Научная статья на тему 'Е. К. МРАВИНА: ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА (РОСТОВСКИЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ)'

Е. К. МРАВИНА: ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА (РОСТОВСКИЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е. МРАВИНА / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИМПЕРАТОРСКИЕ ОПЕРНЫЕ ТЕАТРЫ РОССИИ / ГАСТРОЛЬНАЯ КОНЦЕРТНАЯ ПРАКТИКА В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонов Василий Анатольевич, Карпова Наталия Константиновна

В статье дан обзор жизненного и творческого путь артистки Императорских театров Е. Мравиной (Мравинской), блиставшей на петербургской оперной сцене в конце XIX века. Приводятся сведения о семье, из которой, помимо Е. Мравиной, вышли великий дирижер Е. Мравинский и выдающийся советский дипломат А. Коллонтай. В качестве обобщающей характеристики приведены слова поэта Игоря Северянина, приходившегося троюродным братом Мравиной, о знаменитой сестре - «трагический соловей». Освещены специфика работы в Императорских театрах, охрана труда артистов, показано фактическое разделение года на два сезона - театральный и гастрольный. Кратко обозреваются драматические перипетии, связанные с взаимоотношениями дирекции Императорских театров и Е. Мравиной. Рассмотрены причины раннего завершения певческой карьеры артистки, ее дальнейшая трагическая судьба (в личном и творческом аспектах). Авторами статьи дана характеристика Ростова-на-Дону XIX столетия как заурядного уездного города, имевшего соответствующий культурный уровень (вплоть до середины 1870-х годов). Отмечена роль строительства железных дорог, связывавших Ростов с отечественными столицами и курортным центром Минеральные Воды, способствовавших оживлению гастрольной концертной деятельности в экономической столице Дона. Благодаря этому в Ростове побывали с концертами десятки артистов Императорских театров - представители музыкальной элиты России. Е. Мравина гастролировала в Ростове пять раз (с 1890 по 1900 годы). В статье приведены отзывы местной прессы об исполнительском мастерстве артистки, содержатся сведения об организации концертов, о сценических площадках, на которых выступала певица, ее репертуаре и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MRAVINA: DRAMATIC FATE (ROSTOV FEATURES TO THE PORTRAIT)

The article highlights in the form of a digest the life and career of the artist of the Imperial Theaters E. Mravina (Mravinskaya), who shone on the St. Petersburg opera stage in the late 19th century. The performance was given to the family, from which not only Mravina, but also the great conductor E. Mravinsky, and the outstanding Soviet diplomat A. Kollontai came out. As summarized testimonial, the words of the poet Igor Severyanin, who was the second cousin of Mravina, are cited: he said about his sister -"the tragic nightingale". The specifics of work in the Imperial theaters, the safety of artists, the division of the year into two seasons - theatrical and touring, is revealed. The dramatic troubles of relations between the Imperial Theaters Directorate and E. Mravina are highlighted. The reasons for the termination of the singer's professional career, her further dramatic fate in personal and creative terms is presented. The characteristic of Rostov-on-Don of the 19th century is given, as an ordinary county town, which had an appropriate cultural level, up to the last quarter of the century. The role of the construction of the railway from Rostov to Russian capitals and spa centre Mineralnye Vody in the revival of touring practice in the economic capital of the Don is shown. As a result, dozens of artists from the Imperial Theaters, representatives of the musical elite of Russia, visited Rostov with concerts. E. Mravina toured in Rostov five times (from 1890 to 1900). The article provides feedback from the local press on the performing skills of the artist, contains information about the organizer of the concerts, about the stages on which the soloist performed, her repertoire etc.

Текст научной работы на тему «Е. К. МРАВИНА: ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА (РОСТОВСКИЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ)»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО PERFORMING ART

«| |» « и

УДК 78.071.2 DOI: 10.52469/20764766_2022_02_122

В. А. ЛЕОНОВ, Н. К. КАРПОВА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Е. К. МРАВИНА: ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА (РОСТОВСКИЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ)

В статье дан обзор жизненного и творческого путь артистки Императорских театров Е. Мравиной (Мравинской), блиставшей на петербургской оперной сцене в конце XIX века. Приводятся сведения о семье, из которой, помимо Е. Мравиной, вышли великий дирижер Е. Мравинский и выдающийся советский дипломат А. Коллонтай. В качестве обобщающей характеристики приведены слова поэта Игоря Северянина, приходившегося троюродным братом Мравиной, о знаменитой сестре - «трагический соловей».

Освещены специфика работы в Императорских театрах, охрана труда артистов, показано фактическое разделение года на два сезона - театральный и гастрольный. Кратко обозреваются драматические перипетии, связанные с взаимоотношениями дирекции Императорских театров и Е. Мравиной. Рассмотрены причины раннего завершения певческой карьеры артистки, ее дальнейшая трагическая судьба (в личном и творческом аспектах).

Авторами статьи дана характеристика Ростова-на-Дону XIX столетия как заурядного уездного города, имевшего соответствующий культурный уровень (вплоть до середины 1870-х годов). Отмечена роль строительства железных дорог, связывавших Ростов с отечественными столицами и курортным центром Минеральные Воды, способствовавших оживлению гастрольной концертной деятельности в экономической столице Дона. Благодаря этому в Ростове побывали с концертами десятки артистов Императорских театров - представители музыкальной элиты России.

Е. Мравина гастролировала в Ростове пять раз (с 1890 по 1900 годы). В статье приведены отзывы местной прессы об исполнительском мастерстве артистки, содержатся сведения об организации концертов, о сценических площадках, на которых выступала певица, ее репертуаре и т. д.

Ключевые слова: Е. Мравина, академическое вокальное искусство, Императорские оперные театры России, гастрольная концертная практика в Ростове-на-Дону.

Для цитирования: Леонов В. А., Карпова Н. К. Е. К. Мравина: драматическая судьба (ростовские штрихи к портрету) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 122-128.

DOI: 10.52469/20764766_2022_02_122

V. LEONOV, N. KARPOVA

S. Rachmaninov Rostov State Conservatory

E. MRAVINA: DRAMATIC FATE (ROSTOV FEATURES TO THE PORTRAIT)

The article highlights in the form of a digest the life and career of the artist of the Imperial Theaters E. Mravina (Mravinskaya), who shone on the St. Petersburg opera stage in the late 19th century. The performance was given to the family, from which not only Mravina, but also the great conductor E. Mravinsky, and the outstanding Soviet diplomat A. Kollontai came out. As summarized testimonial, the words of the poet Igor Severyanin, who was the second cousin of Mravina, are cited: he said about his sister -"the tragic nightingale".

The specifics of work in the Imperial theaters, the safety of artists, the division of the year into two seasons - theatrical and touring, is revealed. The dramatic troubles of relations between the Imperial Theaters Directorate and E. Mravina are highlighted. The reasons for the termination of the singer's professional career, her further dramatic fate in personal and creative terms is presented.

The characteristic of Rostov-on-Don of the 19th century is given, as an ordinary county town, which had an appropriate cultural level, up to the last quarter of the century. The role of the construction of the railway from Rostov to Russian capitals and spa centre Mineralnye Vody in the revival of touring practice in the economic capital of the Don is shown. As a result, dozens of artists from the Imperial Theaters, representatives of the musical elite of Russia, visited Rostov with concerts.

E. Mravina toured in Rostov five times (from 1890 to 1900). The article provides feedback from the local press on the performing skills of the artist, contains information about the organizer of the concerts, about the stages on which the soloist performed, her repertoire etc.

Keywords: E. Mravina, academic vocal art, Imperial Opera Theaters of Russia, touring concert practice in Rostov-on-Don.

For citation: Leonov V., Karpova N. E. Mravina: dramatic fate (Rostov features to the portrait) // South-Russian Musical Anthology. 2022. No. 2. Pp. 122-128.

DOI: 10.52469/20764766_2022_02_122

— •■ Q ii

XIX столетие принято называть веком театральной культуры в России. Именно в это время на широкую сцену вышло и отечественное музыкально-театральное искусство. Ведущее положение в данной области искусства принадлежало Императорским театрам. Благодаря высокой оплате труда и добросовестной организации музыкально-сценического процесса, здесь удавалось сконцентрировать лучшие творческие силы России, а само звание «артист Императорских театров» свидетельствовало о принадлежности к художественной элите страны.

Евгения Константиновна Мравина (колоратурное сопрано) - выдающаяся русская певица, артистка Императорских театров, блиставшая на петербургской оперной сцене без малого полтора десятилетия, с огромным успехом гастролировавшая во многих городах России и за рубежом, высоко ценимая композиторами-современниками.

«Сегодня имя примадонны Мариинского театра Евгении Константиновны Мравиной... хорошо известно разве что исследователям истории российской оперной сцены. Ее печальная судьба была бы неизвестной, если бы не очерк Игоря Северянина "Трагический соловей"» [1]. На самом же деле библиография о творчестве Мравиной не столь скудна. Огромный массив материалов сосредоточен в периодических изданиях XIX -начала ХХ века (и российских, и зарубежных), где публиковались многочисленные рецензии и отзывы о концертах и оперных спектаклях с участием артистки. Более того, обширные сведения о творческом пути выдающейся певицы были собраны и представлены в книге А. Григорьевой [2]. Здесь содержатся оценки исполнительского мастерства артистки, репертуарные списки Мравиной, важнейшие факты ее биографии и т. д. «Преобладание творческих материалов над биографическими привело к тому, что основная часть книги посвящена исполнительскому

мастерству Мравиной, и так как записей голоса певицы не было, дается много рецензий, чтобы предоставить слово ее слушателям» [2, с. 6].

Разнообразные фактические данные приводятся и в «Большой биографической энциклопедии» [3]. При этом, однако, выступления Мравиной в Ростове-на-Дону не получили отражения в литературе. Кроме того, в комментариях к биографии певицы, содержащихся в различных источниках, обнаруживаются некоторые «вольности» и ошибки. Поэтому ниже приводится краткая биография Мравиной без подобных слухов, домыслов и фантазий, с опорой на документальные и мемуарные свидетельства, не противоречащие друг другу и социальным реалиям ее времени.

«Когда я думаю о Мравиной, мне невольно вспоминаются слова, сказанные мне о ней св[етлейшей] кн[ягиней] Ольгой Федоровной Имеретинской, вдовой варшавского ген[ерал]-губерн[атора] кн[язя] Александра Константиновича, на балконе ее дачи в Гатчине, где мы с мамой проводили лето 1907 года.

- Трагический соловей, - сказала о ней княгиня» [4]. Эти слова приводит блистательный поэт Серебряного века Игорь Северянин, троюродный брат Мравиной. Они относятся к последнему десятилетию жизни певицы. А предшествующие годы можно было бы назвать периодом ее творческого успеха и личного счастья.

Евгения Константиновна Мравинская (такова настоящая фамилия будущей артистки) родилась в Петербурге 4 (16) февраля 1864 года в семье генерал-майора инженерной службы К. И. Мравинского. У него было трое детей - сын Александр (будущий отец великого дирижера Е. Мравинского) и две дочери.

Спустя несколько лет после рождения Евгении семья распалась, и мать семейства повторно вышла замуж. В этом браке родилась Александра Домонтович, впоследствии -

выдающийся советский дипломат Александра Михайловна Коллонтай.

Обучаясь в Екатерининской гимназии, Е. Мравинская активно участвовала в концертах ученического хора (как правило, в роли солистки). Неизменным успехом сопровождались ее выступления на благотворительных вечерах и любительских спектаклях во время пребывания в Болгарии (1878-1879), куда был направлен ее отчим М. А. Домонтович, назначенный управляющим делами русского наместника в этой стране.

По возвращении в Петербург на замечательные голосовые данные юной Евгении обратила внимание Ю. Абаза, одаренная певица-любительница, жена тогдашнего министра финансов А. Абазы. Она познакомила молодое дарование с известным оперным певцом и педагогом И. Прянишниковым, который согласился давать уроки пения Е. Мравинской. Занятия с этим педагогом продолжались в течение 1883-1886 годов.

Первое выступление Е. Мравиной (такой сценический псевдоним выбрала себе Евгения) на профессиональной сцене состоялось 7 января 1886 года в Петербургском Большом театре1. Певица дебютировала в опере Дж. Верди «Риголетто» (партия Джильды). Это выступление (в ансамбле с И. Прянишниковым) вызвало восторженные отклики, как представляется, не только благодаря замечательному пению, но и прекрасной внешности начинающей артистки.

А 4 февраля 1886 года Мравина дебютировала повторно - в опере Ш. Гуно «Фауст» (партия Маргариты). Она пела столь блистательно и была так хороша собой, что присутствовавший на спектакле император Александр III пригласил певицу в ложу и предложил стать солисткой Петербургской Императорской оперы. Дирекция заключила контракт с молодой певицей, и 20 августа 1886 года 22-летняя Мравина стала артисткой Императорских театров.

Предваряя первый сезон работы на столичной сцене, И. Прянишников рекомендовал Е. Мравиной попробовать свои силы в Италии. Туда она и отправилась в сопровождении педагога и своей семьи.

«Дебют Мравинской состоялся 7 августа 1886 года в маленьком итальянском городке Витто-рио близ Венеции. Певица исполнила партию Джильды в опере Верди "Риголетто" и уже наутро проснулась местной знаменитостью. Девушку везде узнавали и кричали вслед "la prima donna"» [1]. Выступлениям сопутствовал полный успех: в течение 13 дней состоялось 9 спектаклей. Отзывы были великолепными.

В 1887 году Мравина вышла замуж за гвардейского ротмистра Людвига Корибут-Дашкевича2. На протяжении ближайшего десятилетия она

много гастролировала по миру, вызывая самые восторженные отклики. В Лондоне Мравину удостоили звания «Солистка театра Ковент-Гарден», в Берлине предлагали выгодные ангажементы.

Довольно скоро в отношениях певицы с дирекцией Императорских театров возникло ощутимое напряжение3. В сезоне 1891/1892 года артистка неоднократно простужалась, и эти недомогания переросли в хронический бронхит. На период болезни Мравиной было решено заключить контракт с малоизвестной французской вокалисткой, установив ей оплату 1000 рублей за каждый спектакль (как иностранке), что вдвое, а для некоторых оперных партий - втрое превышало оклад нашей соотечественницы. В то же время повысить жалованье Мравиной до сопоставимого уровня дирекция отказалась. Артистка даже подумывала об уходе из Мариинского театра. Однако волна негодования, поднявшаяся в столичной прессе, и многочисленные протесты музыкальной общественности (включая главного дирижера театра Э. Направника и Л. Шестакову, сестру М. Глинки) способствовали вынужденному примирению сторон и продлению договора.

В мае 1895 года, когда истекал срок очередного трехлетнего контракта, дирекция Императорских театров возобновила свои попытки «изгнать» Мравину с Мариинской сцены. Причиной обострения отношений, возможно, послужило то обстоятельство, что артистка требовала прибавки к жалованию и допускала нарушения официального регламента4. В свою очередь, ценители и поклонники таланта Мравиной по-прежнему выступали в ее защиту. Оперативное вмешательство Э. Направника позволило вновь разрешить ситуацию, и контракт был заключен, но сроком лишь на два года.

В 1897 году директор Императорских театров И. Всеволожский опять выказал нежелание продлевать договор с Мравиной, ссылаясь на дефекты ее вокальной техники. Лишь вмешательство императрицы Марии Федоровны способствовало заключению очередного трехлетнего контракта.

«В мае 1900 года кончался этот срок, и дирекция театра категорически отказалась его продолжить, мотивируя тем, что Мравина теряет голос» [2, с. 81]5. Видимо, данное утверждение было не лишено оснований, поскольку знаменитая артистка в дальнейшем не пела в оперных труппах на протяжении хотя бы одного сезона.

Позиция, занятая И. Всеволожским, лишала Мравину весьма высокого и стабильного жалованья артистки Императорских театров. А для получения пенсии бывший солист указанных театров должен был отработать в них как минимум 15 лет. Мравина служила в Мариинском

театре несколько меньше (14,5 лет) и не имела формального права на пенсию. Впрочем, официальное прошение, адресованное императрице, позволило достичь компромисса. Мравину уволили по болезни с назначением неполной пенсии (1140 рублей в год), что гарантировало певице безбедное существование.

Уйдя из театра, Мравина активизировала свою концертную деятельность. Уже осенью 1900 года она совершила большое турне по 16 городам России - от Вильно и Смоленска до Симферополя и Севастополя. В этом длинном списке значился и Ростов-на-Дону, который на протяжении большей части XIX века, несмотря на интенсивное развитие промышленного производства и торговли, был в культурном отношении весьма заурядным городом. Как известно, театральное искусство стало развиваться здесь намного позже, чем в Таганроге или Новочеркасске, да и концертирующие гастролеры не особенно жаловали ростовскую аудиторию.

Лишь после открытия железнодорожного сообщения между Ростовом и столичными городами положение заметно изменилось к лучшему. Особенно заметный сдвиг в гастрольной деятельности произошел благодаря открытию в 1875 году вновь построенной ветки, связавшей Ростов с Минеральными Водами. Курорты Северного Кавказа издавна были популярны в России, однако десятилетиями нелегкий путь «на воды» приходилось преодолевать в экипажах, следующих через станицу Егорлыкскую и Ставрополь. Теперь желающим предоставлялась возможность следовать к месту лечения в сравнительно комфортных условиях. Поначалу годовой пассажирооборот был достаточно скромным (из-за высокой стоимости билетов), однако со временем этот маршрут оказался востребованным у зажиточных слоев населения. Разумеется, курортной публике (особенно жителям столичных городов) требовалась определенная культурная программа. Поэтому в Минеральные Воды, следом за отдыхающими, отправлялись и концертирующие музыканты (певцы, инструменталисты, а в дальнейшем и целые оркестры). Их путь теперь пролегал через Ростов, где регулярно гастролировали ведущие солисты Императорских театров6: басы Б. Амирджан, В. Майборода, баритон А. Броджи, тенора М. Васильев, А. Давыдов, меццо-сопрано Т. Гин-кулова, М. Каменская и другие представители вокальной элиты России7.

Следует отметить, впрочем, что всех гастролеров «...затмили ярчайшие звезды вокального искусства, артисты Императорских театров Н. Фигнер и М. Фигнер-Мей. Супружеская пара была еще молода: Николаю (тенор) исполни-

лось 30 лет, а Медее (драматическое сопрано) -26. Их приезд в 1888 году стал непревзойденным рекордом по показателям популярности в XIX веке: вместо восьми номеров программы... публика упросила артистов спеть 18 произведений! Сбор Асмоловского театра за концерт равнялся 2000 рублей, что было рекордной суммой для коммерческих концертов в Ростове XIX века. В программу выступления, состоявшегося в начале мая, были включены сцены из опер, которые исполнялись в сопровождении фортепиано <...>. Но "на бис" артисты пели и камерные произведения» [6, с. 135-136].

А через два года жители Ростова впервые услышали Мравину, которая выступала вместе с другими артистами Императорских театров, о чем сообщила местная пресса [7]. 12 марта 1890 года в Асмоловском театре прошел концерт, который стал одним из лучших в сезоне. Его участниками стали Е. Мравина, М. Долина и М. Корякин. Свежие, молодые голоса певцов пришлись весьма по нраву ростовской публике. В это время Мравина уже принадлежала к числу ведущих солистов Петербургской русской оперы. Достаточно сказать, что дирекция Императорских театров заключила с ней договор, по которому артистка получала третье по размеру жалование в Мариинском театре. По данному показателю Мравина уступала лишь Н. Фигнеру и М. Мей.

Об исполнительском авторитете молодых певцов свидетельствует тот факт, что для их выступления был предоставлен лучший зал города - Асмоловский театр8. Примечательна оценка исполнительского искусства Мравиной, приведенная в одной из ростовских газет в 1896 году, после одного из концертов: «В материальном отношении успех был полнейший. Г-жа Мра-вина обладает прекрасной колоратурой. Она легко выделывает всевозможные пассажи и трели. На bis артистка, между прочим, исполнила изящный вальс из оперы "Ромео и Джульетта" (Ш. Гуно. - В. Л., Н. К.) и с особенным искусством -"Соловья" Алябьева. Исполнила она и мелодичные вещи, из которых ей наиболее удался романс Балакирева "Жаворонок", спетый в 1-м отделении на bis» [9].

Мравина гастролировала в Ростове пять раз (в 1890, 1896, 1897, 1899, 1900 годы). Ее пение неизменно вызывало восторг у публики. Репертуар артистки состоял, главным образом, из оперных сцен и арий.

Последнее выступление Мравиной в Ростове (1900 год) проходило скромнее, о чем свидетельствует хотя бы анонс предстоящего концерта: «Сегодня, 21 ноября, состоится большой концерт артистки Императорских театров Е. К. Мравиной и артиста русской оперы

Н. А. Большакова (тенор). Второе отделение -сцена из последнего акта оперы "Травиата"» [10]. К этому времени артистка уже не была солисткой Императорской оперы; данное упоминание явно преследовало рекламные цели. Показательно, что выступление Мравиной состоялось не в одном из престижных залов Ростова (Асмолов-ский театр, Коммерческий клуб, Клуб приказчиков), а в более скромном собрании интеллигенции, которое называлось «Ростовский-на-Дону Клуб». Видимо, сведения об увольнении певицы из Мариинского театра достигли и Ростова.

В 1901 и 1903 годах Мравина с успехом пела в спектаклях оперного театра Харьковского Коммерческого клуба. В начале 1902 года артистка предприняла гастрольную поездку по Сибири. В Иркутске Мравина заболела оспой, но врачи смогли спасти лицо певицы от уродства.

По возвращении из Сибири Мравина узнала, что муж ее подал на развод. Какова была причина развода, который оказался полной неожиданностью даже для родни, неизвестно.

Осенью 1903 года Мравина поселилась в Ялте. Здесь певица неоднократно выступала с благотворительными концертами. Кроме того, она выезжала на гастроли в Константинополь и Вену. В марте 1906 года состоялся концерт Мра-виной в Петербурге, оказавшийся прощальным.

Почему же артистка избрала местом жительства Ялту, а не родной Петербург? У Мравиной был обнаружен туберкулез желудка9, и врачи рекомендовали ей климат Крыма.

Угасание певицы длилось одиннадцать лет. В 1914 году ее не стало. Несмотря на сравнительно короткую творческую жизнь в Императорской опере, искусство Мравиной оставило значительный след в истории вокала. Артистка в течение двух десятилетий была ведущим колоратурным сопрано России, эталоном, на который равнялись молодые певицы, спела десятки оперных партий, исполняла обширный камерный репертуар. О Мравиной высоко отзывались композиторы -ее современники: П. Чайковский, Н. Римский-Кор-саков, А. Рубинштейн, Ц. Кюи, А. Аренский и др.

■I » ПРИМЕЧАНИЯ « ■■

1 Здание Большого театра в Петербурге начали возводить еще в 1775 году; последний оперный спектакль состоялся здесь в 1886-м. Тогда же это строение было передано Императорскому русскому музыкальному обществу и, после некоторой перестройки, вошло составной частью в новое здание Петербургской консерватории.

2 Женитьба гвардейских офицеров была обставлена рядом условий. Для получения разрешения от командования на брак жениху следовало иметь определенный уровень материального благосостояния. Поэтому офицеры подчас долго ходили в холостяках, накапливая средства, чтобы соответствовать данному критерию. Высокие требования предъявлялись и к социальному статусу будущих жен. Так, к числу нежелательных невест принадлежали артистки, невзирая на их происхождение [5]. И хотя Мравина являлась дворянкой, Корибут-Дашкевичу пришлось перейти из гвардии в обычные войска. Видимо, его любовь была сильнее карьерных соображений.

3 По-видимому, началом затяжного конфликта явилось опрометчивое решение дирекции «скорректировать» первоначальное распределение ролей на премьеру оперы «Пиковая дама» П. Чайковского (1890), объявленное с учетом пожеланий композитора: «...в сентябре 1890 года директор Императорских театров И. А. Всеволожский, не спросив композитора, отнял у Мравиной роль Лизы и поручил ей Прилепу» [2, с. 46]. Певица, самым серьезным образом готовившаяся к премьере, была оскорблена и вообще отказалась участвовать в данном спектакле.

4 Следует отметить, что артисты Императорских театров были обязаны сохранять хорошую исполнительскую форму, чему способствовала, не в последнюю очередь, тщательная охрана их труда. Выступления артистов в других театрах на протяжении сезона воспрещались. Дирекция Императорских театров строго наказывала тех солистов, которые осмелились нарушить это неукоснительное правило. Так, «в начале марта 1893 года Мравина пела в итальянской опере театра Ф. Корша в Москве, выступив там пять раз... вместе с королем теноров А. Мазини. <.. .> Управляющий московской конторой Императорских театров написал рапорт в Дирекцию... об участии Мравиной в этих спектаклях <...>» [2, с. 63], и певица была оштрафована на 1000 рублей за самовольные выступления.

5 Существует и другое мнение: «В 1900 году руководство театра отказалось продлевать контракт со своей примой. Мравина стала жертвой коварных интриг другой примадонны театра - Медеи Фигнер» [1]. Однако певицы не могли реально конкурировать между собой, в силу различных типов голосов (лирико-колоратурное и драматическое сопрано). Немногочисленные выступления М. Фигнер в «коронных» ролях Е. Мравиной (назовем, к примеру, партию Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно) видимого успеха не имели (см.: [2, с. 57]).

6 Основная часть гастрольных поездок, осуществляемых артистами Императорских театров, приходилась на трехмесячный период по завершении театрального сезона. Последний, как правило, начинался в сентябре и заканчивался в мае.

7 Своеобразный гастрольный «рекорд» в 1880-е годы принадлежал вышеназванному И. Прянишникову. Известный баритон выступал в Ростове ежегодно на протяжении пяти лет, представляя различные оперные труппы. Так, будучи артистом Императорской Петербургской русской оперы, он дал первый гастрольный концерт в Ростове в 1886 году. Солист Тифлисской оперы И. Прянишников приезжал на Дон в 1887-1889 годах. В 1890 году певец фигурировал в двух амплуа - артиста и антрепренера Киевского оперного товарищества, гастролировавшего в Ростове.

8 Все концерты Мравиной в Ростове организовывал Л. Адлер (впоследствии его наследники) - пианист, импресарио, владелец мастерской по выпуску пианино и роялей, а также музыкального магазина на Большой Садовой улице. В объявлениях о концертах для желающих заказать билеты сообщался и номер телефона - 236 [8].

9 Кроме того, биографами Е. Мравиной упоминается тяжелая форма ревматизма, а в последние месяцы жизни певица болела тифом [2, с. 131].

и » ЛИТЕРАТУРА « ■■

1. Трагический соловей Евгения Мравина. URL: https://crimeahistor.livejournal.com/14322.html (дата обращения: 15.04.2022).

2. Григорьева А. П. Е. К. Мравина: Материалы к биографии. М.: Сов. композитор, 1970. 144 с.

3. Мравина, Евгения Константиновна // Большая биографическая энциклопедия. 2009. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/86319 (дата обращения: 15.04.2022).

4. Северянин И. Трагический соловей. URL: http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/vospominaniya/ tragicheskij-solovej.htm (дата обращения: 15.04.2022).

5. Особенности женитьбы в царской армии. URL: https://www.liveinternet.ru/users/3738773/ post357657429 (дата обращения: 15.04.2022).

6. Леонов В. А., Палкина И. Д. Ростов и Новочеркасск XIX века: Хроника музыкального исполнительства. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 1999. 168 с.

7. Концерт Мравиной, Долиной и Корякина // Донская пчела. 1890. № 21. С. 4.

8. Объявление // Приазовский край. 1896. № 59. С. 4.

9. Театр и музыка // Приазовский край. 1896. № 61. С. 4.

10. Ростовский н/Д. клуб // Приазовский край. 1900. № 309. С. 4.

| . REFERENCES « ■■

1. Tragicheskiy solovey Evgeniya Mravina [The tragic nightingale Eugenia Mravina]. URL: https:// crimeahistor.livejournal.com/14322.html (date of application: 15.04.2022).

2. Grigor'eva A. E. K. Mravina: Materialy k biografii [E. Mravina: Materials for the biography]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1970. 144 p.

3. Mravina, Evgeniya Konstantinovna [Eugenia Mravina]. In: Bol'shaya biograficheskaya entsiklopediya. 2009 [The Great Biographic Encyclopedia. 2009]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_biography/86319 (date of application: 15.04.2022).

4. Severyanin I. Tragicheskiy solovey [The Tragic Nightingale]. URL: http://severyanin.lit-info.ru/ severyanin/vospominaniya/tragicheskij-solovej.htm (date of application: 15.04.2022).

5. Osobennosti zhenit'by v tsarskoy armii [Features of marriage in the tsarist army]. URL: https://www. liveinternet.ru/users/3738773/post357657429 (date of application: 15.04.2022).

6. Leonov V., Palkina I. Rostov i Novocherkassk XIX veka: Khronika muzykal'nogo ispolnitel'stva [Rostov and Novocherkassk in the 19th century: The chronicle of musical performances]. Rostov-on-Don: S. Rachmaninov Rostov State Conservatory, 1999. 168 p.

7. Kontsert Mravinoy, Dolinoy i Koryakina [Concert of Mravina, Dolina and Koryakin]. In: Donskaya pchela [The Don Bee]. 1890. No. 21. P. 4.

8. Ob~yavlenie [Announcement]. In: Priazovskiy kray [The Azov Region]. 1896. No. 59. P. 4.

9. Teatr i muzyka [Theatre and Music]. In: Priazovskiy kray [The Azov Region]. 1896. No. 61. P. 4.

10. Rostovskiy n/D. Klub [Rostov-on-Don Club]. In: Priazovskiy kray [The Azov Region]. 1900. No. 309. P. 4.

Леонов Василий Анатольевич

доктор искусствоведения, профессор кафедры духовых и ударных инструментов Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону

professorleonov@yandex.ru ORCID: 0000-0003-1500-1252

Vasily A. Leonov

Dr. Sci. (Art), Professor at the Department of Wind and Percussion Instruments S. Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don

professorleonov@yandex.ru ORCID: 0000-0003-1500-1252

Карпова Наталия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону

karpova_nk@mail.ru ORCID: 0000-0002-7834-2567

Nataliya K. Karpova

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor at the Department of Social Disciplines and Humanities S. Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don

karpova_nk@mail.ru ORCID: 0000-0002-7834-2567

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.