о
| ISSN 2542-0542 Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей» | № 4, 2016
| ISSN 2542-0542 Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей» | № 4, 2016
т
средств Командно-измерительного комплекса (точность 0,5 мс) при запуске в космос первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина.
1965 г. - разработана аппаратура бортового синхронизирующего устройства для космических комплексов наблюдения поверхности Земли с поставкой необходимой контрольно-измерительной аппаратуры на объекты заказчика.
1967 г. - сконструировано бортовое синхронизирующее устройство (БСУ) с соответствующей контрольно-измерительной и управляющей аппаратурой для метеорологических спутников Земли серии «Метеор».
В последующие годы Институтом было разработано более 40 типов разных модификаций БСУ и стандартов частоты, он принял участие в реализации ряда космических проектов, в числе которых:
• национальные программы «Космос», «Метеор», «Ресурс», «Океан», предназначенные для создания космических систем наблюдения Земли в интересах обороны, народного хозяйства, гидрометеорологии, изучения природных ресурсов суши и Мирового океана, научные и прикладные программы изучения климата, природной среды и глобального экологического мониторинга океана, суши, атмосферы и околоземного космического пространства;
• международные программы, например КОСПАС-САРСАТ (система спасения терпящих бедствие людей в любой точке Земли);
• создание орбитальных обитаемых комплексов «Салют» и «Мир».
1969 г. - введена в эксплуатацию Европейская цепь импульсно-фазовой радионавигационной системы (ИФРНС) «Чайка», предназначенная для определения координат самолетов и кораблей на удалениях до 2500 км (разрабатывалась параллельно с ИФРНС «Лоран-С», США).
1970 г. - разработана аппаратура единого времени для синхронизации временных шкал высокоточных астрономических установок, способных определять координаты с точностью до 20 м.
1972 г. - закончена разработка и осуществлена поставка на объекты аппаратуры
СЕВ для систем контроля воздушного и космического пространства, введена в эксплуатацию фазовая радионавигационная система (ФРНС) «Альфа», предназначенная для определения координат самолетов, кораблей и подводных лодок в подводном положении на удалениях до 13 000 км (разрабатывалась параллельно с ФРНС «Омега», США).
1975 г. - принята в эксплуатацию система единого времени высокой точности «Время», созданная с целью формирования и доведения до комплексов и систем оборонного, социально-экономического и научного назначения сигналов точного времени и эталонных частот, разработаны и введены в эксплуатацию в составе космической навигационно-связной системы «Цикада» (аналог американской системы «Транзит») средства синхронизации и дальномерно-угломерного измерительного канала, а также подвижный вариант ИФРНС с дальностью действия до 1000 км (аналог системы «Чайка» с мобильными опорными станциями).
1979 г. - разработана и поставлена на объекты системы обнаружения ядерных взрывов аппаратура высокоточной метеорной синхронизации пунктов «Рапс» с обеспечением возможности измерений и передачи служебных команд на расстоянии до 1800 км.
1986 г. - введена в эксплуатацию Восточная цепь ИФРНС «Чайка».
1990 г. - разработана Государственная система единого времени и эталонных частот «Цель» с поставкой на объекты необходимой аппаратуры (точность синхронизации временных шкал приемных пунктов не хуже 1 мкс).
1993 г. - разработаны и введены в эксплуатацию в составе глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» система синхронизации и типовая навигационная аппаратура для различных категорий потребителей.
1995 г. - введена в эксплуатацию на Дальнем Востоке объединенная Российско-Американская цепь ИФРНС «Чайка» и «Лоран-С».
1996 г. - введена в эксплуатацию Север- "¡т
ная цепь ИФРНС «Чайка». ь
.0
1998 г. - осуществлена поставка аппа- *§ ратуры СЕВ для совместного российско-нор- —
| События|
о cv
<
I
о га 5
О ü CQ
О.
<D
О
и
<D CQ
cv
■Clin о
I
cv
■Clin cv
w w
вежско-американского проекта запуска объектов ракетно-космической техники (РКТ) из океанской акватории «Морской старт», произведена поставка навигационной аппаратуры ГНСС (АСН 2401) для установки на борту Международной космической станции.
2000 г. и по настоящее время - продолжаются разработка и серийный выпуск частотно-задающей и синхронизирующей аппаратуры, навигационной аппаратуры потребителей различного назначения систем ФРНС «Альфа», ИФРНС «Чайка» и «Лоран-С», ГНСС «ГЛО-НАСС», GPS, GALILEO (модификации для самолетов, кораблей, подводных лодок, подвижных объектов, геодезии и др.).
В этот период была завершена модернизация стационарных объектов Государственной системы единого времени и эталонных частот «Цель», выполнены работы по поддержанию высокой технической готовности станций ФРНС «Альфа» и ИФРНС «Чайка», разработана аппаратура функционального дополнения ГНСС «ГЛОНАСС» с передачей контрольно-корректирующей информации в формате навигационного сигнала ИФРНС «Чайка», разработана и введена в эксплуатацию ИФРНС нового поколения «Скорпион» с повышенными тактико-техническими характеристиками. Был проведен комплекс научно-исследовательских работ по разработке специализированной отечественной электронной компонентной базы, стойкой к воздействию факторов космического пространства, а также по исследованиям перспектив развития и применения средств, работающих по сигналам системы ГЛОНАСС, для обеспечения пусков и эксплуатации объектов РКТ.
Кроме того, были созданы:
• комплекс средств для контроля и управления движением транспорта, функционирующий на основе данных НАП систем ГЛО-НАСС/GPS;
• система синхронизации навигационных полей, предназначенная для обеспечения синхронной работы радиотехнических передающих навигационных систем, работающих в различных диапазонах волн;
• приборный ряд бортовых синхронизирующих координатно-временных устройств,
предназначенных для оснащения более 20 КА разного назначения, с целью высокоточного определения параметров движения центра масс КА, его углов азимута, крена и тангажа, а также формирования и хранения высокостабильной бортовой шкалы времени и сетки синхрочастот;
• новый тип БСУ, отвечающий требованиям работы в условиях открытого космоса и предназначенный для оснащения нового поколения КА системы ГЛОНАСС;
• бортовая аппаратура, работающая в диапазоне 12.. .14 ГГц, для высокоточного определения угловых координат, высокоточного определения расхождения временных шкал высокостабильных хранителей частоты и времени.
Также было освоено серийное производство спутниковой геодезической аппаратуры, разработаны и внедрены алгоритмы фазовых геодезических измерений, построены первые высокоточные геодезические сети.
В настоящее время осуществляются поставки НАП систем ГЛОНАСС/СР£ в виде модулей и законченных приборов для оснащения кораблей морского и речного флота, авиационных комплексов, автомобильного транспорта, базовых станций сотовых систем связи, а также для предприятий-производителей интегрированных систем и средств. Кроме того, созданы и серийно поставляются в войска универсальные мобильные войсковые «электронные полигоны» для отработки экипажами самолетов и вертолетов действий по боевому применению авиационного вооружения. В рамках диверсификации разработок в АО «РИРВ» формируются новые направления научно-технической деятельности, в том числе спутниковая координатометрия в Ки-диапазоне радиочастот, спутниковая альтиметрия, подводная навигация.
Сегодня АО «РИРВ» - это научно-исследовательский институт с современной развитой базой производственных ресурсов и мощностей, создающий системы и средства радионавигации и времени, которые обеспечивают эффективное функционирование КА, воздушного, морского, речного и наземного транспорта в различных областях экономики,
| ISSN 2542-0542 Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей» | № 4, 2016
т
обороны страны и международного сотрудничества. Центры мониторинга радионавигационных полей и угломерных измерений АО «РИРВ» задействованы в системе контроля и управления космической группировкой ГЛОНАСС и наземными навигационными системами.
АО «РИРВ» является головной организацией по системам и средствам единого времени военного и двойного назначения в Российской Федерации.
Основа результативной деятельности Института - опытный коллектив квалифицированных специалистов, владеющих современными методами проектирования высокотехнологичных и наукоемких систем и средств, в том числе для РКТ страны. Институт имеет свою научную школу. С 1962 г. на предприятии действует аспирантура, с 1965 г. - специализированный диссертационный совет, который в 2001 г. получил статус докторского. За прошедшие годы более чем 180 специалистам Института присуждены ученые степени кандидата наук и 20 сотрудникам - степени доктора технических и физико-математических наук.
Институт награжден орденом Октябрьской Революции, грамотой Президиума Верховного Совета СССР, а его специалистам присуждены две Ленинские премии СССР, 16 Государственных премий СССР, Государственная премия Совета Министров СССР, 79 почетных званий и 505 правительственных наград.
Шестидесятилетний опыт развития АО «РИРВ» и намеченные пути совершенствования основных направлений его деятельности обуславливают поступательное динамичное развитие предприятия в области создания и внедрения систем и средств коор-динатно-временного обеспечения оборонного и народно-хозяйственного назначения.
Знаменательной дате в истории АО «РИРВ» посвящен юбилейный выпуск журнала «Радионавигация и время», издаваемый предприятием с 1992 г. В нем подробно рассказано о трудовом пути коллектива Института, приведены имена сотрудников и руководителей, внесших весомый вклад в научные и производственные достижения предприятия.