Научная статья на тему 'К вопросу организации социального туризма в Камчатском крае'

К вопросу организации социального туризма в Камчатском крае Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
432
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗА И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТУРИНДУСТРИИ / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL TOURISM / UNIVERSITY AND REGIONAL TOURIST COMPANIES COOPERATION / SOCIALLY IMPORTANT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сабанина Елена Юрьевна

В статье освещены вопросы организации социального туризма в Камчатском крае, рассматривается проект совместного сотрудничества ВУЗа и представителей туриндустрии края в организации социальных экскурсионных программ, оценивается важность развития данного вида туризма для всех участвующих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TOURISM ORGANIZING IN KAMCHATKA REGION

The article reviews social tourism organizing in Kamchatka region. The project of the University and regional tourist companies cooperation in organizing social excursion programs is studied. The importance of social tourism development to all the parties involved is considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации социального туризма в Камчатском крае»

УДК 378

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В КАМЧАТСКОМ КРАЕ

Е.Ю. Сабанина

Камчатский Государственный Университет (КамГУ) имени Витуса Беринга, 683032, ул. Пограничная, 4, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край

В статье освещены вопросы организации социального туризма в Камчатском крае, рассматривается проект совместного сотрудничества ВУЗа и представителей туриндустрии края в организации социальных экскурсионных программ, оценивается важность развития данного вида туризма для всех участвующих сторон.

Ключевые слова: социальный туризм, сотрудничество ВУЗа и представителей туриндустрии, социально-значимая деятельность.

SOCIAL TOURISM ORGANIZING IN KAMCHATKA REGION

E.Yu. Sabanina

The article reviews social tourism organizing in Kamchatka region. The project of the University and regional tourist companies cooperation in organizing social excursion programs is studied. The importance of social tourism development to all the parties involved is considered.

Keywords: social tourism, University and regional tourist companies cooperation, socially important activity.

Камчатский край, как и любой другой регион, стремится обеспечить эффективное функционирование своей экономики, в том числе в важной ее отрасли - индустрии туризма. Однако на существование и развитие данной сферы влияют различные факторы экономического, политического, социального и природно-климатического характера. В отношении Камчатского края существует ряд барьеров, препятствующих активному развитию как въездного, так и внутреннего туризма.

1. Удаленность Камчатского края. Отсюда высокая цена на различные услуги и товары.

2. Низкая доступность объектов туристического показа.

3. Недостаточный уровень развития всех видов внутренней транспортной инфраструктуры Камчатки вместе с высокой стоимостью транспортных услуг является одним из основных препятствий для роста туристского потока.

4. Суровые природно-климатические условия.

5. «Дефицит кадров». Существует ряд проблем, связанных с привлечением в туристскую отрасль края высококвалифицированных кадров. Туристическая отрасль является далеко не самой высокодоходной на Камчатке. Заработная плата работников туризма устойчиво ниже средней по краю. В результате лучшие кадры в туризме - это, как правило, «сподвижники», «фанаты» камчатской природы и туристического дела.

Несмотря на наличие двух учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров

для сферы туризма в Камчатском крае, до сих пор очень остро в регионе стоит вопрос подготовки высококвалифицированного обслуживающего персонала среднего и младшего звена туристской сферы.

Разработка Программы развития внутреннего туризма - задача Правительства и Агентства по туризму и внешним связям Камчатского Края. Задача же нашего уровня вполне выполнимая - разработать рекомендации по увеличению туристского интереса к путешествиям внутри региона.

Мы рассматриваем два основных направления наших разработок:

1. Возрождение и популяризация социальных туров.

2. Проведение круглогодичных мероприятий краеведческой направленности в дошкольных учреждениях, школах, вузах.

В законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" о социальном туризме сказано: "туризм социальный -путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды"[1]. В данном нормативно-правовом акте дается определение социальному туризму, однако на сегодняшний день не существует четкой программы социальных туров в Камчатском крае. Туристские услуги в регионе и стране имеют коммерческий характер. Камчатским туристским компаниям выгоднее продать путевку на раскрученный заграничный курорт, нежели организовать автобусную экскурсию за город для школьников.

Сабанина Елена Юрьевна - доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ имени Витуса Беринга, тел.: +7(914) 628 13 83, e-mail: madridka71@yandex.ru

К вопросу организации социального туризма в Камчатском крае

Существует необходимость сделать экономически выгодную для отечественных туроператоров работу во внутреннем льготном туризме. Нужно создать систему поощрений предпринимателей, которые готовы формировать и реализовывать дешевые туры.

При низкой платежеспособности населения изобилие разнообразных туристских услуг по доступным ценам приведет к увеличению спроса. Массовость общедоступного - социального - туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость, инвестиции, а, следовательно, и налоговые поступления. Большая часть общества стремятся к познанию своего края, своей страны. Это желание вполне естественно и оно должно быть удовлетворено.

На уровне нашего региона социальный туризм развит в меньшей степени[2]. Однако в апреле этого года состоялось устное соглашение между ассоциацией турфирм Камчатки и кафедрой экономики и сервиса КамГУ им. Ви-туса Беринга о совместных мероприятиях по

Следует подчеркнуть, что содержание современной системы подготовки специалистов в сфере туризма важно ориентировать на опережающее отражение проблем развития не только туристской индустрии, но и общества в целом. Это предполагает многовариантность профессиональной подготовки кадров, в основе которой должна быть фундаментальная подготовка специалистов для индустрии туризма с усиленным вниманием как теоретической, так и

организации социальных туров. Было принято совместное решение как со стороны туристских компаний Камчатского края, успешно занимающихся организацией туров по Камчатке, так и со стороны кафедры нашего университета проводить несколько раз в год туры социальной направленности. На сегодняшний день работников сферы туризма и сервиса готовят такие предприятия как КамГу им. Витуса Беринга и Российский Университет Кооперации. Курсы по подготовке гидов-проводников проводятся в КГОУ ДОД «Камчатский центр детско-юношеского туризма» и Клуб туристов и путешественников им. Глеба Травина. Программа подготовки будущих работников в сфере сервиса и туризма в КамГу им. Витуса Беринга предполагает поэтапную подготовку студентов к практической деятельности. Основной идеей данной программы является полное погружение в профессию и тесное сотрудничество с предприятиями туризма и сервиса[3]. Элементы поэтапной подготовки будущих работников сферы туризма и сервиса представлены в таблице 1.

практической составляющей[4]. В этой связи можно предположить, что разработанная модель подготовки специалиста в сфере туризма отвечает требованиям времени.

В процессе профессионального образования будущих работников в сфере туризма необходимо сделать акцент на «перевод» проявляющейся активности студентов в социально-значимую деятельность [5], примером которой может служить волонтерская работа (бес-

Таблица 1 - Поэтапная подготовка кадров сферы туризма

1-й этап. Ознакомление с профессией

1) участие в волонтерском движении «г. Петропавловск-Камчатский — мой город!»;

2) организация однодневных путешествий с эколого-воспитательными целями по освобождению от мусора Авачинской бухты — ворот г. Петропавловска-Камчатского.

2-й этап. Обогащение опытом

1) участие в движении «Петропавловск-Камчатский — наш город!»;

2) составление этнокультурной экскурсии для гостей и участников гонки «Берингия»;

3) разработка маршрутов социальных экскурсий для жителей города.

3-й этап. Взаимодействие с туристскими организациями

1) встречи с представителями туристских фирм;

2) составление туристических проектов с использованием потенциала музеев края;

3) комплектование и совершенствование портфолио «Перечнем объектов туристского показа» (экскурсионный, экологический, научный, учебный, событийный, лечебный, круизный, этнографический виды туризма).

4-й этап. Разработка и реализация авторских проектов

1) сотрудничество с бизнес сообществами региона с целью более качественной подготовки специалистов в сфере туризма;

2) составление и реализация проекта «Природные объекты Камчатки, находящиеся под угрозой» в соответствии с Декларацией ЮНЕСКО «Тысячелетие»;

3) разработка экскурсионного маршрута по территории природного Налычевского парка «Молодежь для молодежи».

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2(32) 2015

77

Е.Ю. Сабанина

платные экскурсии для жителей города), проф-ориентационная работа в школах, что станет актуализатаром смыслов предстоящей профессиональной деятельности.

Сотрудничество вуза и туристских предприятий при организации социальных экскурсий и туристских программ принесет обоюдную выгоду всем участвующим сторонам. Студенческие разработки туристских и экскурсионных маршрутов могут быть использованы в совместных социальных программах. Высокая стоимость услуг на туристском рынке Камчатского края делает невозможным совершать путешествия определенным категориям жителям полуострова. К наиболее уязвимым в этом плане социальным группам относятся учащиеся интернатов и детских домов, пенсионеры. Основная задача преподавателей и студентов вуза приобщить данных людей к прекрасному миру путешествий по нашему краю, дать им возможность увидеть и достойно оценить наш край, привить в них любовь к нашему региону и желание исследовать его и дальше. Такое сотрудничество эффективно для всех участников проекта: выигрывают члены ассоциации туристских фирм Камчатки, выпускники вуза, органы власти регионального значения и социальные туристы. Туристские компании, расходуя минимальный бюджет, проводят стратегически важную РИ-компанию своей продукции. Подобные действия неизбежно приводят к появлению и формированию положительного имиджа туристской фирмы. Организация и проведение подобных мероприятий выпускниками и студентами вуза также имеет положительный эффект. Студенты применяют приобретенные знания на практике, осознавая при этом свою профессиональную значимость, погружаются в специфику своей профессии. Разработанные студентами экскурсионные и туристские программы находят свое применение в реальной практической деятельности, формируют у студентов установку на профессиональное саморазвитие и осознание практической важности их разработок, а также ответственность за выполняемую работу.

Третьей стороной выступают органы исполнительной власти Камчатского края в лице Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края. Одной из целей Агентства является позиционирование Камчатского края как привлекательного туристского региона не только для гостей полуострова, но и для всех категорий жителей края.

Для того, чтобы эта благородная идея не осталась на бумаге, а имела практическое воплощение, а также с целью обеспечения дол-госрочности данного проекта, необходимо обратиться к контролирующему и координирующему органу. Агентство по туризму и внешним связям Камчатского края будет осуществлять

планирование и контроль вышеперечисленных мероприятий каждый год.

Другим направлением нашей деятельности будут выступать разработанные нашими студентами социальные мероприятия по краеведческой тематике, такие как показ презентаций и проведение викторин с целью увеличения интереса к родному краю среди школьников, студентов, пенсионеров. Мероприятия можно проводить в молодежном центре досуга. Это место известно и популярно среди интересующейся и увлекающейся молодежи. Просмотр презентаций можно организовывать в музеях и библиотеках Камчатского края, что приведет к увеличению привлекательности данных организаций в глазах камчатцев. Разумеется, данные мероприятия можно и нужно проводить и в стенах нашего вуза, являющегося непосредственным участником данной программы. Одна из наших задач вывести вуз из научного и образовательного учреждения в культурный центр, объединяющий вокруг себя людей, любящих и знающих свой край.

Развивать социальный туризм в регионе можно и нужно, поскольку он влияет на многие сферы общественной жизни: окультуривает и обогащает информационный баланс людей, положительно влияет на экономические показатели, обеспечивает рабочими местами не только граждан, задействованных в данной отрасли, но работников сопутствующих сфер деятельности. Помимо всего вышесказанного, социальный туризм дает возможность всем без исключения жителям полуострова стать полноценными участниками процесса знакомства с удивительными уголками нашего края.

Литература

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 .).

2. «Стратегия развития туризма в Камчатском крае до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www. КашсЬа1ка.§оу.ги/(дата обращения: 07.10.2014).

3. Сабанина Е.Ю. Разработка поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса в условия вуза удаленного субъекта Российской Федерации: монография / Е.Ю. Сабанина; КамГУ им. Виту-са Беринга. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. - 156 с.

4. Глушанок А. В. Система подготовки и переподготовки кадров как основа профессиональной компетентности специалистов в сфере туризма //Современные проблемы науки и образования — 2009. -№ 3. - С. 143-144.

5. Шабанова М. А. Бизнес-образование в России: особенности нового поколения деловых людей // Социс. - 2009. -№ 4 (300) -С. 49-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.