Научная статья на тему 'Двухуровневая система высшего образования как фактор повышения социальной мобильности студентов'

Двухуровневая система высшего образования как фактор повышения социальной мобильности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ / TWO-TIER HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / BOLOGNA PROCESS / EDUCATIONAL MOBILITY / LABOR MOBILITY / NATIONAL DIPLOMA / ACADEMIC RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каташинских В. С.

Реформирование системы высшего образования в России идет в рамках реализации положений Болонской Декларации. Возможность обучения за рубежом важное последствие реформирования системы высшего образования. Для предотвращения массовой «утечки мозгов» из России, привлечения в систему образования иностранных студентов необходимо приводить системы высшего образования в соответствие с европейскими нормами и стандартами, повышать общий уровень качества российского образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two-tier higher educational system as factor of student social mobility raise

Reforming of higher educational system in Russia takes place because of realization of the Bologna Declaration statements. Possibility of education abroad is important consequence of higher educational system reforming. To prevent large brain drain from Russia it is necessary to reform higher educational system in accordance with European regulations and standards to attract foreign students and to raise the quality of Russian education

Текст научной работы на тему «Двухуровневая система высшего образования как фактор повышения социальной мобильности студентов»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В. С. Каташинских, аспирант,

кафедра прикладной социологии,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

varvarass@bk.ru

ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Известно, что образование играет особую роль в утверждении национального самосознания и культурной самобытности каждого народа, его самоидентификации. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и сформировано с учетом российской ментальности. Поэтому интеграционные процессы, происходящие в системе образования, должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурных особенностей.

Реформирование системы высшего профессионального образования в России идет в рамках реализации положений Болонской декларации, базирующейся на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования. Это предполагает существенные изменения в российской системе высшего образования, получившей в наследство от советского прошлого характер субъектно-объектных отношений, когда к студенту относятся как к ребенку, каждый шаг которого необходимо контролировать.

Одной из главных задач Болонского процесса является создание такой системы вузов на европейском пространстве, при которой единые стандарты обучения будут способствовать конвертируемости дипломов в разных странах, а соответственно, как

учебной, так и трудовой мобильности населения.

Хотя на данный момент говорить о том, что российские дипломы бакалавра и магистра будут признаны за рубежом, рано. Необходима разработка совместных международных образовательных программ. В настоящее время такие программы реализуются пока только на уровне отдельных конкретных вузов. Для их выпускников появляется возможность признания совместных степеней, обеспечения и контроля качества образования, выдачи совместных для вузов разных стран дипломов, а также повышается их мобильность на международном уровне. Совместные дипломы фактически приобретают статус общеевропейских документов об образовании. На данный момент российские вузы в основном практикуют выдачу двух национальных дипломов, поскольку российское законодательство не регулирует этот процесс.

Возможность получить образование за рубежом, безусловно, является важным результатом перехода России на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Согласно данным исследования, проведенного автором в 2010 — 2011 гг. среди студентов 1 и 4 курсов вузов г. Екатеринбурга (N=1038) большинство респондентов (54,9 %) согласились бы продолжить свое обучение в другой стране.

Можно утверждать, что получение образования за границей — желание многих

№ 7 (15) СЕНТЯБРЬ 2011

современных студентов. Для 71,8 % респондентов это практика иностранного языка, для 44,2 % — получение дополнительных знаний, перспектива трудоустройства за границей занимает лишь третью позицию (40,7 % опрошенных) в рейтинге причин, по которым студенты хотели бы продолжить свое обучение за границей.

Действительно, образование за рубежом способно помочь в продвижении по карьерной лестнице, ведь специалисты с престижными дипломами иностранных вузов неизменно пользуются спросом как в российских, так и иностранных компаниях. Наличие диплома зарубежного вуза открывает новые возможности в поиске высокооплачиваемой и перспективной работы.

Вообще процесс получения образования за рубежом связан с большими тратами, поскольку иностранные вузы требуют весьма высокую цену за обучение. Кроме того, студент вынужден оплачивать свое пребывание в стране. В перспективе, в рамках реализации положений Болонской Декларации, каждый студент должен иметь возможность хотя бы один семестр учиться в другой стране.

Такие программы должны повысить привлекательность вуза для абитуриентов, его конкурентоспособность. Если абитуриент будет информирован, что в период учебы в данном вузе ему представится возможность учиться в течение семестра или учебного года в одной из европейских стран, он, вероятнее всего, захочет поступить именно в этот вуз. Возрастет ценность диплома вуза, его узнаваемость по всему миру.

Академические рейтинги студентов в тех вузах, где они используются, под влиянием такого дополнительного ресурса будут играть более важную роль, повысится заинтересованность студентов в интенсивной учебе. Вуз получит реальный стимул для организации эффективной системы обучения своих студентов английскому языку как языку европейского образовательного пространства. К тому же в образовательном процессе должна будет использоваться иноязычная специальная литература, что может дать дополнительный стимул для научной работы. «Появятся дополнительные возможности для реализации программ совместных и двойных дипломов с зарубежными партнерами, что будет способствовать повышению привлекательности и конкурентоспособ-

ности российских вузов. У вуза появятся и действенные стимулы для радикального совершенствования инфраструктуры, необходимой для приема иностранных студентов, что послужит причиной для общих благоприятных преобразований в данной сфере»1.

Главным фактором, влияющим на ориентации студентов на получение образования за рубежом, является желание получить диплом, котирующийся не только в одной стране, но и во многих государствах. С таким дипломом студенты получат возможность устроиться на работу как в России, так и за ее пределами. Некоторые студенты считают, что учебу за границей можно использовать как повод для иммиграции. Тем более что такие страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Германия и другие, «благосклонно относятся к желанию иностранных студентов, изучающих востребованные на национальном рынке труда специальности, пройти практику после окончания учебы, а после ее завершения и остаться совсем»2. Исследование показало, что для 40 % студентов Екатеринбурга трудоустройство за границей весьма привлекательно.

С другой стороны, абсолютное большинство опрошенных (71,5 % респондентов) считают, что трудоустройство за рубежом с дипломом вуза, в котором они обучаются, вполне возможно. К факторам, влияющим на такую возможность, студенты в первую очередь отнесли статус вуза, в котором они обучаются, полагая, что они учатся в одном из лучших вузов страны, который имеет хороший рейтинг за рубежом (61,5 % опрошенных). Действительно, преимуществами российской системы образования традиционно считаются высокое качество, фундаментальность и системность обучения. Поэтому, как уже говорилось выше, внедрение в российскую систему высшего профессионального образования европейской модели в идеале должно идти в рамках национальных традиций, ментальности, культурных особенностей.

Респонденты, которые считают, что трудоустройство за рубежом с дипломом их вуза невозможно, отмечают, что причинами этого для российских выпускников являются, прежде всего, низкий статус российского образования в мире (оно не котируется — 39,5 % студентов), а во-вторых, оценка соб-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ственных знаний, умений и навыков (для получения работы за рубежом их недостаточно — 32,9 % респондентов).

Низкий статус российского образования определяется студентами в первую очередь низким материально-техническим обеспечением вузов (36,5 % студентов), организацией учебного процесса (29 % респондентов). Факторы, связанные с финансированием и материальными затратами, к сожалению, стабильно остаются на низком уровне, так как материальная база вуза оставляет желать лучшего. В стенах высшего учебного заведения нет необходимой для молодежи социальной инфраструктуры, страдает нормативно-правовое обеспечение, а часто нехватка аудиторий, повышенная занятость преподавателей понижают качество (удобство) организации непосредственно образовательного процесса.

Студентами довольно высоко оцениваются профессиональная квалификация преподавателей (31,9 % опрошенных), содержание образования (учебный материал, содержание лекций, семинарских занятий) (23,8 % респондентов), а также общая оценка высшего образования как качественного (19 % студентов). Абсолютному большинству респондентов нравится учиться (86 % респондентов). Большинство опрошенных совершенно удовлетворены либо скорее удовлетворены своими оценками (73,2 %), знаниями (68,9 %) и практическими навыками (58,1 %). Это свидетельствует о высоком уровне профессиональной подготовки студентов, их знаний, умений и навыков.

Таким образом, возможность обучения за рубежом, как получение новых знаний, практики иностранного языка, являются важными последствиями реформирования системы высшего профессионального образования в России в рамках Болонского процесса. Интеграционные процессы, происходящие на европейском пространстве, должны способствовать взаимообогащению, обмену опытом между различными странами. Унификация систем образования, которая неизбежно ведет к конвертируемости дипломов, повышению студенческой и преподавательской мобильности, должна способствовать расширению спектра возможностей как для студентов, так и для специалистов, желающих повысить свою профессиональную квалификацию путем опыта обучения или работы в другой стране.

Обучение в вузе в собственной стране для многих российских студентов весьма привлекательно, а учеба за границей рассматривается как практика иностранного языка и возможность расширить кругозор, получить новые знания и жизненный опыт. Негативным последствием такой интеграции, безусловно, является «утечка мозгов»: студенты и молодые специалисты с целью более комфортных условий жизни, более широкого круга профессиональных возможностей зачастую стремятся через получение образования за рубежом получить возможность эмигрировать из России. Несмотря на то, что возможность трудоустройства за рубежом и эмиграции занимает лишь третью позицию в рейтинге причин, по которым студенты хотели бы обучаться за границей, нельзя забывать, что данная проблема уже насущна, а с расширением возможностей студентов при реализации положений Бо-лонского процесса и унификации системы российского высшего профессионального образования с европейской станет еще более острой.

Для предотвращения массовой «утечки мозгов» из России, а также привлечения в нашу систему образования иностранных студентов и преподавателей необходимо опять же в рамках Болонской декларации не только приводить системы высшего профессионального образования в соответствие с европейскими нормами и стандартами, нужно повышать общий уровень качества российского образования. А качество образования — это не только его суть (квалификация профессорско-преподавательского состава и содержание учебных занятий), но и общая инфраструктура вуза, его материально-техническое обеспечение, условия жизни и труда студентов и преподавателей, и даже общая психологическая атмосфера в стенах учебного заведения.

1. Зыков М. Б. Единое европейское пространство высшего образования. Реферат: Европейское пространство высшего образования : справ. изд. : сб. материалов и док. Болонского процесса. М. : Ред.-изд. центр, 2007. С. 88.

2. «Мягкий путь» вхождения России в Болон-ский процесс / М. Ю. Алашкевич, В. И. Байденко, О. В. Боев и др. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. С. 252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.