Научная статья на тему 'ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / AGRICULTURAL TAX / TAXATION / AGRICULTURAL PRODUCTION / AGRICULTURE / TAXPAYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева К.И., Лучук В.Н.

Статье рассматривается единый сельскохозяйственный налог, а также его роль в процессе сельского хозяйства. Уделяется внимание существующим противоречиям и перспективам развития сельского производства путем налоговых рычагов. Рассмотрены количественные и качественные показатели прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGLE AGRICULTURAL TAX AS A COMPONENT OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE

The article deals with the unified agricultural tax, as well as its role in the process of agriculture. Attention is paid to the existing contradictions and prospects of development of rural production through tax levers. The quantitative and qualitative indicators of the past years are considered.

Текст научной работы на тему «ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

5. Кузахметова С.Е., Ленковская Р.Р. Особенности государственной регистрации прав на нежилые объекты недвижимости // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 14. С. 84-89.

6. Нарушкевич С.В., Ткачева Л.Д. Новеллы правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 6 (57). С. 50-54.

7. Феоктистов М.В. Девиантное поведение в сфере государственного кадастрового учета и последующей регистрации недвижимости: комментарий законодательных новелл с позиции доктрины и практики // Законодательство и практика. 2016. № 1 (36). С. 37-41.

УДК 336.226.4:63

Алексеева К.И. Лучук В.Н.

ФГБОУ ВО БашГА У

Бакалавр гуманитарных наук Россия, г. Уфа

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация: статье рассматривается единый сельскохозяйственный налог, а также его роль в процессе сельского хозяйства. Уделяется внимание существующим противоречиям и перспективам развития сельского производства путем налоговых рычагов. Рассмотрены количественные и качественные показатели прошлых лет.

Ключевые слова: сельскохозяйственный налог, налогообложение, сельскохозяйственное производство, сельское хозяйство,

налогоплательщики.

Alekseeva K.I.

Student

4 courses, " Economic " faculty Luchuk V.N.

Student

4 courses, " Economic " faculty Bashkir state agrarian University

Russia, Ufa

SINGLE AGRICULTURAL TAX AS A COMPONENT OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE

Abstract: the article deals with the unified agricultural tax, as well as its role in the process of agriculture. Attention is paid to the existing contradictions and prospects of development of rural production through tax levers. The quantitative and qualitative indicators of the past years are considered.

Keywords: agricultural tax, taxation, agricultural production, agriculture, taxpayers.

Сельское хозяйство в структуре производства РФ занимает особое место. С данной областью связано, как обеспечение внутреннего потребления и распределения продуктов питания так же и возможность для экспорта.

Поэтому внимание государства к институтам и механизмам регулирования сельскохозяйственное производство объективно задано. Важно отметить, что степень удовлетворения государства ресурсами зависит не только от организации всего процесса производства, но и определяется климатическими условиями, зачастую которые невозможно спрогнозировать. Именно поэтому сельскохозяйственные производители поддерживаются государством с помощью лояльной системы налогообложения.

Согласно данным за 2014 год было достигнуто пиковое значение продовольственного экспорта России размером в 18,9 млрд. долларов.

В 2015 году рост сельского хозяйства составил 2,6 %. Производство мяса достигло рекордного уровня за постсоветский период.

В 2016 году рост сельхозпроизводства ускорился до 4,4 %. Были получены рекордные в современной истории России урожаи зерна 119 млн. тонн за границу было продано 25 млн. тонн пшеницы, что на 14 % больше, чем в 2015 году.

В 2016 году объём продовольственного экспорта увеличился в сравнении с 2015 годом на 4 % и достиг 17 млрд. долларов. Объём экспорта сельхозпродукции и продовольствия превысил экспорт вооружений (15,3 млрд. долларов).

В 2017 году активный рост сельского хозяйства продолжился, индекс сельхозпроизводства вырос на 2,4 %. Получен рекордный урожай зерновых (свыше 134 млн. тонн) [1].

В этой связи, значение сельского хозяйства не ограничивается лишь экономической составляющей. Оно представляет собой одну из составляющих безопасности страны. Ведь приобретение продовольственных товаров из-за рубежа становится опасным для национальной экономики, вследствие утечки капитала за пределы РФ.

С целью поддержки сельхозтоваропроизводителей был введен специальный налоговый режим - Единый сельскохозяйственный налог, который учел особенности аграрного сектора. Несмотря на преимущество данного режима, число сельскохозяйственных организаций, применяющих ЕСХН сократилось в 2017 г. по сравнению с 2014 г. на 8,1% по РФ, а число индивидуальных предпринимателей, применяющих данный режим налогообложения увеличилось на 11,2% (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога в РФ

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017г Темп роста, %

Количество налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог 94 014 98 310 99 716 100 673 107,1

В том числе:

организации 23 586 23 381 22 787 21 755 91,9

индивидуальные предприниматели и КФХ 70 428 74 929 76 929 78 918 111,2

Составлено автором на основе данных статистики налоговой отчетности [5].

По Республике Башкортостан число сельскохозяйственных организаций, применяющих ЕСХН сократилось на 16,7%, что больше, чем по РФ. Рост индивидуальных предпринимателей, применяющих данный режим составил только 1%, что ниже, чем по РФ (Таблица 2).

Таблица 2

Динамика налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога

в Республике Башкортостан

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017г Темп роста, %

Количество налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог 4 858 4 668 4 680 4 648 95,7

В том числе:

организации 1 229 1 131 1 090 984 83,3

индивидуальные предприниматели и КФХ 3 629 3 537 3 590 3664 101,0

Составлено автором на основе данных статистики налоговой отчетности [5].

Исходя из приведенных данных, можно отметить, что тенденция сокращения налогоплательщиков - организаций, обусловлена снижением общего количества сельскохозяйственных предприятий в целом, как по стране, так и по Республике Башкортостан.

Среди проблем применения ЕСХН можно выделить не совпадение метода определения доходов и расходов в бухгалтерском и налогом учете [2].

Плательщики ЕСХН обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для налога, на основании данных

бухгалтерского учета, соблюдая при этом требования гл. 26.1 НК РФ. Одно из требований - признание доходов и расходов по кассовому методу. А в бухучете, как известно, доходы и расходы признаются в соответствии с временной определенностью фактов хозяйственной деятельности (то есть по факту осуществления). Поэтому налогоплательщики, чтобы выполнить требования гл. 26.1, должны корректировать показатели бухучета в отдельных налоговых регистрах [3,4].

Для дальнейшего совершенствования ЕСХН можно предложить:

1) включить в перечень расходы на экономическую безопасность предприятия;

2) снизить границы перехода на ЕСХН для начинающих фермеров с 70% до 50% в первые три года;

3) установить дифференцированные ставки по налогу, исходя из специализации предприятия.

В заключении необходимо отметить, что модернизации налоговой системы и ЕСХН в частности, должна производиться комплексно, поэтому предлагаемые меры, следует рассматривать на каждом уровне сельскохозяйственного производства. Данный вид налога, существенно влияет на тенденцию развития сельского хозяйства в стране, а эффективно работающий механизм системы налогообложения позволит участвовать большее число организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической составляющей РФ.

Использованные источники:

1.Консолидированный бюджет Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d4/22-02.htm

2. Кипкеева А.М., Боташева Ф.Б. Основные проблемы применения единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями в России // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-2. - с. 370-374.

3. Кулешова В.П., Сибагатуллина Л.Р. Организация внутреннего налогового контроля на предприятиях АПК // Аграрный вестник Урала.-2010. № 3.-с.16-18.

4. Кулешова В. П., Нурдавлятова Э.Ф. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей: проблемы и перспективы // Вестник БГАУ. - 2011. - № 1. - С.80-84.

5. Отчет № 5-ЕСХН о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу. - Режим доступа: https://www/nalog.ru/rn02/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.