УДК 336
ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Т.В. Муравлева
Настоящая статья посвящена применению нового электронного сервиса Федеральной налоговой службы России - единого налогового счета. Отмечено, что изначально новый способ уплаты налогов касался исключительно физических лиц, ныне же он обязателен для всех. Данный сервис был введен 1 января 2023 г., что повлекло за собой большие проблемы как для налогоплательщиков, так и для государственных органов.
В статье рассмотрен понятийный аппарат единого налогового счета, а также способы уплаты налогов через новый налоговый сервис. Отмечено его влияние на применяемое ранее программное обеспечение, проанализированы его преимущества и недостатки, показана новейшая его трансформация. Особое внимание уделено рассмотрению официальной позиции налоговых органов по адаптации налогового сервиса к потребностям бизнеса на современном этапе. Подчеркнуто, что новая система требует доработок, поэтому логическим завершением статьи являются авторские предложения по дальнейшему реформированию единого налогового счета.
Ключевые слова: налоги; счет; платеж; налогоплательщик; сальдо; сервис.
T.V. Muravleva. SINGLE TAX ACCOUNT: EXPECTATIONS AND REALITY
This article is devoted to the application of a new electronic service of the Federal Tax Service of Russia - the unified tax account. It is noted that initially the new method of paying taxes concerned only individuals, now it is not mandatory for everyone. This service was introduced on January 1, 2023, which caused big problems for both taxpayers and government agencies.
The article discusses the conceptual apparatus of a single tax account, as well as ways to pay taxes through a new tax service. Its influence on the previously used software is noted, its advantages and disadvantages are analyzed, and its newest transformation is shown. Special attention is paid to the consideration of the official position of the tax authorities on the adaptation of the tax service to the needs of business at the present stage. It is emphasized that the new system requires improvements, so the logical conclusion of the article is the author's proposals for further reform of the unified tax account.
Keywords: taxes; invoice; payment; taxpayer; balance; service.
Федеральная налоговая служба (далее -ФНС) России - одна из наиболее динамично развивающихся структур. Отличительной особенностью трансформации налоговых органов является разработка и внедрение новых 1Т-решений. ФНС России запустила множество электронных сервисов, облегчающих жизнь налогоплательщиков [5]. Одним из них является единый налоговый счет (далее - ЕНС), который, наравне с понятием «единый налоговый платеж» (далее - ЕНП), вошел в жизнь всех налогоплательщиков Российской Федерации с наступлением 2023 г Следует отметить, что первые попытки апробации этого механизма, причем довольно успешные, были на протяжении последних четырех лет.
ЕНП законодательно определен в ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации. Он представляет собой «денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназ-
наченные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации» [1].
В этой же статье дано определение понятию «единый налоговый счет» (далее - ЕНС). С одной стороны, это денежное выражение совокупной обязанности по уплате налогов и сборов. С другой стороны, это денежные средства, перечисленные в качестве ЕНП и (или) признаваемые в качестве ЕНП [1].
Отметим, что теперь все налогоплательщики уплачивают целый ряд налогов и взносов одним платежным поручением. При этом в самом платежном поручении не нужно указывать конкретный налог.
Изначально эксперимент по внедрению новой системы уплаты распространялся исключительно на физических лиц, у которых и количество налоговых платежей не было боль-
56
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2023. № 3(53)
шим, и сумма уплаченных налогов была значительно меньше. С 1 января 2023 г этот способ стал единственно возможным для всех налогоплательщиков.
Данное новшество коснулось уплаты налогов и авансов по ним, страховых взносов, сборов, налоговых пеней, штрафов и процентов. Что касается взносов сотрудников на травматизм, государственных пошлин (за исключением государственных пошлин по исполнительному листу), налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с выплат иностранцам, работающим по патенту, и административных штрафов, то плата по ним происходит по отдельным реквизитам, в составе единого налогового платежа они не учитываются.
Зачастую механизм уплаты налога через единый налоговый счет сравнивают с механизмом оплаты услуг сотового оператора: получатель услуги кладет деньги на счет, а оператор списывает их. Аналогично взаимодействуют налогоплательщики и налоговые органы: налогоплательщик перечисляет денежные средства на единый налоговый счет, а налоговые органы списывают сумму, необходимую для оплаты налогов.
В связи с этим следует отметить еще одно достаточно новое понятие - «совокупная налоговая обязанность» - суммарные налоговые обязательства налогоплательщика перед бюджетом.
В то же время новая система вовсе не подразумевает, что налогоплательщику нет необходимости пристально контролировать суммы уплаченных налоговых платежей и взносов. Наоборот, налогоплательщик должен отслеживать размер денежных средств на ЕНС. Средств должно быть достаточно для покрытия всех расходов по налоговым платежам, т. е. сальдо на ЕНС должно быть либо положительным, либо нулевым. Положительное сальдо образуется в случае превышения денежных средств налогоплательщика на ЕНС над суммой совокупных налоговых обязательств, а нулевое сальдо - в случае равенства сумм совокупных налоговых обязательств и сумм денежных средств налогоплательщика на ЕНС, при этом остаток денежных средств на ЕНС отсутствует (равен нулю).
При отрицательном сальдо на ЕНС (превышение совокупных налоговых обязательств над суммой денежных средств на ЕНС или отсутствие денег на ЕНС при непогашенных налоговых обязательствах) налогоплательщику придется столкнуться с обращением взыскания на расчетный счет или имущество и выплатить пени.
Последовательность уплаты недоимки
строго регламентирована. Сначала погашаются наиболее ранние по срокам недоимки по налогам и сборам, во вторую очередь - текущие платежи по налогам и авансы, далее - пени и проценты. В последнюю очередь оплачиваются штрафы.
Если у налогоплательщика образуется недоимка, то при наступлении срока очередного платежа и поступлении денег на ЕНС в первую очередь будет погашена недоимка. Поэтому может сложиться такая ситуация, что на уплату текущих платежей денежных средств может не хватить.
Введение новой системы уплаты налогов имеет неоспоримые преимущества как для налогоплательщика, так и для налоговых органов и органов Федерального казначейства. Применение новой системы уплаты по плану должно было значительно уменьшить количество предоставляемых налогоплательщиком документов и реквизитов. До 2023 г. налогоплательщик в среднем учитывал и указывал до 1 375 различных реквизитов, что таило в себе потенциально возможные ошибки и, как следствие, неправильно уплаченные платежи, которые необходимо было возвращать. Новая система, подразумевающая один платеж в месяц и общие реквизиты для всех налогоплательщиков, призвана упорядочить и упростить этот процесс.
Кроме того, за счет применения новых современных цифровых технологий и использования единого сальдо расчетов с бюджетом во многом ускоряется процесс возврата переплаты и разблокировки счетов. При новой системе невозможно возникновение ситуации, при которой у налогоплательщика может произойти недоимка по одному налогу и переплата по другому, хотя на практике это довольно частое явление. Блокировка счета происходит только при отрицательном балансе ЕНС и наличии налоговой задолженности.
Однако при введении этого новшества не удалось избежать коллизий переходного периода. Буквально с первых дней апробации новой системы в личных кабинетах налогоплательщиков начали массово происходить сбои в работе. Уже в январе 2023 г. ФНС России столкнулась с тем, что почти все организации запросили справки о состоянии расчетов с бюджетом. Это было обусловлено тем, что суммы, отраженные в личных кабинетах налогоплательщиков, не соответствовали действительности.
В связи с техническими неполадками начальное сальдо на ЕНС практически у всех налогоплательщиков было занижено. Большая часть налоговых выплат декабря 2022 г. не отразилась в личном кабинете, и они не увеличили сальдо.
Это чаще всего было связано с НДФЛ, страховыми взносами, а также с налогом, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Пени, штрафы, уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций (в части суммы, зачисляемой в федеральный бюджет), наоборот, нашли свое отражение в личном кабинете налогоплательщика, что вызвало множество вопросов у плательщиков налогов.
Указанной проблеме было два объективных объяснения. Во-первых, переходный период спровоцировал повышенный интерес налогоплательщиков к своему личному счету, а это привело к большой нагрузке на саму систему и людей, которые ее обслуживают. В результате произошел серьезнейший технический сбой.
Во-вторых, по условиям периода трансформации сальдо ЕНС не учитывает платежи предыдущего налогового периода, даже если срок отчетности по ним приходится на текущий период и именно по этим платежам увеличение сальдо произошло после сдачи соответствующей декларации.
Большое непонимание у налогоплательщиков вызвали реквизиты. Все суммы ЕНП поступают в Управление Федерального казначейства по Тульской области. Именно в Тульской области создан крупнейший центр, в задачи которого входит техническая обработка платежей и дальнейшее их распределение между различными уровнями бюджетов и регионов. Однако у налогоплательщиков были вопросы, почему уплаченные налоги «уходят» в Тулу. В этой ситуации необходимо было более детально проводить разъяснительную работу.
Письмом ФНС России от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2@ было приостановлено применение налоговых санкций до момента стабилизации ситуации с введением ЕНС [3]. Чуть позже постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 г.» было приостановлено начисление пеней на недоимки, возникшие из-за ошибок или несвоевременной подачи уведомлений об исчисленных суммах налогов [2].
Проблемы, связанные с введением ЕНС, возникли не только у бизнеса, но и муниципальных и региональных бюджетов. Это произошло из-за несвоевременного поступления НДФЛ на их счета. В январе 2023 г. доходы впервые формировались в условиях ЕНП. В связи с выходными днями налоговый платеж
пришелся на 30 января. В результате в начале февраля 2023 г. остаток нераспределенных средств, по оценке Министерства финансов Российской Федерации, составил около 1 трлн руб. В результате региональные и местные бюджеты столкнулись с недостатком финансовых ресурсов.
22 февраля 2023 г. в комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам обсудили поступившие от 10 регионов обращения по этой проблеме. Только за I квартал года для решения вопроса нехватки денежных средств было выдано казначейских кредитов на сумму 1,7 трлн руб., поскольку других инструментов решения проблемы не было. В то же время были озвучены предложения об исключении НДФЛ из системы ЕНП. Однако в этом случае пришлось бы вводить новый код бюджетной классификации, указывать классификатор территории муниципального образования и т. д. Это снова привело бы к росту количества документов и реквизитов в них, что в итоге подорвало бы саму идею введения нового сервиса.
Для решения этой и многих других проблем, возникших с введением ЕНП, необходимы комплексные решения, направленные на оплачивание и адаптацию нового сервиса.
Руководитель ФНС России Д.В. Егоров на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей 30 мая 2023 г. принес публичные извинения за те накладки, которые возникли в процессе введения ЕНС и доставили серьезные сложности для ведения бизнеса. Им было отмечено, что система не справилась, «пришлось менять фундамент системы» [7], но ЕНС - это эффективная и «правильная история» [7].
Кроме того, он подчеркнул, что новая система уплаты налогов потребовала значительных финансовых вложений и на данный момент пока преждевременно говорить об их окупаемости. Сложно не согласиться с Д.В. Егоровым, поскольку внедрение этого сервиса - не сиюминутное желание сотрудников налоговых органов, а объективная необходимость и условие существования в цифровом мире.
Новая система требует значительных доработок и совершенствования. И уже с 1 октября 2023 г. предусмотрен новый сервис ФНС России, ЕНП значительно реформируется:
1. У налогоплательщиков появляется возможность подачи отрицательных уведомлений по налогам. Однако должно соблюдаться следующее условие: сумма, подлежащая уменьшению, не должна превышать суммы авансовых платежей за полугодие.
2. Налоговые агенты могут сдавать уве-
домления по НДФЛ два раза в месяц: 12 числа по желанию налогоплательщика и 25 числа текущего месяца в обязательном порядке.
3. Все уведомления об уплате налогов теперь будут проверяться налоговыми органами и могут быть признанны полностью или частично ошибочными в зависимости от выявленных ошибок. Ошибочные уведомления не будут приняты налоговыми органами. В течение одного рабочего дня налоговые органы должны проинформировать об этом налогоплательщика.
4. Изменяется порядок обновления сальдо по ЕНС после сдачи отчетности. Актуализация сальдо будет производится по истечении 10 дней с момента окончания камеральной налоговой проверки или после вступления в силу решения налогового органа в том случае, если в ходе проверки будут выявлены нарушения.
5. Временно вводится мораторий на зачет с ЕНС другого налогоплательщика, т. е. нельзя будет перевести деньги с ЕНС одного налогоплательщика на ЕНС другого налогоплательщика. В дальнейшем, по мере развития сервиса, это станет возможным.
6. Изменяются сроки зачета страховых взносов. До этого времени зачет страховых взносов производился 28 числа, теперь - не позднее одного дня после получения уведомления. Это упростит уплату страховых взносов для плательщиков единого налога, применяющих упрощенную систему налогообложения.
7. Упрощаются правила пользования ЕНС для индивидуальных предпринимателей. Им разрешено применять неквалифицированную электронную цифровую подпись для подписи уведомлений о налогах, взносах, направляемых через личный кабинет, и заявлений о зачете положительных сальдо.
Эти меры уже действуют, но и после модернизации новый сервис не является идеальным. Необходимо дальнейшее совершенствование, и для этого требуется реализация следующих мер:
1. Следует пересмотреть цифровые сервисы, предназначенные для ведения бухгалтерии: «1С: Бухгалтерия», «БухСофт», «Oracle», «SAP», «Teradata», «Бухгалтерия.ру», «Контур Бухгалтерия», Эльба», «Мое дело», «Фингу-ру», «Кнопка», «Небо», «Scloud», «Онлайн-бухгалтерия Тинькофф» и т. д. В январе 2023 г. они оказались совсем не подготовленными к внедрению нововведений. В ускоренном темпе пришлось вносить изменения в программное обеспечение, чтобы хоть как-то выйти из ситуации. Однако до сих пор существуют значительные проблемы в адаптации указанных
цифровых сервисов, поэтому необходимо комплексное и плановое реформирование.
2. Перевод оплаты всех налоговых платежей и сборов через ЕНС, поскольку налогоплательщики задаются вопросом, почему и по какому принципу часть налогов необходимо уплачивать по-старому.
3. Снижение объема документации, подготавливаемой налогоплательщиком для осуществления ЕНП. Необходимо упрощение механизма подачи уведомления, так как именно этот документ вызывает наибольшее количество нареканий со стороны налогоплательщика.
4. Для адаптации налогоплательщиков в переходный период можно было продлить разрешение предоставлять платежные поручения вместо уведомлений в течение 2024 г
5. Проведение налоговыми органами разъяснительной работы как с юридическими, так и с физическими лицами по вопросам внедрения новых цифровых сервисов. Недопустимо возникновение вновь ситуации, произошедшей в январе-феврале 2023 г. Важно повышать общую налоговую и финансовую грамотность, способствующую не только росту налоговой дисциплины, но и снижению теневого сектора, а также обеспечивающую социальное спокойствие в обществе в период налоговых реформ [4].
По оценкам экспертов, к 2035 г. российская экономика может полностью стать прозрачной во многом благодаря технологиям, внедряемым налоговыми органами [6]. Однако это длительный и сложный процесс, мы находимся только в начале пути. Введение ЕНС или другого аналогичного сервиса с подобными параметрами было неизбежным. Неудивительно, что такая широкомасштабная трансформация повлекла за собой технические сбои и накладки. Однако уже сейчас большая часть их устранена, а в ближайшее время предстоит дальнейшее совершенствование ЕНС.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1): федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 04.08.2023; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 03.10.2023).
2. О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году: постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 № 500 (в ред. от 30.06.2023). Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_443491 (дата обращения: 03.10.2023).
3. В отношении взыскания сумм задолженности: письмо Федеральной налоговой службы от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2@ // Федеральная налоговая служба: офиц. сайт. URL: https://www.nalog. gov.ru/rn77/about_fts/docs/13079389 (дата обращения: 03.10.2023).
4. Бюджетная система Российской Федерации: основы организации и функционирования: учеб.-метод. пособие для студентов высших учебных заведений неэкономических специальностей / Т.В. Акимова [и др.]. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2017. 140 с.
5. Муравлева Т.В. Налоговая грамотность как основа формирования налоговой культуры граждан // Налоги и финансовое право. 2015. № 7. С. 131-135.
6. Муравлева Т.В. Цифровые тренды налогового контроля // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 3 (49). С. 39-43.
7. РБК: интернет-сайт. URL: https://www. rbc.ru/economics/30/05/2023/64760a699a79474b bf734969 (дата обращения: 03.10.2023).
References
1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federatsii (ch. 1) [Tax Code of the Russian Federation (part 1)]: feder. zakon ot 31.07.1998 № 146-FZ (v red. ot 04.08.2023; s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2023). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «KonsultantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671 (Accessed 03.10.2023).
2. O merakh po uregulirovaniyu zadolzhennosti po uplate nalogov, sborov, strakhovykh vznosov,
penej, shtrafov, protsentov, ustanovlennykh Na-logovym kodeksomRossijskojFederatsii, v2023godu [On measures to settle arrears in the payment of taxes, fees, insurance premiums, penalties, fines, interest established by the Tax Code of the Russian Federation in 2023]: postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 29.03.2023 № 500 (v red. ot 30.06.2023). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «KonsultantPlyus. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_443491 (Accessed 03.10.2023).
3. V otnoshenii vzyskaniya summ zadolzhennosti [In relation to the recovery of amounts owed]: pis'mo Federalnoj nalogovoj sluzhby ot 26.01.2023 № ED-26-8/2@ // Federalnaya nalogovaya sluzh-ba: ofits. sajt. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ about_fts/docs/13079389 (Accessed 03.10.2023).
4. Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federatsii: osnovy organizatsii i funktsionirovaniya [The budget system of the Russian Federation: the basics of organization and functioning]: ucheb.-metod. posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenij neeko-nomicheskikh spetsial'nostej / T.V. Akimova [i dr.]. Saratov: Saratovskij sotsiaFno-ekonomicheskij institut (filial) FGBOU VO «Rossijskij ekonomicheskij universitet im. G.V. Plekhanova», 2017. 140 s.
5. Muravleva T. V. Nalogovaya gramotnost' kak osnova formirovaniya nalogovoj kultury grazhdan [Tax literacy as a basis for the formation of the tax culture of citizens] // Nalogi i finansovoe pravo. 2015. № 7. S. 131-135.
6. Muravleva T.V. Tsifrovye trendy nalogovogo kontrolya [Digital trends in tax control] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2022. № 3 (49). S.39-43.
7. RBK: internet-sajt. URL: https://www.rbc. ru/economics/30/05/2023/64760a699a79474b bf734969 (Accessed 03.10.2023).
МУРАВЛЕВА Татьяна Виталиевна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики. Саратовская государственная юридическая академия. Россия. Саратов. E-mail: Tanyam.07@mail.ru.
MURAVLEVA, Tatyana Vitalievna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics. Saratov State Law Academy. Russia. Saratov. E-mail: Tanyam.07@mail.ru.