ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(24)2016
УДК 351.77; 343.532
В.А. Туровская К.А. Корчагина
ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ НА НАДЛЕЖАЩУЮ РЕКЛАМУ ТОВАРОВ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК)
Статья рассматривает некоторые нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, способные повлиять на здоровье населения, а также деятельность Федеральной антимонопольной службы по их пресечению. Авторы формулируют предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о рекламе и о защите прав потребителей, направленные на более эффективное обеспечение права потребителя на надлежащую рекламу товаров и охрану здоровья населения.
Ключевые слова: надлежащая реклама, добросовестная и достоверная реклама, законодательство о рекламе, антимонопольный орган власти, государственный контроль и надзор.
В современном мире реклама играет важную ный. Кроме того, рекламная деятельность может
роль. Создавая её, специалисты стремятся любыми недобросовестно использоваться в процессе кон-
способами создать продукт, способный повлиять курентной борьбы хозяйствующих субъектов, что
на потребителей, акцентировать их внимание на нарушает принцип добросовестной конкуренции.
презентуемом товаре (услуге), сформировать по- Отношения, возникающие в процессе произ-
требность в нем, а также убедить его приобрести. водства, размещения и распространения рекламы,
По нашему мнению, необходимость эффек- регулируются Федеральным законом «О рекламе»
тивного государственного регулирования обще- (далее - закон о рекламе), а также иными норма-
ственных отношений, складывающихся в процес- тивными правовыми актами Президента РФ и Пра-
се производства, распространения и размещения вительства РФ, принятыми в соответствии с ним.
рекламы, не вызывает сомнений. Прежде всего, Согласно российскому законодательству, ре-
это связано с тем, что информация, содержаща- клама - информация, распространенная любым
яся в рекламе, являясь частью информационных способом, в любой форме и с использованием
ресурсов, способна вводить граждан в заблужде- любых средств, адресованная неопределенному
ние, воздействовать на массовое сознание людей, кругу лиц и направленная на привлечение внима-
а также во многих случаях влияет на окончатель- ния к объекту рекламирования (в частности, това-
ный выбор потребителей, причем не всегда разум- ров), формирование или поддержание интереса к
Туровская Виктория Александровна, руководитель пресс-службы Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства e-mail: [email protected]
Корчагина Ксения Александровна, кандидат юридических наук, преподаватель-методист отделения методического обеспечения учебного процесса учебного отдела Ростовского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Туровская В.А., 2016 © Корчагина К.А., 2016 Статья получена: 19.11.2015
нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 закона о рекламе).
Современное российское законодательство о рекламе установило право потребителя на получение надлежащей рекламы, сформулировало основные понятия, систему запретов и обязательных для исполнения предписаний, определило систему органов государственной власти, осуществляющих административно-правовое регулирование, административную ответственность и порядок привлечения к ней, а также контрольно-надзорные полномочия органов государственной власти в сфере рекламы.
Акцентируем внимание на том, что в законодательстве определены два термина, составляющие в целом понятие надлежащей рекламы, - это добросовестность и достоверность. Посредством осуществления государственного контроля и надзора Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) призвана, в частности, обеспечивать защиту от ненадлежащей рекламы. Данному вопросу посвящена глава 5 закона о рекламе, которая устанавливает систему государственных мер защиты от ненадлежащей рекламы, определяет порядок рассмотрения дел по фактам нарушения принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе товаров. Например, в соответствии с законом о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ( п. 1 ст. 33 закона о рекламе). Существенным недостатком главы 5 закона о рекламе авторы считают формулировку пункта 2 статьи 33, которая определяет полномочия антимонопольного органа как его права, а не как непосредственные обязанности. Данный вывод был сделан на основании того, что перед перечнем полномочий рассматриваемого органа правотворец употребил следующее словосочетание «Антимонопольный орган вправе». В связи с этим видится необходимым заменить обозначенное словосочетание на «Антимонопольный орган обязан».
В целях реализации надзорной функции ФАС России наделен рядом полномочий. В их число, кроме прочего, входят: выдача рекламопроизводи-телям, рекламораспространителям обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе; предъяв-
ление в суд или арбитражный суд исков о запрете распространения ненадлежащей рекламы, о публичном опровержении недостоверной рекламы; выдача предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенных с нарушением требований закона о рекламе; применение мер ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, ФАС России призвана обеспечивать такое право потребителя, как право на получение добросовестной и достоверной рекламы товаров. Однако, несмотря на то, что о наличии данного права говорится в законе о рекламе (ст. 1 закона о рекламе), определения его содержания в нем не дано. Исходя из содержания понятий «реклама», «объект рекламирования» (п. 1, п. 2 ст. 3 закона о рекламе), обозначенное право не что иное, как право потребителя на получение необходимой и достоверной информации, в том числе о товарах при их рекламировании. Кроме того, Федеральном законе «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 о данном праве вообще умалчивается. В его преамбуле, а также в статьях 8, 10 говорится лишь о праве потребителей на получение информации о товарах, которое трактуется законодателем весьма узко и необоснованно не включает в себя право потребителя на получение основной из обозначенной информации при её рекламировании. Исходя из анализа статьи 8, можно ошибочно прийти к выводу о том, что обозначенная информация должна доводиться до потребителей лишь в двух случаях: при заключении договоров купли-продажи либо по требованию потребителя. Таким образом, мы полагаем, что указанная норма не соответствует правовой действительности, вступает в коллизию с нормами закона о рекламе, а так же с нормами самого закона о защите прав потребителей, закрепляющего в пункте 1 статьи 10 принцип своевременности предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность их правильного выбора. Авторы считают, что принцип своевременности предоставления такой информации в полной мере будет реализован лишь в том случае, если она будет предоставляться не только в момент выбора и покупки товара в местах его реализации, но и вне этих мест, в том числе в момент её рекламирования. Данный вывод был сделан с учетом того факта, что информация, содержащаяся в рекламе, во многих случаях влияет на окончательный выбор потребителя. Безусловно, объем указанной информации в том и ином случае будет значительно отличаться. Содержание
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(24)2016
информации о товарах при их рекламировании должно быть иным (более узким), чем содержание информации, установленное в статье 10 закона о защите прав потребителей, предоставляемой покупателю в местах их реализации, в частности при заключении договора купли-продажи.
Вместе с тем, по нашему мнению, существенным недостатком формулировки статьи 8 закона о защите прав потребителей является её наименование. Данный вывод обусловлен тем, что в её названии отсутствует ссылка на качественные показатели рассматриваемой информации, что не только не способствует отражению её содержания, но и искажает смысл статьи. Подчеркнем, что, исходя из содержания статей 8-10 данного закона, видно, что потребитель имеет право не просто на информацию, в том числе о товаре, а на полную и достоверную информацию.
На основании вышеизложенного предлагаем:
1) изменить наименование статьи 8 закона о защите прав потребителей. Слова «Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)» заменить на слова «Право потребителя на полную и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)»;
2)дополнитьстатью8законаозащитеправпо-требителей пунктами 3, 4 в следующей редакции:
«3. Потребитель вправе получать необходимую, достоверную и добросовестную информацию о товарах (работах, услугах) при их рекламировании.
4. Указанная в пункте 3 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей в соответствии с законодательством о рекламе»;
3) дополнить статью 10 закона о защите прав потребителей пунктом 4 в следующей редакции: «Обязательные требования к содержанию информации о товарах (работах, услугах) при их рекламировании (требования к рекламе) отражены в понятиях «добросовестная реклама» и «достоверная реклама», устанавливаются законодательством о рекламе».
Необходимо отметить: право потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы товаров тесно переплетается с конституционным правом человека на охрану здоровья (ст. 7, ст. 41 Конституции РФ), поскольку информация о рекламном продукте может ввести потребителей в заблуждение относительно их истинных потребительских свойств и привести к нанесению вреда здоровью. Реклама может способствовать тому, чтобы потребитель как недооценил свойства
БАД, так и переоценил. Например, вред здоровью в первом случае, может быть связан с побочными эффектами от применения таких пищевых продуктов, как биологически активные добавки (далее -БАД), содержащих в своем составе определенные компоненты, позволяющие приблизить некоторые из них по своим свойствам к лекарственным средствам, но рекламируемые как безобидная или даже полезная во всех отношениях добавка. Туровская К.А. в своем исследовании подчеркивала: «Современная классификация подразумевает разделение БАД на два основных класса: нутрицевтики (вещества, обладающие преимущественно пищевой ценностью) и пара-фармацевтики (вещества, обладающие регулирующим действием и занимающие промежуточное положение между лекарственными средствами и пищевыми продуктами, поскольку в своем составе содержат биологически активные вещества, имеющие терапевтическую активность)» [1]. Однако на законодательном уровне указанное деление не произведено, что и предлагает исправить названный исследователь. Кроме того, по её мнению, подходить к определению сущности БАД необходимо иначе, нежели к «традиционным» пищевым продуктам. При этом указанный исследователь обосновывает необходимость выделения БАД - парафармацевтиков в отдельную категорию продуктов с включением их в сферу применения федерального закона «Об обращении лекарственных средств» [1, с. 3, с. 17], с прохождением последних клинических испытаний как фармацевтические препараты, регулярным сбором информации об их побочных действиях уполномоченными на то государственными органами.
Вред здоровью во втором случае может быть связан действиями недобросовестных хозяйствующих субъектов, которые, используя различные источники информации, представляют населению заведомо ложные сведения о потребительских свойствах БАД, рекомендуют их к применению в качестве лечебных препаратов или как альтернативу здоровому питанию, что может привести, например, к прогрессированию имеющихся у потребителей болезней. Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 25 закона о рекламе, реклама БАД не должна: создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами; содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок; побуждать к отказу от здорового питания; создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения
исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок. В одной из статей авторов говорилось о том, что «побуждение в рекламе к отказу от здорового питания встречается редко, а вот косвенное побуждение к отказу от лекарственных средств реклама БАД призывает довольно часто, но этот пункт в законе отсутствует» [2]. Именно поэтому в указанной публикации предлагалось п. 4. ч.1. ст. 25 ФЗ «О рекламе», который говорит, что реклама БАД не должна «побуждать к отказу от здорового питания», изложить в следующей редакции:
«4) побуждать к отказу от здорового питания или к отказу от лекарственных средств».
список литературы
Подобная ситуация складывается и при рекламировании иных товаров. Например, некоторые современные технические аппараты не редко рекламируют как медицинские, способные заменить ту или иную медицинскую процедуру, хотя их истинное назначение - в лучшем случае профилактика здоровья, а не лечение. Указанные действия - нарушения п. 6 ч. 5 ст. 5, в соответствии с которым не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
1. Туровская К.А. Административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере обращения биологически активных добавок: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2012.
2. Туровская В.А. Туровская К.А. Некоторые нарушения законодательства РФ о рекламе биологически активных добавок и административная ответственность за них // Административное право и процесс. 2012. № 6. С. 63-65.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
демидова-петрова Е.В.
формы и методы предупреждения преступности несовершеннолетних в республике Татарстан: учебное пособие / Е.В. Демидова-Петрова. - Казань : КЮИ МВД России, 2016. - 210 с.
Учебное пособие посвящено проблеме предупреждения преступности несовершеннолетних, его научному определению, а также разработке предложений по совершенствованию системы предупреждения преступности несовершеннолетних. В работе рассматриваются понятие, сущность и основные принципы предупреждения преступности несовершеннолетних, исследованы общесоциальное и специальное предупреждение преступности несовершеннолетних (по материалам Республики Татарстан), предложен правовой анализ законодательства, затрагивающего права, свободы и интересы несовершеннолетних, проиллюстрированы программы, реализуемые в Республике Татарстан в отношении несовершеннолетних, обобщены международно-правовые основы предупреждения преступности несовершеннолетних.
Адресована ученым-криминологам, работникам правоохранительных органов и органов социальной защиты населения, студентам и курсантам юридических вузов, а также широкому кругу читателей.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН