ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 999: 1453-1459
Эдвард Макс Никольсон (1904-2003) - орнитолог, природоохранник, гуманист и организатор Северных (Русских) конвоев
Е.Э.Шергалин
Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: [email protected] Поступила в редакцию 29 апреля 2014
12 июля 2014 года исполняется 110 лет со дня рождения Эдварда Макса Никольсона (12 июля 1904 - 26 апреля 2003) - британского орнитолога, природоохраника, гуманиста, одного из основателей Всемирного фонда дикой природы. Многие орнитологи и активисты охраны природы во всем мире знают о его огромной роли в истории природоохранного движения, у истоков которого он стоял. Но мало кому известно в России, что усилиями этого человека во время Второй мировой войны спасены жизни многих тысяч советских людей, так как он занимался организацией знаменитых Северных, или Арктических конвоев, более известных в Великобритании как «Русские конвои». В связи с этой малоизвестной страницей его жизни мы хотим поподробнее рассказать об Эдварде Максе Никольсоне в преддверии празднования 9 мая Дня Победы.
Эдвард Макс Никольсон в расцвете сил.
Все фото в этой статье из: http://www.maxnicholson.com/pictures.htm
Эдвард Макс Никольсон (все друзья называли его просто Максом) родился в местечке Кильтернан — южном предместье Дублина и был старшим ребёнком в английской семье, жившей в Ирландии. Его отец Эдвадр Причард Никольсон (1875-1945) работал фотографом, а мать Констанция Каролина (1875-1945) была дочерью главного чиновника в полицейском управлении графства Чешир. В 1910 году семья переехала в Англию и поселилась в Стейнсе-на-Темзе, западном пригороде Лондона, расположенном рядом с Хитроу — самым крупном аэропортом Европы. Посещение мальчиком знаменитого лондонского Музея природы стало для него судьбоносным. Макс увлёкся наблюдениями за птицами и с девятилетнего возраста начал вести дневник, куда регулярно записывал все свои наблюдения. Первую свою статью в журнал он написал, когда ему было всего 13 лет, а сообщения в газету начал регулярно посылать в 17-летнем возрасте. В эти же годы у юноши развилось стойкое недоверие к властям и твёрдое убеждение, что люди его поколения должны улучшить мир после столь гигантской и бессмысленной бойни, какой была Первая мировая война.
Среднее образование Макс получил в школе в Седберге в графстве Камбрия, а высшее — в Хертфордском колледже Оксфорда, показав в учёбе отличные результаты. Ещё до поступления в университет Макс с родителями прожил один год в Германии, что позволило ему взглянуть на Британию со стороны континента. В Оксфорде он изучал историю и как член-учредитель Экспедиционного клуба при университете посетил Гренландию и Британскую Гвиану (с 1970 года — Кооперативная Республика Гайана). Ещё студентом Макс Никольсон организовал проведение учётов птиц на университетской ферме в Санфорде.
Свою первую работу по птицам Макс опубликовал в 1926 году, когда ему был всего 21 год. Она называлась ни много ни мало как «Птицы Англии» («Birds in England»). В 1927 году выходит его книга «Как птицы живут» («How Birds Live»), где он поднимает проблему территориальности. В 1931 году выходит его «Искусство наблюдения птиц» («The Art of Bird-Watching»). В ней М.Николсон рассматривает орнитологические экскурсии в природу как составную часть природоохранного движения. Появление этой книги в значительной степени способствовало созданию в 1932 году Британского треста орнитологии (BTO). В этой организации Никольсон стал первым казначеем, а позже — и её председателем (1947-1949 годы). В 1938 году М.Никольсон участвовал в создании Института полевой орнитологии имени Эдварда Грея (The Edward Grey Institute of Field Ornithology). Вместе с эмигрантом из фашистской Германии Людвигом Кохом он выпустил в 1937 году книгу с граммофонными записями голосов птиц («Songs of Wild Birds»), а затем помог Харри Визерби издать знаменитый «Справочник по британским птицам» («Handbook of British Birds») в 1938-1941 годах.
Макс Никольсон поступил на государственную службу в 1940 году. Во время Второй мировой войны он работал для Министерства судоходства, а затем для Министерства военного транспорта, участвуя в работе конференций по поставкам снаряжения, продовольствия и военной техники союзников для СССР в Квебеке и в Каире, и был вместе с Уинстоном Черчиллем на знаменитых конференциях по послевоенному устройству мира в Ялте и Подтсдаме. В военные годы Никольсон отвечал за организацию операций по отправке конвоев через Атлантику, участвовал в планировании операции «Оверлорд» — высадке союзников в Нормандии. За самоотверженный труд в годы войны он был награждён Королевским Орденом Победы (CVO) и Почётнейшим Орденом Баса (CB). Часть девятой главы из неопубликованной автобиографии Макса Никольсона «Вторая мировая война раскрывается», рассказывающая о его труднейшей работе с американцами и русскими при организации Северных конвоев, находится на свободном доступе на сайте его памяти: http://www.maxnicholson.com/chapter9.htm.
После войны, с 1945 до 1952 года, Никольсон был личным секретарём известного члена Парламента от партии лейбористов Херберта Стенли Моррисона (1880-1965), чьё влияние на Макса также не прошло бесследно. Связи в высших коридорах власти, налаженные им в 1940-е годы, позволили Никольсону в третьей четверти ХХ века сделать необычайно много для развития орнитологии и охраны природы как в Великобритании, так и во всём мире.
В 1949 году Макс Никольскон участвовал в подготовке третьей части «Закона о национальных парках и доступе в сельскую местность», который предусматривал создание Британского государственного исследовательского совета по естественным наукам и оказанию «услуг в области биологии» под кратким названием «The Nature Conservancy» (1949-1973). Именно под крышей этой организации, органично совмещающей науку и охрану природы, можно было взять под законодательную защиту национальные заповедники и территории «особого научного интереса» — Sites of Special Scientific Interest (SSSI). Николь-сон сменил капитана Кирилла Дайвера на посту генерального директора «Nature Conservancy» в 1952 году и оставался на этом посту 14 лет, до 1966 года, когда эта организация потеряла статус независимого учреждения.
Именно во время руководства Макса Никольсона это учреждение преподнесло миру экологию не только как узко теоретическую науку, но и как комплекс подходов, находящий самое широкое применение в землепользовании и принятии решений политиками и практиками самых разных уровней. Экспериментальная станция в Монкс Вуд (дословно — Монашеский лес) в числе первых в мире начала изучать воздействие токсических химикатов на живой мир.
В 1949 году Макс Никольсон в одной из своих статей предложил изменить названия для целого ряда видов птиц Британии. Часть его нововведений была принята, часть отвергнута. Широта и многосторонность интересов Никольсона поражает. В нём удачно сочеталась впечатлительность, неутомимость, научная эрудиция и интуиция вместе с редкими для биологов административными навыками решительного управленца. Норман Муур, сам сделавший очень много для «Nature Conservancy», описывал Никольсона как человека с выдающейся, но бурной карьерой на государственной службе — «нелёгкий босс, но такой вдохновляющий лидер, уважение к которому и восхищение перерастает в любовь» (Bircham 2007). Многих коллег поражала эрудиция Макса и его умение находить нужных людей и распределять роли и обязанности между ними. Именно Макс Никольсон увлёк в движение по охране природы сэра Питера Скотта, Джеймса Фишера и молодого, тогда ещё никому не известного сэра Дэвида Аттенборо. Приходится только удивляться, как же его хватало на всех и всё.
В 1952 году, возглавляя рекогносцировочную поездку по линии FAO в пакистанском Белуджистане, Макс заразился полиомиелитом, сделавшим его хромым на всю оставшуюся жизнь. Однако этот недуг только ещё больше усилил его желание как можно чаще выбираться на природу. Несмотря на хромоту, он принял участие в нашумевших экспедициях Гая Маунтфорта в Испанию в Кото Доньяна (ныне национальный парк) в 1957 году и в Иорданию в 1964 году. Опубликованные в виде книг дневники этих экспедиций радикально изменили отношение людей к охране природы в этих регионах. В 1961 году Макс Никольсон, Виктор Столан, сэр Питер Скотт и Гай Маунтфорт образовали организационную группу, которая в свою очередь создала Всемирный фонд охраны животных (WWF) (ныне The World Wide Fund for Nature). До этого Никольсон помог другу Питеру Скотту создать также Трест водоплавающих птиц (The Wildfowl Trust). Никольсон был также основателем Международного института развития и охраны окружающей среды (International Institute for Environment and Development). В 1966 году он создал и возглавил консультационное бюро «Land Use Consultants», продолжая работать в нём до 1989 года. Одним из первых докладов этого бюро в 1967 году был такой: «Бульвары в принципе и на практике» (Parkways in Principle and Practice), в котором Никольсон писал, что «проблемы отдыха, транспорта, качества окружающей среды и охраны природы должны решаться в комплексе» и призвал создать сеть парковых дорожек в Британии. Теперь такая сеть существует. Это своего рода памятник Эдварду Максу Никольсону.
В 1970 году Макс написал книгу «Революция в охране окружающей среды: руководство для новых хозяев мира («The Environmental Revolution: A Guide for the New Masters of the World»).
В 1976 году Никольсон сыграл исключительную роль в создании первого в Британии урбанистического экологического парка, а затем и Треста урбанистической экологии (Trust for Urban Ecology). Он был президентом Королевского общества охраны птиц (Royal Society for the Protection of Birds) в 1980-1985 годах. Разменяв десятый десяток своей жизни, Макс Никольсон помог также создать Группу «нового ренессанса» (New Renaissance Group) и стал соучредителем экологической организации «Earthwatch Europe», войдя в совет её директоров. А секретарём этой организации была Тереза Секстон, которая стала личным помощником Макса сразу после конца войны в 1945 году и проработала с ним до самых последних его дней. Увлекаясь сам, он умел зажигать интерес и развивать самоотверженность в окружавших его людях.
Эдвард Макс Никольсон в «поле».
В 1978 году Никольсон сыграл решающую роль в создании издания «ENDS Report», который стал влиятельным журналом для специалистов в области политики, связанной с охраной окружающей среды.
В 1947-1948 годах вместе с тогдашним генеральным директором только что созданной ЮНЕСКО сэром Джулианом Хаксли Макс Ни-кольсон был вовлечён в создание МСОП — International Union for Conservation of Nature (IUCN).
С 1951 по 1960 год Никольсон был старшим редактором ведущего и тогда единственного специализированного журнала «British Birds», а с 1965 по 1992 год — и главным редактором часто цитируемой до сих пор сводки «Птицы Западной Палеарктики» («Birds of the Western Palearc-tic») известной под аббревиатурой «BWP», выпущенной в 1977-1994 годах издательством Оксфордского университета. Макс Никольсон был
единственным автором этого знаменитого многотомного труда, который оставался в проекте на протяжении всей его истории (27 лет!), лично написав разделы о биотопах для всех видов во всех девяти томах этой знаменитой сводки. Разделы по голосовым реакциям во многих видовых очерках также написаны им.
Никольсон всю жизнь придерживался либеральных взглядов и активно искал альтернативу глухим, слепым и безответственным законам рыночной экономики. «Национальный план для Британии» («A National Plan for Britain») — эссе, написанное им ещё в 1931 году, привело к образованию влиятельного политического движения «Политическое и экономическое планирование» — «Political and Economic Planning» (PEP), известному ныне как Институт политических исследований (Policy Studies Institute). У Никольсона были свои серьёзные идеи, как управлять страной, которые он изложил к своей книге «Система» («The System») с подзаголовком «Ошибочное управление современной Британией», увидевший свет в 1967 году. Не удивительно, что большинство видных современников в стране, являющейся родиной капитализма, предпочло обойти вниманием этот труд Макса.
В 1932 году Макс женился на Мери Кроуфорд, которая родила ему двух сыновей — Пирса и Тома. Однако это брак распался в 1964 году, а Мери скончалась в 1995 году. Второй женой Макса в 1965 году стала Мария Мауэрхофер (известная друзьям как Тони), родившая ему сына Дэвида. Мария скончалась за год до смерти самого Макса, который не дотянул до векового юбилея всего 2 года. Кстати, он совсем не утратил страсть к наблюдению птиц даже в конце жизни. Так, в возрасте 96 лет, в 2000 году, он обратил внимание на сокращение численности воробьёв на юго-востоке Англии, что в конечном счёте привело к выделению правительственного гранта на изучение этой проблемы.
Ещё не все соотечественники Макса Никольсона в полной мере осознали масштаб этой личности и его вклад в дело охраны природы и развитие орнитологии. Вот уже минуло более 10 лет со дня его смерти, а в Британии, к огромному сожалению, так и не вышло ни одной его биографии отдельной книгой, что воистину удивительно. Неужели ответ кроется в том, что этот человек многие годы позволял себе критику лондонского истеблишмента и открыто говорил то, что думал. Однако «большое видится на расстоянии», как во времени, так в пространстве. Небольшая группа друзей и поклонников Макса Никольсона создала
Г* *-» _ •• *-» __ r“" *
веб-сайт, посвящённый памяти этого необыкновенного человека*, и каждый год в день его рождения организует совместную экскурсию по тропе имени Макса Никольсона в центре Лондона, привлекая внимание и к наблюдению за птицами, и к итогам деятельности этого вели-
* http: //www .maxnicholson. com/index. html
1458 Рус. орнитол. журн. 2014. Том 23. Экспресс-выпуск № 999
кого человека. Эдвард Макс Никольсон включён в Оксфордский словарь национальных биографий — пантеон самых выдающихся людей Великобритании.
Низкий поклон Максу Никольсону от всех ветеранов Великой Отечественной войны в странах бывшего СССР за его самоотверженный труд в годы страшной схватки с фашизмом.
Литер атур а
Bircham P. 2007. A History of Ornithology. London: 1-484.
http://en.wikipedia.org/wiki/Edward_Max_Nicholson
http://www.maxnicholson.com/index.html
http://www.oxforddnb.com/templates/article.jsp?articleid=89908&back=