Научная статья на тему 'Е. Е. Замысловский и петербургская историческая школа'

Е. Е. Замысловский и петербургская историческая школа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
329
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ST. PETERSBURG UNIVERSITY / PETERSBURG HISTORICAL SCHOOL / CREATIVE BIOGRAPHY / SECOND GENERATION / HISTORICAL VIEWS / HISTORICAL SOURCE / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ / ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зданович Е.Ф.

В статье анализируется творческая биография Егора Егоровича Замысловского, определены основные направления его исследований (история России XVII в. и историческая география). В работе представлены интересные и малоизученные стороны научно-исследовательской и преподавательской деятельности ученого. Статья подробно знакомит с методами и приемами работы Егора Егоровича с историческим источником. В частности, делается акцент на глубоком знании историком источников по предмету исследования. Особое внимание в статье уделено выяснению места Е. Е. Замысловского в ряду крупнейших российских историков, представителей петербургской исторической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E. E. ZAMYSLOVSKY AND ST. PETERSBURG'S HISTORICAL SCHOOL

The article analyzes the creative biography of E. E. Zamyslovsky, his main research directions (the history of Russia of the XVIIth century and historical geography) are defined. The article features interesting and insufficiently explored directions of his scientific research and teaching. The article introduces us to E. E. Zamyslovsky's methods and techniques of work with a historical source. In particular, the emphasis is put on profound knowledge of the historical sources on the subject of the research a historian should possess. Special attention is given to identifying of E. E. Zamyslovsky's place in the range of the largest Russian historians, the representatives of St. Petersburg's historical school.

Текст научной работы на тему «Е. Е. Замысловский и петербургская историческая школа»

УДК 930 (092 Е. Е. Замысловский)

Е. Е. ЗАМЫСЛОВСКИЙ И ПЕТЕРБУРГСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Елена Ф. Зданович1' @

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Беларусь, 230023, Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, 22 ¡еп/гапс@уапёех. Ьу

@

Поступила в редакцию 16.05.2016. Принята к печати 22.07.2016.

Ключевые слова: Санкт-Петербургский университет, петербургская историческая школа, творческая биография, второе поколение, исторические взгляды, исторический источник.

Аннотация: В статье анализируется творческая биография Егора Егоровича Замысловского, определены основные направления его исследований (история России XVII в. и историческая география). В работе представлены интересные и малоизученные стороны научно-исследовательской и преподавательской деятельности ученого. Статья подробно знакомит с методами и приемами работы Егора Егоровича с историческим источником. В частности, делается акцент на глубоком знании историком источников по предмету исследования. Особое внимание в статье уделено выяснению места Е. Е. Замы-словского в ряду крупнейших российских историков, представителей петербургской исторической школы.

Для цитирования: Зданович Е. Ф. Е. Е. Замысловский и петербургская историческая школа // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 40 - 45. Б01: 10.21603/2078-8975-2016-4-40-45.

Во второй половине XIX - начале ХХ вв. в ведущих университетах Российской империи стали формироваться исторические школы. В стенах Санкт-Петербургского университета были созданы все необходимые условия для появления научной школы. Первый этап развития петербургской исторической школы (1840 - 1890) связан с именами ученых ее первого и второго поколений [26, с. 57]. К представителям петербургской школы относились К. Н. Бестужев-Рюмин, В. Г. Васильевский, В. Г. Дружинин, Е. Ф. Шмурло, А. С. Лаппо-Данилев-ский, А. Е. Пресняков. Егор Егорович Замысловский, как и В. В. Бауэр, Ф. Ф. Соколов представляли второе поколение петербургской исторической школы (1860 - 1890), где несомненными лидерами всегда считались В. Г. Васильевский, К. Н. Бестужев-Рюмин.

Е. Е. Замысловский родился 6 (18) апреля 1841 г. в Гродно. В пятилетнем возрасте отец привез Егора Егоровича в Санкт-Петербург и оставил на попечение дяде по материнской линии Алексею Степановичу Георгиевскому, который занимал достаточно скромную должность в Министерстве финансов. Приезд племянника восприняли в доме дяди с огромной радостью [19, с. 54].

Начальное образование Е. Е. Замысловский получил в частном пансионате. В 1851 г. он был зачислен в число учеников второго класса второй Санкт-Петербургской гимназии. Будущий ученый, как и следовало ожидать, был прилежным учеником. В гимназические годы в нем пробудилась склонность к серьезному чтению. Кроме того, с первых дней учебы в гимназии Егор Егорович с особым трепетом подошел к изучению истории и естественных наук [19, с. 54]. Во многом прекрасное преподавание В. Ф. Эвальдом истории помогло Замысловскому определить место своей дальнейшей учебы. Окончив гимназию в 1857 г., молодой человек поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Егор Егорович стал студентом в 16 лет [19, с. 55].

Во времена студенчества Е. Е. Замысловский, как и в годы учебы в гимназии, отличался серьезностью и постоянно демонстрировал любовь к исторической науке [5, с. 1001]. Вспоминая студенческие годы, Л. Н. Майков делает ценное наблюдение, касающееся будущей деятельности своего близкого друга. Сложным для Е. Е. Замысловского стал вопрос о выборе предмета своей специализации. Скорее всего, выбор был сделан в 1859 г., когда осенью начал читать русскую историю Н. И. Костомаров. Егор Егорович оказался под сильнейшим впечатлением и от занятий М. С. Куторги, который стоял у истоков создания «петербургской исторической школы» [2, с. 12].

Таким образом, склонность к историческим знаниям пробудилась в Е. Е. Замысловском очень рано. Он решил всецело посвятить себя научно-исследовательской деятельности, избрав предметом своей специальности русскую историю.

В 1861 г. Е. Е. Замысловский сдал кандидатский экзамен. Говоря о теме исследования «О греческих племенах в историческом отношении», Л. Н. Майков признает, что был сильно удивлен, когда узнал, что она не по русской истории, к которой его друг относился с большим трепетом, а по всеобщей [19, с. 57].

Как известно, карьерный рост требует много усилий и сопряжен часто со многими трудностями. В жизни Егора Егоровича постоянно возникали сложности. По словам П. Н. Полевого, «самостоятельный и устойчивый в своих воззрениях, он неспособен был ни к каким уступкам, ни к какому искательству, и потому служебная карьера его в первые 10 - 15 лет службы была очень незавидна» [22, с. 188].

Прежде чем стать ученым, Егору Егоровичу пришлось пройти долгий путь. В молодые годы Замысловскому приходилось довольно часто и много отвлекаться от научно-исследовательской деятельности. Он часто корил себя за это: «Мне страшно подумать иногда, сколько времени и трудов я потерял задаром. Три года

прошло, как я вышел из университета, а что я сделал в продолжение этих трех лет? Кажется, время не тратилось попусту, а из всего этого ничего не вышло, или по крайне мере очень мало. Я уже не говорю про свои научные занятия, которые продвигались за недостатком времени и средств очень медленно» [19, с. 61 - 62]. Неудивительно, что магистерская диссертация «Царствование Федора Алексеевича» [16] была защищена только в 1871 г. Однако на то были объективные причины. Е. Е. Замыс-ловскому пришлось много работать в архивах.

Историк вначале изучил все документы, которые находились в архиве Министерства внутренних дел в Санкт-Петербурге. Здесь он занялся разбором столбцов аптекарского приказа. Затем в декабре 1867 г. Егору Егоровичу удалось совершить поездку во Флорищеву пустыню [21, с. 35]. Наряду с многочисленными актами ученому посчастливилось найти в нескольких списках житие митрополита Илариона, который был любимцем царя Федора [21, с. 36]. Весной 1868 г. Е. Е. Замыс-ловский едет в Москву. Именно работа в Москве позволила историку найти наиболее интересные документы, которые сообщали подробные сведения о таком периоде русской истории, как царствование Федора Алексеевича [19, с. 64]. В 1869 и 1870 гг. ученому вновь пришлось ехать в Москву и работать в архивах. Прежде всего, в это время Егора Егоровича интересовали материалы, которые хранились в архиве Министерства юстиции. Исследователь хотел быть уверенным, что им были собраны и проанализированы все источники по теме. В 1870 г. Е. Е. Замысловскому была предоставлена возможность от Министерства народного просвещения посетить Берлин и поработать в Тайном государственном архиве. Примечательно, что в архиве Егор Егорович нашел важные сведения о царствовании Федора Алексеевича [19, с. 65].

Долгие архивные поиски стали для Е. Е. За-мысловского важной школой. Историк пополнил список знатоков старинных документов. Кроме того, исследования Егора Егоровича, как и большинства представителей петербургской исторической школы, носили источниковедческий характер.

Магистерская диссертация открыла путь ученому к университетской кафедре. 16 августа 1871 г., по предложению К. Н. Бестужева-Рюмина, на заседании историко-филологического факультета единогласно Е. Е. Замыс-ловский был избран штатным доцентом русской истории Санкт-Петербургского университета [25, с. 9].

В этот период произошли изменения в личной жизни историка. Он женился на одной из бывших своих учениц - Елене Николаевне Жуковской. От этого брака Замы-словский имел двоих сыновей: Георгия (1872) и Николая (1878). Георгий стал известным адвокатом, был депутатом III и IV Государственной думы [1, с. 66].

Итак, Егор Егорович вошел в корпорацию петербургских историков. Преподавательская деятельность ученого в стенах Санкт-Петербургского университета продолжалась девятнадцать лет, до осени 1890 г. Лекции исследователя по русской истории состояли как из общих, так и специальных курсов, которые были посвящены отдельным отраслям исторической науки.

Говоря о специальных курсах, которые читал Е. Е. Замысловский, нельзя не отметить, что историк за основу взял отдельные части предмета своего научного

исследования. Среди них, например, историография, историческая география, русская история XVI - XVII вв. Курсы, которые читал Егор Егорович, знакомили слушателей с главными историческими событиями и с воззрениями историков на них. Нельзя не отметить, что на своих занятиях он пытался показать значимость первоисточников для любого исследователя. Интерес представляют рассуждения ученого о необходимости критического отношения к ним в период анализа. В этом вопросе Е. Е. Замысловский был продолжателем идей, которые господствовали в то время на кафедре русской истории Санкт-Петербургского университета. На его лекциях слушатели вырабатывали прекрасные критические методы, обогащались серьезным знанием источников [5, с. 1005]. С целью выработки критического подхода к источникам студентам часто приходилось готовить доклады и выступать с ними по тем или иным проблемам русской истории [8, с. 619]. В этом отношении более ценными и плодотворными были, конечно, занятия профессора со студентами старших курсов.

Помимо лекций в Санкт-Петербургском университете еще со времени М. С. Куторги традиционными стали занятия семинарского типа на дому, где студенты разрабатывали отдельные темы. Так, например, из воспоминаний В. Г. Дружинина мы узнаем, что Егор Егорович приглашал учеников на свои домашние «субботы», где можно было встретить ярких представителей ученого и литературного мира [30, с. 123].

Важно отметить, что ученый старательно готовил лекции и общих, и специальных курсов, давая студентам фундаментальные знания. Егор Егорович создал свой метод работы с источником. Как правило, статьи, которые извлекал из журналов историк, переплетались и собирались в тематические папки. На многочисленных вырезках были сделаны надписи с необходимыми библиографическими сведениями. Иногда историку, чтобы восстановить начало или окончание статьи, приходилось делать записи от руки. Некоторые из журналов подвергались своеобразной обработке. Исследователь из полных журнальных комплектов удалял все «ненужное», а оставшийся материал переплетал в единый том. Такая процедура была произведена Замысловским с «Москвитянином», а также некоторыми другими журналами [18]. Благодаря Егору Егоровичу была создана «школа, которая подарила немало скромных своих представителей» [5, с. 1001].

Говоря о преподавании Е. Е. Замысловского, нельзя обойти тему взаимоотношений ученого со своими студентами. Для исследователя работа с молодыми людьми, которые хотят посвятить себя изучению русской истории, было любимым делом. К ученикам он относился с большой требовательностью. Однако когда речь шла о молодом даровании, которое со страстью отдавалось науке, Егор Егорович старался продемонстрировать свою поддержку. Неоднократно он хлопотал за своих учеников, которые стремились опубликовать результаты своих научных исследований [3, с. 3; 4, с. 5, 23].

О том, какую роль сыграл в жизни молодых людей Е. Е. Замысловский, свидетельствуют достижения его студентов в области исторической науки. Нельзя не отметить, что многие ученики Егора Егоровича приобрели известность в научных кругах. Примечательно, что усилиями ученого они в разное время были оставлены при

университете для подготовки к профессорской деятельности, а после получения степени магистра некоторые из его учеников получили возможность преподавать в высших учебных заведениях России [26, с. 63].

Среди учеников Е. Е. Замысловского были известные русские ученые: И. П. Сенигов, С. М. Середонин, Е. Ф. Шмурло, В. Г. Дружинин. Из числа учеников Егора Егоровича, конечно, выделяются крупнейшие историки России: С. Ф. Платонов и А. С. Лаппо-Данилевский. Многое указывает, что именно с научными интересами ученого было связано направление научных занятий С. Ф. Платонова и А. С. Лаппо-Данилевского на начальном этапе их научно-исследовательской деятельности. Е. Е. Замысловский оказывал поддержку своим ученикам со времени защиты ими кандидатских сочинений. Например, при участии историка, а также К. Н. Бестужева-Рюмина оба были оставлены при университете для преподавательской деятельности. Они стали читать курсы на кафедре русской истории и готовились к профессорской деятельности [27, с. 132]. Действительно, впоследствии и тот и другой отрицали какое-либо влияние учителя на методологию их работы.

Представители петербургской исторической школы особое внимание уделяли вспомогательным историческим дисциплинам [29, с. 352]. Егор Егорович очень рано стал проявлять интерес не только к русской истории, но и к наукам, которые имели к ней какое-либо отношение. Сначала он занялся изучением права и политэкономии. На основе анализа сочинений Рошера по народному хозяйству и Риля по физиологии общества произошло знакомство ученого с социальными науками. Затем внимание Е. Е. Замысловского было сконцентрировано на изучении этнографии. Увлеченность смежными с историей науками заставила обратить внимание Егора Егоровича на исследования Гакстгаузена о русской общине, сочинения Кавелина и Калачова, сборники Терещенко, Снегирева и Сахарова, а также многочисленные книги о хозяйственной жизни русских инородцев. По всей видимости, именно в это время, особый интерес исследователь стал проявлять к исторической географии. Л. Н. Майков пишет, что курс Риттера сравнительного землевладения был изучен его другом основательно [19, с. 62].

Еще одним фактом, подтверждающим особое отношение к исторической географии Е. Е. Замысловского, стало принятие в 1865 г. историка в число членов Императорского Русского географического общества, где в течение двух лет он исполнял обязанности секретаря отделения этнографии. Кроме того, Егор Егорович решил составить «Учебный атлас по русской истории» [15], который имел бы указатель и объяснительный текст [13]. Он представил атлас в 1865 г. на конкурс имени Петра Великого Министерства народного просвещения в качестве учебного пособия, включающего сведения по истории Петербурга как столицы России [23]. «Учебный атлас по русской истории» с объяснительным текстом и указателем в том же году вышел первым изданием. Атлас имел успех и выдержал впоследствии еще два издания, причем постоянно дополнялся. Е. Е. Замысловский использовал в своей работе опыт учителя, приобретенный им в частных уроках, а также в преподавании географии и истории в петербургских гимназиях. Второе издание в 1869 г. было удостоено премии Петра Великого и почетного отзыва

на Парижской всемирной выставке [5, с. 1003]. Егор Егорович же в научной среде зарекомендовал себя в качестве знатока исторической географии.

Сосредоточение интересов Е. Е. Замысловского на исторической географии обусловило то, что самый важный научный труд в его жизни был посвящен именно этой теме. В 1884 г. Егор Егорович защитил докторскую диссертацию «Герберштейн и его историко-геогра-фические известия о России» [10]. В работе историк дал оценку одному из главных западноевропейских сочинений по истории Древней Руси. Сам автор придавал большое значение докторской диссертации в развитии исторической географии России. Об этом свидетельствуют выдержки из дневниковых записок Е. Ф. Шмурло: «Е. Е. Замысловский в разговоре с Середониным так выразился по поводу книги Ключевского «Боярская дума»: «Его труд - одни домыслы; вот мой Герберштейн - там факты» [20, с. 80].

Как известно, представители петербургской исторической школы повышенный интерес проявляли к археографии [29, с. 352]. Е. Е. Замысловский был активным членом Археографической комиссии, которая была создана в 1834 г. с целью издания наиболее важных и наиболее древних исторических актов [6, с. 109]. Ученый постоянно выступал с докладами на заседаниях комиссии. В 1872 г. при участии Замысловского был издан XII том «Дополнений к актам историческим» [7]. Здесь были представлены документы, которые относились к периоду царствования Федора Алексеевича. Примечательно, что исследователь дополнил издание своими примечаниями. Егор Егорович занимался изданием писцовых и переписных книг. На заседании Археографической комиссии 28 марта 1881 г. Е. Е. Замысловский выступил с докладом о значимости писцовых и переписных книг для реконструкции исторического прошлого [4, с. 36 - 38].

Археографическая комиссия признавала полезным издание такого рода исторических источников, как сказания иностранных писателей о России. Егор Егорович не остался в стороне и здесь. Под редакцией Е. Е. За-мысловского были опубликованы «Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени» [28] с его же приложениями. Кроме того, при участии ученого были изданы четыре выпуска «Летопись занятий Археографической комиссии». В 1875 г. как опытному археографу Замы-словскому предложили принять участие в работе Высочайшей комиссии по изданию писем и бумаг императора Петра Великого. По поручению комиссии он должен был создать словарь технических слов и выражений, которые встречались в источниках [19, с. 70].

На основе документов архива Капитула Императорских и Царских орденов XIX в. Е. Е. Замысловским и И. И. Петровым было подготовлено издание «Истории российских орденов» [17]. В очерке подробно освещалась история наград Российской империи. В издание вошли различные редакции статутов всех российских орденов и знаков отличия, проекты статутов, а также нормативно-правовые документы.

Постепенно Егор Егорович занял видное место в Археографической комиссии. Большая работа была проделана историком по выявлению, изучению и изданию исторических источников. Неслучайно Археографическая

комиссия выступила с инициативой отправить ученого в командировку за границу.

На протяжении 7 лет Е. Е. Замысловский был руководителем кафедры русской истории и хранителем научных традиций, которые были заложены в Санкт-Петербургском университете еще К. Н. Бестужевым-Рюминым [1, с. 87]. П. Н. Полевой писал о своем ближайшем друге: «Работал он постоянно и очень много, не щадя ни сил, ни энергии на разработку самых мелочных и, по-видимому, самых сухих подробностей в этой области, которую избирал для исследования... Он останавливался в своем упорном, суровом и настойчивом труде только тогда, когда у него не оставалось более сомнений, и истина становилась для него ясною, как день. Так учил он работать и то молодое поколение, которое приходило к нему учиться, и которым он руководил в научных начинаниях.» [22, с. 189].

В 1890 г. Егор Егорович был вынужден оставить преподавание, покинуть стены университета, которые стали для него домом [24, с. 60]. Именно в это время впервые обнаружился его недуг, болезнь спинного мозга. Болезнь развивалась более пяти лет. Л. Н. Майков в своих заметках об историке написал: «Кто знал покойного лишь в последние десять - пятнадцать лет, не могут представить, каким он был в молодости. Многолетняя тяжкая болезнь рано сломила его крепкий когда-то организм, преждевременно состарила и, наконец, свела в могилу после острых страданий, задолго, до наступления преклонного возраста. А была пора, когда он мог работать много и действительно работал с неустанной энергией и беззаветным увлечением, не щадя ни времени, ни

своих сил для трудов» [19, с. 53]. Скончался Е. Е. Замысловский 9 (21) мая 1896 г. Николай II, узнав о смерти своего учителя, написал: «Глубоко сожалею о кончине Замысловского, которого Я уважал, как человека прекрасного и историка» [9, с. 292]. Похоронили историка на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Отпевание состоялось в университетской церкви.

Таким образом, Санкт-Петербургский университет занимал особое место в жизни Егора Егоровича. Учеба на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, отношения, которые сложились с преподавателями и однокурсниками, во многом повлияли на выбор стратегии жизненного и научного пути ученого. Он оказался в числе тех историков, которые представляли второе поколение петербургской исторической школы. Как известно, Е. Е. Замысловский живо откликался на появление новых концепций в российской исторической науке, поддерживал их. Он восхищался и разделял взгляды своих наставников. В центре научно -исследовательской работы Егора Егоровича всегда находился исторический источник. Замысловский принимал активное участие в проектах по изданию русских и иностранных источников. В историю же русской науки он вошел, главным образом, как крупный историк России второй половины XIX в., который внес огромный вклад в развитие исторической географии. Труды Е. Е. За-мысловского впоследствии стали предметом особого внимания со стороны многочисленных исследователей, рассматривались ими как важный вклад в изучение истории России, прежде всего, сложных и малоизученных событий XVII в.

Литература

1. Брачев В. С., Дворниченко А. Ю. Кафедра русской истории Санкт-Петербургского университета (1834 - 2004). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 384 с.

2. Валк С. Н. Избранные труды по историографии и источниковедению. Научное наследие. СПб.: Наука, 2000. 664 с.

3. Выписка из протоколов заседаний Археографической комиссии // Летопись занятий Археографической комиссии. 1871. Вып. 5: 1867 - 1870. С. 1 - 185.

4. Выписка из протоколов заседаний Археографической комиссии // Летопись занятий Археографической комиссии. 1884. Вып. 7: 1876 - 1877. С. 1 - 149.

5. Глинский Б. Б. Е. Е. Замысловский // Исторический вестник. 1896. № 6. С. 1000 - 1005.

6. Деятельность Археографической комиссии в царствование Александра II // Журнал Министерства народного просвещения. 1880. № 6. С. 109 - 131.

7. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией: в 12 т. / под ред. А. И. Тимофеева. СПб.: Тип. Э. Праца, 1846 - 1872. Т. 12. 1872. 466 с.

8. Егор Егорович Замысловский // Русская старина. 1896. № 9. С. 617 - 620.

9. Егор Егорович Замысловский // Русский вестник. 1896. № 6. С. 291 - 292.

10. Замысловский Е. Е. Герберштейн и его историко-географические известия о России. СПб.: Тип. брат. Пантелеевых, 1887. 256 с.

11. Замысловский Е. Е. Извлечение из переписных книг (1676 - 1682 гг.) // Летопись занятий Археографической комиссии. 1888. Вып. 8: 1878 -1881. С. 1 - 307.

12. Замысловский Е. Е. Московия Джона Мильтона, со статьёй и примечаниями Ю. В. Толстого. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском университете. М., 1875 («Чтения»...1874, кн. 3-я) // Древняя и новая Россия. 1875. № 8. С. 387 - 391.

13. Замысловский Е. Е. Объяснение к учебному атласу по русской истории. 3-е изд. СПб.: Изд. картогр. заведения А. Ильина, 1887. 269 с.

14. Замысловский Е. Е. Описание Литвы, Самогитии, Руссии и Московии Себастиана Мюнстера (XVI в.) // Журнал Министерства народного просвещения. 1880. № 10. С. 66 - 123.

15. Замысловский Е. Е. Учебный атлас по русской истории. 3-е изд. СПб.: Изд. картогр. заведения А. Ильина, 1887. 16 с.

16. Замысловский Е. Е. Царствование Федора Алексеевича. Ч. 1: Введение - обзор источников. СПб.: тип. Замысловского и Бобылева, 1871. 362 с.

17. Замысловский Е. Е., Петров И. И. Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статутов. СПб.: тип. В. С. Балашева, 1891. 664 с.

18. Книжное собрание Е. Е. Замысловского в составе библиотеки Санкт-Петербургских Высших женских (Бестужевских) курсов. Режим доступа: http://www.library.spbu.ru/bbk/ (дата обращения: 02.11.2015).

19. Майков Л. Н. Е. Е. Замысловский // Журнал Министерства народного просвещения. 1896. № 8. С. 53 - 74.

20. «Мне как историку позволительно оценивать события исторической меркой»: Из «Записок» Е. Ф. Шмурло о Петербургском университете. 1889 // Отечественные архивы. 2006. № 1. С. 72 - 99.

21. Письмо Замысловского о результатах его поездки во Флорищеву пустынь // Летопись занятий Археографической комиссии. СПб.: Тип. Замысловского и Бобылева, 1871. Вып. 5: 1867 - 1870. С. 35 - 38.

22. Полевой П. Н. Памяти Е. Е. Замысловского // Исторический вестник. 1896. № 7. С. 185 - 189.

23. Протоколы заседаний Санкт-Петербургского педагогического собрания 16-го января, 6-го, 17-го и 20-го февраля и 6-го марта 1865 г. // Журнал Министерства народного просвещения. 1865. № 4. С. 263 - 268.

24. Протоколы заседаний Совета Императорского Санкт-Петербургского университета за весеннее полугодие 1890 г. 1890. № 42. 50 с.

25. Протоколы заседаний Совета Императорского Санкт-Петербургского университета за первую половину 1871 - 1872 академического года. 1872. № 5. 134 с.

26. Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань: НРИИ, 2004. 352 с.

27. Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и С. Ф. Платонов (К истории личных и научных взаимоотношений) // Проблемы социального и гуманитарного знания: сб. науч. работ / отв. ред. Н. Б. Вахтин. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. Вып. 1. С. 128 - 165.

28. Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России / под ред. Е. Е. Замысловского. СПб.: Тип. Замысловского, 1874. 384 с.

29. Тихонов В. В. Московская и Петербургская школа «русских историков» в контексте дихотомии «Москва -Петербург» (конец XIX - начало XX вв.) // Люди и тексты. Исторический альманах / отв. ред. М. С. Бобкова. М. : Институт всеобщей истории РАН, 2013. С. 344 - 378.

30. Трибунский П. А. А. С. Лаппо-Данилевский в воспоминаниях В. Г. Дружинина // Клио. 2013. № 12. С. 120 - 126.

E. E. ZAMYSLOVSKY AND ST. PETERSBURG'S HISTORICAL SCHOOL

Elena F. Zdanovich1' @

1 Humanitarian College of Yanka Kupala Grodno State University, 22, Ozhesko, Grodno, Belarus, 230023 @ lenfranc@yandex.by

Received 16.05.2016. Accepted 22.07.2016.

Keywords: St. Petersburg University, Petersburg historical school, creative biography, the second generation, historical views, a historical source.

Abstract: The article analyzes the creative biography of E. E. Zamyslovsky, his main research directions (the history of Russia of the XVIIth century and historical geography) are defined. The article features interesting and insufficiently explored directions of his scientific research and teaching. The article introduces us to E. E. Zamyslovsky's methods and techniques of work with a historical source. In particular, the emphasis is put on profound knowledge of the historical sources on the subject of the research a historian should possess. Special attention is given to identifying of E. E. Zamyslovsky's place in the range of the largest Russian historians, the representatives of St. Petersburg's historical school.

For citation: Zdanovich E. F. E. E. Zamyslovskii i peterburgskaia istoricheskaia shkola [E. E. Zamyslovsky and St. Petersburg's historical school]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2016; (4): 40 - 45. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2016-4-40-45.

References

1. Brachev V. S., Dvornichenko A. Iu. Kafedra russkoi istorii Sankt-Peterburgskogo universiteta (1834 - 2004) [The Russian History Department of St. Petersburg University (1834 - 2004)]. Saint-Petersburg: St. Petersburg University Press, 2004, 384.

2. Valk S. N. Izbrannye trudy po istoriografii i istochnikovedeniiu. Nauchnoe nasledie [Selected works on historiography and source studies. Scientific heritage]. Saint-Petersburg: Nauka, 2000, 664.

3. Vypiska iz protokolov zasedanii Arkheograficheskoi komissii [The extract from Minutes of Archeographic Committee]. Letopis' zaniatii Arkheograficheskoi komissii = The Chronicles of meetings of Archeographic Committee, no. 5: 1867-1870 (1871): 1 - 185.

4. Vypiska iz protokolov zasedanii Arkheograficheskoi komissii [The extract from Minutes of Archeographic Committee]. Letopis' zaniatii Arkheograficheskoi komissii = The Chronicles of meetings of Archeographic Committee, no. 7: 1876 - 1877 (1884): 1 - 149.

5. Glinskii B. B. E. E. Zamyslovskii [E. E. Zamyslovsky.]. Istoricheskii vestnik = The Historical Bulletin, no. 6 (1896): 1000 -1005.

6. Deiatel'nost' Arkheograficheskoi komissii v tsarstvovanie Aleksandra II [The activity of Archeographic Committee during Alexander II's reign]. ZhurnalMinisterstva narodnogoprosveshcheniia = The Journal of Public Education, no. 6 (1880): 109 - 131.

7. Dopolneniia k aktam istoricheskim, sobrannye i izdannye Arkheograficheskoi komissiei [Additions to historical acts, collected and published by Archeographic Committee]. Saint-Petersburg: Tip. E. Prasta, vol. 12 (1872): 466.

8. Egor Egorovich Zamyslovskii [Egor Egorovich Zamyslovsky]. Russkaia starina = Russian antiquity, no. 9 (1896): 617 - 620.

9. Egor Egorovich Zamyslovskii [Egor Egorovich Zamyslovsky]. Russkii vestnik = The Russian Bulletin, no. 6 (1896): 291 - 292.

10. Zamyslovskii E. E. Gerbershtein i ego istoriko-geograficheskie izvestiia o Rossii [Gerberstein and his historical - geographical news about Russia]. Saint-Petersburg: Tip. brat. Panteleevykh, 1887, 256.

11. Zamyslovskii E. E. Izvlechenie iz perepisnykh knig (1676 - 1682 gg.) [Extracts from rewritten books (1676 - 1682)]. Letopis' zaniatii Arkheograficheskoi komissii = The Chronicles of meetings of Archeographic Committee, no. 8: 1878 -1881 (1888): 1 - 307.

12. Zamyslovskii E. E. Moskoviia Dzhona Mil'tona, s stat'ei i primechaniiami Iu. V. Tolstogo. Izdanie Imperatorskogo Ob-shchestva Istorii i Drevnostei Rossiiskikh pri Moskovskom universitete. Moskva, 1875 («Chteniia»...1874, kn. 3-ia) [Moskovia of John Milton, with articles and comments by Y.V.Tolstoy. The edition of Imperial society of History and Russian Antiquities at Moscow University. Moscow, 1875 ("Readings" ... 1874, volume 3d)]. Drevniaia i novaia Rossiia = Antique and New Russia, no. 8 (1875): 387 - 391.

13. Zamyslovskii E. E. Ob"iasnenie k uchebnomu atlasu po russkoi istorii [Explanations to Educational Atlas on Russian History]. 3rd ed. Saint-Petersburg: Izd. kartogr. zavedeniia A. Il'ina, 1887, 269.

14. Zamyslovskii E. E. Opisanie Litvy, Samogitii, Russii i Moskovii Sebastiana Miunstera (XVI v.) [The Description of Latvia, Samogitii, Russia and Moskovia by Sebastian Munster (XVI c)]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniia = The Journal of Public Education, no. 10 (1880): 66 - 123.

15. Zamyslovskii E. E. Uchebnyi atlas po russkoi istorii [Educational Atlas on Russian]. 3rd ed. Saint-Petersburg: Izd. kartogr. zavedeniia A. Il'ina, 1887, 16.

16. Zamyslovskii E. E. Tsarstvovanie Fedora Alekseevicha. Ch. 1: Vvedenie - obzor istochnikov [The Reign of Alexey Fedorovich. Part 1: Introduction - the review of sources]. Saint-Petersburg: tip. Zamyslovskogo i Bobyleva, 1871, 362.

17. Zamyslovskii E. E., Petrov I. I. Istoricheskii ocherk rossiiskikh ordenov i Sbornik osnovnykh ordenskikh statutov [The historical essay of Russian Orders and the collection of main order's statuses]. Saint-Petersburg: Tip. B. S. Balasheva, 1891, 664.

18. Knizhnoe sobranie E. E. Zamyslovskogo v sostave biblioteki Sankt-Peterburgskikh Vysshikh zhenskikh (Bestuzhevskikh) kur-sov [Book Collection of E. E. Zamyslovsky in the library of St. Petersburg Women Higher Bestuzhev's Courses]. Available at: http://www.library.spbu.ru/bbk/ (accessed 02.11.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Maikov L. N. E. E. Zamyslovskii [E. E. Zamyslovsky]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniia = The Journal of Public Education, no. 8 (1896): 53 - 74.

20. Mne kak istoriku pozvolitel'no otsenivat' sobytiia istoricheskoi merkoi»: Iz «Zapisok» E. F. Shmurlo o Peterburgskom universitete. 1889 [As historian, I am allowed to assess events by historical standarts: From "The Notes" of E.F. Shmurlo about Petersburg University. 1889]. Otechestvennye arkhivy = Domestic Archivers, no. 1 (2006): 72 - 99.

21. Pis'mo g. Zamyslovskogo o rezul'tatakh ego poezdki vo Florishchevu pustyn' [A Letter of Zamyslovsky about the results of his trip to Florishchev Desert]. Letopis' zaniatii Arkheograficheskoi komissii = The Chronicles of meetings of Archeographic Committee, no. 5: 1867 - 1870 (1871): 35 - 38.

22. Polevoi P. N. Pamiati E. E. Zamyslovskogo [P. N. Polevoy. In memory of E. E.Zamyslovsky]. Istoricheskii vestnik = The Historical Bulletin, no. 7 (1896): 185 - 189.

23. Protokoly zasedanii Sankt-Peterburgskogo pedagogicheskogo sobraniia 16-go ianvaria, 6-go, 17-go i 20-go fevralia i 6-go marta 1865 g. [The Minutes of meetings of St. Petersburg Committee of January 16, February 6, 17, 20, March 6, 1865]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniia = The Journal of Public Education, no. 4 (1865): 263 - 268.

24. Protokoly zasedanii Soveta Imperatorskogo Sankt-Peterburgskogo universiteta za vesennee polugodie 1890 g. [The Minutes of meetings of Imperial Committee of St. Petersburg University for spring half year 1890], no. 42 (1890): 50.

25. Protokoly zasedanii Soveta Imperatorskogo Sankt-Peterburgskogo universiteta za pervuiu polovinu 1871 -1872 akademicheskogo goda [The Minutes of meetings of Imperial Committee of St. Petersburg University for the first half of 1871 - 1872 academic year], no. 5 (1872): 134.

26. Rostovtsev E. A. A. S. Lappo-Danilevskii i peterburgskaia istoricheskaia shkola [A. S. Lappo-Danilevsky and St. Petersburg's historical school]. Ryazan: NRII, 2004, 352.

27. Rostovtsev E. A. A. S. Lappo-Danilevskii i S. F. Platonov (K istorii lichnykh i nauchnykh vzaimootnoshenii) [A. S. Lappo-Danilevsky and S. F. Platonov (to the history of personal and scientific relationships)]. Problemy sotsial'nogo i gumanitarnogo znaniia [Problems of social and humanitarian knowledge]. Ed. Vachtin N. B. Saint-Petersburg: Dmitrii Bulanin, Iss. 1 (1999): 128 - 165.

28. Skazaniia Massy i Gerkmana o Smutnom vremeni v Rossii [Sayings of Nassa and Gerkman about Troubled Times in Russia]. Ed. Zamyslovskii E. E. Saint-Petersburg: Tip. Zamyslovskogo, 1874, 384.

29. Tikhonov V. V. Moskovskaia i Peterburgskaia shkola «russkikh istorikov» v kontekste dikhotomii «Moskva - Peterburg» (konets XIX - nachalo XX vv.) [Moscow and St. Petersburg school of "Russian Historians" in the context of dichotomy "Moscow -St. Petersburg" (the end of the XIXth - the beginning of the XXth centuries)]. Liudi i teksty. Istoricheskii al'manakh [People and texts. The Historical Anthology]. Ed. Bobkov M. S. Moscow, 2013, 344 - 378.

30. Tribunskii P. A. A. S. Lappo-Danilevskii v vospominaniiakh V. G. Druzhinina [A. S. Lappo-Danilevsky in the recollections of V. G. Druzhinin]. Klio = Klio, no. 12 (2013): 120 - 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.