Научная статья на тему 'Эффект реализации пенсионной реформы с точки зрения денежных потоков'

Эффект реализации пенсионной реформы с точки зрения денежных потоков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПФР / пенсионная реформа / пенсионный возраст / социальное страхование / финансирование социального обеспечения. / PFR / pension reform / pension age / social insurance / social security financing.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К Л. Юрченко

В нынешних российских социально-экономических условиях проблема реализации пенсионной реформы приобрела особую остроту. Постепенное повышение пенсионного возраста с 2019 года, по мнению сторонников реформы, является главным фактором экономии бюджетных средств, однако научные обсуждения данного аспекта сопровождаются агрессивной критикой, поскольку проводимые изменения сопряжены с целым рядом объективных социальных факторов и условий. Целью данной статьи является анализ эффекта реализации пенсионной реформы с точки зрения денежных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF IMPLEMENTATION OF PENSION REFORM IN TERMS OF CASH FLOWS

In the current Russian socio-economic conditions, the problem of the implementation of the pension reform has become particularly acute. A gradual increase in the retirement age from 2019, according to supporters of the reform, is the main factor in saving budget funds, but scientists often criticize these changes, since they are associated with a number of objective factors and conditions. The purpose of this article is to analyze the effect of the implementation of pension reform in terms of cash flows.

Текст научной работы на тему «Эффект реализации пенсионной реформы с точки зрения денежных потоков»

- Экономические науки -

ЭФФЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

К.Л. Юрченко, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11039

Аннотация. В нынешних российских социально-экономических условиях проблема реализации пенсионной реформы приобрела особую остроту. Постепенное повышение пенсионного возраста с 2019 года, по мнению сторонников реформы, является главным фактором экономии бюджетных средств, однако научные обсуждения данного аспекта сопровождаются агрессивной критикой, поскольку проводимые изменения сопряжены с целым рядом объективных социальных факторов и условий. Целью данной статьи является анализ эффекта реализации пенсионной реформы с точки зрения денежных потоков.

Ключевые слова: ПФР, пенсионная реформа, пенсионный возраст, социальное страхование, финансирование социального обеспечения.

В соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, подготовленного Министерством экономического развития, пенсионная система России нуждается в реформировании [1]. Эта необходимость обусловлена внешними экономическими и демографическими факторами, которые оказали влияние на пенсионный фонд: теневая занятость, скрытая заработная плата, возросшее демографическое бремя с точки зрения изменения соотношения застрахованных лиц, выплаты страховых взносов и получателей пенсий, а также высокий уровень смертности среди трудоспособного населения. Вопросы улучшения пенсионного фонда находятся под пристальным вниманием.

Формой пенсионного обеспечения России является солидарно-распределительная, т.е. источником финансирования пенсионного обеспечения

одного поколения граждан выступают средства другого (следующего) поколения. Таким образом, главным источником доходов Пенсионного Фонда России являются поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составляющие на сегодняшний день 22% от номинальной зарплаты сотрудника. Страховые взносы по итогам 2018 года составляют 60% доходов ПФР [2]. Доход от инвестирования средств составляет порядка 3% доходов ПФР, оставшаяся часть -межбюджетные трансферты.

Если обратиться к динамике доходов и расходов Пенсионного Фонда России за последние пять лет, можно увидеть, что темп роста расходов фонда превышает темп роста доходов (Рис. 1). Если номинально доходы фонда выросли в 1,3 раза, то с учётом инфляции в России, коэффициент которой составил 1,4 в 2018 году по отношению к 2012 году, реальный рост доходов составил 0,1 (-10%) [2; 3].

- Экономические науки -

9 000,00 8 000,00 7 000,00 6 000,00 5 000,00 4 000,00 3 000,00 2 000,00 1 000,00

0,00 2013 2014 2015 2016 2017 2018

■ Доходы 6 388,40 6 159,10 7 126,60 7 625,20 8 260,10 8 269,60

■ Расходы 6 378,50 6 190,10 7 670,30 7 829,70 8 319,50 8 428,70

Рис. 1. Динамика доходов и расходов ПФР [2]

Таким образом, бюджет ПФР является дефицитным, что в первую очередь обусловлено сложившейся в России макроэкономической и демографической ситуацией. Пенсионная реформа, предусматривающая постепенное повышение пенсионного возраста в России с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 63 лет для женщин должна выступить одним из рычагов решения этой проблемы [4].

Для расчета эффекта реализации пенсионной реформы использовались такие показатели, как: средний размер заработной

платы за 2012-2019 годы, средний размер затрат на выплату пенсий в стране за 20122019 годы, уровень инфляции за последние восемь лет, прогнозируемый уровень инфляции на 2020-2030 гг. (Таблица 1, вариант 2), уровень безработицы, прогнозная численность населения по годам на 20202030 годы и текущий процент отчислений от номинальной заработной платы в ПФР. Основным источником получения перечисленных данных послужила Федеральная служба государственной статистики.

Таблица 1. Прогноз инфляции [ 1 ]

(прирост цен в %, в среднем за год)

2016 - 2030 гг.

вариант 2012 - 2015 гг. 2016 - 2030 гг.

2016 - 2020 2021 - 2025 2026 - 2030

Инфляция (ИПЦ) 1 5,5 5,0 3,9 2,7 3,8

2 5,0 3,7 2,6 3,7

3 4,3 3,5 3,0 3,6

Вычисление прогнозных денежных потоков производилось на период 20192036 гг. Для расчета значений средней заработной платы и пенсии будущих периодов был вычислен темп роста данных параметров на основе исторических данных. Доля отчислений в Пенсионный Фонд предполагалась неизменной: равной текущему значению. Численность трудоспособного населения и населения старше

трудоспособного была вычислена с учётом графика выхода на пенсию по году рождения, составленным ПФР.

Расчёты, результаты которых приведены в таблице 2, были произведены без учёта реализации пенсионной реформы -для того чтобы воспользоваться возможностью сравнить полученные значения со значениями, для которых изменения в пенсионной системе будут учтены.

- Экономические науки -

Таблица 2. Расчёт прогнозных денежных потоков в условиях неприменения пенсион-

ной реформы

Год Трудоспособное население, тыс. человек Старше трудоспособного, тыс. человек Затраты на выплату пенсий, млрд. руб. Сумма отчислений в ПФР, млрд. руб. Превышение размера отчислений в ПФР над затратами на выплату пенсий, млрд. руб.

2019 81384,9 37975,4 535,53 785,85 250,32

2020 80720,4 38531,6 570,55 845,77 275,22

2021 80048,0 39124 600,75 910,10 309,35

2022 79530,8 39566 630,02 981,17 351,15

2023 79118,0 39910,7 659,02 1 059,14 400,12

2024 78872,5 40221,8 688,73 1 145,71 456,98

2025 78788,1 40468,6 718,60 1 241,88 523,28

2026 78649,6 40782,1 742,99 1 345,19 602,20

2027 78584,4 41004,6 766,47 1 458,46 691,99

2028 78637,8 41230,7 790,73 1 583,65 792,92

2029 78796,9 41451,5 815,64 1 721,90 906,26

2030 78923,6 41693,2 841,72 1 871,44 1 029,71

2031 78952,3 42040,6 870,80 2 031,43 1 160,63

2032 79041,8 42303,2 899,02 2 206,81 1 307,78

2033 79079,5 42546,1 927,70 2 395,75 1 468,06

2034 78912,5 42780 957,05 2 594,14 1 637,09

2035 78667,2 43002,2 987,03 2 806,15 1 819,12

2036 78289,4 43306,7 1 019,87 3 030,33 2 010,47

Итого: 30 014,87 15 992,66

В таблице 3 представлены результаты расчётов денежных потоков с условием постепенного повышения пенсионного возраста с 2019 по 2034 гг. Сравнение результатов, полученных при расчёте без учёта пенсионной реформы и с учётом реформы, показывает номинальную экономию средств в 2655,44 млрд. руб., дости-

гаемую за счёт постепенного повышения пенсионного возраста. Экономия с учётом дисконтирования с использованием прогнозных значений инфляции составляет 1 945,56 млрд. руб. Таким образом, пенсионная реформа 2019-2036 гг. будет иметь положительных эффект в её финансовом аспекте.

Таблица 3. Расчёт прогнозных денежных потоков в условиях реализации пенсионной

реформы

Год Трудоспособное население, тыс. человек Старше трудоспособного, тыс. человек Затраты на выплату пенсий, млрд. руб. Сумма отчислений в ПФР, млрд. руб. Превышение размера отчислений в ПФР над затратами на выплату пенсий, млрд. руб.

2019 81 384,87 37 975,42 535,53 785,85 250,32

2020 84 174,24 36 582,63 541,69 881,96 340,27

2021 83 546,54 37 124,16 570,04 949,88 379,83

2022 83 372,09 35 724,71 568,85 1 028,56 459,71

2023 82 745,79 36 282,88 599,12 1 107,70 508,59

2024 84 221,13 34 873,10 597,14 1 223,40 626,26

2025 83 988,84 35 267,83 626,25 1 323,85 697,61

2026 86 508,34 33 848,22 616,67 1 479,61 862,94

2027 86 346,65 34 132,22 638,01 1 602,52 964,51

2028 87 166,69 32 701,78 627,16 1 755,41 1 128,25

2029 87 314,07 32 934,29 648,04 1 908,02 1 259,97

2030 88 415,07 32 201,74 650,10 2 096,50 1 446,39

2031 88 653,37 32 339,50 669,86 2 281,04 1 611,18

2032 89 836,22 31 508,76 669,62 2 508,18 1 838,56

2033 90 013,90 31 611,67 689,28 2 727,01 2 037,74

2034 90 975,32 30 717,19 687,19 2 990,69 2 303,50

2035 90 925,81 30 743,59 705,66 3 243,43 2 537,77

2036 90 743,74 30 852,32 726,57 3 512,40 2 785,84

Итого: 11 366,78 33 406,01 22 039,24

Экономические науки

Сложившаяся в России социально-экономическая ситуация: санкции, демографические проблемы, снижение покупательной способности населения - всё это свидетельствует о необходимости рывка в экономике. Средства, высвобожденные за счёт сокращения численности получателей пенсионных выплат, могут быть использованы в целях развития экономики России, в частности - для наращивания научно-технического потенциала страны. Так, в последние годы в силу бюджетных ограничений наблюдалось снижение (в постоянных ценах) объема ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета. Ожидаемый объём ассигнований в 2019 году составляет 416,29 млрд. руб. [5]. В текущих ценах экономия,

пенсионной реформы, превышает данное значение в 6,4 раза, в связи с чем, направление высвобожденных средств в данную сферу может дать толчок развитию отечественной науки. Ещё одним способом использования сэкономленных средств является стимулирование инвестиционной деятельности Пенсионного Фонда с целью формирования накопительной части пенсии, а также - с целью стимулирования российской экономики. На сегодняшний день положение России на мировом рынке сложно назвать стабильным, поэтому стоит учитывать вероятность новых экономических кризисов в обозримом будущем -это является одной из причин целесообразности использования сэкономленных средств сейчас.

приобретенная в условиях реализации

Библиографический список

1. Министерство экономического развития РФ (официальный сайт) - URL: http://economy.gov.ru/.

2. Министерство финансов РФ (официальный сайт) - URL: https://www.minfin.ru.

3. Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт) - URL: http://www.gks.ru/.

4. Пенсионный Фонд РФ (официальный сайт) - URL: http://www.pfrf.ru/.

5. Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в Российской Федерации. Исследование НИУ ВШЭ. - 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа - URL: https://issek.hse.ru/news/237355281.html

6. Соловьев А. К. Актуарно-статистический анализ факторов повышения пенсионного возраста в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2015. - С. 98-107. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://ecfor.ru/publication/analiz-faktorov-povysheniya-pensionnogo-vozrasta/

EFFECT OF IMPLEMENTATION OF PENSION REFORM IN TERMS

OF CASH FLOWS

K.L. Yurchenko, graduate student

Financial university under the Government of Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. In the current Russian socio-economic conditions, the problem of the implementation of the pension reform has become particularly acute. A gradual increase in the retirement age from 2019, according to supporters of the reform, is the main factor in saving budget funds, but scientists often criticize these changes, since they are associated with a number of objective factors and conditions. The purpose of this article is to analyze the effect of the implementation of pension reform in terms of cash flows.

Keywords: PFR, pension reform, pension age, social insurance, social security financing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.