УДК 338.48(571.66)
О.Ю. Гадецкий
Дальневосточный филиал ФГБОУВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации», Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
В данной статье рассмотрены проблемы в деятельности туристических организаций Камчатского края и возможность их решения за счет создания единого информационного пространства. Проанализированы основные показатели развития туризма и туристской индустрии в Камчатском крае. На основе проведенного исследования предлагается создание единого информационного пространства в сфере туризма Камчатского края как средства оптимизации работы туристических организаций.
Ключевые слова: оптимизация, информационное пространство, индустрия туризма, цифровая экономика, информационное взаимодействие.
O.Yu. Gadetskiy
Far Eastern branch of the all-Russian Academy offoreign trade of the Ministry of economic development of the Russian Federation, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
SINGLE INFORMATION SPACE AS A FACTOR OF OPTIMIZING TOURIST ORGANIZATIONS ACTIVITY IN KAMCHATKA
The problems of tourist organizations activities in Kamchatsky krai and the possibility of solving them by creating a single information space are discussed. The main indicators of tourism and tourism industry development in Kamchatsky krai are analyzed. On the basis of the study it is proposed to create a single information space in the tourism sector of Kamchatsky krai as a means of optimizing the tourist organizations activity.
Key words: optimization, information space, tourism industry, digital economy, information interaction.
Индустрия туризма на Дальнем Востоке сегодня привлекает пристальное внимание специалистов, но, несмотря на это, радикальные шаги государства по развитию отрасли предприняты сравнительно недавно. Сегодня туризм - это одно из наиболее перспективных направлений развития экономики Камчатского края. Камчатский край в составе Дальневосточного федерального округа занимает особенное место. Он обладает существенными преимуществами, такими как: уникальные памятники природы, богатые запасы водных биологических и минерально-сырьевых ресурсов, удобное межконтинентальное географическое положение, также в регионе существует ряд льгот и преференций для осуществления предпринимательской деятельности в рамках программы территории опережающего социально-экономического развития [1].
Однако, несмотря на яркие достоинства края (территории) и широкий спектр видов туризма: научно-познавательный, экологический и этнографический, горный, водный, спортивный туризм и другие, туристический поток остается сравнительно небольшим. Рассмотрим основные показатели развития туризма и туристской индустрии в Камчатском крае (табл. 1).
Таблица 1
Статистические данные в сфере туризма по Камчатскому краю за 2005-2017 гг.
Показатель 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017
Число коллективных средств размещения 40 54 78 74 70 86 108
Численность размещенных лиц, тыс. чел. 65 105 147 152 133 118 148
Число туристических фирм 44 69 68 82 79 90 84
Число турпакетов, реализованных населению, тыс. 5,1 7,9 11,1 10,5 9,1 8,7 9,9
Источник: составлено автором на основе данных [2]
Исходя из выше представленных данных, можно отметить, что общая тенденция показателей развития туризма и туристской индустрии является положительной. Динамика коллективных средств размещения в регионе представлена на графике (рис. 1).
120 -108
100
60 40 20 0
78
86
80 74 70
54
40 40
2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 1. Коллективные средства размещения в Камчатском крае 2005-2017 гг., ед.
К коллективным средствам размещения относятся гостиницы и аналогичные средства размещения (гостиницы, мотели и другие организации гостиничного типа), специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристские базы, круизные и прогулочные суда, дебаркадеры и прочие) [1]. Можно отметить рост количества коллективных средств размещения за рассматриваемый период более чем в 2,5 раза. Негативная динамика отмечается только в период экономического кризиса в 2014-2015 гг.
Численность размещенных лиц и количество мест коллективного размещения графически представлены на рис. 2.
2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017
^^и Число коллективных средств размещения Численность размещенных лиц, тыс. чел.
Рис. 2. Сравнительная оценка численности размещенных лиц и числа коллективных средств размещения
в Камчатском крае за 2005-2017 гг.
На графике видно, что в последние годы количество размещенных туристов приближается к отметке в 150 тыс. чел. в год, снижение показателя отмечено лишь в 2016 г. Отсутствие динамики сопровождается постоянным наращиванием средств коллективного размещения, так на каждое средство в 2014 г. приходилось около 2 054 туристов, а в 2017 г. около 1 370 чел. Таким образом, у региона имеется возможности размещать большее количество туристов, и организации, осуществляющие размещение туристов, работают не в полную мощность.
Количество туристических фирм в регионе постоянно увеличивается (рис. 3):
100 -82 79 90 84 12
80 60 40 20
пптп
2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017
10
Число туристических фирм
Число турпакетов, реализованных населению, тыс. Линейная (Число туристических фирм)
Рис. 3. Число туристических фирм и число турпакетов, реализованных населению в Камчатском крае в 2005-2017 гг.
Как видно из графика, количество туристических фирм имеет положительную тенденцию, однако динамика развития процесса неоднородна - в 2013 г. наблюдается уменьшение количества туристических фирм, далее в 2014 г. - рост, в 2015 г. - спад, в 2016 г. - рост и в 2017 г. - спад. Такая смена в динамике объясняется неспособностью небольших туристических фирм преодолеть социально-экономические и конкурентные барьеры в регионе, из-за таргетного потока туристов в устоявшиеся в регионе компании небольшие находятся в постоянной зоне риска, связанной с небольшим обрабатываемым количеством туристов. Можно утвердить данное предположение, сопоставляя количество туристических фирм с числом турпакетов, реализованных населению. Так, в 2013 г. на каждую фирму приходилось в среднем 163 турпакета, а в 2017 г. около 117 турпакетов. Между количеством фирм и числом реализуемых турпакетов не наблюдается явной пропорциональной зависимости, что говорит о недостаточно эффективном использовании уникальных туристских ресурсов региона.
На сегодняшний день информация о возможных способах осуществления отдыха разобщена, нет возможности сравнить в разрезе все доступные предложения. Для оценки стоимости и состава тура или экскурсии необходимо посещать страницы в Интернете каждой отдельной туристической фирмы. При этом не все турфирмы обладают доступными и интуитивно понятными сайтами, а некоторые совсем перешли на самостоятельный и ручной метод поиска клиентуры.
На информационных сайтах о Камчатке преобладает общая информация о памятниках природы. Отзывы туристов, фотоотчеты с экскурсий и другая объективная информация находятся отдельно на сайте каждой турфирмы, критическая информация отсутствует. Мнение, высказанное на сайтах компаний, носит больше рекламный, чем информационный характер. Так, получить полную, исчерпывающую информацию о маршруте экскурсии, о проблемах и сложностях на нем затруднительно для туристов, в связи с чем они не всегда могут подобрать отдых, в полной степени удовлетворяющий их потребности. Туры включают в себя группы из небольшого количества туристов и, как правило, бронируются заранее.
В связи с географической отдаленностью и разницей во времени с центральной Россией не все туристические компании могут оперативно дать подробную консультацию по свободным местам в турах и графикам их проведения, что еще больше затрудняет выбор Камчатки в качестве места отдыха для российских туристов или для туристов из большинства иностранных государств.
В регионе достаточно высокая цена на услуги туристических агентств. Широкий выбор разновидностей туризма и количество действующих туристических компаний не влияют позитивно на ценовой диапазон, в котором находятся услуги и товары.
Рассмотрим предложения трех популярных в регионе туристических фирм (табл. 2). Исходя из данных представленных в табл. 2, можно сделать вывод о дороговизне отдыха в регионе. Помимо прочего, данный фактор усугубляет высокая стоимость приезда в Камчатский край в связи с его отдаленностью и отсутствием сухопутных путей сообщения.
Стоимость пребывания в регионе высока (цены на продукты питания, оплата гостиницы или отеля и другое), неделя отдыха на Камчатке в большинстве случаев обойдется туристу в сумму более 100 000 руб. Однако интересная особенность цен на услуги туристических компаний
8
6
4
2
0
0
в том, что она разнится вне зависимости от состава отдыха. В табл. 3 ниже представлена стоимость тура на вулкан Толбачик разных туристических фирм при сравнительно равных условиях.
Таблица 2
Туры и экскурсии на Камчатке
Турфирма Название тура (экскурсии) Длительность тура (экскурсии) Цена за 1 чел., РУб.
КатсЬа1каЬап(1 «Медведи, вулканы, косатки» 14 165 000
КатсЬа1каЬап(1 «Легенды Севера: вулкан Толбачик и озеро Ажабачье» 12 133 000
КатсЬа1каЪап(1 Тур «Без палаток (топ 5 мест с комфортом)» 7 70 000
Камчатка-Тур «Страна медведей и вулканов», без палаток 10 156 000
Камчатка-Тур «Камчатка, зимнее путешествие» 8 93 800
Камчатка-Тур «В гостях у Кутха» 8 85 500
Гранд «Знакомство с Камчаткой» 5 65 000
Гранд «Неделя на Камчатке» 7 53 000
Гранд «Камчатская карусель» 9 79 900
Источник: составлено автором по данным [3-5].
Таблица 3
Стоимость тура на вулкан Толбачик
Название турфирмы Продолжительность тура, дней/ночей Стоимость тура, руб. (на 1 человека) Средняя стоимость суток в туре
Travel Kamchatka 4/3 36 000 9 000
Гранд 4/3 29 000 7 250
KamchatkaLand 4/3 30 000 7 500
Камчатка-Тур 4/3 41 200 10 300
Камчатский Тур 3/2 31 000 10 333
Источник: составлено автором по данным [3-7].
Можно отметить, что минимальная и максимальная стоимость суток пребывания в туре отличается почти на 30%, то есть существует необходимость в приведении компаний к системе, в которой будет возможность сопоставления информации о характеристиках туров и ценах на услуги друг с другом, что позволит потребителям рационально выбирать подходящую турфирму. В целом можно отметить, что конкурентная среда турфирм не носит конкретный, определенный характер, остается несформированной. Турфирмы не ощущают конкуренции при поиске клиентуры, т. к. туристы обращаются в фирмы дистанционно или целенаправленно, то есть избегая незнакомые компании. Это связано с низкой информационной доступностью в отрасли и отсутствием единой платформы для конкуренции, что приводит к концентрации клиентов в нескольких фирмах и развитию неофициального туризма [1].
Для решения вышеописанных проблем предлагается создать единое для туристических предприятий информационное пространство - совокупность массивов и баз данных, технологий их ведения и использования информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей [8].
Создание единого информационного пространства позволит крупным и мелким туристическим фирмам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим услуги в сфере туризма, конкурировать в единой среде. Туристы смогут сопоставить предложения субъектов туристической деятельности и выбрать наиболее оптимальный пакет услуг. Это, в свою очередь, подтолкнет турфирмы к увеличению качества предоставляемых услуг или снижению их стоимости.
Структура информационного пространства будет состоять из трех элементов.
1. Информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации. В частности полная информация о памятниках культуры в Камчатском крае, турах и мероприятиях, турфирмах и предпринимателях в сфере туризма, мнение и отзывы туристов и другое.
2. Организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение,
поиск и передачу информации. Для нормального и постоянного функционирования платформы, обеспечивающей работу информационного пространства, необходимо ввести в нее элементы администрирования, сбора и анализа информации, обратной связи, технического обслуживания и своевременного консалтинга.
3. Средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы. Для осуществления доступа необходимо создать приложение для вычислительной техники, работающее на наиболее актуальных операционных системах. Приложение будет предоставлять различного рода инструменты взаимодействия с информационной базой для покупателей и продавцов товаров и услуг туристического рынка.
Введение приложения как средства информационного взаимодействия в едином информационном пространстве будет иметь следующие преимущества.
1. Возможность сопоставления туров различных фирм и предпринимателей, их характеристик и цен. Сравнение позволит создать более активную конкуренцию между турфирмами и различными субъектами туристического рынка в ценовом сегменте, качестве и ассортименте услуг, за счет предоставления полной и прозрачной информации для клиентов. Такой инструмент позволит потребителям эффективнее удовлетворять собственные потребности в пропорциональной зависимости по отношению к имеющимся финансовым ресурсам.
Данный инструмент создаст возможность для выхода на общий рынок туристических услуг и товаров небольшим организациям или субъектам, предоставляющим узкий выбор услуг или располагающих уникальными предложениями для определенных клиентов.
2. Дистанционная оплата и бронирование мест в турах и отелях. Благодаря этому туристы, планирующие отдых в регионе, смогут заранее построить индивидуальный план отпуска, используя предложения различных участников туристического рынка. Также откроется возможность для кооперации субъектов туристического рынка, например создания рабочих пар туристических фирм и отелей. Помимо прочего данный инструмент позволит компаниям точнее планировать свою хозяйственную деятельность, что, конечно, повлияет на эффективность их функционирования в долгосрочной перспективе.
3. Сводка о планируемых мероприятиях и актуальных событиях в регионе. Данный блок информации позволит прибывающим туристам полнее исследовать местный колорит и культурное наследие коренных народов Севера, даст возможность добавить в план отдыха новые пункты, такие как посещение центральной площади для просмотра праздничного салюта, заезд в с. Эссо для посещения местного праздника и т. д. Для потребителей появится возможность учесть различные нюансы, способные повлиять на проведение отдыха в крае.
4. Отражение созданного единого информационного пространства в Камчатском крае в рамках цифрового приложения и его распространения на международных платформах поможет региону укрепить и увеличить влияние местного бренда. Это повлечет увеличение популярности края в других регионах России и за рубежом, что увеличит поток пребывающих туристов.
5. Также значительным преимуществом будет способность приложения абсорбировать информацию из различных источников. Полное и красочное описание культурных и природных памятников региона будет обеспечивать возрастающий интерес клиентов. Появится возможность подробно ознакомиться с богатыми и уникальными ресурсами, которыми располагает Камчатский край. Однако наибольшую пользу будет иметь информация, которую смогут предоставлять потребители в виде отзывов, фотоотчетов, блогов и др. Появится возможность сформировать объективное мнение о туре, узнать о тех трудностях, что предполагаются при его осуществлении и принять превентивные меры или выбрать иной тур, тогда впечатление от отдыха будет иметь более позитивный характер.
Пользователи смогут обсуждать те или иные услуги и товары, представлять рекомендации компаниям, тем самым помогая им формировать предложения с большей социальной адаптацией.
Введение единого информационного пространства в регионе подразумевает функционирование на одном уровне рынка всех субъектов туристической деятельности. Это позволит сформировать здоровую конкурентную среду, в которой все действующие субъекты будут вынуждены уделять большее внимание ценовой политике и качеству предоставляемых услуг и товаров при имеющихся ресурсах [8, 9].
Использование электронного приложения как средства информационного взаимодействия потребителей и производителей позволит, не затрачивая большие объемы финансовых ресурсов, повысить эффективность работы туристических организаций в регионе, а следовательно, такой шаг будет иметь оптимизирующий характер для отрасли. Предоставление услуг публикации объявлений на платформе за небольшую плату позволит развивать и поддерживать приложение автономно, при условии бесплатного его распространения, также обеспечивать инструменты администрирования информационной базы. Однако ее эффективное функционирование возможно лишь в связи с созданием единого информационного пространства в туристической отрасли.
Литература
1. Кулакова Л.И., Латкин А.П. Методические подходы к оценке результативности взаимодействия властных и предпринимательских структур в использовании туристского потенциала региона // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 12 (часть 3). - С. 656-661.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018 [Электронный ресурс]: Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - 1162 с. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/ region/reg-pok18.pdf (дата обращения: 10.02.2019).
3. Официальный сайт туристической фирмы «KamchatkaLand». - URL: http://kamchatkaland.ru (дата обращения: 10.02.2019).
4. Официальный сайт туристической фирмы «Гранд». - URL: http://tokamchatka.ru (дата обращения: 10.02.2019).
5. Официальный сайт туристической фирмы «Камчатка-Тур». - URL: https://kamchatka-tour.com (дата обращения: 10.02.2019).
6. Официальный сайт туристической фирмы «Камчатский Тур». - URL: https://kamchattour.ru (дата обращения: 10.02.2019).
7. Официальный сайт туристической фирмы «Travel Kamchatka». - URL: https://kamchatka-travel.com (дата обращения: 10.02.2019).
8. О формировании единого информационного пространства [Электронный ресурс]. -URL: http://www.intuit.ru /studies/courses/13860/1257/lecture/24007?page=2 (дата обращения: 12.02.2019).
9. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 479 с.