Научная статья на тему 'ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО УПАКОВКА'

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО УПАКОВКА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
279
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Елена Алексеенкова

Упаковка молока влияет на сохранность, востребованность и конечную стоимость продукта, поэтому выбор оптимальной тары всегда был важен для производителя. Кроме того, упаковка должна соответствовать требованиям законодательства, привлекать покупателя и быть удобной в использовании. О качестве, тенденциях и новинках беседуем с представителями компаний-производителей и экспертами упаковочной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО УПАКОВКА»

Елена Алексеенкова,

Институт развития сельского хозяйства

СЁ ВЕЛИЧЕСТВО

МАКОВКА

Упаковка молока влияет на сохранность, востребованность и конечную стоимость продукта, поэтому выбор оптимальной тары всегда был важен для производителя. Кроме того, упаковка должна соответствовать требованиям законодательства, привлекать покупателя и быть удобной в использовании. О качестве, тенденциях и новинках беседуем с представителями компаний-производителей и экспертами упаковочной отрасли.

новится популярнее формат «to go», позволяющий превратить продукт в удобный и полезный перекус. Йогурты могут дополняться трубочкой или складной ложечкой, спрятанной под выпуклой крышкой, что позволяет поесть где и когда угодно. Увеличивается количество решений, когда упаковка подходит для разогрева продукта в микроволновке.

- Домохозяйства становятся меньше, молочные продукты покупают не только для потребления дома, но и как перекус по дороге, на работе или замены обеда, завтрака. Соответственно, важно удобство потребления без использования дополнительной посуды, важна функциональность, возможность использовать упаковку при разных обстоятельствах,

- говорит Вера Бокарева, бизнес-тренер, консультант, независимый эксперт-обозреватель рынка упаковки.

Усиливается роль моделей ситуативного потребления. К примеру, к упаковке творожка для перекуса на работе свои требования, к упаковке мягкого сыра, который приобрели для семейного пикника,

- другие, к маслу для готовки дома - третьи. На каждую из этих категорий на рынке есть свои решения. Вижу, что заказчики и производители упаковки постоянно совершенствуют детали, видимо, тестируют на потребителях. Причем, процесс этот непрерывный, - отмечает эксперт.

Не менее востребован большой формат family pack, совершенствующийся сегодня в направлении многократного открытия/закрытия. Так же среди потребителей популярна яркая упаковка в преддверии праздников, к примеру, лимитированные выпуски к Новому году или тематика Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. Потребителю нужно все время новое, удобное, однако он не готов переплачивать за это.

Конкуренция усиливается практически во всех сегментах молочного рынка, поэтому производители больше внимания уделяют брендовой составляющей, чаще пользуются услугами профессиональных агентств. Очевидно, что упаковка является «лицом» продукции.

0« ^^ ™' рЛ^^О^ основана 19иая2019гпза правда

молочная;

— ЗНАТЬ*.».

КАК Молоко

ХРАНИТЬ? НИИАОАЦК

После вскрытия пмомпше«

УШИШ продул ми rap 32*

температуре ОТ+4ДО+2С0 и рекомендуется употребить в Состав Нормтаюыннм

............ WE-SSe

" •/ МАССОВАЯ У Белки

::: [АР; steOAOKQ

ОРОВЬЕ^ 55?

^ 90

550 ro<„"-,i

Зг •

ПО ОДЁЖКЕ

Упаковка для покупателя - это визитная карточка продукта. Темп жизни современных потребителей ускоряется все сильнее и многие покупки совершаются интуитивно, когда выбор происходит по принципу «знакомый отдел, знакомая полка, знакомая упаковка». Упаковка должна формировать легко узнаваемое на полке цветовое пятно, а также помогать быстро оценить содержимое и принять решение о покупке, считают в «Лаборатории Трендов».

Ничуть не меньше упаковка оценивается потребителем, как удобная тара для переноса и последующего хранения, употребления. С каждым годом ста-

сентябрь 2021

Пищевая Индустрия

Вера Бокарева отмечает, что на современном отечественном рынке молочной продукции производители меняют свои подходы к позиционированию, что заметно по упаковке. Зачастую обращаются к разным мотивам. На полке соседствуют кардинально отличающиеся стилистики, к примеру, дизайны ярких коробок-открыток «Вкуснотеево» и строгий фарма-стиль «Raiz Beverages» с минимумом изображений. В супермаркетах чаще стали встречаться лаконичные total-white бутылки по принципу меньше

- лучше. Здесь производители не делают логотип главным акцентом, стараясь выводить на первый план категорию продукта.

- Преимущество для производителей товаров в том, что нашего потребителя пока еще можно удивить красивым дизайном, интересным материалом. Года через 3 это уже сложно будет сделать, - отмечает бизнес-тренер.

- Производители используют нестандартные цвета в упаковке. Например, традиционно отражающий премиальность черный цвет у Danone, - отмечают в «Лаборатории трендов». - Для молодой и «продвинутой» целевой аудитории используется упаковка с современными элементами. Популярна упаковка «два в одном», где в одном отделении находится продукт, а в другом наполнитель. Отделение для наполнителя может быть прозрачным, помогая увидеть, что предлагается внутри.

Российский рынок упаковки интересен тем, что он является активно развивающимся. Не секрет, что мы несколько отстаем от Европы технологически и в значительной степени «идем по их стопам», но, по нашему наблюдению, в последнее время разрыв постепенно сокращается, замечают в «ТИКО-Пластик».

РЫНОК УПАКОВКИ

На сегодняшний день российский рынок упаковки тренды не диктует и не создает, однако довольно полно их улавливает и интерпретирует под свои обстоятельства, считают в компании Ecolean.

- Как настоящее евразийское государство мы впитываем и западные, и восточные идеи. Ведущий западный тренд - это устойчивое развитие, эко-тренд. Многие производители пищевой продукции делают ставку на натуральность, органичность и эко-логичность. Из Азии к нам идет тренд порционного потребления, потребления на ходу и многообразия кастомизированных решений. Все это переплетается порой причудливым образом и выражается в виде появления на полках новых продуктов, обладающих многими из перечисленных свойств одновременно,

- отмечает Татьяна Лунд, менеджер по продажам и маркетингу Ecolean в России и СНГ.

Есть мнение о том, что в связи с необходимостью увеличения экспорта российских продуктов, необходимо усилить внедрение «русского стиля», который после октябрьского переворота 1917 г. был практически уничтожен.

- Российские предприниматели в начале ХХ в. поставляли свою оригинально упакованную продукцию во многие страны Европы, Азии и Америки. И там прекрасно знали, как высокое качество российских продуктов, так и «русский стиль» упаковки. Дело в том, что после развала СССР в Россию хлынули западные, оригинально упакованные товары и продукты.

А когда во второй половине 90-х отечественное производство стало восстанавливаться, предприниматели требовали от дизайнеров оформлять упаковку, «как западную» - лучше берут, - рассказывает главный редактор журнала «Тара и упаковка», вице-президент Национальной конфедерации упаковщиков Игорь Смиренный.

В 1999 г. журналом «Тара и упаковка» был создан единственный в РФ и СНГ Музей упаковки. В течение 25-ти лет журнал «Тара и упаковка» ежегодно организует и проводит международный студенческий конкурс на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин» (www.zavodnoy-apelsin.ru).

МАТЕРИАЛЫ

Хорошая упаковка - это, прежде всего, материалы. Они должны иметь отличную способность к сварке, обеспечивать герметичность, обладать достаточной механической прочностью. Качественная упаковка непроницаема для влаги, света и газов, обеспечивает скольжение, сочетает в себе жесткость и барьерность с учетом размера, веса и назначения продукта. Потребитель ценит и легкость открытия, и возможность опустошить упаковку до конца, и простоту утилизации, когда она практически не занимает места в мусорной корзине.

Мягкая упаковка всегда имела большую популярность в России благодаря низкой стоимости. Пакет обладает незначительным весом, обеспечивает продукту защиту от ультрафиолета и сохраняет полезные свойства продукта. Сегодня такую упаковку делают многослойной, называется она соэкструзионной пленкой. В пакеты из этого материала, как правило, фасуют от 0,4 до 1 литра молока, кефира или сметаны.

- Все более актуальны соэкструзионные пленки с увеличением слоев до 5-ти, при снижении общей толщины пленки, а значит веса, и соответственно, расхода материалов и затрат, связанных с его перевозкой и хранением. Прочностные характеристики сохраняются за счет технологии производства, -говорят в «ТИКО-Пластик».

На вкусовые и качественные характеристики молока тара не влияет. Зачем тогда платить больше? Продукт в мягкой упаковке не всегда удобно хранить

и, несмотря на то, что проблему можно решить разнообразными зажимами и кувшинами, покупатель иногда отдает предпочтение упаковке из других материалов.

Довольно часто встречаются ламинаты из бумаги и пленки. Пленка обеспечивает необходимый барьер и хорошо сваривается, осуществляя герметичность. Бумага помогает сделать внешний вид более привлекательным, создать тактильные ощущения. Такой пакет даже после открытия лучше держит форму, чем тонкий полиэтиленовый.

Современные возможности полимерной упаковки позволяют создавать имитацию бумаги, крафта, тактильные эффекты, сделать упаковку более функциональной.

Упаковка из разряда новинок для спредов, масла, маргаринов, творога - смешанный полимерный материал с минеральными компонентами («полимерная бумага»), который объединяет в себе свойства пленки и бумаги. Он обладает герметичностью и жиростойкостью. Под влиянием тренда на экологич-ность этот вид упаковки пользуется все большим спросом в качестве альтернативы фольгированным материалам. Его вредное воздействие на окружающую среду значительно ниже в сравнении с бумажной упаковкой, а для сырья на его производство требуется меньше невозобновляемых ресурсов, рассказывают в «ТИКО-Пластик».

ОБ ЭКОЛОГИИ

- Экологичная упаковка для сливочного масла из ECO PE поддается 100 % переработке. За счет содержания минеральных компонентов в упаковке производится снижение нагрузки на окружающую среду. Также, на производство данной упаковки расходуется меньшее количество полимера, получаемого из невозобновляемых ресурсов.Преиму-щества упаковки из экологичного материала для сливочного масла заключаются в текстуре, напоминающей бумагу, универсальности и широкой сфере применения, жиростойкости, герметичности швов. Многие крупные российские компании уже активно производят продукцию для сливочного масла, используя экологичную упаковку Danaflex, - сообщают в компании.

- Мы видим, что запрос потребителя меняется в сторону более экологичной упаковки, - уверенны в «Ecolean». - Все выше ставится важность возможности полной переработки. Это постулируют и крупные глобальные компании в своих стратегиях 2025, 2030, и локальные предприятия, чуткие к нуждам своих покупателей. Мы отвечаем на этот запрос однозначно: наша упаковка перерабатывается на сто процентов путем механического рециклинга. Из полученного переработанного сырья производятся пластиковые изделия - канцелярия, мебель и полимер-песчаная плитка.

Ecolean производит упаковку для жидких пищевых продуктов: для молочной продукции, соков и нектаров, пюре и смузи. Их продукцию узнают по форме кувшина, изготовленного из материала Calymer, состоящего из полимеров и мела. Также они разрабатывают, производят и обслуживают оборудование для своих клиентов, разливающих продукцию в упаковку Ecolean.

i

- Аспект экологии возрастает. Есть группы потребителей, которые обращают внимание на экологическую дружественность упаковки. Но в нашей стране пока только развивается этот подход. К проблематике экологичной упаковки, использования экологически дружественных материалов наши предприятия пока только присматриваются. На отечественном рынке в привлечении внимания к этой проблематике и поиске экологичных решений, большую роль играют транснациональные корпорации, такие, как Nestle, Coca-Cola, Unilever и другие. Они во многом и являются проводниками инновационных решений в Россию, - отмечает эксперт Вера Бокарева.

Тему экологии затрагивает главный редактор журнала «Тара и упаковка» Игорь Смиренный. Он считает, что проблема в отсутствии Закона об упаковке.

- В нашей стране использованная упаковка сразу превращается в мусор и его объемы постоянно растут. Без Закона об упаковке и без официального признания упаковочной индустрии в качестве самостоятельной отрасли, как бы правительство не хотело и не пыталось, раздельный сбор упаковочных отходов (50 - 70% ТБО или ТКО) работать не будет, - считает Игорь Смиренный.

Отмечает так же проблему в нехватке специалистов в упаковочном производстве.

- И это при том, что во всем мире упаковочная индустрия считается главной движущей силой реальной рыночной экономики. В США, Италии и Германии она по финансированию и занятости занимает третье место после ВПК и АПК! Хотя бы небольшую программу по упаковке необходимо внести в наших в школах, лицеях и гимназиях, - заявляет он.

Рынок упаковки для пищевых продуктов зависит от производства самих продуктов, растет вместе с ним. И поскольку в настоящее время выпуск большинства пищевых продуктов в России увеличивается по причине продэмбарго, естественно, растет производство всех видов упаковочных материалов, а вместе с ним и требования к ним. И пусть они будут слегка завышены, главное, результат - красивая, прочная и удобная упаковка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.