Павлов К.В.
д.э.н., профессор, профессор Кафедры экономики Полоцкого государственного университета
kvp_ruk@mail.ru
Зенькова И.В.
к.э.н., доцент, зав. Кафедрой экономики, Полоцкий государственный университет
i.zenkova@psu.by
Никифоров С.А.
аспирант, Полоцкий государственный университет nika55x@yandex.by
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ МЯСОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ БЕЛАРУСИ
НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ
Ключевые слова: Витебская область, Республика Беларусь, мясомолочная продукция, логистический центр, транспортировка, зарубежный рынок сбыта, экономическая эффективность.
Введение
В настоящее время система внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь функционирует в контексте реформирования хозяйственно-экономических процессов и отношений в государстве, связанного с существенными изменениями в методах и формах управления и регулирования такого рода деятельности, которые применялись длительное время на предыдущем этапе ее развития. Важно отметить, что по ряду направлений своего развития воспроизводственная система Беларуси отличалась несбалансированностью, в результате чего система и структура управления внешнеэкономическим комплексом страны не способствовала повышению эффективности экспортно-импортных отношений, необходимых для устойчивого развития белорусской экономики. В процессе реформирования основным субъектом внешнеэкономической деятельности страны являются национальные предприятия, в связи с этим именно им и принадлежит ключевая роль в формировании и развитии отношений и взаимосвязей с зарубежными странами.
Важно также и то, что внешнеторговые условия хозяйствования предприятий в стране характеризуются сравнительно небогатой материально-сырьевой и ресурсной основой воспроизводственной системы Беларуси, что определяет необходимость существенного развития импорта по различным группам товаров и продукции. С другой стороны, значительный потенциал национальных компаний, сравнительная узость и ограниченность рынка внутри государства, а также важность и необходимость получения значительных валютных поступлений для оплаты импортных контрактов на одно из главных мест в списке важнейших проблем ставят развитие экспорта страны.
В результате процесса либерализации внешнеторговой деятельности на рынке (в течение последних 10-15 лет) появилось достаточно много отечественных предпринимателей и различного рода компаний. Вместе с тем их включение во внешнехозяйственную деятельность, к сожалению, не сопровождалось в должной степени необходимым информационным и кадровым обеспечением - в результате этого новые участники внешнеэкономической деятельности, особенно те, которые до этого не вступали в деловые отношения с зарубежными компаниями, оказались не достаточно знакомыми с условиями и правилами осуществления и ведения бизнеса по необходимым международным стандартам и правилам, то есть в недостаточной степени подготовленными к внешнеторговой работе на цивилизованном уровне. Кроме того, на эффективное функционирование отечественных предприятий и предпринимателей существенно повлияла ситуация, которая сложилась на Украине, а также последовавшие вследствие этого многочисленные санкции со стороны западных государств, которые ухудшили и без того неблагоприятный предпринимательский климат (на это повлияли и действия литовского государства против Беларуси).
Для развития белорусской экономики большое значение имеет эффективное функционирование предприятий и организаций мясомолочной продукции, в том числе в реализации их внешнеэкономического потенциала. Мясомолочная промышленность страны является одной из важнейших отраслей специализации, причем это справедливо не только для Беларуси в целом, но и для всех ее шести областей. Особое значение данный сектор экономики имеет и для развития самого северного региона страны, непосредственно граничащего с Российской Федерацией, - Витебской области. Мясомолочный комплекс Витебщины включает ОАО «Витебский мясокомбинат», который по производству колбасных изделий и полуфабрикатов входит в пятерку крупнейших мясокомбинатов в Республике Беларусь, ОАО «Глубокский» и «Миорский» мясокомбинаты, ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» и ряд других. Ассортимент продукции главного предприятия отрасли региона - ОАО «Витебский мясокомбинат» насчитывает более
400 наименований: продукты из свинины и говядины, колбасные изделия, мясные и мясокостные полуфабрикаты, пельмени и прочие.
В настоящее время ОАО «Витебский мясокомбинат» является одним из крупнейших предприятий отрасли страны и специализируется на производстве мясных продуктов и продуктов переработки скота. В целом выпуск основных групп продукции мясоперерабатывающих предприятий региона в общем объеме производства составляет:
- колбасные изделия, продукты из свинины и говядины - около 44%;
- мясо и субпродукты говядины, свинины, конины - свыше 42%;
- мясные полуфабрикаты - свыше 10%.
В целом ассортимент выпускаемых мясокомбинатом колбасных изделий, продуктов из свинины и говядины насчитывает более 200 наименований, в том числе: продукты из свинины и говядины; колбасы вареные; сосиски и сардельки; колбасы полукопченые; колбасы варено-копченые; колбасы сырокопченые и т.д.1
К основным задачам развития внешнеэкономической деятельности мясоперерабатывающей промышленности в Республике Беларусь в обозримой перспективе на период с 2021 по 2025 год можно отнести увеличение объемов экспорта, рационализацию импорта, а также обеспечение сбалансированности экспортно-импортных отношений. Во внешнеэкономической стратегии в Республике Беларусь важнейшим направлением остается расширение внешнеторговых связей и их дальнейшая интеграция со странами СНГ, и, прежде всего с Россией, сотрудничество с которой осуществляется на основе действия Договора о Союзном государстве, а также рост объемов торговли с Китайской Народной Республикой2. Кроме того, в этом направлении следует обеспечить качественное совершенствование и углубление внешнехозяйственных связей на основе поэтапного и последовательного формирования единого экономического пространства в разных аспектах его реализации, в том числе на основе создания и развития зоны свободной торговли, общего инвестиционного, научно-технического и информационного пространства3. С государствами, не входящими в СНГ, предполагается создать эффективные условия для сбалансированных торговых отношений4.
Одним из важнейших факторов снижения издержек является эффективность транспортно-логистических операций. Для выбора оптимального варианта транспортировки мясомолочной продукции из Витебской области на зарубежные рынки России, Казахстана, Узбекистана, КНР необходимо решить проблему с выбором логистического центра по пути следования. Связано это в значительной мере с тем обстоятельством, что покупатель вынужден забирать продукцию сравнительно мелкими партиями у нескольких поставщиков из разных регионов страны, нередко отделенных друг от друга на весьма далекие расстояния. Много времени (нередко до 7-10 дней) занимает также соблюдение регламента загрузки мясомолочной продукции в связи с оформлением пакета документов (в том числе документов, связанных с таможенным оформлением)5.
В целях сокращения времени используют процесс унификации, а также при осуществлении выбора месторасположения распределительного центра стремятся учитывать условия и факторы (масштабы парковки, транспортную доступность логистического центра и условия подъезда к нему и пр.), способствующие более быстрому подъезду к этому центру6. В этой связи очень важен выбор эффективного логистического центра из всей совокупности имеющихся вариантов (анализ осуществляется на основе усредненных данных о деятельности такого рода логистических центров за период с 2018 по 2021 гг.).
В табл. 1 представлен перечень функционирующих логистических центров интересующего нас региона и оказываемые ими услуги по данным Министерства транспорта.
1 В Москве вдвое увеличился спрос на продукты халал. - http://islam.uz/kutibxona/halal-haram/507-halal.html
2 Павлов К.В. Экономическое ядро региона: сущность, критерии формирования и элементный состав // Известия РАН. Серия географическая. - М., 2005. - № 6. - С. 26-38; Экспорт продуктов питания из России в Китай. - http://o9c4.ru/topic/182-экспорт-продуктов-питания-из-россии-в-кптайЛ1т
Дедов Л.А. Развитие хозяйственных систем: методы оценки и анализа. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1998. - 193 с.; Нахли М.Ж. Внешнеэкономическая политика развивающихся стран в условиях глобализации мировой экономики. - Великий Новгород, 2019. - 349 с.; Центр и периферия в региональном развитии / Под. ред. О.В. Грицай. - М.: Наука, 1991.
4 Региональное программирование в развитых капиталистических странах. - М.: Наука, 1974; Световцева М.Г. Анализ структуры экономического ядра региона (на материалах Курской области) / М.Г. Световцева, Э.Н. Кузьбожев, К.В. Павлов Известия Курского государственного технического университета. 2003. - № 10; Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Организация и управление. Курс лекций. - Гродно: Издательство Гродненского филиала негосударственного института современных знаний, 2017. - 109 с.; Тихиня В.Г. Международное частное право: ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2016. - 144 с.; Экспорт продуктов питания из России в Китай. - http://o9c4.ru/topic/182-экспорт-продуктов-питания-из-россии-в-китай.Мт
5 Повышение конкурентоспособности экономики на основе ее инновационного развития и модернизации: системный подход. Коллективная монография / Под науч. ред. д.э.н., профессора К.В. Павлова. - Новополоцк: Полоцкий гос. университет, 2020. -288 с.; Световцева М.Г. Управление формированием экономического ядра региона /Автореферат дисс. на соискание уч. степ. кандидата эконом. наук. - Воронеж, 2004.
6 Экономика на постсоветском пространстве в условиях новых патологических вызовов и процессов цифровизации. Коллективная монография / Под науч. ред. д.э.н., профессора К.В. Павлова. - Ижевск: Шелест, 2021. - 644 с.
Таблица 1
Логистические центры и оказываемые ими услуги
Логистический центр Перечень оказываемых услуг
«Минск-Белтаможсервис» - электронное предварительное информирование; - обеспечение исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; - предоставление регистрационного номера перевозки и финансовой гарантии доставки в ЕС/ЕАСТ; предварительное информирование таможенных органов; - электронное декларирование
«Белмагистральавтотранс» - авторизованная станция технического обслуживания грузовых автомобилей и автобусов «Вольво»; - страхование; - аренда помещений; - таможенный терминал; - грузоперевозки; - кафе «Магистраль»
«БЛТ-Логистик» - полный спектр услуг по складскому хранению и обработке грузов
«Озерцо-Логистик» - логистические услуги и грузоперевозки; - хранение; - таможенное оформление
«Евроторг-Барановичи» - хранение; - сдача складских помещений в аренду
«Прилесье» - строительство; - сдача складских помещений в аренду
«Евразия» - хранение; - таможенное оформление; - сдача офисных и складских помещений в аренду
«БелРусИнвест» - складская и транспортная логистика; - строительство и обслуживание коммерческой недвижимости; - продажа и сервис дорожно-строительной техники; - сервисное обслуживание и ремонт грузовых автомобилей европейского производства
«Доминик» - таможенное оформление
«ШАТЕ-М Плюс» - сдача складских помещений в аренду; - хранение
«Королев Стан» - складское хранение; - продвижение товара
Источник: собственная разработка авторов.
Из табл. 1 видно, что услуги по хранению продукции и сдаче складских помещений в аренду предоставляют многие логистические центры. Однако учитывая специфику мясной продукции, определяющим элементом для выбора места распределительного центра является поддержание подходящего температурного режима.
Услуги «холодного» склада оказывает значительно меньшее число организаций: «БЛТ-Логистик»; «Озерцо-Логистик»; «Евроторг-Барановичи». «Евроторг-Барановичи» на данный момент не сдает складские помещения.
Таким образом, для выбора одного из возможных вариантов («БЛТ-Логистик», «Озерцо-Логистик») проведем соответствующие расчеты и сравним их по основным показателям. Проанализируем местоположение и транспортную доступность этих логистических центров относительно ОАО «Витебский мясокомбинат» и г. Минска (см. рис. 1).
Рисунок 1.
Местоположение логистического центра «БЛТ-Логистик»
ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик» является владельцем одного из крупнейших хозяйств на территории Республики Беларусь. Он расположен в 1200 метрах от Минской кольцевой автодороги, имеет железнодорожную ветку и удобные подъездные пути, что является неоспоримым преимуществом для субъектов хозяйствования, размещающих товары на территории Общества. Также на территорию складов ведет железнодорожная ветвь от ст. Дегтяревка и обработка груза ведется непосредственно в крытом помещении. Это очень важно для международного железнодорожного сообщения (см. рис. 2).
К настоящему времени общая площадь складских помещений логистического центра составляет 36 120 кв. м.
Оборудование и материалы отвечают требованиям стандартов, норм и правил Республики Беларусь, а также требованиям эстетики, санитарии, охраны труда и безопасности, уровню шума, они доступны для осмотра, ремонта и санитарной обработки.
I »1 \ - * ^
Источник: собственная разработка авторов.
Рисунок 2.
Местоположение логистического центра «Озерцо-Логистик»
В настоящее время возможности «Озерцо-Логистик» позволяют обрабатывать до 200 автомашин за сутки. Основными направлениями деятельности Общества являются услуги по хранению и таможенному оформлению.
Таким образом, «Озерцо-Логистик» и «БЛТ-Логистик» имеют удобное расположение, а значит, отличаются и транспортной доступностью.
В табл. 2 представлены основные технические характеристики интересующих нас логистических центров.
Сравнивая характеристики объектов, можно отметить, что «Озерцо-Логистик» выглядит привлекательнее по многим пунктам. К основному минусу «БЛТ-Логистик» можно отнести отсутствие низкотемпературных холодильных камер, что значительно сокращает возможности поставки мясной продукции глубокой заморозки.
Таблица 2
Технические характеристики складов и холодильного оборудования
Технические характеристики склада «БЛТ-Логистик» «Озерцо-Логистик»
Количество холодильных камер 4 среднетемпературные камеры 4 низкотемпературные; 2 среднетемпературные камеры
Размеры камер 5,2x2,24x1,7 м2 16,7x12x5,5 м2
Температурный режим от 0°С до + 10 °С от -12°С до -18°С; от 0°С до +2°С
Влажность воздуха 65% 85%
Вид хранения стеллажное, полочное хранение контейнеры, ящики, паллеты
Площадь склада 2400 м2 12 070 м2
Виды хранимой продукции мясная, молочная, алкогольная и табачная продукция, консервы, пресервы, фрукты, овощи мясо, молочная продукция, рыба, овощи и фрукты, напитки, консервы
Источник: собственная разработка авторов
Однако основной задачей логистики является снижение и оптимизация затрат, поэтому сравним логистические центры и предоставляемые ими услуги с точки зрения цены.
Итак, ставка на аренду складских помещений за 1 м. кв. в сутки «БЛТ-Логистик» равна 17 тыс. руб. (средне-температурная камера).
Для поставки 10 тонн продукции в ящиках (0,8м*0,5м*0,4м) по 50 кг, нам потребуется 180 ящиков. Необходимая нам для аренды площадь (0,8*0,5*180) составляет 72 кв. м. Таким образом, аренда склада «БЛТ-Логистик» обойдется в сутки (17 тыс. руб. * 72 м2) в 1 224 тыс. бел. руб.
Теперь рассчитаем стоимость услуг «Озерцо-Логистик».
Ставка «Озерцо-Логистик» составляет 13,4 тыс. руб. (среднетемпературная камера), 14,1 тыс. руб. (низкотемпературная камера).
При хранении в среднетемпературных камерах получаем (13,4 тыс. руб. *72) 964, 8 тыс. руб., а в низкотемпературных (14,1 тыс. руб.*72) - 1015,2 тыс. руб.
Таким образом, следует воспользоваться услугами логистического центра «Озерцо-Логистик». На аренде их складских помещений ОАО «Витебский мясокомбинат» сэкономит до 12% на каждые 10 тонн продукции в сутки. Это прямым образом отразится на транспортных расходах до логистического центра собственным автотранспортом. Покупатель получит возможность формировать сборные грузы быстро и не накладно.
Как мы видим, логистика и торговля тесно связаны, а управляют всем этим маркетинговые службы.
Далее любому производителю сервиса услуг придется их улучшать и дойти до логического завершения, когда работа по транспортировке станет по максимуму автономной. И только с этого момента работа маркетинговых служб в области доставки грузов будет считаться оконченной и в игру в полной мере вступят отделы и сектора логистики предприятий, основная функция которых максимально поддерживать и совершенствовать работоспособность созданного механизма. Но для завершения начатого потребуется повысить уровень обслуживания потребителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Для этого предлагается внедрить сервис «Муравьиная логистика», который делает процесс планирования маршрутов удобным и эффективным. Преимущества данного сервиса представлены в табл. 3.
Таблица 3
Преимущества сервиса «Муравьиная логистика»
Расчёт оптимальных маршрутов Программа автоматизации транспортной логистики учитывает заданные параметры: вес груза, габариты автомобилей, сроки доставки, характеристики дорог и пр. Это позволяет: уменьшить расход ГСМ на доставку товаров; уменьшить время доставки товаров; уменьшить количество используемого транспорта.
Доставка товара в срок Предсказуемое время доставки товара является одним из удобств автоматического формирования маршрутов. Кроме того, расчёт маршрутов с учётом времени работы точек доставки позволит избежать простоя транспорта в ожидании отгрузки
Доступность и простота Сервис прост в настройке и эксплуатации. Отсутствуют затраты на внедрение и отладку. Обучение работе с сервисом максимально комфортно благодаря мастеру «Быстрый старт» и интуитивному интерфейсу.
Интеграция с учётными системами Сервис предоставляет несколько способов обмена данными с Вашей учётной системой, не требующих установки дополнительных утилит.
Актуальные карты Сервис использует систему карт Open Street Map, благодаря чему картографический материал постоянно обновляется
Прозрачный контроль логистики При наличии GPS-трекеров на автомобилях сервис поможет отслеживать фактические маршруты и контролировать их километраж; контролировать факт и своевременность посещения торговых точек, корректировать параметры для расчётов маршрутов (например, время нахождения в точке доставки), основываясь на наработанной статистике
Источник: собственная разработка авторов
В табл. 4 и 5 представлены расчеты экономического эффекта от внедрения системы «Муравьиная логистика», основанные на данных статистических исследований компаний, занимающихся разработкой подобных систем мониторинга.
Таблица 4
Эффект от внедрения системы на один грузовой автомобиль, выполняющий рейсы
по одному и тому же маршруту
Статья расхода До внедрения системы После внедрения системы Разница
Ежемесячный пробег, км 6000 5200 800
Расход топлива, л/100 км. 30 24 6
Расходы на мобильную связь, руб. в мес. 280 000 172 100 107 900
Источник: собственная разработка авторов.
Таблица 5
Экономия от внедрения системы за месяц, год
Показатель Экономия
В месяц В год
Снижение ежемесячного пробега, км 800 9600
Снижение среднего расхода топлива, л 312 3744
Снижение расходов на мобильную связь, бел. руб. 107 900 12 948 000
Снижение общеэксплуатационных расходов, руб. 300 000 3 600 000
Источник: собственная разработка авторов.
Основываясь на данных, полученных в среднем с одного автомобиля и принимая во внимание значительность автопарка и большую численность коллектива, будем исходить из средней экономии на одной единице техники с поправкой в 30% от вышеприведённых расчётов (табл. 6).
Таблица 6
Расчёт экономического эффекта для 52 автомобилей, используемых ОАО «Витебский мясокомбинат» для перевозок
Показатель Экономия на единицу техники Экономия на 52 единицы
в месяц в год в месяц в год
Снижение ежемесячного пробега, км 560 (800*70/100) 6720 (800*70/100)*12 29 120 (800*70/100)*52 349 440 (800*70/100)*12*52
Снижение среднего расхода топлива, л 218 2616 11 336 136 032
Снижение расходов на мобильную связь, руб. 75 530 906 360 3 927 560 47 130 720
Снижение общеэксплуатационных расходов, руб. 210 000 2 520 000 10 920 000 131 040 000
Источник: собственная разработка авторов
Выводы и предложения
Зная среднюю стоимость топлива, используемого для заправки автотранспортных средств в ОАО «Витебский мясокомбинат», которая составляет 11,5 тыс. бел. руб. за литр, эффект от внедрения системы «Муравьиная логистика» для 52 грузовых автомобилей может составить экономию денежных средств в размере: 11 336 * 11500 + 3 927 560 + 10 920 000 = 145 211 560 руб. / мес. 145 211 560 * 12 = 1 742 538 720 руб. / год
Расчёт срока окупаемости исследуемого проекта представлен в табл. 7.
Таблица 7
Срок окупаемости системы «Муравьиная логистика» для 52 грузовых автомобилей
Статья затрат Расходы на систему в год, руб. Экономия после внедрения в год, руб. Экономия с учётом затрат в год, руб.
Оборудование для системы 46 800 000 1 742 538 720 1 679 722 720
Ежемесячное абонентское обслуживание 15 600 000
Ежемесячные затраты на ОРБ-связь 416 000
Итого 62 816 000
Ежемесячное абонентское обслуживание 15 600 000 1 742 538 720 1 726 522 720
Ежемесячные затраты на ОРБ-связь 416 000
Итого 16 016 000
Источник: собственная разработка авторов
По результатам расчёта можно сделать вывод, что реализуемый проект окупится в течение первого года.
Таким образом, создание распределительного центра и внедрение сервиса «Муравьиная логистика» позволит повысить уровень обслуживания потребителей внутри страны и существенно оптимизировать логистику экспорта, а также снизить издержки на транспортировку мясомолочной продукции и, соответственно, повысить уровень конкурентоспособности предприятий Витебской области на зарубежных рынках.