 688 с.
24. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Разработка и реализация эффективной стратегии // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 11. - С. 9-18.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М.: Наука, 1989. - 456 с.
26. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с.
27. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Организационная культура // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - № 10. - С. 4-26.
28. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М.: АСТ, 2011. - 251 с.
29. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Акад. проект, 2000. - 880 с.
30. Крылов Б. Корпоративная культура: понять и измерить // Справочник по управлению персоналом. - 2010. - № 8.
31. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Инновационный подход к
сбалансированной системе показателей // Российское предпринимательство. - 2010. -№ 6, вып. 2. - С. 86-91.
32. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация // Стратегическое управление. - 2014. - № 4.
33. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы // Проблемы теории и практики управления: международный журнал. - 2014. - № 5. - С. 75-80.
№ 1 (41) - 2015
19