Научная статья на тему 'Единство естественнонаучного и гуманитарного знания: взаимосвязь законов, закономерностей, принципов'

Единство естественнонаучного и гуманитарного знания: взаимосвязь законов, закономерностей, принципов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
692
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ЗАКОН / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ПРИНЦИП / ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕК / UNITY / INTERRELATION / LAW / NATURAL-SCIENCE / KNOWLEDGE / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / SOCIETY / PRINCIPLE / NATURE / PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барболин Михаил Павлович

В статье обосновывается единство естественнонаучного и гуманитарного знания как главное средство гармонизации процессов единого пространства жизни человека, общества и природы. Показано, что в основе гармонии общественной жизни лежит взаимосвязь и взаимодействие объективной и субъективной реальности, которая на уровне теоретических и прикладных моделей знания осуществляется в форме закономерного соотношения законов и принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The unity of natural-science and humanitarian knowledge: interrelation of laws and principles

The article explains the unity of natural-science and humanitarian knowledge as the principal means of harmonizing the processes of a single space of human life, society and nature. It is shown that the basis for the harmony of social life is the relationship and interaction between objective and subjective reality, which is at the level of theoretical and applied models of knowledge takes the form of law-governed relations of laws and principles.

Текст научной работы на тему «Единство естественнонаучного и гуманитарного знания: взаимосвязь законов, закономерностей, принципов»

УДК 101.1 ББК 87.25

М. П. Барболин

Единство естественнонаучного и гуманитарного знания: взаимосвязь законов, закономерностей, принципов

В статье обосновывается единство естественнонаучного и гуманитарного знания как главное средство гармонизации процессов единого пространства жизни человека, общества и природы. Показано, что в основе гармонии общественной жизни лежит взаимосвязь и взаимодействие объективной и субъективной реальности, которая на уровне теоретических и прикладных моделей знания осуществляется в форме закономерного соотношения законов и принципов.

The article explains the unity of natural-science and humanitarian knowledge as the principal means of harmonizing the processes of a single space of human life, society and nature. It is shown that the basis for the harmony of social life is the relationship and interaction between objective and subjective reality, which is at the level of theoretical and applied models of knowledge takes the form of law-governed relations of laws and principles.

Ключевые слова: единство, взаимосвязь, закон, естественнонаучное знание, гуманитарное знание, общество, принцип, природа, человек.

Key words: unity, interrelation, law, natural-science, knowledge, humanitarian knowledge, society, principle, nature, person.

В современной науке имеет место противостояние между естественными и гуманитарными науками, между естественнонаучным и гуманитарным знанием. В плане построения научной теории современное гуманитарное знание в своей основе базируется на принципах, которые, как правило, не соотносятся с естественнонаучными и объективными законами. Законы социальные (принимаемые государствами как законы) также не соотносятся с законами природы, а являются лишь реакцией на возникшие проблемы. В результате векторы жизни общества и природы расходятся, и возникают так называемые кризисы, «вызовы» и т. д. Не случайно все чаще приходится слышать, что наступивший кризис не экономический и финансовый, а кризис нравственности и знаний.

Процесс развития жизни, познания и жизнедеятельности как процесс реализации внутреннего жизненного потенциала организма представляет собой переход от сущности одного порядка к сущности другого порядка, что может фиксироваться в форме метасистем [1]. В этой связи в процессе конкретного исследования или создания (созидания) системы (объек-

та, организации, организма) возникает проблема описания сущностей -проектирования метасистем посредством определенного понятийного языка - метасистемного. К числу именно таких проблем и относится проблема взаимосвязи и единства гуманитарного и естественнонаучного знания.

Переход от сущности одного порядка к сущности другого порядка в реальности влечет за собой смену качественных состояний, а в науке приводит к созданию качественно новых научных моделей и теорий. Переход от осознания жизни природы к осознанию жизни общества влечет за собой переход от естественнонаучного знания к гуманитарному. Вот как подобные переходы характеризуются в материалистической диалектике.

Каждое качественное состояние имеет свою меру, нарушение которой приводит к его изменению. Моменты перехода от одной меры к другой называются узлами, или точками перехода из одного состояния в другое, а вся цепь переходов от одних количественно-качественных состояний к другим - узловой линией меры. Энгельс указывал на такие узлы, поворотные пункты в развитии природы, как переход от механики небесных тел к механике небольших масс на отдельных небесных телах, от механики масс к физике молекул, от физики молекул к химии, от обыкновенного химического действия к химизму белков [4, с. 189].

В узлах, характеризующих переходное состояние, сосредоточена сущность, которая является, с одной стороны, завершающим системным компонентом имеющегося состояния, а с другой - порождающим системообразующим компонентом нового состояния. Аналогично, говоря о законах, необходимо различать действие законов в рамках объективной реальности и описание законов в рамках научной теории. К сожалению, в науке такое различие проводится не всегда или проводится недостаточно четко. Они различаются как реальность и модель, сущность и метасистема, объективная и субъективная реальность. Поэтому в процессе человеческой деятельности необходимо выделить две самостоятельные и качественно различающиеся системы: объективную реальность и субъективную реальность и, соответственно, различные виды метасистем: законы, закономерности, принципы, определяющие поведение объекта и, соответственно, субъекта деятельности.

На уровне сущности описание жизненных процессов, включающих качественные переходы, дал Бехтерев, выдвинув в 1902 г. биоэнергетическую концепцию, исходя из предположения, что мир един. Согласно этой концепции мир представляет собой единое энергетическое пространство, энергия выступает как первооснова и источник развития человека и общества. При дематериализации физических сил жизненная энергия не исчезает, а превращается в другую форму, становится внешней, или свободной, энергией. Поступая в организм, свободная энергия

трансформируется в нервно-психическую. При проявлении активности человека нервно-психическая энергия превращается вновь в свободную. Так осуществляется постоянный энергетический обмен между человеком и средой [2, с. 185].

Доказательство подобного оборачивания энергии применительно к любому объекту в математической форме дал Б.В. Гладков. Он показал, что любая система сначала поглощает энергию до определенного предела, определяемого соотношением, по терминологии Б.В. Гладкова, «золотого ядра» и оболочки, а затем ее автоматически начинает излучать [3]. При этом он отмечает, что «золотое ядро» «характеризует исключительно метод познания, а не предмет исследования» [3 с. 51], что подтверждает тот факт, что речь идет именно о сущности, которую можно описать в форме метасистемы, в частности, математической формулой Ф = А | (2/3)|6 [3, с.48], но нельзя рассматривать как конкретновещественную. Более того, Б.В. Гладков на конкретных примерах из разных областей показывает, что процесс формирования нового качества начинается с «золотого ядра». В музыке наиболее соответствуют этому подходу «такие древние инструменты, как арфа, гусли, флейта, рожок... Процесс формирования звука в этих инструментах начинается с формирования самого высокого обертона» [3, с. 114].

Сущности высшего порядка обнаруживают себя преимущественно в форме фундаментальных законов объективной реальности, фиксируемых в научных теориях в разных формах описания. В.Д. Балин подчеркивает, что «при переходе от старой теории к новой свойство инвариантности или остается, или обобщается, но не отбрасывается. Инвариантность вытекает из материального единства мира, из принципиальной однородности физических объектов и их свойств» [2, с. 135-136].

Сущность, как известно, проявляется. Результат проявления сущности называют явлением. Когда говорят о связи явления с сущностью, устанавливают степень соответствия явления сущности, а когда делают вывод о соответствии явления сущности, то используют термин «закономерность». Однако точного определения при этом не дают. Устанавливают, скорее, указывают, что явление есть следствие действия, реализации, осуществления - проявление закона или, наоборот, оно не является результатом осуществления закона, как говорят в таких случаях, случайно. При этом закон как форма описания сущности устанавливает для явления меру его существования, меру качества, меру жизни. Поэтому целесообразно дать определение закономерности на уровне сущности в таком виде. Закономерность - мера проявления закона, мера реализации закона в форме явлений, степень исполнения закона в последовательности явлений.

Поскольку закон является формой выражения сущности, то закономерность можно рассматривать как меру явлений, проявляемой сущности, и закономерность можно трактовать как повторяющуюся причинноследственную связь между сущностью и явлением. Другими словами, закономерность - это зависимость результата от степени осуществимости внутреннего потенциала, если речь идет об объективной реальности и, соответственно, выполнения закона, если речь идет о субъективной реальности. Иными словами, явление как результат действия закона измеряется степенью соответствия его или способа его получения объективному закону. С учетом сказанного можно дать определение закономерности на уровне формы: закономерность - форма связи сущности и явления.

Вместе с тем в понятие закономерности вкладывают и иной смысл. О закономерности также говорят как о совокупности явлений, представляющих собой последовательность проявлений сущности или, иначе, как о совокупности последовательных проявлений сущности. Таким образом, закономерность есть сущность процесса проявления закона, связывающая внутреннее и внешнее, устанавливая причинно-следственные связи.

Проявление закона может иметь как положительный, так и отрицательный результат с позиций достижения требуемого результата, в зависимости от того, соблюдается закон или он нарушается. Между тем и в том и другом случае результат закономерен. Первый свидетельствует о выполнении закона, второй - о его нарушении. Аналогично субъективно организованная последовательность явлений может как соответствовать закону - исполнять закон, так и не соответствовать закону - нарушать закон. Однако как в том, так и в другом случае закон действует, но результат будет разным: в одном случае - отрицательным, в другом - положительным.

Вместе с тем с позиций субъекта, имеющего дело с законом, важен положительный результат. Поэтому ему необходим ориентир, отражающий направление его деятельности, дающее положительный результат. Поэтому субъект должен знать ключевой генетический механизм, обеспечивающий, с одной стороны, реализацию закона, а с другой - положительный результат действия закона, иными словами, механизм, который ограничивал бы действие закона лишь положительной стороной.

В качестве детерминанты, обеспечивающей положительный результат деятельности, в науке и практике принято считать принцип. Он указывает направление деятельности субъекта, в котором необходимо действовать, чтобы получить положительный эффект. Но принцип в гуманитарном знании, как правило, не связывается и не соотносится с законом, а потому носит субъективный характер. Принцип, как правило, трактуется как начало, основа, определяющая стратегию, но при этом не указывается, что он должен обеспечивать реализацию (проявление) закона (сущ-

ности)1. Как видно, принцип определяет характер субъективно организованной деятельности. Принцип обеспечивает реализацию последовательности явлений, поэтому он должен рассматриваться как описание проявляющейся сущности, описываемой законом. И потому принцип должен быть закономерен. В противном случае он субъективен.

Принцип должен обеспечивать проявление сущности, реализуя закономерность. Принцип - это, с одной стороны, способ реализации (осуществимости) сущности, представленной в форме объективного закона, а с другой - форма системной характеристики закономерности, представляющая собой генетическое ядро субъективной деятельности. В то же время принцип - это метасистема, описывающая сущность второго порядка, сущность субъективной реальности, которая детерминирует содержание и организацию процессов субъективной реальности, способы деятельности с позиций соблюдения объективных законов.

В самом деле, в субъективной реальности, в частности в общественной жизни, также действуют объективные законы. Достаточно вспомнить Ухтомского, который считал, что закон доминанты действует и в общественном организме. А тогда снова приходим к выводу о том, что принцип в таком понимании должен представлять собой сущность, представляющую собой закономерное проявление сущности предшествующего порядка, представленной (сущности) в форме закона объективной реальности. А реализация принципа тогда будет не чем иным, как субъективной реализацией закона объективной реальности. Поскольку принцип обеспечивает реализацию закона, то, с одной стороны, он должен отражать закон, а с другой - меру реализации закона, указывая характер и размеры явлений. И его формулировка должна указывать на сущности, представленные в формулировке закона, а также на размеры проявления сущности, обусловленные мерой жизни сущности (мерой границы качества), предусмотренной законом. Если субъект этого не делает, нарушает хотя бы одно из этих требований, то возникает противоречие между действием человека и действием закона. В итоге закон оказывается сильнее. Получается результат, противоположный тому, которого хотел достичь субъект. Происходит разрушение жизненного процесса на всех уровнях. Результатом исполнения принципа будет гармонизация процессов объективной и субъективной реальности. Рассмотрим эту технологию подробнее, ибо в этом основное назначение законов, закономерностей и принципов.

1 Принцип (от лат. Ргтсгртт - начало, основа) - 1) основное, исходное положение, какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д. 2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. 3) Основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора» [9].

Как справедливо вслед за Бехтеревым отмечает В.Д. Балл, «психические и физические явления подчиняются одним и тем же законам природы и, стало быть, их не следует противопоставлять друг другу» [2, с. 187]. К сказанному необходимо добавить, что теми же законами детерминированы и все специфические законы и принципы, действующие в общественной жизни.

Поскольку речь идет о мере как границе проявления сущности, то имеет смысл сначала говорить о явлениях в условиях отстранения от субъективных, ранее полученных результатов. Но при этом после получения результатов необходимо говорить о соотнесении этих результатов с историческим культурным наследием сообщества субъектов и включенности в него результатов. К. Маркс писал:

... по мере того, как предметная действительность повсюду в обществе становится для человека действительностью человеческих сущностных сил, человеческой действительностью и, следовательно, действительностью его собственных сущностных сил, все предметы становятся для него опредмечиванием самого себя, утверждением и осуществлением его индивидуальности, его предметами, а это значит, что предметом становится он сам [5, с. 121].

Поэтому развитие природы, ее осуществимость - проявление ее объективных законов в общественной жизни - необходимо рассматривать не только через субъективно реализуемые законы жизни, которые называют еще законами общества и государства или социальными законами, но в первую очередь через проявление внутренней сущности человека. Можно говорить о том, что сущность человека по отношению к природе есть сущность второго порядка.

В этой связи становится очевидным, что принципы по отношению к законам объективной реальности человека есть субъективное выражение сущности второго порядка, а к объективной реальности природы -третьего порядка, если рассматривать в направлении вектора проявления сущности как объективной истины. С другой стороны, принципы, будучи сущностями в рамках субъективной реальности, выступают в качестве генетического ядра осуществления субъективно организуемой деятельности. Но в то же время они являются средством (по закону оборачивания) реализации объективных законов в субъективной реальности. А значит, вектор их действия должен соответствовать вектору действия объективных законов. И потому по своей формулировке они должны отражать сущность действия объективных законов.

Для иллюстрации предлагаемого понимания принципа приведем, на наш взгляд, достаточно корректное и в основном совпадающее с предлагаемым понимание принципа динамической иерархии, выявленного применительно к человеческому организму А.Т. Москаленко и В.Ф. Сер-

жантовым [6]. Этот принцип необходимо, на наш взгляд, не только признать фундаментальным принципом, обеспечивающим проявление базовых сущностей и фундаментальных законов жизни.

.одним из фундаментальных принципов структурной организации является принцип динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, и истинная его картина должна быть воссозданием взаимных отношений субординации между этими уровнями ... Если низшие уровни, являющиеся функциональными элементами целостных систем, реализующих витальные функции индивида, детерминированы генетически достаточно жестко, то высшая интеграция таких систем у человека складывается онтогенетически и строится на филогенетически молодых элементах, в своих фенотипических проявлениях генетически не предопределенных [6, с. 166].

Но сущности природы, человека и общества также иерархичны. Поэтому этот принцип имеет смысл экстраполировать и на организмы общества, природы и в целом на единый общественный организм человека, общества и природы.

Более детально раскрыть это положение можно на уровне генетических, филогенетических и онтологических программ, которые являются метасистемами - моделями генетических сущностей. Онтогенез, как показывает А.Г. Осницкий [7], уже во втором поколении может изменить филогенез. Если же внешние условия онтогенеза сознательно (субъективно) сориентировать на гармонизацию формируемой филогенетической и наследственной генетической программ, то возможно не только исправление образа жизни, но и восстановление процесса устойчивого развития человека и общества.

...фонд филогентически обусловленных элементов биологической активности приобретает различную организацию под влиянием онтогенетически складывающихся функциональных систем, которые в основном со-циогенно обусловлены и в конечном счете экзотерически даны как определенные социальные варианты жизни индивидов. Но каковы бы ни были эти варианты жизни индивидов различных эпох и социальных групп, т. е. какую бы они форму ни принимала их жизнедеятельность, она должна быть достаточно полной реализацией фундаментальных биологических потенций, модифицированных, конечно, конкретным социогенно детерминированным онтогенезом каждого отдельного человека. Значит, если мы хотим дать счастье, здоровье человеку, обеспечить его гармоническое развитие, мы должны стремиться не к ущемлению его витальных потребностей, а к такому его воспитанию, которое бы стало основой его самопрограммирования, адекватного его природе [6, с. 166-167].

Там, где процесс организации жизнедеятельности человека противоречит законам функционирования человеческого организма: генетическим и филогенетическим, законам функционирования (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн и др.), там общество получает закономерный - измеряемый отрицательной мерой жизни природы результат воспитания. И такой результат также закономерен. Это результат нарушения законов природы, действующих в человеке. Чем точнее выполняются правильно сформулированные принципы, тем точнее выполняются субъективные и объективные законы жизни общества, объективные законы функционирования внутреннего мира человека, законы природы, тем эффективнее процесс и результат деятельности.

Поэтому можно утверждать, что принцип иерархии функционирования систем единого общественного организма природы, человека и общества является базовым принципом, обеспечивающим органическое единство природы, человека и общества, а на уровне содержания - органическое единство естественнонаучного и гуманитарного знания, обеспечивающее эффективное воздействие на результат, эффективное общественное развитие.

Список литературы

1. Барболин М.П., Барболин В.М. Методология научного исследования процесса инновационного развития теоретических и прикладных систем: ме-тасистемный подход / Вестн. Ленингр. ун-та им. А.С. Пушкина: науч. журн. Сер. «Философия». - 2008. - № 4 (17). - С. 91-101.

2. Балин В.Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психологии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

3. Гладков Б.В. Сферодинамика. Математические начала объемного мышления. - СПб., 1998.

4. Диалектический матерализм: учеб. пособие / под ред. А.Д. Макарова, А.В. Вострикова, Е.Н. Чеснокова. 2-е изд. - М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1962.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 42.

6. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. - Новосибирск: Наука, 1984.

7. Осницкий А.В. Психологические основы наследственности личностных свойств // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена № 10 (57). Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): науч. журн. - СПб., 2008 - С. 86-96.

8. Основы марксистской философии. - М.: Изд-во полит. лит., 1958

9. Советский энциклопедический словарь - М.: Сов. энцикл., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.