Научная статья на тему 'Проблемы эффективной реализации уголовной ответственности в уголовно-правовой теории и правоприменительной практике'

Проблемы эффективной реализации уголовной ответственности в уголовно-правовой теории и правоприменительной практике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
668
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ИХ ВИДЫ / FORMS OF REALIZATION OF CRIMINAL LIABILITY AND THEIR TYPES / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL LIABILITY / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич, Немтинов Дмитрий Владимирович

Рассматриваются наиболее актуальные проблемы эффективной реализации уголовной ответственности уголовно-правовой теории и правоприменительной практики. Прежде всего, комплекс научных проблем и вопросов правоприменительной практики, связанных с реализацией уголовной ответственности, применением ее форм и их видов. Предметом этой публикации является изучение норм уголовного законодательства Российской Федерации, с учетом корреляций положений УК РФ по данной научно-практической проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич, Немтинов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF CRIMINAL LIABILITY IN CRIMINAL LAW THEORY AND LEGAL PRACTICE

The article author examines the most pressing problems of effective implementation of criminal responsibility of the criminal law theory and practice. First of all, the complex scientific problems and issues of law enforcement related to the implementation of criminal responsibility, the application of its forms and their species. The subject of this publication is to study the rules of the Russian Federation Criminal law, taking into account the correlation of the Criminal Code provisions on this scientific and practical problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективной реализации уголовной ответственности в уголовно-правовой теории и правоприменительной практике»

УДК 343.2/.7 ББК 67.408

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ДВОРЕЦКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса института права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

E-mail: dvoretskiy-68@mail.ru; ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НЕМТИНОВ, участковый уполномоченный полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 3 УМВДРоссии по г. Тамбову

E-mail: nemtinovdmitrijj@rambler. ru Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы эффективной реализации уголовной ответственности уголовно-правовой теории и правоприменительной практики. Прежде всего, комплекс научных проблем и вопросов правоприменительной практики, связанных с реализацией уголовной ответственности, применением ее форм и их видов. Предметом этой публикации является изучение норм уголовного законодательства Российской Федерации, с учетом корреляций положений УК РФ по данной научно-практической проблематике.

Ключевые слова. Проблемы эффективной реализации уголовной ответственности уголовно-правовой теории и правоприменительной практике; формы реализации уголовной ответственности и их виды; уголовная ответственность; Уголовный кодекс Российской Федерации.

Abstract. The article author examines the most pressing problems of effective implementation of criminal responsibility of the criminal law theory and practice. First of all, the complex scientific problems and issues of law enforcement related to the implementation of criminal responsibility, the application of its forms and their species. The subject of this publication is to study the rules of the Russian Federation Criminal law, taking into account the correlation of the Criminal Code provisions on this scientific and practical problems.

Keywords: The effective implementation of criminal responsibility of criminal legal theory and legal practice; forms of realization of criminal liability and their types; criminal liability; The Criminal Code of the Russian Federation.

Проблема эффективности традиционна для отечественной теории уголовного права, фактически относясь, к основной проблематике уголовно-правовой политики Российской Федерации и непосредственно разрешаема при оптимизации ее форм, их видов, в случае максимизации механизма регулирования в процессе реализации. Поскольку эффективность фактически связана с преступностью, непосредственно как исторически устойчивым со-

циально-негативным массовым явлением, реально обусловленной оценкой государства совершенного деяния, фиксирующую отчуждаемость и не адаптацию индивида к официально декларируемой ценностно-нормативной системе, то данное обстоятельство проявляется в формализации отдельных асоциальных форм. В свою очередь, вследствие приобретения деяния характера и степени общественной опасности, это находит свое выражение,

как в совершении преступлении, так и в их совокупности, то есть преступности. Нами констатируется, что рецидивная преступность, представляющая систему преступлении, совершаемых лицами, регулярно ведущими антиобщественный образ жизни, фактически зависит от процессов, сопряженных с падением нравственных устоев1, а также с маргинализацией современного российского общества, реально происходящих в стране и в психологической структуре отдельной личности, постоянно находящейся в так называемом «пограничном состоянии».

По нашему мнению, именно поэтому данный вид преступности представляет повышенный интерес в контексте исследования уголовно-правовой категории «уголовная ответственность», будучи обусловленной тремя факторами: 1) характером общественной опасности; 2) степенью общественной опасности; 3) стабильными тенденциями увеличения количества преступлений совершаемых рецидивистами. Так по нашему представлению, статистически значимый фактор вызывает вполне обоснованное беспокойство отечественных криминологов, так как ежегодно фактически возрастает удельный вес ранее судимых лиц непосредственно из числа тех осужденных, кто реально уже совершал. Нами презюмируется, что именно данные официальной статистики о совершении преступления вновь почти 60% лиц, освобожденных, из мест лишения свободы в течение первого года после освобождения взаимосвязаны и полностью соотносятся с составляющей 60% так называемой «маргинальной преступностью» в общей совокупности всех преступлений совершаемых в России.

Поскольку фактическая повышенная общественная опасность рецидивной преступности также непосредственно проявляется при изучении личности, прежде всего, особо опасного рецидивиста, то наиболее характерными обстоятельствами для него реально являются следующие типичные черты:

1) постоянность преступной деятельности, постепенно переходящая в антисоциальную профессию;

2) регулярное пренебрежение к правовым нормам;

3) систематическую нечувствительность виновного в совершении преступления лица к неоднократному осуждению к наказанию, в том числе к лише-

нию свободы и иным мерам уголовно-правового характера2. Нами констатируется, что наибольшую общественную опасность из категории рецидивистов представляют субъекты, которые устойчиво сопротивляются их вовлечению в общественно-полезную деятельность, получения образования и специальности, сочетают свое неповиновение требованиям администрации исправительно-трудового учреждения с уже сформировавшимся пенитенциарным поведением стойким к любому внешнему воздействию, как со стороны государства, так и членов общества. По нашему мнению, в контексте эффективной реализации уголовной ответственности необходимо исследовать воздействие, фактически оказываемое государством на лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, меры, непосредственно приводящие к их реальному исправлению, трудоустройству, решению бытовых проблем, являющиеся залогом оптимальной социальной адаптации в общественной жизни и выступающие ключевым фактором в предупреждении совершения новых преступлений.

Вследствие того, что деятельность системы государственных органов Российской Федерации по подготовке разных категорий осужденных к освобождению хронологически начинается задолго до того момента когда происходит данное событие, то согласно положениям части 1 ст. 180 УИК РФ регламентируется эта процедура. В свою очередь, нам представляется, что наиболее детальнее именно данная деятельность регламентируется в Инструкции № 2 «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», утвержденной положениями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13 января 2006 года. Так, на основании положений этого ведомственного документа предусматривается целый комплекс последовательно осуществляемых администрацией исправительного учреждения предупредительно-профилактических подготовительных мероприятий, которые «начинаются не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы», включающих в себя следующие этапы. Во-первых, беседа с освобождаемым лицом, для выяснения, его

целей, в поиске работы или поступления на учебу; наличие и характер связей с родными и близкими; планирование дальнейшей жизни, разъяснение возможности восстановления и подержания социально полезных связей и профессиональных контактов с прежними коллегами на предприятии, учреждении, организации. Во-вторых, систематические занятия с освобождающимися осужденными в рамках «Школа подготовки осужденных к освобождению» согласно плану и расписанию данных мероприятий. В-третьих, регистрация заявлений освобождаемых с просьбой о помощи в трудоустройстве и обустройстве быта соответствующим образом. В-четвертых, фактическое принятие положительных решений по заявлениям освобождающихся непосредственно об оказании содействия в трудоустройстве и обустройстве быта в реальной действительности.

В соответствии с письменным заявлением освобождающегося обо всех вышеперечисленных обстоятельствах дальнейшей жизнедеятельности и пожеланиях администрацией исправительного учреждения официально запрашивается, как в органах местного самоуправления субъектов РФ, так и в территориальных управлениях федеральной службы занятости населения России об имеющихся возможностях эффективной реализации социализации. Также о полученных предварительных результатах переписки, информируется заявитель. На основании полученных результатов проведенной работы, при освобождении данного лица, если гарантированно обеспечено его трудоустройстве, ему при освобождении вручается письменные обращения, как в территориальное управление федеральной службы занятости населения, так и конкретному работодателю, по месту последующего трудоустройства.

Поскольку фактически цель и задачи непосредственно осуществляемых государственными органами действий реально являются вполне обоснованными и достаточно логичными, то исходя, из уже имеющейся детальной правовой регламентации данного процесса вызывает интерес оптимальность форм, содержания и эффективности именно этих занятий в контексте реализации уголовной от-ветственности3. Вследствие того, что занятия проводятся в группе социальной защиты осужденных

ИУ Федеральной службы исполнения наказаний Минюста РФ, являющейся структурным подразделением учреждения, положение о группах, определяющие назначение и содержание ее деятельности, цели, задачи, функции, права и обязанности сотрудников, утверждены Приказом ведомства от 30 декабря 2005 г. № 262. Согласно именно данному Положению устанавливается процесс поэтапных мероприятий, комплексно проводимых подразделениями администрации исправительного учреждения для содействия освобождаемым из мест лишения свободы в решении вопросов трудоустройства и обустройстве быта, в том числе имеющие перед собой достижение следующих целей: во-первых, оптимальное исправления и эффективная ресоциализация; во-вторых, успешная адаптация.

В свою очередь, именно этот ведомственный акт предполагает также комплексную реализацию создаваемыми группами следующих задач:

• во-первых, подготовительные мероприятия с освобождаемыми лицами, в том числе занятия в рамках «Школа подготовки осужденных к освобождению» и систематическое привлечение к их проведению заинтересованных государственных ведомств;

• во-вторых, поэтапное восстановление и регулярное развитие социально-полезной взаимосвязи осужденных с их родственниками и близкими, коллегами по прежней профессиональной деятельности и законопослушным окружением в сфере досуга;

• в-третьих, разрешение наиболее актуальных проблем пенсионного обеспечения освобождаемых лиц, достигших возраста выхода на пенсию;

• в-четвертых, оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятие мер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение;

• в-пятых, систематическое участие представителей общественных организаций, по разрешению наиболее социально значимых вопросов, носящих массовый и резонансный характер, в том числе в трудоустройстве и обустройстве быта

освобождаемых из ИУ в реальной действительности.

Комплексный процесс освобождения из ИУ лиц, отбывших наказание, поэтапно регламентирован на основании положений Инструкции ФСИН № 2 «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 января 2006 г. Разработчиками логично и обоснованно предусматривается их обеспечение по следующим направлениям:

1) гарантированно без каких-либо ограничений бесплатным в любую часть Российской Федерации проездом на общественных видах транспорта к избранному постоянному месту жительства, приобретение согласно санитарно-гигиеническим нормам объемом и ассортиментом продуктов питания или выдача необходимых денежных средств на время проезда, или единовременного денежного пособия;

2) при фактическом отсутствии непосредственно у освобождаемого лица какой-либо сезонной одежды, обуви, санитарно-гигиенических средств и (или) денег на их покупку в реальной действительности, обеспечение целенаправленно осуществляется из государственного бюджета;

3) приобретение продуктов питания, сезонной одежды, обуви, санитарно-гигиенических средств освобождаемых, выдача им единовременного денежного пособия, или денежных средств необходимых для проезда осуществляются администрациями исправительных учреждений, которые исполняют данный вид наказания.

По нашему мнению, аналогичные правовые нормы фактически были непосредственно закреплены отечественным законодателем и в ст. 181 УИК РФ, а также их исполнение вполне логично и достаточно обоснованно регламентировано в положениях двух актов федерального органа исполнительной власти:

• во-первых, Постановления Правительства России «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от

отбывания наказания» от 24 октября 1997 г. № 1358;

• во-вторых, Постановления Правительства России «О размере единовременного денежного пособия, которое должно быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» от 25 декабря 2006 г. № 800. В свою очередь, мы констатируем, фактическую декларативность целого ряда уголовно-исполнительных норм в отечественной системе отраслевых правовых актов, непосредственно регламентирующих оказание содействия в реальном разнообразном обустройстве освобождаемым из мест лишения свободы, тем самым затрудняя эффективную реализацию уголовной ответственности. Так, по нашему представлению, на основании положений статьи 182 УИК РФ отечественный законодатель нелогично только лишь провозглашает право данной категории граждан Российской Федерации на социальные гарантии и их полное материально-финансовое обеспечение, исходя, из положений российского законодательства и иных нормативных правовых актов. Однако, при этом им законодательно не предусматривается сколько-нибудь определенных преимуществ, или конкретных преференций, столь бесспорно необходимых для отбывших наказание лиц для реализации именно этой чисто декларативной уголовно-исполнительной нормы, прежде всего, при устройстве на работу или получении жилья. По нашему мнению, фактическое решение данной актуальной проблемы непосредственно предполагает комплексный подход к правовому регулированию именно этой сферы, как на федеральном уровне, путем внесения соответствующих изменений и дополнений отраслевого законодательства, так и корреляции нормативной базы субъектов России и их муниципальных образований. По нашему представлению, в реальной действительности Российской Федерации наиболее перспективными и унифицированными предупредительно-профилактическими формами высокоэффективного воздействия целенаправленными на данную категорию лиц в целом могут выступать:

1) создание постоянно действующих комиссий по социально-правовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;

2) систематическое ведение учета разных категорий граждан освобожденных от отбывания какого-либо вида наказания и (или) применения «иных мер уголовно-правового характера», нуждающихся в социальной адаптации;

3) разнообразное стимулирование деятельности организаций, предприятий, учреждений разных организационно-правовых форм собственности, предоставляющих рабочие места гражданам, нуждающимся в социальной адаптации, создающих и содержащих ночлежные дома, иные специализированные объекта;

4) регулярное проведение государственного мониторинга условий трудового и бытового устройства гражданам, нуждающимся в социальной адаптации, обратившимся за этим видом социальной помощи;

5) комплексное проведение воспитательной работы с разными категориями граждан освобожденных от отбывания какого-либо вида наказания и (или) применения «иных мер уголовно-правового характера», нуждающимися в социальной адаптации.

В свою очередь, нами констатируется, что фактическая реализация данных предупредительно-профилактических форм воздействия должна осуществляться посредством проведения следующих мероприятий в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы:

1) систематическое содействие в положительном решении вопросов трудовой занятости, социально-психологической реабилитации и адаптации к новым условиям жизни;

2) постоянное ведение целенаправленного правового воспитания для корректировки и изменения устойчивой антиобщественной позиции граждан освобожденных от отбывания мер государственного принуждения на нейтральную позицию для окружающих сограждан или социально полезную для большинства общества.

Поскольку фактически порядок оказания лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, регламентируется в России только лишь декларативно, то, безусловно, именно они непосредственно относится к категории особо нуждающихся граждан в постоянной социальной защите, так как реально не способны на равных условиях

конкурировать на рынке труда, систематически испытывая трудности в поиске работы4. По нашему мнению, в организациях, учреждениях, на предприятиях должны систематически резервироваться рабочие места по отдельной целевой квоте, для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, число которых необходимо определять специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области труда и занятости населения и его органами местного самоуправления. В свою очередь, по нашему представлению, фактическое исключение из этого правила непосредственно составляют те организации, учреждения, предприятия, где рабочие места для указанных категорий граждан реально не могут резервироваться согласно их имеющемуся правовому статусу и занимаемому положению в государстве и обществе:

1) государственные органы Российской Федерации разного уровня и местные органы самоуправления субъектов;

2) правоохранительные и контролирующие органы;

3) общественные объединения инвалидов;

4) юридические лица, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение об их ликвидации.

По нашему мнению, предлагаемые меры социальной адаптации и превенции возможного продолжения преступной деятельности в дальнейшем лицами, освобожденными, из мест лишения свободы позволит комплексно эффективно реализовывать уголовную ответственность поэтапно:

1) существенным образом снизить долю лиц, ранее уже осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу;

2) регулярно увеличить долю трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в общем количестве лиц, обратившихся в центры занятости населения за социальной помощью;

3) многократно увеличить долю лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальную помощь, в общем количестве лиц обратившихся за ее получением;

4) окончательно сформировать общефедеральную постоянно действующую и максимально действенную систему социализации освобождаемых, которая основана на межведомственной координации и взаимодействии государственных органов разного уровня, местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий;

5) привлечь на регулярной основе государственные институты, общественные организации и религиозные конфессии к решению актуальных проблем борьбы с преступностью, в том числе ре-социализации лиц освободившихся из мест лишения свободы, предупреждению совершения ими и иными лицами новых преступлений.

Нами констатируется, что фактически крайне негативное влияние лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, оказывает непосредственно на состояние законности и общественной безопасности в стране. В свою очередь, реальное же отсутствие надежных, закрепленных в отраслевом законодательстве социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, имеющих трудности в бытовом и трудовом устройстве осложняют процесс их последующей ресоциализации, приводя к повторным правонарушениям со стороны данной категории граждан.

Вследствие того, что фактически значительная часть граждан, непосредственно освободившихся, из мест лишения свободы также реально не имеет, постоянного места жительства, то нуждается в систематической социальной адаптации в специализированных учреждениях, основывающих свою деятельность на специальных методиках и индивидуальном подходе5. По нашему мнению, основными причинами и условиями массовости бездомности лиц, освободившихся, из мест лишения свободы является целый ряд следующих объективных и субъективных обстоятельств:

1) тюремное заключение, когда исходя из положений отечественного отраслевого законодательства, действовавших, вплоть до 1995 г. каждый осужденный на срок более шести месяцев подлежал обязательному, то есть автоматическому выписыванию с места постоянного жительства;

2) постоянные мошеннические махинации с недвижимостью данной категории граждан, при от-

сутствии каких-либо определенных государственных гарантий, закрепленных в нормах законодательства;

3) систематические семейно-бытовые проблемы и регулярные конфликты, приводящие, как правило, к потере социально полезных связей с родственниками, близкими людьми, коллегами по работе;

4) предварительный личный осознанный выбор индивида, фактически в пользу в итоге непосредственно маргинализации, реально включающую в себя, в том числе алкоголизацию, наркотизацию, «постоянное одалживание и жизнь в долг», устойчивый антиобщественный образ жизни, постоянное совершение правонарушений и в дальнейшем преступлений;

5) обязательное увольнение с предприятия, из организации, или учреждения, предоставившего работнику ведомственное жилье на время работы, с последующим его изъятием у уволенного лица.

По нашему представлению, фактически в отношении именно данной категории граждан, освободившихся, из мест лишения свободы необходимо комплексно непосредственно осуществлять следующие предупредительно-профилактические мероприятия по их реальной социальной адаптации:

1) постоянная государственная помощь в установлении оснований назначении пенсий, пособий, определении групп инвалидности;

2) официальное направление в дома-интернаты лиц из данной категории граждан, подлежащих согласно действующему отраслевому законодательству Российской Федерации обязательному интернированию;

3) регулярное оказание помощи в восстановлении социально-полезных контактов с родственниками, близкими людьми, коллегами по прежней работе, возвращение в имеющиеся неполные семьи;

4) систематическая подготовка высококвалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием, их переподготовка с присвоением более высоких разрядов с гарантированным после освобождения трудоустройством по полученной специальности;

5) создание унифицированной общефедеральной постоянно действующей информацион-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

но-аналитической системы учета осужденных, освобождающихся от отбывания какого-либо вида наказания, и (или) применения «иных мер уголовно-правового характера» на основании разработки персонифицированных данных социальной карты осужденного.

По нашему мнению, фактически предлагаемый комплекс мер по предупреждению рецидива лиц, отбывших наказания, в том числе освободившихся из мест лишения свободы непосредственно должен позитивным образом реально повлиять на улучшение имеющегося состояния законности и общественного правопорядка в Российской Федерации. Так, нами констатируется, что оптимизация стратегии уголовно-правовой сферы правовой политики в направлении эффективной реализации уголовной ответственности должна быть последовательно обращена к защите прав и свобод личности в той мере, в какой именно это соответствует принципам справедливости и гуманизма. Нами констатируется, что все вышеизложенное дают возможность понимать под эффективностью получение позитивных результатов защиты нормами УК РФ отношений вследствие оптимальной реализации уголовной ответственности, ее форм и их видов в современной действительности.

1 См., напр.: Осокин Р.Б., Денисенко М.В. Уголовно-правовая характеристика незаконного распространения порнографических материалов или предметов: науч.-практ. пособие. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 3; Петро-сян О.Ш., Старков Е.А., Осокин Р.Б. Порнография с изображениями несовершеннолетних // Преступления против общественной нравственности (материалы слушаний Комиссии по законодательству Московской государственной Думы): монография. М.: Юрист, 2008. С. 80—82; Осокин Р.Б., Сочнев Д.В., Трунцевский Ю.В. Системное противодействие радикальным экстремистским течениям в молодежной среде: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. С. 6—7; Осокин Р.Б. Общественная нравственность как объект регулирования и охраны по российскому законодательству // Труды Тамбовского филиала Московского университета МВД России за 2010 г. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2011. С. 114—115; Осокин Р. Б. Проблемы уголовно-правового противодействия жестокому обращению с животными // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 1. С. 44; Осокин Р.Б. Об основных направлениях уголовно-правовой политики в сфере противодействия преступлениям против общественной нравственности // Уголовный закон: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2011. С. 219—220; Осокин Р.Б. Общественная нравственность как особо ценный объект охраны // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 7. С. 167; Осокин Р.Б. К вопро-

су о совершенствовании механизма уголовно-правовой охраны общественной нравственности // Юридическая наука и правоприменение (V Саратовские правовые чтения): сборник тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции (г. Саратов, 1—2 июня 2012 г.). Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Сарат. гос. юр. акад.», 2012. С. 149—150; Осокин Р.Б. Декриминализация клеветы и оскорбления как одна из форм реализации уголовной политики // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8 (041-042). С. 197; Осокин Р.Б. К вопросу о природе чести и достоинства как нравственных категорий // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10 (44). С. 214—215; Осокин Р.Б. Общественная нравственность: опыт теоретико-инструментального анализа // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 7. С.76; Осокин Р.Б. К вопросу об ответственности за размещение объявлений (информации) об оказании сексуальных услуг // Преступления в информационной сфере: проблемы расследования, квалификации, реализации ответственности и предупреждения: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 73; Осокин Р.Б. К вопросу о содержании общественной нравственности по российскому законодательству // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 328; Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности: история и зарубежный опыт противодействия: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013. С. 4; Осокин Р.Б. К вопросу о криминализации изготовления или распространения произведений, пропагандирующих насилие и жестокость // Публичное и частное право. 2014. № 1. С. 70—71; Осокин Р.Б. криминализация изготовления или распространения произведений, пропагандирующих насилие и жестокость: аргументы «за» и «против» // Закон и право. 2014. № 3. С. 28—29; Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 3; Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 4; Осокин Р.Б., Чирков Е.В. К вопросу о тенденциях динамики преступлений против общественной нравственности в Рязанской области // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3. С. 75.

2 См., напр.: Осипов П.П. Теоретические основы построения и применения уголовно-правовых санкций. Л., 1976. С. 53—54 и др.

3 См., напр.: Пионтковский А.А. О понятии уголовной ответственности // Советское государство и право. 1967. № 12. С. 42.

4 См., напр.: Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М., 2009. С. 395— 399; Полякова В.О., Осокин Р.Б. Достижение результатов исправительного воздействия при исполнении лишения свободы в отношении осужденных лиц женского пола: специфика, основные проблемы и пути их решения // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 133—134.

5 См., напр.: Дворецкий М.Ю. Уголовная ответственность // Законность. 2006. № 12. С. 11—12; Дворецкий М.Ю. Направления совершенствования отечественной системы уголовных наказаний // Вестник Саратовской государственной академии права. 2007. № 5(57). С. 148—150; Дворецкий М.Ю. К вопросу о видах уголовной ответственности // Уголовное право. 2007. № 2. С. 40—44; Дворецкий М.Ю. Актуальные вопросы понятия «юридическая ответственность», его значение для теории уголовного права // Адвокатская практика. 2007. № 4. С. 27—31; Дворецкий М.Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности // Вестник Воронежского университета МВД России. 2011. № 1. С. 52—58; Дворецкий М.Ю. Система видов уголовной ответственности и направления ее совершенствования // «Черные дыры» в российском законодательстве». 2008. № 2. С. 130—133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.