Научная статья на тему 'ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС'

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Единый государственный экзамен / стандартизированный контроль / метапредметные результаты обучения / метапредметность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепордей Кристина Николаевна

В статье рассматривается единый государственный экзамен по английскому языку как форма оценки достижения выпускниками учебных результатов и уровня сформированности познавательных и коммуникативных действий как метапредметных результатов обучения. В работе продемонстрирована возможность разработки и совершенствования методик, технологий с целью развития метапредметных умений учащихся, исходя из выявленных типичных ошибок по результатам ЕГЭ 2019-2022 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цепордей Кристина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-225-229 ЦЕПОРДЕЙ Кристина Николаевна,

NIION: 2018-0076-3/23-189 студентка кафедры

MOSURED: 77/27-023-2023-3-189 лингвистики и переводоведения,

направления теории и методики преподавания иностранных языков и культур БУ ВО «Сургутский государственный университет»,

e-mail: tsepordey02@mail.ru

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС

Аннотация. В статье рассматривается единый государственный экзамен по английскому языку как форма оценки достижения выпускниками учебных результатов и уровня сформированности познавательных и коммуникативных действий как метапредметных результатов обучения. В работе продемонстрирована возможность разработки и совершенствования методик, технологий с целью развития метапредметных умений учащихся, исходя из выявленных типичных ошибок по результатам ЕГЭ 2019-2022 гг.

Ключевые слова: Единый государственный экзамен, стандартизированный контроль, метапредметные результаты обучения, метапредметность.

TSEPORDEY Kristina Nikolaevna,

studentof the Department of Linguistics and Translation Studies, the theory and methodology of teaching foreign languages and Cultures Surgut State University

UNIFIED STATE EXAMINATIONA (USE) IN ENGLISH AS A FORM

OF ASSESSMENT OF META-SUBJECT LEARNING OUTCOMES ACCORDING TO THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART

(FSES)

Annotation. The article considers the Unified State Exam (USE) in English as a form of assessing the achievement of educational results by graduates and the level of formation of cognitive and communicative actions as meta-subject learning outcomes. This work demonstrates the possibility of developing and improving techniques, technologies for the development of meta-subject skills of students, based on the identified typical errors according to the results of the USE 20192022.

Key words: Unified State Examination, standardized control, meta-subject learning outcomes, metasubject.

ВВЕДЕНИЕ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) -это итоговая форма контроля знаний учащихся. Сдача экзамена - серьезное жизненное испытание, которое необходимо пройти школьникам для реализации своего дальнейшего образования.

Для успешной сдачи ЕГЭ необходимы не только знания языка, но и знания критерий, стратегии выполнения экзаменационных заданий. Несмотря на то, что все задания экзамена составлены в соответствии с изученным в школе материалом и на основании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), как уча-

щимся, так и учителям следует учитывать возможные сложности при подготовке.

Актуальность данной статьи заключается в том, что в связи с переходом к требованиям новых ФГОС на всех уровнях образования становится актуальным вопрос о реализации оценки мета-предметных результатов обучения в рамках государственной итоговой аттестации.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Единый государственный экзамен - это итоговая стандартизированная форма контроля знаний, полученных выпускниками за все время учебы в школе.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

ЕГЭ по английскому языку, прежде всего, осуществляет контроль предметных результатов обучения. Однако, ФГОС нового поколения предполагает не только освоение предметных, но и метапредметных умений у учащихся [8, 9, 10].

Кузнецов А.А. в статье «О школьных стандартах второго поколения» пишет о том, что «метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях» [5, с. 3]. Хуторской А.В. в статье «Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности» рассматривает метапредметность как умения учащихся ставить цели, планировать свою деятельность для успешного достижения поставленной цели, искать информацию, сравнивать, анализировать, контролировать, делать выводы, оценивать [11]. Хуторской А.В. подчеркивает, что «мета-предметная деятельность не тождественна общеучебной!» [11, с. 6]. Общеучебная деятельность -это больше об учении, другими словами, она независима от предметов и может применяться к любому из них. Метапредметная деятельность, в свою очередь, - это выход за пределы предмета, но не полноценный уход от них; она не может отделяться от предметной, поскольку лежит в ее основе [11].

ФГОС среднего общего образования выделяет следующие метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения:

- самостоятельность в планировании и реализации учебной деятельности;

- самостоятельность в формулировании и актуализации проблемы, умение рассматривать ее с разных точек зрения;

- владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- умение находить аргументы для доказательства своих высказываний;

- умение использовать полученные знания в познавательной и практической области жизнедеятельности [10].

Высокая сформированность как предметных, так и метапредметных умений способствует успешному выполнению продуктивных и рецептивных заданий ЕГЭ. Метапредметные результаты обучения наиболее эффективно и полно проверяются в продуктивных заданиях экзамена. Азимов Э. Г. и Щукин А.Н., определяют продуктивные виды речевой деятельности как «виды речевой деятельности, с помощью которых обеспечивается выражение мыслей в устной (говорение) и письменной (письмо) формах» [1, с. 226]. В ЕГЭ по английскому языку к продуктивным видам

речевой деятельности относятся задания с развернутым ответом из разделов «Письменная речь» (2 задания) и «Говорение» (4 задания).

В 2021-2022 гг. было осуществлено завершение перехода КИМ ЕГЭ к новым моделям, соответствующие требованиям ФГОС. Так, с 2022 г. содержание заданий с развернутым ответом начало серьезно видоизменяться. Раздел «Письменная речь» был полностью обновлен, в устной части изменения коснулись только 3 и 4 заданий.

Для достижения цели иноязычного образования в средней школе составители КИМ ЕГЭ, руководствуясь, описанными в спецификации экзамена подходами к созданию модели ЕГЭ по иностранным языкам, определили форматы новых заданий [7]. При разработке новой модели заданий продуктивных видов речевой деятельности особое внимание было уделено деятельност-ному и личностно-ориентированному подходам. Теперь задания высокого уровня сложности имеют проектный характер.

В «Методических рекомендациях» за 2021 г. сказано, что проектная работа занимает важное место во ФГОС. Введение проектной деятельности в КИМ ЕГЭ усиливает его личностно-ориенти-рованную и когнитивную направленность [4]. Учет интегрированного подхода при составлении новой модели заданий обеспечивает укрепление взаимосвязи коммуникативных и метапредметных умений, что, в свою очередь, «усиливает практи-ко-ориентированность учебной дисциплины «Иностранный язык» и отражает интегративный характер самого предмета изучения - живого человеческого языка» [4, с. 27].

Составители КИМ ЕГЭ объяснили свое решение изменить содержание продуктивных заданий тем, что ежегодно учащались случаи заучивания фраз, которые использовались в неподходящих контекстах, а также «натаскивания» сдающих на тесты. С целью искоренения этих проблем и способствованию продуцирования спонтанной, не заученной, речи экзаменуемых, задания стали нести более личностно- и практи-ко-ориентированный, интегрированный характер, как того и требует ФГОС. Так, выпускники имеют возможность раскрыть свой личностный потенциал, а ЕГЭ как стандартизированная форма контроля знаний может дать более объективную оценку достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения [4].

Исходя из сравнительного анализа результатов за 2019-2021 гг. [2, 3, 4] и 2022 г. [6], первого года апробации КИМ ЕГЭ новой модели, можно сделать вывод, что у выпускников старшей школы недостаточно развиты метапредметные умения для успешного выполнения продуктивных видов речевой деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

По результатам 2022 г., задание 39 (на 2023 г. - 37) письменной части экзамена - электронное письмо - было выполнено стабильно хорошо. Однако устойчивые ошибки, которые просле-жи-вались ранее, точно также были допущены и в 2022 г.

Задание 40 (на 2023 г. - 38) - письменный ответ-рассуждение на основе таблицы/диаграммы

- также показало довольно хороший результат выполнения: большая часть участников ЕГЭ смогли проанализировать информацию как из таблиц, так и из диаграмм.

Более того, в 2022 г. результаты письменной части с развернутым ответом увеличились в процентном соотношении (рис. 1).

Рис. 1 Процентное соотношение выполнения продуктивных заданий ЕГЭ по английскому языку за

2019-2022 гг.

Конечно, стоит брать во внимание, что в силу введения новых заданий были допущены послабления при проверке. Однако это также может свидетельствовать тому, что изменение заданий стало эффективным способом повышения необходимости в развитии не только предметных, но и метапредметных умений учащихся при обучении и подготовке к ЕГЭ.

Задание 3 раздела «Говорение» - диалог-расспрос, где экзаменуемый выступает в роли респондента, - как и прежде, было выполнено хуже, чем задание 2 устной части. Типичные ошибки данного задания чем-то схожи с теми, которые прослеживаются при выполнении других заданий устной части. Так, это устойчивые коммуникативные ошибки как, например, непонимание или неверное толкование вопроса, соответственно, неправильно данный ответ. Иногда интервьюер задавал два вопроса, и на оба из них экзаменуемым необходимо было дать ответ дву-мя-тремя фразами. По проведенному анализу ошибок участников ЕГЭ 2022 г., не все учитывали второй вопрос и игнорировали его или выбирали наиболее удобный для ответа [6].

Задание 4 - монологическое высказывание с элементами рассуждения - на 2022 г. было выполнено хуже всего. Многие участники ЕГЭ не смогли выполнить основную задачу задания -объяснить свой выбор иллюстраций. Поскольку задание содержит в себе аспекты, проверяемые как в 3, так и в 4 заданиях старого образца, многие типичные ошибки 2019-2021 гг. повторялись и в 2022 г. К ним добавились и новые:

- отсутствие объяснения, почему были выбраны именно эти фотографии для проекта;

- осуществление сравнения фотографий, а не хобби, профессии, видов деятельности и т.д.;

- отсутствие высказывания своего мнения или его обоснования;

- отсутствие адресности (нарушение коммуникативной ситуации);

- невнимательность в отношении 4 пункта задания (изменения в формулировках с целью сужения или расширения темы) [6].

Стоит напомнить, что в 2022 г. «Говорение» было выполнено хуже всех других разделов экзамена, а средний процент его выполнения стал даже ниже ковидного 2020 года (рис. 1).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Исходя из анализа типичных ошибок ЕГЭ в заданиях с развернутым ответом, можно сделать вывод, что выпускникам тяжело давать письменный развернутый ответ-рассуждение и продуцировать устную спонтанную речь в силу слабо сформированных метапредметных умений. В говорении экзаменуемые часто пытаются воспроизвести заранее заученные топики, из-за чего высказывания становятся нелогичными и абсурдными. В связи с недостатком сформированности таких метапредметных умений как анализировать, сопоставлять, сравнивать, находить общие закономерности, использовать полученные знания на практике экзаменуемые не справляются с продуктивными заданиями как письменной, так и устной частей экзамена.

Так, становится ясно, что в процессе обучения английскому языку не уделяется должное внимание развитию метапредметных умений учащихся.

При формировании продуктивных видов речевой деятельности рекомендуется приучать учащихся строить письменный ответ согласно плану; отбирать необходимую информацию, аргументы для обоснования своего мнения; делить текст на абзацы, использовать средства логической связи; учить анализировать и редактировать собственные письменные работы. Рекомендуется уделять больше внимания спонтанной речи - создавать коммуникативные ситуации (ролевые игры, беседы); записывать на диктофон ответы учащихся, а затем выявлять достоинства высказывания и анализировать сделанные ошибки.

Рекомендуется также развивать следующие метапредметные умения: логически организовывать свой письменный/устный ответ; четко следовать инструкциям/плану к заданию; соблюдать требуемый объем высказывания. Следует учить школьников удерживать в памяти/анализировать получаемую информацию; обучать их приемам по сопоставлению, обобщению, критическому оцениванию информации; использовать навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; использовать полученные знания в познавательной и практической области жизнедеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из анализа результатов ЕГЭ 2019-2022 гг. и выявленных устойчивых ошибок, можно выделить ряд рекомендаций по совершенствованию обучения иностранному языку, направленные на развитие метапредметных умений учащихся. На уроках английского языка следует не только выполнять задания, но и объяснять их, тренировать различные коммуникативные стратегии, развивать умения учащихся в разных видах речевой деятельности.

Список литературы:

[1] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

[2] Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по иностранным языкам [Электронный ресурс]. - URL: inostrannyy_yazyk_2019. pdf (fipi.ru) (дата обращения: 15.03.2023).

[3] Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Трешина И.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по иностранным языкам [Электронный ресурс]. - URL: Inostr_ yaz_mr_2020.pdf (fipi.ru) (дата обращения: 15.03.2023).

[4] Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Трешина И.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по иностранным языкам [Электронный ресурс]. - URL: inostr_ mr_2021.pdf (fipi.ru) (дата обращения: 15.03.2023).

[5] Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. - С. 3-6.

[6] Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по иностранным языка [Электронный ресурс] / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Бажанов А.Е. [и др.]. - URL: inyaz_mr_2022.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

[7] Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году единого государственного экзамена по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам) [Электронный ресурс]. - URL: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11 (дата обращения: 13.03.2022).

[8] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/1971 27/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 10.03.2023).

[9] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/55170507/53f89421 bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 10.03.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

[10] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. - URL: https:// base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01 d34be16c e9bafc6e0/ (дата обращения: 10.03.2023).

[11] Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообраз-ности [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2012. № 1. - С. 1-26. -URL: http://eidos-institute.ru/joumal/2012/100/ (дата обращения 11.03.2023).

Spisok literatury:

[1] Azimov E.G., SHCHukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). - M.: Izdatel'stvo IKAR, 2009. - 448 s.

[2] Verbickaya M.V., Mahmuryan K.S. Metodi-cheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 2019 goda po inostrannym yazykam [Elektron-nyj resurs]. - URL: inostrannyy_yazyk_2019.pdf (fipi. ru) (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[3] Verbickaya M.V., Mahmuryan K.S., Treshina I.V. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 2020 goda po inostrannym yazykam [Elektronnyj resurs]. - URL: Inostr_yaz_mr_2020.pdf (fipi.ru) (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[4] Verbickaya M.V., Mahmuryan K.S., Treshina I.V. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 2021 goda po inostrannym yazykam [Elektronnyj resurs]. - URL: inostr_mr_2021.pdf (fipi. ru) (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[5] Kuznecov A.A. O shkol'nyh standartah vtorogo pokoleniya // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. 2008. № 2. - S. 3-6.

[6] Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGE 2022 goda po inostrannym yazyka [Elektronnyj resurs] / M.V. Verbickaya, K.S. Mahmuryan, Bazhanov A.E. [i dr.]. - URL: inyaz_mr_2022. pdf (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[7] Specifikaciya kontrol'nyh izmeritel'nyh mate-rialov dlya provedeniya v 2023 godu edinogo gosu-darstvennogo ekzamena po inostrannym yazykam (anglijskomu, nemeckomu, francuzskomu, ispan-skomu yazykam) [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/ tab/151883967-11 (data obrashcheniya: 13.03.2022).

[8] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant. ru/197127/53f89421bbdaf741 eb2d1ecc4ddb4c33/ (data obrashcheniya: 10.03.2023).

[9] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bb-daf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (data obrashcheniya 10.03.2023).

[10] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant. ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (data obrashcheniya: 10.03.2023).

[11] Hutorskoj A.V. Metapredmetnoe soderzh-anie obrazovaniya s pozicij chelovekosoobraznosti [Elektronnyj resurs] // Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2012. № 1. - S. 1-26. - URL: http:// eidos-institute.ru/journal/2012/100/ (data obrashcheniya 11.03.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.