Научная статья на тему 'Единоначалие как фактор развития Вооруженных Сил СССР в 30-е годы'

Единоначалие как фактор развития Вооруженных Сил СССР в 30-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единоначалие как фактор развития Вооруженных Сил СССР в 30-е годы»

4. Следует помнить, что эпитафия - это всегда идеализация персоны. В то же время она чаще всего воспроизводит набор общепринятых типичных для данной социально-культурной среды достоинств.

5. Присциллианцы - последователи испанского епископа-еретика Присциллиана, чье учение получило распространение в западной части империи в конце IV в.

6. Атт. Маге. Hist. XVIII, 1.

7. Брюсов В.Я. Великий ритор. С.5.

8. Honor (honos) - «почет, честь, почесть, почтение; в част.: почетная должность, почетное звание; почетное награждение, вознаграждение», а также - «почетное приношение богам, жертва, жертвоприношение» и «последняя честь или последний долг». Hnorifice - «почетным образом»; honorus - «почетный, приносящий почет»; honoro - «оказывать почет», «почтить» См.: Петручен-ко О. Латинско-русский словарь. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. С. 286.

9. Пе(а&' - «чувство долга а) к богу = благочестие, благоговение. - b) к родителям, детям, братьям, сестрам, родственникам, отечеству, начальству, благодетелям (нежная) любовь, (нежная) привязанность, нежность, любвеобильное расположение, нежное обращение, детский долг, детская признательность, любовь к отечеству. - е) справедливость.- d) сострадание, милосердие». Pio -«жертвою умилостивлять», «очищать (религиозн. обрядами)», «искупать», «заглаживать»; pius - «поступающий сообразно с чувством долга», «благочестивый», «богобоязненный», «добродетельный», «нежный», «любвеобильный». См.: Петрученко О. Указ. соч. С.473 - 475.

10. Nobilitas - «известность, знаменитость; знатность (рода или звания); знать, знатные люди, аристократы», а также как «благородство чувств; отличность, превосходное качество, превосходство». Nobilis - «известный; а) известный в свете, знаменитый; в дурном смысле = пользующийся худою славою; б) благородный, соб. благородного происхождения, знатный, из знатной семьи (т.е. такой, в которой многие члены занимали уже 3 высших должности); иногда также аристократический; отличный, превосходный». См.: Петрученко О. Указ.соч.С. 414.

11. Laetus - «радостный, исполненный радости, веселый; отрадный, приятный (взору), счастливый, предвещающий счастье», «цветущий». См.: Петрученко О. Указ. соч. С. 354.

12. Ingenium - «природное свойство», «природа» (какого-либо предмета или человека); «нрав», «характер человека», «природные способности», «дарования», «природный ум». См.: Петрученко О. Указ. соч. С. 318.

13. Facundia -«способность говорить плавно, природное красноречие, дар слова». См.: Петрученко О. Указ. соч. С. 247.

14. Comis - «веселый, милый и в отношении других - ласковый, вежливый, предупредительный». См.: Петрученко О. Указ. соч. С. 106.

15. Fаmа - 1) «молва», «слух»; 2) «общественное мнение»; 3) «репутация» 4) «доброе имя», «слава»; а иногда 5) «дурная слава» или «сплетня». См.: Петрученко О. Указ. соч. С. 247.

16. Studium - «стремление», «усердие», «старание», «наклонность» (к любимому занятию); «стремление к ученым занятиям», «изучение». Studeo - «стремиться», «ревностно стараться». См.: Пет-рученко О. Указ. соч. С. 612.

17. в^па - «слава», «славное дело», «украшение», а также «жажда славы», «тщеславие». См.: Пет-рученко О. Указ. соч. С. 275.

18. Здесь и в дальнейшем цитируется перевод М. Л. Гаспарова.

В.В. Жарков

Единоначалие как фактор развития Вооруженных Сил СССР в 30-е годы

В 20-е годы перед руководством ной Армии было принято решение о пространы и военным ведомством встал ряд ведении военной реформы. важнейших задач в области военного С началом реформы появилась необ-

строительства. Для преобразования Крас- ходимость введения единоначалия, кото-

рое было узаконено в марте 1925 г. приказом Реввоенсовета. Но вопрос о необходимости перехода к единоначалию вставал уже с начала 20-х годов. В резолюции совещания начальников политуправления округов (8-11 августа 1922 г.) говорилось: «Совещание начпуокров, обсудив вопрос о единоначалии в Красной Армии, считает целесообразным форсирование этой реформы в отношении высшего и среднего комсостава» [1]. На Х1 съезде РКП(б) 27 марта - 2 апреля 1922 г.было отмечено: «Одним из важнейших моментов в строительстве Красной Армии в настоящее время является переход к практическому осуществлению единоначалия» [2].

12 января 1925 г. Реввоенсовет СССР ввел принцип полного единоначалия в центральных органах Народного комиссариата по военным и морским делам [3]. 2 марта 1925 г. председатель РВС СССР М.В.Фрунзе подписал приказ №234 «Об осуществлении единоначалия» [4].

В соответствии с решениями ЦК РКП(б) партии в армии устанавливались две формы единоначалия:

• первая форма заключалась в том, что оперативно-строевые и административно-хозяйственные функции были отнесены к ведению командира, а партийнополитическая работа сохранялась за комиссаром [5];

• вторая выражалась в том, что функции командира и комиссара совмещались в одном лице, командир назывался в таком случае «Командир и военный комиссар», в этих условиях должность комиссара упразднялась и учреждалась должность помощника по политической части [6].

Данный приказ полностью определял обязанности комиссара, который отныне стал преимущественно распоряжаться в сфере политико-воспитательной работы. Общие приказы, связанные с назначениями, инспекционной деятельностью, оперативно-мобилизационной работой и пр., подписывались по-прежнему совместно командиром и политработником. Но

командир единолично отдавал приказы, приказания и распоряжения по строевой, хозяйственной линиям. Военные комиссары имели право обжаловать неправильные, на их взгляд, решения командиров, но уже не могли приостанавливать их выполнение.

6 марта 1925 г. ЦК РКП(б) направил в партийные инстанции циркуляр №95 «Об единоначалии в Красной Армии», в котором разъяснялось существо рекомендуемых форм единоначалия. В национальных частях институт комиссаров сохранялся в прежнем виде, а введение единоначалия в двух формах было отложено.

Внедрение единоначалия проходило в условиях, когда некоторые командиры не хотели помогать комиссарам и наоборот. По этому поводу К.Е. Ворошилов отмечал: «... можно сказать, что должной идейной и организационной ясности в этом чрезвычайно важном и сложном вопросе мы еще не добились. И в результате - целый ряд недоразумений. У нас одни товарищи рассуждают таким образом: единоначалие вещь хорошая; поэтому -все товарищи, которые занимаются политработой, осади, грубо выражаясь немножко назад, дай место командиру для командования. А другие (главным образом политработники) считают, что если единоначалие, то значит «моя хата с краю», я себе займусь политической работой, только ты мне не мешай, а я в твою сферу работы вмешиваться не стану и внимания никакого уделять не буду. И то и другое неправильно» [7].

Но эту проблему постепенно удалось решить с увеличением количества коман-диров-единоначальников. Так, уже в апреле 1925 г. 40% командиров корпусов, 14% командиров дивизий и 25% командиров полков стали единоначальниками [8]. Рост числа единоначальников продолжался и в 1926 г. составил: командиров корпусов -70%, командиров дивизий - 45% и командиров полков - 37,8% [9]. Такой значительный рост единоначальников происходил благодаря тому, что бывшие комисса-

ры переходили на командную службу.

В целях дальнейшего расширения единоначалия 12 мая 1927 г. ЦК партии принял решение «О политическом руководстве в Красной Армии». В нем были четко разделены обязанности: комиссар освобождался от подписывания всех приказов командира, за исключением имеющих прямое отношение к партийнополитической работе; командир осуществлял общее руководство в целях полной увязки строевого и политического дела в части; помполит непосредственно руководил партийно-политической работой в части, возглавлял политический аппарат, докладывал командиру о политикоморальном состоянии личного состава, проведенной воспитательной работе и директивах вышестоящего политоргана.

В ноябре 1928 г. по указанию ЦК ВКП(б) приказом РВС СССР введено новое положение о комиссарах, командирах-единоначальниках, их помощниках, определены права и обязанности. Данное постановление укрепило единоначалие в РККА. К 1928 г. командиры-единоначальники составляли: среди командиров корпусов - 84%, командиров дивизий -74%, командиров полков - 48%, среди командного состава 72% - коммунисты и комсомольцы [10].

В постановлении ЦК ВКП(б) «О командном и политическом составе РККА» от 25 февраля 1929 г. отмечено, что «с начала военной реформы 1924 г. достигнуты значительные успехи в деле укрепления политического и боевого совершенствования кадров начальствующего состава, в результате чего к настоящему времени РККА обладает подготовленным и политически устойчивым начальствующим составом» [11].

Введение единоначалия в Красной Армии способствовало поднятию авторитета командного состава, помогло установить единство учебно-строевого и политического руководства. Сосредоточение власти в руках командира повысило боеспособность Красной Армии и упорядочило

управление войсками.

В начале 20-х годов боевая подготовка войск проводилась без единого плана, неорганизованно, кустарно, без учета опыта войн. Сложилась ситуация, при которой в различных частях существовали разные планы обучения - это была еще одна труднейшая проблема, которую необходимо было решать в кратчайшие сроки. Стабилизировать обстановку и повысить уровень боевой подготовки удалось с помощью перехода к нормальному плану обучения и воспитания личного состава, разработки и внедрения в армию воинских уставов и наставлений.

В 1925 г. решением Главного управления РККА был введен план обучения войск в кадровых и территориальных частях, который охватывал всю службу красноармейца в течение пребывания его в армии [12].

Упорядочение боевой подготовки в значительной мере способствовало повышению боевой готовности РККА. Этому же помогли вышедшие в годы военной реформы новые уставы и наставления. В них отражался опыт гражданской войны, делалась попытка с точки зрения последних достижений военной науки дать рекомендации в боевой подготовке соответствующих частей и соединений.

Проанализировав военную реформу 1924-1928 гг., можно сделать следующие выводы:

1. В годы военной реформы была введена смешанная система комплектования, сочетающая кадровую и территориально-милиционную систему. Опыт показал, что при определенных достоинствах (экономия средств, большой охват молодого пополнения и пр.) эта система не обеспечивала должного уровня боевой и политической подготовки войск, их сплоченности, слаженности и крепкой воинской дисциплины.

2. Реорганизован и сокращен центральный военный аппарат, что позволило улучшить систему управления.

3. Стабилизирован численный состав

армии, ликвидирована текучесть личного состава, установлена твердая и регламентированная система комплектования Вооруженных Сил и прохождения воинской службы.

4. Изменена вся система подготовки

кадров: преобразованы учебные программы, усовершенствована методика преподавания.

5. Осуществлен переход к единоначалию и серьезно улучшена система боевой и политической подготовки.

Библиографический список

1. РГВА. Ф. 9. Оп. 7. Л. 75.

2. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: Документы 1917-1981 гг. М.: Воениздат, 1981. С. 227.

3. См.: Берхин И.Б. Военная реформа в СССР (1924-1925 гг.). М.: Воениздат, 1958. С. 303.

4. См.: Красная звезда. 1925. 7 марта.

5. См.: КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы 1917-1981 гг. М.: Воениздат, 1981. С. 228.

6. См.: Иовлев А.М. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. М.: Воениздат, 1976. С. 202.

7. К.Е.Ворошилов. Оборона страны. Избранные статьи, речи и письма. М.: Воениздат, 1937. С. 406.

8. Советские Вооруженные Силы. Вопросы и ответы. М., 1987. С. 133.

9. РГАСПИ. Ф. 74. Оп. 1. Д. 144. Л. 41.

10. См.: Советские Вооруженные Силы. Вопросы и ответы. С. 170

11. См.: КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: С. 228.

12. См.: Осьмачко С.Г., Лушников А.М. Указ. соч. С. 40.

В.В. Подгорная

Визуальный образ как средство пропаганды: советская печать первого периода Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг.

С началом Гражданской войны (1936-1939 гг.) Испания, страна, которую давно «не опасались как врага и не ценили как друга» [1], стала объектом пристального внимания мирового сообщества. Напряженная обстановка конца 30-х годов способствовала скорой эскалации и интернационализации конфликта. Прямому или опосредованному вмешательству в испанские дела, вероятно, предшествовали изменения в восприятии испанских событий (прослеживающиеся еще с февраля 1936 г.). Огромную роль в подготовке общественного мнения играла периодическая печать, особенно в тех странах, где существовала возможность унифицировать подачу информации.

Проследим роль визуального инструментария в комплексе психологических

механизмов формирования видения испанской проблемы в СССР (июль - сентябрь 1936 г., газеты «Правда» и «Комсомольская правда»).

Психологами отмечено, что восприятие визуальной информации происходит за порогом осознания, оно менее подвержено работе так называемых фильтров недоверия, в отличие от текстов, увиденное воспринимается человеком как более правдивое [2]. Значение средств визуализации резко возрастает в ситуации целенаправленного психологического воздействия. Одно из писем советских граждан, опубликованное в рубрике «Письма в редакцию» (Комсомольская правда. 1936. 15 сентября), содержало сильный эмоциональный отклик на фото, изображающее испанского ребенка, искалеченного фаши-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.