Научная статья на тему 'Единая информационная ресурсная база данных Государственного налогового комитета - реальный шаг на пути к "электронному правительству"'

Единая информационная ресурсная база данных Государственного налогового комитета - реальный шаг на пути к "электронному правительству" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕСУРСНАЯ БАЗА ДАННЫХ / A UNIFIED INFORMATION RESOURCE DATABASE / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / STATE TAX SERVICE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / SOFTWARE COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джураева Комила Гафуровна, Усманова Азиза Алишеровна

В статье проанализированы значение и роль единой информационной ресурсной базы данных Государственного налогового комитета в системе «Электронного правительства». Рассмотрен программный комплекс, который позволяет получать данные по возникновению (прекращению) обязательств налогоплательщиков в электронном виде из информационной базы министерств и ведомств. Также обоснована необходимость консолидации всех информационных систем и программных продуктов Государственного налогового комитета. Предложены меры по дальнейшему совершенствованию автоматизации деятельности органов государственной налоговой службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джураева Комила Гафуровна, Усманова Азиза Алишеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единая информационная ресурсная база данных Государственного налогового комитета - реальный шаг на пути к "электронному правительству"»

N/1

2

• Затраты на предупреждение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов населения, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, основные фонды промышленности и транспорта, рекреационные и лечебно--курортные ресурсы;

Рис. 3. Затраты на природоохранные мероприятия

Связанные с ликвидацией загрязнений, экономических ущербов от загрязнения окружающей среды единовременные и эксплуатационные затраты,

Следовательно, загрязнение окружающей среды ведет к ухудшению использования основных производственных фондов. Безусловно, использование оборудование и других элементов основных производственных фондов зависит не только от качества окружающей среды, но и от общей организации производства, его износа, качества межремонтного обслуживания. В конечном счете, в процессе воспроизводства экономики, множественностью вариантов предотвращения загрязнения, многовариантностью использования производственных ресурсов, должна стоять задача обеспечения оптимального взаимодействия хозяйственной деятельности и окружающей природной среды в процессе воспроизводства экономики, множественностью вариантов предотвращения загрязнения, многовариантностью использования производственных ресурсов.

Список литературы / References

1. Протасов В.Ф., Молианов А.В. Экология, здоровье и природопользование // Финансы и статистика, 2009. 528 с.

UNIFIED INFORMATION RESOURCE DATABASE OF THE STATE TAX COMMITTEE - THE REAL STEP ON THE WAY TO "ELECTRONIC GOVERNMENT" Djuraeva K.G.1, Usmanova A.A.2 (Republic of Uzbekistan) Email: Djuraeva227@scientifictext.ru

'Djuraeva Komila Gafurovna - PhD in Economics, HEAD OF THE IT DEPARTMENT; 2Usmanova Aziza Alisherovna — Student, FACULTY OF TAXES AND TAXATION, TAX ACADEMY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the significance and role of the unified information resource database of the State Tax Committee in the e-government system. The program complex is considered that allows obtaining data on the origin (termination) of taxpayers' obligations in electronic form from the information base of ministries and departments. The necessity of consolidation of all information systems and software products of the State Tax Committee is also grounded. Suggested measures to further improvement of automation of the state tax authorities activities.

Keywords: a unified information resource database, e-government, state tax service, information and communication technologies, software complex.

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕСУРСНАЯ БАЗА ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА — РЕАЛЬНЫЙ ШАГ НА ПУТИ К «ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ» Джураева К.Г.1, Усманова А.А.2 (Республика Узбекистан)

'Джураева Комила Гафуровна - кандидат экономических наук, заведующая кафедрой, кафедра информационных технологий; 2Усманова Азиза Алишеровна — студент, факультет налогов и налогообложения, Налоговая академия Государственного налогового комитета, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проанализированы значение и роль единой информационной ресурсной базы данных Государственного налогового комитета в системе «Электронного правительства». Рассмотрен программный комплекс, который позволяет получать данные по возникновению (прекращению) обязательств налогоплательщиков в электронном виде из информационной базы министерств и ведомств. Также обоснована необходимость консолидации всех информационных систем и программных продуктов Государственного налогового комитета. Предложены меры по дальнейшему совершенствованию автоматизации деятельности органов государственной налоговой службы. Ключевые слова: единая информационная ресурсная база данных, электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, программный комплекс.

Формирование системы «Электронное правительство» является одной из приоритетных задач, стоящих перед Узбекистаном, для реализации которой был принят закон «Об электронном правительстве» [1]. Целями данного закона являются повышение эффективности деятельности государственных органов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий, оптимизация порядка оказания электронных государственных услуг с повышением их качества и доступности, а также снижение административных издержек, связанных с получением государственных услуг и внедрение в системе государственного управления принципа «одно окно».

В Стратегиях действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, которая представляет собой программу развития страны на ближайшую «пятилетку», особое внимание уделено совершенствованию системы «Электронное правительство» [2].

В рамках государственной политики, направленной на повышение эффективности деятельности органов государственного и хозяйственного управления путем создания «Электронного правительства», обеспечивающего оперативное и качественное предоставление государственных интерактивных услуг населению, Государственным налоговым комитетом проводится планомерное внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс налогового администрирования с целью сбора, обработки, хранения достоверной информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения.

В целях дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности информационно-коммуникационной системы органов государственной налоговой службы, направленной на повышение уровня учета и контроля поступлений налогов и других обязательных платежей, выявление дополнительных источников налоговых поступлений и предотвращение уклонения от уплаты налогов, а также расширения видов и повышения качества оказываемых интерактивных услуг для налогоплательщиков, была создана Единая интегрированная информационная ресурсная база налоговых органов, представляющая собой единый каркас аппаратной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов всех уровней и предназначенная для решения задач по оперативной обработке большого объема информации, обеспечению ее целостности и созданию нового уровня информационной безопасности, что позволяет расширить спектр электронных услуг для налогоплательщиков [3].

Следует отметить, что создание Единой интегрированной информационной ресурсной базы налоговых органов было осуществлено планомерно, в два этапа. На первом этапе в центральную базу данных Государственного налогового комитета были интегрированы информационные базы региональных органов государственной налоговой службы, а уже на втором этапе в базу данных Государственного налогового комитета были интегрированы информационные базы министерств и ведомств по возникновению (прекращению) обязательств налогоплательщиков.

18

Совершенствование информационных систем и необходимость внедрения новых систем с использованием современных технологий обусловило необходимость повышения скорости обмена данных, обеспечения безопасности передаваемой информации. Соответственно возникла необходимость консолидации всех информационных систем и программных продуктов Государственного налогового комитета. В органах государственной налоговой службы на сегодняшний день разработано и внедрено около 50 программных продуктов и автоматизированных информационных систем, обеспечивающих электронный обмен налоговой информацией, ее обработку и хранение, а также повышающих эффективность налогового администрирования [4, с. 42].

Одним из них является программный комплекс «Внешние источники», с помощью которого осуществляется автоматический сбор данных по налогоплательщикам и объектам налогообложения из внешних источников, формирование и обработка больших объемов данных. Он состоит из следующих модулей, которые хоть и взаимосвязаны между собой, но также могут работать и в автономном режиме [5, с. 98]:

- «Информация внешних источников», где собирается вся информация с внешних источников на предмет налогообложения и ведения учета;

- «Обработка и анализ информации внешних источников». Здесь осуществляется обработка и проводится анализ полученной информации с целью выявления новых объектов налогообложения, и недопущения сокрытия доходов налогоплательщиками.

«Мониторинг платежей», предусматривающий оперативный анализ и мониторинг деятельности субъектов предпринимательства, реализующих товары (услуги, работы) организациям и предприятиям, финансируемым из государственного бюджета;

«Учет экспортно-импортных операций»;

«Земельный фонд, находящийся в распоряжении налогоплательщика»;

«История налогоплательщика», отражающая всю информацию, связанную с любым налогоплательщиком и др.

Консолидация и интеграция информационной базы министерств и ведомств по возникновению (прекращению) обязательств налогоплательщиков в единую информационную базу данных Государственного налогового комитета, создание сверхбольших хранилищ данных с использованием «облачных» технологий помогут в дальнейшем практически полностью перейти и на бесконтактное взаимодействие с налогоплательщиками. В режиме автоматической обработки информации будут рассчитываться, начисляться налоги, обеспечиваться правильность исчисления налогов и других обязательных платежей и контроль над своевременностью их поступления в бюджет, идти автоматизированный контроль отчетности. Эти меры позволят сократить бумажный документооборот и в конечном итоге приведут к своевременному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему страны.

Однако для достижения таких результатов, необходимо устранить некоторые проблемы, препятствующие полноценной консолидации всех информационных систем и программных продуктов Государственного налогового комитета. Среди них можно указать следующие:

Во-первых, районные государственные налоговые инспекции подсоединены напрямую к центральной базе данных. Следовательно, проблемы с сетью приведут к нарушению работы в них. Для разрешения данной ситуации предлагается создание локального буфера в самих государственных налоговых инспекциях, который бы поддерживал сеть, несмотря на сбои сети в самой центральной базе данных.

Во-вторых, отсутствует интеграционная платформа на уровне приложений. Более того, не установлен единый стандарт создания приложений, вследствие чего приложения созданы на основе разных технологий (PHP, Visual Studio, Java и т.д.). По этой причине интеграция технологически очень сложна, так как не проводятся тестирования интеграции приложений, следовательно, нет гарантии в том, что их интеграция будет работать правильно, вследствие чего результаты могут быть недостоверными.

В-третьих, располагая большим объемом информационных ресурсов, в том числе полученных в процессе межведомственного обмена информацией, налоговые органы не имеют эффективного инструмента для использования этих данных в полном объеме.

Таким образом, исходя из всех вышеуказанных проблем, предлагается следующее:

1. Улучшение механизма системы анализа технического комплекса и информационных систем органов государственной налоговой службы;

2. Совершенствование концепции дальнейшего развития информационных систем в направлении применения передовых методов бизнес-аналитики;

3. Развитие стратегического комплекса мер, направленных на дальнейшее укрепление технического комплекса и развитие информационных систем Государственного налогового комитета.

В заключение следует отметить, что единая информационная база данных Государственного налогового комитета создаст новые возможности в решении задач по оперативной обработке большого объема информации, обеспечению её целостности, хранению и созданию нового уровня информационной безопасности, а также позволит расширить спектр электронных услуг для налогоплательщиков.

Список литературы / References

1. Закон Республики Узбекистан «Об электронном правительстве» от 09.12.2015 г. № ЗРУ-395 СЗ РУ, 2015 г. № 49 (611).

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г.№ УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» СЗ РУ, 2017 г. № 6 (70).

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.10.2012 г. № ПП-1843 «О мерах по дальнейшему повышению эффективности функционирования информационно-коммуникационной системы органов государственной налоговой службы Республики Узбекистан». СЗ РУ, 2012 г. № 45 (511).

4. Хабибуллаев И., Джайлавов А., Джураева К. Информационные технологии налоговой системы (на узбекском языке). Т: «Иктисод-Молия», 2009. 219 с.

5. Джураева К.Г. Программные продукты налоговой системы. Учебное пособие (на узбекском языке). T: "Voris", 2016. 176 с.

DISTRIBUTION OF RESPONSIBILITY FOR THE RISKS IN ORGANIZATION Goryacheva A.V. (Russian Federation) Email: Goryacheva227@scientifictext.ru

Goryacheva Alyona Vyacheslavovna — Master, DEPARTMENT OF BUSINESS TECHNOLOGY MANAGEMENT, FACULTY OF MANAGEMENT, PROGRAM: MANAGEMENT ENTREPRENEURSHIP, PLEKHANOVRUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW

Abstract: the entrepreneurial activity related to the danger of risk events. This article is devoted to the solution of the problem concerning rational distribution of responsibility for the risk in the organization. Business owners should be always prepared to act in a timely manner on the risks of the organization. A risk management system was suggested. It allows not only to optimize risk distribution, but also to identify people who are responsible for managing different risks. This model is quite versatile and flexible, that makes it easy to adapt to different areas of risk assessment. Keywords: the emergence of risks, the distribution of responsibilities for risk, the model of risk response, risk assessment.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РИСКИ ОРГАНИЗАЦИИ Горячева А.В. (Российская Федерация)

Горячева Алёна Вячеславовна — магистрант, кафедра менеджмента бизнес-технологий, факультет менеджмента,

программа: менеджмент предпринимательской деятельности, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: предпринимательская деятельность напрямую связана с опасностью возникновения рисковых событий. Данная статья посвящена решению проблемы рационального распределения ответственности за риски в организации. Владельцы бизнеса всегда должны быть готовы своевременно воздействовать на риски организации. Предложена система управления рисками, позволяющая не только оптимизировать распределение рисковой нагрузки, но и выявить сотрудников, непосредственно отвечающих за управление теми или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.