Научная статья на тему 'Дыхательные практики как вспомогательный компонент в профилактике заболеваний и управлении эмоциональным состоянием в процессе обучения в вузе'

Дыхательные практики как вспомогательный компонент в профилактике заболеваний и управлении эмоциональным состоянием в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / УРОКИ В ВУЗЕ / RESPIRATORY SYSTEM / BREATHING TECHNIQUES / BREATHING EXERCISES / EMOTIONAL STATE / PREVENTION OF DISEASES / PSYCHOSOMATIC DISEASES / LESSONS IN HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капленко Ольга Михайловна

В статье дается определение дыхательным практикам. Предложено их применение в целях профилактики заболеваний, в том числе и психосоматических, при работе со студентами основной и специальной медицинской групп. Рассмотрены различные ситуации, как во время уроков, так и в повседневной жизни студента, где применение дыхательных практик положительно влияет на общее самочувствие и эмоциональное состояние. Предлагаются рекомендации по включению дыхательных практик в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPIRATORY PRACTICE AS AUXILIARY COMPONENTS IN THE PREVENTION OF DISEASES AND EMOTIONAL STATE MANAGEMENT IN THE PROCESS OF LEARNING IN THE UNIVERSITY

The article defines the breathing practices. It is suggested their use for the prevention of diseases, including psychosomatic, when working with students of basic and special medical groups. Different situations, both during lessons and in daily student life where the use of breathing practices a positive effect on overall health and emotional state. Recommendations are to include breathing practices in the educational process.

Текст научной работы на тему «Дыхательные практики как вспомогательный компонент в профилактике заболеваний и управлении эмоциональным состоянием в процессе обучения в вузе»

УДК 378:796

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ И УПРАВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Ольга Михайловна Капленко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физкультуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru, e-mail: o-m-kaplenko@yandex.ru

В статье дается определение дыхательным практикам. Предложено их применение в целях профилактики заболеваний, в том числе и психосоматических, при работе со студентами основной и специальной медицинской групп. Рассмотрены различные ситуации, как во время уроков, так и в повседневной жизни студента, где применение дыхательных практик положительно влияет на общее самочувствие и эмоциональное состояние. Предлагаются рекомендации по включению дыхательных практик в учебный процесс.

Ключевые слова: дыхательная система, дыхательные практики, дыхательные упражнения, эмоциональное состояние, профилактика заболеваний, психосоматические заболевания, уроки в вузе.

RESPIRATORY PRACTICE AS AUXILIARY COMPONENTS IN THE PREVENTION OF DISEASES AND EMOTIONAL STATE MANAGEMENT IN THE PROCESS OF LEARNING IN THE UNIVERSITY

Olga M. Kaplenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., a senior lecturer in physical education, tel. (383)361-01-80, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru, e-mail: o-m-kaplenko@yandex.ru

The article defines the breathing practices. It is suggested their use for the prevention of diseases, including psychosomatic, when working with students of basic and special medical groups. Different situations, both during lessons and in daily student life where the use of breathing practices a positive effect on overall health and emotional state. Recommendations are to include breathing practices in the educational process.

Key words: respiratory system, breathing techniques, breathing exercises, emotional state, prevention of diseases, psychosomatic diseases, lessons in high school.

Интерес к дыхательным упражнениям существовал всегда. В последнее время большой популярностью стали пользоваться различные дыхательные практики. Под практиками мы подразумеваем как отдельные дыхательные упражнения, так и комплексы дыхательных упражнений, а так же дыхательные гимнастики. Чаще всего встречается информации о различных восточных практиках, таких как тай-дзи, цигун, йога, частью которых являются дыхательные упражнения. Не менее известны методы «Бодифлекс», а также дыхательные гимнастики А.Н. Стрельниковой и К.П. Бутейко. И это далеко не полный

список всего разнообразия упражнений направленных на управление дыханием. В чем же такая популярность этого направления, как и для чего можно использовать эти практики в учебном процессе?

На наш взгляд популярность дыхательных практик заключается в их эффективности, как для развития дыхательной системы, так и в решении различных проблем со здоровьем, в том числе и психосоматического плана [1].

Кроме этого, для выполнения дыхательных упражнений не требуется дорогостоящего дополнительного оборудования и спортивных залов. Их можно выполнять и на рабочем месте, и в аудитории, и дома. Дыхательные практики, оказывая оздоровительный эффект имеют в то же время небольшие ограничения и противопоказания, а отдельные упражнения и не имеют противопоказаний вовсе.

Эффективность же в свою очередь определена следующими факторами.

Во-первых: дыхательная система единственная из систем организма, регуляцию которой человек контролирует сам. Все системы организма - сердечнососудистая, пищеварительная, нервная работают вне зависимости от нашего желания. Единственная система, которой человек может управлять - это дыхательная. Дышать можно глубоко и делать небольшие вдохи, задерживать дыхание на вдохе и на выдохе, а так же сочетать дыхание с упражнениями.

Во-вторых: организм человека - это саморазвивающаяся и саморегулируемая система. Исходя их того, что управлять дыхательной системой человек может сам, то и при выполнении различных дыхательных упражнений, в зависимости от частоты, глубины, ритма, способа дыхания, происходит воздействие и на другие органы и системы организма. Возможно, поэтому существует так много как отдельных упражнений, так и целых дыхательных комплексов, направленных на решение различных проблем связанных со здоровьем.

Мы считаем особенно важными вышеизложенные факторы при различных заболеваниях психосоматического характера [1]. Под психосоматикой мы подразумеваем «телесное отражение душевной жизни человека, включая как телесное проявление эмоций (следствием дисбаланса которых и становятся психосоматические болезни), так и «зеркало» иных подсознательных процессов, телесный канал сознательно-подсознательной коммуникации» [2]. Основывается это мнение и на том, что в последнее время до 80-85% заболеваний носит именно психосоматический характер, т. е. причиной возникновения являются «неотработанные» эмоции.

В течение всего периода обучения в вузе, а это от 3 до 5-6 лет, молодые люди постоянно находятся в процессе экологической адаптации [3]. Жизнь студента очень ярко эмоционально окрашена. Причем это не только мероприятия, явно вызывающие положительные эмоции. Это и те самые адаптивные ситуации, такие как: переезд в другой город, жизнь в общежитии, новые коллектив, новые преподаватели, сессии, и этот список можно еще продолжить. Если переложить эти события на шкалу стрессов предложенную Томасом Холмсом и Ричардом Рахе еще в 1960 году, то выясняется, что уровень стресса довольно высок.

Как мы дышим, так и живем. И действительно, в зависимости от ситуации и эмоции, соответствующей этой ситуации мы дышим по-разному.

Мы предлагаем рассмотреть процесс дыхания в свете эмоциональных проявлений.

Человек может «затаить дыхание» когда, например, ему страшно или он от кого-то прячется, или что-то прячет - на зачете, экзамене (типичная реакция на стресс). Он может «дышать полной грудью» от ощущения свободы (сдал экзамен или сессию, закончил вуз и получил диплом), и ему не хватает «глотка свежего воздуха» - не хватает чего-то нового, приятного. А учитывая тот факт, что дыхание мы можем управлять, можно идти и от обратного. Если мы эмоционально возбуждены и нужно успокоиться, то и подышать надо глубоко и спокойно. Эффект не заставит себя долго ждать. Есть такая рекомендация - если ты возбужден или даже зол, не высказывайся сразу, посчитай до 10 и подыши глубоко. И таких примеров можно привести довольно много, где управление дыханием приводит к довольно быстрым изменениям эмоционального фона человека.

Как же применять дыхательные практики во время уроков физкультуры?

Наиболее приемлемо использовать данное обучение при работе с основной группой в заключительной части урока. А вот со студентами СМГ групп изучением правильного дыхания и дыхательных упражнений можно заняться и в основной части урока. Еще один аргумент в пользу использования дыхательных практик со студентами СМГ - это невозможность распределить их по группам, соответствующим заболеваниям. Как правило, студенты, приходящие в специальную медицинскую группу, имеют различные диагнозы и проведение какого-то одного комплекса упражнений, соответствующего одному заболеванию, может быть противопоказано при других заболеваниях. Дыхательные же упражнения имеют минимальные противопоказания, а чаще всего и рекомендованы при группе заболеваний присутствующих у одного человека, что в последнее время все чаще встречается у студентов с отклонениями в здоровье.

Кроме того, мы видим необходимость включать в обучение данные упражнения в течение каждого семестра и всего периода обучения для закрепления и запоминания навыков правильного дыхания и использования упражнений в течение всей жизни. При сотрудничестве с другими кафедрами вуза рекомендовать использование упражнений во время перемен, проводить физкультминутки и физкульт-паузы во время занятий. Причем проводить дыхательные упражнения вполне могут и сами студенты.

Положительное влияние дыхательные практики оказывают на любого человека, не зависимо от его вида деятельности, от профессии, которую студент получит по окончании вуза, от его семейного положения. Скорее даже наоборот - владея своим дыханием, правильно используя его, применяя и научая окружающих любой человек, какой бы социальный статус и профессию он не имел, может помочь не только себе, но социуму, в котором он будет находиться каждый день.

В заключении подводя итоги вышесказанного, хотим сделать особый акцент на важности в рассмотрении возможности, а иногда и необходимости применения в обучении на уроках физической культуры в вузе таких безопасных, доступных, эффективных и востребованных в наше стрессовое время дыхательных практик.

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Капленко О.М. Использование телесно-ориентированных практик в коррекции психосоматических заболеваний // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - С. 137-140.

2. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия. Практическое руководство - М 6 Независимая фирма «Класс», 2005, - 592с. - (Библиотека психологии и психотерапии). стр.7.

3. Капленко О.М. Дыхательные упражнения как здоровьесберегающие техники в экологической адаптации студентов // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Современные тенденции повышения качества непрерывного образования : сб. материалов Международной научно-методической конференции, 1-5 февраля 2016 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 2. - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. - С. 152-154.

© О. М. Капленко, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.