Научная статья на тему 'Е. Я. Бурлина "Атлантида советского искусства": классика и постнеклассика"'

Е. Я. Бурлина "Атлантида советского искусства": классика и постнеклассика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. Я. Бурлина "Атлантида советского искусства": классика и постнеклассика"»

Рецензия Review

вой убедительны и представляются стратегически важными. Статья может быть рекомендована для публикации в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью

Е.Я. Бурлина «Атлантида советского

искусства»: классика и постнеклассика»

От книги профессора Г.Г. Дадамяна «Атлантида советского искусства» к интернациональному проекту профессора Е.Я. Бурлиной

© 2018 Л.Б.Зубанова

Доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и социологии, директор Уральского института культурной политики и проектного менеджмента Челябинского государственного института культуры.

Культурология как новое научное направление отечественной гуманитаристики оказалось востребованным интеллектуальным ресурсом постсоветского пространства. Прошло всего около четверти века после создания общероссийского Совета по эстетике, который возглавил профессор А.Ф. Еремеев; чуть раньше вышли в свет вузовские учебники по эстетике М.С. Кагана; появились первые социологические опыты изучения художественной культуры, в том числе, первая книга по социологии музыки профессора В.С. Цукермана («Музыка и слушатель»). Сегодня сформировалась плотная институциональная связь научной и практической культурологии, закрепился своеобразный «мультифункциональ-ный резерв» использования культурологического знания: современные российские культурологи работают как в специализированных вузах художественной направленности (институты культуры, консерватории, театральные институты), так и в университетах различного профиля (кафедры культурологии имеются как на филологических, так и на естественнонаучных факультетах). Ре-номированных культурологов нередко можно встретить на административных постах профильных министерств и учреждений культуры (театров, музеев, библиотек, концертных организаций). Новое научное направление обосновалось в научных, образовательных и управленческих институтах и центрах.

Значительный сдвиг в подготовке культурологов высшей квалификации, был бы невозможен без научных школ, сформировавшихся за эти четверть века в разных городах и регионах России и объединивших культурологические сообщества. Упомянем вначале некоторые известные научные школы культурологии в нестоличных городах.

Научно-исследовательские инициативы «Центра российской провинции» Ярославля, возглавляемого профессором, заслуженным деятелем науки Т.С. Злотниковой перевернули представление о подходах и возможностях изучения российской провинции.

В Саранске открыт «Центр М.М. Бахтина», которым руководит профессор, заслуженный деятель науки Н.И. Воронина. Диссертационный совет, возглавляемый ею в течение многих лет, кардинально изменил кадровую политику в республике Мордовия и представления о культурном наследии края.

В Челябинске, на базе кафедры культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры, много лет работает диссертационный совет, созданный профессором В.С. Цукерманом - пионером исследований культурной среды регионов России. С 2017 года осуществляется работа специализированного подразделения ЧГИК - Уральского института культурной политики и проектного менеджмента.

Уникальные научно-творческие проекты по изучению городского пространства, темпоральная диагностика современной культуры в ракурсе интернациональных исследований - осуществлены под руководством профессора Е.Я. Бурлиной совместно с коллективом кафедры культурологии и философии Самарского государственного медицинского института.

Однако все пути в нашей стране ведут в Москву, где за прошедшие четверть века сложилось несколько научных школ мирового значения. В статье профессора Е.Я. Бурлиной «Атлантида советского искусства»: классика и постнеклассика (с.7-13) представлено фундаментальное исследование творчества профессора Г.Г. Дадамяна - руководителя одной из самых известных научных школ России, функционирующей на базе Российской академии театрального искусства (ГИТИС) и Высшей школы деятелей сценических искусств имени Г.Г. Дадамяна (ВШДСИ). Создатель этих научных и практических проектов был энциклопедистом: профессиональным экономистом и социологом культуры, создателем программ по подготовке российских продюсеров и директоров театров. К тому же, профессор Дадамян много лет

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018

читал курс, посвященный первым десятилетиям советского искусства. В статье Е.Я. Бурлиной анализируется его фундаментальная монография «Атлантида советского искусства», обосновывается ключевой вывод: на фундаменте богатейших материалов, посвященных уникальному периоду культуры 1920 - 1930-х гг., Дадамян создает новую методологию научного анализа. Анализируя его методологические положения в контексте современных культурологических теорий, Е.Я. Бур-лина подчеркивает необходимость продвижения книги Г.Г. Дадамяна на мировой подиум. Речь идет об одном из самых плодотворных и спорных периодов в русской культуре ХХ века: неслучайно, любой музей мира приобретает особый статус, располагая произведениями К. Малевича или М. Шагала; в любом университете записываются на курсы, посвященные творчеству М. Булгакова или Д. Шостаковича; современный театр до сих пор не может превзойти достижения В. Мейерхольда и М. Чехова.

Возвращаясь к тезису о влиятельности научных школ культурологии и об их востребованности в нашей стране, было бы целесообразно поддержать интернациональный проект «Атлантида советского искусства». Предпринятый в статье анализ убеждает в необходимости консолидации культурологических школ (интернационализации вузов), использовании интеллектуально-просветительских резервов отечественной культурологии, эффективном продвижении ее научного и практического опыта. Главное достижение состоявшихся научных школ культурологии и социологии культуры заключено в действенном потенциале реализации концептуальных идей и практических разработок в настоящем и будущем.

Рецензия на статью А.А. Кузнецова, И.В. Жданова, Е.В. Малышева «Формирование эстетически-комфортной среды образовательных организаций»

© 2018 О.Г. Иконописцева

Кандидат архитектуры, старший преподаватель кафедры архитектуры Оренбургского государственного университета

Статья преподавателей кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий» Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета А.А. Кузнецовой, И.В. Ждановой, Е.В. Малыше-

вой «Формирование эстетически-комфортной среды образовательных организаций» (с. 81 - 88) посвящена изучению приёмов оптимальных эстетических решений благоустройства территории детских образовательных и общеобразовательных организаций в стеснённых градостроительных ситуациях.

От анализа и обобщения проблемы в целом, до ограничений, которые регламентируются действующими нормативными документами, авторы переходят к рассмотрению ситуаций эстетических решений на примере зарубежных стран, где показаны возможные подходы к архитектурному проектированию. Авторы показывают, что использование современных методов и подходов проектирования в архитектуре способно изменить качество жизни человека в городской среде. Актуальность настоящего исследования заключается в необходимости поиска новых приемов и способов формирования эстетически комфортной, современной среды образовательных организаций дошкольного, начального и общего образования средствами архитектурного проектирования.

Авторы в своей работе дают подробное описание последовательных действий в рамках формирования способов и приемов для поиска современных форм благоустройства социально-значимых объектов. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности применения предложенных приемов в современном архитектурном проектировании.

Следует отметить, что в приведенных механизмах, определяющих адресную комплектацию благоустройства прилегающих участков образовательных организаций, имеется взаимосвязь между теоретическими и практическими способами проектирования зданий данного типа, что и представляет собой научную новизну рецензируемой статьи. Замечаний нет.

Вывод рецензента: Статья авторов А.А. Кузнецовой, И.В. Ждановой, Е.В. Малышевой «Формирование эстетически-комфортной среды образовательных организаций» рекомендуется к публикации в научном журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.