Научная статья на тему 'Дзэн-буддийское влияние на учение Макуя, или Скинию Христа'

Дзэн-буддийское влияние на учение Макуя, или Скинию Христа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тэсима Икуро: / Макуя / Дзэн-буддизм / японская культура / японские новые религиозные движения / Teshima Ikurō / Makuya / Zen Buddhism / Japanese culture / Japanese new religious movements

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабкова Майя Владимировна

Макуя, или Скиния Христа, — японское новое религиозное движение неохристианского типа с элементами сионизма. Предки его основателя, бизнесмена Тэсима Икуро: (1910–1973), были самураями, а сам он в юности принял крещение и примкнул к движению бесцерковников — японских христиан, отрицающих церковь и стремящихся обрести связь с Богом через тщательное изучение Священного Писания. Исследователи сходятся в том, что, во-первых, учение Макуя продолжает и развивает идеи Бесцерковного движения, а, во-вторых, в том, что как и другие японские христианские организации, Макуя испытывает на себе значительное влияние японской культуры и является прежде всего ее порождением. Преемственность Макуя по отношению к Бесцерковному учению проявляется в том, что адепты Макуя считают главным занятием, позволяющим человеку прийти к Богу, толкование Писания. Так же, как бесцерковники, последователи Макуя признают гипотезу об общем происхождении японцев и евреев. Также они считают иудаизм более соответствующим изначальному учению Иисуса Христа, чем христианство, искаженное переводами Библии на греческий и другие языки и церковными институтами. Своеобразие учения Макуя, среди прочего, обуславливается такими практиками, как «говорение на иных языках», исцеление Божьей силой, хождение по огню и др. Обзор жизненного пути Тэсима Икуро:, истории формирования его учения и движения Макуя, а также анализ проповедей Тэсима показывает, что в его мировоззрении и основанном на нем учении Макуя прослеживаются, в том числе, некоторые базовые идеи Дзэн-буддизма. Проанализированы две проповеди Тэсима Икуро:, где он толкует псалом 90 («Молитва Моисея, человека Божия»), а также стих из Евангелия от Иоанна и рассуждает о жизни, смерти, восприятии времени и о встрече человека с Богом. Так же, как дзэнские мыслители, Тэсима Икуро: считает целью верующего отбросить иллюзии и обрести истинное видение. Согласно базовым постулатам Дзэн-буддизма, подвижник обретает просветление и тем самым выходит из бесконечного круга рождений и смертей, осознает недуальность мира. Для Тэсима Икуро: аналогом просветления становится встреча человека с Богом, после которой человек точно так же перестает ощущать себя рабом времени и оказывается в вечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zen Buddhist Influence on Makuya Teaching, or “Tabernacle of Christ”

Makuya, or “Tabernacle of Christ” is a Japanese new religious movement and a neo-Christian religion with some Zionist elements. Its founder, businessman Teshima Ikurō (1910–1973), had samurai ancestors. In his youth, he was baptized and joined the non-church movement — Japanese Christians who reject the church and seek to connect with God through a thorough study of the Holy Scriptures. Scholars agree that, firstly, the Makuya teaching continues and develops the ideas of the non-church movement, and secondly, that, like other Japanese Christian organizations, Makuya is significantly influenced by Japanese culture and is primarily its product. Makuya continues the non-church movement as its adherents consider the interpretation of the Holy Scripture the main occupation that allows a person to come to God. Just like the non-church believers, Makuya followers accept the hypothesis of a common origin of the Japanese and the Jews. They also consider Judaism more in line with the original teachings of Jesus Christ than Christianity, which has been distorted by translations of the Bible into Greek and other languages and church institutions. The originality of Makuya teaching, among other things, is determined by such practices as “speaking in tongues”, divine healing, walking on fire, etc. An overview of the life of Teshima Ikurō, the history of the formation of his teaching and the Makuya movement, as well as an analysis of Teshima’s sermons show that some ideas of Zen Buddhism can be traced in his worldview and the Makuya teaching based on it. Two sermons by Teshima Ikurō are analyzed: one where he interprets Psalm 90 (“The Prayer of Moses, the Man of God”), as well as a verse from the Gospel of John. Teshima talks about life, death, the perception of time, and the meeting of person with God. Just like Zen authors, Teshima Ikurō considers the goal of the believer to cast aside illusions and gain true vision. According to the basic postulates of Zen Buddhism, the ascetic gains enlightenment and thereby leaves the endless circle of births and deaths, realizes the non-duality of the world. For Teshima Ikurō, the meeting of a person with God becomes an analogue of enlightenment, after which a person similarly ceases to feel enslaved by time and finds himself in eternity.

Текст научной работы на тему «Дзэн-буддийское влияние на учение Макуя, или Скинию Христа»

Ежегодник Япония 2022. Т. 51. С. 266—285 Yearbook Japan 2022. Vol. 51, pp. 266—285 DOI: 10.55105/2687-1440-2022-51-266-285

Дзэн-буддийское влияние на учение Макуя, или Скинию Христа

М. В. Бабкова

Аннотация

Макуя, или Скиния Христа, — японское новое религиозное движение неохристианского типа с элементами сионизма. Предки его основателя, бизнесмена Тэсима Икуро: (1910-1973), были самураями, а сам он в юности принял крещение и примкнул к движению бесцерковников — японских христиан, отрицающих церковь и стремящихся обрести связь с Богом через тщательное изучение Священного Писания. Исследователи сходятся в том, что, во-первых, учение Макуя продолжает и развивает идеи Бесцерковного движения, а, во-вторых, в том, что как и другие японские христианские организации, Макуя испытывает на себе значительное влияние японской культуры и является прежде всего ее порождением.

Преемственность Макуя по отношению к Бесцерковному учению проявляется в том, что адепты Макуя считают главным занятием, позволяющим человеку прийти к Богу, толкование Писания. Так же, как бесцерковники, последователи Макуя признают гипотезу об общем происхождении японцев и евреев. Также они считают иудаизм более соответствующим изначальному учению Иисуса Христа, чем христианство, искаженное переводами Библии на греческий и другие языки и церковными институтами. Своеобразие учения Макуя, среди прочего, обуславливается такими практиками, как «говорение на иных языках», исцеление Божьей силой, хождение по огню и др.

Обзор жизненного пути Тэсима Икуро:, истории формирования его учения и движения Макуя, а также анализ проповедей Тэсима показывает, что в его мировоззрении и основанном на нем учении Макуя прослеживаются, в том числе, некоторые базовые идеи Дзэн-буддизма. Проанализированы две проповеди Тэсима Икуро:, где он толкует псалом 90 («Молитва Моисея, человека Божия»), а также стих из Евангелия от Иоанна и рассуждает о жизни, смерти, восприятии времени и о встрече человека с Богом. Так же, как дзэнские мыслители, Тэсима Икуро: считает целью верующего отбро-

сить иллюзии и обрести истинное видение. Согласно базовым постулатам Дзэн-буддизма, подвижник обретает просветление и тем самым выходит из бесконечного круга рождений и смертей, осознает недуальность мира. Для Тэсима Икуро: аналогом просветления становится встреча человека с Богом, после которой человек точно так же перестает ощущать себя рабом времени и оказывается в вечности.

Ключевые слова: Тэсима Икуро:, Макуя, Дзэн-буддизм, японская культура, японские новые религиозные движения.

Автор: Бабкова Майя Владимировна, кандидат философских наук, научный сотрудник Центра японских исследований Института востоковедения РАН (103031, Россия, Москва, ул. Рождественка, 12).

ORCID: 0000-0002-9301-190X

E-mail: maya.babkova@gmail.com

Конфликт интересов

Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.

Zen Buddhist Influence on Makuya Teaching, or "Tabernacle of Christ"

M. V. Babkova

Abstract

Makuya, or "Tabernacle of Christ" is a Japanese new religious movement and a neo-Christian religion with some Zionist elements. Its founder, businessman Teshima Ikuro (1910-1973), had samurai ancestors. In his youth, he was baptized and joined the non-church movement — Japanese Christians who reject the church and seek to connect with God through a thorough study of the Holy Scriptures. Scholars agree that, firstly, the Makuya teaching continues and develops the ideas of the non-church movement, and secondly, that, like other Japanese Christian organizations, Makuya is significantly influenced by Japanese culture and is primarily its product.

Makuya continues the non-church movement as its adherents consider the interpretation of the Holy Scripture the main occupation that allows a person to come to God. Just like the non-church believers, Makuya followers accept the hypothesis of a common origin of the Japanese and the Jews. They also consider

Judaism more in line with the original teachings of Jesus Christ than Christianity, which has been distorted by translations of the Bible into Greek and other languages and church institutions. The originality of Makuya teaching, among other things, is determined by such practices as "speaking in tongues", divine healing, walking on fire, etc.

An overview of the life of Teshima Ikuro, the history of the formation of his teaching and the Makuya movement, as well as an analysis of Teshima's sermons show that some ideas of Zen Buddhism can be traced in his worldview and the Makuya teaching based on it. Two sermons by Teshima Ikuro are analyzed: one where he interprets Psalm 90 ("The Prayer of Moses, the Man of God"), as well as a verse from the Gospel of John. Teshima talks about life, death, the perception of time, and the meeting of person with God. Just like Zen authors, Teshima Ikuro considers the goal of the believer to cast aside illusions and gain true vision. According to the basic postulates of Zen Buddhism, the ascetic gains enlightenment and thereby leaves the endless circle of births and deaths, realizes the non-duality of the world. For Teshima Ikuro, the meeting of a person with God becomes an analogue of enlightenment, after which a person similarly ceases to feel enslaved by time and finds himself in eternity.

Keywords: Teshima Ikuro, Makuya, Zen Buddhism, Japanese culture, Japanese new religious movements.

Author: Babkova Maya V., Candidate of Philosophy, Research fellow, Center for Japanese Studies, Institute of Oriental Studies of RAS (12, Rozhdestvenka Street, Moscow, Russia, 103031).

ORCID: 0000-0002-9301-190X

E-mail: maya.babkova@gmail.com.

Conflict of Interests

The author declares the absence of the conflict of interests.

Важное явление японской культуры ХХ в. — так называемые «новые религиозные движения», или «новые религии» (ШжШ, синсю:кё:)1. Вероучения большинства из них синкретичны2, но если

1 Строго говоря, в Японии принято называть так все религиозные организации, зарегистрированные после середины XIX в., но их значение в ХХ в. нисколько не уменьшилось, а возможно и увеличилось. Это же справедливо и для ХХ! в. Количество исследований, посвященных как новым религиям Японии в целом, так и отдельным движениям, велико; см. напр. работы Гарри Томсена [Thomsen 1963], Симадзоно Сусуму [Shimazono 2001], Питера Кларка [Clarke 2000] и многих других.

2 Так, Г. Е. Светлов отмечает, что это одна из их определяющих черт. [Светлов 1994, с. 62]

некоторые можно условно отнести к неосинтоизму, необуддизму или неохристианству, то другие представляют собой полностью оригинальные учения. Среди неохристианских японских новых религиозных движений выделяется основанное в 1948 г. японским бизнесменом Тэсима Икуро: 1910-1973) движение Макуя, то есть «Скиния Христа» (об этом названии речь пойдет ниже). Его адепты имеют чрезвычайно тесные связи с Израилем. Они считают, что свое истинное учение Иисус Христос проповедовал древним евреям на Святой земле, и как следствие, современные евреи имеют больше возможностей, чем другие народы, соприкоснуться с неискаженной последующими веками и церковными институтами истиной. В отличие от других неохристианских религиозных движений Японии, последователи Макуя не признают крест, но среди их культовых предметов важное место занимает менора. Они совершают паломничества в Израиль, учат иврит, уделяют огромное внимание толкованию Священного Писания и, казалось бы, ориентированы на иудеохристианс-кую парадигму. При этом Б. Ирхарт и Э. Мита справедливо подчеркивают, что Макуя, как и другие японские новые религиозные движения, прежде всего является продуктом японской культуры [Earhart, Mita 1999, p. 399]. Внимательный взгляд на жизнь Тэсима Икуро: и на проповедуемое им учение, анализ его текстов подтверждают тезис о том, что для него характерен образ мышления носителя культуры Японии. В том числе, становится видно, что его мировоззрение включает опору на базовые установки Дзэн-буддизма. Личности Тэсима Икуро: учению Макуя, а также ответу на вопрос о том, в чем заключается влияние Дзэн на трактовку Тэсима Священного Писания, посвящена настоящая статья.

Жизненный путь Тэсима Икуро: : годы до Откровения

Будущий основатель движения Макуя родился в 1910 г. Тэсима Икуро: принадлежал к древнему самурайскому роду, обосновавшемуся в префектуре Кумамото на острове Кюсю. Его отца после окончания учебы в Кумамото отправили служить чиновником в городок Дайто в районе Охара префектуры Симанэ. Там и родился Тэсима Икуро:. О его отце также известно, что он был очень благочестив и ревностно соблюдал обычаи синто. Мать Тэсима Икуро: происхо-

дила из семьи Саката (ЙИ) и была выпускницей средней школы для девочек в Кумамото.

Значимое событие в жизни юного Тэсима Икуро: произошло, когда ему было 12 лет. Старшая сестра взяла его с собой в баптистскую церковь в Кумамото, и там он впервые открыл для себя Евангелие. Нужно сказать, что в Японии, как сейчас, так и в первой половине ХХ в., протестантизм был крупнейшим по количеству приверженцев направлением христианства3. В период активного распространения в стране (70-е гг. XIX вв.) протестантские деноминации позиционировали себя как единая «Церковь Христова» (^У а в 1890 г. был образован Японский баптистский союз. Как и другие протестанты, баптисты создавали дома приюта, больницы и школы, где приобщали японских детей к своей вере. При этом баптисты убеждены, что принимать крещение следует сознательно и добровольно, уже во взрослом возрасте, и Тэсима Икуро: приветствовали как самого «правильного» новичка. Побывав раз на церковном собрании, Тэсима Икуро: получил такое сильное впечатление, что увлекся баптизмом и в 17 лет тайно крестился. Отец, узнав об этом, принял его решение достаточно благосклонно, рассудив, что в современной Японии «учение Иисуса» (ЩШШ, Ясо кё: — одно из японских названий христианства) не так уж плохо. В год крещения Тэсима Икуро: был студентом 4 года обучения коммерческого училища Кумамото. Туда он поступил по настоянию отца и был крайне недоволен этим, ведь предки Тэсима были самураями, и в роду торговля и бизнес считались презренными занятиями. С точки зрения Икуро:, его учеба в коммерческом училище знаменовала собой падение дома Тэсима. Однако, как отмечал впоследствии его сын, вполне вероятно, что именно благодаря среде, в которой оказался Тэсима Икуро:, он продолжил сближение с христианством и спустя несколько лет после поступления сам стал христианином [Teshima Jacob Yuro 1999].

После обучения в Кумамото Тэсима Икуро: отправился в коммерческое училище в Нагасаки и там познакомился с ярким проповедником, автором множества текстов и лидером христианского движения «Облачный столп» Кумо-но хасира) Кагава Тоёхико (Ш)ЧШШ,

3 О христианстве в Японии вообще и в начале ХХ в. см. напр.: [Caldarola 1979], [Бер-това 2017].

1888-1960)4. Тэсима Икуро: некоторое время был главой отделения «Облачного столпа» в Нагасаки. Также он вошел в исполнительный комитет соревнования бойскаутов, организованного Христианской ассоциацией молодых людей (Young Men's Christian Association, YMCA). И то, и другое дало ему опыт административной деятельности, на который он смог опираться позже, уже создавая свое собственное религиозное движение. Тогда же Тэсима Икуро: познакомился с Сато: Садакити Ш^, 1887-1960), Асано Дзюнъити (Ш? Ш^, 1899-1981), Цукамото Торадзи (Щ^ J^—, 1885-1973) и другими христианскими проповедниками Японии ХХ в. Цукамото Торадзи был адептом Бесцерковного учения Утимура Кандзо: (H^f , 1861-1930) и приобщил к нему Тэсима Икуро:. Утимура Кандзо: был одним из самых ярких христианских проповедников Японии рубежа XIX-XX вв. Основанное им Бесцерковное движение (М^^^Щ, Мукё:кайсюги, другой возможный перевод — «Нецерковное движение») ставило во главу угла внимательное изучение Библии как главное средство обретения религиозного опыта и налаживания контакта с Всевышним посредством личной веры5. Как отмечает А. Д. Бертова, Бесцерковное движение «стало протестом против снисходительного отношения к японским верующим западных миссионеров, навязывающих свои представления о церковной иерархии и собственном превосходстве. Основной целью Утимура было возвращение к апостольскому христианству и христианской духовности первых веков нашей эры» [Бертова 2019, с. 145]. Связь Тэсима Икуро: с бесцерковниками продолжалась много лет, и даже основав свое собственное религиозное движение, он в чем-то остался приверженцем их учения6.

4 Кагава Тоёхико родился в Кобэ, рано осиротел и уже в молодости отошел от буддизма, который исповедовали его родные. Он принял крещение и получил образование теолога. Занимал очень активную жизненную позицию, основывал больницы, школы, церкви, много писал. Кагава Тоёхико пытался найти решение проблем бедных слоев населения Японии (его книги «Перед зарей» и «Психология бедности» вызвали широкий общественный резонанс). Во время Второй мировой войны вел антивоенную пропаганду. Подробнее о его жизни и деятельности см. [МиШга 2007].

5 Сам Утимура Кандзо: был крещен как протестант-методист, но вскоре отошел от методизма. Поскольку бесцерковники не признают ни института церкви, ни таинств, включая крещение, их движение считают особым изводом христианства, не относящимся ни к католичеству, ни к протестантизму.

6 Прежде всего, это касается убежденности Тэсима Икуро: в приоритете чтения и толкования Библии перед всеми другими занятиями для христианина. Кроме того, Тэсима

В 21 год Тэсима Икуро: провалил вступительные экзамены в Токийский университет торговли7, и эта неудача повлияла на его дальнейшую жизнь. Во-первых, он был настолько огорчен, что оказался в состоянии психологического кризиса, который, в свою очередь, спровоцировал его на активные духовные поиски. Во-вторых, в доме профессора Асано, где Тэсима Икуро: останавливался, пока был в Токио, он начал изучать иврит. На следующий год он вернулся в Кумамото и начал преподавать в том самом коммерческом училище, которое закончил сам. Следуя примеру Кагава Тоёхико, он заботился о детях бедняков. Параллельно Тэсима Икуро: вел группу по изучению Библии. И если от первого ему вскоре пришлось отказаться (маленькая зарплата оставляла мало возможностей для благотворительности), то второе — толкование Писания — стало его основным занятием на протяжении всей дальнейшей жизни. В этот период Тэсима Икуро: встретил свою будущую жену, Тэруё (Ш№). Её отец, Судзуки Такаси й^), был пастором Японской Церкви Христа в южнокорейском Пусане8, а в Кумамото Тэруё попала по рабочим делам. Икуро: с Тэруё познакомились в церкви, и в 1935 г. они обвенчались.

Наступил 1937 г., и началась Японо-китайская война. В то время Тэсима Икуро: среди прочих дел возглавлял студенческий клуб по планеризму. Он получил удостоверение инструктора и собирался провести на горе Асо соревнования по планеризму в рамках Олимпийских игр в Токио 1940 г.9 В силу своих убеждений, воевать Тэсима Икуро: не хотел и, чтобы уклониться от солдатской службы, поступил в Токуму-кикан, особую военную организацию Японской армии, которая занималась разведкой, шпионажем и проводила различные тайные операции на оккупированных территориях и в районах ведения боевых действий. Тэсима Икуро: работал с местным населением Северного Китая, однако его мягкое и уважительное обращение с подопечными ему китайцами навлекло на него неудовольствие начальства. В 30 лет

Икуро: вслед за Утимура Кандзо: рассуждал о родстве японского и еврейского народов.

Об этом см. ниже.

7 Ставший позже Университетом Хитоцубаси Хитоцубаси дайгаку).

8 Японская Церковь Христа (В Нихон Кирисуто кё:кай) — крупная пресвитерианская организация в Японии.

9 Эти соревнования должны были стать первыми в истории соревнованиями по планеризму в рамках Олимпийских игр. Но в 1938 г. Япония отказалась от проведения игр, они были перенесены в Хельсинки и из-за Второй мировой войны так и не состоялись.

Тэсима Икуро: был отправлен на передовую в провинцию Шаньси, но не воевал, а просидел около трех недель в армейском изоляторе, после чего был выслан. В тюрьме он читал карманное Евангелие от Иоанна и находил в нем утешение. По мнению Тэсима Ю:ро:, все эти события также оказали большое влияние на судьбу и мировоззрение его отца [Teshima Jacob Yüro 1999, p. 6].

К 1940 г. Тэсима Икуро: оказался в Пусане. Сначала он устроился на работу в небольшую контору под названием «Татэиси сё:кай» Й^), а в 1941 г. основал компанию «Тё:сэн кэйгокин» (ВД&^Й^^, «Легкие сплавы Чосона», т.е. Кореи), которая специализировалась на переработке и повторном использовании дюралюминия. Идея создания такой фирмы возникла еще раньше, когда Тэсима Икуро: имел дело с планерами и заинтересовался сплавами, из которых их делали. Четыре года Тэсима Икуро: развивал бизнес, а в 1945 г. основал другую компанию: «Мо:кё: киндзоку ко:гё:» (Ш^&Ш^Ш, «Металлургический завод Мэнцзяна», где Мэнцзян — район Внутренней Монголии). Однако завод функционировал недолго: с окончанием войны Тэсима Икуро: вернулся в Японию. После этого он продолжил предпринимательскую деятельность и на деньги, которые он привез с собой из Монголии, открыл продовольственную фирму и ресторан, просуществовавший до 1950 г. Тогда Тэсима Икуро: был одним из богатейших жителей Кумамото и интересовался политикой. Он принадлежал к правому крылу Социалистической партии Японии и даже планировал баллотироваться на выборах, но его однопартийцев больше интересовали его деньги. Осенью 1949 г. Тэсима Икуро: был избит на собрании отделения Социалистической партии и больше не имел с ней дела.

Побег на гору Асо и начало движения Макуя

В 1947 г. оккупационные власти приказали закрыть начальную школу Кэйтоку (ШШЬ^К, Кэйтоку сё:гакко:) в Кумамото с целью открыть на ее месте другую, среднюю, школу. Тэсима Икуро: выступил против этого решения. Началось противостояние, конфликт разросся и продолжался больше года. В конце концов был издан приказ об аресте Тэсима Икуро: как человека, неугодного американским военным. Тогда он бежал из дома и укрылся на горе Асо, той самой, где когда-то занимался планеризмом. Период отшельничества длился

недолго, вскоре Тэсима Икуро: вернулся домой. Но оттуда, из своего одиночного странствия, полного молитв и сосредоточенных размышлений, он вынес убеждение, что людям в Японии не хватает не земной пищи, но божественного слова. Это и стало главным Откровением в его жизни, раз и навсегда изменившим его чаяния и устремления. Тэсима Икуро: сосредоточил все свои помыслы на проповеднической деятельности. С октября 1948 г. Тэсима Икуро: начал выпускать журнал «Свет жизни» «Сэймэй-но хикари», англ. «Light

of Life»), который община Макуя издает и по сей день10. Строго говоря, журнал выходил с декабря 1947 г. под названием «Жизнь» «Сэймэй») и позиционировал себя как печатное издание Бесцерковного движения на Кюсю.

Тэсима Икуро: собирал сотрудников своей фирмы на лекциях, где он, как адепт Бесцерковного движения, толковал Библию. Постепенно аудитория этих встреч расширялась. А 3 ноября 1950 г. произошло событие, сыгравшее ключевую роль в истории движения Макуя. Во время лекции Тэсима Икуро: пришел в крайне возбужденное эмоциональное состояние. Оно передалось его слушателям, и все собравшиеся испытали религиозный экстаз: люди плакали, говорили «на иных языках»11 и испытывали глубокую эмоциональную связь с Богом, ощущая Его любовь. С тех пор Тэсима Икуро: убедился в важности не только рационального постижения смысла текста Библии, но и обретения верующими особого состояния сознания, в котором они могли бы чувствовать присутствие Святого Духа. В годовщину той лекции адепты Макуя до сих пор отмечают праздник Сошествия Святого Духа (SM^^f^Xf, Макуя пэнтэкосутэ).

Когда о религиозном опыте, переживаемом участниками собраний Тэсима Икуро:, узнал Цукамото Торадзи, его главный наставник среди бесцерковников, он сперва отнесся к этому положительно. Однако позже в общине бесцерковников поднялись горячие споры о том, является ли благословением свыше дар языков, и стоит

10 Сейчас он печатается тиражом приблизительно в 300 тысяч экземпляров, кроме того, многие материалы журнала вывешиваются на сайте Макуя.

11 «Дар языков», он же «дар говорения на языках», или глоссолалия, — в целом бессмысленная речь, в которой могут присутствовать отдельные значащие слова и словосочетания. Ряд христианских деноминаций, в том числе, пятидесятники, считают ее одним из даров Святого Духа.

ли практиковать на встречах божественное исцеление12. В конце концов, Тэсима Икуро: был вынужден объявить о независимости своего проповедничества от Бесцерковного движения. Около 1953 г. появилось название «Макуя». Слово «макуя» (Ц¥М) — японский перевод древнееврейского слова мшикан (рфа), означающего «шатер, палатка». В греческом переводе Ветхого Завета используется слово скэнэ (oK^vn) с тем же значением, от которого происходит русское слово «скиния». Так назывался еврейский походный храм, где во времена Исхода совершали жертвоприношения и хранили ковчег завета13. Полностью религиозное движение, основанное Тэсима Икуро:, называется «Скиния Христа» {^У^У^Щ М, Кирисуто-но макуя). На русском языке оно также известно как «Ковчег Завета». Кроме того, c 1958 г. появилось название «движение Изначального Евангелия» (ЩМ^н^ЖШ, гэнси фукуон ундо:), потому что Тэсима Икуро: еще в 1950 г. провозгласил лозунг «Вернемся к изначальному Евангелию Иисуса Христа» ^MfeWt^'Jtt^, Иэсу дзидай-но гэнси фукуон-но каэрэ)14 [Teshima Jacob Yuro 1999]. Этим он хотел сказать, что Иисус Христос принес людям благую весть о спасении, и теперь человечеству нужно вновь обратиться к его учению напрямую, минуя наслоения веков и народов, христианскую церковь как организацию. Таким образом, Тэсима Икуро: сохранил преемственность по отношению к бесцерковникам, а полное название основанного им нового религиозного движения — движение Изначального Евангелия: скиния Христа. Остается добавить, что официальное название зарегистрированной в Японии религиозной организации членов Макуя — «Курсы по изучению Священного Писания Христа» Кирису-

то сэйсё дзюку).

Первое время деятельность Макуя, то есть Тэсима Икуро: и его ближайших сподвижников, ограничивалась территорией Кумамото и близлежащих районов Кюсю15. В 1958 г. Тэсима Икуро: потратил 1 млн иен на то, чтобы напечатать специальный выпуск журнала

12 Об этой практике Макуя см. ниже.

13 По образцу скинии собрания был построен Иерусалимский храм.

14 Makuya official website: https://www.makuya.or.jp

15 Тэсима Юро отмечает, что в Кумамото тогда было не больше 50 членов Макуя, а в Нагасаки и в целом по северным областям Кюсю — около 30. [Teshima Jacob Yuro 1999, p. 14]

«Свет жизни» (это был 101-й его номер) и разослать его христианским организациям по всей стране16. После этого движение Макуя приобрело популярность, и вскоре были открыты многочисленные отделения, в том числе, в Токио, Осаке, Нагое и на Хоккайдо. Современная численность адептов Макуя не поддается точным подсчетам17, но по разным оценкам она составляет от 50 до 60 тысяч человек [Earhart, Mita 1999, p. 399].

В январе 1951 г. умерла Тэруё, а в 1953 г. Тэсима Икуро: женился на Коно Тиёко (M5f ^PW^), одной из своих учениц. А через пять лет, в 1958 г. он впервые совершил практику хождения по огню в буддийском храме близ Кумамото. Как христианин, Тэсима Икуро: отрицал возможность проверки Бога, но он решил проверить свою собственную веру. Травм и ожогов не было. С тех пор адепты Макуя практикуют хождение по огню.

В 1961 г. Тэсима Икуро: совершил кругосветное путешествие, в ходе которого впервые посетил Израиль, страну, которая так много значила для него. Тэсима Икуро: разделял с Утимура Кандзо: идею об особом родстве японцев и евреев — духовном, а возможно и генетическом. Гипотезу о том, что японцы — потомки потерянных колен Израилевых, высказывали некоторые христианские миссионеры18, и хотя ученые ее опровергли, она до сих пор имеет некоторый вес в отдельных общинах, в частности, в Макуя. После путешествия Тэсима Икуро: начались паломничества студентов Макуя на территорию Израиля: с 1962 г. их набралось более 1000 человек19. Подробное рассмотрение деятельности Макуя в Израиле не входит в рамки настоящей статьи, но необходимо отметить, что адепты Макуя сделали и делают до сих пор очень много для культурного обмена и развития сотрудничества между двумя странами. Широкий общественный резонанс получила организация демонстрации с участием 3000

16 Ibid.

17 В Макуя нет строгой процедуры включения в общину новых адептов, и непонятно, как проводить подсчеты. Считать ли, например, детей членов общины, которые посещают собрания вместе со старшими родственниками, но совершенно не вникают в суть учения и на собраниях преимущественно спят или утыкаются в гаджеты.

18 Среди них Николас Маклеод (по некоторым источникам, его звали Норман; годы его жизни неизвестны, раб. 1868-1889), Накада Дзюдзи (ФШ Шп, 1870-1939), Саэки Ёсиро (feiâ 1871-1965) и др. О них и о теории единого происхождения японцев и евреев см. [Бертова 2019]

19 Makuya official website. https://www.makuya.or.jp

человек в поддержку Израиля, которую организовал Тэсима Икуро: в 1973 г., когда началась арабо-израильская Война Судного дня20. Тэсима Икуро: был болен циррозом печени, и участие в шествии усугубило тяжесть его состояния. Тем не менее, он продолжал проводить собрания членов Макуя. Свою последнюю проповедь он произнес для ближайших учеников перед самой смертью, 25 декабря 1973 г.

Учение и образ жизни Макуя

Самый надежный источник для изучения основ веры Макуя — журнал «Свет жизни». C 1948 г. до самой смерти Тэсима Икуро: лично редактировал материалы для него. По словам его сына, Тэсима Якоба Ю:ро: (ЩШ^^У 1942), все номера до 280-го (1974 г.)

могут служить надежным источником информации о том, каких взглядов придерживался сам Тэсима Икуро:, а все, что было издано позже, отражает точку зрения других членов Макуя, авторов и редакторов журнала [Teshima Jacob Yuro 1999, p. 4]. Помимо этого издано множество книг Тэсима Икуро:. Среди них Тэсима Якоб Ю:ро: выделяет три: «Любовь Святого Духа» (ШШЮ'Ш, «Сэйрэй-но аи», 1950, первая книга Тэсима Икуро:), «Мост в будущую жизнь» it®, «Райсэ-э-но какэхаси», 1954) и «Невинная любовь» (М^^Й, «Муку-но аи», 1959) — как те, из которых лучше всего можно понять мировоззрение его отца [Teshima Jacob Yuro 1999, p. 19].

Учение Макуя продолжает и развивает доктрину японских бесцерковников и полагает главной задачей каждого человека обретение личного религиозного опыта встречи с Богом. Такой опыт, с их точки зрения, можно обрести где угодно и в любой момент, но по воскресеньям они проводят общинные собрания, где читают лекции, толкующие Священное Писание, молятся, входят в особое состояние религиозного экстаза, обсуждают насущные проблемы друг друга и оказывают друг другу посильную помощь. При этом они чрезвычайно дружелюбны и открыты для всех людей, независимо от их пола, возраста, происхождения и социального статуса21. На собрания Макуя можно прийти, можно просто посидеть послушать, можно

20 Официально Япония тогда была на стороне арабов из-за их нефти.

21 В настоящее время, помимо Японии и Израиля, есть общины Макуя в США, Канаде, Дании, Франции, Бразилии, Испании, Китае, Южной Корее и в некоторых других странах.

рассказать о себе, можно заявить о желании вступить в общину. Во многом именно поэтому невозможно точно подсчитать численность членов Макуя. Поскольку церкви отрицаются, собрания Макуя проходят в арендованных помещениях или частных домах. Сперва, когда Тэсима Икуро: только начинал свою оригинальную проповедническую деятельность, участники сидели на европейских стульях. Однако когда в Макуя появились такие религиозные практики, как мелкая тряска, во время которой молящиеся входили в измененное состояние сознания и, по мнению Тэсима Икуро:, ощущали присутствие Святого Духа, люди стали падать с этих стульев. И в последние годы его жизни он проводил встречи в помещениях, где люди либо стояли, либо сидели на подушках на полу. В наше время на том собрании, на котором довелось побывать мне (в 2019 г.), члены общины сидели на стульях, но во время песнопений и молитв, включающих движения и тряску, все вставали.

Среди всех занятий Изучение Писания стоит на первом месте для адептов Макуя, поскольку оно позволяет постичь истинный смысл изначального Евангелия Иисуса Христа. С точки зрения приверженцев Макуя, для раскрытия истины, которую проповедовал Иисус Христос, необходимо обратиться к версии Писания, существовавшей до перевода на греческий (и тем более латинский) язык. Поэтому они очень усердно изучают иврит, публикуют словари и исследования по иудаике. Появление государства Израиль члены Макуя вслед за Тэсима Икуро: считают исполнением древних библейских пророчеств и ежегодно совершают паломничества в Иерусалим. Кроме того, адепты Макуя принимают еврейские имена. Примечательно, что сам Тэсима Икуро: взял имя Авраам, тем самым заявив о преемственности по отношению к праотцу, заключившему Завет с Богом.

Одновременно Макуя с большим уважением относятся ко всему японскому. Тэсима Икуро: считал, что та форма христианства, которую он проповедует, является оригинальным японским христианством, позволяющим возродить «живой дух Ямато» Ямато тамасий). Обычаи, традиции и религиозные представления японцев допустимы и хороши (так же, как различные взгляды людей вообще).

Что касается повседневной жизни, то Макуя соблюдают субботу, зажигают свечи в пятницу вечером, едят халу и кошерную еду, хотя их правила несколько отличаются от классических иудейских. По праздникам и прочим важным для общины поводам Макуя устраивают

ВаЬ^уа М. V. Zen 1цАиепсе оп МаЫуа Teaching

шествия. Они рисуют на флагах, стягах и прочих предметах менору, поскольку крест, по мнению Тэсима Икуро:, слишком живо напоминает о мучениях Иисуса Христа. Кроме того, обязательно присутствует японский флаг. Макуя поют песни, танцуют, и их демонстрации и празднества представляют собой очень яркое и запоминающееся зрелище.

Макуя и японская культура

Выше уже неоднократно встречались упоминания о влиянии того или иного аспекта японской культуры на мировоззрение Тэсима Икуро: и учения Макуя. Приведем еще несколько важных фактов.

Род Тэсима ведет свое происхождение от одного из самураев, жившего в период Намбокутё (1336-1392 гг.). Как и в любой другой японской семье, в семье отца Тэсима Икуро: к предкам относились чрезвычайно почтительно, и Икуро: воспитывали в духе самурайской этики. Кроме того, уже упоминалось, что его отец придавал большое значение почитанию родных богов. Приняв крещение, Тэсима Икуро: с одной стороны, стал христианином, то есть объявил о своей исключительной приверженности Иисусу Христу и недопустимости для себя языческих политеистических представлений. С другой стороны, он остался верным сыном своего отца и продолжателем рода, рассматривал свою миссию христианина как самурайское служение, только теперь Христу, а культурное наследие родной страны воспринимал как важнейшую основу для этого служения.

Вероучение бесцерковников, которые, как было сказано выше, ставили своей целью создание истинно японского христианства, оказало сильнейшее влияние на Тэсима Икуро:. Как одно из следствий стремления доказать совместимость традиционной японской культуры и христианства без посредничества европейских миссионеров, Тэси-ма Икуро: начал толковать Библию в кимоно. Японскую одежду он стал носить из соображений экономии в неблагополучные годы после смерти первой жены. Однако начав проповедовать в ней, он понял, что такой непривычный для него облик созвучен его убеждениям. Затем, с тех пор как Тэсима Икуро: убедился, что европейские стулья и скамьи на манер церковных не подходят для проведения собраний его учеников, он стал проводить встречи в помещениях, убранных в японском стиле. Это тоже оказалось практическим решением, гармонирующим с его мировоззрением.

По воспоминаниям Тэсима Якоба Ю:ро:, его отец был убежден, что истинно японское христианство возможно построить только на уважении к японским верованиям. Он рассматривал японскую религию (нихон сю:кё:) как Ветхий Завет, который нужно дополнить Новым Заветом — изначальным Евангелием Христа. Тэсима Икуро: обращался к хроникам «Кодзики» и «Нихон сёки», утверждая, что эти тексты вовсе не противоречат его призыву к современным японцам уповать на Духа Святого [Teshima Jacob Yuro 1999, p. 24]

Поблизости от Кумамото, где жил и проповедовал Тэсима Икуро:, находился храм Кияма Фудо (^Ш^Ш). Каждый февраль все желающие могли приехать туда и пройти босиком по углям. Считалось, что это обеспечивает здоровье и благополучие в грядущем году. Как христианин Тэсима Икуро: не мог согласиться на то, чтобы испытывать Господа — обожжет он ему ступни или нет. Но ему пришла в голову идея проверить собственную веру, выяснить, насколько он готов, например, принять мученическую смерть. Он приехал в храм и прошел по углям, полностью уповая на божественную милость. Опыт оказался положительным, и с тех пор в Макуя практикуется хождение по углям.

Как уже было упомянуто выше, в Макуя практикуется также божественное исцеление. Божественное исцеление (на японском ^Ш, синъю) — исцеление верующего силой Божией через возложение рук и молитву, в настоящее время оно считается одним из методов альтернативной медицины. Божественное исцеление есть в ряде христианских деноминаций, но одновременно эта практика сближает Макуя с другими японскими новыми религиозными движениями (например, она есть в неосинтоистском Тэнри-кё:, где исцеляет главное почитаемое божество — Тэнри О-но-микото)22. Тэсима Якоб Ю:ро: вспоминает, что в детстве отец однажды отвел его к синтоистскому целителю, чтобы тот помолился и помог ему избавиться от ярости, приводившей к истерикам. После визита к целителю истерики мальчика чудесным образом прекратились [Teshima Jacob Yuro 1999, p. 26]. Это произошло в 1946 или 1947 г., и означает, что Тэсима Икуро:, тогда еще

22 Надо мной совершали эту практику и в общине Тэнри-кё:, где мне в 2005 г. лечили таким образом простуду, и в общине Макуя в 2019 г.: там моя знакомая, которая меня туда привела, провела руками над моей головой и плечами, читая при этом молитву о моем здоровье и исполнении моих желаний.

учитель-бесцерковник, видел в синтоистских молитвословиях канал связи со Всевышним.

А. Д. Бертова пишет: «Как и его предшественники, Тэсима полагал, что только японцы способны понять истинное содержание Священного Писания, скрытое от западных проповедников, причем должны сделать это через изучение иудаизма». [Бертова 2019, с. 149]. Поэтому адепты Макуя прилагают усилия к тому, чтобы побудить японцев сближаться с иудеями. На сайте Макуя есть видеозапись беседы иудейского раввина с представителем общины Макуя (от 13 мая 2021 г.), во время которой они обсуждают возможность распространения в Японии субботы. Ведущий передачи спрашивает, как совместить шаббат с японским трудолюбием, и раввин отвечает, что с учетом специфики японского мировосприятия, достаточно будет уделять мыслям о Боге и общению с семьей хотя бы два часа в течение субботнего дня23.

Таким образом, и при жизни Тэсима Икуро:, и сейчас движение Макуя было и остается тесно связанным с японской традиционной культурой и открыто признает ее значимость для своего вероучения и практического образа жизни.

Дзэнское влияние в проповедях Тэсима Икуро:

Известно, что Тэсима Икуро: высоко ценил состояние медитативного сосредоточения. Об этом также пишет Тэсима Якоб Ю:ро:. По его свидетельству, Тэсима Икуро: призывал своих учеников находить время на сосредоточение с закрытыми глазами (BKffi, мэйсо:) и поощрял их занятия медитацией. Кроме того, в проповедях Тэсима Икуро: обращался к наследию дзэнских подвижников: как говорит Тэсима Ю:ро:, особенно ему нравились Хакуин Экаку ( Й Ht Ш Ш, 1686-1769) и Рё:кан Тайгу (А% ^Ш, 1758-1831) [Teshima Jacob Yuro 1999, p. 26]. Хакуин — пожалуй, один из самых влиятельных наставников японского Дзэн-буддизма, — принадлежал к традиции Риндзай. Он разработал метод обучения с помощью коанов24, который до сих пор используется в дзэнских монастырях и в Японии, и по всему миру. Рё:кан — мыслитель, который воспринял линию пере-

23 Makuya official website. https://www.makuya.or.jp

24 Коан яп. ко:ан) — короткая парадоксальная история или даже одна фраза, сосредоточение на которой провоцирует дзэнского подвижника испытать просветление.

дачи учения Со:то:, восходящую к Эйхэй До:гэн (Ж¥ Шж>, 12001253). Рё:кан был очень хорошо образован, знаком с трудами До:гэн и опирался на них в своих собственных сочинениях. Ниже следуют примеры из проповедей Тэсима Икуро:, где он, во-первых, прямо упоминает Хакуин, а во-вторых, трактует переход от жизни земной через смерть к жизни небесной очень похожим образом на то, как дзэнские наставники, в том числе До:гэн, рассуждают о просветлении, жизни и смерти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Люди обречены вечно балансировать на грани между жизнью и смертью. Так Тэсима Икуро: учил в проповеди 1956 г., впоследствии опубликованной на английском языке под названием «Вечно на грани между жизнью и смертью» («Standing on the Eternal Shore between Life and Death»)25. Текст представляет собой толкование псалма 90 (89 в русском Синодальном переводе), «Молитвы Моисея человека Божия». С точки зрения Тэсима Икуро:, речь в псалме идет о том, что только испытав смерть, человек может по-настоящему научиться жить. «Только познав вечность, — рассуждает дальше Тэсима Икуро:, — можно разобраться с вопросом о том, что такое время». Он уподобляет жизнь острову, на котором рождаются люди. Вокруг острова бушует неведомый им океан вечности. Постичь суть океана вечности с помощью человеческого разума невозможно. Но когда человек приходит к Богу, он обретает истинное видение. Тогда, будучи с Богом и в ведении Бога, человек спокойно перемещается между прошлым, настоящим и будущим, одновременно ощущая себя живущим в вечности. Далее Тэсима Икуро: опровергает столь важный для буддизма и всей японской культуры закон взаимозависимого возникновения вещей. Он пишет, что не нужно ограничивать себя его рамками, нужно понимать, что Бог выше прошлого и настоящего, Он может в одно мгновение отменить и изменить всю цепочку причин и следствий. Люди, которые верят в Бога, живут вне времени, поэтому они не страшатся будущего, а воспринимают его как источник вечной жизни.

Лекция Тэсима Икуро: по Священному Писанию 1964 г. называется «Смерть и жизнь — одно» (^¿^Й—о). Тэсима Икуро: толкует слова Евангелия: «Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам:

25 Makuya official website. https://www.makuya.or.jp

если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». (Иоанна 12:23-25)26 Согласно толкованию Тэсима Икуро:, истинная, бьющая ключом, жизнь Иисуса Христа наиболее ярко проявилась в последние дни перед его мученической смертью. Человек же может прожить долгую жизнь, но так и не обрести веру, не встретить Бога, и такая жизнь останется нераскрытой, подобно не павшему в землю зерну; а может испытать смерть, прочувствовать ее, и возродиться духовно для жизни вечной. Тэсима Икуро: анализирует древнееврейские и греческие слова, которыми записан текст Библии, и пишет, что тот, кто будет привязан к своей земной жизни, в которой мы испытываем физические ощущения и эмоции (Ш^Й^^, кан-какутэкина иноти, букв. «чувственную жизнь»), погибнет для жизни вечной. Тэсима Икуро: пишет: «Дзэнский наставник Хакуин, живший в эпоху Эдо, говорил молодежи: "Молодые люди, если вам все равно предстоит умереть, умрите сейчас. Раз умерев, второй раз вы уже не умрете". Те, кто однажды умер в этом мире, не боятся критики и преследований этого мира. Умершие не умирают повторно, поэтому им не о чем тревожиться или беспокоиться. Когда говорят, что умершие сильны, имеют в виду как раз это. Для тех, кто живет в вере, жизнь и смерть суть одно, они лицевая и изнаночная стороны одного и того же явления»27.

В обеих проповедях Тэсима Икуро:, по сути, призывает отказаться от иллюзорного восприятия действительности, что крайне характерно для японского Дзэн-буддизма. Дзэнские наставники трактуют просветление как акт, в котором подвижник обретает способность видеть мир таким, каков он на самом деле. Для Тэсима Икуро: вместо просветления ту же роль выполняет приход человека к Богу.

Трактат До:гэн «Рождение и смерть» (4.^, «Сё:дзи», XIII в.) начинается со слов: «Если в жизни и смерти есть Будда, жизни и смерти нет...» [цит. по: Бабкова 2016, с. 249]. До:гэн рассуждает о бесконечном круговороте рождений и смертей. Он говорит, что тот, кто забудет о своем теле и о своем «я», сумеет выйти из него. Точно так же и Тэсима Икуро: говорит о том, что нужно забыть о своей земной

26 Здесь и далее цитаты из Библии даны по тексту [Библия WEB].

27 Makuya official website. https://www.makuya.or.jp

жизни. Парадоксальным образом, когда Тэсима Икуро: критиковал буддийский закон воздаяния, он трактовал усилия человека, которые необходимы для того, чтобы прийти к Богу, так, как До:гэн трактовал усилия человека, которые необходимы для того, чтобы прийти к просветлению. Для До:гэн убеждение в том, что просветление недостижимо в силу каких-то причин, пагубно: человек должен не размышлять о том, суждено ему обрети просветление или нет, а подвижничать изо всех сил, и тогда исконно присущая ему природа Будды непременно проявится (ср. слова Тэсима Икуро: о том, что когда человек приходит к Богу, он обретает истинное видение ситуации, и понимает, что Бог всегда был с ним).

Наконец, с точки зрения дзэнских наставников, над просветленным человеком время больше не будет иметь власть, он выйдет из круга перерождений. Тэсима Икуро: ту же мысль формулирует как то, что человек, пришедший к Богу, больше не будет думать о прошлом, настоящем и будущем.

Заключение

Обращение к жизненному пути Тэсима Икуро: дает возможность наглядно продемонстрировать, что на его формирование как личности и религиозного лидера оказали влияние как родная для него японская культура, так и христианство. В процессе зарождения и оформления движения Макуя Тэсима Икуро: сыграл исключительную роль, будучи его основателем, бессменным лидером до последнего дня жизни и вдохновителем вплоть до нынешнего времени. Учение Макуя представляет собой религиозный синкретизм, где элементы традиционной японской культуры органично переплетены с положениями христианства и вкраплениями иудаизма. При этом в мировоззрении Тэсима Икуро можно проследить влияние дзэнских идей: оно хорошо заметно, если обратиться к его проповедям. Таким образом, японское новое религиозное движение Макуя можно воспринимать как интереснейший пример удачного взаимообогащения культур, когда на японской благодатной почве был привит и вырос росток христианской веры.

Библиографический список

Бабкова М. В. (2016) Наставник созерцания Догэн: жизнь и сочинения: Вместилище сути истинного закона. Москва: Кругъ.

Бертова А. Д. (2017) Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа. Санкт-Петербург: Наука.

Бертова А. Д. (2019) Развитие идеи о духовном родстве японского и еврейского народов в японских христианских организациях. Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. №2. С. 141-158.

Светлов Г. Е. (1994) Новые религии Японии. Этнографическое обозрение. №2. С. 58-70.

References

Babkova, M. V. (2016). Nastavnik sozertsaniya Dogen: zhizn' i sochineniya: Vmestilishche suti istinnogo zakona [Dogen Zenji: Life and Works: Shöbögenzö]. Moskow: Krug. (In Russian).

Bertova, A. D. (2017). Khristianstvo v Yaponii: opyt istoriko-religiovedcheskogo analiza [Christianity in Japan: Attempt of Historical and Religious Analysis]. Sankt-Peterburg: Nauka. (In Russian).

Bertova, A. D. (2019). Razvitie idei o dukhovnom rodstve yaponskogo i evreiskogo narodov v yaponskikh khristianskikh organizatsiyakh [Development of the Idea of Spiritual Kinship Between the Japanese and Jewish Peoples in Japanese Christian Organizations]. Asiatica: Trudy po filosofii i kul'turam Vostoka, 2, 141-158. (In Russian).

Caldarola, C. (1979). Christianity: The Japanese Way. Leiden: Brill.

Clarke, P. B. (2000). Japanese New Religions: In Global Perspective. Richmond: Curzon.

Earhart, H. B., Mita, E. (1999). Makuya: Prayer, Receiving the Holy Spirit, and Bible Study. In Tanabe G. J. (Ed.), Religions of Japan in Practice (pp. 398-411). Princeton: Princeton University Press. https://doi. org/10.1515/9780691214740

Shimazono, S. (2001). Posutomodan no shin shukyö [New Religions in Postmodern Japan]. Tokyo: Döshuppan. (In Japanese).

Svetlov, G. E. (1994). Novye religii Yаponii [New Religions of Japan]. Etnograficheskoe obozrenie, 2, 58-70. (In Russian).

Teshima, Jacob Yürö. (1999). Waga chichi. Teshima Ikuro ni tsuite kataru [My Father. Talking about Teshima Ikuro]. Deai, 2, 3-29. (In Japanese).

Thomsen, H. (1963). The New Religions of Japan. Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle Company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.