УДК 343.2
ЭФФЕКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
© Михаил Юрьевич ДВОРЕЦКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса, e-mail: dvoreckiy-68@mail.ru
Рассмотрены направления оптимизации ответственности за преступления на современном этапе противодействия преступности. Предметом исследования выступает комплекс теоретических и практических проблем уголовной ответственности, ее понятие, основание, система форм, видов, их реализации и эффективности в уголовно-правовой теории, законодательной и правоприменительной практике. Приводится исторический и уголовно-правовой анализ отечественного уголовного законодательства. Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующего ряда исследовательских задач, прежде всего, при помощи рассмотрения поэтапной истории возникновения и становления уголовно-правовой категории «уголовная ответственность» в отечественной общей теории права и отраслевом законодательстве; анализа и сравнения особенностей использования отечественным законодателем уголовно-правовой категории «уголовная ответственность» в Уголовном кодексе Российской Федерации с нормами современного уголовного законодательства зарубежных государств и, наконец, разработки концептуальных направлений совершенствования государственной политики, отраслевого законодательства, обеспечивающего эффективную реализацию уголовной ответственности.
Ключевые слова: эффективность; виды наказания; иные меры уголовно-правового характера; уголовная ответственность; Уголовный кодекс Российской Федерации.
Эффективность реализации уголовной ответственности связана с преступностью как исторически устойчивым социально-негативным массовым явлением, которое определяется оценкой государством совершенного деяния, фиксирующей отчуждаемость и отсутствие адаптации индивида к официально декларируемой ценностно-нормативной системе. Рецидивная преступность, представляющая систему преступлений, совершаемых лицами, регулярно ведущими антиобщественный образ жизни, зависит от процессов маргинализации, происходящих в стране и в психологической структуре отдельной личности, постоянно находящейся в т. н. «пограничном состоянии». Данный вид преступности представляет повышенный интерес в контексте исследования основополагающей уголовно-правовой категории «уголовная ответственность», обусловленной тремя факторами: 1) характером общественной опасности; 2) степенью общественной опасности; 3) стабильной тенденцией увеличения количества преступлений, совершаемых рецидивистами. Статистически значимый фактор вызывает вполне обоснованное беспокойство отечественных криминологов, т. к. ежегодно возрастает удельный вес ранее судимых лиц из числа тех осужденных, кто уже совершал преступления: с
23,3 % в 2006 г. до 29,5 % в 2012 г. Данные официальной статистики о совершении повторных преступлений почти 60 % лиц, находившихся в местах лишения свободы, в течение первого года после своего освобождения тесно связаны с т. н. «маргинальной преступностью», составляющей 60 % в общей совокупности всех преступлений совершаемых в Российской Федерации.
Повышенная общественная опасность рецидивной преступности проявляется при изучении личности особо опасного рецидивиста, наиболее характерными для которого являются следующие черты: 1) постоянность преступной деятельности, постепенно переходящая в антисоциальную профессию; 2) регулярное пренебрежение к правовым нормам; 3) систематическая нечувствительность виновного в совершении преступления лица к неоднократному осуждению к наказанию, в т. ч. к лишению свободы и иным мерам уголовно-правового характера. Наибольшую общественную опасность из категории рецидивистов представляют субъекты, которые устойчиво сопротивляются вовлечению в общественно-полезную деятельность, получению образования и специальности, сочетают неповиновение требованиям администрации исправительно-трудового учреждения с уже сформировавшимся пенитенци-
арным поведением, стойким к любому внешнему воздействию, как со стороны государства, так и членов общества. В контексте эффективной реализации уголовной ответственности необходимо изучать воздействие, оказываемое государством на лиц, освобождаемых из мест лишения свободы; меры, способствующие их исправлению, трудоустройству, решению бытовых проблем, являющиеся залогом оптимальной социальной адаптации в общественной жизни и выступающие ключевым фактором в предупреждении совершения новых преступлений. Деятельность системы государственных органов Российской Федерации по подготовке разных категорий осужденных к освобождению хронологически начинается задолго до него и, согласно положениям части 1 ст. 180 УИК РФ: «Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора суда в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства об его предстоящем освобождении, о наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях». Наиболее подробно данная деятельность регламентируется в Инструкции № 2 «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 13 января 2006 г. На основании положений этого ведомственного документа предусматривается целый комплекс последовательно осуществляемых администрацией ИУ предупредительно-профилактических подготовительных мероприятий, которые начинаются не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы и включают в себя следующие этапы:
1) проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после своего освобождения из мест лишения свободы; имеется ли у него связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними; его жизненные планы, готовность к обеспе-
чению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, учреждение, организацию, где он работал до осуждения;
2) проведение занятий с осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;
3) получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
4) рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию осужденным содействия в трудовом и бытовом устройстве.
В соответствии с поступившим письменным заявлением осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желании трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные по переписке, доводятся до заявителя. На их основании при освобождении из мест лишения свободы лица, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, ему выдается соответствующее письмо в службу занятости, предприятие, учреждение или организацию.
Занятия с осужденными проводятся в группе социальной защиты Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, а положения о группах, определяющие назначение и содержание их деятельности, цели, задачи, функции, права и обязанности сотрудников, утверждены приказом ведомства от 30 декабря 2005 г. № 262. Он устанавливает порядок оказания администрацией ИУ содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, в т. ч. с целью:
1) создания предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных;
2) создания предпосылок для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.
Этот ведомственный акт предполагает также комплексную реализацию создаваемыми группами следующих задач: 1) подготовка осужденных к освобождению, органи-
зация занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению», привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;
2) содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;
3) оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятие мер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение; 4) привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в т. ч. в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения.
В свою очередь, процесс освобождения из ИУ лиц, отбывших наказание согласно положениям Инструкции № 2 «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 13 января 2006 г., предусматривает их обеспечение:
1) бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда, единовременным денежным пособием;
2) одеждой, необходимой по сезону, или средствами на ее приобретение.
Продукты питания, одежда, выдача единовременного денежного пособия, оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание.
Аналогичные правовые нормы были закреплены отечественным законодателем в ст. 181 УИК РФ, а их исполнение регламентировано в положениях двух актов федерального органа исполнительной власти:
1) Постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания» от 24 октября 1997 г. № 1358;
2) Постановление Правительства РФ «О размере единовременного денежного пособия, которое должно быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» от 25 декабря 2006 г. № 800.
Нельзя сказать о декларативности целого ряда уголовно-исполнительных норм в отечественной системе отраслевых правовых актов, регламентирующих оказание содействия лицам, освобождаемым из мест лишения свободы [1-12]. Так, в ст. 182 УИК РФ отечественный законодатель провозглашает право осужденных, освобождаемых от ареста или лишения свободы, на трудовое и бытовое устройство, получение других видов социальной помощи, исходя из положений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Однако при этом им не предусматривается конкретных преимуществ, необходимых отбывшим наказание лицам для реализации этой уголовно-исполнительной нормы при устройстве на работу или получении жилья. Решение данной проблемы предполагает комплексный подход к правовому регулированию этой сферы как на федеральном уровне путем внесения соответствующих изменений и дополнений в отраслевое законодательство, так и на региональном - с помощью корреляции нормативной базы субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований. Наиболее перспективными предупредительно-профилактическими формами целенаправленного воздействия на данную категорию лиц могут выступать:
1) создание постоянно действующих комиссий по социально-правовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;
2) систематическое ведение учета разных категорий граждан, освобожденных от отбывания наказания и (или) иных мер уголовно-правового характера, нуждающихся в социальной адаптации;
3) разнообразное стимулирование деятельности организаций, предприятий, учреждений разных организационно-правовых форм собственности, предоставляющих рабочие места гражданам, нуждающимся в социальной адаптации, создающих и содержащих ночлежные дома, иные специализированные объекты;
4) регулярное проведение государственного мониторинга условий трудового и бытового устройства граждан, нуждающихся в социальной адаптации и обратившихся за этим видом социальной помощи;
5) комплексное проведение воспитательной работы с разными категориями граждан, освобожденных от отбывания наказа-
ния и (или) иных мер уголовно-правового характера, нуждающихся в социальной адаптации.
Реализация данных предупредительно-профилактических форм воздействия должна осуществляться посредством проведения следующих мероприятий в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы:
1) систематическое содействие в положительном решении вопросов жилищно-бы-тового устройства, трудовой занятости, медицинского обслуживания, социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации к новым условиям жизни;
2) постоянное ведение целенаправленного правового воспитания для корректировки и изменения устойчивой антиобщественной позиции граждан, освобожденных от отбывания наказания и (или) иных мер уголовно-правового характера, на нейтральную или социально полезную.
Поскольку порядок оказания лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, регламентируется в Российской Федерации декларативно, именно они нуждаются в постоянной социальной защите, будучи не способными на равных условиях конкурировать на рынке труда. В организациях, учреждениях, на предприятиях должны систематически резервироваться рабочие места по отдельной целевой квоте для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, число которых необходимо определять специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области труда и занятости населения, а также органами местного самоуправления. Исключение из этого правила составляют те организации, учреждения, предприятия, где рабочие места для указанных категорий граждан не могут резервироваться согласно их правовому статусу и занимаемому положению в государстве и обществе:
1) органы государственной власти разного уровня и органы местного самоуправления;
2) правоохранительные и контролирующие органы;
3) общественные объединения инвалидов;
4) юридические лица, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение об их ликвидации.
Предлагаемые нами меры социальной адаптации позволят эффективно реализовы-вать уголовную ответственность поэтапно:
1) существенным образом снизить долю лиц, осужденных за совершение преступлений на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу;
2) увеличить долю трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы и обратившихся в центры занятости населения за социальной помощью;
3) многократно увеличить долю лиц, получивших социальную помощь;
4) сформировать общефедеральную максимально действенную систему социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, основанную на межведомственной координации и взаимодействии органов государственной власти разного уровня, органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий;
5) привлечь на регулярной основе государственные институты, общественные организации и религиозные конфессии к решению актуальных проблем борьбы с преступностью, в т. ч. ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предупреждения совершения ими новых преступлений.
Отсутствие закрепленных в отраслевом законодательстве социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, имеющих трудности в бытовом и трудовом устройстве, осложняет процесс их ресоциализации, приводя к повторным правонарушениям со стороны данной категории граждан.
Значительная часть граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет постоянного места жительства и нуждается в систематической социальной адаптации в учреждениях, основывающих свою деятельность на специальных методиках и индивидуальном подходе [13-21]. Основными причинами массовости бездомности лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является целый ряд следующих объективных и субъективных обстоятельств:
1) тюремное заключение, когда исходя из положений отечественного отраслевого законодательства, действовавших вплоть до 1995 г., каждый осужденный на срок более шести месяцев подлежал обязательному, т. е. автоматическому выписыванию с места постоянного жительства;
2) мошеннические махинации с недвижимостью данной категории граждан при отсутствии каких-либо определенных государственных гарантий, закрепленных в нормах отраслевого законодательства;
3) семейно-бытовые проблемы и конфликты, приводящие, как правило, к потере социально полезных связей с родственниками, близкими людьми, коллегами по работе;
4) осознанный выбор индивида в пользу маргинализации, включающей в себя алкоголизацию, наркотизацию, устойчивый антиобщественный образ жизни, совершение правонарушений и в дальнейшем преступлений;
5) увольнение с предприятия, из организации или учреждения, предоставившего работнику ведомственное жилье на время работы, с последующим его изъятием у уволенного лица.
В отношении граждан, освободившихся из мест лишения свободы, необходимо осуществлять следующие предупредительно-профилактические мероприятия по социальной адаптации:
1) постоянная государственная помощь при назначении пенсий, пособий, определении групп инвалидности;
2) официальное направление в дома-интернаты граждан, подлежащих, согласно действующему отраслевому законодательству Российской Федерации, обязательному интернированию;
3) регулярное оказание помощи в восстановлении социально-полезных контактов с родственниками, близкими людьми, коллегами по прежней работе, возвращение в имеющиеся неполные семьи;
4) систематическая подготовка высококвалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием, переподготовка с присвоением более высоких разрядов, гарантированное после освобождения трудоустройство по полученной специальности;
5) создание унифицированной общефедеральной постоянно действующей информационно-аналитической системы учета осужденных, освобождающихся от отбывания наказания, в т. ч. из мест лишения свободы и (или) иных мер уголовно-правового характера, на основании разработки персонифицированных данных социальной карты осужденного.
Предлагаемый нами комплекс мер по предупреждению рецидива лиц, отбывших
наказания и освободившихся из мест лишения свободы, должен повлиять позитивным образом на улучшение состояния законности и общественного правопорядка в Российской Федерации [22-25]. Оптимизация стратегии уголовно-правовой сферы правовой политики способствует эффективной реализации уголовной ответственности, защите прав и свобод личности в соответствии с принципами справедливости и гуманизма.
1. Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Воронеж, 1980.
2. Боброва Н.А. Ответственность как средство укрепления законности в государственно-правовых отношениях // Юридические гарантии применения права и режим социалистической законности в СССР. Ярославль, 1977.
3. Елеонский В.А. Уголовное наказание и воспитание позитивной ответственности личности. Рязань, 1979.
4. Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973.
5. Ореховский А.И. Ответственность и ее социальная природа. Томск, 1978.
6. Смирнов В.Г. Функции советского уголовного права. Л., 1965.
7. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
8. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
10. Радько Т.Н. Юридическая ответственность как общая форма реализации социальных функций в праве // Юридическая ответственность в советском обществе. Волгоград, 1974.
11. Разгельдеев Н.Т. Ответственность по советскому природоохранительному праву. Саратов, 1986.
12. Малько А.В. Законный интерес как правовая категория // Вопросы теории государства и права: межвузовский научный сборник. Саратов, 1986. Вып. 7.
13. Черных Е.В. О двух аспектах правовой ответственности в социалистическом обществе // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1976. Вып. 4.
14. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
15. Ситковская О.Д. Психологические основы уголовной ответственности: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 1996.
16. Кузнецова Н.Ф. Цели и механизм реформы УК РФ // Государство и право.1992. № 2.
17. Астемиров З.А. Уголовная ответственность // Энциклопедия уголовного права. СПб., 2007. Т. 8. С. 55-56.
18. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М., 2009.
19. Милюков С.Ф. Российская система наказаний. СПб., 1998.
20. Разумов С. Преступления и наказания. К вопросу о соразмерности установленных УК РФ мер ответственности // Российская юстиция. 2002. № 11.
21. Петрухин И. Новый Уголовный кодекс: проблема наказания // Уголовное право. 1999. № 3.
22. Дзигарь А.Л. Уголовные наказания: эволюция и перспективы: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов н/Д, 2001.
23. Осадчая Н.Г. Обязательные работы как новый вид наказания в российском уголовном законодательстве: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов н/Д, 1999.
24. Чернов А.Д. Основные направления развития видов наказания, не связанных с лишением свободы на современном этапе // Российский следователь. 1999. № 3.
25. Тараленко К.Н. О содержании наказания в виде обязательных работ // Развитие альтернативных санкций в российской уголовной юстиции: опыт и перспективы: сборник материалов международной конференции. М., 2002.
1. Zrazhevskaya T.D. Otvetstvennost' po sovetskomu gosudarstvennomu pravu. Voronezh, 1980.
2. Bobrova N.A. Otvetstvennost' kak sredstvo ukrepleniya zakonnosti v gosudarstvenno-pravovykh otnosheniyakh // Yuridicheskie garantii primeneniya prava i rezhim sotsialisticheskoy zakonnosti v SSSR. Yaroslavl', 1977.
3. Eleonskiy V.A. Ugolovnoe nakazanie i vospitanie pozitivnoy otvetstvennosti lichnosti. Ryazan', 1979.
4. Tarkhov V.A. Otvetstvennost' po sovetskomu grazhdanskomu pravu. Saratov, 1973.
5. OrekhovskiyA.I. Otvetstvennost' i ee sotsial'naya priroda. Tomsk, 1978.
6. Smirnov V.G. Funktsii sovetskogo ugolovnogo prava. L., 1965.
7. Kudryavtsev V.N. Pravovoe povedenie: norma i patologiya. M., 1982.
8. Bratus' S.N. Yuridicheskaya otvetstvennost' i zakonnost'. M., 1976.
9. Matuzov N.I. Pravovaya sistema i lichnost'. Saratov, 1987.
10. Rad'ko T.N. Yuridicheskaya otvetstvennost' kak obshchaya forma realizatsii sotsial'nykh funktsiy v prave // Yuridicheskaya otvetstvennost' v sovetskom obshchestve. Volgograd, 1974.
11. Razgel'deev N.T. Otvetstvennost' po sovetskomu prirodookhranitel'nomu pravu. Saratov, 1986.
12. Mal'ko A.V. Zakonnyy interes kak pravovaya kategoriya // Voprosy teorii gosudarstva i prava: mezhvuzovskiy nauchnyy sbornik. Saratov, 1986. Vyp. 7.
13. Chernykh E.V. O dvukh aspektakh pravovoy otvetstvennosti v sotsialisticheskom obshchestve // Voprosy teorii gosudarstva i prava. Saratov, 1976. Vyp. 4.
14. Leyst O.E. Sanktsii i otvetstvennost' po sovetskomu pravu. M., 1981.
15. Sitkovskaya O.D. Psikhologicheskie osnovy ugolovnoy otvetstvennosti: avtoref. dis. ... d-ra yur. nauk. M., 1996.
16. Kuznetsova N.F. Tseli i mekhanizm reformy UK RF // Gosudarstvo i pravo.1992. № 2.
17. Astemirov Z.A. Ugolovnaya otvetstvennost' // Entsiklopediya ugolovnogo prava. SPb., 2007. T. 8. S. 55-56.
18. Zhalinskiy A.E. Ugolovnoe pravo v ozhidanii peremen: teoretiko-instrumental'nyy analiz. M., 2009.
19. Milyukov S.F. Rossiyskaya sistema nakazaniy. SPb., 1998.
20. Razumov S. Prestupleniya i nakazaniya. K voprosu o sorazmernosti ustanovlennykh UK RF mer otvetstvennosti // Rossiyskaya yustitsiya. 2002. № 11.
21. Petrukhin I. Novyy Ugolovnyy kodeks: problema nakazaniya // Ugolovnoe pravo. 1999. № 3.
22. Dzigar' A.L. Ugolovnye nakazaniya: evolyutsiya i perspektivy: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. Rostov n/D, 2001.
23. Osadchaya N.G. Obyazatel'nye raboty kak novyy vid nakazaniya v rossiyskom ugolovnom zakonodatel'stve: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. Rostov n/D, 1999.
24. Chernov A.D. Osnovnye napravleniya razvitiya vidov nakazaniya, ne svyazannykh s lisheniem svobody na sovremennom etape // Rossiyskiy sledovatel'. 1999. № 3.
25. Taralenko K.N. O soderzhanii nakazaniya v vide obyazatel'nykh rabot // Razvitie al'ternativnykh sanktsiy v rossiyskoy ugolovnoy yustitsii: opyt i perspektivy: sbornik materialov mezhdunarod-noy konferentsii. M., 2002.
Поступила в редакцию 28.12.2013 г.
UDC 343.2
EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF CRIMINAL RESPONSIBILITY
Mikhail Yuryevich DVORETSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Professor of Criminal Law and Process Department, e-mail: dvoreckiy-68@mail.ru
The directions of optimization of responsibility for crimes at the present stage of crime struggle are considered. The subject of research is the complex of theoretical and practical problems of criminal responsibility, its concept, base, system forms, types, their implementation and effectiveness of criminal law theory, legal and law enforcement. A historical and criminal legal analysis of domestic criminal law is given. Achieving this goal provides a solution to the following series of research tasks, primarily using a phased review of the history and formation of the criminal law category of "criminal liability" in the domestic general theory of law and sector-specific legislation, analyzing and comparing the features of using by domestic legislator the criminal legal concept of "criminal responsibility" in Criminal Code of Russian Federation with the norms of modern criminal law of foreign countries, and finally the development of conceptual directions of improving state policy, sectoral legislation that ensure the effective implementation of criminal responsibility.
Key words: efficiency; types of penalties; other measures of criminal-legal character; criminal responsibility; Criminal Code of Russian Federation.