А. Л. Свенцицкий
Е. С. кузьмин — защитник отечества, ученый и организатор науки
(к 90-летию профессора е. с. кузьмина)
Начало биографии Евгения Сергеевича Кузьмина было типичным для советских людей его поколения. Он родился 11 октября 1923 г. вблизи г. Луга Ленинградской области в крестьянской семье. Потом были учёба в школе и после окончания седьмого класса, еще до шестнадцати лет, поступление в Военно-пехотное училище имени С. М. Кирова.
Евгений Сергеевич с раннего детства мечтал стать настоящим военным, на всю жизнь, но в училище принимали только с семнадцати лет, поэтому при поступлении он приписал себе еще два года. А выглядел он, действительно, на все семнадцать: высокий, статный, крепкий физически, волейболист и лыжник, неоднократный победитель в соревнованиях по гребле. Когда же, уже во время учебы, руководству училища раскрылась правда о возрасте юного Евгения, то старательного курсанта и хорошего спортсмена решили не отчислять — по всему было видно, что из него получится настоящий военный. Да и взрослели молодые люди в ту пору гораздо быстрее, чем сейчас.
В училище Евгений хорошо освоил вождение мотоцикла и автомобиля, поскольку был уверен, что моторизованная пехота — это главная сила армии. Он продолжал заниматься спортом и стал чемпионом военного округа по лыжам на самой длинной дистанции. В училище увлекался и шахматами. Проигрывать не любил. В местных турнирах всегда бывал в числе призёров. Обнаружился и еще один яркий талант курсанта — красивый голос (баритон) и абсолютный слух. При хорошей памяти на стихи он стал запевалой, знающим все песни от начала до конца, а петь любил. И учился отлично.
Прошел год, другой... И вот детская мечта осуществилась: 21 июня 1941 г. он окончил военное училище. А на следующий день началась война. С самого начала Великой Отечественной войны молодой лейтенант Е. С. Кузьмин командует взводом дивизионной разведки Северо-Западного фронта. Все бойцы — бывшие рабочие, по возрасту значительно старше своего командира, которому лишь в октябре исполняется 18 лет. А ему нужно быстро принимать решения, вести людей за собой, отвечать за них. Иначе говоря, быть авторитетом. Всегда помня об этом, молодой командир не курил, не выпивал ни глотка водки, отдавая другим свой табачно-водочный паёк.
Пригодились на фронте и физическая сила, и выносливость, и спортивные навыки, и практический ум Е. С. Кузьмина. С июня по октябрь 1941 г. он вместе со своими бойцами захватил и доставил в штаб дивизии живыми 36 немецких военных, «языков» — так их тогда называли. В полной мере проявились здесь и такие черты личности молодого командира, как выдержка, самообладание, решительность, ответственность и чувство долга. Все, кто знал Е. С. Кузьмина, считали, что он был «прирожденным военным».
Но, говорят, «на войне как на войне». В любой день и в любой час война может круто изменить жизнь человека. В октябре 1941 г. в боях под Старой Руссой Е. С. Кузь-
© А. Л. Свенцицкий, 2011
мин вместе со своим взводом разведчиков выводил полк из окружения. Разведка всегда впереди, и её командир тоже. При разминировании местности, в поисках безопасного для остальных пути он выводил людей по узкой полосе земли, но сам наступил на мину и лишился ступни ноги. Много километров выносили на руках однополчане его из окружения. «Ах, война, что ты сделала, подлая.» — написал годы спустя бывший солдат-фронтовик Б. Окуджава. Е. С. Кузьмину пришлось оставить мечты и о военной карьере, и о спортивных успехах. Надо было начинать новую жизнь.
В госпитале время шло медленно, и многое успел передумать недавний фронтовик, а теперь инвалид Великой Отечественной войны. Волевая натура не позволяла ему раскиснуть и сдаться. Да и молодость — великая сила. Конечно, надо было учиться. Учиться дальше. Получать высшее образование. Иного пути нет. Но помехой было то, что военно-пехотные училища того времени не давали среднего образования. Еще лёжа в Томском госпитале, Е. С. Кузьмин взялся за школьные учебники, сдал все экзамены и получил аттестат об окончании средней общеобразовательной школы. И всё-таки ему хотелось остаться в армии, даже просился снова на фронт (была обида на судьбу: так мало воевал.). Конечно, его не пустили, но назначили начальником одной из частей военкомата в небольшом городе Горьковской (ныне Нижегородской) области. Задача Е. С. Кузьмина состояла в подготовке женщин-снайперов для фронта. После снятия блокады Ленинграда он демобилизовался, чтобы возвратиться в город, который за время учёбы уже начал считать своим.
Перед Е. С. Кузьминым стоял широкий выбор традиционных специальностей, но он пошёл, как некогда ходил в разведку, непроторенным путём и поступил на только что открывшееся в 1944 г. отделение психологии философского факультета Ленинградского университета. Интерес к духовной жизни человека у Е. С. Кузьмина был всегда. Теперь же, обратившись к изучению психологии, он ни разу не усомнился в правильности своего выбора. Конечно, было нелегко, особенно по сравнению со вчерашними выпускниками школ, сидевшими рядом на студенческой скамье. С ещё большим упорством, чем в юности, Е. С. Кузьмин занимался учебой, а товарищам по группе твердил: «Я буду доктором наук!» Многие из них сомневались, но время показало, кто был прав.
Огромное значение для студента Е. С. Кузьмина имело общение с организатором отделения психологии и заведующим кафедрой профессором Б. Г. Ананьевым. Именно он разглядел силу характера и большой творческий потенциал недавнего фронтовика, став научным руководителем его дипломной работы, а затем и кандидатской диссертации. Студент Е. С. Кузьмин старался не терять времени и уже на третьем курсе работал учителем психологии в девятом классе одной из ленинградских школ. В своей дипломной работе он широко использовал материалы анализа сочинений учащихся, пытаясь выяснить, как повлияли его уроки по психологии на сознание этих юношей и девушек, их мотивы и мировоззрение. В возрасте 26 лет Е. С. Кузьмин защищает дипломную работу с оценкой «отлично» и получает рекомендацию в аспирантуру.
И снова учёба, экзамены (теперь уже кандидатские), ночи за книгами и рукописями. Научный руководитель Е. С. Кузьмина академик АПН РСФСР Б. Г. Ананьев предоставил аспиранту возможность самому сформулировать тему диссертации, полагая, что учёный (даже молодой) должен проявить самостоятельность и независимость своих суждений. Начинающий аспирант поставил перед собой непростую задачу. Он обратился к проблеме сознания — самому загадочному явлению человеческой психики. А тему диссертации сформулировал так: «Вопросы сознания в свете трудов И. В. Ста-
лина». Была осень 1949 г., и название диссертации вполне соответствовало духу времени.
Менее чем за три года, отведенные для учёбы в аспирантуре, диссертация Е. С. Кузьмина была готова и получила высокую оценку со стороны научного руководителя. Работа ученого представляла собой не компиляцию, не сборник цитат, как нередко бывало в подобных случаях. Это действительно было серьезное исследование с самостоятельными взглядами, в том числе критическими, по поводу понимания сознания в советской психологической литературе. Отдельные положения диссертации были явно дискуссионными, и автор даже не пытался прикрываться цитатами из сталинских работ. Е. С. Кузьмин защитил диссертацию 27 октября 1952 г., а 5 марта 1953 г. И. В. Сталин умер. Диссертация в это время проходила по различным инстанциям ВАКа и в итоге получила отрицательный отзыв. Вызванный туда Е. С. Кузьмин сумел отстоять свои положения, и ему была присуждена степень кандидата педагогических наук (по психологии). Скажу для молодого читателя, что в ту пору, вплоть до начала 1970-х годов, в официально признанной номенклатуре наук в СССР не существовало наук психологических.
И вот новый этап жизни Е. С. Кузьмина. Ему поручено разработать и читать курс истории психологии. Задача была неимоверной трудности. До тех пор этот курс читали четыре профессора (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Г. С. Рогинский, А. В. Ярмоленко) и один аспирант (Л. М. Веккер). Каждый из них читал только те разделы истории психологии, в которых был наиболее компетентен. Молодому преподавателю предстояло заменить их всех. Только он и его близкие знали, сколько бессонных ночей было проведено за трудами мыслителей и исследователей минувших эпох. Как бывший студент отделения психологии, прослушавший этот курс лекций Е. С. Кузьмина в 1958 г., могу заявить, что он был одним из самых интересных для нас и по содержанию, и по форме. Ещё бы! На протяжении нескольких месяцев перед нами, студентами, проходила яркая картина возникновения, развития, порой опровержения одних психологических теорий, процветания и распространения других, загадочность третьих.
Много лет спустя, уже в 1970-е годы, один мой аспирант, вспоминая курс истории психологии, сказал: «Кузьмин нас всех просто поражал своей эрудицией». «И нас тоже», — может добавить автор этих строк.
К слову, нельзя не вспомнить и о том, как Е. С. Кузьмин принимал экзамены. Он не любил обращаться к экзаменационным билетам (может быть, их и не было?), а задавал чёткие и ясные вопросы, требуя таких же ответов — кратких, но точных. Незнание обнаруживалось быстро, знание — тоже. Вспоминаю, что по истории психологии я получил четверку и был необыкновенно рад. Пятерка доставалась лишь отдельным счастливчикам.
Зато автору этих строк очень повезло в другом. Более тесные мои контакты с Е. С. Кузьминым начались в 1962 г., когда он принял меня на работу лаборантом в только что открывшуюся лабораторию социальной психологии.
Интерес к социальной психологии возник у Евгения Сергеевича давно, еще в годы работы над кандидатской диссертацией. Изучая психологическую литературу, наблюдая и за учащимися в школе, и за своими коллегами, и за незнакомыми людьми, он задумывался над многими вопросами. Как широкая социальная среда влияет на сознание и поведение человека? Каково воздействие ближайшего окружения? Какую роль играют авторитетные люди? Каковы возможности различных техник внушения
и гипноза? Всё это — вопросы социально-психологические. А попробовать ответить на такие вопросы можно, лишь занимаясь социальной психологией постоянно, всерьёз и на строго научной основе. Обо всём этом размышлял Е. С. Кузьмин на рубеже 1950-1960 годов — тогда, когда большинство маститых советских психологов называло социальную психологию «буржуазной лженаукой».
Немало усилий было приложено академиком Б. Г. Ананьевым и доцентом Е. С. Кузьминым для преодоления косности и бюрократизма советских чиновников от науки и открытия первой в стране лаборатории социальной психологии в 1962 г. Тогда в одной из своих статей Е. С. Кузьмин писал о том, что в стране «накоплен богатейший практический опыт по формированию разнообразных коллективов и личности.», который «ещё совершенно недостаточно проанализирован и изучен советскими психологами и педагогами». Поэтому, заключал он: «.в настоящее время особенно актуален вопрос о выделении социальной психологии в качестве самостоятельной области науки, так как рамки общей психологии стали уже тесными для изучения этого многообразного и перспективного социального опыта» [1].
Итак, в сентябре 1962 г. на отделении психологии философского факультета Ленинградского университета открылась лаборатория социальной психологии, получившая лишь одну ставку — лаборанта. Предполагалось, что остальные сотрудники должны были работать на основе хозяйственных договоров с промышленными предприятиями. Никакого помещения, даже маленькой комнатушки, для новой лаборатории не нашлось. Так начиналось возрождение отечественной социальной психологии. В те годы первой задачей лаборатории была разработка методов социально-психологического исследования и эмпирическое изучение взаимоотншений в производственных коллективах под руководством Е. С. Кузьмина.
В 1963 г. в Ленинграде состоялся второй съезд Общества психологов СССР, на котором впервые была выделена специальная секция, посвящённая вопросам социальной психологии. Активное участие в её работе приняли начинающие социальные психологи нашего университета, с большим докладом о необходимости разработки теории и её прикладного применения в практике социальной психологии выступил Е. С. Кузьмин.
Заметное расширение тематики социально-психологических работ произошло в 1965 г., когда в Ленинградском университете был создан Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ). Лаборатория социальной психологии полностью вошла в состав этого института. Продолжались исследования различных проблем деятельности производственных коллективов, в том числе влияния особенностей взаимоотношений между работниками на эффективность работы, влияния личности мастера на трудовое поведение членов бригады, факторов психологической совместимости людей в малых группах и т. д.
Данные, полученные под руководством Е. С. Кузьмина, были представлены в его монографии «Основы социальной психологии», изданной Ленинградским университетом в 1967 г. В этой книге давалась подробная характеристика состояния социальной психологии в СССР и за рубежом на тот период времени, была предпринята успешная попытка определения предмета, структуры и места социальной психологии в системе наук, впервые сравнительно подробно излагался материал о методике и технике социально-психологических исследований. И самое главное: монография содержала не умозрительные рассуждения о методологии «марксистской социальной психологии»
и её «превосходстве» над западными теоретическими построениями (чего уже было немало в работах коллег), а богатство эмпирического материала, полученного на основе «конкретных» (термин того времени) исследований на ленинградских заводах и фабриках. Заметим к слову, что при этом Е. С. Кузьмин обошёл стороной «руководящие» постановления партии и правительства, не упомянув ни одного из них, чего боялись себе позволить тогда многие его коллеги. В данной работе всё, как говорится, было по делу. Вскоре после выхода в свет монографии Е. С. Кузьмина состоялась защита его докторской диссертации. Был октябрь 1967 г.
Еще одним важным этапом развития социально-психологической науки, осуществлявшимся при активном участии Е. С. Кузьмина, была организация в нашем университете в 1966 г. факультета психологии, возникшего на базе отделения психологии философского факультета. В том же году открывается для студентов-психологов и специализация по социальной психологии. Кроме Е. С. Кузьмина, читавшего общий курс социальной психологии для всех студентов, в преподавательскую работу активно включился ряд сотрудников лаборатории социальной психологии. Была очевидна необходимость дальнейшего организационного оформления социальной психологии на факультете. Наконец, в 1968 г. была создана кафедра социальной психологии, заведующим которой стал, конечно же, Е. С. Кузьмин. Заметим, что в Московском государственном университете подобная кафедра открылась позднее, лишь в 1972 г.
Возглавляемые профессором Е. С. Кузьминым кафедра и лаборатория представляли собой, по существу, единый организм. Преподаватели кафедры проводили исследования совместно с сотрудниками лаборатории, а те, в свою очередь, читали лекции студентам и руководили их научной работой. Такой взаимосвязи способстовало и то, что сотрудники кафедры и лаборатории находились вместе, в одних и тех же помещениях, работая действительно бок о бок (факультет психологии ЛГУ и НИИКСИ находились в одном здании на ул. Красной, ныне Галерной, 60 с 1966 по 1976 г.).
Со второй половины 1960-х годов сотрудники лаборатории и кафедры под руководством Е. С. Кузьмина включаются в очередную комплексную работу по социальному планированию на промышленных предприятиях. Основная идея социального планирования состояла в научном регулировании социальной жизни трудового коллектива. С этой целью на ряде предприятий Ленинграда (объединения «Электроаппарат», им. Козицкого, «Светлана»), а затем и других городов проводились исследования различных аспектов социально-психологических отношений в трудовых коллективах. Итогом данных работ стали не только конкретные предложения по совершенствованию взаимоотношений в трудовых коллективах, но и соответствующие методические рекомендации по разработке плана социального развития коллектива предприятия. Эти рекомендации впервые были опубликованы в 1970 г. и впоследствии, с исправлениями и дополнениями, выдержали ещё три издания. Их перевели также на чешский язык и опубликовали в Праге. В состав редакционной коллегии данного труда постоянно входил Е. С. Кузьмин. Разработки социальных психологов по социальному планированию дважды экспонировались на ВДНХ СССР: в 1969 и 1970 г.
Конечно, с высоты сегодняшнего дня нельзя не отметить многих элементов кампанейщины в инициированном советской властью движении по составлению планов социального развития самых различных предприятий и организаций, а затем городов, районов и областей. Тогда руководители различных рангов спешили отчитаться перед вышестоящими партийными органами о том, что у них, мол, есть план социального
развития. В гораздо меньшей степени их волновало то, насколько он являлся «научным». Но разве не нужны были на самом деле проводимые социальными психологами исследования взаимоотношений в коллективах, адаптации новичков на предприятии, отношения к труду и других «вечных» проблем любой социальной организации? Предлагаемые учёными рекомендации действительно помогали людям успешнее работать и лучше чувствовать себя в коллективе.
Заметным событием стал выход в свет коллективной монографии «Социальная психология» под редакцией Е. С. Кузьмина и его ученика В. Е. Семёнова в 1979 г. Здесь были представлены первые итоги деятельности сотрудников кафедры и лаборатории. Рассматривались методологические и теоретические проблемы современной психологии как науки, а также данные собственных исследовательских работ. Существенное внимание уделялось здесь различным социально-психологическим явлениям, которые были в ту пору предметом научных дискуссий. При этом Е. С. Кузьмин отмечал, что «при всём разнообразии социально-психологических явлений основным источником их возникновения является сфера общения между людьми. Так, восприятие и понимание людьми друг друга происходит через общение. Все средства и способы коммуникации (речь, выразительные движения и др.) обязаны своим происхождением общению. Подражание, внушение, усвоение привычек, обрядов, традиций невозможны без общения. Следовательно, основой и источником всех социально-психологических явлений оказывается процесс общения между людьми» [2, с. 49]. Один из важных выводов состоял в том, что «острая потребность в социальной психологии как науке и возникает из необходимости изучения непосредственных, психологических способов, форм средств общения между людьми» [3, с. 50].
Среди широкого круга социально-психологических проблем, которыми занимался Е. С. Кузьмин, значительное место отводилось формированию личности современного человека. В своих трудах он неоднократно обращался к рассмотрению вопросов поведения личности на работе, дома и в кругу друзей, воздействия на это поведение целенаправленным и формирующим образом, роли общения и взаимоотношений с окружающими людьми, их влияния на жизненные «программы» личности, её ориентации и мировоззрение в целом.
Говоря о коррекции поведения личности, Е. С. Кузьмин вводил с целью лучшего понимания своих идей «образ воронки», предлагая его в качестве соответствующей модели [3]. При этом на первом этапе такой коррекции главное внимание отводится сфере познания личности. Следующий уровень воздействия даётся труднее — это «проникновение» в эмоциональную сферу личности, позволяющее связать знания с её чувствами, переживаниями. Особенно трудна для «проникновения», как заключал Е. С. Кузьмин, самая узкая часть «воронки» — человеческие дела и поступки. Бесспорно, нелегко побудить любого из нас к определенным действиям. Но трудности и специфика работы с людьми заключаются в том, что на практике каждый человек входит в состав ряда социальных групп, малых и больших. Отсюда следует, что в своих попытках воздействия на отдельного человека мы не можем не учитывать этих постоянных групповых влияний, как осознаваемых данным человеком, так и не осознаваемых. Все это хорошо понимал и учитывал в своих теоретических поисках и практических разработках Е. С. Кузьмин.
Характерной чертой научной деятельности сотрудников кафедры и лаборатории социальной психологии Ленинградского университета была её прикладная направлен-
ность. Многие исследовательские работы проводились по хоздоговорам с предприятиями Ленинграда и других городов страны. Итогом таких работ были конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности трудовых коллективов. Немало из этих рекомендаций внедрялось в практику.
Не забывал Е. С. Кузьмин и о заботах, трудностях и радостях, сопровождавших освоение им курса истории психологии, о годах его преподавания. Хотя много лет спустя он подготовил себе преемника для чтения этого лекционного курса — ассистента кафедры педагогической психологии В. А. Якунина (ныне профессора и заведующего данной кафедрой), но мысль изложить на бумаге своё видение развития психологической науки не оставляла его. А тут выяснилось, что В. А. Якунин, будучи хорошим студентом, подробно записывал все лекции Е. С. Кузьмина. Так, благодаря В. А. Якунину и совместно с ним лекции по истории психологии были подготовлены к печати и опубликованы. А в то время никаких учебников по истории психологии ещё не было.
Велико научное наследие Е. С. Кузьмина. Прежде всего, это более 150 статей по актуальным (для своего времени) проблемам истории, методологии, теории и практики социальной психологии, опубликованных в различных психологических журналах и сборниках научных трудов. Кроме указанных выше работ, заслуживают упоминания также вышедшие в научной серии «Экспериментальная и прикладная психология» под редакцией Е. С. Кузьмина сборники «Социальная психология и социальное планирование» (Л., 1973), «Социальная психология личности» (Л., 1974), «Психология личности и малых групп» (Вып. 8. Л., 1977), «Психология — производству и воспитанию» (Л., 1977), «Психологическое обеспечение социального развития человека» (Вып. 13., Л., 1980). Под редакцией Е. С. Кузьмина вышли коллективные монографии «Методы социальной психологии» (соредактор В. Е. Семёнов, Л., 1967), «Промышленная социальная психология» (соредактор А. Л. Свенцицкий, Л., 1982), «Актуальные проблемы социальной психологии» (Л., 1987). В серии научно-популярной литературы под редакцией Е. С. Кузьмина и с его авторством вышли книги «Руководитель и коллектив» (Л., 1974), «Труд, контакты, эмоции» (Л., 1980), «Психология в управлении» (Л., 1983), «Авторитет дисциплины» (Л., 1985).
В результате научной, педагогической и организационной деятельности Е. С. Кузьмина были созданы не только первая в стране кафедра социальной психологии, но и ленинградская (петербургская) школа социальной психологии, ориентированная на гармоничное сочетание психологической теории и практики в разработке проблем познания, общения и трудовой деятельности. Его ученики продолжают начинания своего учителя в педагогической и научной деятельности. В настоящее время кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского университета является крупнейшим на Северо-Западе России центром подготовки социальных психологов высшей квалификации в рамках магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Более 250 выпускников кафедры стали кандидатами наук и около 20 — докторами.
Евгения Сергеевича нет с нами уже 18 лет, но образ его всегда жив в памяти тех, кто работал и общался с ним. Высокий рост, богатырское телосложение, сильный голос, которым он хорошо владел, — таким он представал перед людьми. Несмотря на внешнюю неприступность и суровость, он был добр, отзывчив и прямодушен.
Нельзя было не удивиться прекрасному здравому смыслу и необычайной интуиции Евгения Сергеевича — и это проявлялось во всем. Возьмем, например, выбор темы для аспиранта. «Ты в газете, говоришь, работал? Вот и пиши о методе интервью.» —
сказал он автору этих строк, тогда начинающему аспиранту. А Виктору Бойко, который прежде работал на радио, Евгений Сергеевич предложил тему по массовым коммуникациям. И всегда попадал в точку. И одна, и другая диссертации стали первыми в стране по данной проблематике.
Цельность натуры — вот, пожалуй, главное, что было свойственно Евгению Сергеевичу. Он не любил полутонов, недоговоренностей, каких-либо недомолвок. Если хвалил за что-то, порой становилось даже неудобно: ты чувствовал, что явно получаешь больше, чем следует. Если бывал на тебя сердит (не без объективной причины), это тоже чувствовалось сразу. Благодаря своей интуиции, он быстро распознавал и интригана, и халтурщика от науки, и просто добросовестного недотепу, воздавая должное каждому. Именно поэтому его кто-то мог считать неуравновешенным, кто-то — грубым, кто-то — несправедливым. Но сколько раз автор этих строк убеждался в том, как бывал прав его Учитель в своих оценках тех или иных конкретных людей.
Евгений Сергеевич относился к той редко встречающейся породе людей, которые, появившись где-либо, заполняют собой все пространство вокруг, оказываясь в центре внимания. Он любил праздники, веселые застолья, мог рассказать занятную байку, посмеяться со всеми, спеть задушевную песню. А уж его чувство юмора, меткость слова были неповторимы.
Последние годы жизни человека пожилого редко бывают окрашены большими радостями. Евгению Сергеевичу пришлось покинуть пост заведующего кафедрой в связи с возрастным цензом (был в советское время такой закон). Он оставил кафедру и в прямом смысле, перебравшись в другое факультетское помещение на другом этаже. После этого он старался не заходить на кафедру. Он привык быть лидером и не мог сжиться ни с какой другой ролью.
Как-то в начале 1990-х годов, встретив своего Учителя в факультетском коридоре, куда-то торопясь, я задал ему дежурный вопрос о самочувствии. Он грустно усмехнулся: «Советский Союз разваливается, и я разваливаюсь.». Евгений Сергеевич медленно уходил по коридору, прихрамывая, как обычно опираясь на свою палку, а я, забыв что куда-то спешил, смотрел ему вслед, еще не зная, что совсем скоро он уйдет навсегда.
Р. Б. Автор благодарит члена-корреспондента РАО Н. В. Кузьмину за предоставленные автору материалы о биографии Е. С. Кузьмина.
Яитература
1. Кузьмин Е. С. К вопросу о социальной психологии // Проблемы общей и индустриальной психологии: сб. ст. / отв. ред. Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. С. 141155.
2. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 288 с.
3. Кузьмин Е. С. Вопросы социальной психология руководства // Психология — производству и воспитанию. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. С. 3-12.
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.