ЕАЭС: ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ПОСТУПЬ ИНТЕГРАЦИИ И.Г. Акопова, магистрант
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-1-18-22
Аннотация. В настоящее время ЕАЭС представляет собой развивающуюся экономическую систему с огромным экономическим потенциалом, значительной сферой геополитического влияния и реальными перспективами развития, важными для каждого из участников Сообщества. Однако, формирование ЕАЭС представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс встраивания в мировую экономическую систему в качестве равноправных участников регионального и всемирного экономического взаимодействия.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, региональное интеграционное объединение, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование.
В январе 2020 г. договору о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) исполнилось 5 лет. За прошедший период ЕАЭС прошел важный этап в своем становлении и развитии в достаточно сложных внешних условиях. Стремительно меняющаяся конъюнктура на мировых товарных рынках, формирование межрегиональных партнерств, замедление глобальной экономики и международной торговли, санкции, протекционистская политика и торговые войны - все эти факторы оказывали и продолжают оказывать влияние на развитие евразийской интеграции.
В настоящее время ЕАЭС находится лишь на начальном этапе своего развития, и для стран-участниц евразийская интеграция выступает, прежде всего, одним из способов укрепления национального экономического суверенитета.
В становлении евразийской интеграции можно выделить следующие этапы:
- I этап: зона свободной торговли (15 апреля 1994 г.). Соглашение о зоне свободной торговли было подписано президентами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.
- II этап: Евразийское экономическое сообщество (10 октября 2000 г.) В Сообщество вступили Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, в 2006
году к Сообществу присоединился Узбекистан.
- III этап: Таможенный союз (1 июля 2010 г.) Работа по формированию Таможенного союза началась в 1995 году. Беларусь, Казахстан и Россия подписали Соглашение о Таможенном союзе. Договор о Таможенном союзе был подписан Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном в 1999 году.
1 января 2010 года началось функционирование Таможенного союза, в рамках которого были установлены единый таможенный тариф и единая номенклатура внешнеэкономической деятельности. На базе Таможенного союза государства, подписавшие договор, перешли к формированию Единого экономического пространства.
- IV этап: Единое экономическое пространство (1 января 2012 г.) Декларация о евразийской экономической интеграции была подписана 18 ноября 2011 года президентами Беларуси, Казахстана и России.
- V этап: Евразийский экономический союз (1 января 2015 г.) Новый этап стартовал 1 января 2015 года, благодаря началу работы интеграционного объединения президентами Беларуси, Казахстана и России. Армения вступила в Союз в январе 2015 года, а Киргизия - в августе 2015 года [13, с. 102-111].
Евразийский экономический союз был создан в целях создания условий для раз-
вития экономик государств-членов и повышения жизненного уровня населения, а также стремится в своей деятельности к формированию единых рынков в рамках объединения, всесторонней модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик.
За последние пять лет в рамках ЕАЭС была либерализована торговля товарами между странами-участницами, введен единый таможенный тариф. Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу с января 2018 г. и позволил значительно сократить различия в национальных подходах регулирования этой сферы, а также автоматизировать и упростить таможенные процедуры [1, с. 44-51].
Важным достижением ЕАЭС является отсутствие барьеров для трансграничного перемещения рабочей силы: граждане Союза могут беспрепятственно вести трудовую деятельность в любом государстве данного объединения. В ЕАЭС также поставлена цель обеспечить свободу движения капитала и торговли услугами, где в настоящее время страны-участницы предоставляют субъектам других государств Союза национальный режим, а также режим наибольшего благоприятствования.
Дальнейшее развитие ЕАЭС видится в расширении сфер сотрудничества стран-членов. В этой связи обратим внимание на принятую в конце 2018 г. Декларацию о дальнейшем развитии евразийской экономической интеграции. В соответствии с ней в настоящее время Евразийской экономической комиссией совместно со странами-членами Союза подготовлен документ, который определит стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. Он будет
Запуск в 2015 г. ЕАЭС совпал с негативными тенденциями в российской экономике на фоне украинского кризиса и начавшегося санкционного противостояния России с Западом, что также отразилось на динамике внутрирегионального взаимодействия, а позитивные интеграционные эффекты носили весьма ограниченный характер.
В кризисный период 2014-2016 гг. наблюдался серьезный спад во взаимной торговле стран-участниц евразийской интеграции, что во многом было обусловлено падением мировых цен на топливно-сырьевые товары и, как следствие, снижением платежеспособного спроса в странах-участницах ЕАЭС [3, с. 181-185].
Масштабная девальвация российского рубля также оказала крайне негативное влияние на спрос РФ на импортные товары, произведенные, в частности, в других странах ЕАЭС.
Возобновление темпов роста взаимной торговли в рамках евразийской пятерки совпало по времени с начавшимся умеренным ростом российской экономики и наблюдалось в период 2017-2019 гг., что во многом являлось следствием низкой базы и восстановительного роста (табл. 1).
предусматривать расширение сфер евразийского интеграционного взаимодействия [6, с. 9-11].
ЕАЭС должен показывать высокие результаты в области экономического развития - основной цели создания Союза. Однако страны Союза не могут не отвечать на научно-технологические, геополитические, информационные и иные вызовы современного мира. Сегодня становится актуальной другая проблематика ЕАЭС, а именно: следует ли Союзу развиваться в
Таблица 1. Динамика взаимной торговли стран ЕАЭС
Страна Объемы взаимной торговли по годам, млн. долл. 2019 к 2014,%
2G14 2G15 2G16 2G17 2G18 2G19
Армения 323,9 256,2 393,9 571,G 688,6 76G,9 234,9
Беларусь 16179,1 11GG7,8 11384,8 13651,G 13932,2 14549,G 89,9
Казахстан 7155,1 512G,3 393G,2 5262,5 6G46,8 6317,2 88,3
Кыргызстан 637,6 41G,2 447,1 541,5 64G,6 621,1 97,4
Россия 36887,6 28821,2 268G4,3 34685,6 38953,4 38785,9 1G5,1
ЕАЭС 61183,3 45615,7 4296G,3 54711,6 6G261,5 61G34,1 99,8
По данным Евразийской экономической комиссии
существующей парадигме, заложенной Договором о ЕАЭС до 2025 г., либо необходимо внести в стратегию развития евразийской интеграции коррективы в соответствии с глобальными переменами?
Очевидным проявлением этапа становления нового миропорядка является обострение обстановки в мире.
В новых условиях необходимо, усиливая экономическое сотрудничество евразийских стран, одновременно серьезно задуматься о более тесной стыковке экономики с политикой, включая сферу безопасности.
Сегодня на экономику гораздо сильнее действуют политические факторы, а на политику - вопросы безопасности. Многие международные экономические меры, такие как, например, антироссийские санкции, имеют под собой внеэкономические причины [8, с. 67-73].
Политические и экономические элиты евразийских стран должны осознавать важность данного вектора развития региональной интеграции. При этом должны в полной мере учитываться и факторы внешней среды, и национальные интересы участвующих в евразийской интеграции стран. Данный переход мог бы восприниматься как перспектива развития евразийской интеграции, а не прикладная задача на завтрашний день.
Сегодня ЕАЭС находится на пороге нового этапа, требующего адекватных ответов на вызовы нового времени и усиления интеграционных скрепов на постсоветском пространстве. Такую эволюцию диктует внутренняя логика развития евразийской интеграции, потребность расширения ее спектра. Одновременно и внешние обстоятельства, связанные с формированием нового мирового порядка, требуют соответствующих изменений в стратегии развития Союза [14, с. 153-168].
Поэтому сегодня, говоря о ЕАЭС в его новом качестве, о Союзе, основанном на общих национальных интересах и ценностях стран-участниц, следует стремиться к вовлечению в интеграционную орбиту во-
просов евразийской стратегии, безопасности, идентичности, экономической и информационной политики на новом, более высоком уровне.
К настоящему времени евразийская интеграция прошла два основных этапа в своем развитии:
- первый (2010-2014 гг.) - функционирование трех стран (России, Беларуси и Казахстана) в формате ТС-ЕЭП, начало реализации принципа «четырех свобод» и попытки координации экономической политики между государствами-членами;
- второй (2015-2019 гг.) - запуск и расширение ЕАЭС до пяти участников, становление Союза как международной организации региональной экономической интеграции, заключение соглашений о зонах свободной торговли с третьими странами.
В среднесрочной перспективе предстоит пройти третий этап (2020-2024 гг.), который во многом станет определяющим для будущего данного объединения. При этом ЕАЭС потенциально способен как перейти к более конкурентоспособному объединению с более диверсифицированной экономикой и разнообразной системой внутрирегиональных связей, так и сохранить существующую преимущественно сырьевую направленность и слабую связанность экономик государств-членов.
В принятой в конце 2018 г. Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза ставится задача трансформации ЕАЭС в один из наиболее значимых центров мировой экономики путем повышения связанности государств-членов в торговой, инвестиционной, цифровой и социальной сферах, а также расширения взаимовыгодного сотрудничества с третьими странами в рамках «Большого Евразийского партнерства».
Однако развитие евразийской интеграции, вероятно, будет осуществляться в условиях продолжающейся глобальной и региональной неопределенности и турбулентности.
Библиографический список
1. Алексеев П.В., Звонова Е.А. Развитие концептуальной модели формирования общего финансового рынка государств-членов Евразийского экономического союза // Банковское право. - 2020. - №4. - С. 44-51.
2. Арабян М.С., Гильманова К.М. Цифровизация как приоритетный инструмент совершенствования таможенного администрирования на примере ЕАЭС // Таможенное дело. -2019. - № 4. - С. 17-21.
3. Асансеитова С.М. Современное состояние Евразийской экономической интеграции // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. - 2018. - № 1-1. - С. 181-185.
4. Блохина Т.К., Блохин К.В. Формирование единого финансового рынка ЕАЭС // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2018. - № 3 (44). - С. 75-83.
5. Гончаренко М.А., Хомякова Л.И. Евразийская интеграция: перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 4. - С. 103-110.
6. Ефимцева Т.В. Принцип свободы взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС как фактор формирования конкурентной среды // Конкурентное право. - 2019. -№4. - С. 9-11.
7. Звонова Е.А., Пищик В.Я. О концептуальных подходах к созданию общего финансового рынка государств-членов ЕАЭС // Финансы и кредит. - 2018. - Vol. 24. - № 1 (769).-С. 5-18.
8. Звонова Е.А., Пищик В.Я. Европейская финансовая интеграция: от рынка банковских услуг до союза рынков капитала // Банковское право. - 2020. - № 3. - С. 67-73.
9. Кротов М.И. Разрешение противоречий ЕАЭС - источник углубления евразийской интеграции в новой глобальной реальности // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. - 2018. - № 1-1.- С. 227-230.
10. Кулакова Е.В. Возможности и перспективы интеграции ЕАЭС в финансовой сфере // Мир новой экономики. - 2017. - № 2. - С. 38-45.
11. Лаптев Р.А. Анализ перспектив развития Евразийской экономической интеграции // Вестник евразийской науки. - 2018. - Vol. 10. - № 4.- С. 36.
12. Перепелица Д.Г. Проблемы и перспективы формирования финансовой инфраструктуры общего экономического пространства ЕАЭС // Федерализм. - 2018. - № 1. - С. 159172.
13. Пищик В.Я., Алексеев П.В. Формирование общего финансового рынка государств-членов ЕАЭС // Финансовый журнал. - 2017. - № 5 (39).- С. 102-111.
14. Слепак В.Ю., Пожилова Н.А. Финансирование инноваций в Европе и России: анализ лучших практик // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - № 7. - С. 153168.
15. Хабекиров М.А. Проблемы и перспективы евразийской экономической интеграции в финансовой сфере // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 1.- С. 79-83.
16. Хабекиров М.А. анализ перспектив повышения конкурентоспособности ЕАЭС в результате ежегодного наращивания объёмов общего финансового рынка // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 4. - С. 139-143.
EAEU: THE CONTRADICTORY PACE OF INTEGRATION I.G. Akopova, Graduate Student
Finance University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. Presently the Eurasian Economic Union is the developing economic system with enormous economic potential, considerable sphere of geopolitical influence and real prospects of development, important for each ofparticipants of Association. However, forming of the Eurasian Economic Union is a difficult enough and long process of building in the world economic system as equal in rights participants of regional and world economic co-operation.
Keywords: Strategic planning, regional integration association, economic and social development, the Eurasian Economic Union.