Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ МЯСОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ БЕЛАРУСИ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ'

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ МЯСОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ БЕЛАРУСИ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Витебская область / Республика Беларусь / мясомолочная продукция / логистический центр / транспортировка / зарубежный рынок сбыта / экономическая эффективность
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ МЯСОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ БЕЛАРУСИ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ»

Павлов К.В.

д.э.н., профессор, профессор Кафедры экономики Полоцкого государственного университета

kvp_ruk@mail.ru

Зенькова И.В.

к.э.н., доцент, зав. Кафедрой экономики, Полоцкий государственный университет

i.zenkova@psu.by

Никифоров С.А.

аспирант, Полоцкий государственный университет nika55x@yandex.by

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ МЯСОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ БЕЛАРУСИ

НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

Ключевые слова: Витебская область, Республика Беларусь, мясомолочная продукция, логистический центр, транспортировка, зарубежный рынок сбыта, экономическая эффективность.

Введение

В настоящее время система внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь функционирует в контексте реформирования хозяйственно-экономических процессов и отношений в государстве, связанного с существенными изменениями в методах и формах управления и регулирования такого рода деятельности, которые применялись длительное время на предыдущем этапе ее развития. Важно отметить, что по ряду направлений своего развития воспроизводственная система Беларуси отличалась несбалансированностью, в результате чего система и структура управления внешнеэкономическим комплексом страны не способствовала повышению эффективности экспортно-импортных отношений, необходимых для устойчивого развития белорусской экономики. В процессе реформирования основным субъектом внешнеэкономической деятельности страны являются национальные предприятия, в связи с этим именно им и принадлежит ключевая роль в формировании и развитии отношений и взаимосвязей с зарубежными странами.

Важно также и то, что внешнеторговые условия хозяйствования предприятий в стране характеризуются сравнительно небогатой материально-сырьевой и ресурсной основой воспроизводственной системы Беларуси, что определяет необходимость существенного развития импорта по различным группам товаров и продукции. С другой стороны, значительный потенциал национальных компаний, сравнительная узость и ограниченность рынка внутри государства, а также важность и необходимость получения значительных валютных поступлений для оплаты импортных контрактов на одно из главных мест в списке важнейших проблем ставят развитие экспорта страны.

В результате процесса либерализации внешнеторговой деятельности на рынке (в течение последних 10-15 лет) появилось достаточно много отечественных предпринимателей и различного рода компаний. Вместе с тем их включение во внешнехозяйственную деятельность, к сожалению, не сопровождалось в должной степени необходимым информационным и кадровым обеспечением - в результате этого новые участники внешнеэкономической деятельности, особенно те, которые до этого не вступали в деловые отношения с зарубежными компаниями, оказались не достаточно знакомыми с условиями и правилами осуществления и ведения бизнеса по необходимым международным стандартам и правилам, то есть в недостаточной степени подготовленными к внешнеторговой работе на цивилизованном уровне. Кроме того, на эффективное функционирование отечественных предприятий и предпринимателей существенно повлияла ситуация, которая сложилась на Украине, а также последовавшие вследствие этого многочисленные санкции со стороны западных государств, которые ухудшили и без того неблагоприятный предпринимательский климат (на это повлияли и действия литовского государства против Беларуси).

Для развития белорусской экономики большое значение имеет эффективное функционирование предприятий и организаций мясомолочной продукции, в том числе в реализации их внешнеэкономического потенциала. Мясомолочная промышленность страны является одной из важнейших отраслей специализации, причем это справедливо не только для Беларуси в целом, но и для всех ее шести областей. Особое значение данный сектор экономики имеет и для развития самого северного региона страны, непосредственно граничащего с Российской Федерацией, - Витебской области. Мясомолочный комплекс Витебщины включает ОАО «Витебский мясокомбинат», который по производству колбасных изделий и полуфабрикатов входит в пятерку крупнейших мясокомбинатов в Республике Беларусь, ОАО «Глубокский» и «Миорский» мясокомбинаты, ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» и ряд других. Ассортимент продукции главного предприятия отрасли региона - ОАО «Витебский мясокомбинат» насчитывает более

400 наименований: продукты из свинины и говядины, колбасные изделия, мясные и мясокостные полуфабрикаты, пельмени и прочие.

В настоящее время ОАО «Витебский мясокомбинат» является одним из крупнейших предприятий отрасли страны и специализируется на производстве мясных продуктов и продуктов переработки скота. В целом выпуск основных групп продукции мясоперерабатывающих предприятий региона в общем объеме производства составляет:

- колбасные изделия, продукты из свинины и говядины - около 44%;

- мясо и субпродукты говядины, свинины, конины - свыше 42%;

- мясные полуфабрикаты - свыше 10%.

В целом ассортимент выпускаемых мясокомбинатом колбасных изделий, продуктов из свинины и говядины насчитывает более 200 наименований, в том числе: продукты из свинины и говядины; колбасы вареные; сосиски и сардельки; колбасы полукопченые; колбасы варено-копченые; колбасы сырокопченые и т.д.1

К основным задачам развития внешнеэкономической деятельности мясоперерабатывающей промышленности в Республике Беларусь в обозримой перспективе на период с 2021 по 2025 год можно отнести увеличение объемов экспорта, рационализацию импорта, а также обеспечение сбалансированности экспортно-импортных отношений. Во внешнеэкономической стратегии в Республике Беларусь важнейшим направлением остается расширение внешнеторговых связей и их дальнейшая интеграция со странами СНГ, и, прежде всего с Россией, сотрудничество с которой осуществляется на основе действия Договора о Союзном государстве, а также рост объемов торговли с Китайской Народной Республикой2. Кроме того, в этом направлении следует обеспечить качественное совершенствование и углубление внешнехозяйственных связей на основе поэтапного и последовательного формирования единого экономического пространства в разных аспектах его реализации, в том числе на основе создания и развития зоны свободной торговли, общего инвестиционного, научно-технического и информационного пространства3. С государствами, не входящими в СНГ, предполагается создать эффективные условия для сбалансированных торговых отношений4.

Одним из важнейших факторов снижения издержек является эффективность транспортно-логистических операций. Для выбора оптимального варианта транспортировки мясомолочной продукции из Витебской области на зарубежные рынки России, Казахстана, Узбекистана, КНР необходимо решить проблему с выбором логистического центра по пути следования. Связано это в значительной мере с тем обстоятельством, что покупатель вынужден забирать продукцию сравнительно мелкими партиями у нескольких поставщиков из разных регионов страны, нередко отделенных друг от друга на весьма далекие расстояния. Много времени (нередко до 7-10 дней) занимает также соблюдение регламента загрузки мясомолочной продукции в связи с оформлением пакета документов (в том числе документов, связанных с таможенным оформлением)5.

В целях сокращения времени используют процесс унификации, а также при осуществлении выбора месторасположения распределительного центра стремятся учитывать условия и факторы (масштабы парковки, транспортную доступность логистического центра и условия подъезда к нему и пр.), способствующие более быстрому подъезду к этому центру6. В этой связи очень важен выбор эффективного логистического центра из всей совокупности имеющихся вариантов (анализ осуществляется на основе усредненных данных о деятельности такого рода логистических центров за период с 2018 по 2021 гг.).

В табл. 1 представлен перечень функционирующих логистических центров интересующего нас региона и оказываемые ими услуги по данным Министерства транспорта.

1 В Москве вдвое увеличился спрос на продукты халал. - http://islam.uz/kutibxona/halal-haram/507-halal.html

2 Павлов К.В. Экономическое ядро региона: сущность, критерии формирования и элементный состав // Известия РАН. Серия географическая. - М., 2005. - № 6. - С. 26-38; Экспорт продуктов питания из России в Китай. - http://o9c4.ru/topic/182-экспорт-продуктов-питания-из-россии-в-кптайЛ1т

Дедов Л.А. Развитие хозяйственных систем: методы оценки и анализа. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1998. - 193 с.; Нахли М.Ж. Внешнеэкономическая политика развивающихся стран в условиях глобализации мировой экономики. - Великий Новгород, 2019. - 349 с.; Центр и периферия в региональном развитии / Под. ред. О.В. Грицай. - М.: Наука, 1991.

4 Региональное программирование в развитых капиталистических странах. - М.: Наука, 1974; Световцева М.Г. Анализ структуры экономического ядра региона (на материалах Курской области) / М.Г. Световцева, Э.Н. Кузьбожев, К.В. Павлов Известия Курского государственного технического университета. 2003. - № 10; Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Организация и управление. Курс лекций. - Гродно: Издательство Гродненского филиала негосударственного института современных знаний, 2017. - 109 с.; Тихиня В.Г. Международное частное право: ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2016. - 144 с.; Экспорт продуктов питания из России в Китай. - http://o9c4.ru/topic/182-экспорт-продуктов-питания-из-россии-в-китай.Мт

5 Повышение конкурентоспособности экономики на основе ее инновационного развития и модернизации: системный подход. Коллективная монография / Под науч. ред. д.э.н., профессора К.В. Павлова. - Новополоцк: Полоцкий гос. университет, 2020. -288 с.; Световцева М.Г. Управление формированием экономического ядра региона /Автореферат дисс. на соискание уч. степ. кандидата эконом. наук. - Воронеж, 2004.

6 Экономика на постсоветском пространстве в условиях новых патологических вызовов и процессов цифровизации. Коллективная монография / Под науч. ред. д.э.н., профессора К.В. Павлова. - Ижевск: Шелест, 2021. - 644 с.

Таблица 1

Логистические центры и оказываемые ими услуги

Логистический центр Перечень оказываемых услуг

«Минск-Белтаможсервис» - электронное предварительное информирование; - обеспечение исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; - предоставление регистрационного номера перевозки и финансовой гарантии доставки в ЕС/ЕАСТ; предварительное информирование таможенных органов; - электронное декларирование

«Белмагистральавтотранс» - авторизованная станция технического обслуживания грузовых автомобилей и автобусов «Вольво»; - страхование; - аренда помещений; - таможенный терминал; - грузоперевозки; - кафе «Магистраль»

«БЛТ-Логистик» - полный спектр услуг по складскому хранению и обработке грузов

«Озерцо-Логистик» - логистические услуги и грузоперевозки; - хранение; - таможенное оформление

«Евроторг-Барановичи» - хранение; - сдача складских помещений в аренду

«Прилесье» - строительство; - сдача складских помещений в аренду

«Евразия» - хранение; - таможенное оформление; - сдача офисных и складских помещений в аренду

«БелРусИнвест» - складская и транспортная логистика; - строительство и обслуживание коммерческой недвижимости; - продажа и сервис дорожно-строительной техники; - сервисное обслуживание и ремонт грузовых автомобилей европейского производства

«Доминик» - таможенное оформление

«ШАТЕ-М Плюс» - сдача складских помещений в аренду; - хранение

«Королев Стан» - складское хранение; - продвижение товара

Источник: собственная разработка авторов.

Из табл. 1 видно, что услуги по хранению продукции и сдаче складских помещений в аренду предоставляют многие логистические центры. Однако учитывая специфику мясной продукции, определяющим элементом для выбора места распределительного центра является поддержание подходящего температурного режима.

Услуги «холодного» склада оказывает значительно меньшее число организаций: «БЛТ-Логистик»; «Озерцо-Логистик»; «Евроторг-Барановичи». «Евроторг-Барановичи» на данный момент не сдает складские помещения.

Таким образом, для выбора одного из возможных вариантов («БЛТ-Логистик», «Озерцо-Логистик») проведем соответствующие расчеты и сравним их по основным показателям. Проанализируем местоположение и транспортную доступность этих логистических центров относительно ОАО «Витебский мясокомбинат» и г. Минска (см. рис. 1).

Рисунок 1.

Местоположение логистического центра «БЛТ-Логистик»

ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик» является владельцем одного из крупнейших хозяйств на территории Республики Беларусь. Он расположен в 1200 метрах от Минской кольцевой автодороги, имеет железнодорожную ветку и удобные подъездные пути, что является неоспоримым преимуществом для субъектов хозяйствования, размещающих товары на территории Общества. Также на территорию складов ведет железнодорожная ветвь от ст. Дегтяревка и обработка груза ведется непосредственно в крытом помещении. Это очень важно для международного железнодорожного сообщения (см. рис. 2).

К настоящему времени общая площадь складских помещений логистического центра составляет 36 120 кв. м.

Оборудование и материалы отвечают требованиям стандартов, норм и правил Республики Беларусь, а также требованиям эстетики, санитарии, охраны труда и безопасности, уровню шума, они доступны для осмотра, ремонта и санитарной обработки.

I »1 \ - * ^

Источник: собственная разработка авторов.

Рисунок 2.

Местоположение логистического центра «Озерцо-Логистик»

В настоящее время возможности «Озерцо-Логистик» позволяют обрабатывать до 200 автомашин за сутки. Основными направлениями деятельности Общества являются услуги по хранению и таможенному оформлению.

Таким образом, «Озерцо-Логистик» и «БЛТ-Логистик» имеют удобное расположение, а значит, отличаются и транспортной доступностью.

В табл. 2 представлены основные технические характеристики интересующих нас логистических центров.

Сравнивая характеристики объектов, можно отметить, что «Озерцо-Логистик» выглядит привлекательнее по многим пунктам. К основному минусу «БЛТ-Логистик» можно отнести отсутствие низкотемпературных холодильных камер, что значительно сокращает возможности поставки мясной продукции глубокой заморозки.

Таблица 2

Технические характеристики складов и холодильного оборудования

Технические характеристики склада «БЛТ-Логистик» «Озерцо-Логистик»

Количество холодильных камер 4 среднетемпературные камеры 4 низкотемпературные; 2 среднетемпературные камеры

Размеры камер 5,2x2,24x1,7 м2 16,7x12x5,5 м2

Температурный режим от 0°С до + 10 °С от -12°С до -18°С; от 0°С до +2°С

Влажность воздуха 65% 85%

Вид хранения стеллажное, полочное хранение контейнеры, ящики, паллеты

Площадь склада 2400 м2 12 070 м2

Виды хранимой продукции мясная, молочная, алкогольная и табачная продукция, консервы, пресервы, фрукты, овощи мясо, молочная продукция, рыба, овощи и фрукты, напитки, консервы

Источник: собственная разработка авторов

Однако основной задачей логистики является снижение и оптимизация затрат, поэтому сравним логистические центры и предоставляемые ими услуги с точки зрения цены.

Итак, ставка на аренду складских помещений за 1 м. кв. в сутки «БЛТ-Логистик» равна 17 тыс. руб. (средне-температурная камера).

Для поставки 10 тонн продукции в ящиках (0,8м*0,5м*0,4м) по 50 кг, нам потребуется 180 ящиков. Необходимая нам для аренды площадь (0,8*0,5*180) составляет 72 кв. м. Таким образом, аренда склада «БЛТ-Логистик» обойдется в сутки (17 тыс. руб. * 72 м2) в 1 224 тыс. бел. руб.

Теперь рассчитаем стоимость услуг «Озерцо-Логистик».

Ставка «Озерцо-Логистик» составляет 13,4 тыс. руб. (среднетемпературная камера), 14,1 тыс. руб. (низкотемпературная камера).

При хранении в среднетемпературных камерах получаем (13,4 тыс. руб. *72) 964, 8 тыс. руб., а в низкотемпературных (14,1 тыс. руб.*72) - 1015,2 тыс. руб.

Таким образом, следует воспользоваться услугами логистического центра «Озерцо-Логистик». На аренде их складских помещений ОАО «Витебский мясокомбинат» сэкономит до 12% на каждые 10 тонн продукции в сутки. Это прямым образом отразится на транспортных расходах до логистического центра собственным автотранспортом. Покупатель получит возможность формировать сборные грузы быстро и не накладно.

Как мы видим, логистика и торговля тесно связаны, а управляют всем этим маркетинговые службы.

Далее любому производителю сервиса услуг придется их улучшать и дойти до логического завершения, когда работа по транспортировке станет по максимуму автономной. И только с этого момента работа маркетинговых служб в области доставки грузов будет считаться оконченной и в игру в полной мере вступят отделы и сектора логистики предприятий, основная функция которых максимально поддерживать и совершенствовать работоспособность созданного механизма. Но для завершения начатого потребуется повысить уровень обслуживания потребителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Для этого предлагается внедрить сервис «Муравьиная логистика», который делает процесс планирования маршрутов удобным и эффективным. Преимущества данного сервиса представлены в табл. 3.

Таблица 3

Преимущества сервиса «Муравьиная логистика»

Расчёт оптимальных маршрутов Программа автоматизации транспортной логистики учитывает заданные параметры: вес груза, габариты автомобилей, сроки доставки, характеристики дорог и пр. Это позволяет: уменьшить расход ГСМ на доставку товаров; уменьшить время доставки товаров; уменьшить количество используемого транспорта.

Доставка товара в срок Предсказуемое время доставки товара является одним из удобств автоматического формирования маршрутов. Кроме того, расчёт маршрутов с учётом времени работы точек доставки позволит избежать простоя транспорта в ожидании отгрузки

Доступность и простота Сервис прост в настройке и эксплуатации. Отсутствуют затраты на внедрение и отладку. Обучение работе с сервисом максимально комфортно благодаря мастеру «Быстрый старт» и интуитивному интерфейсу.

Интеграция с учётными системами Сервис предоставляет несколько способов обмена данными с Вашей учётной системой, не требующих установки дополнительных утилит.

Актуальные карты Сервис использует систему карт Open Street Map, благодаря чему картографический материал постоянно обновляется

Прозрачный контроль логистики При наличии GPS-трекеров на автомобилях сервис поможет отслеживать фактические маршруты и контролировать их километраж; контролировать факт и своевременность посещения торговых точек, корректировать параметры для расчётов маршрутов (например, время нахождения в точке доставки), основываясь на наработанной статистике

Источник: собственная разработка авторов

В табл. 4 и 5 представлены расчеты экономического эффекта от внедрения системы «Муравьиная логистика», основанные на данных статистических исследований компаний, занимающихся разработкой подобных систем мониторинга.

Таблица 4

Эффект от внедрения системы на один грузовой автомобиль, выполняющий рейсы

по одному и тому же маршруту

Статья расхода До внедрения системы После внедрения системы Разница

Ежемесячный пробег, км 6000 5200 800

Расход топлива, л/100 км. 30 24 6

Расходы на мобильную связь, руб. в мес. 280 000 172 100 107 900

Источник: собственная разработка авторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Экономия от внедрения системы за месяц, год

Показатель Экономия

В месяц В год

Снижение ежемесячного пробега, км 800 9600

Снижение среднего расхода топлива, л 312 3744

Снижение расходов на мобильную связь, бел. руб. 107 900 12 948 000

Снижение общеэксплуатационных расходов, руб. 300 000 3 600 000

Источник: собственная разработка авторов.

Основываясь на данных, полученных в среднем с одного автомобиля и принимая во внимание значительность автопарка и большую численность коллектива, будем исходить из средней экономии на одной единице техники с поправкой в 30% от вышеприведённых расчётов (табл. 6).

Таблица 6

Расчёт экономического эффекта для 52 автомобилей, используемых ОАО «Витебский мясокомбинат» для перевозок

Показатель Экономия на единицу техники Экономия на 52 единицы

в месяц в год в месяц в год

Снижение ежемесячного пробега, км 560 (800*70/100) 6720 (800*70/100)*12 29 120 (800*70/100)*52 349 440 (800*70/100)*12*52

Снижение среднего расхода топлива, л 218 2616 11 336 136 032

Снижение расходов на мобильную связь, руб. 75 530 906 360 3 927 560 47 130 720

Снижение общеэксплуатационных расходов, руб. 210 000 2 520 000 10 920 000 131 040 000

Источник: собственная разработка авторов

Выводы и предложения

Зная среднюю стоимость топлива, используемого для заправки автотранспортных средств в ОАО «Витебский мясокомбинат», которая составляет 11,5 тыс. бел. руб. за литр, эффект от внедрения системы «Муравьиная логистика» для 52 грузовых автомобилей может составить экономию денежных средств в размере: 11 336 * 11500 + 3 927 560 + 10 920 000 = 145 211 560 руб. / мес. 145 211 560 * 12 = 1 742 538 720 руб. / год

Расчёт срока окупаемости исследуемого проекта представлен в табл. 7.

Таблица 7

Срок окупаемости системы «Муравьиная логистика» для 52 грузовых автомобилей

Статья затрат Расходы на систему в год, руб. Экономия после внедрения в год, руб. Экономия с учётом затрат в год, руб.

Оборудование для системы 46 800 000 1 742 538 720 1 679 722 720

Ежемесячное абонентское обслуживание 15 600 000

Ежемесячные затраты на ОРБ-связь 416 000

Итого 62 816 000

Ежемесячное абонентское обслуживание 15 600 000 1 742 538 720 1 726 522 720

Ежемесячные затраты на ОРБ-связь 416 000

Итого 16 016 000

Источник: собственная разработка авторов

По результатам расчёта можно сделать вывод, что реализуемый проект окупится в течение первого года.

Таким образом, создание распределительного центра и внедрение сервиса «Муравьиная логистика» позволит повысить уровень обслуживания потребителей внутри страны и существенно оптимизировать логистику экспорта, а также снизить издержки на транспортировку мясомолочной продукции и, соответственно, повысить уровень конкурентоспособности предприятий Витебской области на зарубежных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.