Научная статья на тему 'Единая система навигационно-временного обеспечения'

Единая система навигационно-временного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
202
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Синькевич Василий, Кобелев Григорий

Авторы статьи обсуждают вопросы применения навигационных технологий как основы интеллектуальных и информационных систем управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated system of navigation and time support

The authors of the article discuss the issues of applying navigation technologies as the basis of intellectual and management information systems.

Текст научной работы на тему «Единая система навигационно-временного обеспечения»

Единая система

навигационно-временного

обеспечения

Василий Синькевич,

главный инженер ОАО «СКБ Камертон»

В Беларуси создана необходимая база для повсеместного применения навигационных технологий как основы интеллектуальных и автоматизированных систем управления. Выгодное геополитическое положение, развитая сеть железных и автомобильных дорог, современные аэропорты позволяют республике играть серьезную роль в налаживании транспортных связей между странами Европы и Азии. Благодаря обеспечению транзитных перевозок грузов и пассажиров через свою территорию, организованных на современном уровне, республика может получать значительные средства. Однако решить экономические задачи и обеспечить национальную безопасность можно только при наличии систем автоматизированного управления (контроля и мониторинга) транспортными потоками и перевозками, войсками и оружием, другими сложными системами, использующими пространственно-распределенные данные. Это неосуществимо без современных средств навигационно-временного обеспечения (НВО), наличия развитых структур для получения новых знаний в данной области. Обусловлено это тем, что около 80% информации, с которой работают управленцы, -пространственно-распределенные данные, качество которых напрямую влияет на основы жизнедеятельности государства.

Задачи национальной системы НВО связаны с обеспечением функционирования системы единого времени, проведением измерений текущих навигационно-

Григорий Кобелев,

директор

ОАО «СКБ Камертон»

временных параметров, получением данных о пространственно-временном состоянии объектов и процессов, измерительной информации от инерциальных датчиков о местоположении подвижных объектов, обработкой измерений и др.

На территории Беларуси используется немало систем и средств НВО, позволяющих определять параметры пространственно-временного состояния объектов, имеющих разные уровни точности решения задач, зоны и времени обслуживания, сложности потребительской аппаратуры и другие

характеристики. К ним относятся средне-орбитальные глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), формирующие глобальные непрерывные радионавигационные поля (ГЛОНАСС, GPS); функциональные дополнения ГНСС; низкоорбитальные спутниковые навигационные системы; импульсно-фазовые радионавигационные системы (ИФРНС); системы и средства государственной службы единого времени и эталонных частот Беларуси (ГСЕВЭЧ).

Ни одна из этих систем по отдельности не может в полной мере удовлетворить возрастающие требования потребителей НВО по ряду причин. Во-первых, средне-орбитальные ГНСС обладают не только возможностью полного отключения общедоступного сигнала, которое в равной мере может влиять на работу как навигационных средств стран - владельцев ГНСС, так и навигационных средств третьих стран, но и возможностью «селективного территориального доступа», то есть возможностью блокирования навигационных сигналов,

Рис. 1. Структура Единой системы навигационно-временного обеспечения Республики Беларусь

Подсистема управления

Подсистема формирования и контроля навигационных полей

Подсистема передачи навигационной и временной информации

Потребительские подсистемы

Подсистемы, обеспечивающие деятельность ЕС НВО

Республиканский орган государственного

управления, осуществляющий государственное регулирование навигационной деятельности

Сетевой оператор в сфере навигационной деятельности

Национальный технический комитет по стандартизации в сфере навигационной деятельности

Белорусская система точного позиционирования

Белорусская система дифференциальной коррекции и мониторинга

и взаимодействия с европейской системой EGNOS

Модернизированная импульсно-фазовая радионавигационная система

Радиотехнические системы ближней навигации и радиомаячные системы

Система синхронизации средств формирования радионавигационных полей

Система единого точного времени и эталонных частот

Сети электросвязи (спутниковая, GSM, 3G, CDMA, WI-FI, WI MAX, транкинговая (ТЕТРА/ APCO-25), радиорелейные и волоконно-оптические линии связи

Общегосударственные

системы Система экстренного реагирования на ДТП Система навигационно-

информационного обеспечения транзитных перевозок

Региональные системы

Отраслевые системы

Региональная система НВО вооруженных сил, других войск и воинских формирований

Навигационная аппаратура потребителей

Подсистема геодезического и картографического обеспечения

Подсистема обеспечения гидрометеорологической информацией

Подсистема обеспечения единства измерений

ЭЛЕКТРОНИКА

Рис. 2. Принцип работы подсистемы экстренного реагирования на ДТП

Телематический модуль

Функции:

■ передача координат места ДТП в диспетчерский центр

■ контроль и фиксирование параметров движения автомобиля

■ защита от угона

■ автонавигация

■ громкая связь

■ мониторинг

Экстренные службы

Скорая помощь, МЧС, милиция

Ассистанские службы

Техпомощь, аварийные команды

Диспетчерский центр МЧС (служба 112)

Сигнал экстренным службам

Координаты места и времени происшествия

обеспечивающих необходимую точность местоопределения лишь в выбранной зоне. Во-вторых, среднеорбитальные ГНСС уязвимы к воздействию помех из-за низкой мощности навигационных сигналов. В-третьих, низкоорбитальные спутниковые навигационные системы формируют разрывные в пространстве радионавигационные поля, обеспечивают среднюю дискретность обсервации потребителя десятки минут и обладают недостаточной точностью определения его координат, а радиотехнические системы дальней навигации, в частности ИФРНС с большими зонами действия, характеризуются невысокой точностью. В-четвертых, у радиотехнических систем ближней навигации ограниченные зоны действия и невысокая точность местоопре-деления. Следует учитывать и следующие причины: средства радиотехнического обеспечения полетов авиации радиомаячного типа, приводные радиостанции, диспетчерские и посадочные радиолокационные системы имеют ограниченные зоны действия, недостаточную точность позиционирования для ряда потребителей и предусматривают наличие системы диспетчерского управления. К тому же существующие технические средства ГСЕВЭЧ не создают единой системы, не полностью удовлетворяют требованиям потребителей частотно-временной информации. Для всех наземных радионавигационных средств наибольшую угрозу представляет физическое поражение наземного оборудования как при стихийных бедствиях, так и при воздействиях в ходе возможных военных действий и террористических актов; точность местоопределения автономных навигационных систем серьезно зависит от времени автономной работы.

Кроме того, они также подвержены влиянию различных внешних воздействий.

Серьезный недостаток НВО в Беларуси - привязка существующих средств и систем к потребностям отдельных отраслей и ведомств и, как следствие, развитие первых в рамках различных программ и проектов. Решение этой проблемы требует взвешенного подхода к гармонизации общегосударственных и ведомственных интересов при особом внимании к определению организационной структуры Единой системы (ЕС) НВО республики (рис. 1).

Повышению качества НВО будет способствовать создание и поддержание единого радионавигационного поля страны, что возможно при условии постоянного контроля государства за производством, модернизацией и эксплуатацией навигационных систем и их элементов. Для этого необходимо формировать ЕС НВО на базе существующих наземных и спутниковых навигационных систем с использованием перспективных навигационно-временных технологий и методов обеспечения доступа к информационным ресурсам ЕС НВО Беларуси. Основополагающим здесь является системный под-

ход к разработке и развитию навигационных систем с учетом их интеграции на единой информационной, методической, технической и технологической основе.

Анализ опыта зарубежных стран в построении национальных систем НВО позволяет выделить пять основных направлений, которых целесообразно придерживаться в ходе создания ЕС НВО:

■ формирование искусственных радионавигационных полей;

■ решение фундаментальных задач;

■ обеспечение контрольно-регламентирующих функций в сфере навигационной деятельности;

■ развитие потребительского сегмента;

■ организация информационного взаимодействия структурных элементов системы.

Следует отметить, что в областях применения НВО, критичных к использованию навигационно-временных технологий, представляется необходимым комплексное применение максимально возможного количества доступных средств для повышения надежности НВО как в условиях воздействия помех, так и при реализации владельцами ГНСС программ, призванных препятствовать использованию космических средств и получению с их помощью информации. В данном контексте критичность определяется теми рисками, которые могут иметь место для национальной безопасности, безопасности личности и общества в случае ухудшения характеристик радионавигационных сигналов или их потери. К числу критичных применений НВО можно отнести:

■ точные и грубые заходы на посадку самолетами;

■ плавание речных судов на внутренних водных путях;

■ организацию мониторинга чрезвычайных ситуаций;

■ функционирование системы единого

Рис. 3. Схема функционирования системы взимания платы за проезд транзитного транспорта

№3(109) Март 2012 НАУКА И ИННОВАЦИИ 21

времени и синхронизацию телекоммуникационных систем;

■ решение общегосударственных специальных задач и задач силовых структур по обеспечению национальной безопасности и др.

Одна из первоочередных и наиболее ответственных задач в создании системы НВО - обеспечение функционирования интегрированного радионавигационного поля (рНп) Республики Беларусь. Изучение и анализ информации о геополитическом значении навигационных систем, особенностей их построения и функционирования, требований потребителей к основным параметрам РНП позволили определить перечень системообразующих средств для создания интегрированного РНП ЕС НВО Республики Беларусь. Так, глобальные навигационные спутниковые системы целесообразно использовать в качестве основных радионавигационных систем; импульсно-фазовые - как стационарные (РСДН 3/10), так и подвижные - в качестве дополнительных (альтернативных). Систему высокоточного позиционирования (сеть постоянно действующих пунктов дифференциальной коррекции) можно применять как функциональное дополнение ГНСС для

геодезии, картографии, землеустройства, точного земледелия и научных исследований. Локальные (ведомственные) дифференциальные подсистемы, реализующие функции доведения корректирующей информации по каналам связи (например, в УКВ-диапазоне длин волн) - как дополнительные системы функциональных дополнений ГНСС.

В настоящее время создаются основные элементы ЕС НВО. В частности, ведутся опытно-конструкторские работы по созданию:

■ мультисистемного комплекта радионавигационной аппаратуры потребителей с применением радионавигационных приемников отечественной разработки;

■ национального навигационно-информационного центра;

■ испытательного центра для сертификационных испытаний радионавигационного оборудования и аппаратуры потребителей;

■ региональной (отраслевой) навигационно-информационной системы;

■ единой интегрированной навигационно-информационной системы экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия и обеспечения транзитных

перевозок на территории Республики Беларусь (рис. 2, 3).

Единая система НВО в нашей стране будет способствовать проведению выверенной государственной политики, учитывающей интересы и требования различных групп потребителей услуг в сфере навигационной деятельности, гарантированному предоставлению навигационных ресурсов потребителям услуг, развитию отечественной индустрии навигационно-временного обеспечения и повышению эффективности использования информационных ресурсов. Помимо этого, внедрение системы будет содействовать преодолению зависимости от импортируемых средств НВО; унификации средств получения и использования навигационной и временной информации, повышению надежности НВО и эффективности социально-экономической деятельности и т.д.

Таким образом, проект по созданию ЕС НВО Республики Беларусь, являясь по своей сути инновационным, позволит стране не только следовать общемировым тенденциям развития, но и привлекать инвестиции для коммерциализации его отдельных направлений.

измерительная свч - техника сантиметрового

и миллиметров

апазона

«Научно-образовательный инновационный центр СВЧ технологий и их метрологического обеспечения» БГУИР (Центр 1.9) разрабатывает и производит измерительную аппаратуру и проводит ее метрологическое обеспечение в сантиметровом и миллиметровом диапазонах длин волн. В рамках этого направления разрабатываются методы и создаются средства измерений параметров сигналов и устройств СВЧ-диапазона, алгоритмы их калибровки, программное

обеспечение, элементы метрологического обеспечения средств измерений (программы и методики государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки, калибровки), приемных и передающих модулей радиолокационных станций [1].

На базе центра более двадцати лет функционирует Испытательная лаборатория аппаратуры и устройств СВЧ, аккредитованная в Системе аккредитации испытательных, поверочных и калибровоч-

ных лабораторий Республики Беларусь. Основные направления ее работы - испытания СВЧ-устройств и узлов, участие в калибровках и метрологической аттестации средств измерений совместно с аккредитованными для этих целей лабораториями. Исследование характеристик и параметров СВЧ-устройств при их создании и проверка их соответствия спецификационным требованиям при производственном выпуске, а также другие задачи и исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.