Научная статья на тему 'Эффективная организационная структура управления субъектом предпринимательской деятельности'

Эффективная организационная структура управления субъектом предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEUR / ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT / ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Виктория Игоревна, Ковалевская Валерия Валерьевна

Рассматривается сущность предпринимательства, делается вывод, что понятие «предпринимательство» близко понятию «инновация». Выполнена идентификация субъектов предпринимательской деятельности и определен носитель предпринимательства. Авторы убеждены, что предпринимательство становится уделом коллективной деятельности, а его носителем выступает коммерческая организация. используя классификацию А. Хоскинга, авторы приходят к выводу о необходимости реакции предпринимателя на обстоятельства каждого элемента предпринимательской среды. Уделено внимание видовым формам предпринимательской деятельности. Базируясь на работах В. и. Арнольда, авторы доказывают, что организационная структура управления должна динамично изменяться и обладать способностью адаптации к различным переменам внутри организации и во внешней среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective organizational structure of business entity

The author examines the nature of entrepreneurship, and concludes that in fact the concept of «entrepreneurship» is akin to another is difficult understand the concept — «innovation». Identification of subjects of entrepreneurial activity and defined the carrier Enterprise. The authors believe that entrepreneurship becomes a lot of community activities, and acts as its carrier-profit organization. Using the classification of the business environment A. Hosking come to the conclusion that the need to consider and respond to the circumstances of each element of the business environment. Paying attention to specific forms of entrepreneurial activity. Based on the works of V. I. Arnold's authors argue that the organizational structure of management to dynamically change and have the ability to adapt to various changes, both within the organization and the external environment.

Текст научной работы на тему «Эффективная организационная структура управления субъектом предпринимательской деятельности»

В. И. Алексеева1, В. В. Ковалевская2

эффективная организационная структура управления субъектом предпринимательской деятельности

Осуществляемые в России экономические реформы при всей их противоречивости и непоследовательности способствовали становлению и развитию предпринимательства [3]. Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, предпринимательская деятельность играет важную роль в экономике: стимулирует экономический рост, насыщение рынка товарами, обеспечивает создание дополнительных рабочих мест.

О сущности предпринимательства пишут представители различных отраслей знаний: экономисты, философы, социологи и др. Разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной и финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования.

Достаточно простое и емкое определение предпринимательства дал В. И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» — «предпринявший» что-либо. В современной экономической литературе в большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А. Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица»3. В учебниках предпринимательство определяется как непосредственная, самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством. Именно этот подход в России закреплен законодательно4.

Согласно современному российскому законодательству, под предпринимательской деятельностью понимается «...самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом — продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве (в качестве предпринимателя — прим. Ред.) в установленном законом порядке»5 [9, с. 23-24]. Действительно ли прибыль — конечная цель предпринимательства?

1 Виктория Игоревна Алексеева, ассистент кафедры управления предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, канд. экон. наук, e-mail: vikylka85@mail.ru

2 Валерия Валерьевна Ковалевская, аспирант кафедры управления предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, e-mail: lera061@mail.ru

3 Большой экономический словарь. - М.: Институт экономики, 1994. - С. 313.

4 Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июля 1995 г. № 88-Ф3, ГКРФ и др.

5 Гражданский кодекс РФ. - Ч. 1. - Разд. 1, подразд. 1. - Гл.1, ст. 2.

В принципе, извлечение прибыли — это побудительный мотив предпринимательской деятельности, а ее целью является создание продукта, т. е. удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов. Прибыль — это мерило успеха, только размером прибыли можно определить, насколько эффективно сработал предприниматель, соответственно, ее величина органически сопряжена с удовлетворением потребностей общества. Целевые устремления предпринимателя связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной деятельности и максимизацией возможностей удовлетворять комплекс социально-экономических потребностей [8, с. 5-6].

Классик современной микроэкономической теории А. Маршалл, говоря о главной черте рыночной экономики, подчеркивает «свободу производства и предпринимательства». Р. Кантильон обратил внимание на феномен предпринимательства как явление нового времени, сменившего феодальное средневековье, когда появились люди, которые на свой страх и риск занимались рыночным обменом в целях извлечения прибыли.

И. Шумпетер считал, что предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической, так как они создают что-то новое, а это труднее, чем делать привычное и испытанное [14, с. 63-64]. По мнению П. Друкера, предпринимательским является только тот бизнес, который создает новый рынок, формирует новых покупателей. Он полагал, что принципы предпринимательства могут практиковаться даже на старых предприятиях. Содержанием предпринимательства, с точки зрения Друкера, являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении: «Ему (управлению) также под силу превратить Америку в предпринимательское общество...» [7]. Эта мысль очень важна и для российской экономики. По сути, понятие «предпринимательство» сродни понятию «инновация».

В течение многих лет зарубежные авторы (а в последние годы и отечественные ученые) сетуют на недостаточную разработанность терминологического аппарата и содержательных аспектов нововведений. «Ни одна из проблем, с которыми сталкивается американский бизнес, не является более важной и менее изученной, чем проблема нововведений», — вторит экономистам известный американский футуролог Э. Тоффлер. Количество работ в области инноваций постоянно растет, интерес к проблеме не ослабевает, тем не менее до сих пор ни теория, ни практика не дали четкого ответа на вопросы, что такое инновации, какова их роль и как их использовать для развития не только организации, но и общества в целом [5, с. 57].

Широко применяется трактовка термина «инновация», в которой учитывается только научно-технический аспект. Например, П. Друкер приводит следующее определение: «... инновация — это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса...» [7]. Подчеркнем различие между терминами «изобретение» и «инновация». Изобретение — это новый продукт, а инновация — новая выгода, именно на этом и строится маркетинговая стратегия инноваций. Обратим внимание на две особенности данного определения: во-первых, это «разработки и внедрение нового, ранее не существовавшего»; во-вторых, это может быть новшество как в сфере технологии производства, так и в области технологии управления. Важно найти такие «разработки», которые позволят развивать предпринимательство желаемыми темпами. Инновация представляет собой главный источник прибыли, которая, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций. Неизменяющийся экономический мир Шумпетер фактически противопоставляет экономическому миру, развивающемуся благодаря инновациям, динамика которого является генератором прибыли: «без развития нет прибыли; без прибыли нет развития». Прибыль, возникающая из инновации, побуждает предпринимателя вводить все новые

и новые инновации и дает ему для этого необходимые средства, которые он вкладывает в свое дело [10]. Прибыль является оценкой успеха и психологическим стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурсов, инвестиционных возможностей и, соответственно, источником развития предпринимательства. Именно поэтому предпринимателю необходимо сосредоточить свои усилия на тех факторах, которые производят прибыль (а не на самой прибыли) [8, с. 86].

Отметим, что в экономической теории был и другой подход к определению предпринимательства. Так, через сто лет после Кантильона появилась теоретическая концепция Ж. Б. Сэя, в основе которой лежат такие экономические понятия, как капитал, земля, труд, факторы производства, комбинация факторов. Само предпринимательство трактовалось как оперирование факторами производства, которые извлекаются в одном месте, где они дают малый доход, затем перемещаются, и новая их комбинация в другом месте дает больший доход. Концепция Сэя, применимая к любым формам предпринимательской деятельности, стала классической формулой предпринимательства.

Однако по мере развития рыночного хозяйства, капиталистических отношений, собственности возникли трудности с идентификацией субъекта предпринимательства. Ключом к решению данного вопроса является характер реализации предпринимательской функции, а не персонификация какого-либо признака предпринимательства, пусть даже доминирующего. Когда пучок правомочий по принятию решений сконцентрирован у собственника, непосредственным носителем предпринимательства будет именно он. Когда же такой пучок рассредоточен по уровням управления и реализация предпринимательской функции возможна только при мобилизации усилий всего коллектива, предпринимательство становится уделом коллективной деятельности, носителем которой выступает коммерческая организация. Это отнюдь не означает изменения природы или содержательной стороны предпринимательства, а свидетельствует лишь об изменении модели его осуществления.

Рассредоточение предпринимательской функции и вовлечение в процесс принятия решений все большего числа участников является объективным условием современного предпринимательства. Поскольку важнейшие с точки зрения осуществления предпринимательства составляющие пучка прав собственности (организация и ликвидация предприятия, постановка целей, право окончательного контроля, право на остаточный доход) закрепляются за собственником, то независимо от организационной формы осуществления предпринимательства его следует понимать как деятельность, реализуемую посредством управления в интересах собственника [8, с. 43].

Родовым признаком предпринимательства является рисковая деятельность. Риск — постоянный спутник предпринимателя не потому, что он склонен к риску. Здесь важна нацеленность предпринимателя на обращение рыночной нестабильности и неопределенности в свою пользу в форме определенного вознаграждения. Последнее выступает решающим фактором, вынуждающим предпринимателя идти на риск, поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода. Коммерческий риск основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью, степень которой в значительной мере определяет приемлемый для предпринимателя уровень риска [12, с. 80].

Говоря о предпринимательстве, следует учитывать его взаимоотношения с общественноэкономической средой. Предприниматель преобразует среду, формирует новую среду [2], в свою очередь, среда является необходимой предпосылкой для возникновения предпринимательства, создавая необходимую экономическую и законодательную базу. Пред-

принимательская среда представляет собой совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей, и подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от субъектов предпринимательства, и внутреннюю, которая формируется непосредственно субъектами предпринимательства [11, с. 49-50].

А. Хоскинг выделяет семь элементов предпринимательской среды: экономическая обстановка; политическая ситуация; правовая среда; социально-культурная среда; технологическая среда; физическая или географическая среда; институциональная организационнотехническая среда, включающая всю совокупность институтов (от рекламных агентств до банков), с помощью которых бизнес ведет свои дела.

Приведенная классификация предполагает учет и реакцию предпринимателя на обстоятельства каждой среды. Например, технологическая среда отражает уровень научнотехнического развития, влияющий на предпринимательство в области использования информационных технологий и других достижений НТП. Отметим, что предприниматель действует одновременно в нескольких сферах: производственной, торговой, финансовой.

В современной учебной и научной литературе предпринимательская деятельность, как правило, рассматривается в узких рамках — как деятельность индивидуального предпринимателя. Однако принципы предпринимательской деятельности могут и должны использоваться в государственном (общественном) секторе экономики. Таким образом, можно говорить о двух видовых формах предпринимательской деятельности: частной и государственной.

Государственное предпринимательство6 — форма осуществления хозяйственной деятельности, при которой стратегические решения о целях и способах предпринимательской деятельности принимает государство, а использование ее результатов имеет не частный характер. Государственное предпринимательство реализуется:

• через государственные органы управления, уполномоченные в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом (государственное предприятие);

• через органы местного самоуправления (муниципальное предприятие) [4, 6].

Частное предпринимательство основывается на частной собственности и осуществляется частными лицами в своих интересах. По способу организации оно может иметь индивидуальную, коллективную и корпоративную формы [8, с. 38-39]. В некоторых случаях интересы частного предпринимательства могут противоречить интересам общества.

В 40-х гг. ХХ в. в экономической науке предметом исследования были отношения предпринимателя и менеджера. Такой интерес обусловлен тем, что завершился процесс отделения собственности от непосредственного контроля за ней, а организационно-управленческая сфера выделилась в относительно самостоятельную деятельность. Большое значение приобретает исследование организационных структур управления субъектов предпринимательской деятельности.

Постоянные изменения в законодательстве РФ усложняют деятельность всех предпринимательских структур страны, конкурентная борьба приобретает все более жесткие формы. Затрудняется разработка и реализация стратегических планов, от субъектов предпринимательской деятельности требуются гибкость и способность оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия (в первую очередь речь идет о построении и функционировании эффективной организационной структуры управления).

6 По некоторым оценкам, государству принадлежит до половины всех имеющихся в стране активов, в том числе более или менее крупные пакеты акций приватизированных предприятий.

Организационная структура управления представляет собой совокупность подразделений субъекта предпринимательской деятельности, выстроенных в соответствии с иерархической принадлежностью, и взаимосвязей между ними. Она должна динамично изменяться и обладать способностью адаптироваться к переменам как внутри организации, так и во внешней среде [13]. При этом надо учитывать опасность ослабления или даже потери управления при усложнении организационной структуры. Суть этого явления и его математическая трактовка приведены в работе В. И. Арнольда [1].

Пусть экономический процесс, результатом которого является производство продукции объемом х, управляется некоторым руководителем, принимающим решения у о скорости производства, т. е. увеличении объема продукции х:

dx _

dt У (1)

Поведение руководителя первого (самого низшего) ранга управляется руководителем второго ранга, который принимает решение z о том, как нужно менять скорость производства:

± = _

а% (2)

В свою очередь, поведение руководителя второго ранга управляется руководителем третьего ранга и т. д. вплоть до генерального руководителя (ранга п).

Генеральный руководитель реализует обратную связь. Его решение основывается не на желании выполнить приказ начальства (как у руководителей предыдущих рангов), а на интересах дела. Так, при необходимости достичь уровня хо объема продукции х он будет по-разному влиять на руководителя предыдущего ранга в ситуациях, когда уровень хо не достигнут и когда он превзойден.

Например, для п = 3 организационная структура управления моделируется следующей системой линейных дифференциальных уравнений:

-=).

Л

^=- (),

Лг

Л=-к (

Лг у

(3)

о ),

где постоянная k определяет степень влияния генерального руководителя на формирование уровня х производства продукции.

Система (3) может быть преобразована в линейное дифференциальное уравнение третьего порядка:

^ = -к (х - хо ). (4)

В общем случае, когда организационная структура содержит п уровней управления, соответствующая модель реализуется уравнением

X <" )= ^ = -к (х - х ). (5)

dtn ^ °'

Уравнения (3) и (4) могут быть решены в явном виде. При этом, как показано

в теории устойчивости решений дифференциальных уравнений, при п = 1 решение

является устойчивым, а при п = 2 оно реализуется на границе устойчивости.

Общий вывод состоит в том, что многоступенчатое управление, описываемое нашей моделью, при п > 3 неустойчиво. Это может вызвать катастрофическое нарастание колебаний. Следовательно, в современных условиях проблема правильного и грамотного построения эффективной организационной структуры приобретает особую актуальность.

список литературы

1. Арнольд, В. И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели/В. И. Арнольд. — М.: УРСС, 2007.

2. Асаул, А.Н. Выступление на «круглом столе» по теме: «Социальная ответственность российского предпринимательства»/А. Н. Асаул//Научные труды Вольного экономического общества России. — 2005. — Т. 55. — С. 349- 351.

3. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности/А. Н. Асаул// Успехи современного естествознания. — 2010. — № 10. — С. 105

4. Асаул, А.Н. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ)/А. Н. Асаул, В. А. Кощеев//Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 2. — С. 140.

5. Введение в инноватику: учеб. пособие/А. Н. Асаул [и др.]. — СПб: АНО «ИПЭВ», 2010. — 280 с.

6. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ)/А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. — 300 с.

7. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальное решение/П. Друкер; пер. с англ. — М.: Фаир-пресс, 1998.

8. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства/ А. Н. Асаул [и др.]. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. — 280 с.

9. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей/А. Н. Асаул, Е. Г. Скуматов, Г. Е. Локтеева. — СПб.: Гуманистика, 2004. — 256 с.

10. Модернизация экономики на основе технологических инноваций/А. Н. Асаул [и др.]. — СПб: АНО «ИПЭВ», 2008. — 606 с.

11. Организация предпринимательской деятельности: учебник/А. Н. Асаул. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. — 336 с.

12. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности/А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д. А. Гордеев. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. — 271 с.

13. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы/А. Н. Асаул, Н. А. Асаул, А. В. Симонов. — СПб.: СПбГАСУ, 2009. — 258 с.

14. Шумпетер, И. Теория экономического развития/И. Шумпетер. — М., 1982.

The list of the literature

1. Arnold, V.I. «Hard» and «soft» Mathematical Models/V. I. Arnold. — М.: URSS,

2007.

2. Asaul, A. N. Speech at the roundtable on «Social Responsibility of Russian entrepreneurship»/A. N. Asaul//Proceedings of the Free to Economic Society of Russia. — 2005. — Т. 55. — P. 349-351.

3. Asaul, A. N. The Organization of entrepreneurial activity/A. N. Asaul//Successes of modern science. — 2010. — № 10. — P. 105.

4. Asaul, A. N. Public Enterprise in Construction (State Building order)/A. N. Asaul, V. A. Koscheev//Modern high technologies. — 2010. — № 2. — P. 140.

5. Introduction to innovation: A training manual/A. N. Asaul [and other]. — SPb.: ANO «IPEV», 2010. — 280 p.

6. Public Enterprise in Construction (State Construction Order)/A. N. Asaul, V. A. Ko-scheev. — SPb.: ANO «IPEV», 2009. — 300 p.

7. Druker, P. Effective management. Economic problems and the optimal solution/P Druker; translate into Russian. — М.: Fair-Press, 1998.

8. Patterns and trends of modern business/A. N. Asaul [and other]. — SPb.: ANO «IPEV»,

2008. — 280 p.

9. Methodological aspects of the formation and development of entrepreneurial networks/A. N. Asaul, E. G. Skumatov, G. E. Lokteeva. — SPb.: Humanistic, 2004. — 256 p.

10. Modernization of the economy based on technological innovation/A. N. Asaul [and other]. — SPb.: ANO «IPEV», 2008. — 606 p.

11. The Organization of entrepreneurial activity: a tutorial/A. N. Asaul. -SPb.: ANO «IPEV», 2009. — 336 p.

12. Evaluation of competitive position of subjects of business activities/A. N. Asaul, H. S. Abayev, D. A. Gordyeyev. — SPb.: ANO «IPEV», 2007. — 271 p.

13. Formation and evaluation of the effectiveness of the organizational structure of management companies of investment and construction areas/A. N. Asaul, N. A. Asaul, A. V. Simonov. — SPb.: SPbGASU, 2009. — 258 p.

14. Shumpeter, I. Theory of economic development/I. Shumpeter. -М.: 1982.

Статья представлена в научно-редакционный совет 05.07.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.