Научная статья на тему 'Э. МЭГРЕ три наследства Мишеля де Серто'

Э. МЭГРЕ три наследства Мишеля де Серто Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
67
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы —

Maigre E. Les Trois heritages de Michel de Certeau. Un projet eclate d analyse de la modernite// Annales: histoire, sciences socials. P., 2000. N3. P. 511-549. Автор реферата А.Б.Каплан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Э. МЭГРЕ три наследства Мишеля де Серто»

Э. МЭГРЕ* ТРИ НАСЛЕДСТВА МИШЕЛЯ ДЕ СЕРТО Проект как следствие анализа современности

Статья представляет анализ творческого наследия известного французского культуролога, историка, философа Мишеля де Серто, который скончался в 1986 г. Эрик Мэгре отмечает, что труды М.де Серто получают международное признание только в наше время. Его творчество стало заметным вкладом в развитие многих гуманитарных наук: культурологии, религиозной философии, истории, языкознания и т.д. Подобное многообразие научных интересов М.деСерто свидетельству -ют о значении его исследований и одновременно создает трудности в изучении его творческого наследства. На первый взгляд трудно сочетать фундаментальные труды по истории ордена иезуитов и исследования по современной массовой культуре, изучение средневековой мистики и проблем современного языкознания. Но близкое знакомство с работами М.де Серто даёт возможность понять, что они подчинены двум целям: исследовать процесс развития мировой культуры в целом и определить рамки этого исследования. До сих пор существует мнение о возможности объективной работы с историческим источником. Этот бессознательный позитивизм не учитывает сложной взаимосвязи между личностью исследователя и источником. Ученый должен обладать умением рационализировать свои бессознательные симпатии и антипатии.

Это качество М.деСерто продемонстрировал в своих многочисленных работах, посвященных мистике средневековья и ведовским процессам XVII в. Он тонко чувствовал интонацию источника, слыша многоголосие его составителей.

Именно М.деСерто, изучая крестьянские наказы предреволюционной эпохи конца XVIII в., показал, как неподвижная крестьянская

* Maigre E. Les Trois heritages de Michel de Certeau. Un projet eclate d analyse de la modernite// Annales: histoire, sciences socials. - P., 2000. - N3. - P. 511-549.

культура и связанный с ней крестьянский диалект препарирует этноцентрической культурой элиты в процессе создания наказов. Но мало установить факт искажения определенного слоя информации, необходимо «эксгумировать» этот слой в его первозданности.

Методология М.де Серто при его жизни не получила полного признания, в то время еще сильны были традиции структурализма и количественных методов. Однако в начале 90-х годов под влиянием Доминика Жюллиа и Жака Ревеля его труды стали вызывать все больший интерес у историков и культурологов. Тем более, что проблема сложной взаимосвязи факта и формы его выражения интересовала таких известных ученых как Поль Рикёр, Поль Вейн. Одним из почитателей и продолжателей исследований М.де Серто является известный историк культуры Роже Шартье.

Наиболее фундаментальным трудом М.де Серто является сборник его теоретических статей по истории культуры «Творческий почерк истории». Э.Мэгре подчеркивает, что, хотя М.де Серто был далек от структурализма, его творчество испытало влияние Мишеля Фуко, особенно таких его книг как «История Безумия» и «Археологии знания». Фуко и М.де Серто сближало понимание сложности восприятия исторического факта. Но Фуко смотрел на процесс исторического познания сквозь призму своей «теории эпистем», своеобразных парадигм мышления, свойственных определенной исторической эпохе... Методология М.де Серто зиждится на менее абстрактной терминологии, более гибкой и более удобной. Э.Мэгре сводит методологическую концепцию М.де Серто к трем основным положениям: 1) «Процессы переходных периодов и типы развивающихся явлений, скрыты в недрах любой системы, например, религиозной. 2) Предельно возможное соединение принципов, рожденных практикой и теорией, которая формируется философией. 3) Установление взаимосвязи между системами (их существование может быть длительным или предельно которотким), но системами сосуществующими и несводимыми друг к другу» (с. 518). Заимствуя ряд терминов у структуралистов, М.де Серто придает им другое смысловое значение. Например термины «конфигурация», «взаимосвязь между системами» в его текстах более осязаемы, поскольку пронизаны живой историей, с присущими последней загадками и противоречиями. История и, в частности, история культуры не сможет быть понята без помощи таких наук, как антропология веры и антропология труда.

Антропология веры пронизывает многие работы М. де Серто. Мегрэ отмечает, что специального исследования, посвященного этой

дисциплине, М.де Серто не успел создать, но многие его труды по проблемам взаимосвязи культуры и церкви, ослабления церковного влияния позволяют приблизиться к пониманию сущности веры.

М. де Серто изучает феномен веры в историческом развитии, рассматривая процессы, наблюдаемые в религии XVII в. во Франции. Переход от религиозной морали к экономической и политической этике в это время привел к концу монополии религиозного мировоззрения. М.де Серто выделяет три потока умонастроения того времени: 1) Равнодушие, граничащее с атеизмом. 2) Предельно возможное соединение принципов, рожденных практикой и теорией, которая формируется философией. 3) Мистика-религия одухотворенных одиночек, вольно или невольно выходящих за пределы богословской ортодоксии. М.де Серто уделял большое внимание в своих трудах мистике. На протяжении ряда веков (с XII по XVIII в.) существовали сложные взаимоотношения между мистическим менталитетом и догматической теологией. Именно обмирщение массовой религии стимулировало мистику одиночек. В настоящее время психоанализ может объяснить всю сложность мистического языка, который обладал способностью разрушать богословский формализм. Единство веры к началу XVIII в. было порушено в западном мире. В следующие два века религия все меньше влияла на духовный мир миллионов людей, ее место стала занимать политика, а затем зрелища.

Но вера не может исчезнуть. Задача антропологии найти в современной жизни новые проявления веры прежде всего в протесте против бюрократической формализации мира. Следует осознать новое понимание таких великих слов, как «знание» и «вера», - считал М.де Серто. Он принадлежит к тому типу религиозных деятелей, которые считают, что такие явления как вера и мистические озарения, должны подвергаться научному исследованию. Этот тезис вызывает глухое сопротивление католических кругов, особенно в Италии.

Глубокое знание М.де Серто религиозных настроений прошлого позволило ученому увидеть в массовой культуре ХХ в. динамику, непонятную многим культурологам. Он прослеживает не только новые формы поведения, но и фундаментальный разрыв между детерминистическим мышлением людей, которые зависят от определенных структур, и отчужденным мышлением, на которое давят определенные структуры.

Изучая культуру повседневности, М.де Серто использует достижения предшествующих научных направлений: марксизма, структурализма, ряда социологических школ. Используя обширный опросный

материал, ученый применяет анализ с использованием методов семиотики и исторической психологии. В изучении «масс-медиа» не будет никакого эффекта, если не учитывать традиции и образ жизни телезрителей, конкретный анализ реакции отдельных этнических и социальных групп, динамику традиции.

Повседневное поглощение «информационной каши» порождает хаотическое внутренне-противоречивое мировоззрение, в котором бессознательное играет большую роль. Резюмируя результаты исследований ряда психологов, изучающих последствия влияния массовой культуры, Серто приходит к выводу о притуплении чувств современного потребителя информации и странного сочетания в нём терпимости и повышенного интереса к жестокости. Вместе с тем Серто искал в «культуре повседневности» нечто живое, одухотворенное. Он обратил внимание на то, что в повседневной жизни люди оказывают сопротивление стандартному потоку информации, о чем свидетельствует, например, рост числа телевизионных каналов.

М. де Серто утверждал, что в процессе познания необходимо мистическое отношение к предмету познания: ощущение раскрытия Богом непознанной тайны. Последнее и относится к изучению «культуры повседневности», к изучению малозаметного поведения большинства. При исследовании «культуры повседневности» необходимы микропсихологический, микро-социологический анализ и интуиция. Следует изучать не только поступки, но и многочисленные утопические проекты будущего обычных людей, которые, как доказала история, также могут влиять на общественные перемены. М. де Серто выступал против высокомерного элитарного концептуализма, в известной мере свойственного современной науке о человеке. Гуманизм, мало свойственный «бесстрастной науке», пронизывает все его произведения.

Он стремился понять процессы повседневного поведения простого народа и постоянно меняющиеся представления о мире в его среде не только как ученый, но и как религиозный деятель (член ордена иезуитов). Изменения, происходящие в культуре повседневного, очень мало заметны, но играют большую роль в жизни каждой страны. Эти изменения можно свести к трем основным элементам: 1) реакция на действия правящей элиты, 2) изменения образа жизни и ментальности разных слоев населения, 3) эволюция религии. М.де Серто считал, что в эпоху бытовой дехристианизации религия не умирает, а принимает другие формы. Очень трудно учитывать быстро рождающиеся и умирающие мифы в народной культуре, но без знания их невозможно проследить действительные изменения в массовом сознании. В иерархии

ценностей современная «культура повседневности» не должна уже занимать ранее отведенную ей низкую ступень. Элитарная культура часто автоматически внедряется в массовое сознание без учета реакции этого сознания.

Э.Мэгре отмечает, что во Франции процесс изучения «культуры повседневности» получил свое начало под влиянием историко-культурных исследований М.де Серто, Р.Шартье, Д.Жуллиа и др. В США после 1986 г. усиливается интерес к методике изучения «культуры повседневности» М.де Серто. В 90-е годы в мире происходит осознание всемерной демократизации жизни как противовеса быстро растущей глобализации. Поэтому одной из форм демократизации как раз и является изучение «культуры повседневности».

А.Б.Каплан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.