Научная статья на тему 'Фундаментальные основы формирования инновационного поведения человека'

Фундаментальные основы формирования инновационного поведения человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барболин М. П.

В статье с позиций генетического развития человека в структуре единой организации жизни человека, общества и природы, с учетом принципа иерархии уровней управления и регулирования подсистем человеческого организма предлагается модель инновационного поведения человека, которая может быть использована для формирования образа жизни человека в системе образования и других пространствах общественной жизни в условиях инновационного развития экономики и жизни общества в целом.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause from positions of genetic development of the person in structure of the uniform organization of human life, a society and the nature, in view of a principle of hierarchy of levels of management and regulation of subsystems of a human body the model of innovative behaviour of the person which can be used for formation of a way of life of the person in an education system and other spaces of a public life in conditions of innovative development of economy and a life of a society as a whole is offered.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные основы формирования инновационного поведения человека»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД

М.П. Барболин*

Фундаментальные основы формирования инновационного поведения человека

В статье с позиций генетического развития человека в структуре единой организации жизни человека, общества и природы, с учетом принципа иерархии уровней управления и регулирования подсистем человеческого организма предлагается модель инновационного поведения человека, которая может быть использована для формирования образа жизни человека в системе образования и других пространствах общественной жизни в условиях инновационного развития экономики и жизни общества в целом.

In clause from positions of genetic development of the person in structure of the uniform organization of human life, a society and the nature, in view of a principle of hierarchy of levels of management and regulation of subsystems of a human body the model of innovative behaviour of the person which can be used for formation of a way of life of the person in an education system and other spaces of a public life in conditions of innovative development of economy and a life of a society as a whole is offered.

При обсуждении инновационного поведения человека в условиях общества речь должна идти о построении новой модели его образа жизни, где есть субъект, объект и связывающий их процесс жизнедеятельности. Такой целостный подход является необходимым условием исследования, в первую очередь, максимального числа возможностей инновационного поведения человека, поскольку известно, что в процессе научного исследования главной особенностью взаимодействия с объектной областью является известное методологическое положение о том, что необходим «целостный взгляд на природу явления... и вычленение его коренных, определяющих особенностей и тенденций развития»1. И если мы говорим об инновационном поведении человека, то полноценной новизной он будет отличаться только тогда, когда качественно новыми будут все его компоненты, а достижение новизны отдельных составляющих укажет путь к достижению в полном смысле этого слова качественно нового индивидуально и общественно значимого продукта.

Главным отличием инновационного поведения является присутствие в нем индивидуальных особенностей человека, его неповторимости.

«Формирование личного субъективного опыта на основе чувственного отображения реальности (выделено нами. -М.Б.), усвоение культуры и языка. есть, в сущности, ряд новаций.

Новации, во-первых, потому, что речевые и тесно связанные с ними познавательные функции генетически запрограммированы только как способность к усвоению языка и культуры. Эта способность наиболее эффективно реализуется на определенных этапах жизни, когда протекает морфологическое созревание мозга, которое не может быть нормальным процессом, если в этот период не будут учить языку и всему тому, что составляет содержание современного обучения. Следовательно, человек формируется в ходе онтогенеза, когда не только реализуются генетические

* Заведующий лабораторией методологии образования Института образования взрослых Российской академии образования, кандидат педагогических наук, профессор.

(филогенетические) программы, но и создаются специфические черты его и программы всей дальнейшей жизни и развития.

Во-вторых, субъективный опыт всякого человеческого индивида есть новация в том смысле, что существенные проявления его внутренней жизни не являются ни копированием объективной реальности, ни буквальным повторением себя на основе индивидуальной или родовой (генетической) памяти, ни копированием других людей. Всякий акт интеллектуальной деятельности человека, базирующийся на чувственном отображении реальности и усвоении языка и культуры, есть изобретение, творчество, рождение того, чего до этого не было в природе. Оно проявляется как в своем внутреннем, интеллектуальном, эмоциональном, и волевом выражении человеческого «я», так и во внешних действиях индивида»2.

В соответствии с таким подходом к пониманию инновационного поведения человека имеет смысл выделить и рассматривать как обособленные (но не самостоятельные) три компонента: собственно инновационное поведение человека, инновационный процесс жизнедеятельности и инновационный продукт жизнедеятельности. В свою очередь, организованная совокупность процессов жизнедеятельности есть образ жизни, поэтому можно будет также говорить об инновационном образе жизни или его качественном обновлении, смене образа жизни, подобно смене общественных формаций.

В этой связи субъективный компонент понятия инновации сравним с понятием интуиции как предчувствия, предвидения, провидения и т.п. Более того, инновация есть не что иное, как практическая реализация предвидения, осуществляемого на основе интуиции и осознанного использования законов развития и организации жизни в соответствующем жизненном пространстве. Если обратить внимание на известный факт, заключающийся в том, что прибавочный продукт (ресурсы, благодаря, в частности, проявлению генетического потенциала, заложенного природой) дает только человек, то становится очевидно, что только он и может порождать инновации, реализуя в соответствии с естественными законами развития жизни (опережающего отражения, обратных связей, повторения филогенеза в онтогенезе, адаптации и др., проявляющихся в каждом новом жизненном пространстве по-новому) фундаментальные жизненные потребности в пространстве общественной жизни на качественно различных уровнях (организма, организации, сообщества как совокупности организаций), преобразуя энергию жизни природы в энергию жизни общества.

Возникает вопрос, какое поведение (модель поведения) считать новым, в какой степени новым и какое нельзя считать новым и, соответственно, процесс инновационным. Естественно предположить, что инновационность связана с качественным изменением жизненного процесса. В этой связи инновационное поведение в дальнейшем мы будем понимать как переход с одного качественного уровня жизни на другой уровень - уровень более высокого качества в соответствии с фундаментальными и нравственными законами развития и организации жизни посредством проявления внутренней сущности человека. Иными словами, речь идет об обеспечении качественных преобразований жизненного процесса посредством перевода его с одного качественного уровня на другой с помощью преобразования его сущности сущностью более высокого порядка - сущностью человека, в качестве которой, как будет показано ниже, выступает человеческий интеллект.

Принятие такого определения означает, что для того, чтобы говорить об инновационном поведении человека, необходимо знать, что из себя представляет жизненный процесс с позиций человека и общества, в чем сущность жизненного процесса, что из себя представляет человек в ходе развития жизненного процесса, его человеческую сущность, механизмы и формы ее проявления и реализации в общественной жизни.

Рассмотрим сначала, что из себя представляют жизнь и жизненный процесс на Земле с позиций человека и общества, какова сущность жизненного процесса, образ человека и образ его жизни как совокупности процессов жизнедеятельности, в частности, инновационного поведения.

Главными участниками современной организации жизни являются человек, общество и природа. В соответствии с законом повторения филогенеза в онтогенезе для того, чтобы определить логику и ступени развития человека в онтогенезе, необходимо знать логику и ступени развития человека в филогенезе. Исторически человек развивался во взаимоотношениях с природой и людьми сначала непосредственно: человек - природа, человек - внутренний мир человека, человек - общество, а затем - посредством создаваемых им же самим в процессе тех же взаимодействий культурных духовных и материальных ценностей.

Таким образом, можно утверждать, что жизнь на Земле - это совокупность отношений (и основанных на отношениях взаимодействий), а жизненный процесс с позиций человека и общества есть развивающаяся совокупность отношений (и взаимодействий) человека, общества и природы.

Сущность такого развития характеризуют три фундаментальных закона развития жизни: закон генетической организации жизни, закон оборачивания жизни процесса, закон опережающего воспроизводства генетического потенциала жизни, которые являются обобщением закона доминанты (Ухтомский), закона обратных связей (П.К. Анохин и др), законов рефлекторной деятельности (И.П. Павлов), генетических законов3.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Сущность организации материальных отношений описывается фундаментальные законами, которые можно классифицировать как законы: материи, энергии, меры, строя (включающем законы подобия, «золотой» пропорции, гармонии), размеров, информации, явлений4. Сущности же социальные (межличностные), в частности, человека и социума, описываются нравственными законами, которые можно классифицировать как законы: нравственности, совести, памяти, настроя (включающего законы мысли, смысла, ума), воображения, воли, характера5.

Весь этот, основывающийся на указанных законах, процесс развития на уровне сущности назовем онтоантросоциогенезом, а поскольку он закономерен, назовем его законом онтоантропосоциогенеза6, утверждающего, что процесс развития жизни есть генетически обусловленный, качественно меняющийся и проявляющийся в форме образа жизни человека (и общества) синтез отношений личности к самому себе как к человеку (внутреннему миру, внутреннему «Я»), к природе и обществу, регулируемых фундаментальными и нравственными законами, которые, поочередно доминируя в процессе развития человека (общества), детерминируют процесс поочередного осознания одних видов отношений и соответствующих законов на основе других в каждом новом жизненном пространстве.

Смена детерминант означает смену характера взаимодействия человека с внешней средой в процессе его развития. Если сначала первичной - ведущей - была среда, а вторичным - ведомым - был процесс разума человека (общества), выступающего лишь в форме осознания процесса жизнедеятельности и опыта, то по мере осознания опыта первичным становится разум человека, и уже он на основе опыта, знаний и образов сознания как синтеза знаний и опыта прогнозирует и развивает жизненный процесс в пространстве жизни уже как процесс развития собственного образа жизни и реализации собственного представления о жизни (смоделированного в собственном сознании посредством разума). При этом меняется не только характер самого процесса жизни, но и сущность управления жизненным процессом с внешней на внутреннюю, обусловленная законом оборачивания жизни7, заключающегося в смене ориентации развития жизненного процесса с внешней сменой источников, детерминант развития жизненного процесса, а также характера его организации и управления. В процессе такой смены меняется и характер действия законов, определяющих взаимоотношения человека с внешней средой. Если сначала ведущими были еще не осознаваемые человеком фундаментальные законы внешней среды, и на их основе проявляли свое действие нравственные законы жизни человека в обществе, то в результате осознания как опосредования знанием на уровне нравственных законов полученного человеком социального опыта (когда человек научается различать нравственный и безнравственный образ жизни, и затем его строить, основываясь на собственном опыте и знании нравственных законов жизни), выходят на первое место и становятся ведущими нравственные законы. И уже на их основе происходит осознание и использование фундаментальных законов для развития опыта жизни человека, а вместе с этим и единой организации жизни человека, общества и природы. Наступает завершающая фаза «зрелости человека, поскольку в ней завершается становление характера, интеллекта, способностей (выделено нами. - М.Б.) и вместе с тем индивидуальности человека»8.

Как видно, развивающаяся совокупность таких взаимодействий Человека, Общества и Природы, т.е. организация и сущность жизни на Земле формируют особую, характерную только для него сущность человека, которая, в свою очередь, формирует образ человека, отличающийся от всех других живых существ. В самом деле, человек, говорят, существо общественное, но это не общество, говорят - природное, но он и не тождественен природе. Человек не есть и чисто биологический организм как вид. Не отражает сущность человека и определение жизни Энгельса. В науке не сформировано достаточно четкого представления о сущности человека.

Переводя на качественно новый уровень понимания определение жизни Энгельса, можно утверждать, что человек (в своей человеческой сущности) - это совокупный результат взаимодействий Человека (как вида, его внутреннего мира), Общества и Природы. Поэтому для того, чтобы выявить сущность человека, необходимо рассматривать его развитие с позиций развития организации Человека, Общества и Природы как единого организма, единого пространства жизни.

В процессе такого развития формируется сущность человека, заключающаяся в способности ощущать, осмысливать, осознавать и преобразовывать жизнь и которую называют «человеческий интеллект». «Исходя из концептуальной системы Б.Г. Ананьева, правомерно трактовать интеллект как ядро субъекта сознания»9, что означает, что именно он является главным механизмом, определяющим поведение в целом и в частности - инновационное поведение и порождение инноваций.

«Интеллект (лат. тШекш - ум, рассудок) - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех функций (сравнения, абстракции, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. Еще во времена средневековья возник спорный вопрос: воля подчиняется интеллекту или, наоборот, интеллект воле. Первую точку зрения представлял Фома Аквинский, вторую

- такие английские мыслители, как Дунс Скот и Уильям Оккам. Теперь преобладает представление, что хотя интеллект, так же как и воля, зависит от соответствующих обстоятельств, однако он, как относящийся к сфере духа, выше воли, относящейся к сфере психического»10.

«Как субъект в целом, так и интеллект существуют в двух системах связи. На уровне индивида интеллект представлен задатками умственных способностей, на уровне личности - собственно способностями (мыслительными в первую очередь), эрудицией, креативностью, социальной продуктивностью»11.

«Интеллект - многоуровневая организация познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы, состояния и свойства»12.

С учетом такого понимания и активности человеческого интеллекта имеет смысл такое определение на уровне его сущности.

Интеллект - способность человеческого организма (циклически) преобразовывать и воспроизводить ресурсы (в первую очередь, энергию) природы в продукты жизнедеятельности человека и общества.

С учетом такого определения развивающемуся человеку, разным его семи ступеням соответствует семь уровней развития интеллекта: ощущения, осмысления, осознания, разума, созидания, общения, управления, в основе проявления и, значит, соответствующих видов поведения человека которых лежит семь видов мышления: предметно-практическое (предметнодеятельностное), образное (наглядно-образное), логическое (абстрактно-логическое), ассоциативное, ассоциативно-логическое, ассоциативно-образное, ассоциативно-практическое. При этом особо отметим, что, говоря об ощущениях, имеются в виду не только пять видов ощущений, а самый широкий спектр чувственных ощущений, о которых писал еще Б.Г. Ананьев. Он «расширял чувственную основу мышления и сознания в целом за счет включения в нее ощущений «втростепенных» модальностей... вплоть до интероцепции»13. Более того, Б.Г. Ананьев считал, что «без ощущений и помимо их не может возникнуть никакая самая абстрактная мысль, никакео мысленное (обобщенное и опосредованное) отражение бытия»14, «... ощущения являются источником мышления не только в смысле слова, что когда кончается чувственный акт, начинается логический, но и в том смысле слова, что уже в самом процессе различения происходят сравнение, анализ, индукция, т.е. формируются механизмы мышления»15.

В содержательном плане весь этот процесс может быть представлен таким образом. Каждая последующая ступень включает предыдущую и, значит, все предшествующие. Осмысленные предметные действия, дополненные логической организацией, превращаются в образ сознания. Ассоциативная последовательность образов превращается в разум (развитие узловой меры). В последовательности образов фиксируется сначала логика, затем формируется единый образ жизнедеятельности, который реализуется в практике жизни.

В соответствии с выделенными уровнями развития интеллекта человека получаем семь типов человека как интеллектуальной сущности: человек действующий, человек мыслящий (выявляющий смысл), человек умный (сознательный, соображающий), человек разумный (развивающий образы), человек-интеллектуал (обладающий зрелым интеллектом и посредством его создающий предметнодеятельностные образы), человек-интеллигент (интеллигентный, создающий образы общественной жизни, подобные организации генокода), человек-гений (формирующий единый образ жизни человека общества и природы, подобные гену).

«Теория интеллекта, - как пишет Н.А. Логинова, - служит Б.Г. Ананьеву моделью субъекта в целом»16. Совокупность интеллектуальных характеристик определяет качество человека как существа общественного, определяет характер образа его жизни его поведения в общественной жизни, семь качественно отличающихся уровней развития, соответственно семь видов образа человека, являющихся результатом развивающейся совокупности взаимодействий внутреннего мира человека, общества и природы: человек генетический (уровень гена), человек антропогенный (уровень генокода), человек сознательный, человек разумный, человек созидающий, человек общественный, человек органичный, которые можно рассматривать как типы человека17. Б.Г. Ананьев в этой связи в онтогенезе выделял индивида, личность, субъект деятельности, индивидуальность18. Каждому типу соответствует свой качественно отличающийся от других образ жизни, способ жизнедеятельности и, соответственно, отличающийся от других способ поведения. Если человек строит жизненный процесс, переходя от одного уровня жизни к другому, то такой процесс и может считаться инновационным, а поведение человека - инновационным поведением, ибо на каждом уровне развития его поведение качественно отличается от предыдущего. Результатом - инновационным продуктом каждого уровня - фазы этого инновационного поведения (что самое главное) является на каждый раз качественно новый человек, обладающий качественно новой сущностью - качественно новым интеллектом.

Поэтому уровни развития интеллекта и уровни развития человека могут рассматриваться как интегральные векторы и координаты измерения инновационного поведения человека, соответственно, на уровне сущности, на уровне типологии человека и на уровне организации - реального образа жизни человека.

Однако поведение человека в этих координатах - переход с одного уровня развития человека на качественно новый, т.е. фазовый переход - не осуществляется самопроизвольно, а имеет определенную логику развития, детерминируемую фундаментальными законами развития и

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

фундаментальными и нравственными законами организации и реализуемыми сначала в процессе развития интеллекта, а затем посредством интеллекта - и в образе жизни. Более того, как пишут психологи, «каждый психический процесс можно рассматривать как актуализацию какой-либо частной способности (имеются в виду интеллектуальные способности. - М.Б. )»19. Поэтому далее рассмотрим механизмы проявления этих качеств как особых свойств человека.

Из логики онтоантропосоциогенеза (и других известных законов и положений науки) следует, что интеллект человека есть синтез (исторически сформировавшийся) его (человека) взаимодействий с внутренним миром, с природой и обществом. И весь интеллектуальный потенциал человека, как известно, направлен на удовлетворение его жизненных потребностей, которые проявляются на психологическом, психическом и других уровнях, высшим уровнем потребностей являются генетические потребности. Не случайно Б.Г. Ананьев писал «о существенности для интеллектуальной деятельности связей интеллекта с жизнедеятельностью организма - его биохимической, вегетативной реальностью, метаболизмом, предложив понятие «цены интеллектуального напряжения». По мысли Ананьева, «успешность умственной деятельности зависит не только от оперирования информационными единицами, не только от мотивации, но и от энергетической обеспеченности процессов переработки информации в мозгу»20, «... функциональные механизмы могут быть поняты лишь в связи с основными характеристиками человека как индивида»21. «Они изначально развиваются по генетической программе, в процессе онтогенеза»22. В человеческом организме существуют механизмы программирования и диагностики этих потребностей. Например, в генетическом потенциале существуют программы генетического наследования, генетического прогнозирования, формируемые в филогенезе и онтогенезе, в клетках вырабатываются специальные вещества, называемые эндорфилами23, которые формируют и диагностируют образ жизненных потребностей. «Программная детерминация - вот одна из существенных особенностей каузальных связей в органическом мире (выделено нами. - М.Б.). Вместе с тем в этом также выражается существенная структурная особенность биологических систем - их активность»24. В этой связи необходимо отметить, что на глубинных уровнях организации жизни действуют известные законы генетического наследования и генетического программирования.

Все это означает, что разные уровни интеллекта в состоянии удовлетворять разные и вполне определенные виды потребностей, соответствующие качественно различным жизненным процессам внутреннего мира человека. Видам интеллектуальных качеств человека соответствуют следующие виды процессов человеческого организма: психологический, психический, физиологический, биологический, биохимический, биоэнергетический (синергетический на уровне генокода), генетический (на уровне генов), каждый из которых обладают собственными жизненными потребностями, сопоставимыми с уровнями интеллектуального развития человека. При этом каждому уровню соответствуют свои характерные особенности поведения человека, вызванные взаимодействием человека с собственным внутренним миром, со своим внутренним «Я».

Поэтому характер, качество, глубина и, соответственно, степень инновационности поведения человека могут и должны определяться степенью задействованности (включенности) перечисленных процессов в ходе удовлетворения жизненных потребностей. Например, генетические потребности (их проявление и развитие в соответствии с законами генетического наследования и прогнозирования) в полной мере могут удовлетворяться лишь посредством развитого интеллекта гениального человека. Получаем, назовем его, индивидуальный вектор измерения инновационного поведения человека. А если учесть, что интеллект является сущностью человека, то можно говорить о сущностном векторе инновационного поведения человека.

Источником и исходным пунктом удовлетворения фундаментальных жизненных потребностей являются природные ресурсы. Каждому процессу внутреннего мира соответствует определенный природный процесс - например, на психологию действует (удовлетворяет или не удовлетворяет потребности) погода, на психику - климат (в частности, атмосферное давление) и т.п. В соответствии с этим в природе также выделяется также семь разнокачественных процессов: погода, климат, физические процессы, биологические, химические, энергетические, генетические, которые образуют иерархическую систему, коррелирующую с иерархически организованной системой процессов внутреннего мира человека.

Опираясь на эту иерархическую организацию качественно различных процессов, можно определять характерные особенности инновационного поведения человека, вызванные его взаимодействием с природой. Получаем второй - природный вектор измерения инновационного поведения человека, характеризующий инновационное поведение, определяемое спецификой задействованных ресурсов.

Между системой потребностей человека, структурой внутреннего мира человека, структурой ресурсов природы и пространством общественной жизни, в котором также существует иерархическая организация, включающая такие базовые процессы как политический, идеологический, науки, образования, искусства, культуры, предметно-практической деятельности (материального производства), в целостном процессе поведения человека, ориентированном на удовлетворение

потребностей, существует коррелирующая связь. Получаем третий - общественный вектор измерения инновационного поведения человека, характеризующий инновационное поведение человека, определяемое спецификой задействованных процессов общественной жизни (общественных ресурсов), регулируемое, в частности, как принято говорить, общественными потребностями (которые, к сожалению, часто не совпадают с индивидуальными потребностями).

Выделенные три вектора измерения инновационного поведения человека представляют собой три координаты измерения инновационного поведения человека в пространстве общественной жизни, качество, которого, как показано выше, определяется посредством интеллекта человека.

Вместе с тем интеллект человека обладает собственным качествами, которые также определяют характер поведения человека, качество интеллекта, а за ним качество поведения и, в итоге, качество жизни. Качество интеллекта, как и любых других процессов, может быть определено по характеру его сущности, т.е. по степени реализации приведенных выше фундаментальных законов развития жизни и фундаментальных и нравственных законов организации жизни в содержании и структуре интеллекта, в его функционировании и проявлениях в индивидуальной и общественной жизни. «В интеллекте максимально воплощена функция психического отражения. Связь интеллекта с личностными характеристиками определяет его зависимость от социального бытия человека в обществе. С другой стороны, связь с индивидом означает зависимость психологического отражения от природных законов бытия человеческого организма»25.

Перечисленные законы применительно к интеллекту, реализуясь в нем, выступают как качества, характеризующие его на уровне сущности, а в рамках теории выступают как категории и законы, характеризующие интеллект. Применительно к поведению человека они становятся не просто качествами, а критериями правильности и основой оценки его поведения, в частности, критериями объективности и нравственности.

Совокупность координат образует единое пространство измерения развития различных качественных характеристик единого процесса поведения человека.

До сих пор поведение человека рассматривалось как некоторый целостный процесс. Однако он имеет собственную организацию и уровни развития. Поэтому обратимся к рассмотрению структуры собственно процесса поведения человека как проявления его внутренних сущностных качеств в пространстве общественной жизни.

Для полноценного инновационного поведения необходимо охарактеризовать внешние общественно значимые проявления и результаты инновационного поведения человека. Человек-субъект как существо общественное проявляет себя в деятельности, результатом которой является общественный продукт. «Сенсорно-перцептивные, вербально-логические, мнемические, психомоторные, тонические функции, будучи само по себе отправлениями мозга, не есть еще собственно психические явления, но их возможность. Эта возможность становится действительностью при взаимодействии субъекта с объектом. Функции не определяют содержания образа или мысли, но задают предельные динамические характеристики психических процессов -точность и скорость реакций, в том числе интеллектуальных, пределы выносливости анализаторов, глубину и прочность следов памяти (Ананьев, Дворшина, Кудрявцева 1968). Психофизиологические функции поддаются тренировке, благодаря чему расширяются их лимиты, тем самым увеличиваются природные потенциалы субъекта»26. Поэтому инновационное поведение человека необходимо оценивать также с позиций способов деятельности, которые, подобно тому, как способ производства определяет характер экономической формации, определяют характер результатов инновационной деятельности, жизнедеятельности и жизни человека и общества.

В соответствии с логикой развития интеллекта и типами человека определяется иерархически упорядоченная система видов качественно отличающихся способов интеллектуально-практической деятельности: предметной деятельности, мыследеятельности, познавательной деятельности, творческой деятельности, созидающей деятельности, деятельности общения, деятельности управления (организацией и развитием). Иерархия выделенных видов деятельности наряду с интеллектом и типами человека определяет еще один - четвертый, согласующийся с выделенными выше тремя векторами интегральный вектор измерения инновационного поведения человека -иерархическую систему внешних проявлений. Но это уже качественно иная характеристика инновационного поведения человека. Она характеризует взаимодействие внутреннего и внешнего, субъекта и объекта - инновационный процесс в рамках единого процесса жизнедеятельности и образа жизни человека и общества.

Поведение - самостоятельный процесс и имеет собственные формы. В этой связи в структуре процесса жизнедеятельности целесообразно выделять формы, соответствующие уровням развития процесса жизнедеятельности: прием, действие, способ, поступок, поведение, стиль жизни, образ жизни, которые можно рассматривать как качественно различающиеся уровни проявления внутреннего мира, характеризующие устойчивость развития инновационного процесса и, соответственно координатой измерения этой устойчивости. При этом важно понимать, что каждая из этих форм реализуется в каждом виде способов деятельности. Получаем еще один вектор измерения процесса инновационного

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

поведения человека - в аспекте развития его форм и, соответственно - в направлении устойчивости, т.е. получаем вектор и, соответственно, координату измерения устойчивости инновационного поведения человека на каждом из уровней характеризуемых другими координатами.

Наконец, инновационный процесс необходимо рассмотреть с позиций продукта деятельности. Но продукт деятельности находится в той же системе координат, что человек. Более того, он не только ориентирован на удовлетворение потребностей человека, но и прогнозируется потребностями (даже на биологическом уровне, на уровне клетки и генокода27 (См. [16]) и, значит и оцениваться он должен в той же системе координат, что и человек. Известно, что в процессе деятельности человек создает сам себя и удваивает себя в результатах деятельности (К. Маркс). Поэтому самым главным инновационным продуктом перечисленных видов деятельности будет сам индивид - человек более высокого уровня развития, измеряемого по обозначенной выше интегральной шкале, ступени развития которой он (человек) повторяет в каждом новом жизненном пространстве (в соответствии с законами развития жизни и вытекающего из них более частного закона - закона многоуровневого циклического развития жизненного процесса Человека, Общества и Природы). Еще Б.Г. Ананьев выступал за «монистическое понимание человека как целого, преодоление психофизиологического дуализма, стремление вскрыть единство общественного и естественного в структуре человека, являющегося одновременно высшим, сложнейшим организмом и общественным индивидом28.

При этом при переходе с одного уровня общественного развития на другой (в соответствии с интегральной шкалой развития), меняется характер интеллектуальной деятельности и вместе с ней

- способы деятельности и получаемые продукты. Поэтому результатами инновационного развития человека становятся качественно новые способы деятельности и соответствующие им способы производства материальных или иных, в частности, общественных (политических, идеологических и т.д., как видно также качественно отличающихся видов деятельности в рамках строящегося пространства измерений) продуктов. Аналогично, качественно новыми результатами могут быть виды интеллектуальной деятельности, виды отношений, т.е. все компоненты выделенных координат измерений, включая открытие законов. При этом на низшей ступени будут находиться продукты материального производства, для которых также можно построить дополнительное пространство измерений, выделив дополнительно, например, форму, характеризующую степень удовлетворения общественных жизненных потребностей, которые, особо заметим, должны соответствовать индивидуальным жизненным потребностям, и т.д. Но поскольку человек является клеточкой общества, то общественное пространство измерений будет подобно пространству измерений человека, его поведения. Поэтому построенное пространство измерений инновационного поведения человека можно считать базовым пространством измерений процессов инновационного развития человека и общества, в котором все выделенные координаты независимы друг от друга, не смотря на то, что они коррелируют, циклически взаимодействуя друг с другом, развивая друг друга на основе закона оборачивания жизни, основывающегося на законе обратных связей.

Современное общество антиприродосообразно. Поэтому выжить в нем может человек, сам являющийся генетическим и генерирующим ядром, активно развивающим индивидуальный и общественный интеллект. И помочь ему может система образования, формирующая образ жизни человека. Имея дело с еще несформированным интеллектом человека, система образования не может оказаться нейтральной. В ней человек в своей сущности или развивается, или деградирует на всех уровнях его внутреннего мира вплоть до генетики.

В этой связи выше изложенное позволяет сделать следующие выводы.

1. Образование должно быть ориентировано на проявление сущностей человека, общества и природы посредством человеческого интеллекта, переходя от сущности одного порядка к сущности другого - более высокого порядка в едином пространстве жизни Человека, Общества и Природы в соответствии с фундаментальными и нравственными законами развития и организации жизни.

2. Необходимо понимать, что инновационное поведение - это не только образ жизни, это сама жизнь, заключающаяся в смене жизненных пространств и образа жизни.

3. Результаты образования должны оцениваться в первую очередь по качеству и степени влияния их на человеческий организм в целом. Главными критериями эффективности образования должны считаться качество здоровья человека и уровень развития его интеллекта.

4. Ядром содержания образования всех уровней подготовки человека к общественной жизни должны служить знания о Человеке, Обществе и Природе как едином организме и едином пространства развития и организации жизни на Земле.

5. Образование по отношению к человеку и обществу не является нейтральным, оно либо развивает их, либо тормозит развитие и ведет к деградации.

6. Генетическим ядром развития общества является человек, а генерирующим - система образования.

7. Ключом к преодолению кризисных явлений в обществе является фундаментальное образование, обеспечивающее саморазвитие и инновационное поведение человека.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Материалы к психологической теории ощущений // Проблемы психологии. -Л., 1948.

2. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. - Л., 1955.

3. Ананьев Б.Г. Вклад советской психологической науки в теорию ощущений // Вопросы психологии. - 1958. № 1.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 384 с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.

7. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. - М.: Высшая школа, 1991. - 232 с.

8. Барболин М.П. Методология развития и образования человека. - СПб.: Петрополис, 2005. - 398 с.

9. Барболин М.П., Барболин В.М. Основы общей методологи. - СПб.: Петрополис, 2007. - 240 с.

10. Барболин М.П. Социализация личности / Под ред. В.Т. Пуляева. - СПб.: Петрополис, 2007. - 372 с.

11. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. - М.: Флинта, 1999. - 312 с.

12. Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры: Информационный бюллетень № 9. - Санкт-Петербург, Новгород, Псков, 1997. - С. 11-15.

13. Извозчиков В.А., Дягилев Ф.М. Проблема двух культур и ее междисциплинарный выход в образовании // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры: Информационный бюллетень № 9. - Санкт-Петербург, Новгород, Псков, 1997. - С. 21-23.

14. Логинова НА. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 285 с.

15. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Т. 3 - М.: Наука, 1985.

16 Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. - Новосибирск: Наука, 1984. - 320 с.

17. Философский энциклопедический словарь / Сост Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: Инфра-М, 2000. - 576 с.

1 Материалистическая диалектика как общая теория развития. Т. 3. М., 1985. С. 423.

2 Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания // Философская теория личности и ее

психологические и биологические основания. Новосибирск, 1984. С. 74-75.

3 Подробно об этих законах см.: Барболин М.П. Методология развития и образования человека. СПб., 2005; Его же. Социализация личности / Под ред. В.Т. Пуляева. СПб., 2007.

4 См. там же.

5 См. там же.

6 См.: Барболин М.П. Социализация личности.

7 См.: Барболин М.П. Методология развития и образования человека; Его же. Социализация личности.

8 Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ананьева. СПб., 2005. С. 205.

9 Там же.

10 См.: Философский энциклопедический словарь / Сост Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М., 2000.

11 Логинова Н.А. Указ. соч. С. 178.

12 Там же.

13 Там же. С. 164.

14 Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л., 1955. С. 7.

15 Ананьев Б.Г. Материалы к психологической теории ощущений // Проблемы психологии. - Л., 1948. С. 37.

16 Логинова Н.А. Указ. соч. С. 178.

17 См.: Барболин М.П. Социализация личности.

18 См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977; Его же. Избранные психологические труды:

В 2 т. Т. 1. М., 1980.

19 Логинова Н.А. Указ. соч. С. 178.

20 Там же.

21 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. С. 207.

22 Логинова Н.А. Указ. соч. С. 162.

23 См.: Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Указ. соч. С. 165.

24 Там же. С. 94-95.

25 Логинова Н.А. Указ. соч. С. 205.

26 Там же. С. 162.

27 См.: Москаленко А.Т, Сержантов В.Ф. Указ. соч.

28 См.: Ананьев Б.Г. Вклад советской психологической науки в теорию ощущений // Вопросы психологии. 1958. № 1. С. 168.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.