Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК И "ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЙ" МИР В ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВЕ ДЗЕН-БУДДИЗМА'

ЧЕЛОВЕК И "ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЙ" МИР В ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВЕ ДЗЕН-БУДДИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ПРИРОДА / ФИЛОСОФИЯ ЧАНЬ (ДЗЭН)-БУДДИЗМА / ИСКУССТВО ДЗЭН / ЯПОНСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИРИКА / PERSON / NATURE / PHILOSOPHY ZEN - THE BUDDHISM / ART A ZEN / THE JAPANESE MEDIEVAL LYRICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Нина Александровна

В центре внимания буддизма была исключительно проблема человека как такового. Эта антропоцентристская тенденция буддизма значительно укрепилась при возникновении и развитии школ дзэн. Делая фактический опыт просветления центральной точкой мировоззрения, дзэн сформулировал традиционную проблему человека как проблему абсолютной самости. Цель данной статьи - рассмотреть понимание человека, его места в мире в философии и искусстве дзэн, основываясь на японской средневековой поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSON AND THE “HUMANIZED” WORLD IN PHILOSOPHY AND ART A ZEN-BUDDHISM

In the centre of attention of the Buddhism there was exclusively a problem of the person as that. This anthropocentrist tendency of the Buddhism has considerably become stronger at occurrence and development of schools a zen. Doing actual experience of an enlightenment by the central point of outlook, the zen has formulated a traditional problem of the person as a problem of absolute egoism. The purpose of given article - to consider understanding of the person, its place in the world in philosophy and art a zen, being based on Japanese medieval poetry.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК И "ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЙ" МИР В ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВЕ ДЗЕН-БУДДИЗМА»

LIB

шши

FILOZOFIA, ETYKA I RELIGIOZNAWSTWO / ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ЧЕЛОВЕК И «ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЙ» МИР В ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВЕ

ДЗЕН-БУДДИЗМА

Васильева Нина Александровна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и истории, Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского

В центре внимания буддизма была исключительно проблема человека как такового. Эта антропоцентристская тенденция буддизма значительно укрепилась при возникновении и развитии школ дзэн. Делая фактический опыт просветления центральной точкой мировоззрения, дзэн сформулировал традиционную проблему человека как проблему абсолютной самости.

Цель данной статьи - рассмотреть понимание человека, его места в мире в философии и искусстве дзэн, основываясь на японской средневековой поэзии.

Ключевые слова: человек, природа, философия чань (дзэн)-буддизма, искусство дзэн, японская средневековая лирика

THE PERSON AND THE "HUMANIZED" WORLD IN PHILOSOPHY AND ART A

ZEN-BUDDHISM

Vasileva N. A.

candidate of philosophical sciences, the senior lecturer of faculty of philosophy, sociology and history Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky

In the centre of attention of the Buddhism there was exclusively a problem of the person as that. This anthropocentrist tendency of the Buddhism has considerably become stronger at occurrence and development of schools a zen. Doing actual experience of an enlightenment by the central point of outlook, the zen has formulated a traditional problem of the person as a problem of absolute egoism.

The purpose of given article - to consider understanding of the person, its place in the world in philosophy and art a zen, being based on Japanese medieval poetry.

Key words: the person, the nature, philosophy zen - the Buddhism, art a zen, the Japanese medieval lyrics

Постановка проблемы и анализ последних исследований. С самого начала своего развития в центре внимания буддизма была исключительно проблема человека как такового. Эта антропоцентристская тенденция буддизма значительно укрепилась при возникновении и развитии дзэнских школ. Делая фактический опыт просветления центральной точкой мировоззрения, дзэн переформулировал традиционную проблему человека как проблему абсолютной самости. В этой связи следует заметить, что дзэн поднимает вопрос человека в очень характерном виде. Вместо постановки этого вопроса в аристотелевской форме: «Что есть человек?» дзэн-буддизм прямо спрашивает: «Кто есть Я?» Это «что» не выражает природы человека вообще, но бесконечно более личное и интимное «кто» подходит к человеческому субъекту, который, существуя здесь и сейчас в пространственно-временном измерении, поднимает вопрос своей собственной самости. Совершенно естественно, что представление о человеке, созданное на базе такого отношения, будет полностью отличаться от представления о нем, которое формируется в сознании объективного наблюдателя, подходящего к проблеме с вопросом: «Что есть человек?» [5].

Цель данной статьи - рассмотреть понимание человека, его места в мире в философии и искусстве дзэн, основываясь на японской средневековой поэзии. Изложение основного материала. Чжуан-цзы задавался вопросом о том, как

бы ему найти человека, забывшего про слова, и поговорить с ним. В известных буддистских текстах говорится о «бессловесных» словах Будды, о его «громоподобном молчании» [1, с. 79]. Мысль о невозможности выразить в слове суть бытия сближала китайских философов, последователей даосизма, с чань-буддизмом. Эта школа сложилась в Китае на рубеже У-У1 веков н.э., основные принципы теории и практики чань: недоверие к слову и тексту как форме передачи высшей истины; недоверие к дискуссионно-логическому мышлению как способу постижения высшей истины; возможность достичь просветления и освобождения без длительного восхождения по пути самосовершенствования; спонтанное постижение высшей истины путем интуитивного озарения; возможность достижения совершенства в процессе жизнедеятельности; преодоление привязанности к духовным авторитетам и догмам; отказ от подражания и обретение внутренней свободы; снятие противоположностей «время-вечность», «субъект-объект», «жизнь-смерть», «истина-ложь», «добро-зло» и прочее. Философские принципы чань вместе с их эстетическими выводами были подхвачены в Японии, куда в Х1-Х11 вв. проникает чань-буддизм и где была создана школа дзэн - японская ветвь чань, оказавшая впоследствии огромное влияние на всю японскую культуру. В храмах дзэн, домах воинского сословия и вплоть до широких слоев общества развивается традиция наслаждения созерцанием китайских произведений искусства, что непо-

© Васильева Н. А., 2016

15

ии

средственно принято связывать с зарождением и развитием японских произведений, изображающих горы и воду, цветы и птиц. Чувственное восприятие красоты мира развивается до такой степени, что начинает исполнять философскую функцию. Именно в этот период появляются понятия «Ваби» (одухотворенная простота), «Саби» (тонкая прелесть налета старины), «Югэн» (сокровенное содержание, внутренняя глубина), «Мияби» (утонченная изысканность), «Аварэ» (очарование гармонии вещей), формируя не имеющее аналогов в мире искусство, в частности, литературу, театр «Но», маски которого великолепно выражают внутреннюю сущность человека и мира [3, с.15-16]. Представления чань (дзэн) о человеке и его сущностном единстве с миром оказали серьезное воздействие на японское искусство; особое значение имеет воспринятый им метод у-вэй (недеяние). Его суть в том, что художник проникает в объект изображения до полного слияния с ним и тогда работает без усилий: не он изображает предмет, а предмет сам как бы изображается благодаря художнику...

Рассмотрим представления о человеке в чань (дзэн-буддизме. Философская основа чань (дзэн) о человеке - это учение о пустотном Едином как бесконечной и бесформенной сущности всего существующего, пребывающего в вещах, но не являющегося вещью. Человек осмысливается как одна из вещей, где присутствует пустотное Единое, ведь «свойства сознания обширны и подобны пустоте. Все миры Будды подобны пустоте, чудесная природа человека в своей основе пустотна, поэтому нет ни единой вещи, которую можно обрести. Истинная пустотность собственной природы также подобна этому. однако пустота содержит в себе и солнце, и луну, и все звезды и планеты, великую землю, горы и реки, все травы и деревья, плохих и хороших людей, плохие и хорошие вещи, Небесный Алтарь (рай) и ад, которые все без исключения находятся в пустоте. Пустотность природы людей точно такая же.» [4, с. 70]. Поскольку вещи и люди признаются одинаково пустотными, наблюдаемые различия между ними считаются иллюзорными. Согласно этому учению, до тех пор, пока человек не осознал единую природу вещей, его точка зрения на них остается ограниченной: он поддается видимости их разнообразия. Постижение истины избавляет его от иллюзий. Он понимает, что пребывал в заблуждении относительно природы вещей вообще и собственной природы в частности. Подобные представления родственны и буддизму, и даосизму. Относительно понимания природы бытия между ними есть определенное сходство, не означающее, однако, совпадения. Между ними есть и различия. По даосизму, бытие и небытие порождают друг друга, взаимно переходят друг в друга, не останавливаясь на чем-то одном; в буддизме бытие поистине есть небытие, абсолютный покой, отсутствие движения и возвращения. В буддизме слияние с Единым трактуется как затухание жизненных проявлений и небытие. Чань, хотя и считается школой буддизма, в данном случае ближе к даосизму, поскольку не ставит традиционной для буддизма задачи достижения нирваны, отказа от всех желаний и обособления от мира, а скорее призывает раствориться в мире. Истинные его последователи не должны сторониться мирских дел. Уйти от мира нельзя; само это стремление греховно, так как разрывает сущностную связь человека с окружающим миром, природой. Об этом писал величайший деятель дзэн Догэн-дзэнси (1200-1253): «Путь Будды всегда превыше многого и немногого, и потому в нем жизнь и

смерть, и заблуждение и просветление, все живое и будды. И, однако, хотя все это именно так, но цветы облетают, мы печалимся, трава разрастается буйно, и нам неприятно это» [4, с. 74]. Путь Будды - символическое обозначение истинной реальности, природного мира, перед которым одинаково равны многое и немногое, то есть великое и малое, сходства и различия, их доступный обыденному разуму смысл. И если первая часть высказывания Догэна имеет общефилософский характер, то вторая (в привычных человеку образах) воспроизводит его отношение к земной жизни. Эти образы принадлежат и японской поэтической традиции, ведь японская классическая литература никогда не была отделена от современных ей интеллектуальных течений. Более того, нередко именно в ней претворены с наибольшей силой важнейшие нравственные и философские проблемы своего времени. Стихотворение Басё об одиноком вороне считается одним из самых выразительных воплощений дзэнской мысли в японской лирике:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер [6, с. 27].

Автор не развертывает перед читателем всей картины возможных пред-ставлений и ассоциаций, которые возникают в связи с предметом или явлением. Он только дает ей определенное направление. Ничего лишнего, все предельно просто. Благодаря умело подобранным деталям изображена поздняя осень. Чувствуется отсутствие ветра, природа неподвижна. Поэтический образ, казалось бы, едва намечен, но обладает в то же время большой емкостью, он конкретен. Поэт создал реальный пейзаж возле своей хижины и через него передал свое душевное состояние. Не об одиночестве ворона говорит он, а о своем собственном. И таких примеров в творчестве Басё можно найти много. И все-таки называть его поэзию лишь дзэнской неверно. Следует говорить о том, что сближало лирику Басё, и вообще средневековую поэзию Японии с учением дзэн, этим, по словам О.О. Ро-зенберга, «наиболее типически японским» [8, с. 37] из всех буддийских исповеданий. Учение дзэн разделяет основные положения позднего буддизма: что жизнь человека - краткое мгновение в безначальном и бесконечном потоке бытия, где человек вращается в непрерывной череде перерождений; что судьба его в каждом рождении зависит от добрых и злых поступков, совершенных в предыдущих существованиях; что жизнь человека есть страдание, сознает это человек или нет, и оно не прекратится, пока человек пребывает в круге земного бытия. Но сознание его омрачено незнанием причин этого страдания. Тогда как они - во всяком его поступке, во всех его страстях и желаниях, то есть в нем самом, а земное бытие - только видимое проявление подлинной реальности, природного мира, глубины которого исполнены покоя, никогда не познаваемы до конца и невыразимы в слове. Прервать мучительную цепь перерождений можно, постигнув все это и полностью угасив свои желания. Чтобы достичь состояния уравновешенности, человек должен, согласно чань (дзэн)-буддизму, познать истину. Этого можно добиться через осознание собственной природы, тождественной Единому: «Познать свой изначальный дух и значит - узреть изначальную природу. Только просветленный понимает, что изначально между ними нет различия, непросветленные же погружены в бесконечный ряд перерождений» [4, с. 80]. Постижение истины доступно всякому человеку. Постижение и есть просветление. Дзэн учит,

UB

шши

что для достижения просветления - сатори - не требуется ни специальной практики, ни систематизированного знания, ибо истина - это не столько знание в познавательном смысле, сколько особое состояние человеческой души. Истина уже содержится во всем существе человека - как природа Будды, пронизывающая собой все и вся, но ощутить ее в себе человек может лишь отрешившись от своего «я»; именно в этот момент и происходит его слияние с Единым, то есть с природой Будды. А если это так, то все существо человека, который стремится к просветлению, должно быть обращено к земной жизни. Согласно учению дзэн, человек способен обрести просветление сам, своими силами, в любой момент обыденной жизни, совершенно неожиданно для самого себя и толчком к этому может стать случайная встреча:

Грузный колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка [6, с. 234];

перемены в природе: Проталина в снегу, А в ней - светло-лиловый Спаржи стебелек [6, с. 80];

просто дерево: Ударил топором И замер. Каким ароматом Повеяло в зимнем лесу! [6, 252];

птица:

Так кричит фазан, Будто он открыл Первую звезду [6, с. 260].

О кленовые листья! Крылья вы обжигаете Пролетающим птицам [6, с.212];

цветы:

По горной тропинке иду, Вдруг стало мне отчего-то легко, Фиалки в густой траве [6, с.145];

Я поднялся на холм,

Полон грусти, - и что же:

Там шиповник в цвету! [6, с.237];

Учение, которое проповедовало необходимость созерцания как путь к постижению бытия, вовсе не настаивало на созерцательной жизни человека. Напротив, оно стремилось побудить его к жизни активной, учило самодисци-плине, необходимости самосовершенствоваться в любом деле, ремесле, искусстве. А сам акт созерцания - дзэн - являлся своеобразной идеальной моделью. Это требует от человека всех его духовных и физических сил, полной сосредоточенности, ведущей состояние человека от своего «я» к Единому, к Будде. Это состояние исполнено того особого спокойствия, того естественного, свободного равновесия с миром, с природой, когда это «я» исчезает, становясь всем; уже знакомый мир открывается заново. Нетрудно понять, что в переданном состоянии много общего с работой поэта. Сатори сходно с моментом поэтического озарения, из которого могут родиться строки:

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень.

Белеется свежий срез [6, с. 150].

Скорее всего, это имел ввиду Басё, когда говорил, что «сияние увиденной вещи - ты должен удержать его в слове, покуда оно не исчезло из твоего сердца» [2, с. 320]. Действительно, именно таково впечатление от данного стихотворения Басё - впечатление спонтанного его возникновения. Это и было целью мастерства - импровизация. Известно, как долго работал художник над каждым словом. Опыт прочтения его стихов показывает, что их «цель» - погрузить читающего в молчание, покой, родственный моменту сатори, полный какого-то высшего смысла. В качестве параллели, еще Пушкин утверждал, что спокойствие есть «необходимое условие прекрасного», воображение как «гениальное знание природы», сила ума и, наконец, «постоянный труд, без коего нет истинно великого» [7, с. 27], являются составными элементами творчества.

Выводы. Таким образом, своеобразие представлений школы чань-(дзэн) о человеке, об индивидуальности проявляется в том, что художник должен выразить Единое через единичное. Особую популярность приобрела идея чань-(д-зэн) о художественном творчестве как спонтанном процессе, основанном на своеобразном равноправии художника и изображаемого им объекта, предмета, явления; на слиянии художника с материалом, при котором достигается естественность его манеры изображения. Важность этой идеи для современного искусства в том, что утверждает свободу творчества, гуманизм в искусстве, которые противостоят и массовому искусству с его заниженными эстетическими требованиями, и тоталитарному - с его обезличиванием и жестким диктатом по отношению к художнику.

Список литературы

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н.В. Абаев. - Новосибирск: «Наука», 1989. - 405 с.

2. Басё. По тропинкам Севера (лирический дневник XYII века): пер. с яп., вступит. статья и прим. Н.И. Фельдман // Восток. - Сб.1. - «Литература Китая и Японии». - М.: «Academia», 1935. - 301-342 с.

3. Беседа с природой. Прекрасное в сердце японца: Каталог выставки из собрания Музея искусств префектуры Исикава «искусство от эпохи Эдо до наших дней». - Иркутск, 1999. - 105 с.

4. Догэн. Природа Будды / Догэн // Избранные произведения: пер., предисл. и коммент. А.Г. Фесюн. - М.: Серебряные нити, 2002. - 280 с.

5. Коваль С., Холин Ю. Дзэн и проблема человека / С. Коваль, Ю. Холин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nervana.name/buddism/homo.htm. - 18.04.2016.

ии

6. Летние травы: Японские трехстишия/пер. со старояп. В. Марковой. - М.: «Толк», 1995. - 320 с.

7. Пушкин А.С. Полн.собр.соч.: в 10 тт. // А.С. Пушкин. - Т.6. - М.: «Правда», 1981. - 448 с.

8. Розенберг О.О. Труды по буддизму / О.О. Розенберг. - М.: ГЛВР, 1991. - 290 с.

МАС-МЕД1А ЯК КАНАЛИ ВПЛИВУ НА ПОЛ1ТИЧНУ СВ1ДОМ1СТЬ СУСП1ЛЬСТВА:

УКРАШСЬКИЙ ДОСВ1Д

Зайко Л. Я.,

астрант кафедри фшософгг, Житомирського державного ушверситету iменi 1вана Франка

У статтi доведено, що мас-медiа е каналами впливу на полтичну свiдомiсть сучасного сустльства. Описано основш способи впливу на полтичну свiдомiсть - пропаганду, демагогт, створення iмiджу полтичног партгг або лiдера та т. Визначено види мас-медiа як каналiв просування певних жанрiв полтичног реклами. Наголошено на сощальнш вiдповiдаль-ностi мас-медiа та полтитв. Також на важливосmi дотримання загальнолюдських моральних принцитв у полтичнт дiяльносmi.

Ключовi слова: мас-медiа, пропаганда, машпулювання, полтичне машпулювання, полтична реклама, соцальна вiд-повiдальнiсmь.

THE MASS MEDIA AS THE MAIN CHANNEL OF INFLUENCE ON POLITICAL CONSCIOUSNESS PUBLIC: UKRAINIAN EXPERIENCE

Zaiko L. Ya.,

postgraduate student of the Department of Philosophy, Zhytomyr Ivan Franko State University

The article proves that the mass media is the main channel of influence on political consciousness public and describes the basic tools of political influence as propaganda, demagogy, creation of the image of a political party or a leader etc. The types of the mass media channels as promotion of certain genres of political advertising are defined in the article. The social responsibility of the mass media and politicians, and the importance of universal moral principles compliance in politics are emphasized by the author.

Keywords: the mas media, propaganda, manipulation, political manipulation, political advertising, social responsibility.

Постановка проблеми. Полггична сввдом^ть сустльства постшно пвддаеться впливам полиичних сил через кана-ли комуткацп. Найпотужтшими каналами такого впливу е мас-медiа завдяки можливоста донесення шформацп до найширшо1 аудиторп. Просування полиичних поглядiв та штереав полиичних сил через мaс-медia здшснюеться особливо активно тд час виборчих переготв. Ввдбуваеться активне застосування матпулятивних технологш впливу мaс-медia. Постае проблема сощально1 вщповвдальноста мaс-медia як кaнaлiв комушкацп перед сустльством за можливi негативт наслвдки 1'хнього впливу.

Анaлiз остантх дослвджень i публжацш. Значний доро-бок в осмислент впливу мaс-медia на полггичну сввдом^ть сустльства мають як украшсью, так i зaрубiжнi науковщ. Л. Городенко розглядае засоби масово1 комуткацп у контекста формування, функщонування громадсько1 думки [1]. Д. Лшлекер наголошуе на медiaцентровaнiй демократ як сучаснш полиичнш системi [2; 3]. Cm дом за вченим Л. Ороховська звертае увагу на медiaтизaцiю полиики за до-помогою мaс-медia [4]. Н. Гармаш виявляе роль мaс-медia в демокрaтизaцiйних процесах перехiдного сустльства ^зь призму aнaлiзу виборчих переготв в Укрaïнi та Росiï [5].

В. Шейнов у роботi «Шар „бший" та „чорний"» опи-суе «паблж рiлейшнз» (Public relations, скорочено - PR) та його прийоми i можливоста [6], в робота «Матпулюван-ня свщом^тю» розкривае суттсть та психологiчнi основи мaнiпулювaння свщомктю. Показано як працюе модель маншулювання свiдомiстю у виборчих компaнiях, пропаганд^ в полiтичнiй та комерцшнш реклaмi та iн. [7, с. 2].

П. Л^овський дослiджуе матпулятивний вплив на свь домiсть через осмислення феномена влади. Розглядае по-няття iмiджу, риторики, уточнюе ствввдношення понять

манiпуляцiя та пропаганда, ствставляе категорiю «матпу-ляцiя» з поняттям «щеолопя», розглядае використання за-собiв масово!' комунiкацii i полiтичних сценарпв, кiнцевою метою яких е контроль сввдомоста як управлiння в системi суспiльних вiдносин [8].

Т. Житткова аналiзуе процес полiтичного матпулю-вання, також визначае його характерт ознаки, аналiзуе вербальнi та невербальнi складовi цього виду матпулюван-ня, а також звертае увагу на рiвнi захисту вщ полiтичного манiпулювання [9]. О. Зубчик дослщжуе зв'язок полиич-но!' манiпуляцii з проблемою вщповвдальноста у сучасному суспiльствi. Також дослвдник аналiзуе природу полiтичноi манiпуляцii, фактори, що и спричиняють, засоби и реалiза-ци i можливi шляхи подолання ввдвертого манiпулювання з боку ЗМ1 та полiтичноi влади сввдом^тю громадян [10, с. 191].

Видiлення невиршених ранiше частин загальноi проблеми. Необхвдно поставити наголос на ролi мас-медiа як каналiв впливу на полиичну свiдомiсть суспiльства, кон-кретизувати способи впливу, що i е метою статта. Наголоси-ти на сощальнш вiдповiдальностi полiтикiв та мас-медiа перед соцiумом за можливi наслiдки манiпулятивного впливу на полиичну свiдомiсть суспiльства.

Виклад основного матерiалу. Стрiмке поширення демо-кратичних принцитв, iдеалiв призводить до демократизацп полиичних режимiв держав у свiтi. Демократизащя суспшь-них вiдносин вимагае ввдкритоста громадянського суспшь-ства та свободи вибору. Розширення функцiй i можливо-стей громади у керуваннi державою актуальне, зокрема, в Укршш.

Високорозвинене шформацшне суспiльство передбачае вiльний доступ громадськоста до важливоi полiтичноi ш-

18

© Зайко Л. Я., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.