Научная статья на тему 'E-Detailing: использование информационных технологий в маркетинговых коммуникациях медицинских представителей фармацевтических компаний с врачами'

E-Detailing: использование информационных технологий в маркетинговых коммуникациях медицинских представителей фармацевтических компаний с врачами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2372
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИЗИТ МЕДИЦИНСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ / ELECTRONIC MEDICAL REPRESENTATIVE'S VISIT / ФАРМАКОТЕРАПИЯ / ФАРМАКОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / E-DETAILING / INFORMATION TECHNOLOGY / DRUG THERAPY / PHARMACY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасенко Е. А.

В статье рассматривается зарубежный и российский опыты использования e-Detailing как инновационной модели маркетинговых коммуникаций медицинских представителей фармацевтических компаний с врачами для передачи профессиональной информации с использованием Интернета и электронных носителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-Detailing: the use of information technology in marketing communications of medical representatives of pharmaceutical companies with doctors

In this paper, the author attempt to assess foreign and Russian experience of e-Detailing'usage as an innovative model of marketing communications for medical representatives of pharmaceutical companies and physicians. The main aim of e-Detailing usageis professional information transfer from medical representative to physicians

Текст научной работы на тему «E-Detailing: использование информационных технологий в маркетинговых коммуникациях медицинских представителей фармацевтических компаний с врачами»

I и информационные

технологии

>

Е.А. ТАРАСЕНКО,

к.с.н., доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ Высшей школы экономики, г. Москва, Россия, etarasenko@hse.ru

E-DETAILING: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ С ВРАЧАМИ

УДК 61:37; 615.1:37; 61:339.13; 61:659.1; 61:001.92

Тарасенко Е.А. E-Detailing: использование информационных технологий в маркетинговых коммуникациях медицинских представителей фармацевтических компаний с врачами (НИУ Высшая школа экономики, г. Москва, Россия)

Аннотация: В статье рассматривается зарубежный и российский опыты использования e-Detailing как инновационной модели маркетинговых коммуникаций медицинских представителей фармацевтических компаний с врачами для передачи профессиональной информации с использованием Интернета и электронных носителей. Ключевые слова: e-Detailing, электронный визит медицинского представителя, инновационный канал Интернеткоммуникации врачей с медицинскими представителями фармацевтических компаний, фармакотерапия, фармакология, информационные технологии.

UDC 61:37; 615.1:37; 61:339.13; 61:659.1; 61:001.92

Tarasenko E. E-Detailing: the use of information technology in marketing communications of medical representatives of pharmaceutical companies with doctors (Higher School of Economics, Moscow, Russia) Abstract: In this paper, the author attempt to assess foreign and Russian experience of e-Detailing'usage as an innovative model of marketing communications for medical representatives of pharmaceutical companies and physicians. The main aim of e-Detailing usageis professional information transfer from medical representative to physicians. Keywords: e-Detailing, electronic medical representative's visit, an innovative online communication channel for doctors and medical representatives of pharmaceutical companies, drug therapy, pharmacy, information technology.

В последние годы возрастает роль информатизации в здравоохранении [Зарубина Т.В., 2013]. Во всех развитых странах мира происходит стремительное увеличение потока профессиональной медицинской информации, увеличивается значимость Интернета и электронных носителей в получении профессиональной информации врачами.

Увеличивается численность врачей, активно использующих Интернет для профессиональных нужд. Наблюдается рост потребности врачей в непрерывном постдипломном медицинском образовании, которое выражается в поиске альтернативных источников получения профессиональной информации. Это проявляется и в усилении требования врачей к более глубокому знанию медицинскими представителями фармацевтических компаний медицин-

I/IT в маркетинге

ской проблематики. Трансформируются также и само информационное пространство, и системы получения специализированной информации врачами: происходит переключение с face-to-face коммуникации на digital-sources. Ужесточаются этические стандарты при осуществлении маркетинговых коммуникаций медицинских представителей с врачами, растут законодательные ограничения доступа медицинских представителей к врачам (врачам запрещена коммуникация с медицинскими представителями непосредственно во время приема в лечебно-профилактических учреждениях, ограничения на получение денег, подарков, образцов лекарственных препаратов и т.п.). В результате происходит сокращение численности медицинских представителей (далее — медпредов) фармацевтических компаний [Субботина Н., 2011]. Фармацевтическая индустрия в этих условиях заинтересована в нахождении альтернативных источников передачи профессиональной информации врачам, в усилении эффективности работы медпредов.

За рубежом в последние 7 лет получает активное развитие направление e-Detailing как ответ на новые вызовы, стоящие перед фармацевтической индустрией [Trucco F., Amirkhanova S., 2008, P. 235-245]. Это новая модель маркетинговых коммуникаций между медпредами фармацевтических компаний и врачами с активным использованием информационных технологий, которая в большей степени удовлетворяет текущим потребностям современных практикующих врачей в непрерывном повышении уровня профессиональных знаний в области фармакологиии, фармакотерапии и ужесточении этических стандартов коммуникации, чему в меньшей степени способствуют стандартные личные коммуникации «вживую» медицинских работников с медпредами в off-line-среде.

В зарубежной литературе имеется несколько определений e-Detailing. E-Detailing — «коммуникации медицинских представителей с

www.idmz.ru

201 3, №5

■■■■

гш

врачами с использованием Интернета» [Wilke A., 2001]. E-Detailing — «информационные Интернет-программы для врачей о лекарственных препаратах и лечении заболеваний, спонсированные фармацевтической индустрией» [Boehm, 2005]. E-Detailing — это «использование фармацевтическими компаниями таких информационных технологий, как Интернет или видеоконференции для коммуникаций с врачами» [Trucco F., Amirkhanova S., 2006]

Таким образом, e-Detailing — новый общий термин для описания инновационных моделей маркетинговых коммуникаций медпредов фармацевтических компаний с врачами с использованием электронных каналов коммуникации. При этом Интернет-маркетинговые коммуникации медпредов фармацевтических компаний с врачами направлены на продвижение лекарственных препаратов и повышение образовательного уровня врачей в области фармакологии и фармакотерапии.

Основные виды e-Detailing можно структурировать следующим образом:

• VirtualDetails — информационно-просветительские и промоционные программы в Интернет или на CD-дисках без живой коммуникации с медицинским представителем. Такие программы длятся, как правило, от 5 до 15 минут. Уровень интерактивности лимитирован особенностями информации о лекарственном средстве и уровнем продвинутости вебсайта. Такие наиболее продвинутые интерактивные Интернет-ресурсы получили распространение в США, Великобритании, Франции, где врачам даются задачи и кейсы по симптомам заболеваний, их диагностике и особенностях фармакотерапии разными лекарственными средствами, а в конце предоставляются правильные ответы на задачи и предлагается дополнительная образовательная медицинская литература или личная встреча с медпредом. Врачи в качестве достоинств такого вида e-Detailing отмечают способность самим регулировать интенсив-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 53 ■

Врач :::: ИТ в маркетинге

™ и информационные

технологии

ь

>ность и время общения с медпредом. Представители фармацевтической индустрии отмечают в качестве достоинства уменьшение расходов на медпредов и увеличение среднего времени, которое тратит врач на on-line-ком-муникацию, по сравнению с традиционной коммуникацией с медпредом в off-line-среде.

• VideoDetails — виртуальные личные презентации медпредов (с использованием Интернета, мобильного телефона). Врачи получают возможность задавать вопросы медпредам непосредственно во время таких индивидуализированных видеоконфереций. Как правило, медпреды предварительно готовятся к таким видеоконференциям, структурируя контент, исходя из интересов конкретного врача.

• OnlineEvents — онлайн-семинары, вебинары и конференции, CME программы, сессии клинических экспертов.

• Scriptede-Detailing — врачи посещают информационно-просветительские и промо-ционные программы в Интернете или Интранете без живой коммуникации с медицинским представителем, однако при возникновении вопросов имеют возможность позвонить мед-преду или встретиться с ним.

• Интегрированные электронные платфор-мы/порталы для врачей с сервисом e-Detailing, включающие подкасты с клиническими рекомендациями известных медицинских экспертов, серьезную базу медицинских ресурсов, широкий выбор интерактивных возможностей для обучения а области фармакологии и фармакотерапии, информацию о карьерных возможностях, платформу для обсуждения актуальной медицинской проблематики среди коллег-врачей и представителей фармацевтической индустрии. В качестве примера можно привести английские порталы для врачей с сервисом e-Detailing: OnMedica.net, Doctors.net.uk, Detaildirect.com.

Бизнес-модель Интернет-порталов с сервисом e-Detailing основана на получении основного дохода за предоставление фарма-

цевтическим компаниям возможности прямой коммуникации с врачами, также опционально имеются дополнительные возможности для получения побочного дохода от электронной коммерции, возможности размещения Интернет-рекламы (баннеров), проведение маркетинговых опросов среди зарегистрированных на портале врачей, поддержка в клинических исследованиях.

По данным исследований уже более 60% зарубежных врачей активно пользуются Интернет-порталами с сервисом e-Detailing. Это объясняется рядом причин. Во-первых, Интернет-порталы с сервисом e-Detailing достаточно высоко врачами оцениваются как легкодоступный, проверенный и внушающий доверие профессиональный источник информации, помогающий осуществлять повседневную медицинскую практику. Во-вторых, практические врачи активно используют e-Detailing для повышения своего образовательного уровня в области фармакологии и фармакотерапии [Alkhateeb F., Doucette W., 2008, P. 235-245]. В-третьих, при e-Detailing коммуникация с медпредами изначально строится на более высоких этических принципах. Врачи считают несомненными преимуществами e-Detailing индивидуализированную, непрерывную личную коммуникацию с медицинскими представителями и возможность самим решать, когда начать коммуникацию и сколько времени потратить на нее.

Плюсы для фармацевтической индустрии заключаются в том, что e-Detailing помогает улучшить показатели продаж на территории медпредставителя. При этом рост продаж фармацевтической продукции наблюдается и при сокращении затрат на продвижение. Это объясняется прежде всего углублением качества коммуникации между врачом и медицинским представителем, что является результатом улучшением качества подачи маркетинговой информации и усилением просветительского компонента в области фармакологии и фармакотерапии со стороны фар-

54

I/IT в маркетинге

мацевтических компаний. Актуальный вопрос сейчас для фармацевтических компаний за рубежом, связанный с e-Detailing: какой вид e-Detailing выбрать для более эффективного продвижения лекарственных средств, какой контент предложить врачам, каким образом и когда предпочитают коммуницировать врачи.

Эти важные выводы о e-Detailing позволяют поставить исследовательские вопросы: насколько вскрытые зарубежными учеными изменения в коммуникациях врачей с медпре-дами в сторону увеличения использования информационных технологий характерны для профессионального сообщества врачей в России;что думают врачи о коммуникациях с медпредами «вживую» и с использованием информационных технологий? Наличествует ли в той или иной форме у российских врачей запрос на повышение своего образовательного уровня в области фармакологии и фармакотерапии; каким образом данный запрос можно удовлетворить в коммуникациях с медпредами с использованием информационных технологий? Каким образом фармацевтические компании оценивают коммуникационную эффективность e-Detailing?

Ответы на поставленные вопросы автор попыталась найти в ходе эмпирического исследования в 2013 году на примере двух регионов (Москва, Нижегородская область) с использованием качественных методов социологического исследования: техники глубинного интервью. Всего было проведено 20 экспертных глубинных интервью. В выборку исследования вошли работающие врачи разных специальностей. Метод глубинного интервью был выбран ввиду его способности отследить логику размышлений и актуализировать глубину рефлексии респондентов. Принцип отбора врачей в качестве респондентов для исследования — их умение пользоваться Интернетом. Кроме того, в качестве респондентов выступили также топ-менеджеры российских представительств двух международных фармацевтических компаний, топ-мене-

www.idmz.ru

201 3, №5

■■■■

гш

джер российского представительства международного консалтингового агентства и руководитель Интернет-ресурса с функционалом e-Detailing для профессионального сообщества врачей.

В России коммуникации медицинских представителей фармацевтических компаний с врачами осуществляются на основании вступившего в силу в 2012 году Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Введено ограничение доступа медицинских представителей к медицинским работникам в часы их рабочего времени в ЛПУ [Попов А.О., 2012, C. 105-108]. Представители фармацевтических компаний оценивают «живую» коммуникацию медицинских представителей (далее — медпредов) с врачами как трудоемкую с точки зрения физической доступности к врачам и достаточно малоэффективную с точки зрения траты времени и ресурсов. Как правило, раньше «живая» коммуникация медпредов с врачом в ЛПУ была сильно лимитирована по времени (длилась от 5 до 8 минут), однако медпреды тратили гораздо больше времени на планирование полевой деятельности, организацию визита в ЛПУ и ожидание коммуникации непосредственно перед дверями кабинета врача. Сейчас такая практика запрещена законодательно.

В результате медпредам фармацевтических компаний приходится осваивать новые каналы и модели коммуникации с целевыми аудиториями, учитывая тот момент, что им все тяжелее удается инициировать «живое общение» с врачами. Данный вывод коррелируетс результатами других исследований. Например, международное маркетинговое агентство ГФК выяснило, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом затраты на промоцию лекарственных препаратов в России в целом упали на 12% — за счет уменьшения количества личных контактов медпредов, а среди других каналов продвижения выросло количество on-line мероприятий и электронных рассылок,

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 55 ■

Врач :::: ИТ в маркетинге

™ и информационные

технологии

Используют Интернет на работе Используют Интернет дома

Апрель 2008 Апрель 2009 Апрель 2010 Апрель 2011 Апрель 2012

Рис. 1. Динамика использования Интернета врачами в профессиональной деятельности

адресованных врачам [Фармбизнес в России: эпоха перемен, 2013]. С 2012 года в России наблюдается серьезный рост Интернет-коммуникаций медпредов с врачами: вебинары и онлайн-семинары увеличились на 21,9%, электронные рассылки — на 18,6%, презентации с помощью планшетных компьютеров — на 15,7%, презентации с помощью скайп и других онлайн-технологий — на 6,4%, презентации с помощью мобильных приложений — на 3,3% [Как изменилась работа медицинских представителей в 2012 году? 2001].

По данным международной маркетинговой исследовательской компании Synovate Com-con, динамика использования Интернета врачами в профессиональной деятельности выглядит следующим образом (рис. 1).

По данным международной исследовательской фармацевтической компании Сежедим, в настоящее время более 80% всех российских врачей пользуются Интернетом. При этом сегментация врачей, пользующихся Интернетом, по профессиям на конец 2011 г. следующая: педиатры, терапевты — 68%; гинекологи, дерматологи — 85%; неврологи — 90%; психиатры, аллергологи — 92%; косметологи — 98% [Субботина Н., 2011].

К достоинствам коммуникаций с врачами с использованием Интернета и электронных

носителей респонденты-представители фармацевтических компаний относят регулярность и оперативность предоставления профессиональной информации врачам, быстроту и комфортность коммуникаций с врачами, снижение стоимости одного контакта с врачом по сравнению с face-to-face-коммуника-цией. С точки зрения респондентов представителей фармацевтических компаний, коммуникационная эффективность маркетинговых коммуникаций медпредов с врачами с использованием информационных технологий серьезно разнится в зависимости от выбора той или иной модели коммуникации. «Если под коммуникационной эффективностью понимать процентное количество врачей от всех врачей, зарегистрированное на Интернет-ресурсе, которые прочитали информацию о лекарственном препарате, то для социальных профессиональных медиа-коммуника-ционная эффективность сейчас находится ориентировочно на уровне 4-5%, а для специальных порталов e-Detailing, рассчитанных на российских врачей, — около 40%» (респондент — топ-менеджер российского отделения зарубежного консалтингового агентства).

Большинство опрошенных автором в ходе исследования врачей указали, что используют ресурсы Интернета для поиска профессио-

56

I/IT в маркетинге

нальной информации. Они отметили, что в связи с произошедшими в России регуляторными изменениями на фармацевтическом рынке уменьшилось количество «живых» контактов с медпредами и количество получаемых ими информационных материалов о лекарственных средствах. Более половины врачей обратили внимание, что у них возросла потребность в получении информации о новых лекарствах, о новых показателях и побочных эффектах лекарственных средств. К традиционным источникам информации о лекарственных средствах врачи отнесли встречи с медпредами, научную литературу и справочники, периодические издания, курсы повышения квалификации, конференции, указав на тот факт, что в настоящее время возрастает роль инновационных источников о лекарственных средствах.В качестве инновационных источников информации о лекарственных средствах врачи упомянули специализированные порталы на медицинскую тематику, online-справочники и библиотеки, профессиональные социальные сети и форумы, сайты медицинских профессиональных ассоциаций, сайты фармацевтических компаний и периодических изданий для врачей.

При этом более половины респондентов-врачей отметили, что заходят непосредственно на сайты фармацевтических компаний реже, чем раз в полгода. Респонденты-врачи назвали ряд конкретных Интернет-ресурсов, которые они используют для поиска профессиональной информации. Сюда входят профессиональные социальные сети для врачей, например, «Доктор на работе», «Врачи РФ», «Еврика» и др. Это действительно очень крупные профессиональные социальные медиа. Так, данные о количестве зарегистрированных врачей на конец июля 2013 года: «Доктор на работе» — около 150 000 врачей [Доктор на работе, 2013], «Врачи РФ» — более 87 500 врачей [Врачи РФ, 2013], «Еврика» — более 38 400 врачей [Еврика, 2013]. Были упомянуты также специальные порталы, содержащие

www.idmz.ru

201 3, №5

■■■■

гш

электронные базы по медицинской информации: содержащий лекции видеопортал CMEDU портал «Мир врача» (более 71 000 зарегистрированных врачей на конец июля 2013 года) [Мир врача, 2013], «Медицинский видеопортал Med-Edu» [Med-Edu, 2013] «Медтусовка» (более 40 000 зарегистрированных врачей на конец июля 2013 года) [Медтусовка, 2013] и другие.

Исходя из результатов авторского исследования, всех респондентов-врачей условно можно сегментировать на три группы по типу получения профессиональной информации по фармакологии и фармакотерапии,и ее использованию:

• Инициативные врачи-доктора, проявляющие активность и самостоятельность в систематическом поиске профессиональной информации в традиционных и инновационных источниках, активно использующие новую информацию в своей повседневной практической деятельности

• Нейтрально настроенные врачи-доктора, не проявляющие самостоятельной активности, но всегда готовые получать профессиональную информацию из различных источников при условии ее внешней доставки в удобных форматах (не противятся электронным письмам, телефонным звонкам и встречам с медпредами, откликаются на их приглашения для участия в конференциях)

• Инертные врачи-доктора, у которых не сформирована потребность в получении новой профессиональной информации и ее повседневном использовании в своей повседневной практической деятельности.

В контексте проводимого исследования в качестве целевых аудиторий автор выделил первые две группы как потенциально открытые для альтернативных источников получения профессиональной информации по фармакологии и фармакотерапии, и ее использованию. Именно их необходимо учитывать в качестве целевых аудиторий фармацевтическим компаниям, планируя коммуникацию медпре-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 57 ■

I и информационные

технологии

ИТ в маркетинге

■ Апрель 2008 «Апрель 2010 «Апрель 2012

х

Справочники Визиты REPs Презентации Специализ. Интернет

ЛП компаний и семинары мед. изделия

компаний

Рис. 2. Постоянные и основные источники о лекарственных препаратах [MEDI-Q, «Мнение практикующих врачей», Synovate Comcon Healthcare, 2012]

дов с врачами с использованием Интернетресурсов с функционалом e-Detailing.

Респонденты-представители Интернет-ресурсов для врачей отметили, что происходит постепенное перетекание медицинский работников от традиционных сервисов в сторону Интернета и электронных носителей для поиска медицинской информации, включая информацию по фармакологии, фармакотерапии и клиническим рекомендациям. Это коррелирует с результатами маркетингового исследования оценки использования Интернета и электронных носителей российскими врачами в качестве источника информации о лекарственных средствах (19 российских городов, 5 специальностей), проведенного маркетинговой исследовательской компании Synovate Comcon (рис. 2).

Большинство опрошенных респондентов-врачей отмечают, что перед ними стоит непростая задача в получении непрерывного образования в области фармакологии и фармакотерапии. Это объясняется тем, что в настоящее время в России идет активная реструктуризация системы здравоохранения, направленная на оказание медицинской

помощи населению по более высоким стандартам качества, включая повышение доступности и расширение ассортимента медицинских услуг, осуществление новых подходов к лечению заболеваний, повышение эффективности фармакотерапии. Потребность врачей в непрерывном постдипломном образовании можно интерпретировать в том числе и как усиление запроса со стороны российского врачебного сообщества к фармацевтической индустрии на поддержку своего профессионального развития, включая повышение образовательного уровня в области фармакологии и фармакотерапии.

Размываются представления врачей о практической пользе контактов «вживую» с медпре-дами. Половина врачей указала на то, что сейчас тратит в среднем на 5-12 мин больше времени на изучение профессиональной информации во время сессий e-Detailing, чем ранее во время встреч с медпредами «вживую» в ЛПУ, что объясняется возможностью самим управлять временем просмотра информации на электронных ресурсах, а также более четким и лучше структурированным контентом, предоставляемым во время «электрон-

58

I/IT в маркетинге

ных визитов» медпредов. Также большинство врачей отметило, что из-за загруженности на работе им достаточно сложно «выкроить» время на встречи «вживую» с медпредом. Меньшинство опрошенных врачей считают главным недостатком e-Detailing отсутствие «живого общения» с медпредами, они исключительно за «живой» контакт. Половина врачей высказалась за комбинацию сессий e-Detailing с face-to-face-контактами с медпредами, когда в этом возникает необходимость.

Как правило, контент Интернет-портала с функцией e-Detailing структурирован по следующим разделам: новости медицины и здравоохранения, научные медицинские статьи, форум врачей, возможность прямых коммуникаций в личном кабинете с виртуальным медпредом той или иной фармацевтической компании, включая еженедельное получение профессиональной информации. Например, на российском Интернет-портале с функцией e-Detailing «Мир врача» имеются библиотека российских стандартов медицинской помощи и зарубежных клинических рекомендаций, база данных лекарственных средств с полными текстами инструкций, база данных проводимых в России клинических исследований, видеолекции популярных зарубежных ученых-медиков в рамках всемирно известного фонда TED, проект «Орфамир» — виртуальный институт экспертов по редким заболеваниям. Врачи активно обсуждают профессиональную информацию на форуме и в блогах. На портале имеется также база медицинских

www.idmz.ru

201 3, №5

■■■■

гш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вакансий, включая информацию о возможностях работы за рубежом.

Важным представляется то, что врачи положительно оценивают наличие собственного кабинета на портале для регулярной коммуникации с виртуальным медпредом, еженедельное получение информации от него в рамках действующего на портале «Клуба терапевтов». Как рациональные потребители они называют следующие преимущества электронного визита виртуального медпреда: возможность самим полностью управлять визитами виртуального медпреда; возможность индивидуализации коммуникации; непрерывность контактов с индивидуальным виртуальным медпредом; возможность не только слушать информацию, но и наглядно ее видеть на экране; возможность оперативно получать новую информацию.

Таким образом, можно сказать, что сервис e-Detailing предоставляет новые возможности как для врачей, так и для представителей фармацевтической индустрии для коммуникации друг с другом и для предоставления профессиональной информации по фармакологии, фармакотерапии. В России профессиональные медицинские Интернет-порталы с сервисом e-Detailing и социальные профессиональные медиа врачей с сервисом e-Detailing как инновационная модель Интернетмаркетинговых коммуникаций медпредов с врачами появились в последние 3 года, соответственно, e-Detailing будет дальше развиваться и совершенствоваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Врачи PO//URL: http://vrachirf.ru/ (Дата обращения 01.08.2013).

2. Доктор на работе/ZURL: http://www.doktornarabote.ru/ (Дата обращения 01.08.2013).

3. Еврика/ZURL: http://www.evrika.ru/ (Дата обращения 01.08.2013).

4. Зарубина Т.В. Информатизация в здравоохранении//В кн. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство. Под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 59 ■

гш

ИТ в маркетинге

1 и информационные

технологии

%

>

5. Как изменилась работа медицинских представителей в 2012 году?

6. Мир врача/^RL: Ь11р://т1гугасЬа.ги/(Дата обращения 01.08.2013).

7. Результаты социологического количественного опроса представителей фармацевтической индустрии портала Медпред/^RL: http://medpred.ru/kak-izmenilas-rabota-medicinskix-pred-staviteleie-v-2012-godu.html (Дата обращения 01.08.2013).

8. Попов А.О. О новых взаимоотношениях представителей фармкомпаний с медицинскими и фармацевтическими работниками//Клиническая фармация. — 2012. — №1. — C. 105-108

9. Субботина Н. E-Detailing: возможности, ограничения, перспективы. Сежедим Россия,

2011//URL: http://rafm.ru/uploads/ppt/SubbotinaCegedim.pdf (Дата обращения 01.08.2013).

10. Фармбизнес в России: эпоха перемен/ZURL: http://www.pharma-conf.ru/ download/pharm-business_2013_2.pdf (Дата обращения 01.08.2013).

11. Alkhateeb F.Doucette W . Electronic Detailing (e-Detailing) of Pharmaceuticals to Physicians: a Review//International Journal of Pharmaceutical and Healthcare Marketing. — 2008. — Vol. 2.

— № 3. — P. 235-245.

12. CSD Promotion Database, 36 стран, 2011.

13. Med-Edu//URL: http://www.cmedu.ru/ (Дата обращения 01.08.2013)

14. Trucco F., Amirkhanova S. Electronic detailing (e-Detailing) of pharmaceuticals to physicians: a review//International Journal of Pharmaceutical and Healthcare Marketing. — 2008. — Vol. 2.

— №. 3. — P. 235-245

15. Trucco F, Amirkhanova S. Transforming Pharmaceutical Marketing through e-Detailing: Case Studies and Recommendations//In The 8th IEEE International Conference on E-Commerce Technology. — San Francisco, California, 2006.

16. Wilke A. E-Detailing: what physicians are saying, paper presented at E-Sales and Marketing in Pharma conference. — Amsterdam, 2001.

17. MEDI-Q, Мнение практикующих врачей. — Synovate Comcon Healthcare, 2012.

■■hd

V

l/IT-новости

МИНЗДРАВ РОССИИ РАБОТАЕТ НАД СОЗДАНИЕМ «ЛИЧНОГО КАБИНЕТА ПАЦИЕНТА»

В Министерстве здравоохранения РФ продолжается работа над созданием электронного сервиса «Личный кабинет пациента». Сервис предоставит пользователю возможность доступа к своим медицинским документам, позволит записаться на прием к врачу через Интернет, а также вести «Дневник пациента», в который можно заносить данные о состоянии своего здоровья (давление, температуру, вес) и контролировать прием лекарств.

«Личный кабинет пациента» предназначен для использования всеми гражданами Российской Федерации.

Минздрав России предлагает всем заинтересованным лицам, представителям экспертного сообщества, общественным организациям принять участие в обсуждении требований к сервисам и функциям, которые должен предоставлять «Личный кабинет пациента». Свои предложения можно направить на электронную почту hotline@rosminzdrav.ru или заполнить интерактивную форму на сайте.

Источник: пресс-служба Минздрава России

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.