Научная статья на тему 'ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В НЕРАВНЫХ ПРОПОРЦИЯХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В НЕРАВНЫХ ПРОПОРЦИЯХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Копылов Юрий Анатольевич

В настоящее время здоровье и общее самочувствие студентов ухудшается. Это проявляется в функциональных показателях и переутомлении в результате информационной и умственной нагрузки. Анализ научно-методических публикаций свидетельствует, что существуют различные дыхательные методики для повышения работоспособности студентов. Вместе с тем, методика дыхательной гимнастики в неравных пропорциях в полной мере не исследована. Целью настоящего исследования явилась разработка и интеграция в учебный процесс высших образовательных учреждений методики применения системы дыхания в неравных пропорциях. В результате представлен метод улучшения состояния здоровья обучающихся высших учебных заведений. Выявили, что для формирования устойчивости к негативным факторам студенческой жизни эффективными являются упражнения, выполняемые с вдохами и выдохами определенной скорости. Использование разработанного метода показало его высокую результативность для улучшения показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма занимающихся, уменьшения уровня стресса, а также разработки стратегии профилактики заболеваний и улучшения здоровья студентов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BREATHING EXERCISES IN UNEQUAL PROPORTIONS FOR STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Currently, the health and general well-being of students is deteriorating. This is manifested in functional indicators and fatigue as a result of information and mental stress. The analysis of scientific and methodological publications shows that there are various breathing techniques to improve the performance of students. At the same time, the technique of breathing exercises in unequal proportions has not been fully investigated. The purpose of this study was to develop and integrate into the educational process of higher educational institutions the methodology of using the respiratory system in unequal proportions. As a result, a method for improving the health of students of higher educational institutions is presented. It was revealed that exercises performed with inhalations and exhalations of a certain speed are effective for the formation of resistance to negative factors of student life. The use of the developed method has shown its high effectiveness for improving the respiratory and cardiovascular systems of the body of students, reducing stress levels, as well as developing a strategy for disease prevention and improving the health of students in general.

Текст научной работы на тему «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В НЕРАВНЫХ ПРОПОРЦИЯХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Дыхательная гимнастика в неравных пропорциях для студентов высших учебных заведений

Чернышева Елена Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры физической подготовки Сибирский юридический институт МВД России E-mail: kokovaei@mail.ru

Копылов Юрий Анатольевич,

кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, старший научный сотрудник Центр естественно-научных основ физического воспитания E-mail: yuko.47@mail.ru

В настоящее время здоровье и общее самочувствие студентов ухудшается. Это проявляется в функциональных показателях и переутомлении в результате информационной и умственной нагрузки. Анализ научно-методических публикаций свидетельствует, что существуют различные дыхательные методики для повышения работоспособности студентов. Вместе с тем, методика дыхательной гимнастики в неравных пропорциях в полной мере не исследована. Целью настоящего исследования явилась разработка и интеграция в учебный процесс высших образовательных учреждений методики применения системы дыхания в неравных пропорциях. В результате представлен метод улучшения состояния здоровья обучающихся высших учебных заведений. Выявили, что для формирования устойчивости к негативным факторам студенческой жизни эффективными являются упражнения, выполняемые с вдохами и выдохами определенной скорости. Использование разработанного метода показало его высокую результативность для улучшения показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма занимающихся, уменьшения уровня стресса, а также разработки стратегии профилактики заболеваний и улучшения здоровья студентов в целом.

Ключевые слова: дыхательные упражнения, студенты, функциональные показатели, дыхательная система, сердечнососудистая система, здоровье.

о с

CJ

со см о см I—

В настоящее время здоровье и общее самочувствие студентов ухудшается. Это проявляется в функциональных показателях и переутомлении в результате информационной и умственной нагрузки, возложенной на студентов [5]. Современный образ жизни студентов предполагает высокий уровень стресса и мало движения [4].

Проблема повышения здоровья студентов занимает приоритетную позицию в сфере образования и здравоохранения, так как государству необходимы гармонично развитые, активные и творческие люди [2]. Установлено, что с помощью дыхательной гимнастики можно справиться с различными отклонениями в организме студентов [8].

Дыхательная гимнастика - это древняя техника, которая используется для регулирования дыхания и помогает улучшить здоровье человека [6]. Эта техника очень проста и требует от человека только сознание своего дыхания и небольшую концентрацию. Считается, что это идеальный способ быстро расслабиться и избавиться от стресса. Более того, применение этой техники может помочь справиться с бессонницей, головной болью, защитить от расстройств гемодинамики и респираторной системы [7].

Анализ научно-методических публикаций свидетельствует, что существуют различные дыхательные методики для повышения работоспособности студентов. Вместе с тем, методика дыхательной гимнастики в неравных пропорциях в полной мере не исследована.

Цель исследования

Разработать и интегрировать в учебный процесс высших образовательных учреждений методику применения системы дыхания в неравных пропорциях.

Организация и методы исследования

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях во время учебных занятий. Он был апробирован на студентах-юношах экспериментальной группы (15 человек) с целью оценки влияния дыхания в неравных пропорциях на фи-зиометрические показатели в учебном процессе по физическому воспитанию. Контрольная группа студентов (17 человек) следовала стандартной программе физического воспитания.

В предлагаемом варианте программа респираторной подготовки включает восемь месяцев. Для

оценки эффективности респираторной подготовки студентов-юношей использованы следующие методы:

- максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть сразу после глубокого вдоха. Оценивалось в декалитрах;

- частота сердечных сокращений (ЧСС) оценивалась в состоянии покоя пальпаторно в течение 60 секунд;

- проверка на задержку дыхания (ЗД) на вдохе. Во время выполнения теста выполняется вдох с задержкой дыхания как можно более длительного периода времени. Оценивалась в секундах;

- проверка на задержку дыхания (ЗД) на выдохе. Во время выполнения теста выполняется вдох и сильный, полный выдох с задержкой дыхания на выдохе в течение как можно более длительного периода времени. Оценивалась в секундах;

- проверка систолического и диастолическо-го артериального давления (АД). Измерялись с помощью электронного аппарата AND UA-888EAC, мм рт. ст.;

- вентиляция легких определялась количеством вдохов и выдохов в течение трёх минут. Методика дыхания в неравных пропорциях

[1] включала экспериментальный период в течение 8 месяцев (в течение каждого месяца выполнялось по 8 занятий - два занятия в неделю).

Длительность каждой тренировки составляла 15 минут. Перед занятием проветривали помещение. Длительность дыхательных движений контролировалась с использованием метронома.

Система тренировки дыхания в неравных пропорциях представлена на рис. 1.

Месяцы тренировок (вдох - черный цвет, задержка дыхания после вдоха - серый цвет, выдох - светлый цвет)

Рис. 1. Система тренировки дыхания в неравных пропорциях, секунды

Результаты

В начале педагогического эксперимента функциональные показатели дыхательной и сердечнососудистой систем организма студентов в двух группах не имели статистически достоверных различий (рис. 2).

После окончания исследования отмечается, что экспериментальная группа статистически значимо повысила личные данные по сравнению с контрольной группой (рис. 3).

¡g 100 I 80

60

А

й 40

20

Рис. 2. Показатели дыхательной и сердечнососудистой систем юношей контрольной (синий цвет) и экспериментальной (красный цвет) групп в начале эксперимента, М+т: 1 - ЖЕЛ, декалитры; 2 - ЧСС в покое, уд/мин; 3 - ЗД на вдохе, с; 4 - ЗД на вдохе, с; 5 - АД систол., мм.рт.ст.; 6 - АД диастол. мм.рт.ст.; 7 -частота дыханий за три минуты, кол-во

140

« 120

g 100

Я

I 80

о

д 60

ё 40

о

> 20 0

12 3 4

5 6

7

Рис. 3. Показатели дыхательной и сердечнососудистой систем юношей контрольной (синий цвет) и экспериментальной (красный цвет) групп в конце эксперимента, М+т: 1 - ЖЕЛ, декалитры; 2 - ЧСС в покое, уд/мин; 3 - ЗД на вдохе, с; 4 - ЗД на выдохе, с; 5 - АД систол., мм.рт.ст.; 6 - АД диастол. мм.рт.ст.; 7 -частота дыханий за три минуты, кол-во

Эффективность дыхательной тренировки в неравных пропорциях может объясняться следующими факторами. Увеличенное усвоение кислорода в процессе выполнения пранаям (дыхательных упражнений) в неравных пропорциях обнаруживает, что при этом обмен энергии значительнее, чем в условиях спокойного дыхания. Это значит, что тренировочные дыхательные упражнения в сравнении со спокойным дыханием требуют больших усилий дыхательной мускулатуры, по объему соответствующей незначительной физической нагрузке. Частота сокращений сердца при пранаяме незначительно увеличивается [9].

Итоговые данные дыхательной и сердечнососудистой систем организма студентов указывают на снижение возможного риска (или его отсутствие) развития заболеваний, связанных с неправильным образом жизни или наследственной предрасположенностью [3].

В целом, исходные и итоговые данные дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма студентов могут служить основой для планирования рационального образа жизни и профилактики различных заболеваний. Получение исходных и итоговых данных по функционированию этих систем является крайне важным элементом для разработки стратегии профилактики заболеваний и улучшения здоровья занимающихся, в целом.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

140

'S 120

0

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

8

Полученные данные позволяют определить -какие виды физической активности необходимы для дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма занимающихся, какие виды спорта или физических упражнений наиболее эффективны, и какие упражнения могут помочь в борьбе с потенциальными заболеваниями. Необходимо отметить, что исследование функциональных показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека является фактором, позволяющим судить с высокой степенью вероятности об изменениях в этих системах.

Выводы

Исходя из вышеизложенных показателей, имеется возможность составить мнение об эффективности представленной экспериментальной технологии тренировки прерывистого дыхания в неравных пропорциях. Тренировка дыхания является эффективным инструментом для улучшения показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. Дыхательные упражнения позволяют расслабиться, улучшить контроль над дыханием в различных ситуациях. Регулярные упражнения на тренировку дыхания приводят к улучшению статуса организма. Дыхание становится более глубоким и полноценным, что увеличивает объем кислорода, поступающего в легкие. Также возможны изменения в работе сердечно-сосудистой системы - улучшается циркуляция крови и увеличивается устойчивость сердечной мышцы. После тренировки дыхания частота сердечных сокращений может уменьшиться, что означает сбалансированность в сложных ситуациях и уменьшение уровня стресса. Таким образом, тренировка дыхания - это важный фактор улучшения состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также для достижения эмоционального благополучия. Упражнения на неравномерное дыхание не только эффективны, но и очень просты.

Литература

1.

2.

о с

CJ со

3.

4.

5.

Васильев Т.Э. Начала Хатха Йоги. М. Прометей, 1990. 232 с.

Воловикова М.И., Галкина Т.В., Гостев А.А. и др. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Под редакцией А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. Москва: Институт психологии РАН, 2014. 320 с. Галимов Ф.Х. Дыхательная гимнастика как эффективный метод повышения здоровья // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5-4. С. 115-118. Лысцова Н.Л. Оценка здоровья студенческой молодежи //Фундаментальные исследования. 2015. № 2-8. С. 67-75.

Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибра-ев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях //Меж-

дународный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2. С. 193-197.

6. Накамура Т. Восточная дыхательная терапия. / Пер. с англ. К.: София, 1996. 288 с.

7. Солопов И.Н. Оптимизация адаптации организма посредством направленных воздействий на дыхательную функцию // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Биология и экология». 2013. Вып. 29. № 2. С. 241-249.

8. Щенкова И.П., Ашарапова А.И. Влияние дыхательной гимнастики на функциональное состояние студентов // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 5 (21). С. 23-26.

9. Ebert D. Physiologische Aspekte des Yoga. - 1.Au-fl. - Leipzig: Georg Thime, 1986. - 41 Abb.,30 Tab.

BREATHING EXERCISES IN UNEQUAL PROPORTIONS FOR STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Chernysheva E.I., Kopylov Yu.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Russian Academy of Natural Sciences

Currently, the health and general well-being of students is deteriorating. This is manifested in functional indicators and fatigue as a result of information and mental stress. The analysis of scientific and methodological publications shows that there are various breathing techniques to improve the performance of students. At the same time, the technique of breathing exercises in unequal proportions has not been fully investigated. The purpose of this study was to develop and integrate into the educational process of higher educational institutions the methodology of using the respiratory system in unequal proportions. As a result, a method for improving the health of students of higher educational institutions is presented. It was revealed that exercises performed with inhalations and exhalations of a certain speed are effective for the formation of resistance to negative factors of student life. The use of the developed method has shown its high effectiveness for improving the respiratory and cardiovascular systems of the body of students, reducing stress levels, as well as developing a strategy for disease prevention and improving the health of students in general.

Keywords: breathing exercises, students, functional indicators, respiratory system, cardiovascular system, health.

References

1. Vasiliev T.E. The Beginnings of Hatha Yoga. M. Prometheus, 1990. 232 p.

2. Volovikova M.I., Galkina T.V., Gostev A.A., etc. Psychological health of the individual and spiritual and moral problems of modern Russian society / Edited by A.L. Zhuravlev, M.I. Volovikov, T.V. Galkin. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2014. 320 c

3. Galimov F.H. Respiratory gymnastics as an effective method of improving health // Modern trends in the development of science and technology. 2016. No. 5-4. pp. 115-118.

4. Lystsova N.L. Assessment of the health of student youth //Fundamental research. 2015. No. 2-8. pp. 67-75.

5. Meermanova I.B., Koigeldinova S.S., Ibraev S.A. The state of health of students studying in higher educational institutions // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 2. pp. 193-197.

6. Nakamura T. Oriental respiratory therapy. /Translated from English by K.: Sofia, 1996. 288 p.

7. Solopov I.N. Optimization of organism adaptation by means of directed effects on respiratory function // Bulletin of Tver State University. Series "Biology and Ecology". 2013. Issue 29. No. 2. pp. 241-249.

8. Schenkova I.P., Asharapova A.I. The influence of respiratory gymnastics on the functional state of students // Alley of Science. 2018. Vol. 2. No. 5 (21). pp. 23-26.

9. Ebert D. Physiologische Aspekte des Yoga. - 1.Aufl. - Leipzig: Georg Thime, 1986. - 41 Abb.,30 Tab.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.