Научная статья на тему 'ДВУХКОМПОНЕНТНЫЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)'

ДВУХКОМПОНЕНТНЫЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
309
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЕ / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ / ТЕРМИНОСИСТЕМА / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудашева М. Ю.

Рассматривается синтаксический способ формирования английской терминологической системы «Экспериментальные музыкальные инструменты», при помощи которого образуются многокомпонентные словосочетания. Актуальность работы связана с потребностью наименования понятий вновь возникающей предметной сферы, расширения и структуризации её терминологии. Объект данного исследования - английская терминологическая система «Экспериментальные музыкальные инструменты», предмет исследования - двухкомпонентные терминологические словосочетания данной терминосистемы, образованные способом синтаксического словообразования. Целью статьи является лексикологический анализ двухкомпонентных терминологических сочетаний. При изучении материала были использованы следующие методы исследования: сравнительный метод, количественный метод, метод лингвистического наблюдения и описания, метод компонентного и словообразовательного анализа. Материал исследования - терминологические словосочетания, отобранные при помощи метода сплошной выборки из статей, книг, словарей, в том числе онлайн-словарей, интернет-сайтов музыкальной тематики. Установлено, что двухкомпонентные терминологические сочетания рассматриваемой терминосистемы являются эффективным средством её пополнения. Рассмотрены и проанализированы структурные модели образования двухкомпонентных словосочетаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO-COMPONENT TERMINOLOGICAL PHRASES OF THE ENGLISH TERM SYSTEM “EXPERIMENTAL MUSICAL INSTRUMENTS”

The article studies the issues of replenishment the English term system “Experimental musical instruments” using the syntactic method of word formation, because of which multicomponent phrases are formed. The task to nominate new concepts, replenish and systematize the terminology of the studying subject area is relevant. The object of the study is the English term system “Experimental musical instruments”; the subject is two-component terminological phrases included in this system, formed by the syntactic method of word formation. The purpose of the article is a linguistic analysis of two-component word combinations formed using the syntactic method of word formation. The following research methods were used: the method of linguistic observation and description, the comparative and quantitative methods, the method of component and word-formation analysis. The research material was terminological phrases selected by a continuous sampling method from articles, books, dictionaries, including online dictionaries, music-related Internet sites. It has been established that two-component terminological combinations of the analyzing term system are effective means of its replenishment. Structural models for the formation of two-component phrases were considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «ДВУХКОМПОНЕНТНЫЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)»

УДК 81'22 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.2(40).208-211

М.Ю.Кудашева

ДВУХКОМПОНЕНТНЫЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА)

Рассматривается синтаксический способ формирования английской терминологической системы «Экспериментальные музыкальные инструменты», при помощи которого образуются многокомпонентные словосочетания. Актуальность работы связана с потребностью наименования понятий вновь возникающей предметной сферы, расширения и структуризации её терминологии. Объект данного исследования — английская терминологическая система «Экспериментальные музыкальные инструменты», предмет исследования — двухкомпонентные терминологические словосочетания данной терминосистемы, образованные способом синтаксического словообразования. Целью статьи является лексикологический анализ двухкомпонентных терминологических сочетаний. При изучении материала были использованы следующие методы исследования: сравнительный метод, количественный метод, метод лингвистического наблюдения и описания, метод компонентного и словообразовательного анализа. Материал исследования — терминологические словосочетания, отобранные при помощи метода сплошной выборки из статей, книг, словарей, в том числе онлайн-словарей, интернет-сайтов музыкальной тематики. Установлено, что двухкомпонентные терминологические сочетания рассматриваемой терминосистемы являются эффективным средством её пополнения. Рассмотрены и проанализированы структурные модели образования двухкомпонентных словосочетаний.

Ключевые слова: терминообразование, терминологическое сочетание, терминосистема, структурная модель, синтаксический способ

Определение сущности термина и процессов терминообразования является центральной проблемой

современного терминоведения [1]. Существуют разные точки зрения на содержание понятия термин, что свидетельствует о его многоаспектности. Учёные выделяют различные признаки термина: существование в форме слова (А.А.Реформатский), соотнесённость с определённым профессиональным понятием (Д.С.Лотте), системность и нормативность (В.М.Лейчик) и др. С.В.Гринёв-Гриневич даёт определение термина как особой номинативной лексической единицы специфичного языка, используемой для точного именования специальных понятий [2]. В любой терминологии существуют лексические единицы, встречающиеся как в обыденной, так и в профессиональной речи, вызывающие определённые трудности при выделении терминологической лексики из состава языка. Это свидетельствует о нестабильности границы между терминологической и общеупотребительной лексикой: постоянно происходит процесс превращения терминов в общеупотребительные слова, а также использование бытовой лексики для формирования терминологий. Отнесенность термина к специальной области употребления обусловлена тем, что он используется для называния понятий. Как понятие принадлежит к определённой области знаний, так и термин является элементом фиксированного подъязыка и употребляется как таковой только в пределах данного подъязыка [3].

Термин существует исключительно в составе терминосистемы, которая соотносится с системой понятий, в свою очередь обусловленной специальной сферой деятельности или знаний.

Классификация способов терминообразования, предложенная С.В.Гринёвым-Гриневичем, является, на наш взгляд, наиболее полной [2, с. 123]. В данной классификации способы терминообразования подразделяются на:

— семантический — образование новых слов посредством создания омонимов;

— морфологический — создание новых терминов путём использования аффиксов;

— синтаксический — создание словосочетаний;

— морфолого-синтаксический — создание новых слов путём словосложения, эллипсиса, аббревиации).

Синтаксический способ терминообразования заключается в преобразовании обычных свободных

словосочетаний в сложные «эквиваленты слов» [2, с. 135]. В терминологии этим способом создаются термины-словосочетания, или составные термины. Составные термины являются единицами синтаксического уровня и представляют собой словосочетания, соединения двух и более знаменательных слов, объединённых на основе определённой синтаксической связи и выполняющих номинативную функцию [4]. Этот способ терминообразования обладает высокой степенью продуктивности.

Прежде чем перейти к рассмотрению терминологических словосочетаний английской терминологии «Экспериментальные музыкальные инструменты», обратимся к определению словосочетания. Словосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов (вместе с относящимися к ним служебными словами или без них), служащее для выражения единого, но расчлененного понятия или представления, объединенных на основе определенной синтаксической связи и выполняющих номинативную функцию [5].

Согласно концепции В.В.Виноградова, заложившего теоретические основы современного учения о словосочетании, словосочетание несёт ту же номинативную функцию, что и слово, может иметь целую систему

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 2 (41). С. 208-211. ' '

форм [5]. Между объектами словосочетания существует смысловая связь, которая определяется характером отношения зависимого слова к главному.

Что касается терминологического сочетания, то оно обладает признаками, свойственными словосочетанию в целом. Так, большинство лингвистов, занимающихся исследованиями в области терминологии, полагают, что лексико-грамматическая структура свободного и терминологического сочетания совпадают или, по крайней мере, имеют много общего. Таким образом, терминологическое сочетание также состоит из главного и одного или нескольких зависимых слов, соединённых атрибутивной связью.

Терминологические словосочетания являются неотъемлемой составляющей любой предметной сферы. Исследователи выделяют двух- и многокомпонентные (образованные путём соединения трёх и более слов) словосочетания.

Самой продуктивной моделью терминологических словосочетаний является двухкомпонентная структура. Двухкомпонентными терминологическими сочетаниями являются термины, одна часть которых выражена существительным, а другая служит для передачи его отличительной характеристики. Например: friction harp — фрикционная арфа, laser harp — лазерная арфа, ocean harp — океаническая арфа, earth harp — земляная арфа, pin-barrel harp — игольная арфа, где вторая часть термина указывает, что инструмент относится к определённой группе музыкальных инструментов, а первая часть указывает на его видовые признаки.

Несмотря на то, что терминологические единицы сферы музыка подвергнуты достаточно глубокому анализу [6-8], названия музыкальных инструментов являются одной из относительно неисследованных областей с точки зрения лингвистики. Однако известно, что терминология предметной области «Музыкальные инструменты» составляет 14% от всей общеупотребительной музыкальной лексики и 22% от терминологической музыкальной лексики [6].

В нашем исследовании представлена терминология предметной сферы «Экспериментальные музыкальные инструменты», которая включает в себя наименования музыкальных инструментов, созданных композиторами и музыкантами в XX веке и начале XXI века. Под названием «Экспериментальный музыкальный инструмент» мы понимаем музыкальные инструменты, в которых классические способы звукообразования применяются нестандартно или используются новые способы генерации звука [9]. Терминология исследуемой нами предметной сферы не была описана ранее, не зафиксирована лексикографически, в настоящее время практически отсутствует лингвистическая литература, посвящённая описанию экспериментальных музыкальных инструментов.

Источником материала исследования послужили книги и статьи о современной музыке (в частности, материалы периодического музыкального журнала Experimental Musical Instruments, издаваемого с 1985—1999 годы создателем инструментов и писателем Бартом Хопкиным), словари и музыкальные энциклопедии (в том числе музыкальная энциклопедия Grove Music Online), интернет-сайты и форумы, посвящённые теме современной музыки. Всего в проанализированных источниках было выявлено 145 терминологических единиц исследуемой предметной сферы, из них 60 двухкомпонентных терминологических словосочетаний, что составило 41,6%.

Для анализа двухкомпонентных терминов предметной области «Экспериментальные музыкальные инструменты» мы разработали классификацию, взяв за основу ранее созданную классификацию двухкомпонентных составных терминов [2, с. 136-138] и модифицировали её, дополнив аббревиатурными моделями.

В результате, наша классификация выглядит следующим образом:

— словосочетания, с именем существительным в роли препозитивного определения N+N (Noun+Noun);

— словосочетания, в которых функцию препозитивного определения выполняет прилагательное A+N (Adj ective+Noun);

— словосочетания, образованные по модели Ving+N (Verb+-ing+Noun), где Ving-причастие настоящего времени, которое утратило свой темпоральный признак и приобрело качественный признак;

— словосочетания, образованные по модели Abbr+N (Abbreviation+Noun);

— словосочетания, образованные по модели N+Abbr (Noun+Abbreviation).

Анализ английской терминологии «Экспериментальные музыкальные инструменты» показал, что все исследуемые терминологические словосочетания являются препозитивными (определение стоит перед определяемым словом). При этом определение может быть выражено другим именем существительным, прилагательным, причастием или аббревиатурой.

Самым распространённым в структурном отношении терминологическим словосочетанием оказалась модель N+N, где оба компонента выражены именем существительным, при этом главный компонент расположен в конце словосочетания. Первый компонент словосочетания стоит в препозиции, является зависимым и выполняет функцию определения. По этой модели образовано 40 терминов, что составляет 70% от общего числа проанализированных двухкомпонентных словосочетаний. Например: marble machine — мраморная машина, laser harp — лазерная арфа, rumba boxes — коробки для румбы, cheese drums — барабаны из сыра, sound space — пространство звука.

Второй по распространённости моделью образования терминологических словосочетаний рассматриваемой терминосистемы является модель Adj+Noun. Эта модель состоит из прилагательного и существительного. По данной модели образовано 11 терминов терминологии «Экспериментальные

музыкальные инструменты», что составляет 18% от общего количества анализируемых нами двухкомпонентных терминов-словосочетаний. В рамках этой модели функцию зависимого определения выполняет имя прилагательное, которое находится в препозиции к главному слову. Например: musical saw-музыкальная пила, wooden saxophone — деревянный саксофон, symphonic house — симфонический дом, ceramic guitar — керамическая гитара, digital warrior — цифровой воин, nether box — нижний ящик и т.д. Все зависимые определения рассматриваемой модели являются прилагательными, поскольку маркируются суффиксами прилагательных: -ic, -al, -ant, -ful.

Модель Ving+N представлена в выборке четырьмя терминологическими словосочетаниями, что составляет 7% от общего количества исследуемых терминосочетаний. В этой модели, в отличие от двух предыдущих, мы имеем дело с зависимым словом в форме причастия настоящего времени, которое образуется от глагола при помощи окончания —ing. Например, в терминосочетании singing saw (поющая пила) главный компонент, расположенный в словосочетании на втором месте, является существительным saw (пила). Зависимое определение singing (поющая) является причастием настоящего времени, образованным от глагола sing (петь) и указывает на видовой признак определяемого слова.

Следующие две группы нашей классификации представлены терминами, включающими в свой состав аббревиатуры. Следует отметить, что аббревиация как способ словообразования начала активно употребляться сравнительно недавно [2, с. 123]. Текстовые сокращения выполняют в научной речи важную функцию: они сокращают сложное многокомпонентное терминологическое наименование, что облегчает использование термина в научной коммуникации. Термин, зафиксированный в сокращённом виде, не усложняет структуру научного текста, не увеличивает его объема, не снижает качества его информативности [2, с. 136-138].

В модели Abbr+N (3% выборки) главное слово выражено именем существительным, а аббревиатура выполняет функцию зависимого определяемого слова. Например: HAPI — Hand Activated Percussion Instrument (Ударный Инструмент, Активируемый Вручную) является зависимым словом к существительному drum — барабан. В результате мы получаем новое терминологическое словосочетание HAPI drum — барабан ХАПИ.

В модели N+Abbr (2% выборки) аббревиатура выполняет функцию главного слова, а в роли зависимого выступает прилагательное в функции определения. Например: MIDI — Musical Instrument Digital Interface (Музыкальный Цифровой Интерфейс) является главным определяемым словом этой терминологической конструкции, в то время как существительное gypsy (цыган) — зависимым. В результате появилось новое терминологическое сочетание Gypsy MIDI — цыганский МИДИ.

Оба словосочетания представляют собой аббревиатуры, образованные инициальным сокращением заглавных букв в сочетании с именем существительным.

Соотношение моделей двухкомпонентных терминов представлено на рис.

модели двухкомпонентных терминов

N+Abbr

Abbr+N

Ving+N

A+N

N+N

5 10 15 20 25 30 35 40 45

0

Рис. Соотношение моделей двухкомпонентных терминов Как представлено на диаграмме, самыми многочисленными двухкомпонентными словосочетания исследуемой терминосистемы являются словосочетания, состоящие из двух существительных (Ы+М). Они представлены 40 терминологическими сочетаниями и составляют 70% от общего количества терминов в выборке.

Терминологические сочетания, представленные моделью (прилагательное +существительное),

являются следующими по продуктивности. По данной модели образовано 11 словосочетаний выборки, что составляет 18% от общего количества представленных в выборке словосочетаний.

Модель Ving+N (причастие 1 + существительное) представлена 4 терминосочетаниями (8% выборки).

Модель Abbr+N (аббревиатура + существительное) встретилась в выборке дважды, что составило 3% выборки.

Модель N+Abbr (аббревиатура + существительное) представлена в выборке одним термином, что составило 2% от представленных в выборке словосочетаний.

Таким образом, в статье описаны термины формирующейся терминологии «Экспериментальные музыкальные инструменты». Проанализированы двухкомпонентные термины, которые являются неотъемлемой её частью и эффективным средством пополнения исследуемой нами лексики. Изучение структурных моделей терминологии «Экспериментальные музыкальные инструменты» может стать основой для стандартизации и упорядочения данной терминологии.

1. Алексеева Л.М. Проблемы термина и терминообразования: Учеб. пособие по спецкурсу / Перм. ун- т. Пермь, 1998. C. 4.

2. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение. М., 2008. C. 11.

3. Гринев С.В. Введение в терминоведение. М.: Московский Лицей, 1993. C. 29.

4. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков: учебное пособие / Под. ред. М.Д.Резвецовой. М.: ФИЗМАТЛит, 2005. С. 129.

5. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высш. шк., 1972. С. 12.

6. Алимурадов О.А., Чурсин О.В. Когнитивнофреймовый подход к функциональносемантической характеристике современной английской музыкальной лексики // В мире научных открытий. 2009. № 3-1. С. 21-28.

7. Вицинская И.А. К проблеме транстерминологизации и межотраслевых терминов в немецкой музыкальной терминологии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2009. N° 559. С. 45-52.

8. Петровская О.С. Специфика музыкального термина // Интеграция науки и производства: 1-ая Международная научно-практическая конференция ТГТУ. Тамбов, 2008. С. 152-154.

9. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЭкспериментальньIе_музьIкальньIе_инструментьI (дата обращения: 15.12.2021).

References

1. Alekseeva L.M. Problemy termina i terminoobrazovaniya: Ucheb. posobie po spetskursu [Problems of the term and term formation]. Perm', 1998, p. 4.

2. Grinev-Grinevich S.V. Terminovedenie [Terminology]. Moscow, 2008, p. 11.

3. Grinev S.V. Vvedenie v terminovedenie [Introduction to terminology]. Moscow, 1993, p. 29.

4. Arakin V.D. Sravnitel'naya tipologiya angliyskogo i russkogo yazykov: uchebnoe posobie [Comparative typology of English and Russian languages: textbook]. Moscow, 2005, p. 129.

5. Vinogradov V.V. Russkiy yazyk. Grammaticheskoe uchenie o slove [The Russian language. The grammatical doctrine of the word]. Moscow, 1972, p. 12.

6. Alimuradov O.A., Chursin O.V. Kognitivnofreymovyy podkhod k funktsional'nosemanticheskoy kharakteristike sovremennoy angliyskoy muzykal'noy leksiki [Cognitive frame approach to the functional-semantic characteristics of modern English musical vocabulary]. V mire nauchnykh otkrytiy, 2009, no. 3-1, pp. 21-28.

7. Vitsinskaya I.A. K probleme transterminologizatsii i mezhotraslevykh terminov v nemetskoy muzykal'noy terminologii [On the problem of transterminologization and interbranch terms in German musical terminology]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2009, no. 559, pp. 45-52.

8. Petrovskaya O.S. Spetsifika muzykal'nogo termina [The specificity of the musical term]. Proc. of "Integratsiya nauki i proizvodstva". Tambov, 2008, pp. 152-154.

9. Eksperimental'nyye muzykal'nyye instrumenty [Experimental musical instruments]. Available at: https://rn.wikipedia.org/wiki/Eksperimentarnye_muzykarnye_instrumenty (accessed: 15.12.2021).

Kudasheva M.Yu. Two-component terminological phrases of the English term system "Experimental musical instruments". The article studies the issues of replenishment the English term system "Experimental musical instruments" using the syntactic method of word formation, because of which multicomponent phrases are formed. The task to nominate new concepts, replenish and systematize the terminology of the studying subject area is relevant. The object of the study is the English term system "Experimental musical instruments"; the subject is two-component terminological phrases included in this system, formed by the syntactic method of word formation. The purpose of the article is a linguistic analysis of two-component word combinations formed using the syntactic method of word formation. The following research methods were used: the method of linguistic observation and description, the comparative and quantitative methods, the method of component and word-formation analysis. The research material was terminological phrases selected by a continuous sampling method from articles, books, dictionaries, including online dictionaries, music-related Internet sites. It has been established that two-component terminological combinations of the analyzing term system are effective means of its replenishment. Structural models for the formation of two-component phrases were considered and analyzed.

Keywords: term formation, term combination, term system, structural model, syntactic method.

Сведения об авторе. Марина Юрьевна Кудашева — ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Пермский государственный институт культуры; ORDID: 0000-0002-4877-9362; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.02.2022. Принята к публикации 01.03.2022.

Ссылка на эту статью: Кудашева М.Ю. Двухкомпонентные терминологические словосочетания терминосистемы «Экспериментальные музыкальные инструменты» (на материале английского языка) // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. N 2(41). С. 208-211. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.2(41).208-211

For citation: Kudasheva M.Yu. Two-component terminological phrases of the English term system "Experimental musical instruments". Memoirs of NovSU, 2022, no. 2(41), pp. 208-211. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.2(41).208-211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.