ВОПРОСЫ экономики
ЕДИНАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТА И ЭКОНОМИКА РОССИИ
А.В.
С 1 января 2002 года поступили в наличное обращение банкноты и монеты евро, введенного двенадцатью странами Европейского союза в качестве единой валюты. Это исторический момент европейской интеграции. С этого момента евро существует как наличная валюта, в то время как в банковских и финансовых операциях евро используется уже с 1999 года.
По мнению экспертов ЕС, евро имеет следующие преимущества:
• надежно защищен от подделок; уровень защиты банкнот соответствует самым современным стандартам;
• эта валюта опирается на сильнейшие экономики мира со стабильными ценами;
• эта валюта удобна для ведения бизнеса, поскольку существует только один валютный риск. Введение евро удобно и для частных лиц, путешествующих по странам зоны этой валюты, поскольку надо менять деньги только при въезде в зону евро, а далее евро можно использовать везде, не теряя времени и средств на обмен. К тому же легко можно сравнить цены в разных странах, чтобы сделать правильный выбор в плане покупок.
В странах зоны евро можно расплачиваться старой наличной валютой до 28 февраля 2002 года. После этой даты валюта должна быть обменена в банках на евро. Хотя, например, в отделениях Бун-десбанка немецкие марки можно будет обменять на евро без комиссии и позже, выходя за пределы 28 февраля 2002 года.
Курсы национальных валют по отношению к евро - это фиксированные курсы обмена. Они действуют с 1999 года и не будут изменены. Так что уже сегодня известно, сколько евро можно получить за одну немецкую или финскую марку (1 евро = 1,95583 немецких марок и 1 евро = 5,94573 финских марок).
Правовая база введения единой европейской валюты основывается на принципах и нормах международного права и включает в себя целый ряд договоров, заключенных между странами-членами ЕС (таких, например, как Маастрихтский договор) и другие правовые акты, которые условно можно разделить на три группы:
СУВОРОВ, кандидат экономических наук
• правовые акты, регулирующие отношения внутри Экономического и валютного союза (ЭВС), являющиеся обязательными для членов этого союза;
• правовые акты, регламентирующие деятельность всех стран-членов ЕС;
• правовые акты, соответствующие принципам международного и международного частного права, согласно которым к любой валюте применяется право государства-эмитента (в данном случае- право ЕС).
В целом следует отметить, что большинство правовых актов, принятых странами-членами ЕС и регулирующих операции с евро, применимы к отношениям между экономическими субъектами вне зависимости от их национальной принадлежности.
В правовых актах, касающихся введения евро, следует выделить следующие основные моменты:
• установление фиксированных обменных курсов национальных валют по отношению к евро, при этом эмиссия национальных валют находится под контролем Европейского центрального банка;
• перевод на евро всех платежей и расчетов внутри Европейского союза (например, связанных с бюджетом ЕС);
• размещение эмиссий государственных ценных бумаг стран-участниц ЭВС только в евро.
В соответствии с нормами международного права введение евро не может служить основанием для резкого изменения обстоятельств, требующих пересмотра контрактов. Это означает сохранение преемственности всех контрактов и других юридических инструментов.
Во избежание финансовых убытков и любых других видов материального ущерба, российские экономические субъекты должны знать основные правовые нормы, установленные Европейским союзом в отношении евро. В частности, не следует уклоняться от совершения сделок и исполнения других обязательств по причине, связанной с неопределенностью формулировок в некоторых правовых актах ЕС. Необходимо помнить, что обменные курсы 11 национальных валют стран-членов ЭВС и ЭКЮ к евро определены и нет оснований
рассчитывать на какие-либо отступления от установленных соотношений.
Объем платежей в евро, осуществляемых через российские банки, пока сравнительно невелик. Поэтому проблемы, порождаемые введением евро, затронули российские банки в гораздо меньшей степени, чем банки "зоны евро".
Банком России 30 декабря 1998 года было выпущено инструктивное письмо, адресованное российским кредитным организациям, в котором содержались необходимые рекомендации по работе с евро. В нем, в частности, были определены такие моменты, как перевод ЭКЮ в евро и методика учета по округлению сумм остатков на счетах, которые велись в валютах стран зоны евро, при их пересчете в евро и т.д. С 1 января 2001 года Банк России установил официальный курс евро по отношению к рублю и начал осуществлять финансовые операции с евро в качестве резервной валюты. В Общероссийском классификаторе валют евро были присвоены цифровой и буквенный коды. Тем самым был завершен процесс правовой формализации отношения России к евро и положено начало формированию российской нормативной базы, регулирующей операции с новой валютой.
В 2001 году Банком России также был издан ряд нормативных актов по работе с евро, включая Указание о внесении изменений в Инструкцию ЦБ РФ от 22.05.96 № 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации", проведены дополнительные консультации с руководством Европейского центрального банка. Российские граждане и лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, получили право открывать счета в евро в российских банках для размещения личных сбережений и использования их для безналичных расчетов, в частности с помощью пластиковых карт и аккредитивов. Разумеется, сами российские банки решают, начинать ли им операции с евро, в том числе открывать ли счета в евро клиентам, или нет. В дальнейшем Банку России и другим регулирующим органам предстоит своевременно решать вновь возникающие правовые проблемы и последовательно укреплять нормативную базу работы с евро.
Такой экономический шаг, как введение евро, может отразиться и на экономической ситуации в России. Это связано прежде всего с достаточно высокой зависимостью страны от мирового рынка. Например, до 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа, а порядка 35% всего внешнеторгового оборота России приходится на Европейский союз. Несмотря на все попытки, предпринимаемые нынеш-
ним правительством страны, пресечь незаконный массированный вывоз капитала так и не удается. Размеры выплат по внешним долгам, особенно на фоне падения цен на нефть, превышают возможности российской экономики. Требования, предъявляемые к стране международными экономическими организациями (прежде всего, МВФ), к сожалению, в должной мере не учитывают российскую специфику.
В последние два года Центральный банк РФ следует политике умеренной инфляции и медленного падения курса рубля. Снижение инфляции до приемлемого уровня в 2000/2001 годах позволило снизить учетную ставку, что впервые за годы реформ создало предпосылки для кредитования сферы производства.
Тем не менее все еще достаточно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере. Так называемая "долларизация" экономики привела к тому, что в сфере валютного регулирования страна находится в зависимости от состояния экономики одной страны и ее валюты. Такая ситуация вызвала перекос между структурой валютных отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сегодня основная часть внешнеторгового баланса страны (порядка 2/3) приходится на европейские страны и, прежде всего, на страны ЕС, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях России не превышает 10%.
Тем не менее самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является доллар США, причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах. Сегодня ставки по вкладам евро в российских банках, как правило, ниже, чем по долларовым депозитам. Но выгодно или не выгодно хранить сбережения в единой европейской валюте - это покажет время.
Существенное значение имеет и геополитический аспект. В современной мировой финансовой системе четко прослеживается взаимодействие и взаимозависимость различных сегментов финансового рынка развитых и развивающихся стран. В условиях нестабильности рынков происходит как переток капитала между различными рынками, так и перераспределение ресурсов в наиболее перспективные и менее рискованные финансовые инструменты в рамках того или иного рынка.
Финансовый рынок США, например, лишь косвенно зависит от развития экономической и политической ситуации в России, тогда как Европейский союз и Россия непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономи-
ческие отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты. Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии, миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков и др. Отношения между ЕС и Россией имеют под собой и юридическую базу - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Использование доллара США в национальной экономике России было связано с высокой инфляцией и как следствие - слабостью национальной валюты. Для восстановления экономической независимости государства необходимо оздоровление внутренней экономической системы, для которой внешнеэкономические факторы (при всей важности их разумного использования) играют лишь вспомогательную роль. Одним из таких внешнеэкономических факторов является введение евро.
"Долларизация" российской экономики привела к тому, что большая часть накоплений населения России осуществлялась в долларах США. Есть ли шанс, что эти наличные долларовые сбережения полностью или частично будут переведены в евро? Эти суммы налично-долларового обращения так и останутся беспроцентным кредитом США или же этот кредит будет предоставлен Европе? Это очень важные вопросы, связанные с введением евро. В этой связи следует отметить, что доверие населения страны к доллару США основано не только на экономической, но и на политической стабильности Соединенных Штатов.
В контексте экономической безопасности для мировой экономики в целом и для России в частности, появление евро на финансовых рынках и связанный с этим сдвиг в сторону биполярности являются, безусловно, благоприятным и положительным фактором. С введением евро у России, как и у любой другой страны, не входящей в ЕС, расширяется поле для маневра при решении вопросов валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли.
В стратегическом плане появляется возможность для постепенной диверсификации валютных рисков России. Однако проводить такую диверсификацию следует, руководствуясь принципами экономической обоснованности.
Поскольку колебания курсов доллара и евро практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и пассивов по основным международным денежным единицам позволит России минимизировать риск курсовых потерь как на государственном, так и на уровне деятельности частных компаний.
В то же время, в связи с появившейся возможностью такого выбора государственным орга-
нам России придется более скрупулезно выстраивать свою финансовую политику, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий. Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.
По мнению некоторых экономистов, евро представляет собой всего лишь еще одну валюту, а поэтому вопросы, возникающие в связи с его введением, являются чисто техническими и могут быть успешно решены. На самом деле последствия введения евро далеко не так однозначны.
Прежде всего, с появлением евро объективно будет усиливаться интеграционные процессы внутри ЕС. Сам факт появления ЭВС внутри Европейского союза свидетельствует от том, что входящие в него страны связаны отношениями более сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности.
Кроме того, следует отметить: несмотря на то, что некоторые страны-члены ЕС не вошли в состав ЭВС, они объективно будут экономически тяготеть к евро и вопрос Pix вступления в ЭВС - это вопрос времени, который будет зависеть от того, насколько будут прочны позиции евро на мировых финансовых рынках. Центростремительные силы внутри Европейского союза заставят страны-"аутсайдеры" испытать на себе усиливающееся давление в пользу вступления в ЭВС.
Валютный союз, в силу сложившихся между европейскими странами экономических связей, бесспорно, станет центром возросшего притяжения для остальных частей Европы и, прежде всего, Центральной и Восточной. Достаточно напомнить, что страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют немецкую марку и другие валюты зоны евро в своей внешней торговле, и большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро. Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены строить свою экономическую политику с учетом перемен, происходящих в ЕС. Эти устойчивые тенденции существенно изменят внешнюю среду, в которой придется действовать Российской Федерации, и сделают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС, хотя до интеграции России в ЕС так далеко, что такого рода мнения высказываются с большим опасением. На настоящем этапе экономического развития России с трудом даются некоторые шаги в деле интеграции со странами СНГ, которые, казалось бы, должны были бы иметь устойчивые экономические связи с ней, хотя бы потому что эти связи существовали в рамках бывшего СССР.
В контексте усиления борьбы с международным терроризмом существенное значение приобретает участие России в скоординированных международных усилиях по противодействию деятельности транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. По мнению зарубежных аналитиков, с этими сообществами тесно связан и российский преступный мир. Они могут максимально использовать в своих интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают появление новой международной валюты для того, чтобы подорвать позиции евро. Они также применяют так называемые "высокие технологии" в целях отмывания криминальных доходов и осуществления нелегального перевода капиталов из страны в страну.
Для противодействия этой опасности руководящие органы ЕС стремятся осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила финансового надзора и отчетности, стремится к установлению между странами более четких и "прозрачных" правил ведения финансовых операций. Россия уже подключилась к этим процессам, тем самым сделав первый шаг в сторону цивилизованного бизнеса и расширения имеющихся у нее средств борьбы с криминализацией экономики.
Введение подобных мер предусмотрено Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, заключенном между Россией и ЕС (в частности, постепенная либерализация движения капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС), а также положениями Страсбурге-кой (1990 год) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, к которой Россия также намерена присоединиться. Это потребует от России создания единой общегосударственной системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых капиталов, обеспечения возврата незаконно вывезенного из страны капитала и более тесного сотрудничества спецслужб стран ЭВС и правоохранительных органов России в финансовой сфере.
Важной сферой потенциального распространения евро являются финансовые рынки, что, безусловно, окажет свое влияние на структуру внешней задолженности России. Следует напомнить, что задолженность по соглашениям с Парижским клубом, вопрос о которой до настоящего времени остается нерешенным, составляет 34,5 млрд дол. США, или 24,1% всего государственного внешнего долга
России. До двух третей всего государственного долга приходится на долю бывшего СССР, причем 60% его - это задолженность правительствам иностранных государств, а 40% - иностранным коммерческим банкам и компаниям.
Что касается структуры госдолга, то следует отметить, что почти половина его номинирована в долларах США. На долю немецкой марки, ЭКЮ и других европейских валют приходится около 34% совокупного долга России. Однако валютная структура долга не совсем точно отражает истинную роль западноевропейских кредиторов для России. Определенная часть кредитов, полученных бывшим СССР и Россией от европейских государств, а также от консорциумов европейских коммерческих банков, была номинирована в долларах США. Этому способствовало то обстоятельство, что в консорциумы коммерческих банков-кредиторов входили финансовые учреждения разных стран. В настоящий момент нет точных данных о сумме кредитов, предоставленных бывшему СССР и России европейскими кредиторами в долларах США.
Долг России европейским кредиторам в ЭКЮ, который, по предварительным оценкам, составляет порядка 3,7 млрд дол. США, автоматически конвертируется в евро в соотношении 1:1.
Российский долг в немецких марках, французских франках и других национальных валютах стран, входящих в Экономический и валютный союз, в сумме 46,3 млрд дол. США, по условиям введения единой европейской валюты, также будет конвертирован в евро. Дело в том, что с момента введения евро все контракты, требования и обязательства, выраженные в национальных валютах стран ЭВС, по истечении трех лет автоматически подлежат переводу в евро по согласованным и официально зафиксированным обменным курсам.
Надо полагать, что стороны, не дожидаясь окончания трехлетнего переходного периода, выступят с инициативой перевода долга и/или процентных платежей в евро. Здесь следует сделать оговорку, касающуюся нормативных документов ЕС в отношении единой европейской валюты. С одной стороны, эти документы в принципе не лишают заемщика права обращаться и требовать от кредитора пересмотра валюты договора (ст. 8 (4) Регламента о введении евро), не нарушая принципа преемственности и неизменности контрактов и договоров. Поэтому в соответствии с данными нормативами любая страна-кредитор на законном основании может воспротивиться досрочному пересмотру валюты кредитного договора. С другой стороны, экономическая выгода со временем заставит кредиторов проявлять больше заинтересованности в переходе на евро.
Аналогичным образом будут решаться вопросы изменения валюты государственного долга, хотя Министерство финансов РФ пока еще не торопится поставить перед своими европейскими кредиторами вопрос о переводе долга из соответствующих национальных валют в евро.
Тем не менее в целом ряде случаев досрочный пересмотр валюты кредитного договора может стать возможным и целесообразным. Так, открытым остается вопрос о процентных платежах по ранее осуществленным заимствованиям в зоне евро. Если полученные Правительством России займы, например у Италии и Германии, имеют разные процентные ставки, а условия выплаты в основном совпадают (что отражает скоординированную политику предоставления займов или гарантий кредитов), то с момента введения евро могут возникнуть сомнения относительно юридической правомерности и обоснованности такой ситуации. Правовые акты ЕС по введению евро не дают ответа на вопрос о судьбе процентных платежей по такого рода государственным заимствованиям.
Что касается российского долга европейским кредиторам, номинированного в долларах США, то введение евро само по себе не создает никаких оснований для его конвертации в новую валюту. Пересмотр соответствующих кредитных договоров возможен лишь в обычном порядке при наличии обоюдной заинтересованности сторон. При падении курса евро заинтересованность Российской Федерации в такого рода пересмотрах очевидна. Падение курса евро в равной степени определяет и незаинтересованность кредиторов, но курсовая конъюнктура переменчива. Эксперты ЕС ожидают повышения курса евро по отношению к доллару США в долгосрочной перспективе, которое неизбежно сведет на нет большую часть полученных от конвертации выгод. Поэтому вопрос о переводе части российского государственного долга из долларов США в евро не имеет пока практического значения.
Специфической частью российского внешнего долга является задолженность российских компаний и коммерческих банков, свыше 40% этой части долга составляют кредиты в немецких марках, которые уже переоформляются в евро.
В более сложном положении находятся российские хозяйствующие субъекты, чья задолженность образовалась преимущественно из коммерческих
долгов. В соответствии с Заявлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами" урегулированием этой части внешнего долга Российской Федерации должны заниматься Минфин России, Минэкономразвитие России и Внешэкономбанк. Соответствующие переговоры уже ведутся. ►
Введение единой европейской валюты приведет к пересмотру стратегии России в случае новых заимствований. Возможно, что в перспективе доля российских долларовых кредитов на рынке ссудного капитала сократится и, соответственно, увеличатся масштабы обращения евро. Возможности использования евро в кредитных операциях в настоящее время относительно невелики.
По мнению европейских аналитиков, евро по отношению к доллару США явно недооценен. По минимальным подсчетам, эта недооценка (в зависимости от используемой методики расчета) составляет 16%, а по максимальным - 43%. В 2002 году возможны значительные колебания курса евро по отношению к доллару США.
После введения евро произошли существенные изменения на фондовом рынке в ЕС. Имеет место устойчивый рост выпуска негосударственных ценных бумаг, которые традиционно были более популярны в США, чем в Европе. Рынок евро стал более ликвидным, спредо между ставками заимствований и кредитов стали ниже, чем ранее. Менеджеры международных фондов приступили к диверсификации своих портфелей облигаций и акций. Введение евро непосредственно затрагивает стратегические интересы России и меняет условия ее интеграции в мировую экономику. В целом последствия происходящих перемен благоприятны для нашей страны. Во всех областях валютных отношений и валютной политики открываются более широкие возможности для решения стоящих перед Россией внешнеэкономических задач.
В заключение следует подчеркнуть, что введение евро - это историческое событие, которое окажет положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в европейских странах, что, несомненно, окажет определенное позитивное влияние и на российскую экономику.