Научная статья на тему 'Эффективная социальная политика: решения, обеспеченные ресурсами'

Эффективная социальная политика: решения, обеспеченные ресурсами Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павлова Ольга

15 января в Кремле прошла встреча Президента России В.В. Путина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания. Вниманию читателей предлагается отчет об этой встрече. Президент России Владимир Путин, открывая встречу, проанализировал результаты выборов в Государственную Думу. Есть уверенность в том, что все представленные в нижней палате парламента партии и две палаты Федерального Собрания будут конструктивно работать в ближайшие годы, так же как это и было в предыдущие. Сейчас крайне важно обеспечить преемственность курса на устойчивое развитие страны, выполнить все предвыборные обещания, данные гражданам. Тем более это важно с учетом того, что страна вступила во вторую избирательную кампанию по выборам Президента Российской Федерации, и, разумеется, в ходе этой кампании первостепенное значение и внимание будет уделяться вопросам социальной политики. Естественно, в эффективной социальной политике проявляется весь успех деятельности государственной власти вообще, поскольку она направлена на удовлетворение жизненно важных интересов людей. В этой работе не может быть место популизму, пустым, необеспеченным обещаниям. Поэтому при рассмотрении социальных вопросов следует быть предельно реалистичными и ответственными, воздержаться от принятия не обеспеченных ресурсами, разорительных для бюджетов законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективная социальная политика: решения, обеспеченные ресурсами»

2 (23) - 2008

В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

эффективная

социальная политика: решения,

обеспеченные ресурсами

15 января в Кремле прошла встреча Президента России В. В. Путина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания. Предлагаем вашему вниманию отчет об этой встрече.

Президент России Владимир Путин, открывая встречу, проанализировал результаты выборов в Государственную Думу. Известен политический ландшафт, который сложился в результате волеизъявления избирателей. Есть уверенность в том, что все представленные в нижней палате парламента партии и две палаты Федерального Собрания будут конструктивно работать в ближайшие годы, так же, как это и было в предыдущие.

Сейчас крайне важно обеспечить преемственность курса на устойчивое развитие страны, выполнить все предвыборные обещания, данные гражданам. Тем более это важно с учетом того, что страна вступила во вторую избирательную кампанию по выборам Президента Российской Федерации, и, разумеется, в ходе этой кампании первостепенное значение и внимание будет уделяться вопросам социальной политики. Естественно, в эффективной социальной политике проявляется весь успех деятельности государственной власти вообще, поскольку она направлена на удовлетворение жизненно важных интересов людей. В этой работе не может быть места популизму, пустым, необеспеченным обещаниям. Поэтому при рассмотрении социальных вопросов следует быть предельно реалистичными и ответственными, воздержаться от принятия не обеспеченных ресурсами, разорительных для бюджетов законов.

За последние годы удалось добиться последовательного роста доходов граждан, повышения пособий и пенсий. Эта работа идет не без сбоев, однако вектор деятельности выбран правильно и приносит свои результаты. Системные проблемы тоже возникают, например невыполнение Правительством в прошлом году своих планов по удержанию инфляции. Это отражается на доходах и на реальном материальном благосостоянии граждан страны, наблюдается небольшое снижение накоплений в банках.

За последние годы удалось добиться последовательного роста экономических показателей и доходов предприятий. Это очень важные факторы, которые в конечном итоге отражаются на благосостоянии. Появляются новые возможности в решении проблем демографии, в строительстве жилья, в развитии массового спорта, приобщении граждан к основным культурным и духовным ценностям. В целом, действительно, взят курс на серьезные инвестиции в человека.

Перед Россией стоит самая серьезная задача: к 2020 г. войти в пятерку крупнейших экономик мира. Но это ведь не самоцель, от объема экономики будут зависеть возможности государства по решению социальных вопросов. Значит, чтобы обеспечить динамичное, опережающее движение России вперед, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике — политике социального развития. Ее содержание гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, а в конечном счете — на развитие российского народа. Для конкретного человека это значит, что он сможет рассчитывать на доступную и качественную медицинскую помощь; может получить достойное образование, которое даст ему возможность устроиться по профессии и хорошо законно зарабатывать; что он сможет раскрыть свои творческие способности, приобщиться к национальному культурному богатству.

Нужно активно содействовать тому, чтобы внедрялись механизмы государственной поддержки и финансовые инструменты, опираясь на которые человек сможет приобретать или арендовать жилье. По-настоящему массовыми и доступными

- 29

должны быть занятия спортом, тем более что в 2014 г. мы будем проводить Олимпиаду.

Наконец, основа социальной политики — это адекватный уровень доходов людей. Уже в ближайшие годы нужно покончить с бедностью среди пенсионеров, поднять средний размер пенсии выше прожиточного минимума и довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны. Конечно, следует развивать и действенную поддержку семьи, материнства и детства. Верхняя палата естественным образом представляет регионы страны, находится в постоянном контакте с регионами. На какие проблемы в дальнейшем следует обратить внимание?

Первое. Мы уже получили опыт системного развития социальных отраслей в ходе работы по нацпроектам. Д. А. Медведев несколько лет занимается этой работой, причем успешно. Действительно отработан и современный проектный подход, ориентированный на эффективное управление ресурсами, кадрами, финансами. Эти механизмы и впредь необходимо широко использовать. А сами национальные проекты целесообразно в последующие годы не сворачивать, а наоборот, трансформировать в государственные программы, нацеленные на конкретные, общественно значимые результаты.

Второе. В ближайшее время необходимо детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг. Эту работу нужно вести в постоянном диалоге с гражданским обществом, бизнесом, профессиональными сообществами.

Третье. Нужно, наконец, избавиться от стереотипа, что «социалка» — это исключительно вотчина государства: уже есть примеры, когда частный бизнес работает в социальных сферах — и с более высоким качеством, и одновременно с меньшими затратами.

В конечном счете неважно, где оказывается услуга: в государственном, частном или муниципальном учреждении, — главное, чтобы человек мог выбрать устраивающий его вариант. А государство должно оплатить предоставленные услуги в объеме, определенном государственными гарантиями.

Участие бизнеса должно работать на развитие реальной конкуренции в социальной сфере, а значит, наряду с новыми системами оплаты труда мотивировать работников к предоставлению качественных услуг гражданам страны. Для социальной сферы, как и для экономики, должно, наконец, стать актуальным такое понятие, как борьба за потребителя.

30 -

Именно в социальной сфере есть огромный потенциал для развития малого и среднего бизнеса, создания тысяч новых рабочих мест. Поэтому нужно сократить избыточное госрегулирование в социальной сфере, убрать разного рода административные барьеры — не уменьшая, конечно, тех сфер, где гарантии государства должны обеспечить качество предоставляемых услуг. Сама социальная сфера должна стать полем для заинтересованного партнерства государства, бизнеса, общественных структур в реализации их совместных программ.

Для системной работы по социальным направлениям необходимо решить немало нормотворчес-ких задач, причем как на федеральном, так и на региональном, на местном уровнях. Здесь предстоит конструктивная работа для Совета Федерации и Совета законодателей.

Председатель Совета Федерации С. М. Миронов в выступлении отметил, что доброй традицией стало раз в полгода встречаться с Советом палаты Совета Федерации, сейчас перед началом весенней сессии мы имеем возможность обсудить ключевые вопросы социальных проблем в региональном аспекте.

Прямая обязанность палаты регионов — наблюдать, реализовывать и стараться совершенствовать всю социально-экономическую систему развития регионов России. И здесь объективно видно, что в последнее время кардинально повысилась роль регионов как раз в разработке и в проведении социальной политики. В немалой степени это явилось следствием нового формата избрания губернаторов. Повысилась ответственность губернатора, главного руководителя в регионе — напрямую перед Президентом России, и опосредованно, через своеобразную коллегию выборщиков — депутатов региональных законодательных собраний перед своими избирателями.

Однако ситуация еще далека от желаемой. Вызывает самую серьезную озабоченность существенная дифференциация регионов по уровню экономического развития. Сегодня по уровню регионального валового продукта самые бедные и богатые регионы России различаются в 35 раз, по уровню безработицы — в 27 раз, по уровню инвестиций в основной капитал — в 135 раз, по соотношению среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума — в 7,7 раза и, наконец, по обеспеченности жилищным фондом — в 3,7 раза. И именно это является основой углубления социального неравенства между ними.

В соответствии с Конституцией РФ человек не виноват, что он родился не в Москве, не в Петер-

2 (23) - 2008

В Совете Федерации

бурге, не на Урале или в Татарстане, а в каком-то дотационном регионе. Для каждого гражданина должны быть обеспечены равные возможности с точки зрения получения всех социальных благ, которые гарантирует государство.

Существуют такие проблемы, как слабое вовлечение органов государственной власти регионов в процесс принятия решений на федеральном уровне. Среднесрочная программа развития страны не подкреплена соответствующими программами регионов.

Все эти проблемы обсуждались в конце 2007 г. на парламентских слушаниях, которые были посвящены правовому регулированию региональной политики. Какой вывод был сделан на этих парламентских слушаниях? Необходимо как можно скорее разработать и принять закон по государственной региональной политике в Российской Федерации. В нем надо определить цели, основные принципы и механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов власти в разработке и проведении региональной политики. Это позволит обеспечить более полное и эффективное использование интеллектуального, ресурсного и хозяйственного потенциала, благополучное и стабильное развитие, достойный уровень и качество жизни населения на всей территории страны, в каждом регионе и населенном пункте.

Президент России В. В. Путин, продолжая разговор, сделал акцент на национальных проектах, тесно связанных с решением социальных вопросов. Какова предыстория вопроса? Когда нацпроекты были сформулированы, не было полной уверенности, что они пойдут. Было много скепсиса на этот счет: не истратим ли дополнительно денег без всякого результата, даст ли это что-нибудь вообще? На каждый из проектов пришлось примерно 10 % от финансирования отрасли. А оказалось, что эти 10 % эффективнее заработали, чем все остальные 90 %, которых почти не видно. Почему так получилось? Мы сконцентрировали ресурсы на четко поставленной цели, и не только финансовые.

Первый вице—премьер Д. А. Медведев подчеркнул , что у нас действительно идет довольно активная работа по национальным проектам уже два года, есть определенные результаты. Но в этом году начался новый период, этот год особенный — Год семьи, и 52 миллиона российских семей должны почувствовать отдачу от такого рода работы. Причем семьи разные: есть семьи, слава богу, вполне благополучные, их большинство, но есть и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Есть договоренность с членами Совета Федерации, с руководителями регионов, что

будут созданы специальные программы реализации Года семьи в соответствующем регионе. Важно тщательно контролировать реализацию соответствующих региональных планов с учетом возможностей в территориях.

Увеличение спроса на социальные объекты продиктовано и национальными проектами, и общей ситуацией, которая сложилась сегодня в социально-экономической сфере. Есть необходимость в гораздо большем количестве детских садов, школ, спортивных сооружений, культурных сооружений, культурных центров. И в регионах уже очень многое делается, но еще больше предстоит совершить. И то софинансирование, которое у нас носит смешанный характер, идет по программам на федеральном уровне и сопровождается софи-нансированием в регионах. Причем очень часто это софинансирование идет даже в повышенном объеме по отношению к федеральным средствам.

Что касается вопроса о развитии сети библиотек, то принято решение о создании Президентской библиотеки. Всего в стране 130 тыс. библиотек, но значительная часть из них находится в очень посредственном, иногда и в плачевном состоянии. Только в 15 % библиотек есть компьютеры. А ведь библиотеки сегодня — это не только книги, это возможность обратиться к каталогам, существующим в электронной версии, посмотреть электронные версии книг. Всего лишь 9 % библиотек подключены к сети Интернет. Здесь тоже кроется большая задача на ближайшие годы.

Регионы хорошо участвуют в программе по развитию здравоохранения: и в целом по национальному проекту «Здоровье», и по демографической тематике. И тот тренд, который образовался, те неплохие цифры, которые получены по итогам года, — это результат совместной работы. Налицо неплохой прирост населения, около 7 %, и снижение смертности — приблизительно в таких же параметрах. Общее совокупное уменьшение естественной убыли в стране составляет приблизительно треть по отношению к 2006 г. Это не может не радовать, и эту тенденцию нужно закрепить.

Очень важна медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная. Специально было принято решение, чтобы квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь осуществлялись не только федеральными центрами, как это было предусмотрено вначале, но и региональными клиниками, региональными высокотехнологичными центрами, которые зачастую оснащены не хуже федеральных. В этом случае они получают федерального финансирования за каждую операцию. В этом году эта

- 31

квота увеличилась на сумму в 1 млрд руб. Всего предполагается три миллиарда профинансировать через медицинские центры, находящиеся в субъектах Федерации, и сохранить ту долю, которая приходится на федеральные центры. Это 37 субъектов Федерации; практически больше чем треть такого рода центров активно функционируют и могут осуществлять эти операции. В этом году будут открыты новые высокотехнологичные центры. Всего их предполагается создать 15, а в ближайшее время будут запущены в эксплуатацию три.

О жилищной программе — достаточно много внимания здесь уделяется молодежной составляющей. Вообще жилищные программы в регионах идут очень неплохо, отсюда и строительный бум, который происходит в стране. Но особенный предмет внимания — это жилье для молодежи. В последнее время был принят ряд важных решений: мы подняли возраст по жилью для молодежи до 35 лет — это те, кто имеет право на доступ к этой программе. Соответственно, это расширит контингент участников, расширит количество молодых семей, которые могут участвовать в этой программе.

Кроме того, расширены и возможности регионов путем увеличения размера субвенций, которые приходятся на соответствующие молодежные программы, на жилищные программы. Теперь эти субвенции, их федеральная часть составляет в зависимости от бюджетной обеспеченности того или иного региона от 10 до 35 %, а не так, как было раньше — порядка 10 %, что более справедливо.

Зона самого пристального внимания — это законотворчество, сегодня у нас в портфеле на-

ходится несколько очень важных законов для развития социальной сферы в стране и для закрепления семейных ценностей. В частности, это Закон «Об опеке и попечительстве», который уже находится сегодня в Государственной Думе. Он предусматривает некоторые изменения в системе органов опеки и попечительства, тех полномочий, которыми наделены опекуны, попечители, расширяет возможности использования форм адаптации детей; расширяет различные формы принятия детей под опеку и попечительство — о чем неоднократно говорили в регионах. Часть этих форм (таких как патронатная семья) уже во многих регионах довольно активно применялась. Сейчас мы легализуем эту форму в масштабах страны. Будет полезно внесение изменений в ряд жилищных актов, в частности в ст. 57 Жилищного кодекса РФ в части уточнения механизма и условий предоставления мер социальной защиты детям, оставшимся без родителей. Это тоже важный законопроект, он сейчас проходит рассмотрение в Государственной Думе.

Большая работа предстоит, как обычно, по жилищно-строительному блоку, потому что от того, насколько удачными будут новые нормативные акты в этой сфере, зависит реализация жилищной программы в стране.

Таким образом, есть уверенность, что та социальная политика, которая будет совместно осуществляться, окажется в этом году эффективной. Она позволит поднять уровень жизни людей, просто повысит конкурентоспособность нашего общества.

Подготовила к печати Ольга ПАВЛОВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.