Научная статья на тему 'Единая информационная система в сфере закупок: результаты, проблемы, перспективы'

Единая информационная система в сфере закупок: результаты, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
489
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единая информационная система в сфере закупок: результаты, проблемы, перспективы»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. Н. АЛЕКСЕЕВА первый заместитель начальника УТО ФСИН России,

полковник внутренней службы

С. П. ТАШИМОВ главный специалист группы информационно-методологического

сопровождения закупок отдела государственного оборонного заказа и бюджетного планирования УТО ФСИН России, майор внутренней службы

Единая информационная система в сфере закупок: результаты, проблемы, перспективы

Информация об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы учреждениями и органами ФСИН России подлежит публикации в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Требования к объемам и содержанию размещаемой информации, срокам и порядку ее публикации регулируются действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объем информации, подлежащей публикации в ЕИС, неуклонно растет, что делает необходимым соответствующее развитие функционала ЕИС, несмотря на «молодость» системы как таковой.

В соответствии с приказом Казначейства России от 22.12.2015 № 354 «О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» с 01.01.2016 начала работу ЕИС, созданная на базе официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - ОС). Одновременно приказом Казначейства России от 22.12.2015 № 355 «О выводе из эксплуатации

Официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет" для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» прекращено существование ОС. При этом информация, содержавшаяся на ОС, в полном объеме доступна в ЕИС.

ЕИС создана и ведется в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок и представляет собой совокупность информации, приведенной в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон № 44-ФЗ), содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Работа по созданию ЕИС началась в 2013 году, еще до вступления в силу закона № 44-ФЗ, когда было определено что такое ЕИС, каким требованиям она должна соответствовать, какие задачи должна решать.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 28

потег_12_2016.1п<И 28 +©} 28.11.2016 13:33:23

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Так, концепция и техническое задание на создание единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд разработаны федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» за 6,9 млн рублей в рамках исполнения государственного контракта от 03.10.2013 № ГК-142-ОФ/Д01, заключенного по результатам проведения Министерством экономического развития Российской Федерации открытого конкурса.

Интересно отметить, что начальная (максимальная) цена контракта открытого конкурса составляла 37 млн рублей, что больше чем в пять раз превышает цену контракта, а размер обеспечения контракта - 11,1 млн рублей, то есть больше чем в полтора раза цены контракта. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что получение коммерческой выгоды от исполнения контракта не являлось причиной участия в данном конкурсе Высшей школы экономики.

Тем не менее согласно данным с официального сайта ЕИС работы были выполнены в полном объеме в установленный контрактом срок, приняты заказчиком и оплачены, о чем свидетельствует акт сдачи-приемки работ от 23.12.2013 № АП-275/Д28, платежное поручение от 26.12.2013 № 1696418. Именно с этого момента стало ясно, чем должна стать ЕИС.

Порядок и срок ввода в эксплуатацию ЕИС в соответствии с ч. 5 ст. 112 закона № 44-ФЗ установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» (далее - постановление № 36).

Во исполнение требований постановления № 36 приказом Казначейства России от 29.04.2015 № 11н создана Межведомственная комиссия по созданию единой информационной системы в сфере закупок, основной функцией которой являлась приемка работ (их результатов) по созданию ЕИС. В состав комиссии вошли по три представителя Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального казначейства и два представителя Федеральной антимонопольной службы.

Были проведены приемочные испытания ЕИС, которые отражены в акте, подтверждающем готовность указанной системы к эксплуа-

тации. Затем ЕИС прошла процедуру регистрации в Реестре федеральных государственных информационных систем.

Информация о вводе в эксплуатацию ЕИС с 01.01.2016 опубликована на официальном сайте 11.01.2016 в 10 часов 29 минут. Процесс запуска ЕИС осуществлялся непосредственно в период с 31.12.2015 по 10.01.2016. В этот период проводились регламентные работы и официальный сайт ЕИС не был доступен для пользователей и субъектов ЕИС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным Казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок» Минэкономразвития России определено уполномоченным федеральном органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке функциональных требований к ЕИС, по ведению ЕИС в части поддержки ее пользователей; Казначейство России - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию и развитию ЕИС, по обслуживанию ЕИС, по ведению ЕИС (за исключением поддержки ее пользователей), по установлению порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования ЕИС.

Порядок функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами установлены Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок».

Согласно правилам информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт ЕИС), имеющем доменное имя www.zakupki.gov.ru, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

При этом на официальном сайте ЕИС есть ссылка на предыдущую версию сайта, которая фактически представляет собой интерфейс ОС, который сменил свое «место прописки» на http://old.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home. html.

29

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2016

nomer_12_2016.indd 29

28.11.2016 13:33:23

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среди участников ЕИС Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок выделяются две категории:

- субъекты ЕИС;

- пользователи официального сайта ЕИС.

Субъектами ЕИС являются участники

контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие ЕИС для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных законом № 44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - закон № 223-Ф3).

Пользователями официального сайта ЕИС являются физические и юридические лица, в том числе участники обязательного общественного обсуждения закупок, использующие информационный ресурс официального сайта ЕИС.

Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок утвержден приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н.

В ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в ЕИС файла не должен превышать 50 Мб.

Пользование ЕИС осуществляется субъектами ЕИС после прохождения процедуры регистрации и авторизации в ЕИС.

Важно отметить, что при одинаковых параметрах поиска информации, установленных на официальном сайте ЕИС и в его предыдущей версии, результаты существенно отличается друг от друга, что недопустимо, учитывая, что обе версии сайта содержат актуальную информацию. Это свидетельствует о некорректной работе поисковой системы официального сайта ЕИС, на что постоянно жалуются многочисленные субъекты ЕИС и пользователи официального сайта ЕИС.

Регистрация субъектов ЕИС в ЕИС осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с Порядком регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденным приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 № 4н» (далее - приказ № 27н).

Регистрация в ЕИС лиц, зарегистрированных на ОС до вступления в силу приказа № 27н, не требовалась до 01.07.2016. Однако с этой

даты и до 01.01.2017 для работы на официальном сайте ЕИС необходимо пройти процедуру перерегистрации, а точнее зарегистрироваться в ЕИС в соответствии с порядком, утвержденным приказом № 27н.

В случае непрохождения заказчиками УИС в установленный срок перерегистрации в ЕИС, и на это следует обратить особое внимание, доступ в ЕИС с 01.01.2017 будет им заблокирован.

Доступ к ЕИС пользователями официального сайта ЕИС осуществляется без регистрации.

Возможность подачи через ЕИС заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений согласно постановлению № 36 должна быть обеспечена не позднее 01.01.2017. Несмотря на ввод в эксплуатацию ЕИС в январе 2016 года, возможность подачи заявок на участие в закупках в форме электронного документа через функционал ЕИС, предусмотренная ч. 1 ст. 5 закона № 44-ФЗ, у участников закупок отсутствует и появится только после доработки в течение текущего года официального сайта ЕИС.

Оператором ЕИС с 01.01.2016 по 31.07.2016 согласно государственному контракту от 08.12.2015 № ГК-232-ЕЕ/Д21, заключенному по результатам открытого конкурса Минэкономразвития России, являлось ЗАО «МЦФЭР». Следует отметить, что общество являлось оператором ОС в 2015 году, что позволило сгладить негативные последствия введения в эксплуатацию официального сайта ЕИС.

С 01.08.2016 по 31.12.2016 согласно государственному контракту от 06.06.2016 № ГК-79-ЕЕ/Д21 оператором стало ООО «Систематика», обойдя в конкурентной борьбе ЗАО «МЦФЭР». Таким образом, по сумме двух контрактов услуги оператора официального сайта ЕИС в 2016 году обойдутся федеральному бюджету в 139,54 млн рублей.

Объективно оценить работу официального сайта ЕИС возможно только на основании статистики, которой владеет непосредственно оператор сайта и которая в большинстве своем непублична, и информации, получаемой Министерством экономического развития Российской Федерации как заказчиком по контракту об оказании услуг оператором сайта.

Интересную оценку функционирования ЕИС дает Минэкономразвития России в своем докладе о результатах мониторинга применения закона № 44-ФЗ за I полугодие 2016 года. Так, в рамках мониторинга выявлены следующие недостатки ЕИС:

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 30

nomer_12_2016.indd 30 +©} 28.11.2016 13:33:23

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- возможность неверного указания заказчиками информации о контрактах, размещаемых в реестре контрактов;

- указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует предмету закупки;

- указание единиц измерения количества товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, не соответствующих объекту закупки;

- возможность прикрепления к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными номерами, а также присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

В докладе перечень недостатков исчерпывающий. И хотя его можно воспринимать как сигнал к доработке оператором официального сайта ЕИС, его функционала в части озвученных проблем, фактически речь идет не о недостатках сайта, а о неисполнении требований закона 44-ФЗ заказчиками, что не совсем корректно, учитывая название раздела 4 доклада «Информационное обеспечение контрактной системы».

Помимо этого, в докладе перечислены наиболее часто возникавшие у заказчика в I полугодии 2016 года сложности при работе с ЕИС и приведена статистика качества работы технической поддержки пользователей ЕИС, которая укладывается в нормативы, определенные в контракте, заключенном Минэкономразвития России с оператором официального сайта ЕИС. То есть Министерство экономического развития Российской Федерации не дает критическую оценку работе оператора официального сайта ЕИС, что говорит об отсутствии серьезных претензий к качеству его работы.

Согласно данным раздела «Новости и объявления» официального сайта ЕИС в период с 01.01.2016 по 31.08.2016 70 раз проводились регламентные работы, 57 раз были недоступны отдельные функции сайта. Но данные цифры говорят только о проблемах в работе сайта, носящих массовый характер, и достаточно субъективны, учитывая, что новостную ленту сайта ведет оператор официального сайта, который не заинтересован в негативной оценке качества своей работы.

Информация с многочисленных форумов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посвященных проблемам работы с официальным сайтом ЕИС, подтверждает

недоступность его отдельных функций, равно как и его некорректную работу в периоды, не отраженные в новостной ленте сайта. В подтверждение данных сообщений на форумы выкладываются многочисленные скриншоты с отображением возникающих проблем.

При этом следует отметить, что качество работы официального сайта ЕИС с течением времени улучшается, серьезных сбоев в его работе, характерных для ОС, не наблюдается. Данный факт отмечают как эксперты, официальные лица федеральных органов исполнительной власти, так и непосредственно субъекты и пользователи ЕИС.

В случае если при работе с официальным сайтом ЕИС у заказчиков УИС возникнут проблемы, для поиска их решения следует воспользоваться руководством пользователя, размещенным в разделе «Документы» (подраздел «Обучающие материалы»). Если самостоятельно с проблемой справиться не удается, следует обратиться в службу поддержки официального сайта ЕИС в установленном порядке, позвонив по многоканальному телефону или направив запрос на электронную почту, адрес которой указан в разделе «Техническая поддержка».

Поэтапное вступление в силу положений закона № 44-ФЗ предъявляет все большие требования к функционалу ЕИС, увеличивает объем размещаемой информации, степень ее интеграции, количество субъектов и пользователей ЕИС. С учетом внесенных и запланированных в законодательство в сфере закупок товаров, работ, услуг изменений увеличивается количество заказчиков, а значит, и объем публикуемой ими информации. Так, с 01.01.2017 в рамках закона № 44-ФЗ изменяется процедура планирования, обоснования и нормирования закупок, вводятся идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступают в действие изменения в закон № 223 и Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

В связи с этим главным вопросом перспектив развития ЕИС является готовность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти обеспечить ее бесперебойную работу в условиях растущих нагрузок и потребности в соответствующих мощностях, гарантировать соответствие функционала официального сайта ЕИС действующему законодательству Российской Федерации. ^

31

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2016

потег_12_2016.1п<И 31

28.11.2016 13:33:23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.